Заседание № 353
О проекте федерального закона № 1079336-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (в части совершенствования единой государственной информационной системы социального обеспечения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 5-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект через усиление информационной составляющей направлен на совершенствование единой государственной системы социальной помощи. Он прошёл правовую, лингвистическую экспертизы и подготовлен Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов к рассмотрению в третьем чтении. Просьба поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 47 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 351
О проекте федерального закона № 1079336-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (в части совершенствования единой государственной информационной системы социального обеспечения; принят в первом чтении 16 февраля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в части совершенствования единой государственной информационной системы социального обеспечения").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи". Докладывает Татьяна Васильевна Сапрыкина. САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Законопроект направлен на совершенствование единой государственной системы социального обеспечения. В комитет поступило 13 поправок к законопроекту, 11 из них включены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, и две поправки - в таблицу поправок № 2, рекомендуемых к отклонению. Уважаемые коллеги, комитет рекомендует данный проект федерального закона к принятию. Просьба проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Васильевна. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 00 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Будут ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 26 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 50 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно.
Заседание № 341
О проекте федерального закона № 1079336-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в части совершенствования единой государственной информационной системы социального обеспечения".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в части совершенствования единой государственной информационной системы социального обеспечения". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Валентинович Скляр. СКЛЯР А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальный защиты Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в части совершенствования процессов назначения мер социальной поддержки субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями посредством единой государственной информационной системы социального обеспечения. Законопроект направлен на выполнение поручения Президента Российской Федерации о переводе до 1 января 2023 года в электронный формат массовых социально значимых услуг, государственных и муниципальных услуг. В соответствии с действующей редакцией федерального закона, ЕГИССО функционирует с 2018 года и обеспечивает решение следующих основных задач: формирование в различных разрезах аналитической информации о предоставлении в Российской Федерации мер социальной поддержки, учёт определённых категорий граждан, таких как дети-сироты, опекуны, попечители, родители, или граждане, лишённые родительских прав. Также с 1 января 2021 года с помощью ЕГИССО выявляются жизненные события, и на их основании, на основании их выявления персонифицированно информируют граждан о возникновении прав на соответствующие меры социальной поддержки, то есть с 1 января такие уведомления уже поступают посредством личных кабинетов на едином портале госуслуг. Несмотря на то что все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования размещают в ЕГИССО информацию о предоставленных мерах социальной поддержки, именно вопрос автоматизированного их предоставления в беззаявительном порядке либо только на основании заявления в настоящее время не решён. В настоящее время процесс предоставления мер социальной поддержки в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях осуществляется либо ручным способом, либо посредством информационных систем, которые, к сожалению, не могут обеспечить в полном объёме, в полном масштабе взаимодействие с гражданами в электронном виде, в том числе без сбора с граждан документов. Также бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований несут по сути идентичные расходы на автоматизацию одних и тех же процессов в рамках назначения и предоставления мер социальной поддержки. Таким образом, в рамках закона, в случае его принятия регионы смогут использовать именно ЕГИССО для назначения мер социальной поддержки. При использовании ЕГИССО они смогут предоставлять меры либо в беззаявительном порядке, либо только на основании одного заявления. Все сведения, которые необходимы для предоставления мер социальной поддержки, например сведения о доходах либо сведения о рождении детей, будут посредством системы автоматизированно получать органы соцзащиты из других источников, например из Федеральной налоговой службы, без участия граждан и без бумажных запросов. Важным является и то, что регионы смогут использовать ЕГИССО, естественно, бесплатно. И в итоге она должна обеспечить единые условия при взаимодействии с гражданами во всех субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях в рамках предоставления мер социальной поддержки. При этом у тех регионов, которые имеют собственные высокоразвитые технологические информационные системы, а также средства бюджетов на их поддержание и развитие, сохранится возможность использования этих самых систем и в дальнейшем. Также необходимо отметить, что данным законопроектом мы не ограничиваем возможности обращения граждан путём посещения органов социальной защиты, путём посещения многофункциональных центров. Вместе с тем наш опыт назначения мер социальной поддержки в 2020 году, например материнского капитала, социальных выплат детям с семи лет, это 5-10 тысяч рублей, позволяет сделать вывод, что те изменения, которые предусмотрены законопроектом, будут удобны и востребованы гражданами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович, присаживайтесь. С содокладом выступает Татьяна Васильевна Сапрыкина. САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представитель правительства абсолютно полно раскрыл суть концепции представленного законопроекта. И от комитета я считаю нужным добавить лишь следующее. По нашему мнению, законопроект направлен на совершенствование процессов администрирования единой государственной информационной системы социального обеспечения, и мы полагаем, что это благотворно скажется на её функционировании, а также, как следствие, обеспечит оперативность принятия решений соответствующими органами и оптимизирует для граждан процесс предоставления документов для получения мер социальной поддержки. Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, которые должны покрываться за счёт средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Она будет осуществляться в пределах средств, которые предусмотрены бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на мероприятия по информатизации. Вместе с тем комитет не исключает, что возможны дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, которые могут быть связаны с развитием и эксплуатацией информационных систем субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в целях приведения в соответствие их с едиными установленными Правительством Российской Федерации требованиями к информационным системам. Комитеты-соисполнители - это комитеты Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и по вопросам семьи, женщин и детей - поддерживают проект федерального закона. Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало замечание редакционного характера. Профильный комитет Совета Федерации поддержал концепцию рассматриваемого законопроекта. Счётная палата замечаний и предложений не имеет. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Васильевна. Есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. У меня вопрос к представителю правительства. Все мы были участниками таких событий: приходишь получать справку о социальных пособиях или ещё о чём-либо, сидит девушка и говорит, что компьютер завис, и компьютер может зависнуть на час, на два, а иногда и на сутки. Вот, например, в Техасе сейчас прошёл ураган, и, в общем-то, 2,5 миллиона человек лишены доступа к электричеству. Вопрос в следующем: останется ли возможность получения данных о социальных льготах, которые, допустим, предназначены семье, на бумажном носителе, или же это будет только на информационном носителе? Потому что, если и на бумажном, и на информационном, тогда это действительно, ну, путь к выбору, путь к свободе определённой, а если только на информационном, тем более он будет контролироваться... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, Алексей Валентинович? СКЛЯР А. В. Да, спасибо большое за вопрос, вопрос понятен. В настоящее время это устроено так, что, к сожалению, а может, это и хорошо, при отсутствии технической работоспособности процесс невозможен, потому что сегодня только посредством электронного взаимодействия можно, например, получить от Федеральной налоговой службы информацию о доходах гражданина. При этом те риски, о которых сейчас было сказано, когда по каким-то причинам система неработоспособна, в рамках данного законопроекта будут минимизированы, потому что это единое решение, которое предоставляется на федеральном уровне. При этом это единое решение имеет как бы резервирование, резервную систему, и если по каким-то причинам не работает основная база, скажем так, извините за технологический такой язык, то, соответственно, будет обеспечена работа второго экземпляра системы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Алексей Валентинович, как только объявляется какая-то новая социальная помощь, так сразу в регионе возникает очень много вопросов, потому что все сразу хотят войти в эту систему. Может быть, можно разделить по регионам - в какое-то определённое время Краснодарский край, Ростовская область и так далее, - чтобы у людей было больше возможностей? А в целом законопроект прекрасный. Спасибо. СКЛЯР А. В. Ну, до 2024 года мы даём право субъектам Российской Федерации использовать и свои системы. И как вы подметили в своём вопросе, как только вводится новая мера социальной поддержки (например, выплата семьям с детьми от трёх до семи лет), каждому субъекту Российской Федерации нужно реализовывать свои алгоритмы, нужно подключаться к определённым сведениям межведомственного электронного взаимодействия и осуществлять множество очень трудоёмких процессов. С использованием ЕГИССО при назначении мер социальной поддержки все эти вопросы для региона будут решаться централизованным образом: при введении мер социальной поддержки - неважно, на федеральном уровне либо если меры социальной поддержки устанавливают на уровне субъектов, на уровне муниципальных образований своими нормативными актами - они уже получают готовое решение, и им не нужно проводить необходимые технологические и технические процедуры по настройке процессов предоставления этих мер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Валентинович, и здесь уже прозвучало, и в раздаточных материалах сказано, что не потребуется дополнительно финансов, всё это будет делаться за счёт бюджета Пенсионного фонда, а именно в рамках раздела, касающегося информатизации. Однако всё-таки хотелось бы услышать от вас, хоть это финансирование и внутри пойдёт, каков порядок, всё-таки какая это сумма будет в этом году, на следующие годы? СКЛЯР А. В. Нет-нет, в принципе расходов не будет в будущем периоде, потому что данная функциональность уже заложена в системе, она реализована, она сегодня используется для тех мер социальной поддержки, которые назначаются, предоставляются Пенсионным фондом, - например, выплаты, которые были назначены детям от нуля до трёх лет, от трёх до шестнадцати лет, потом от нуля до шестнадцати в июле, в декабре 2020 года, либо посредством выдачи материнского капитала и его распоряжения. Соответственно, мы вот это решение, готовое на сегодняшний день техническое решение просто передаём регионам, чтобы они использовали в рамках реализации своих полномочий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Валентинович, вот вы ключевое слово сказали - передаём регионам. Проблема в том, что мы 184 полномочия передали, а финансовых мандатов - только 30 процентов. Не считаете ли вы правильным всё-таки записать, что это будет осуществляться за счёт средств Пенсионного фонда или ваших статей в федеральном бюджете? Потому что у нас сегодня консолидированная задолженность консолидированных бюджетов увеличивается, планируется в размере 3,2 триллиона, понимаете? Вот вы отвечаете каким-то рыбьим языком, а надо конкретно ответить: сколько и за счёт чего? Я вот пока не понял, я прочитал и не понял, потому что у вас написано: нет затрат. А как, если вы новые компьютеры покупаете, - как вы их без затрат купите? У многих субъектов нет на смету денег, понимаете, на то, чтобы просто выплатить заработную плату. СКЛЯР А. В. Спасибо за вопрос. Я, наверное, некорректно сказал, что не передаём. Регионы подключаются к системе, то есть физически им ничего не передаётся, они подключаются к системе. Если необходимо уточнить законопроект на предмет того, что не потребуется расходования средств бюджетов субъектов, бюджетов муниципальных образований, если это необходимо уточнить в законопроекте, мы это проработаем ко второму чтению. Что касается обеспечения регионов именно техническими средствами, ну, компьютерами, ноутбуками, это как бы полномочие субъектов Российской Федерации, полномочие муниципальных образований. Соответственно, они используют, будут использовать ту технику, которая у них сегодня есть, мы их просто подключаем к информационной системе, то есть предоставляем единое программное решение, созданное на федеральном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. С места. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, на самом деле, как вы поняли из ответов уважаемого замминистра, всё опять ложится на субъекты Российской Федерации. И я считаю, и фракция считает, что необходимо во втором чтении записать отдельной поправкой, что и компьютеры - а это немалые деньги - должны приобретаться за счёт Пенсионного фонда или Министерства труда и социальной защиты. В противном случае вы опять создаёте неравные условия: у нас субъекты-доноры опять будут нормальные услуги получать, а дотационные субъекты, которых у нас двенадцать, вообще, фактически находятся под казначейским управлением. Ну за счёт чего они купят и где? Поэтому мы настаиваем на том, что всё-таки единая система должна обслуживаться за счёт федерального бюджета, а не бюджетов субъектов Российской Федерации, причём в полном объёме. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кабанова Валентина Викторовна, пожалуйста. КАБАНОВА В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что законопроект очень актуальный, своевременный и очень важный, а все предложения и поправки можно обсудить во втором чтении. Просим поддержать законопроект и принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Викторовна. Алексей Валентинович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Татьяна Васильевна? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 11 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.