Заседание № 44
19.05.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1077816-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирном доме)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4095 по 4434 из 5071
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирном доме)". Доклад Павла Рюриковича Качкаева. КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект был внесён в декабре 2020 года, то есть уже два года на рассмотрении находится, это уже третий вариант данного законопроекта. В 2017 году ввели понятие "энергосервисный договор (контракт)" в 261-й федеральный закон, однако эта норма не работала. Вот в 2019 году мы начали разрабатывать данный законопроект. Не работала данная норма из-за того, что не было механизма реализации, это первое. Второе, не было понятия, что считать экономией энергоресурса. И третье, те люди, те жители, которые получали у нас субсидии и льготы (это ветераны Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Российской Федерации, чернобыльцы), при подписании или подписании домом энергосервисного контракта, в связи с тем что нельзя было применять льготы к энергосервисному контракту, просто получали дополнительные расходы по коммунальным услугам. Данным законопроектом мы предлагаем несколько новелл, которые касаются изменений в Жилищный кодекс, в 261-й закон и в ряд других федеральных законов, которые касаются, как я уже упомянул, льгот, субсидий для ветеранов, чернобыльцев, героев, инвалидов, инвалидов Великой Отечественной войны. Первое, в Жилищный кодекс мы вносим изменения, что общее собрание принимает решение о лице, которое несёт ответственность за заключение энергосервисного контракта с инвестором. Второе, существенное условие энергосервисного контракта - это экономия энергоресурсов. Третье, что вносится в Жилищный кодекс: плата собственников - только при получении экономии энергоресурсов, и риск исполнения контракта тем самым ложится на инвестора. Ну и в 159-й, 160-й статьях Жилищного кодекса мы указываем, что к расходам на содержание общего имущества, плате за наём, социальный наём жилых помещений, коммунальные услуги и капитальный ремонт добавляются расходы на оплату по энергосервисному контракту. В 261-й закон вносятся уточнения в одну из статей, о том что энергосервисный контракт может быть признан ничтожным, если на его заключение не дали письменного согласия все собственники помещений многоквартирного дома. Ну, о ветеранах я уже сказал. Данный законопроект был согласован практически со всеми федеральными органами исполнительной власти, с Министерством финансов и министерством социальной защиты, с Минстроем, имеется положительный отзыв правительства. Чтобы много времени не занимать, я на этом закончу и прошу поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Светланы Викторовны Разворотневой. Пожалуйста. РАЗВОРОТНЕВА С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это второй судьбоносный законопроект в сфере ЖКХ, который мы рассматриваем сегодня. Наверное, к каждому из вас на приём приходят избиратели, которые говорят о том, что они слишком много платят за ЖКХ. При этом когда начинаешь разбираться, то понимаешь, что платят они много не потому, что дорого у нас стоят вода, тепло, электроэнергия, а потому, что они переплачивают за объёмы, которые они реально не потребляют. Ну вот к примеру, 20 процентов в среднем по стране платежа за тепло - это плата за перетопы, за тепло, которое уходит в форточку. У нас действительно, как справедливо сказал автор законопроекта Павел Рюрикович Качкаев, действует сейчас институт энергосервисного контракта, когда приходят специализированные организации, за свои деньги проводят необходимые мероприятия по дому и уменьшают потребление ресурсов. Но фактически этими договорами пользуются крайне редко, и причина как раз в несовершенстве законодательства. Представляемый законопроект направлен в том числе на устранение этих проблем. Самый главный момент - это, конечно, то, что льготные субсидии будут распространяться на дополнительный платёж по энергосервисному контракту. Собственники смогут легально определить лицо, ответственное за заключение контракта, чаще всего это, конечно, управляющие компании. До сих пор они действовали, ну, фактически незаконно, и поэтому они тоже не были заинтересованы в проведении таких работ. Комитет поддержал данный законопроект, при этом указал на целый ряд недостатков, которые необходимо исправить ко второму чтению, в том числе необходимо дополнить существенные условия договора по заключению контракта, установить порядок расторжения контракта. Ну, я думаю, что это всё действительно можно сделать поправками ко второму чтению. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Павел Рюрикович, вы опытнейший человек не только в сфере ЖКХ, но и в сфере муниципального управления и, безусловно, знаете, что этот закон повлечёт дополнительные расходы для жильцов и в принципе является стравливающим жильцов. Почему? После того как мы 122-м законом в этом зале отменили кучу льгот и даже те, которые оставили, не финансируем, а потом предлагаем на остальных жителей имеющуюся льготу разложить - мы же ссорим соседей. Может, всё-таки правильней бы было восстановить в бюджетах муниципальных образований и областных центров компенсации по льготам, и тогда не надо никаких договоров. Управляющим компаниям вы возместите то, что они доплачивают, и все вопросы решены, и все дружно, улыбаясь, встречают на лестничной площадке соседа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Качкаев Павел Рюрикович. КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Николай Васильевич, вообще законопроект, который я представляю сегодня от группы депутатов, немножко не о том, законопроект не о лишении льгот, а об ограничении или уменьшении расходов на энергоресурсы: на тепло, на воду, на электроэнергию, на газ и на всё остальное, что касается коммунальных услуг в доме. Что касается увеличения расходов граждан. Вы, наверное, неправильно меня поняли или неточно услышали то, что я говорил. Увеличения расходов граждан в этом случае не будет, расходы будут уменьшаться. У нас есть несколько примеров, мы за эти три года много изучили многоквартирных домов. Нельзя сказать, что энергосервисные контракты в Российской Федерации не работают, - они работают, но работают на очень ограниченном количестве домов, в основном это Москва, это Нижний Новгород, Екатеринбург и это те дома, капитальный ремонт в которых проводит фонд реконструкции и развития жилищно-коммунального хозяйства. Здесь частный инвестор вкладывает свои деньги, за счёт проведения энергосервисных работ снижается потребление коммунального ресурса, снижается общая плата за коммунальные услуги многоквартирного дома и, как следствие, всех собственников. Так вот если не будет этого снижения, никто эти деньги получать не будет, то есть инвестор рискует своими деньгами. Стоимость коммунальных услуг для жителей не увеличится, она со временем только уменьшится, поэтому здесь никаких опасений, у меня по крайней мере, нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. РАЗВОРОТНЕВА С. В. Я хочу сказать, что если речь идёт о государственной поддержке, то у нас действует 18-е постановление правительства от 17-го года, на основании которого Фонд содействия реформированию ЖКХ, ныне реорганизованный в ППК "Фонд развития территорий", компенсирует часть затрат собственников на проведение таких работ. Действительно, как сказал Павел Рюрикович, уже сотни домов по стране сделаны в рамках этой программы, экономия составляет, ну, где-то треть платежа на потребление коммунальных ресурсов. Это очень хорошие результаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемый Павел Рюрикович (ну может быть, и Светлана Викторовна ответит), когда есть возможность осуществить энергоэффективные мероприятия, это хорошо, но вот есть такая проблема: в небольших домах, многоквартирных, но с небольшим количеством квартир, которые разбросаны по территории, существенно увеличилась плата после того, как перешли от нормативов к приборам учёта, ну, объективно, потому что довести тепло до домов с небольшим количеством квартир, разбросанных по территории, - это дорого. Можно ли вот в вашем законопроекте всё-таки предусмотреть норму о том, чтобы по этим домам снова вернуться к плате по нормативу - не по потреблённой энергии, а по нормативу, потому что ну нет технической возможности здесь сделать экономию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Качкаеву включите микрофон. КАЧКАЕВ П. Р. Оксана Генриховна, я прекрасно понимаю ваши опасения. Я с вами согласен, когда мы перешли на приборы учёта, особенно по теплу, в тех домах, которые были построены в 60-70-е годы и теплоизоляция которых, мягко говоря, не выдерживает критики и не соответствует сегодняшним нормативам, да, увеличилось потребление. Ну, наверное, можно будет пойти по другому пути. Может быть, сделать программу, приводить в порядок эти дома по теплоизоляции каркаса самого дома и тем самым уменьшать потребление, количество тепла на квадратный метр? Ко второму чтению мы готовы рассматривать в комитете все предложения, которые окажутся разумными, и согласовывать их с Правительством Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. РАЗВОРОТНЕВА С. В. Оксана Генриховна, я всё-таки хочу обратить внимание, что такая диспропорция складывается до тех пор, пока не изменены правила расчёта нормативов. Действительно, они должны были меняться уже в этом году, на основании чего норматив для старых малоэтажных домов должен был существенно вырасти. Вот благодаря Борису Гладких, по-моему, отложили на два года. Но конечно, повышение энергоэффективности таких домов - это в первую очередь задача муниципалитетов, там есть разные инструменты, в том числе оборудование таких домов модульными котельными, отказ от централизованного теплоснабжения. Всё-таки мне кажется, что это не совсем предмет регулирования данного закона. Но если Павел Рюрикович понимает, как это сделать ко второму чтению, тогда, конечно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, с места. ДМИТРИЕВА О. Г. Ну хорошо, давайте с места. Я ещё раз вернусь к своим вопросам. Есть несколько проблем в области энергоэффективности, которые фактически порождают дополнительные расходы граждан на оплату прежде всего тепла, которое они фактически не потребляют. Первая проблема, её хорошо обрисовал Павел Рюрикович - это дома постройки 60-70-х, иногда 80-х годов с дырявыми фасадами. Нужно проведение капитального ремонта и утепление фасадов, но, естественно, программа капремонта с этим не справляется. Пока не проведён капитальный ремонт, граждане должны оплачивать отопление улицы. Тут, наверное, надо каким-то образом, в общем, принять решение о том, что ответственность и дополнительные расходы граждан на теплопотери до проведения капитального ремонта всё-таки как минимум раскладываются между гражданами и бюджетом. Второй вопрос, это вот то, что всё-таки в моём вопросе было. Это не из-за дырявых фасадов, а из-за конструкции, расположения: дома небольшие, как правило, это дома 50-х или 30-х годов постройки, и не на каждом доме есть приборы учёта, доведение тепловой энергии до дома - это очень дорого, поэтому получается очень большой расход. И наконец, третья проблема, решение которой требует специальных инженерных систем дифференцированной подачи тепла по этажам, поскольку у нас, ну, думаю, и в других регионах, повсеместная проблема - верхняя разводка. Последний этаж жарится, а первый этаж мёрзнет, для того чтобы первый этаж не мёрз, жарят и подают большое количество тепловой энергии на последний этаж, и всё это уходит в форточку. Конечно, здесь нужны и инженерные решения, и всё-таки экономические решения, поскольку проблема вами поднята очень важная, проблема перетопа сейчас в коммунальных услугах и в расходах граждан очень значима. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Павел Рюрикович, не знаю ни одного частного инвестора, который сделал даже очень большую управляющую компанию с сотнями домов и у которого за последние 20 лет хоть на одну копейку уменьшились тарифы. Если вы назовёте, буду вам очень признателен. Специально пойду и познакомлюсь с опытом. Это первое. Второе. Вы, как опытный жэкахашник и мэр крупного города, прекрасно знаете, что вы, мэры, вместе с правительством грубо нарушили вообще принципы жилищной реформы. Почему? Потому что по жилищной реформе перед тем как дома передавать жильцам, вы были обязаны привести все рамки управления, все придомовые территории, все крыши, все места общего пользования в нормальное состояние, то бишь провести капитальный ремонт. В 95 процентах это сделано не было. Третье, большая проблема, о которой никто из вас не говорит: у нас значительная часть жилищного фонда принадлежала так называемым градообразующим предприятиям, которые при передаче или при изменении собственника взяли и отрезали... и теперь поставили котельные, которые не соответствуют, вообще-то, необходимым нормам. Я вам четыре таких могу в Ростове назвать. Четвёртая проблема. У нас крупные олигархические структуры типа "ЛУКОЙЛА" взялись обеспечивать теплом значительную часть жилищного фонда крупных городов. А у монополистов, как правило, никогда нет снижения тарифов, они все хотят, как частные инвесторы, зарабатывать деньги. И самое главное... Вы, наверное, не поняли смысл моего вопроса. Самое главное - то, что управляющей компании по барабану, ей должны платить все. Но когда принимают решение, что даже имеющие льготы не платят, они через суд натравливают на человека, не платящего... за которого муниципалитет или область не платят, это ветераны региональные, муниципальные. К чему это ведёт? Это ведёт к последовательной отмене решений по льготам для этих категорий. Вот в чём вопрос. Именно поэтому я вам и говорил, что надо законы принимать, которые не ссорили бы соседей и, вообще-то, больше ответственности налагали на монополистов, особенно на тех, кто обеспечивает теплом, водой. И правильно было бы их сделать муниципальной собственностью. Никакой частник лучше не сделал ни одни очистные сооружения, не знаю я в России таких, а вот тех, кто уже привёл в состояние полной рухляди, массу могу назвать, и вы их знаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста. КАЧКАЕВ П. Р. Ну я отвечу, постараюсь ответить. Я и от фракции, и как докладчик. Оксана Генриховна абсолютно правильно ставит проблему, другой вопрос - как эти проблемы сегодня решать. И любая проблема... Ведь я прекрасно понимаю, что те дома, которые потребляют меньше 2 гигакалорий тепла, оприбориванию, так сказать, не подлежат, и - то, что Светлана Викторовна говорила, - мы там оплачиваем по нормативам. Ну да, балуются регионы с нормативами, нам просто надо планово работать с Министерством строительства и ЖКХ для того, чтобы нормативы соответствовали хотя бы действительности. Что касается, Николай Васильевич... Вообще, по-моему, ни в законопроекте, ни в выступлении не было произнесено такого слова, как "тариф". Не надо путать две разные вещи: тариф и оплату коммунальных услуг. У нас в стране начиная с 2014 года регулируется и индексируется рост оплаты коммунальных услуг. Это общая оплата электроэнергии, газа, тепла и воды. Что касается тарифа, этот тариф устанавливается каждым регионом отдельно. Мы сегодня говорим об экономии по оплате за коммунальные услуги. Тариф может быть разный, но оплата за коммунальные услуги у нас в соответствии с этим законопроектом, если энергосервисный контракт будет выполнен, должна снизиться на 25-30 процентов. Причём в каком плане снизится? Если у нас сегодня инфляция будет гораздо выше, чем вот эта экономия, естественно, оплата в абсолютном выражении, может быть, и не снизится. Следующее, что касается развала и всего остального, и льгот, и всех наших градообразующих предприятий, - ну, это мы слышим уже на протяжении, по-моему, 30 лет. Давайте тогда заглянем в 70-е, в 80-е годы, заглянем и посмотрим, как выполнялись капитальные ремонты в наших многоквартирных домах. Уж если вы говорите... я в муниципалитете работал с 1995 года, до этого 20 лет на оборонном предприятии работал, и у нас были дома, и проблем было ровно столько же, ну очень много - и с текущими крышами, и с неработающими лифтами, и всё финансировалось по остаточному принципу. Сегодня мы не должны ссылаться на какие-то предыдущие годы, мы просто должны двигаться вперёд, с тем чтобы у нас как можно меньше вопросов и белых пятен оставалось в жилищно-коммунальном хозяйстве. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект, потому что он направлен на то, чтобы мы с вами платили только за то, что получаем, и платили по обоснованным нормам и технологиям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирном доме)", пункт 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 45 мин. 25 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.