Заседание № 362
О проекте федерального закона № 1080003-7 "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" (в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции". Доклад Александра Александровича Максимова. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С места? Да, можно, ваше право. Включите Максимову Александру Александровичу микрофон. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению Государственной Думой в третьем чтении. Замечаний нет. Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству просит его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, краткость - сестра таланта, но всё-таки правильно было бы вот о чём сказать. Мы с вами сегодня рассматриваем очень важный вопрос. Законопроект, рассматриваемый в третьем чтении, принимается в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры. В Государственную Думу обращались руководители учреждений культуры, мы этот вопрос обсуждали с Александром Александровичем Калягиным, председателем Союза театральных деятелей России. После принятия закона, проект которого нашим профильным комитетом - надо отдать ему должное - достаточно быстро и профессионально был подготовлен, наши организации культуры смогут не проводить торги при заключении договоров с арендаторами на оказание услуг общественного питания и на осуществление розничной продажи сувенирной продукции. То, что сегодня затрудняет их деятельность, уйдёт в прошлое. И что ещё очень важно, без проведения торгов можно будет передавать в аренду созданные для конкретного спектакля и более не востребованные сценическое оборудование, декорации и костюмы. Закупочные послабления в целом позволят снизить бюрократическую нагрузку на учреждения культуры. Порядок и условия заключения договоров установит правительство. Понятно, что они будут более гибкими и менее забюрократизированными. Конечно, для этого потребуется подготовить подзаконные акты, но, надеемся, этот вопрос правительством будет решён достаточно эффективно. Это очень важный законопроект. Этот закон ждут наши учреждения культуры: он многие проблемы для них снимет, особенно во время летних гастролей. Сегодня мы принимаем этот закон. Коллеги, хотелось бы, чтобы вы знали эту информацию. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 49 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 361
О проекте федерального закона № 1080003-7 "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" (в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры; принят в первом чтении 10 марта 2021 года с наименованием "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции". Пожалуйста, Александр Александрович Максимов. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к принятию во втором чтении. Поступило только четыре поправки. Комитет рекомендует принять поправки и законопроект в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 56 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование законопроект, 13-й вопрос, второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 26 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МАКСИМОВ А. А. Уважаемые коллеги, замечаний по законопроекту не поступало. Предлагаю включить его в повестку работы на завтра, 2 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается ваше предложение.
Заседание № 344
О проекте федерального закона № 1080003-7 "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра культуры Аллы Юрьевны Маниловой. Пожалуйста. МАНИЛОВА А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Сегодня в соответствии с законом "О защите конкуренции" учреждения культуры предоставляют в аренду свои помещения под буфеты тем организациям, которые предложат лучшую цену аренды на аукционе. Значительные расходы на аренду арендаторы компенсируют высокими ценами на продукцию, тем более что время торговли, особенно в театре, для них крайне ограничено: перед спектаклем и в антракте. Жалобы зрителей на завышенные цены, иногда чрезвычайно завышенные, и не всегда достойное качество продукции в театральных и в музейных буфетах не являются редкостью. В связи с этим законопроектом организациям культуры предоставляется право заключать договоры аренды без торгов в двух случаях: во-первых, с организациями общественного питания для буфетного обслуживания посетителей и самих работников организаций культуры и, во-вторых, с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю тематической сувенирной продукцией. Замечу, что аналогичные льготы по передаче имущества без торгов уже предусмотрены в законе "О защите конкуренции" для образовательных организаций. Порядок и условия заключения таких договоров будут определяться правительством. Проект соответствующего постановления уже разработан и направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти. Кроме того, законопроектом предусматривается, что организации культуры смогут передавать без торгов в аренду или в безвозмездное пользование не только помещения, о чём я только что сказала, но также декорации, костюмы и сценическое оборудование. Сегодня, если спектакль снят с репертуара, декорации и костюмы отправляются на склад. Предлагаемые изменения упрощают процедуру передачи этого имущества другим организациям культуры, дают вторую жизнь декорациям и помогают обновить репертуар тем организациям, которые в этом нуждаются. Декорации и костюмы готовятся под конкретный спектакль и не могут быть востребованы неограниченным кругом лиц, поэтому в аренде будет заинтересован только тот, кто работает над постановкой конкретного аналогичного спектакля. Следует отметить, что именно этот вопрос был поднят деятелями театрального искусства на встрече с Президентом России в Ярославле в 2019 году на торжественном открытии Года театра в Российской Федерации, - таким образом, этот законопроект направлен и на исполнение соответствующего поручения президента. Порядок и условия передачи без торгов движимого имущества, а также перечень видов такого имущества будут утверждаться также Правительством Российской Федерации, ещё два постановления также разработаны Минкультуры и уже направлены на согласование в ФОИВы. Принятие законопроекта, подготовленного - хочу на это обратить внимание - совместно с отраслью, очень важно для учреждений культуры, поскольку снижает бюрократические барьеры и открывает путь в музеи и театры профессиональным участникам рынка. И это путь и к снижению цен, и к повышению качества этой продукции. Конечно, это будет способствовать и доступности в целом сопутствующих услуг в наших театрах и музеях для зрителей. Просим поддержать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Владимира Владимировича Гутенёва. ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает предлагаемые законопроектом изменения. Мы предполагаем, что предлагаемые законопроектом изменения позволят создать комфортные условия для пребывания посетителей в организациях культуры, а также дополнительные условия для возврата посетителей в театры, в музеи, цирки и прочие учреждения культуры после полной отмены введённых ограничений, к чему мы близки. Мы создадим более комфортные условия для наших граждан. При этом комитет обращает внимание на необходимость проработки вопроса о соблюдении прав арендаторов, которые в настоящее время надлежащим образом исполняют свои обязанности по ранее заключённым договорам и в соответствии с частью 9 статьи 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" имеют право продлевать договоры аренды на новый срок без конкурсных процедур. Кроме того, реализация положений законопроекта требует принятия постановлений Правительства Российской Федерации, определяющих порядок и условия заключения договоров аренды, перечень видов имущества, относящихся к сценическому оформлению спектакля и к стационарному сценическому оборудованию, а также порядок и условия передачи прав на его дальнейшее использование. Считаем, что Правительству Российской Федерации необходимо представить указанные проекты нормативных актов в комитет до рассмотрения законопроекта во втором чтении. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алла Юрьевна, для любого руководителя очень хороший момент, когда он имеет единоличное право принимать решение, не проводя торгов, но будут ли при этом какие-то регуляторы в части соотношения цена - качество? МАНИЛОВА А. Ю. Спасибо большое за вопрос, он очень важный. Собственно, мы и делаем это для того, чтобы проблема соотношения цены и качества была решена наилучшим образом, в интересах зрителя. Сегодня очень много жалоб и на цены, и на качество, в особенности на цены. Когда арендные договоры будут заключаться без торгов, по среднерыночной оценке аттестованными оценщиками, в точном соответствии с законом об оценке, конечно, цена аренды будет ниже. И существенным условием договоров между организацией культуры и организацией, которая придёт заключать арендный договор, обязательно будут предельные цены на каждый вид продукции. Поэтому снижение цен при одновременном повышении качества - да, это цель, прямая цель данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Алла Юрьевна, в продолжение вопроса. А где вот здесь прописаны предельные цены, механизм их установления, в каких нормативных актах? И вы тут сослались на образование, но в сфере образования, наверное, ещё не везде пользуются подобным механизмом, потому что и школы, и детские садики у нас пока регулярно устраивают соответствующие конкурсные процедуры, для того чтобы установить поставщика продуктов питания или обеспечения питания. Кто будет ограничивать цены, каким нормативным актом, как это вообще будет происходить? И самое главное: арендная плата ведь поступает в учреждения культуры в данном случае, а вы в данном случае прогнозируете уменьшение этой самой арендной платы. МАНИЛОВА А. Ю. Спасибо за вопросы. С конца начну: поскольку нет аукциона, не будет таких повышенных ставок, что даст возможность арендаторам снижать цены. Это, собственно говоря, прямая зависимость между этими двумя понятиями. Что касается того, где будет это прописано. Это будет прописано как раз в соглашении между театром или музеем и арендодателем, обязательно будет прописано. Но прежде всего мы в трёх постановлениях правительства как раз регулируем эти вопросы. В частности, в первом постановлении правительства (я его коротко упомянула в своём докладе) прописывается порядок и условия заключения организациями культуры договоров аренды без проведения конкурсов или аукционов в отношении государственного или муниципального имущества. Здесь прописан порядок действий: тот, кто хочет стать арендатором, приносит в музей или театр свою заявку, в которой полностью отражает информацию об ассортименте, качестве, цене товара, о своей репутации, о том, где эта компания уже работала, для того чтобы это было максимально прозрачно для дирекции театра или иной организации культуры. В случае поступления двух заявок или более решение будет приниматься исходя из очерёдности поступления заявок. Как я уже сказала, размер арендной платы будет устанавливаться на основании официального отчёта аттестованного оценщика об оценке рыночной арендной платы. Наконец, организация культуры будет обязательно согласовывать - это мы прописываем в нашем акте - с учредителем передачу в аренду имущества. И наконец, ещё одним существенным условием договора аренды является запрет на передачу имущества в субаренду, только сам арендатор ведёт тут работу. Мы в постановлениях правительства подробно описываем механизм - что называется, на пальцах, - что должна сделать компания, которая хочет стать арендатором, скажем, в театре или в музее. Она должна прийти со своей заявкой, в которой должны быть описаны все условия, на которые они готовы подписаться. Всё будет максимально прозрачно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Журова Светлана Сергеевна. ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Алла Юрьевна, в продолжение вопросов моих коллег тоже немного уточняющий вопрос. Дело в том, что не все учреждения культуры, например библиотеки, подведомственны Министерству культуры и министерствам культуры в регионах, есть такие учреждения и в системе образования, например, библиотека научно-техническая, где я являюсь председателем попечительского совета. Будут ли нормы закона распространяться на них, точно так же как и на объекты именно культуры в вашем подчинении? МАНИЛОВА А. Ю. Спасибо, Светлана Сергеевна, действительно важный вопрос для регионов. Да, безусловно, распространятся вне зависимости от подчинения, но, как я сказала, согласовывать эти арендные отношения организация культуры должна будет со своим учредителем. В нашем случае, в федеральном, - с Министерством культуры, в случае регионального подчинения - с региональными министерствами культуры, региональными правительствами, в случае муниципального подчинения - с муниципалитетами. Разные уровни, но распространяется этот принцип на всех, конечно, сквозным образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры", пункт 22. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 55 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается единогласно.