Заседание № 365
О проекте федерального закона № 1078996-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (o возможности выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
48-й вопрос тоже ваш, Виктор Петрович. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Докладывает Виктор Петрович Водолацкий. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование механизма выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации. Законопроектом устанавливается, что для выезда несовершеннолетнего российского гражданина из страны совместно с его законным представителем достаточным условием будет являться отсутствие выраженного несогласия на его выезд от другого законного представителя. Это значительно упрощает процедуру выезда, позволяет значительно экономить время и денежные средства, поскольку ранее от упомянутого законного представителя требовалось нотариально оформленное согласие на выезд. Кроме того, законному представителю несовершеннолетнего предоставляется возможность отозвать своё заявление о несогласии на выезд несовершеннолетнего гражданина во внесудебном порядке. Сегодня мы рассматриваем законопроект во втором чтении. Комитетом была проделана большая совместная работа с Администрацией Президента Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, по итогам которой на голосование выносятся две таблицы поправок, рекомендованных к принятию и к отклонению. Представленные Правительством Российской Федерации поправки, рекомендуемые комитетом к принятию, предусматривают недопущение ущемления прав законного представителя несовершеннолетнего, заявившего о несогласии на выезд последнего за пределы Российской Федерации в сопровождении иного законного представителя. Также из законопроекта были исключены положения, предусматривающие указание определённых государств в нотариальном согласии на выезд несовершеннолетнего, а также в заявлении о несогласии на его выезд из России, так как несовершеннолетние не могут ограничиваться в праве посещения отдельных иностранных государств. К тому же осуществление подобного контроля было бы трудно реализовать на практике, и это могло бы вызвать значительные проблемы у граждан, связанные с отменой прямых рейсов или с ошибочным наименованием государства. Кроме того, из текста законопроекта было изъято необоснованное положение об обязательном учёте всех поданных законными представителями несовершеннолетних заявлений о несогласии на выезд из России, это мы как раз рассматривали и обсуждали в первом чтении. Ряд поправок рекомендован комитетом к отклонению. Юридико-технические и лингвостилистические замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы редакционно учтены при подготовке текста законопроекта ко второму чтению. Прошу, Иван Иванович, поставить на голосование таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 01 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел.32,7 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 27 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 50 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 86 чел.19,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемые коллеги, с учётом важности принятого во втором чтении проекта закона, а также того, что в летнюю оздоровительную кампанию некоторым детям приходится направляться на лечение за границу, прошу принять сегодня этот законопроект в третьем чтении. Прошу проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Есть возражение. Пожалуйста, депутат Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Виктор Петрович мне друг, но истина дороже. Посмотрите, Виктор Петрович, 86 человек проголосовали против во втором чтении - и вы форсируете события. Неоднозначный законопроект, и это вам говорят три фракции! Давайте не спешить, уж выносите на завтра, посмотрим весь текст, выступим по мотивам, зафиксируем эти позиции и пойдём дальше, а может, и не надо будет идти дальше. Торопиться не надо в этом вопросе! Не надо лоббировать интересы тех, кто хочет вывозить по упрощённой процедуре наших детей из страны, как вы сказали, на лечение, а я глубоко сомневаюсь, что на лечение, скорее, на постоянное место жительства. Скорее всего, кому-то из родителей другой родитель не даёт такого права, а вы его, это право, упрощаете. Вот почему мы против. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Петрович, вы настаиваете на рассмотрении сегодня или можно завтра рассмотреть? Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемые коллеги, ко второму чтению мы отрабатывали все эти вопросы, связанные с проблемами, которые существуют сегодня между законными представителями, если вы внимательно меня слушали. Но ещё раз скажу: мы более чётко во втором чтении определили, приняли все права законных представителей, и никто без законного представителя не имеет права вывезти ребёнка за границу. Сегодня вопрос связан только с одним - с тем, что второй законный представитель, который никогда не принимал участия в воспитании ребёнка, требует с той семьи, которая воспитывает, или деньги, или ещё что-то за отказ от того, чтобы его право было учтено. Так что здесь нет никаких подводных камней. Прошу принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, докладчик настаивает, есть возражающие, поэтому я ставлю на голосование: кто за то, чтобы рассмотреть законопроект в третьем чтении сегодня? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 40 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 86 чел.19,1 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть. Олег Анатольевич Нилов, я видел. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Больше нет желающих. Пожалуйста, Олег Анатольевич, выступайте. Включите микрофон депутату Нилову, пожалуйста. Виктор Петрович, присаживайтесь. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, ну вот бывает, что и вам приходится делать замечание. Будь на вашем месте Вячеслав Викторович, я думаю, он повнимательнее отнёсся бы к результатам голосования и к настроениям трёх фракций, которые выступают против этого законопроекта, - это по поводу того, что не надо гнать вот такие важные вопросы. Можно было бы это рассмотреть именно завтра, потому что сегодня нет возможности посмотреть в третьем чтении документ. Иван Иванович, это я к вам обращаюсь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они размещены все, Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Где размещены? Где есть вот сейчас, после голосования, можно их прочитать? Нужно отвлечься, что ли, от других законопроектов? Как я могу читать, Иван Иванович? А теперь по сути. Уважаемые коллеги, много здесь было принято других законов, в отношении которых мы включаем другую философию: наших детей просто так за границу не пущать ни в коем случае! А здесь чего такой либерализм разводите? Значит, другому родителю нужно в обязательном порядке узнать, что тот родитель, с которым, допустим, проживает ребёнок, собрался его вывезти за границу по любой причине, ведь если он об этом не знает, как он выразит своё несогласие? Ведь в законе написано: если нет претензии, если нет возражения со стороны второго родителя, значит, считайте, есть согласие. Ну что это за упрощённая процедура?! Определитесь, уважаемые коллеги из фракции большинства: вы за то, чтобы детям здесь, в России, создавались условия, чтобы здесь они лечились, здесь получали образование и продолжали свою жизнь, либо за то, чтобы их вывозили вот эти родители, которые что-то там считают своей родиной и выбрали там себе гнездо какое-то? Вот здесь вы почему-то запутались в основных понятиях. По другим вопросам, по другим законам вы другую философию включаете! Будем голосовать против и призывать вас, коллеги, ещё раз подумать над тем, не поторопились ли вы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Коллеги, когда есть две разные точки зрения, у меня только одна возможность - поставить вопрос на голосование, другой возможности у председательствующего нет. Коллеги, ставится на голосование в третьем чтении законопроект под пунктом 48 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 13 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 85 чел.18,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 344
О проекте федерального закона № 1078996-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (o возможности выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Игорь Николаевич Зубов. Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представляемый на ваше рассмотрение законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Его целью является конкретизация порядка решения вопросов, связанных с установлением возможности выезда несовершеннолетнего гражданина за пределы Российской Федерации. Согласно законопроекту достаточным условием для выезда несовершеннолетнего за границу совместно с его законным представителем будет отсутствие выраженного несогласия другого или других его законных представителей. В случае выезда без сопровождения законного представителя несовершеннолетний должен будет иметь при себе заграничный паспорт и нотариально заверенное согласие любого законного представителя с указанием срока выезда и конкретного государства, в котором будет находиться ребёнок. Законный представитель несовершеннолетнего, заявивший о несогласии на выезд ребёнка за границу, также должен будет указать конкретный период действия устанавливаемого запрета, а также конкретные государства или государство, в которые ребёнок не должен будет выезжать. Данный запрет не будет распространяться на поездки несовершеннолетнего в сопровождении законного представителя, заявившего о несогласии на выезд, в чём, собственно говоря, и состоял смысл решения Конституционного Суда. В случае подачи заявлений о несогласии на выезд несовершеннолетнего за пределы Российской Федерации несколькими его законными представителями, все заявления подлежат учёту и рассмотрению. Данные заявления могут быть отозваны во внесудебном порядке. Споры по этому поводу, как и ранее, будут решаться только в суде, что позволит в полном объёме защитить интересы ребёнка, а также учитывать при решении вопроса его мнение. Все необходимые согласования по законопроекту проведены. Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат, а также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Виктор Петрович Водолацкий. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как сообщил в своём выступлении замминистра внутренних дел Российской Федерации Игорь Николаевич Зубов, рассматриваемый сегодня законопроект очень важен. Он направлен на совершенствование механизма выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации. Главное, что устанавливает законопроект, что для выезда несовершеннолетнего российского гражданина из страны совместно с его законным представителем достаточным условием будет являться отсутствие выраженного несогласия на его выезд от другого законного представителя. Это значительно упрощает процедуру выезда, позволяет сэкономить время и денежные средства, поскольку ранее от упомянутого законного представителя требовалось нотариально оформленное согласие на выезд. При этом запрет на выезд из России несовершеннолетнего российского гражданина не распространяется на его поездки в сопровождении законного представителя, заявившего о несогласии на такой выезд. Кроме того, законному представителю несовершеннолетнего предоставляется возможность отозвать своё заявление о несогласии на выезд несовершеннолетнего гражданина России во внесудебном порядке. Положения законопроекта соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным и конституционным законам. Законопроект не затрагивает положений Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положений иных международных договоров Российской Федерации. Дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета не требуется. Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет замечаний к законопроекту. Комитет Государственной Думы по делам семьи, женщин и детей, являющийся соисполнителем в работе над законопроектом, поддерживает проект федерального закона. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству также поддерживает принятие законопроекта. Замечаний и предложений от законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не имеется. Прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Петрович. Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Игорю Николаевичу. Уважаемый Игорь Николаевич, как будет работать система? Поясните, кто будет писать... точнее, где будет писаться заявление, в какой информационной базе эта информация будет учитываться, будет ли она передаваться на таможню, чтобы её сразу можно было посмотреть? Будет ли информироваться родитель о возможности выезда ребёнка, если он, скажем, вовремя не подсуетился, вовремя не написал соответствующее заявление, то есть как это будет выглядеть технически для простого человека? ЗУБОВ И. Н. Как мне кажется, мы достаточно подробно изложили, из смысла закона многие вещи понятны. Вы все знаете о тех многочисленных скандалах, которые по этому поводу были, которые постоянно сотрясают... Это порядка 2 тысяч случаев в год. Работать это будет довольно просто. Любой законный представитель подаёт заявление в наше миграционное подразделение. Наше миграционное подразделение ставит это на соответствующий автоматизированный учёт, информируется пограничная служба, и, собственно говоря, на этом всё заканчивается. Информирование второго родителя не предусматривается, поскольку в большинстве случаев установить его не представляется возможным либо это потребует серьёзных затрат. Предполагается, что тот родитель, который даёт такое заявление, достаточно прозрачен, ясно, где находится ребёнок, и... просто опыт показывает, что необходимости в данном варианте нет. Если будет прямо написано, вот второй родитель напишет запрет, то он попадёт также в базу, и всё будет видно. Плюс в базе будет видно, есть на ребёнка запрет или его нет. Это конфликтные ситуации, их немного, но они есть. Так что работать будет нормально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Игорь Николаевич, вот семейные отношения - это довольно чувствительная материя, и любое вмешательство в этот процесс без более тщательной проработки, без широкого общественного обсуждения с привлечением экспертного сообщества недопустимо. Вот предлагаемый законопроектом механизм не решает заявленной задачи. Родители, находящиеся в конфликте... Даже если, как вы сказали, их не так много, 2 тысячи детей практически остаются, ну, на усмотрение того или иного родителя, получается так. Человек может заявить о своём несогласии на выезд ребёнка в случае (и вот этого в законе нет), если его об этом уведомили, а если нет, то он не сможет написать, и получается, что папа, который выкрал собственного ребёнка, вывезет его, не спросив, не получив никакого разрешения, потому что мама об этом не знала, либо мама захотела познакомить ребёнка с новым папой... По этому законопроекту получается, что мы оставляем детей без защиты и создаём условия для свободного вывоза... (Микрофон отключён.) ЗУБОВ И. Н. Ольга Николаевна, я не могу согласиться ни с вашей тональностью, ни с сутью того, что вы сказали. Прежде всего, этот законопроект и прошёл самое широкое обсуждение с экспертным сообществом, и публиковался, и многократно обсуждался в самых различных инстанциях, и то, что там написано, - это как раз плод многих компромиссов вот как раз различных конфликтующих сторон, не просто так написаны эти вещи. Если ребёнка выкрали, поверьте, тот, у кого украли, напишет сразу же все заявления туда, куда считает нужным. И как раз мы сталкивались с многочисленными ситуациями - об этом Конституционный суд пишет, - когда некуда обращаться, не с кем разговаривать. И самое главное, что они не могут между собой договориться, только через суд, а суд иногда идёт длительное время, а ребёнку нужно ехать лечиться или надо ехать учиться, а механизмов никаких нет. Вот таких вопиющих фактов, когда какая-то несправедливость в отношении ребёнка допускается, не так много. А там, где такой открытый конфликт между родителями, открытый конфликт, который сопровождается вот взаимными, ну, не похищениями, а, как бы это правильнее сказать, удержанием ребёнка, взаимным обманом, взаимными какими-то недружественными действиями, вот эти ситуации очень хорошо покроются этим законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Игорь Николаевич, вот в условиях, когда мы за 2019 и 2020 годы имеем худшую демографию - за прошлый год, я вам напомню, у нас минус 687 тысяч, - вы берёте и... Я вообще не понимаю, что является мотивом для более упрощённого вывоза детей из России. Причём, ну, какая проблема в том, чтобы нотариально заверенное разрешение живого родителя - не больного, не урода... Вы просто ущемляете права одного из родителей, причём циничным образом. ЗУБОВ И. Н. Николай Васильевич, я не буду комментировать, потому что я только что примерно на такой же вопрос ответил. Давайте не будем тут какие-то ярлыки друг на друга вешать, потому что можно много сделать. Этот закон, наоборот, снимает огромное количество конфликтных ситуаций и, наоборот, препятствует вывозу детей, наших детей за границу. Не получится так. Да, есть ситуации, когда такие попытки делаются, когда вот именно ребёнка могут похитить... не похитить - удержать незаконно, там, обмануть маму, вывезти. Даст запрет - всё, вопросов никаких не будет. А то, что это всего около 2 тысяч... Да, это немного, но миллионы семей сталкиваются с ситуациями, когда возникают трудности с поездками детей, миллионы сталкиваются - мы это снимаем и даём возможность... хотя сейчас, конечно, пандемия, ездят меньше, но будут ездить всё равно со временем. Это нужный и важный закон, поверьте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Игорь Николаевич, у нас во фракции разделились мнения по этому поводу, поэтому я хотел бы спросить у вас - может, вы обладаете такой статистикой. Ну, вы уже отчасти сказали, что 2 тысячи таких конфликтных ситуаций. Всё-таки закон позволит, ну, скажем так, упростить вывоз детей, если местонахождение второго родителя трудно установить или он не выходит на связь, не даёт согласия и так далее, мы понимаем это. А сколько примерно, как вы считаете, и таких ситуаций, например, возможных конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть с учётом принятия этого закона, если, например, вдруг второй родитель не знал, что его ребёнка вывезли, и он как бы согласие на это не давал, вот как вы оцените масштаб этих групп? ЗУБОВ И. Н. Давайте начнём с того, что я цифру назвал, это на самом деле даже не 2 тысячи, существенно меньше, примерно 1,8 тысячи, плюс-минус, около 2 тысяч подано заявлений о несогласии. Из них открытых конфликтов, когда идут вот такие обвинения, с похищениями, с попытками привлечь СМИ, депутатов и так далее, единицы, это именно единичные случаи, их не много, но они есть. Как правило, речь идёт о неблагополучных семьях. Семья уже распалась, родители не живут вместе, у них есть какой-то конфликт. В условиях конфликта любой родитель, любой законный представитель имеет возможность дать запрет - причём мы не запрещаем давать запрет на месяц, на полгода, на год, в одну страну, во все страны, - но он должен быть готов к тому, что если он подал такое заявление, а второй родитель подаст в суд, то ему придётся в суде мотивировать, почему он это сделал и зачем. Вот и всё. Вот этим механизмом мы открываем эту дорогу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Виктор Петрович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Коллеги, идёт голосование. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 29 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 25 чел.5,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.