Заседание № 9
О проекте федерального закона № 1078298-6 "О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня организаций, признаваемых налоговыми агентами для целей исчисления налога на доходы физических лиц).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. У меня предложение: вопрос 12 - о зачислении НДФЛ по воинским частям - из повестки дня исключить. Мотивирую почему. Есть заключение Счётной палаты. Мы пару недель назад приняли законопроект во втором чтении, но, если коротко, имеется огромное количество регионов, где воинские части официально находятся на учёте в ЕРЦ Министерства обороны Российской Федерации, и у меня есть официальное обращение от руководителей Астраханской области, от руководителей административных образований, где они указывают, что только их регион потеряет порядка полумиллиарда рублей в пользу бюджета города Москвы, где зарегистрирован ЕРЦ Минобороны. Есть официальное устное объяснение Минобороны, что они этого не допустят, но, мне кажется, такие серьёзные вещи, как межбюджетные отношения, необходимо рассматривать всё-таки более размеренно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, 12-й пункт? ШЕИН О. В. Да, 12-й. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Этот вопрос подробно рассматривался на заседании палаты во втором чтении, очень подробно рассматривался на заседании комитета по бюджету. Все возражения, какие могли быть, и все опасения сняты, данная поправка нужна как раз для того, чтобы эти средства пошли в бюджеты муниципалитетов, регионов, в которых находятся воинские части. Опасения совершенно бессмысленные, они все были разобраны, нет оснований снимать законопроект с рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, вы настаиваете на снятии? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование предложение Шеина о снятии с рассмотрения на сегодняшнем заседании вопроса 12. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 02 сек.) Проголосовало за 25 чел.5,6 % Проголосовало против 40 чел.8,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 66 чел. Не голосовало 384 чел.85,3 % Результат: не принято Отклоняется предложение.
Коллеги, рассматривается пункт 12 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Николая Викторовича Любимова. Пожалуйста, Николай Викторович. ЛЮБИМОВ Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам вносит предложение принять в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Замечаний правового, юридико-технического и лингвостилистического характера по законопроекту нет. Коллеги, Олегу Васильевичу Шеину хотел бы пояснить, что, видимо, заявители не совсем разобрались, в чём суть данного законопроекта. Именно сейчас ЕРЦ Минобороны не имеет юридической возможности платить налоги по месту нахождения воинских частей, и данным законопроектом мы предоставляем ЕРЦ Минобороны возможность регистрироваться в качестве налогового агента в тех муниципальных образованиях, где дислоцируются воинские части, и платить налоги за военнослужащих по месту их нахождения, по месту прохождения ими службы. Прошу поддержать принятие законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, выступления по мотивам от фракций будут? Да. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Максимова Надежда Сергеевна. Подготовиться Шеину Олегу Васильевичу. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я от фракции. Правда, я хотела выступить после Олега Васильевича, потому что для тех, кто, может быть, не очень вникал в этот законопроект, хочу дать пояснение. По действующему положению военнослужащий, где бы он ни проходил службу, имеет право обратиться в расчётный центр Минобороны, с тем чтобы его денежное довольствие перечислялось на счёт в банке, который он укажет, Министерство обороны примет решение, и денежное довольствие будет перечисляться этому военнослужащему через Единый расчётный центр Министерства обороны, который расположен в Москве. Таким образом, налог на доходы физических лиц поступает в бюджет Москвы. Депутаты, которые ведут приём в регионах, знают, что как раз с этим к нам обращаются представители местных органов власти: мол, военнослужащий проходит службу у нас, часть приписана к нам, они пользуются нашей инфраструктурой, а налог поступает в Москву - сделайте так, чтобы налог всё-таки пополнял наш бюджет. И вот правительство нас услышало, внесло такой законопроект, и мы принимаем очень хорошую норму: теперь российская воинская часть будет регистрироваться в налоговом органе как налоговый агент и налог на доходы физических лиц будет поступать по месту нахождения части, то есть в местный бюджет. Закон хороший, депутаты, муниципалы скажут нам спасибо. Наша фракция будет голосовать за, и вас тоже призываем проголосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, а Москва что скажет? МАКСИМОВА Н. С. А Москва, мне кажется, не почувствует этого особо в своём триллионном бюджете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, я не просто так сюда вышел: страна у нас большая, видимо, есть много разных практик, поэтому надо очень взвешенно подходить к принятию решений, особенно касающихся бюджетирования. У меня есть обращения от глав муниципальных образований моей родной Астраханской области, в которых они указывают, что в случае принятия данного закона у них в бюджете произойдёт выпадение доходов от налога на доходы физических лиц, причём в довольно крупных размерах - до 60 процентов всей местной налоговой базы, а сегодняшняя практика как раз, наоборот, заключается в том, что отчисления по НДФЛ поступают в местные бюджеты. Если мы говорим о налоговом агенте, это в первую очередь расчётный центр Минобороны, который зарегистрирован в Москве, и по логике законопроекта, с моей точки зрения, как юриста, получается, что, если налоговый агент зарегистрирован в Москве, эти средства должны из региона последовать в Москву - к большой радости уважаемого коллеги Собянина. Эту озабоченность разделяют и другие участники дискуссии. В частности, ещё до принятия законопроекта Счётная палата в своём заключении указывала, что необходимо уточнить нормы законопроекта таким образом, чтобы организациям, которые осуществляют перечисление сумм денежного довольствия, разрешили постановку на налоговый учёт по месту нахождения соответствующих воинских частей во избежание перераспределения сумм НДФЛ от одних регионов другим. Это была совершенно официальная бумага Счётной палаты. В развитие этого предложения Счётной палаты уже не астраханцы, а Мурманская областная Дума официально внесла поправку - прошу обратить внимание коллег, избранных от Мурманска, - которой предусматривается, что налоговые агенты при постановке на налоговый учёт обязательно должны указывать в заявлении коды муниципальных образований, в бюджеты которых должны быть перечислены суммы НДФЛ, но поправка эта оказалась в таблице отклонённых, и никаких других поправок, уточняющих норму в соответствии с пожеланиями Счётной палаты, нет. Я читал стенограмму заседания бюджетного комитета и в курсе дискуссии, которая там произошла: были некие официальные заявления коллег из Минобороны, но мы с вами прекрасно понимаем, что заявление - это не официальный документ. Более того, до начала следующего бюджетного года остаётся чуть более месяца, и у меня, например, нет совершенно никакой уверенности, что коллеги из Минобороны начали и ведут какую-то работу, обеспечивающую сохранение сумм НДФЛ в бюджетах тех муниципальных образований, где они сегодня есть. В связи с этим, думаю, нам надо сдержанно отнестись к принятию данного закона, и, полагаю, будет правильно направить от парламента официальные запросы и в Минобороны, и в Минфин по поводу их соображений относительно реализации данной нормы. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование пункт 12 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 16 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 7
О проекте федерального закона № 1078298-6 "О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня организаций, признаваемых налоговыми агентами для целей исчисления налога на доходы физических лиц; принят в первом чтении 7 октября 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Николая Викторовича Любимова. Пожалуйста. ЛЮБИМОВ Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации и подготовленный ко второму чтению. В первом чтении законопроект был рассмотрен 7 октября текущего года. Законопроектом предлагается расширить перечень организаций, признаваемых налоговыми агентами для цели уплаты налога на доходы физических лиц, с тем чтобы данный налог зачислялся в бюджеты муниципальных образований, в частности, по месту дислокации воинских частей. К законопроекту представлены три поправки. Комитетом по бюджету и налогам рекомендуется одну поправку, которая носит технический характер, принять, и две поправки отклонить, в связи с тем что, по мнению комитета и Правительства Российской Федерации, принятие данных поправок может нарушить Закон Российской Федерации "О государственной тайне". Есть заключение Правового управления, юридических замечаний не имеется. Прошу поддержать решение комитета в части одобренных и рекомендуемых к отклонению поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 25 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 52 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 27 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Принято во втором чтении.
Заседание № 2
О проекте федерального закона № 1078298-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части расширения перечня организаций, признаваемых налоговыми агентами для целей исчисления налога на доходы физических лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части расширения перечня организаций, признаваемых налоговыми агентами для целей налога на доходы физических лиц). Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра финансов Российской Федерации Илья Вячеславович Трунин. Пожалуйста, Илья Вячеславович. ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Добрый вечер, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Правительство внесло на рассмотрение Государственной Думы изменения в Налоговый кодекс, которые приводят законодательство в соответствие со сложившейся практикой в части взимания налога на доходы физических лиц с сумм денежного довольствия военнослужащих и распределения этого налога между бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований. Как известно, распределение денежного довольствия и удержание налога осуществляется в Вооружённых Силах через специальную организацию - федеральное казённое учреждение "Единый расчётный центр...". Строго говоря, несмотря на то, что именно эта организация удерживает налог, она не является источником дохода и поэтому не может в полной мере признаваться налоговым агентом. Это замечание было сделано Счётной палатой при многочисленных проверках, и правительство предлагает закрепить, что в отношении военнослужащих, сотрудников Министерства обороны именно эта организация выступает налоговым агентом. Это первое нововведение, предлагаемое законопроектом. Второе нововведение касается обеспечения распределения налога по муниципальным образованиям по принятому у нас принципу - по месту дислокации соответствующих войсковых частей, но без существования какой-либо возможности для раскрытия государственной тайны, которую составляют сведения о дислокации. В связи с этим правительство предлагает закрепить в Налоговом кодексе особый порядок учёта таких подразделений с сообщением кодов муниципальных образований ОКТМО непосредственно налоговому агенту и централизованной постановкой на учёт. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Николая Викторовича Любимова. Пожалуйста. ЛЮБИМОВ Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел и поддержал данный законопроект. Это обусловлено тем, о чём уже сказал Илья Вячеславович, по действующему законодательству налоговый агент перечисляет НДФЛ в бюджет только за своих работников, а Единый расчётный центр Министерства обороны, в частности, не является работодателем для военнослужащих, военнослужащие фактически даже не являются работниками Министерства обороны, у них особой статус. И в данном случае необходимо закрыть этот правовой пробел, чтобы Единый расчётный центр, являясь оператором, который в основном начисляет и перечисляет военнослужащим заработную плату, мог на законных основаниях перечислять за них и налоги. В данном случае мы, как уже говорилось докладчиком, легитимизируем фактически уже сложившиеся правоотношения. И основной смысл принятия данного законопроекта в том, чтобы бюджеты муниципалитетов и субъектов Российской Федерации продолжали получать налоги за военнослужащих по месту их дислокации и по месту их службы. Ну и в то же время предлагаемый в законопроекте подход не нарушает Закон Российской Федерации "О государственной тайне". Просим поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут вопросы? Да. Просьба включить режим записи на вопросы. Пожалуйста, покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. Подготовиться Катасонову. НИЛОВ О. А. Вопрос Илье Вячеславовичу. Скажите, как вы собираетесь обеспечивать секретность вот этих самых данных, пофамильных и поимённых данных всех военнослужащих Российской Федерации? Что, первый отдел будет образован в каждой налоговой? И они же будут потом иметь право прийти в воинскую часть и осуществлять проверку. Вот как будет обеспечена эта процедура? ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос. Во-первых, режим секретности и охраны гостайны осуществляется сейчас как казённым учреждением Минобороны, так и налоговыми органами, там есть соответствующие порядки, соответствующие сотрудники, которые имеют допуски, и никаких проблем до сих пор не возникало с охраной гостайны. Там есть свои вопросы, но это не касается данного законопроекта. И во-вторых, что касается налоговых проверок. Совершенно аналогично налоговые проверки производятся и в режимных учреждениях, в Министерстве обороны, и в том числе в федеральном казённом учреждении, которое осуществляет выплату денежного довольствия и удержание НДФЛ. Никаких проблем с охраной гостайны до сих пор не возникало и не возникнет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Илья Вячеславович, насколько я понимаю, налоговыми агентами являлись воинские части по месту их дислокации. Значит, они перечисляли в соответствующие местные налоговые свои платежи и так далее. Сегодня вы вносите законопроект, который вроде бы, по вашему объяснению, должен продолжить эту схему, но если его прочитать дословно, то оказывается, что вы фактически вводите нового налогового агента - этот центр. В связи с чем вопрос такой: если мы примем этот закон, как будет всё распределяться и что будут получать муниципалитеты? Ведь налоговый центр, видимо, будет один, наверное в Москве, соответственно, он будет плательщиком и так далее. Это очень важный вопрос для территорий, у нас много территорий, где находятся воинские части: что произойдёт де-факто с НДФЛ? ТРУНИН И. В. Сергей Михайлович, я об этом говорил в своём выступлении. Именно для того, чтобы обеспечить зачисление НДФЛ в бюджеты муниципалитетов по месту дислокации военнослужащих, и вносятся такие поправки. Формально до создания этого казённого учреждения, расчётного центра, войсковые части действительно удерживали и перечисляли налог, и именно здесь могло произойти раскрытие гостайны о месте дислокации, поскольку вставать на учёт они должны были по месту нахождения в обычных налоговых инспекциях. После перехода несколько лет назад на централизованную выплату денежного довольствия распределение этого налога на доходы физических лиц в соответствии с данными, представляемыми Минобороны, осуществляется централизованно, то есть деньги в бюджеты муниципалитетов приходят в виде платежей от федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр...". Это, собственно, и предусматривается законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, коллеги, выступления. Есть желающие выступить? Да. Пожалуйста, включите запись на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Игорь Вячеславович, я вас внимательно слушал, когда вы докладывали, поэтому у меня и возник вопрос, что будет с платежами. Текст законопроекта, который внесли, всего на полстранички. Текст читается буквально следующим образом: признать вот этот расчётный центр налоговым агентом, точка. Если перевести на юридический язык, это значит, что платить он должен по месту нахождения, по месту регистрации. И если такой центр будет один (я же не знаю, какие планы у Минобороны), предположим, в Москве, то он здесь зарегистрируется, вы его сейчас признаете и платежи, которые будут, по этому закону необходимо будет производить в городе Москве. Из закона это следует. Вот вы говорите с трибуны, и мы понимаем, что надо платить на территории, но в законе написано другое - что агентом является центр. И поэтому, чтобы, скажем так, бумага сошлась с мыслями, нам необходимо во втором чтении внести изменения, которые позволили бы этому колл-центру, находящемуся в Москве, осуществлять эти перечисления в муниципальные образования всей страны. Вот здесь и нестыковка: либо вы говорите не совсем так, то есть задача - перевести все платежи в Москву, либо, если вы говорите правильно, нужно поменять текст. Ещё раз хочу сказать: это проблема наших регионов, мы переживаем за бюджеты, мы переживаем за подоходный налог и мы хотим, чтобы платежи остались в том виде, в котором есть, по месту дислокации. Из закона этого не следует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, есть ли желание выступить у полномочных представителей президента, правительства? Нет. Заключительное слово докладчика. ТРУНИН И. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Я ещё раз хотел бы подчеркнуть, что наша задача - именно сохранение доходов муниципальных бюджетов, получаемых от НДФЛ, который удерживается из денежного довольствия военнослужащих, и нам кажется, что мы это предусмотрели в тексте законопроекта. Но если возникают какие-то неточности, неясности, я прошу всё-таки поддержать законопроект в первом чтении и доработать его при подготовке ко второму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика? Нет. Уважаемые коллеги, законопроект выносится на голосование. Пункт 24, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 32 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.