Заседание № 116
О проекте федерального закона № 1077520-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о введении механизма государственного регулирования цен на продовольственные товары первой необходимости; внесён депутатами Государственной Думы Г. А. Зюгановым, И. И. Мельниковым, В. И. Кашиным, Н. В. Коломейцевым, Д. Г. Новиковым, Н. В. Арефьевым, О. Н. Алимовой, Н. Н. Ивановым, Б. В. Иванюженковым, А. В. Куринным, Д. А. Парфёновым, К. К. Тайсаевым, а также В. А. Ганзя, В. Г. Поздняковым, А. А. Пономарёвым, В. Ф. Рашкиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, 14-й пункт мы перенесли, поэтому сейчас будем рассматривать три альтернативных законопроекта: пункт 15.1, приоритетный законопроект фракции КПРФ, пункт 15.2, приоритетный законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...", и пункт 15.3 - у нас будет три доклада и потом один содоклад по всем трём вопросам. Итак, пункт 15.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Доклад Николая Васильевича Арефьева. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, этот законопроект выстрадан, проект закона внесён давно, но рассматривается как раз тогда, когда и должен быть рассмотрен. Суть этого законопроекта очень проста: он предоставляет право правительству устанавливать предельные допустимые наценки на определённые товары, эти предельные допустимые наценки прописаны в законе. Это не догма, если кто-то с ними не согласен, ко второму чтению можно эти цифры изменить, но, во всяком случае, в первую очередь предоставляется наценка 45 процентов себестоимости производителям первичного сырья, особенно в сельском хозяйстве, 15 процентов отпускной цены даётся переработчикам, 10 процентов отпускной цены даётся оптовой торговле и по 15 процентов отпускной цены розничной торговле и общественному питанию. Эти цифры не догма, больше они быть не могут, ну а меньше - это по решению правительства: в зависимости от того, на какой товар увеличивается цена, такая и наценка будет устанавливаться правительством. Правительство вправе устанавливать и предельно допустимый объём импорта тех товаров, на которые регулируется торговая наценка. Всё это прописано в законопроекте. Необходимость такого регулирования вызвана самой жизнью. На сегодняшний день в России, допустим, первичный производитель хлеба в конечном продукте получает всего 6-8 процентов, а в странах Евросоюза - порядка 50 процентов. Вот в прошлом году у нас был огромный урожай хлеба, ну, казалось бы, всё должно подешеветь, однако произошло совершенно невероятное: на 30 процентов упали закупочные цены на зерно, зато на 18 процентов взлетели цены на печёный хлеб. Ну разве же так можно?! Почему правительство не хочет регулировать цены, когда здесь явно, ну, если не саботаж, то мошенничество: зерна много, хлеб должен дешеветь, а он, наоборот, дорожает. Сегодня правительство имеет право устанавливать предельно допустимые цены на товары на 90 дней, если они растут на 10 процентов. Но дело в том, что у нас много было разных вопросов и в 2020 году, и в 2021-м, и в прошлом году, но правительство ни разу не воспользовалось этим своим правом, ни разу не вмешалось в регулирование цен. А между тем только в прошлом году у нас цены вырастали в среднем и на 17, и на 18 процентов, особенно летом, в 2020 году у нас стоимость борщевого набора выросла в 10 раз, и правительство не принимало никаких мер. Но мы должны заботиться о населении, о малоимущих гражданах, о многодетных семьях, и какие-то меры надо принимать, когда стоимость обыкновенного борщевого набора начинает вырастать в 10 раз. Вот этот законопроект как раз и направлен на то, чтобы не допустить такого взлёта цен, поэтому предлагаются такие предельные допустимые наценки. Таких наценок на самом деле нет в природе, это максимальные наценки, которые правительство имеет право устанавливать на те товары, которые находятся в дефиците. Но ещё раз хочу подчеркнуть: при этом правительство имеет право либо увеличить, либо уменьшить импорт того продукта, который находится в дефиците. Регулирование цен - это не новость. В Советском Союзе все цены были регулируемые. В Германии 42 процента товаров регулируется государством. В Италии и в Испании есть рынок - Меркадо, где устанавливаются средние цены, и ими пользуются все продавцы на всех рынках этих государств. Устанавливать предельно допустимые наценки на товары необходимо, нужно, потому что у нас восьмой год падает уровень жизни населения, падают доходы населения. У нас на сегодняшний день прожиточный минимум - 13 688 рублей, это что, много? Согласно данным Счётной палаты, за вычетом всех обязательных платежей у пенсионера остаётся всего 7-8 тысяч рублей, если поделить на 30 дней, получается 244 рубля в день, это на всё: и на одежду, и на кинотеатры и театры, и на культурные программы, и на лечение, и на лекарства. Поэтому необходимо вводить регулировку цен со стороны государства, иначе мы просто погубим вот это огромное население: 16 миллионов человек сегодня проживает у нас за чертой бедности, это 10,5 процента. Этот законопроект довольно долго лежал, но, вы видите, их три альтернативных, потому что все оппозиционные фракции заинтересованы в том, чтобы государственное регулирование - ну, не на все товары, а на определённые товары первой необходимости - было. Я понимаю, нам тут правительство сделало определённые замечания, ну, технического свойства - слово не то или цифра не та, это всё ко второму чтению можно поправить. Но сам закон (его концепция) необходим народу, нужен людям, поэтому закон надо принимать, его ждут люди. Он необходим, потому что с инфляцией, к сожалению, мы не справились и она продолжает расти. Голосуйте за законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 15.2, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Доклад Олега Анатольевича Нилова. Пожалуйста. Вы сразу и по пункту 15.3 хотите доложить? Хорошо. Тогда я зачитаю название. Пункт 15.3, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части установления обязанности Правительства Российской Федерации устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости". Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроекты ещё с прошлого созыва, очень такого мирного времени, можно сказать, если бы мы сегодня переписывали эту же самую идею, гораздо более жёсткие были бы предложения. Поэтому считаю, что это очень лёгкий такой пинок правительству, который нужно поддержать. Коллеги, я напомню, что сегодня есть в законодательстве по ограничению роста цен на социально значимые продукты. Ну, вы все помните, но нашим телезрителям, которые, надеюсь, смотрят в прямом эфире, я напомню вот этот список из буквально двух, максимум трёх десятков наименований социально значимых продуктов, на которые правительство имеет право вводить ограничения цены, наценки. По сегодняшнему законодательству в случае, если рост цен, ну, так просто скажу, больше 1 процента в день, вот если цены на эти продукты будут расти больше, чем на 1 процент в день, правительство имеет право этот рост цен ограничить. В моём законопроекте, в одном из этих законопроектов, предлагается поменять слова "имеет право" на "обязано". Ну как, коллеги, не поддержать это, если больше, чем на 1 процент в день, будет расти цена на говядину, свинину, баранину, за исключением бескостного мяса, то есть это мясо на кости, кур, рыбу, масло сливочное, масло растительное, молоко, яйца, сахар, соль, муку, хлеб (один вид), крупу, вермишель и продукты борщевого набора, из фруктов - яблоки? Уважаемые коллеги, предлагается ограничить рост цен на одно наименование из десятков тысяч в торговых сетях - ведь речь идёт не о том, чтобы всю говядину контролировать, - на один вид, но он должен быть с ограничением, ну, не больше 1 процента в день. И вот это вы не поддерживаете? Очень странно. Хотелось бы послушать представителя правительства. А второй законопроект очень простой, он похож на законопроект коллег. Ну, каким способом можно ограничивать этот рост цен? Я напомню, что действительно, слава нашим аграриям, у нас рекордные урожаи зерна и другой продукции, которые лежат сегодня невостребованные, они хранят это зерно за свой счёт. По известным причинам зерновые сделки не в нашу пользу решаются, экспортные пошлины... Всё это приводит к тому, что сегодня по себестоимости и то проблема реализовать вот этот рекордный урожай. Правительство предлагает нам варианты использования внутри - переработка, не знаю, животноводство? Нет таких предложений. Правительство предлагает другие рынки сбыта, ну, кроме тех, которые перекрыты известными событиями и прочими проблемами, запад, юг? У нас есть Афганистан, Северная Корея - там что, нет проблем с зерном? Проблем огромное количество, граница есть, поезда ходят, давайте туда отправим это зерно. Но сначала его нужно выкупить у аграриев, которым сегодня надо идти пахать, сеять - и куда потом складывать? Скоро уборочная, а десятки миллионов тонн сегодня хранятся на этих хранилищах. Коллеги, вопросов огромное количество. Да, аграрии готовы работать на то, чтобы не просто цены не росли, а чтобы они снижались. Кто мешает? Перекупщик, спекулянт, такая вот торговля, которая думает только о своих интересах, своих прибылях. И в этом случае, если мы ограничим аппетиты сетей, вот этих посредников многочисленных, мы чего добьёмся? Мы добьёмся того, что будет больше продаваться продукции, аграрии быстрее получат отдачу за свой труд, пусть через минимальные проценты, но они получат свои деньги. Сегодня существует даже такое понятие: пусть лучше пропадёт, пусть лучше на свалку выбросим, но цену не опустим, будем держать вот эти на порядок большие цены. К чему мы призываем? Мы призываем вот к тому, о чём я сказал. В одном варианте я предлагаю наценку на эту социальную группу товаров, 30 наименований, сделать 20 процентов к оптовой цене, и не больше, для того чтобы и бедным людям, десяткам миллионов, помочь покупать по доступным ценам, и производителям помочь всё-таки быстрее реализовывать свою продукцию, пусть по меньшим ценам, но она быстрее уйдёт со складов и не будет гнить, извините, в хранилищах. Ну и другое предложение для вот этой категории из 30 наименований - сделайте 50 процентов к цене производителя. Да, можно задавать вопросы, говорить, что там шашечки не такие, спрашивать, что такое цена производителя, что такое оптовая цена, но было бы желание разобраться, уважаемые коллеги. Я предлагал разные варианты, говорю: а давайте заставим производителя печатать, как это, помните, в советское время было, на каждой баночке на этикетке была отпускная цена производителя и цена продажная. Вы смотрите: у вас две этикетки. Вот производитель произвёл по этой цене, передал дальше посредникам, оптовикам и торговле, и потребитель может выбрать. Он посмотрит и скажет: "А зачем я буду переплачивать в 10 раз? Я не буду покупать вот этот товар, который прошёл через целую сеть посредников". Это предложение я делал - не нравится. Найдите другие пути, как реализовать идею. Мы здесь представляем идею, концепцию. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по всем трём законопроектам Евгения Олеговича Нифантьева. Пожалуйста. НИФАНТЬЕВ Е. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В комитет поступило три законопроекта, которые направлены на формирование законодательной базы для регулирования цен в отношении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров. Они были тщательно рассмотрены комитетом, было проведено широкое обсуждение данных законопроектов с участием их авторов, представителей федеральных органов исполнительной власти, торговых организаций и представителей общественных объединений потребителей. Все три законопроекта объединены одной темой, и комитетом было предложено рассмотреть их на альтернативной основе. Законопроекты направлены на введение обязательного регулирования цен на продовольственные товары первой необходимости. Но ценообразование - это очень тонкий и сложный механизм, а ценовое регулирование может привести как к сдерживанию цен, так и к вполне печальным последствиям, а именно к дефициту. Именно этого справедливо опасаются представители общественных объединений потребителей, что и было аргументированно обозначено на заседании комитета. При этом установление постоянного контроля за уровнем наценок на одни продовольственные товары способно привести к росту цен на другие продовольственные товары за счёт переноса торговыми организациями издержек и перераспределения доходности, а также в конечном итоге к дефициту продовольственных товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, в связи с низкой экономической эффективностью их производства. Кроме того, предлагаемый законопроектами подход противоречит пунктам 81 и 82 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции Договора о Евразийском экономическом союзе, согласно которым государственное регулирование цен на товарных рынках может осуществляться в исключительных случаях, к которым в том числе относятся чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для конкуренции. При этом важно отметить, что уже сегодня по действующему законодательству, согласно части 5 статьи 8 закона о торговле, в целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров Правительство Российской Федерации вправе устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории субъекта Российской Федерации или субъектов Российской Федерации на срок не более 90 дней. Важно, что у правительства сегодня есть именно такое право, а не обязанность. Ведь, как пример, в случае если по результатам проведения мониторинга выявлено, что рост розничных цен экономически обоснован с учётом происходящих экономических процессов или иных объективных обстоятельств, то у правительства сегодня есть возможность не ограничивать цены, а вводить механизмы адресной поддержки. На все три законопроекта получены отрицательные заключения правительства. Законопроекты не поддержаны Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. Комитет по промышленности и торговле не поддерживает данные законопроекты. Уважаемые коллеги, ну вот давайте представим, что мы с вами пошли по пути принятия данных законопроектов, и спрогнозируем, что может произойти. В первую очередь нужно обратить внимание, что регулирование вводится на все категории этих продуктов питания, то есть весь хлеб, все хлебобулочные изделия, молочные продукты, мясо, мясные, колбасные изделия, рыбу, рыбные изделия, овощи, фрукты и так далее. И вот, например, авторы предлагают установить предельно допустимую наценку в 15 процентов для переработчиков, при этом в законопроекте написано чётко: от отпускной цены производителя сырья. Я могу уверенно сказать, что при принятии законопроекта такие условия не выдержит абсолютное большинство переработчиков. Ну и, как следствие, огромное число наших сограждан, работающих в переработке, лишатся рабочих мест, потребители не увидят отечественных пресервов, консервов и других продуктов, подверженных переработке, а на их место по более высокой цене придут импортные товары, на которые ценообразование не ограничено. Ну и, конечно, важно сказать про новеллу о торговой наценке в 15 процентов для организаций общественного питания. Ведь в общественном питании не наценки, а глубокая переработка продуктов, и, конечно, с такими параметрами абсолютное большинство кафе, столовых, ресторанов будут закрыты. Люди потеряют работу, население - востребованные услуги, а государство - налоги. А для организаций розничной торговли, включая рынки, устанавливается предельная наценка 15 процентов, и, как следствие, магазины существенно сузят ассортимент в категориях. Но если у магазинов есть такая возможность, то на рынках такой возможности нет, и люди, которые на сегодняшний день на них работают, просто потеряют работу. Это первое. Уважаемые коллеги, комитет просит отклонить данные законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы по всем трём законопроектам. Покажите список. Наумов Станислав Александрович, пожалуйста. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Я хотел бы внести понятийную ясность и предложить впредь не приравнивать абсолютно правильную задачу снижения розничных цен на продукты первой необходимости к государственному регулированию, потому что опыт последних десятилетий показывает, что не только государственное регулирование является инструментом снижения розничных цен. Это первое. И второй очень важный момент, на который я хотел бы обратить внимание авторов законопроектов: не надо сводить рацион современного жителя современной страны России к рациону столетней давности. Сегодня в любом магазине, неважно, сетевой он или несетевой, тысячи наименований разных продуктов. Это российские продукты, которые делают в том числе российские фермеры, делает российская пищевая промышленность, и не надо... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос или выступление? Добавьте время Наумову. НАУМОВ С. А. Вопрос у меня. Давайте всё-таки вернёмся к обозначенному Евгением Нифантьевым механизму адресных социальных субсидий и вместе на межфракционной основе разработаем такой федеральный закон, который будет повторять лучшие практики Москвы, Санкт-Петербурга и Ульяновской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это выступление. Алёхин Андрей Анатольевич, пожалуйста, вопрос. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Евгений Олегович, существующие законодательные нормы регулирования цен на товары первой необходимости не работают в должной мере. Сегодня вы предлагаете отклонить все три представленных законопроекта, которые направлены на решение этой проблемы. Тогда какой эффективный механизм регулирования цен (тарифов) вы предлагаете? НИФАНТЬЕВ Е. О. Спасибо за вопрос. Сегодня у Правительства Российской Федерации, которое, я думаю, на наш общий взгляд, абсолютно дееспособно и профессионально, есть все возможности для установления предельных допустимых цен на определённый период в момент, когда происходит резкий рост на какую-то категорию социально значимых продовольственных товаров. Сегодня этот механизм у правительства уже есть. Если говорить о конкретном законопроекте, про который вы говорите, и о том, почему мы его предлагаем к отклонению: этот законопроект, эти законопроекты никоим образом не предлагают никаких механизмов для контроля, регулирования цен. Для того чтобы механизм регулирования цен хоть как-то работал, нужно идти от конкретного производителя: у конкретного производителя должна быть регистрация цены, как есть на сегодняшний день, допустим, в фармацевтической отрасли, далее, необходим протокол согласования цен, в котором при всём движении этого продукта будут чётко обозначены цены, которые будут укладываться в этот коридор. И мы в нашем комитете, и те люди, которые в нём выступали, справедливо опасаемся, что принятие таких законопроектов может привести либо к тому, что механизм этот не будет работать, - и тогда зачем принимать этот законопроект? - либо к дефициту, к отсутствию товаров первой необходимости, социально значимых продовольственных товаров на полках наших магазинов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчикам - авторам законодательных инициатив Николаю Васильевичу и Олегу Анатольевичу. Как вы знаете, любая законодательная инициатива должна быть обоснованной. Предлагается установить правила государственного регулирования цен. Хотелось бы у вас уточнить: допустим, предлагаемые новеллы приняты, закон заработал - есть ли у вас понимание на предмет организации контроля за предлагаемыми новеллами, как они будут работать на практике, как это возможно сделать? А прежде всего хотелось бы понять, на основании каких расчётов, выводов вы пришли к умозаключению об установлении предлагаемых предельных торговых наценок 10, 15 и 45 процентов, для организаций розничной торговли, включая рынки, 15 процентов отпускной цены производителя? Как в принципе это возможно проконтролировать в настоящее время, ведь у нас не Советский... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьеву включите микрофон. АРЕФЬЕВ Н. В. Да, у нас, к сожалению, сегодня не Советский Союз, но речь идёт вот о чём. Если подорожала морковь, это не означает, что мы повышаем цены на костюмы. Речь идёт о том, что если морковь подорожала, то вот на морковь мы и будем предельные допустимые цены устанавливать, и контролировать эти цены на морковь вполне легко и доступно любым контролирующим органам. Почему-то содокладчик объяснял, что мы предлагаем контролировать абсолютно все товары, независимо от того, растёт на них цена или нет, - нет, мы предлагаем устанавливать предельные допустимые цены только на те продукты, которые подорожали, и только на них, и контроль учредить очень просто. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову включите микрофон. Вопрос? НИЛОВ О. А. Да, отвечаю на вопрос, почему 20-50 процентов (у меня 10 процентов нет). Знаете, сегодня аграрии продают свою продукцию по себестоимости. Возьмём зерно: 20 рублей должна быть цена (есть международные оценки, статистика), а продаётся по 11 рублей в лучшем случае, и то не могут продать. По себестоимости, уважаемые коллеги! И сколько примеров! Почему аграрии должны добавлять сущие копейки к своей себестоимости, а в сетях и оптовики добавляют сотни процентов - непонятно. Поэтому 20-50 процентов, и это только на 30 наименований из десятков тысяч. На десятках тысяч наименований, там, на всяческих разносолах зарабатывайте большие проценты, а вот здесь брать больше 20, максимум 50 процентов не смейте! Вот почему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дёмин Александр Вячеславович. ДЁМИН А. В., председатель Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем сразу три законопроекта о государственном регулировании цен - один от КПРФ, два от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...". Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" уверена, что эти инициативы, может, и порадуют людей в заголовках СМИ, но на деле сделают всем только хуже. Любое государственное регулирование цен ведёт к двум вещам - первое, к дефициту товаров, потому что предприниматели не будут производить то, что приносит убытки, второе, к сокращению инвестиций в отрасли, где введено госрегулирование. Результат - отсутствие развития, снижение производства, потеря рабочих мест. Это всё недопустимые последствия. Мы часто слышим высказывание, что нет ничего хуже высоких цен, но хочу ещё раз повторить то, что уже говорил с этой трибуны: хуже высоких цен - отсутствие товара как такового, а именно к этому приведёт регулирование. Два года назад вице-премьер Виктория Абрамченко назвала госрегулирование цен чрезвычайной мерой, сейчас не та ситуация, чтобы такие чрезвычайные меры вводить. Комитет Госдумы по промышленности и торговле согласен с нами и рекомендует отклонить все три законопроекта, они противоречат положениям законодательства Евразийского экономического союза и здравому смыслу. Если вводить чрезвычайные меры по любому поводу, то обстановка в стране действительно станет чрезвычайной. Призываем коллег не допустить этой ошибки и напоминаем о словах президента Владимира Владимировича Путина, который сказал, что единственный выход из текущей ситуации - это максимальная экономическая свобода. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Грешно, конечно, ругаться в Страстную субботу, но иногда приходится, дорогие коллеги, потому что мы сегодня разговариваем... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сегодня Чистый четверг пока. ДЕЛЯГИН М. Г. Чистый четверг, да, извините, ради бога. Страстной четверг. Просто предыдущий оратор меня потряс, потому что, понимаете, есть такая рыночная страна США, есть рыночная страна Германия, в которых за всё время существования крупной промышленности регулируются цены. Чтобы этого не знать, нужно обладать просто потрясающим интеллектом и полностью игнорировать реальность. Открою вам маленький секрет как экономист и рыночник: рынка не существует без регулирования цен, причём государственного регулирования, потому что без государственного регулирования цен вместо рынка мы получаем произвол монополий. Если кто не слышал никогда в жизни, то рынок - это эквивалентный обмен, а тотальный произвол монополий... У нас некоторые товарищи вслед за Гайдаром и другими либералами считают, что единственная свобода предпринимателя, которая имеет право на жизнь, - это свобода грабить потребителя при помощи монопольного завышения цен. Так вот, когда монополии завышают цены, ни о каком эквивалентном обмене речи не идёт и соответственно ни о каком рынке речи тоже не идёт. И когда мы с вами отказываемся формально регулировать цены, а на самом деле мы отказываемся ограничивать произвол монополий, мы тем самым отказываемся от рыночных отношений. И потрясают слова здесь, что, господа, мы не знаем, как контролировать цены, как их определять. Коллеги, я понимаю, что нас обвиняют в том, что мы настолько оторвались от жизни, что за всё время пребывания в этом зале ни разу не были в магазине, но, господа, если кто-то из нас действительно не ходил в магазин ни разу, в буфет-то вы ходили, карточку к терминалу прикладывали, и вы знаете, что цена каждой покупки, товара, который вы покупаете, в режиме онлайн систематизируется в единой базе данных. Так что если вы хотите контролировать цены, вы их будете контролировать. Почему правительство, имея реальные данные обо всех продажах, пользуется при прогнозировании откровенно фантазийными данными Росстата (это моё предположение) - это вопрос открытый. Но если мы с вами не будем ограничивать произвол монополий, а речь в первом чтении, напоминаю, идёт о концепции законопроекта, а не о деталях, на сколько процентов что повышается и что контролировать, если мы не будем ограничивать произвол монополий, мы с вами окажемся перед необходимостью национализировать целую отрасль промышленности, потому что по-другому ограничивать произвол монополий, живущих в парадигме, которую здесь обозначил представитель фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ", уже не получится. Нам президент поручил, вернее, президент поручил правительству... Если можно, чуть добавьте время, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время - от фракции. ДЕЛЯГИН М. Г. Президент поручил правительству обуздать автодилеров, которые продавали автомобили и сейчас продают по такой цене, как будто все импортные комплектующие и все машины они покупали по курсу 120 рублей за доллар, притом что этого, естественно, не было. Срок исполнения - послезавтра, в Страстную субботу. Прошло чуть больше года этого безнаказанного произвола монополий в каждой точке, грабежа потребителей, грабежа наших с вами избирателей. И мы с вами, отказываясь ограничивать произвол монополий здесь, в этом зале, потакаем тем самым грабежу наших избирателей публично и, как писали в старом Уголовном кодексе, с особым цинизмом. Разумеется, не надо повторять прежних ошибок. В 1994 году мы уже ограничили торговую надбавку при каждой покупке, получив цепочки посредников в 20 и более участников. Нужно ограничивать торговую маржу в целом, обратившись в том числе к опыту стран с развитой, а не первобытной рыночной экономикой. Вот путать развитые рыночные отношения с первобытным произволом монополий нехорошо. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лисовский Сергей Фёдорович. ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Тема, которую мы обсуждаем, очень важна. В 2009 году мы совместно с Яровой Ириной Анатольевной, Орловой Светланой Юрьевной были авторами закона о регулировании торговой деятельности. Когда мы начинали работу над ним в 2007 году, нам все говорили, что закон не нужен. Сейчас это практически базовый закон, который регулирует огромную отрасль нашей экономики - торговлю и отрасли, которые с ней связаны. Особенно хотелось бы, конечно, отметить регулирование цен в области продовольственных товаров, потому что это очень болезненно для нашего населения, да и населения любой страны, и очень важно в плане здоровья нации и развития всей экономики. К сожалению, торговые сети, используя свою рыночную силу - монополию, навязывают неравноправные договоры поставщикам и высокие цены потребителям. Но те законы, которые нам предлагают, - цель-то, понятно, благая - не будут работать, более того, они действительно приведут только к ухудшению позиции сельхозпроизводителей, потому что все эти закорючки, которые пытаются наши депутаты вставить в закон, лягут всё равно на сельхозпроизводителей. Тем не менее, конечно, я согласен, цены надо регулировать. Но для этого надо провести комплексный и очень серьёзный анализ: какая у нас торговая наценка? Если вы посмотрите отчёты торговых сетей, они говорят о прибыли 3-5 процентов, они говорят о наценке 5-7 процентов максимум и так далее и тому подобное, хотя тот, кто работает с торговыми сетями, поставляет товар, видит, что наценки у нас в среднем от 20 до 300 процентов, даже на продовольственные товары есть наценки до 300 процентов. К сожалению, у нас совершенно не работает антимонопольная служба, совершенно не работает! Она мало проверяет вот эти договоры, по которым мы так бились, чтобы убрать требования, которые навязывались поставщикам, очень редко проверяют эти требования. Мы практически не видим того, чтобы торговые сети были оштрафованы за нарушение договоров поставки и так далее и тому подобное. Поэтому прежде всего я предлагаю всё-таки нам обратиться к нашей антимонопольной службе, провести исследования, какая у нас всё-таки торговая наценка. Тут я подключил бы и налоговиков, потому что, когда сети говорят о прибыли 3-4 процента, они, по-видимому, в свои расходы включают пароходы, яхты, роллс-ройсы и отдых на Мальдивах, а налоговики почему-то этого не видят. Вот когда мы проведём эти исследования - это, кстати, может сделать наша совместная межфракционная комиссия, которую я создал бы по этому поводу, - мы с вами придём к решению, которого так ждёт вся наша страна, наши потребители. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Канаев Алексей Валерианович. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленные законопроекты, по уверениям авторов, и сегодня об этом так горячо говорилось, преследуют благую цель - повысить доступность товаров повседневного спроса, и в этом зале, я уверен, нет ни одного, кто с этой целью не согласился бы. Однако, как часто бывает, благими намерениями дорога известно куда может быть устлана, особенно если не оценивать риски и возможные негативные последствия того или иного решения. Авторы - это показала дискуссия и в рамках комитета, и в зале - не берут в расчёт целый ряд риск-факторов, из-за которых заявленная цель не только не может быть достигнута, но и, скорее всего, будет получен прямо противоположный результат, об этом говорил сегодня докладчик от комитета. Жёсткое регулирование цен, а именно об этом идёт речь, через механизм фиксации наценки либо установление предельной цены не способствует развитию производства и конкуренции. Без жёстких административных мер воздействия и производители, и торговые сети будут избегать работы с теми товарами, в отношении которых предлагается введение этих самых мер. Причём административных мер воздействия авторы не предлагают и не предполагают: с одной стороны, их эффективность сомнительна, с другой стороны, потребуются дополнительные затраты. Это тема для серьёзного разговора. В результате торговые сети постараются минимизировать свои потери, они сократят ассортиментный минимум, уменьшат объёмы закупки этих товаров. Отдельные торговые точки, прежде всего небольшие в удалённых, труднодоступных местах, скорее всего, прекратят своё существование. Как результат, объём производства товаров, о которых идёт речь в законопроектах, сократится, качество, вероятно, ухудшится, снижение числа торговых предприятий ухудшит доступ и для производителей, и для покупателей. Что мы можем получить в результате? В лучшем случае - уменьшение ассортимента с ростом цены, в худшем - пустые полки, дефицит целого ряда товаров либо отсутствие товаров, снижение объёмов производства как следствие, что при сохранении спроса опять же приводит к увеличению цены. То есть эффект прямо противоположен цели, которая декларируется. Кстати, хотелось бы обратить внимание, что ровно эти цели - дефицит товаров, пустые полки - преследуют авторы санкций, которые вводятся в отношении нашей страны. Коллеги, мы что, будем своими руками помогать авторам санкций достигать этих целей? Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает эти законопроекты и предлагает работать по другим направлениям, потому что есть иные пути достижения поставленных целей. Несколько из них: развитие конкурентной среды, поддержка производителей, в том числе направленная на расширение производства и создание новых производств, снятие барьеров для доступа товаров в торговые сети, развитие малых форм торговли, в конце концов предоставление правительству рычагов оперативного воздействия на цены - мы их дали, и они показали свой эффект, свой результат. В связи с этим предлагаю, коллеги, работать не на громкие заголовки в средствах массовой информации, а на достижение целей через принятие и подготовку системных, комплексных решений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. От фракции. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! В любом случае разговор идёт заинтересованный, и он связан прежде всего с тем, что в нашей с вами любимой России сегодня 50 процентов населения живёт на доход ниже МРОТ и прожиточного минимума, а на доход ниже МРОТ, прожиточного минимума и средней зарплаты живёт 85 процентов населения. Именно обеспокоенностью этим и вызваны эти законодательные инициативы. Мы занимаемся этим направлением около 19 лет. Первый законопроект, связанный с регулированием ценообразования на рыночных основах... не на таких бредовых, антирыночных, о которых сегодня идёт речь, мол, вот торговля чего-то не сделает и нам всем, как говорится, придётся голодать. Оказывается, не производитель, который производит, а торговля всем управляет. Ну, договориться до этого - извините, друзья, это дорогого стоит! Давайте всё-таки вместе думать: если мы говорим о рынке, то рынок - это более-менее справедливое реальное распределение в первую очередь доходов, а у нас, получается, игра в одни ворота. Когда мы вместе с академиком Серковым и другими внесли этот законопроект, всё равно в итоге, используя торговое лобби и правительство рыночников, так называемых либералов, сумели выхолостить эту основу; создали межфракционную группу, там шаговая доступность и прочее, и прочее - ну, кое-что правильно сделали, но сутевую часть выбросили, как младенца с водой, как говорится. Уважаемые товарищи, я хочу сказать, что помимо вот этого огромного количества людей сама отрасль, которая определяет продовольственную безопасность, аграрии, они в этом плане сегодня, выполняя в том числе послание президента, связанное со сбережением людей, - всё делать для того, чтобы хорошо трудиться, добиваться результатов, - выходят на рекорды. Посмотрите, 157 миллионов зернобобовых, а в 2012 и 2013 годах было 60 миллионов. Смотрите, какой результат! Наверное, результаты эти и по другим видам продуктов мешают либералам - разрушителям страны, мешают торговым сетям, которые принадлежат иностранцам, мешают тем, кто сегодня возами вывозит доллары за рубеж. Вы посмотрите, какую часть из этих 250 миллиардов долларов накопила сетевая торговля? Защищая её, так яростно в грудь стучат здесь мои коллеги, мол, как бы торговлю не обидеть. А кто защитит крестьянство? Вы посмотрите, сегодня цена на пшеницу, допустим, четвёртого класса дошла до 8-9 рублей. Посмотрите, сколько это стоит на мировом рынке. Почему крестьяне, добиваясь таких результатов, получают в разы меньше прибыли, чем они получали в том году? Мы опустили цену к 2017 году, а за это время нам в 3 раза больше дали цену по удобрениям, в 3 раза больше дали цену по техническим средствам. Это для чего делается, чтобы снова поля пустить под заросли бурьяна и чтобы деревни полыхали? Для этого, что ли, это делается? Посмотрите, что получается, много раз говорил: если вы берёте в конце концов в разумном рынке по 10 рублей килограмм пшеницы продовольственной, из килограмма вы делаете два с половиной батона, добавьте ещё 10 рублей - и 20 рублей будут стоить два с половиной батона, 1 килограмм. А у нас сегодня килограмм переработанного зерна стоит 120 рублей. Мы не говорим о разных всяких видах, но вы четыре-пять видов, допустим, хлебобулочных изделий оставьте в товарах первой необходимости, и чтобы наценка на них в рознице была не больше 15 процентов, условно, а в оптовой торговле - 10 процентов. Можно ко второму чтению посмотреть и 20 сделать в конце концов, но когда пачку вологодского масла берут по 150, а в магазинах продают по 400 и мы при этом кричим, как бы у нас чего-то там не было... Не надо этого делать! Надо идти в этом направлении самым серьёзным образом, к рынку, а не быть антирыночниками самого такого древнего пошиба. Смотрите, что происходит с молоком. Сейчас люди выходят на митинги, Алтайский край поднялся. Мы вот вчера проводили заседание комитета, все депутаты, в общем-то, взволнованы, перед этим собирали всех, и ФАС, и торговые сети. Посмотрите, что сделали, допустим, с производством сырья для подсолнечного масла, по зерну. А сейчас по молоку: сбросили до 16 рублей цену, как по мановению палочки, и ФАС сидит, сказать ничего не может, и торговля сказать ничего не может. Слушайте, а люди... Вот приехал генеральный директор из Тулы, производит 35 процентов тульского молока, 11 тысяч тонн надой, он говорит: у меня себестоимость 29 рублей, а забирают по 28. На 6-7 рублей снизили цену на зерно, на молоко, но, слушайте, ни на один рубль ничего не снизилось в магазине! Это рынок? Это не рынок, а грабёж - грабёж производителей! И рассуждать о том, что у нас на полках ничего не будет, - у нас, конечно, не будет, если производить мы не будем. Мы настраиваем крестьян, министр не выходит с полей, депутаты нашего комитета, постоянный штаб каждую неделю, чтобы повторить эти рекорды, чтобы они в системе были, а нам финансирование наших программ урезают, во всём остальном стараются камни, завалы на пути поставить. Безобразие! Ведь абсолютное большинство депутатов здесь понимают необходимость этих законов. Ну если не эти, то давайте тот поддержим, который мы с Гордеевым Алексеем Васильевичем внесли, но надо решать вопросы, потому что они назрели. И действительно рынок надо поддержать разумностью, а не бредовостью. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А. Уважаемые депутаты, безусловно, продукты, продовольственные товары должны быть доступны всем без исключения, и в первую очередь пожилым людям, многодетным семьям. И тема доступности - это тема в первую очередь социальной политики, это то, что мы можем, должны и обязаны делать, реализуя то, о чём говорил представитель комитета Евгений Нифантьев, а именно адресную социальную поддержку тем, кто в ней нуждается. И эта система уже работает, она уже создана, она работает в Москве, работает в Санкт-Петербурге, у Сергея Ивановича Морозова есть опыт внедрения её в Ульяновской области, есть примеры реализации масштабной поддержки в других регионах страны. Где источник для такой поддержки на федеральном уровне, чтобы не возникали вот эти споры о способах контроля за уровнем цен в текущем периоде? Это муниципальные и областные закупки. Сегодня мы сохраняем устаревшую систему натурального обеспечения людей, которые могут получать продовольственную помощь в виде льгот. Эта система себя дискредитировала, но деньги на это направляются, и стоит смотреть не только на уровень цен в рознице, стоит смотреть, по каким ценам закупают сегодня региональные и муниципальные учреждения продукты питания - они гораздо выше, чем те, что мы видим в магазинах на полках. Москва, Санкт-Петербург, Ульяновская область поменяли эту ситуацию, они ввели систему, когда человек обращается в органы социальной защиты и получает финансовые ресурсы, для того чтобы самому прийти в магазин и без каких бы то ни было ограничений вроде одного сорта говядины, одной булки хлеба выбрать то, что нужно сегодня ему самому, то, что нужно его детям, его родителям. Эта система работает в крупнейших городах. Несколько фракций уже предлагали внедрение системы адресной социальной поддержки в стране в целом, мы пока не получили нужной поддержки от правительства, но сегодняшний разговор - хороший повод вернуться к этому. Да, 300 миллиардов рублей - это максимальная оценка затрат на продовольственную корзину, которые нужно субсидировать двум наименее обеспеченным группам по доходам, но я думаю, что мы можем использовать сегодняшнюю дискуссию для того, чтобы ещё раз на межфракционном уровне попросить правительство сделать такие расчёты и чтобы в бюджете 2024 года уже были предусмотрены средства для адресной продовольственной помощи нашим гражданам. Фракция ЛДПР будет голосовать за тот будущий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчики? Николай Васильевич Арефьев, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В. Вот сейчас Станислав Александрович нам здесь рисовал картину, как надо тормозить рост цен, но почему-то он, когда в министерстве работал, не нашёл возможности ограничить рост цен, который мы наблюдаем и сегодня. Вот здесь, с этой трибуны, нам сегодня "ЕДИНАЯ РОССИЯ" доказывала, что если морковка подорожает в 2 раза и если на неё установить предельную допустимую цену, то все магазины закроются, люди станут безработными и всё развалится. Но ведь ни в одном из трёх проектов законов не было написано, что, когда все товары поднимутся в 2 раза, тогда на всё сразу устанавливаем предельно допустимые наценки, да нет, у нас такого не бывает, у нас бывает с определёнными товарами. Вот как случилось в этом году с хлебом: если бы мы установили ограничение цен на зерно и на печёный хлеб, не было бы никакого повышения цен на 18 процентов. У нас в 10 раз повышалась стоимость борщевого набора - можно было установить предельные допустимые цены в определённых регионах по решению правительства, и никаких проблем бы не было, и никакие магазины бы не закрылись, и никакой безработицы бы не было, ничего бы не было. Чего вы сгущаете краски-то? Вот здесь говорят: а как вот на рынке, на колхозном рынке отрегулировать цены? А вы не знаете, что там регулируются цены? Вы что, думаете, вы можете зарезать овцу, принести и продать там её? Вы заблуждаетесь. Вас на подступах к этому рынку мафия окутает и скажет: сдайте по демпинговой цене, а на рынок мы вас не пустим. Это вот ваша рыночная экономика. И ни один крестьянин не может на этот рынок попасть, потому что рыночная мафия там скупает всё на корню и продаёт уже по собственной цене. Вот вам регулирование цен, вам это нравится? А что, не было у нас картельного сговора в сетях? Было. Вот Делягин абсолютно прав, да нет никакого рынка, и не видели мы его, и не нюхали в России, здесь только мафия. Там, где государство отходит от своих целей, где оно уходит и не регулирует, там приходит мафия и регулирует в своих интересах, вот и всё. И если вы хотите защитить интересы мафии, ну, защищайте их, но тогда беззащитными остаются ваши избиратели, против которых вы голосуете, и, кстати, не первый раз. Так что закон надо принимать, регулирование цен должно быть, оно есть во всех государствах мира. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Очень важная тема, которая касается миллионов и миллионов наших сограждан. Хочу отметить, что обсуждение происходит не в обычных условиях, это не прошлый созыв, когда мы писали эти законопроекты, и даже не два года назад. Посмотрите, какое время! Война невиданных размеров, объёмов, холодная, горячая объявлена стране! Какова главная цель супостата? Не только и не столько нанести военное поражение. Главная цель супостата - взорвать изнутри, размайданить Россию. Что для этого нужно? Для этого нужен бунт. Желательно беспощадный, бесконечный, голодный, с чего всё начиналось. Поэтому вам сегодня предлагается, ну, вот соломки подстелить на всякий пожарный, уважаемые коллеги, чтобы вот эти 30 наименований... Не путайте, пожалуйста, Алексей Валерианович, и не пугайте голодом, пустыми полками: есть 10 тысяч наименований сыров, колбас, пирожных - ешьте и повышайте там цены, ну, если позволит народ и его кошелёк, но 30 наименований, вермишель и три вида мяса на кости, не трогайте. Не будите лихо, вот о чём речь идёт. Говорит, есть другие способы поддержать агрария. Мы видим эти способы, вот коллеги говорили, мы видим. Только вот с этой трибуны сколько раз говорили: почему тарифы для аграриев в 2 раза больше, чем для торговли, промышленности, стройки, увеселительных, развлекательных заведений и майнинга? Вот сейчас очередной ответ, в том числе и правительства Мишустина. Почему? Да по кочану, рынок так регулирует: далеко находятся аграрии, дорого туда к ним вести электричество, поэтому в 2 раза больше платите за электроэнергию. Что такое? А почему тогда для энергетиков, для торгашей, извините, аграрии не продают хлеб, масло, молоко в 2-3 раза дороже по этим же причинам? Это рыночные какие-то правила, выдуманные Чубайсом и его компанией, а правительство продолжает хлопать: а вот так хорошо придумал Чубайс, будем аграриев грабить. Вот эти меры поддержки правительства мы видим, ощущаем сегодня. Вы не ощущаете? Идите в село и спросите у своих избирателей, каковы эти меры поддержки, устраивают они их или нет. Главное предложение и даже требование - оно не сейчас предлагалось, раньше предлагалось - дайте возможность производителю самому, напрямую продавать свою продукцию. Ну да, сделали шажок: на своём участке, на поле, в 100 километрах от городов и весей, продавайте свою морковку, картошку и так далее, а в город - ни-ни. В нормальных городах - это всегда было, во всей истории, и в России, и в Европе - центральные площади на выходные отдаются вот этим производителям, фермерам. Отдайте площади напротив супермаркетов на выходной день, а супермаркет закройте, как закрывают, например, в Европе, и тогда вы увидите, какие будут цены на продукты, какую получат поддержку аграрии и какие песни запоют торговые сети, какие там цены тогда будут. Дайте возможность производителю напрямую продавать свою продукцию, естественно, без уплаты бешеных денег за аренду земли, там, туалеты, работу дворников и так далее. Ну делайте что-нибудь, уважаемые коллеги, для того чтобы у людей не было дум о том, а смогут они прокормить многодетную семью и доколе будут повышаться цены при том, что зарплаты не растут! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик, пожалуйста. НИФАНТЬЕВ Е. О. Уважаемые коллеги, мы услышали очень яркие, эмоциональные доклады авторов, но они не об этом, они не о том, что написано в законопроектах, а мы сегодня обсуждаем конкретно три законопроекта. Вот, допустим, уважаемый коллега, соавтор одного из законопроектов, говорил о том, что нужно регулировать цены на социально значимые продукты питания. Коллеги, у меня есть опыт более 20 лет работы в той отрасли, где реально регулируются цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Это сложнейший механизм, это инструмент, который применяется в конкретной отрасли, но этого инструмента нет в данных законопроектах. В данных законопроектах прописаны конкретные вещи, например 15 процентов для пунктов общественного питания. Ну, мы же в комитете обсуждали, и я спросил: уважаемые коллеги, а с кем из профессионального сообщества был проведён разговор, были проведены переговоры по поводу того, а уложится ли общественное питание в 15 процентов от себестоимости тех продуктов питания, которые используются для приготовления конечного блюда? Я не буду называть те два ресторана, которые нам были приведены в пример, с кем обсудили или где обсудили, наценки на продовольственные товары первой необходимости, это есть в стенограмме заседания комитета. А если говорить о наценках для переработчиков... Ну, как вы себе представляете эти 15 процентов, взять сырьё и конечный продукт производителя - и будет всего лишь 15 процентов наценка? Там, извините, есть упаковка, необходима фасовка, для этого необходимо использование оборудования. Ну, все переработчики после этого перестанут работать в нашей стране. И при этом нужно учитывать, что импортные продукты питания никак не регулируются этим законопроектом в части переработки. Ну и конечно же, уважаемые коллеги, для того, чтобы хоть как-то отрегулировать наценки на какую-либо категорию товаров, будь то лекарства, продовольственные товары либо какая-либо другая категория, нужно идти от регистрации цены конечного производителя, и только после этого можно каким-то образом говорить о регулировании цен, потому что иначе как можно проконтролировать это, иначе как вы увидите без протокола согласования цен, какое количество посредников может быть в цепочке? Ведь наша задача, если мы принимаем какой-то законопроект и хотим, чтобы он стал законом, - он должен действительно менять то, на что он направлен, а в данном случае нет инструментария для того, чтобы можно было решить тот важный вопрос, который вы сегодня поднимали в своих докладах. Спасибо за внимание, уважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у нас три альтернативных законопроекта, сейчас я их буду ставить на голосование, результаты не показывайте. Итак, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункт 15.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункт 15.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части установления обязанности Правительства Российской Федерации устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости", пункт 15.3. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты по пункту 15.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 18 сек.) Проголосовало за 79 чел.17,6 % Проголосовало против 12 чел.2,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8 % За - 79. Покажите результаты по пункту 15.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 48 сек.) Проголосовало за 74 чел.16,4 % Проголосовало против 12 чел.2,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9 % За - 74. И по пункту 15.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 27 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7 % Проголосовало против 12 чел.2,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7 % За - 75. Больше всего набрал законопроект под пунктом 15.1. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 17 сек.) Проголосовало за 76 чел.16,9 % Проголосовало против 13 чел.2,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2 % Результат: не принято Не принимается. Таким образом, все три законопроекта отклонены.