Заседание № 19
13.01.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1079185-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части, касающейся требований к арбитражному управляющему).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3404 по 3867 из 6242
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Докладывает депутат Государственной Думы Михаил Евгеньевич Бугера, представитель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Разрешите начать с того, что если разные субъекты права законодательной инициативы вносят похожие законопроекты, то, видимо, проблема реально существует. Что я имею в виду? В феврале 2016 года похожий законопроект вносил коллега Гаврилов, но в декабре 2016 года он отозвал свою инициативу. Сегодня мы будем рассматривать ещё одну похожую законодательную инициативу, которую вносил коллега Селезнёв, законопроект будет рассматриваться по упрощённой процедуре. Если такие разные субъекты законодательной инициативы выступают с похожими предложениями, то, повторяю, возможно, проблема реально существует, и её нужно решать. Теперь небольшое лирическое отступление. Когда я размышляю над проблемами банкротства предприятий, мне в голову приходят такие мысли: вспоминается картина, кажется, Васнецова или кого-то ещё из русских художников, где, вы помните, изображён павший воин, а над его телом зависли стервятники. Конечно, есть три альтернативных варианта на этот случай, и это не обязательно стервятники. Наши русские сказки говорят, что может подойти добрый волшебник, окропить павшего воина живой водой, тот восстанет и вновь двинется на сечу. Второй вариант - что подойдут достойные люди, предадут павшего воина с почестями земле, кошелёк его отдадут вдове, коня и доспехи отдадут сыну. Ну и конечно, третий вариант - что на павшего воина накинутся стервятники и мародёры. Теперь от лирического отступления перейду к существу дела. В конце 2015 года глава Республики Башкортостан в одном из выступлений, если не ошибаюсь, перед судебными приставами нашей республики назвал банкротство бичом нашего времени. В Государственном Собрании Республики Башкортостан в марте 2016 года прошли слушания, результатом которых и стала рассматриваемая нами законодательная инициатива. Законодательная инициатива включает три пункта. Вот первый и, пожалуй, ключевой пункт. Все участники парламентских слушаний сошлись на том, что ключевая фигура в процедурах банкротства - арбитражный управляющий. Часть арбитражных управляющих - добросовестные люди, которые осуществляют процедуры в соответствии с действующим законодательством, но есть арбитражные управляющие, которые недобросовестно ведут эти процедуры, часто с нарушениями законодательства, то есть наличествует злой умысел. Об этом говорилось в выступлениях и представителя Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, и представителя прокуратуры по Республике Башкортостан, и представителя управления Росреестра, и было внесено предложение о том, чтобы с учётом наличия недобросовестных арбитражных управляющих сузить поле деятельности, ограничив возможность одновременного ведения процедур банкротства тремя процедурами в одном субъекте Федерации, при этом исходили из того, что около 80 процентов арбитражных управляющих и так укладываются в эти цифры. Вот это первое предложение. Второе предложение исходило от представителей арбитражного суда, которые основывались на том, что действует постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда, на основании которого они могут отказывать в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего, то есть эту норму они предлагали инкорпорировать в закон, придав ей законное звучание. И третий момент, третье предложение исходило от самих арбитражных управляющих, которые в целях экономии средств и, соответственно, увеличения конкурсной массы предлагали ограничиться размещением материалов, связанных с процедурой банкротства, в сети Интернет, исключив возможность опубликования в периодических изданиях. Хотя сегодня у нас день работников СМИ, но вот такое неприятное для работников СМИ предложение прозвучало, причём действующим федеральным законодательством с 2015 года уже предусмотрено требование об исключении опубликования в средствах массовой информации, ограничились размещением материалов в сети Интернет - при проведении приватизационных процедур и в связи с деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Причём законодатели, принимая эти законы, уже действующие, основывались как раз на том, что именно сеть Интернет обеспечивает наиболее широкие возможности доступа для всех заинтересованных лиц, участников, а периодические средства массовой информации такой возможности не дают. Вот такие предложения были сделаны, и сейчас они предложены вашему вниманию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Евгеньевич. С содокладом выступает Николай Петрович Николаев, председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данный законопроект, принял решение не поддерживать его в первом чтении по четырём основаниям. Первое. Предлагаемое законопроектом ограничение по количеству процедур банкротства, находящихся в производстве у арбитражного управляющего, на самом деле не может свидетельствовать об отсутствии у него какой-либо возможности эффективно исполнять обязанности в новом деле о банкротстве. Кроме того, абсолютно непонятно, каковы основания и есть ли вообще обоснование, почему именно три процедуры должны являться допустимыми, а не две, четыре или пять? Здесь нет никаких обоснований. Второе. Введение ограничений на исполнение полномочий арбитражным управляющим по принципу расположения предприятий в одном или в нескольких субъектах Российской Федерации вступает в противоречие с установленным Конституцией Российской Федерации принципом единства экономического пространства, что тоже, мы считаем, недопустимо. Есть ещё два основания, с учётом которых мы не можем поддержать этот законопроект. Предложение о предоставлении арбитражному суду права по своему усмотрению отклонять кандидатуру арбитражного управляющего приводит, по сути, к игнорированию воли и собрания кредиторов, и должника, потому что при существующей процедуре избирают этого арбитражного управляющего как раз собрание кредиторов и должник, так что в этом случае будут нарушены их права. Помимо этого федеральным законом на сегодняшний день уже установлен исчерпывающий перечень требований к лицам для целей получения ими статуса арбитражного управляющего и предусмотрено, что кредиторы вправе предъявлять к кандидатуре арбитражного управляющего также дополнительные требования по своему усмотрению. Ну и наконец, мы считаем, что нельзя поддерживать предложение об отказе от опубликования в официальном печатном издании сведений, включаемых в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. И дело здесь не только в печати, но и в том, что бесперебойный доступ к сети Интернет, как мы знаем, есть не везде, поэтому, на наш взгляд, эта мера является излишней. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Николай Петрович, я понимаю, что вы достаточно недавно возглавляете комитет по собственности, но есть ли у вас анализ, данные, сколько предприятий в результате процедуры банкротства оздоровилось, вот хотя бы за прошлый год? НИКОЛАЕВ Н. П. Николай Васильевич, нет, такой статистики у меня нет, хотя мы разбирались на экспертном уровне с этой проблемой, и, надо сказать, сама процедура банкротства, сам подход к ней требуют изменения именно потому, что банкротство само по себе предполагает завершение деятельности предприятия. Конечно, если мы будем сравнивать с практикой проведения подобных процедур в других странах, там внимание в большей степени уделяется как раз и санации, и оздоровлению, и так далее. Я думаю, что эту работу нам вместе предстоит осуществить в обязательном порядке, но данный законопроект не касается этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н. Иван Иванович, спасибо большое. Михаил Евгеньевич, наверное, больше к вам вопрос. Прежде всего, я с Николаем Петровичем полностью согласен, с тем, что он сказал в своём выступлении, и считаю, что предложенное ограничение тремя процедурами банкротства не является препятствием для добросовестного и качественного выполнения своих обязанностей арбитражным управляющим. Я не знаю, может быть, Республика Башкортостан является идеальной в этой части, но в личной практике, к великому сожалению, я сталкивался больше с недобросовестным выполнением обязанностей арбитражным управляющим, чем с добросовестным, поэтому я предложил бы - насколько я понял, в Республике Башкортостан были проведены парламентские слушания, это достаточно серьёзная публичная площадка для проработки данного вопроса - идти по пути выработки более серьёзных критериев усиления ответственности, сужения правового поля для недобросовестных арбитражных управляющих. Ну и что греха таить, мы являемся очевидцами того, как предприятия искусственно банкротят, и мы должны поставить этому заслон на государственном уровне. Я предложил бы даже... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Николаевич, у вас есть вопрос? Вопрос задавайте, пожалуйста, сейчас идут вопросы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда я прошу, раз Юрий Николаевич фактически начал выступать, включить микрофон депутату Швыткину, пусть он продолжает выступление. Запись на выступления мы проведём потом, чтобы его не прерывать. Пожалуйста, Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н. Да, прошу прощения, что таким образом... Я предложил бы дальше заниматься этим вопросом и, может быть, Республике Башкортостан возглавить... Это проблема государственного уровня, и надо привлечь в том числе депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации. Я ещё раз повторяю, мы являемся свидетелями искусственного банкротства многих предприятий, вывода этих предприятий, поэтому вношу такое предложение. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, давайте проведём запись на выступления. Я не стал прерывать выступление, депутат уже начал выступать. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гильмутдинов Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я хотел бы поддержать Юрия Николаевича, который говорил о том, что очень большое количество предприятий специально банкротят. Уважаемые коллеги, это очень серьёзная проблема. Нам необходимо - я обращаюсь к Николаю Петровичу, председателю комитета, - создать рабочую группу и очень серьёзно над этим подумать. Специально это делают, даже из-под юрисдикции некоторых территорий выводят предприятия, объединяя с другими, чтобы их намеренно банкротить, и это работающие предприятия, которые ещё можно реанимировать, огромное количество людей остаётся без работы, без зарплаты. Очень прошу эту тему не сбрасывать, а вернуться к ней и именно в этом контексте посмотреть на проблему. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон Старовойтову Александру Сергеевичу. СТАРОВОЙТОВ А. С. Спасибо, Иван Иванович. Я буду очень краток. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, потому что мы считаем, что в первую очередь именно субъекты Российской Федерации, муниципалитеты сталкиваются с правоприменительной практикой, с тем, как работают законы, которые мы принимаем здесь, уважаемые коллеги. И я соглашусь с теми словами, которые сказали Юрий Николаевич, Ильдар Ирекович, потому что закон не до конца проработан, там есть масса вопросов. И также абсолютно солидарен с тем, что очень часто процедура банкротства делается сознательно. Уважаемые друзья, уважаемые коллеги, раз с данной инициативой выходит субъект Российской Федерации, значит, она действительно очень чётко мотивирована. Всё-таки давайте поддержим законопроект в первом чтении, а ко второму чтению, я более чем уверен, наши коллеги из Курултая Республики Башкортостан всё-таки более детально раскроют нам суть данного законопроекта и целесообразность его принятия. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! В третьем созыве Думы нам был впервые представлен закон о банкротстве, я это очень хорошо запомнила. Я в этих вопросах не сильна, но я поверила тому, что тогда говорили, что банкротство - это спасение для всей нашей промышленности, правда, я это очень хорошо помню! И мы за это голосовали, к стыду своему, и я голосовала. Прошло много времени, и мы видим, что за эти годы, кроме вреда, эта процедура ничего не принесла, абсолютно правильно говорят сейчас мои коллеги, это только для того, чтобы закрыть и уничтожить. И я знаю, сколько людей обращается к нам с этими вопросами, они остались без работы, без зарплаты. Уже много раз возвращались к этой теме, у нас было записано, что в первую очередь надо рассчитаться с налогами, а второе - это выплата заработной платы, и ни то ни другое не делается, а арбитражные управляющие, которых назначали, в принципе ни за что не ответили, никто, хотя их ставили туда не для того, чтобы они там всё доваливали, а для того, чтобы они совершили хотя бы попытку реанимировать предприятие. Так вот в этом законопроекте конкретных шагов и мер я никаких не увидела, и, мне кажется, он ничего не решит. И если мы говорим, что это местное самоуправление, давайте туда всё свалим - это тоже с больной головы на здоровую. Мне кажется, если мы хотим спасать предприятия, то первое, что должен решать законопроект, - кто является арбитражным управляющим. У нас зачастую это люди абсолютно случайные, а должна быть чётко продуманная кадровая политика. Второе - арбитражный управляющий должен иметь план спасения, а не просто тянуть время, доваливать, чтобы потом исчезало с лица земли всё: и предприятие, и он сам неизвестно куда. Я думаю, что нам, нашим специалистам - у нас здесь очень много умных людей в профильных комитетах - нужно такой законопроект подготовить. А вот за то, что предложено сегодня, мы, например, голосовать не можем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. Семь минут поставьте, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я рекомендовал бы коллегам сначала прочитать, о чём законопроект. С моей точки зрения, данный проект закона подготовлен очень конкретно и очень понятно. Коллеги из Башкортостана предлагают ограничить возможности арбитражного управляющего в деле о банкротстве тремя объектами управления, тремя предприятиями. Многие не задумываются, что арбитражный управляющий может в десяти субъектах по пятнадцать предприятий вести. Причём если вы практику посмотрите, первое, что он делает, - назначает себе зарплату, которая часто превышает задолженность по зарплате, понимаете?! Он организует собрания кредиторов и ездит за счёт финансовых средств должника по стране без всякого контроля. Это происходит потому, что мы поддались идеям Улюкаева, ныне находящегося под домашним арестом, и Кудрина и превратили арбитражных управляющих и законодательство в экономическую тлю, уничтожающую экономический потенциал страны. Предыдущий председатель Счётной палаты Сергей Вадимович Степашин на завершающем году своей деятельности в Счётной палате подготовил доклад об итогах приватизации с 1993 по 2003 год. Этот доклад анонсировался в том числе СМИ, но так и не прозвучал. Вот он у меня есть - 176 страниц. В докладе говорится, что только за десять лет приватизации 75 тысяч предприятий кануло в Лету, но за это никто не понёс никакой ответственности! Если вы посмотрите, как изменялся алгоритм, то увидите, что сначала было агентство и был закон об оздоровлении и банкротстве. Поняли, да? Сейчас закон скорректирован и называется "О... банкротстве". Банкротство - это совсем не оздоровление: никаких планов не требуется, кроме поиска дебиторов, кредиторов и расчёта по счетам. Вдумайтесь, если раньше это агентство находилось в структуре Минэкономразвития, рядышком было Госкомимущество, которое в принципе как-то контролировало эти вопросы, то сейчас разве нужно арбитражному суду какое-то там имущество, интересует ли, как оно реализовано и сколько заплачено? Кто из вас верит, что после принятия решения о назначении арбитражного управляющего арбитражный суд когда-то ещё вернётся к этому вопросу? Это умышленные действия, преступные действия! Совсем недавно, после кризиса 2008 года, правительство Соединённых Штатов Америки, чтобы оздоровить "Форд", национализировало и вложило 1 триллион долларов в оздоровление его предприятий, после этого компанию приватизировали, но контрольный пакет правительство долгое время не отдавало. Назовите мне хоть одно предприятие в Российской Федерации, которое прошло процедуру санации (оздоровления) и начало выпускать продукцию! С моей точки зрения, этот закон надо принять: он вреда не принесёт, но хотя бы ограничит аппетиты вот этой тли, которая, назначая себе по пятнадцать окладов в одном субъекте Федерации, на самом деле ни перед кем не отчитывается, законопроект об этом. Наши коллеги предлагают это ограничить: сейчас пятнадцать - они предлагают сделать не более трёх. Коллеги говорят о проблеме, столкнувшись с этим в Башкортостане: назначается арбитражный управляющий, который одновременно осуществляет деятельность и в Челябинской области, и в Пермском крае, а руководство найти этого конкурсного арбитражного управляющего не может, потому что он всё время где-то выполняет непонятные обязанности, и спросить не с кого. А народ с пикетами стоит возле администрации, понимаете? Ещё раз повторяю: закон этот надо принять, он ничему не мешает. Я не зря задал вопрос Николаю Петровичу. С моей точки зрения, мы при перераспределении полномочий необоснованно нагрузили и без того перегруженный комитет по природным ресурсам - это очень сложный, очень ответственный комитет, потому что он обеспечивает фактически доходную часть бюджета, ведь сейчас это только природные ресурсы. А комитету по собственности, мне кажется, необходимо переработать закон: нам нужно принять новый закон о приватизации и о национализации, потому что во всех развитых странах есть как приватизация, так и национализация. Посмотрите практику Великобритании: у них сначала приватизируют, потом приходит другое правительство, национализирует, оздоравливает, и опять продолжается процедура поиска эффективного использования имеющегося имущества. А что происходит у нас? Кроме ликвидации и дополнительных затрат государства, ничего не происходит, из-за этого мы потеряли значительную часть своих компетенций. И, с моей точки зрения, по этому закону надо провести предварительные серьёзные парламентские слушания, пригласить представителей комитетов по имуществу, представителей министерства экономики. Если у нас нет производительных сил, то за счёт чего мы будем дальше развиваться? Нам надо подумать, к чему мы пришли, куда идти дальше, оценить и выработать нормальный механизм, чтобы сделать дееспособными нашу экономику и промышленность. Возвращаясь к законопроекту, я предлагаю всё же принять его концепцию, подготовить ко второму чтению. Ну если вы считаете, что формулировка "ограничить... до трёх" требует каких-то доработок... И второе предложение. Здесь предлагается Единый федеральный реестр сведений о банкротстве вывести в Интернет и выкладывать все действия, которые происходят. С моей точки зрения, никакого вреда от этого закона не будет, польза небольшая будет: хотя бы сокращение расходов на вот эту тлю экономическую, которой я называю конкурсных управляющих. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будуев Николай Робертович. БУДУЕВ Н. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект действительно вызывает определённые эмоции, в сфере, которую он затрагивает, очевидно, необходимы изменения, но в том виде, в каком проект закона подготовлен, он ситуацию не поменяет, и здесь я с коллегой Коломейцевым не согласился бы, скорее, согласился бы с Тамарой Васильевной. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела законопроект и приняла решение рекомендовать его к отклонению. Прошу поддержать решение фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Михаил Евгеньевич Бугера. БУГЕРА М. Е. Спасибо, Иван Иванович. Я заключительное слово использую, чтобы отреагировать на реплику коллеги Швыткина. Юрий Николаевич, к сожалению, в Башкортостане ситуация с банкротством ничуть не лучше, чем в среднем по Российской Федерации, единственное, может быть, контролирующие органы работают более тщательно, во всяком случае, 10 процентов дисквалификаций арбитражных управляющих от среднероссийского уровня приходится именно на Республику Башкортостан. В 2015 году было дисквалифицировано пятьдесят арбитражных управляющих по России, и пять из них, 10 процентов получается, были дисквалифицированы в Республике Башкортостан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Петрович Николаев, ваше заключительное слово. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемые коллеги, сейчас достаточное количество законопроектов, которые так или иначе касаются процедуры банкротства, на рассмотрении в Государственной Думе. Более того, насколько я знаю, и Правительство Российской Федерации готовит определённые предложения. Вот было предложение Ильдара Ирековича по поводу того, что нужно создавать рабочую группу, - мы уже в принципе обсуждали это в комитете, мы это обязательно сделаем и, конечно же, будем широко привлекать всех к обсуждению инициатив, которые будут поступать. Понятно, что вопрос, связанный с банкротством, - это как монета, всегда имеет две стороны: с одной стороны - банкротство, с другой стороны, конечно, должно стоять оздоровление, в этом никто не сомневается. И если говорить о деятельности нашего комитета, то перед нами как раз и стоит задача все материальные, в том числе природные, ресурсы, которые есть в стране, с помощью таких инструментов, как оздоровление, банкротство, саморегулирование, лицензирование, приумножать и сохранять, поэтому, несомненно, мы это будем делать. Хочу остановиться ещё на двух моментах. Дело в том, что, мне кажется, нам нельзя принимать законопроекты, просто руководствуясь тем, что, мол, если мы его примем, это никакого вреда не принесёт. Нужно какое-то обоснование: да, у кого-то пятнадцать предприятий в работе, у кого-то десять, но почему тогда три является ограничением? Почему не два, почему не пять? У нас должна быть какая-то логика, обоснование того, что мы принимаем. Что касается территориального разделения, не секрет, что есть предприятия, которые работают и осуществляют свою деятельность в разных регионах, поэтому ограничение такого свойства тоже может быть просто вредным и нарушить процедуры, которые происходят сейчас. Завершая, я хотел бы пригласить всех присоединиться к этой дискуссии, она нам необходима, потому что те предприятия, которые работают или работали на территории нашей страны, конечно же, являются нашим достоянием, ресурсом всей страны, мы должны их беречь, приумножать и ни в коем случае не допускать каких-то мошеннических действий, которые направлены на искусственное банкротство, и так далее. Будем работать, но данный законопроект мы поддержать не можем. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, обсуждение завершено, выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5546 по 5562 из 6242
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 56 сек.) Проголосовало за 65 чел.14,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 65 чел. Не голосовало 385 чел.85,6 % Результат: не принято Отклоняется.