Заседание № 307
О проекте федерального закона № 1079243-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за преступления коррупционной направленности).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Александр Александрович Ремезков. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Этот законопроект подготовлен во исполнение поручений президента от 26 января 2016 года и направлен на усиление уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности. Госдума приняла его в первом чтении 7 июня этого года. За это время в комитет поступило десять поправок, все они сведены в таблицу поправок, рекомендованных к принятию. Комитет, учитывая изложенное, рекомендует данный законопроект принять во втором чтении с учётом поправок, рекомендуемых к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 06 сек.) Проголосовало за 287 чел.63,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 287 чел. Не голосовало 163 чел.36,2 % Результат: принято Принимается. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. РЕМЕЗКОВ А. А. Уважаемые коллеги, в случае принятия законопроекта во втором чтении комитет также рекомендует принять его в третьем чтении, просим Госдуму поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 37 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 03 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 302
О проекте федерального закона № 1079243-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за преступления коррупционной направленности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президентом Российской Федерации внесён законопроект, который направлен на совершенствование мер уголовной ответственности за коррупционные преступления. Как мы знаем, в Государственную Думу за последние два созыва было внесено несколько блоков законопроектов, направленных на борьбу с этим негативным явлением, которое Павел Владимирович, к сожалению, справедливо назвал сложноустраняемым явлением. Бороться с ним нужно и можно, но до конца, я думаю, всё-таки преодолеть... Мы с вами будем пробовать, стараться, ну, посмотрим... Законопроект подготовлен по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, которое проходило в январе текущего года. По составу основные новеллы законопроекта можно свести к следующему. Во-первых, корректируется диспозиция статьи 184 Уголовного кодекса Российской Федерации. Речь в статье идёт об оказании противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Предлагается признавать преступлениями и такие случаи, когда имущество или услуги предлагаются и передаются не самому должностному лицу, а по его указанию другому физическому или юридическому лицу. Далее. Как показывают статистические данные, за последние четыре года подавляющее большинство уголовных дел по факту коммерческого подкупа, дачи или получения взятки возбуждалось при сумме менее 10 тысяч рублей. С учётом того, что общественная опасность таких преступлений относительно невелика, и принимая во внимание необходимость дифференцировать наказание с учётом степени общественной опасности, предлагается Уголовный кодекс дополнить новыми статьями - 204-1 "Посредничество в коммерческом подкупе", 204-2 "Мелкий коммерческий подкуп" и 291-2 "Мелкое взяточничество". Как я уже сказал, уголовная ответственность за эти правонарушения будет устанавливаться в том случае, если размер взятки или суммы коммерческого подкупа не превышает 10 тысяч рублей. Естественно, предлагается предусмотреть санкции более мягкие, чем в существующих части 1 статьи 204, части 1 статьи 290 и части 1 статьи 291. Кроме того, санкции 204-й статьи Уголовного кодекса предлагается привести в соответствие с санкциями статей 290 и 291. Далее. Помимо кратного штрафа, который предусматривается в санкциях этих статей, предлагается ввести иные, альтернативные виды наказания. Предлагается также фиксированный штраф в целях повышения вариативности применения различных наказаний: в зависимости от тяжести совершённого преступления штраф может назначаться максимально в размере до 2,5 миллиона рублей. Наличие таких уточнений, на наш взгляд, будет достаточно серьёзной превентивной мерой для повторных правонарушений, связанных с мелким коммерческим подкупом и мелким взяточничеством. Кроме того, предусматривается внесение изменений в две статьи - 31-ю и 150-ю - Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Предполагается, что предварительное расследование по таким уголовным делам будет осуществляться в форме дознания и эти дела будут подсудны мировому судье. Вот, уважаемые депутаты Государственной Думы, такова суть предложений, которые содержатся в законопроекте, внесённом президентом. Прошу вас поддержать и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Гарри Владимирович очень подробно изложил суть законопроекта. Я бы хотел обратить внимание на то, что в данном проекте закона, направленном, как сказал Гарри Владимирович, на борьбу с этим негативным явлением, ну, или, можно сказать, со злом, использован комплексный подход: появляются новые статьи, которые предусматривают новые санкции, но также применяется такой подход, как дифференциация, и, как сказал Гарри Владимирович, статьи, в которых говорится о сумме взятки или подкупа до 10 тысяч рублей, выделяются отдельно - безусловно, должно быть разное наказание за взятку или подкуп свыше и ниже этой суммы. Мы полагаем, что данный законопроект очень важен и нужен. Комитет просит принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Гарри Владимировичу задаю вопрос. Гарри Владимирович, практика вот этих преступлений, если так можно обозначить, показала, что даже наказание за дачу более крупных взяток, чем 10 тысяч рублей, не снимает социальной напряжённости в нашем обществе. Почему? Потому что тот, кто всё-таки даёт взятку, не от желания это делает - его вынуждают. И я думаю, не совсем правильно, что наше уголовное право позволяет этих людей штрафовать на такие огромные суммы. Вы в пояснительной записке пишете, что порой они всё равно не могут столько выплатить и тогда мы их изолируем, хотя, в общем-то, этот элемент, который вынужден давать взятки, социально неопасный всё-таки. Нельзя ли рассмотреть всё-таки и другой вопрос - о степени наказания за дачу таких взяток, об уменьшении ответственности в этом случае? МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Фёдорович, вы знаете, к сожалению, дача взятки и получение взятки - это такое, скажем, парное взаимодействие: без того, кто даёт взятку, несмотря на причины, которые побуждают к такому варианту противоправного, преступного поведения, без дачи взятки не будет и её получения. И я в принципе не согласен с логикой, что если лицо вынуждают, то, значит, оно почти не виновато, невиновно, - на самом деле это не так, выбор всегда есть. Вы знаете, люди, которые предполагают что-либо получить - или разрешительный документ, или ещё какие-то решения - от органов государственной либо муниципальной власти, к сожалению, часто выбирают путь, как им кажется, наиболее лёгкий и простой, но преступный. Так что это парные преступления, повторяю, парные: одного без другого не бывает, а что здесь причина, что следствие - это уже философский вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос содокладчику. Уважаемый Павел Владимирович, мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", президентский законопроект в первом чтении поддержим, потому что цель его понятна - это борьба с коррупцией, и это актуально, важно. Что касается уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Конечно, дьявол всегда скрывается в деталях. Вот одна из таких деталей: теперь мы предполагаем привлекать к ответственности не только должностное лицо, которое само получает имущество либо услуги, но также другое физическое или юридическое лицо, которое это получает по указанию должностного лица. Вот эта формула "по указанию", с одной стороны, расширяет возможности наказания в плане борьбы с коррупцией, но, с другой стороны, создаёт, может быть, определённую размытость. Не обсуждалась ли на заседании комитета или при рассмотрении законопроекта в целом экспертами формула "по указанию"? Круг подозреваемых в связи с этим расширяется - как это точно можно указать? Нет ли опасности, что данная норма будет размытой и это приведёт к неточности её применения? Хотелось бы получить от вас по этому поводу комментарий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос. Обсуждалась, более того, мы и наши коллеги, работающие в правоприменительной системе, как раз говорили о том, что на сегодняшний день целый бизнес организовался по посредничеству во взятках либо в подкупе коммерческом. Концептуально мы законопроект поддерживаем, конечно, возможны какие-то уточнения, но ко второму чтению, я думаю, мы к этому вопросу вернёмся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Михаил Михайлович Заполев. ЗАПОЛЕВ М. М., фракция КПРФ. Вопрос о взятках с бородой, что называется, и говорят, что коррупцию победить невозможно. Сегодня, мне кажется, надо ставить вопрос так: или бороться со взятками, со взяточничеством, или философствовать на эту тему. Давайте разбираться. Совершено преступление, об этом знает только один человек, и пока это так, никто больше об этом не узнает; как только об этом узнает ещё кто-то - могут узнать все, многие, и виновного привлекут к ответственности. Да, здесь парная ответственность, и мы этим законопроектом из двух людей как бы делаем одного человека, соединяя их ответственность, - теперь и дающий, и берущий будут заинтересованы в том, чтобы быть одним целым, чтобы ничего не вышло наружу. Вы же ведь помните, как было с этим генералом, которого по делу о квартире привлекали, - ведь дающий его раскрыл! А если бы этого не было, то всё так и было бы шито-крыто. Поэтому дающего нужно освободить от ответственности, и не только освободить, но ещё и половину взятки, которую он давал, вернуть ему - вот тогда будут бояться брать взятки! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Докладчик и содокладчик довольно полно изложили суть данного законопроекта. ЛДПР на протяжении почти тридцати лет борется с коррупцией, нами внесены десятки законопроектов, направленных на борьбу с этим злом, отрицать наличие которого нельзя, и, безусловно, все меры, нацеленные против этих преступлений, коррупционных преступлений, будут нами поддерживаться. В частности, сейчас, в данный момент, в Государственной Думе находится наш законопроект, касающийся ответственности за хищение бюджетных средств из государственных внебюджетных фондов, который предусматривает повышенную ответственность, вплоть до пожизненного заключения. И данный законопроект, который рассматривается сейчас, мы также поддержим, потому что коррупция - это зло, наносящее огромный ущерб экономике нашего государства, Российской Федерации. Ещё раз хочу сказать, что мы его поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Павел Владимирович? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
39-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 15 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.