Заседание № 307
О проекте федерального конституционного закона № 1077515-6 "О внесении изменений в статьи 27 и 28 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в части уточнения перечня вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации; одобрен в первом чтении 7 июня 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 27 и 28 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило две поправки, обе рекомендуются к принятию. Комитет просит утвердить таблицу из двух поправок, рекомендуемых к принятию, и одобрить законопроект во втором чтении. Сразу скажу: в том случае, если палата одобрит данный законопроект во втором чтении, комитет просит одобрить его и в третьем чтении, он подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование, прошу всех быть внимательными. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 28 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Выносим законопроект на "час голосования".
11-й пункт, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 27 и 28 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 36 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Одобрен во втором чтении. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 02 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Закон одобрен.
Заседание № 302
О проекте федерального конституционного закона № 1077515-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (в части уточнения перечня вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
36-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Докладывает Михаил Львович Гальперин, заместитель министра юстиции России. Пожалуйста, Михаил Львович. ГАЛЬПЕРИН М. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального конституционного закона о внесении изменений в закон "О правительстве Российской Федерации". С 1997 года, когда был принят Федеральный конституционный закон "О правительстве Российской Федерации", достаточно сильно изменилось законодательство. Список вопросов, которые подлежат рассмотрению исключительно на заседании правительства, требовал актуализации, в том числе с учётом резкого увеличения количества вопросов в целом, которые рассматриваются на заседании правительства, узкой специализации. Кроме того, ряд вопросов, которые касаются финансово-бюджетной сферы, в настоящее время рассматривается в рамках бюджетного процесса, и вопросы, которые выносились отдельно на заседание правительства, в настоящее время рассматриваются правительством при внесении в Государственную Думу проекта федерального закона о бюджете на очередной год. Также предлагается исключить рассмотрение вопросов о заключении международных договоров, поскольку Правительство Российской Федерации рассматривает соответствующие вопросы при внесении в Государственную Думу законопроектов о ратификации международных договоров Российской Федерации. Также предлагается закрепить за правительством право в соответствии с Регламентом принимать ряд решений без созыва заседаний, соответствующий порядок должен быть установлен Регламентом правительства. Представляется, что соответствующие изменения позволят оптимизировать деятельность Правительства Российской Федерации, быстрее принимать необходимые решения по вопросам, которые входят в компетенцию правительства, в том числе с учётом того, что в соответствии с действующим порядком принятия решений подавляющее большинство разногласий между членами правительства регулируется на стадии подготовки проектов соответствующих актов правительства. Спасибо большое. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Львович. Присаживайтесь. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Михаил Львович подробно доложил о предложениях, об изменениях в федеральный конституционный закон. Компетенция Правительства Российской Федерации подробно урегулирована статьёй 114 Конституции Российской Федерации, и статья 114 Конституции Российской Федерации даёт полную возможность для внесения изменений в статью 28 федерального конституционного закона, касающуюся вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации. Такого рода корректировка необходима в соответствии с практикой. Предлагаем одобрить в первом чтении проект федерального конституционного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Михаил Львович, более развёрнуто в законопроекте прописана норма о принятии решения без созыва заседаний - видимо, это вопросы не очень актуальные, но в число этих вопросов, как обратила внимание фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", попали и вопросы о приватизации государственного имущества. Вопрос: не могли бы вы пояснить, правильно ли мы понимаем, что этот сюжет для правительства не столь актуален, как те, которые остались в действующей статье и которые вы предлагаете сохранить? Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Львович, пожалуйста. ГАЛЬПЕРИН М. Л. Спасибо. Этот вопрос, о приватизации госимущества, в соответствии с Бюджетным кодексом рассматривается в рамках проекта закона о бюджете, то есть этот вопрос в любом случае будет рассматриваться очно на заседании правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Михаил Львович, я так понимаю, что этот законопроект подготовлен в связи с обращением Дмитрия Анатольевича Медведева к президенту страны по вопросу повышения эффективности работы правительства и пересмотра, так скажем, структуры правительства. Только это мешает нашему правительству эффективно работать или есть ещё какие-то моменты? Ни в законопроекте, ни в пояснительной записке всё-таки не просматривается чётко определённых вопросов, которые правительство отказывается решать на заседаниях совета министров и которые придётся решать индивидуально, так скажем, узкому кругу. Вы могли бы более подробно пояснить? ГАЛЬПЕРИН М. Л. Работа над этим законопроектом велась около двух лет, то есть это была плановая работа по актуализации списка вопросов, решение по которым принимается на заседании правительства. Этому поручению уже два года, и как раз сейчас эта работа была завершена. Что касается тех вопросов, которые действительно исключаются из перечня вопросов, решение по которым принимается на заседании правительства, здесь всё-таки подход технологический, то есть исключаются те вопросы, которые уже рассматриваются правительством в рамках рассмотрения других, более укрупнённых вопросов с учётом изменившегося законодательства. Кроме того, как я уже сказал, большинство вопросов носит узкоспециальный характер, и действительно часто нет смысла собираться всем, чтобы рассматривать вопрос на заседании правительства с участием всех членов правительства, поэтому предусматривается более гибкий механизм принятия решений, который является более быстрым, соответственно, будет обеспечена оптимизация работы правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Михаилу Львовичу. Ну, вы знаете, всемогущее наше правительство, по-моему, может всё - есть фракция в Государственной Думе, которая получает законопроекты из правительства, и, по-моему, ещё не было такого случая за все годы, в течение которых я здесь сижу, чтобы когда-нибудь какой-нибудь закон не был принят, всё принимается безоговорочно! Меня смущает следующее, и не потому, что расширяется перечень вопросов: есть ли такие вопросы, которые должна была рассматривать Государственная Дума, но они переходят теперь на уровень правительства? Потому что я всегда выступаю всё-таки за парламентскую республику. ГАЛЬПЕРИН М. Л. Таких вопросов нет. У нас всё-таки по Конституции чётко определена соответствующая компетенция, и правительство действует только на основании федеральных конституционных законов, федеральных законов, принятых Государственной Думой, и указов президента. Здесь, конечно, никак компетенция Госдумы не затрагивается. Более того, сохраняется положение о том, что все законопроекты, которые правительством вносятся в Госдуму, рассматриваются исключительно на очном заседании правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Михаил Львович, фракция ЛДПР, конечно, понимает, что для того, чтобы решить вопрос о том, какого качества будут дезодоранты в туалетах в здании правительства, собирать заседание не нужно, но вот тот факт, что вопросы оказания финансовой поддержки в размере до 100 миллионов рублей будут решаться, ну, скажем так, келейно и что представители, допустим, депутатского корпуса, которые имеют право находиться на заседании, не узнают, почему, собственно говоря, 100 миллионов ушло туда или сюда, вот это вызывает вопросы. Поясните, пожалуйста, почему так делается, почему такая сумма, неужели мы так богаты, что можем 100 миллионов распределять, не ставя в известность абсолютно никого? ГАЛЬПЕРИН М. Л. Ну, у нас Правительство Российской Федерации распоряжается соответствующими суммами тоже в чётком соответствии с законом о бюджете, поэтому здесь никаких... Это не какие-то суммы, которые Правительство Российской Федерации своим постановлением свободно распределяет, это те суммы, которые выделены на соответствующую финансовую помощь по чёткой отраслевой разбивке, которая принимается Государственной Думой. И на самом деле действительно есть такая практика: любое, по сути дела, постановление правительства, в том числе о субсидиях, - и мы знаем много постановлений, которыми, допустим, до миллиона рублей оказывалась поддержка, - на стадии подготовки в соответствии с Регламентом правительства очень тщательно прорабатывается, и, как правило, на заседании правительства уже разногласий нет, это готовый документ, который в любом случае председатель правительства подписывает в подготовленном, в согласованном виде. Поэтому ничьих прав, видимо, эта норма не должна нарушить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к основному докладчику. Уважаемый Михаил Львович, я думаю, ни для кого сейчас не секрет, что наша страна находится в режиме ручного управления, и эта инициатива, этот законопроект, который вы сейчас вносите, говорит о том, что принятие решений будет достаточно непрозрачным. Мы видим, что даже в рамках кабмина по таким серьёзным вопросам, как повышение пенсионного возраста, есть разные мнения: финансовый блок говорит о том, что надо повышать пенсионный возраст, а социальный блок говорит о том, что категорически этого делать нельзя. Вопрос: а как в итоге вы планируете решать такие острые для населения Российской Федерации вопросы в случае принятия этого закона? ГАЛЬПЕРИН М. Л. Спасибо. Всё-таки это федеральный конституционный закон, а Конституция исходит из того, что правительство - это орган коллегиальный, соответственно, правительство рассматривает те вопросы, которые требуют обсуждения и дискуссии, а не просто утверждает без обсуждения решения. Этот закон как раз призван реализовать эту правовую природу правительства как коллегиального органа. Кроме того, я хотел бы обратить внимание на то, что есть важная норма в федеральном конституционном законе, которой устанавливается, что любые вопросы могут выноситься на очное заседание правительства по решению президента или председателя правительства в порядке, определяемом Регламентом, то есть те вопросы, которые действительно требуют обсуждения, по которым есть различные точки зрения, согласно процедуре могут выноситься на очное заседание правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. К содокладчику у меня вопрос. Владимир Николаевич, вот статья 3 "Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации" Федерального конституционного закона "О правительстве..." гласит, что наше правительство руководствуется принципами верховенства Конституции и законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Вот как, на ваш взгляд, сообразуется сужение компетенции правительства, в рамках которой оно принимает на заседании решения, с принципами народовластия и гласности? Ведь с учётом того, что решения будут приниматься келейно, они не будут предаваться общественной огласке, обнародованию, не будет прямых трансляций, не будет в открытом доступе оперативных стенограмм, - всё это, разумеется, будет вызывать очень серьёзные, большие вопросы... (Микрофон отключён.) Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Алексей Николаевич, спасибо большое, что вы обратили внимание на такую действительно содержательную часть федерального конституционного закона, которая касается принципов, это очень важно - обращать внимание на принципы. Вместе с тем должен сказать, что вносимыми в редакцию статьи 28 изменениями ни один из тех принципов, о которых мы говорили, не затрагивается. Более того, полностью исключается некая якобы келейность при рассмотрении вопросов, в связи с тем что они в большей степени перетекают в бюджетный процесс, и этот процесс открытый, эти вопросы дополнительно обсуждаются на заседаниях Государственной Думы. Можно соглашаться с различного рода критикой, но перехода в сторону якобы келейности рассмотрения вопросов не происходит. Таким образом, ни принцип открытости, ни принцип народовластия не нарушаются. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. При ознакомлении с пакетом документов, который был представлен правительством для рассмотрения настоящего законопроекта, нельзя было не обратить внимания на то, что этот законопроект прошёл существенную предварительную подготовку. Если посмотреть на текст пояснительной записки, то можно отметить, что самое важное, о чём говорит нам правительство, - это то, что проведён системный анализ законодательства по вопросам компетенции правительства и в результате этого правительство пришло к выводу, что порядок рассмотрения и принятия правительством коллегиальных решений по наиболее актуальным вопросам требует уточнения в соответствии с процессуальными реалиями. За такими серьёзными, солидными, фундаментальными вещами, если посмотреть на текст в предлагаемой редакции и текст в действующей редакции, скрывается простая, банальная вещь: правительство предлагает без рассмотрения на заседании правительства принимать решения в отдельном порядке по трём вопросам. Первый вопрос - это рассмотрение проектов программ приватизации федеральной государственной собственности, второй вопрос - рассмотрение вопросов об объёме выпуска государственных ценных бумаг и третий вопрос - рассмотрение вопросов о заключении подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации. Докладчик сказал, что в данном случае речь идёт о тех вопросах, которые нужно рассматривать быстрее или очень быстро, но мне кажется, что те три упомянутых вопроса, которые я назвал, надо рассматривать как раз максимально обстоятельно, не очень быстро, с максимальным привлечением представителей общественности и экспертов. Фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" кажется, что эта тема неоднозначна, эта тема непроста, то есть либо для правительства эти вопросы являются не очень актуальными, либо не факт, что есть потребность в широкой общественной дискуссии. Это вопрос, так скажем, вкусовой, это вопрос приоритетов, так вот у фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" приоритеты несколько иные: мы полагаем, что упомянутые мною вопросы должны рассматриваться небыстро, максимально прозрачно и при высоком уровне гласности. Ну, в общем, предложение правительства понятно, а как мы будем голосовать по этому законопроекту - "час голосования" покажет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, конечно, весьма удивительно, что обсуждение столь значимого вопроса проходит, может быть, не столь оживлённо и не столь ярко, хотя оценки разные звучали. Ну, вопросу предшествовало серьёзное и глубокое обсуждение в ряде средств массовой информации, в принципе все аргументы и за, и против принятия подобного подхода известны, они сегодня все прозвучали. Меня больше удивляет другое - с какой лёгкостью мы с вами выкидываем все цивилизационные достижения: и гарантии прав деятельности, например, парламентариев, и гарантии открытости и народовластия, и гарантии защиты прав и свобод человека при обсуждении важных - может быть, не важнейших, но тем не менее важных - вопросов Правительством Российской Федерации. И пусть сумма не превышает 100 миллионов рублей, но тем не менее для отдельно взятых регионов, отдельно взятых депутатов, если она касается их депутатской деятельности, это весьма существенная сумма. Мы с вами очень легко принимаем законы, которые ограничивают нас, как депутатов, в наших парламентских правах - в частности, в отношении возможности вносить поправки в бюджет текущего года, 2016-го. И всё это происходит с такой лёгкостью, с такой отстранённостью! Мы, наверное, забываем наставления наших предков, в частности, великих правоведов, которые говорили, что любое достижение, любая правовая норма - это результат очень серьёзной борьбы всех поколений, которые для нас старались обеспечить лучшую жизнь, совершить какие-то завоевания. Великолепный немецкий философ Рудольф Иеринг говорил, что право есть результат борьбы и право достигается только в борьбе. Так почему же мы тот вклад и тот подвиг, который наши предки совершали во благо нас, наших с вами детей и внуков, так легко отбрасываем?! Ведь каждое достижение - это капля крови, чьи-то человеческие жизни, а мы с лёгкостью эти трудовые социальные права сегодня с вами или ущемляем, или отбрасываем. Я говорил о принципах деятельности правительства. Сегодня одним из важнейших принципов правительства является его нефракционный характер, поскольку там нет представителей политических партий, но и в таком случае правительство может быть неоднородно: есть разные платформы, разные точки зрения, внутриправительственная конкуренция, допустим между финансовым, экономическим и социальным блоками, а конкуренция - это очень хорошо. Однако нефракционный характер правительства на данном этапе развития нашей государственности всё-таки предполагает, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты. ДИДЕНКО А. Н. ...заседания должны проходить открыто. Максимальное количество вопросов должно решаться именно на заседаниях, куда приглашены представители различных федеральных органов власти, представители экспертного сообщества, общественности и Общественной палаты, а также все прочие участники процесса принятия данных решений. В отличие от Владимира Николаевича Плигина я считаю, что не сообразуется с принципом открытости деятельности правительства сужение или, так скажем, усечение перечня вопросов, которые принимаются в рамках заседаний, потому что очевидно, что заседания - это наиболее легитимный способ принятия решения, так скажем, транспарентный, с учётом всех мнений, характеризующийся максимальной гласностью, открытостью и оперативностью доведения процесса обсуждения и принятия решений до населения через средства массовой информации, через опубликование, через другие способы обнародования. Исходя из того что любое сокращение этого перечня не в пользу наших граждан, это вопрос весьма спорный и открытый, фракция ЛДПР высказывает свои возражения и опасения: принятие данного закона будет неоднозначно воспринято нашими гражданами, нашими избирателями и, скорее всего, приведёт к некоторому понижению уровня гласности и открытости в деятельности правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Львович, пожалуйста, вам слово. Нет необходимости? Тогда выступит Владимир Николаевич Плигин. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, было очень интересно наблюдать за дискуссией и увязыванием высказывания Иеринга с данным проектом федерального конституционного закона. Несомненно, те вопросы, которые в настоящее время исключаются только из обязательного рассмотрения на заседаниях Правительства Российской Федерации, в дальнейшем будут рассматриваться в том числе Государственной Думой - если мы говорим о ратификации международных договоров, - и это очень важно. И хочу подчеркнуть, что это ни в коей мере не уменьшает возможности воздействия Государственной Думы на ситуацию. Отмечу, что правовое положение Государственной Думы Федерального Собрания определяется главой 5 Конституции Российской Федерации, положение Правительства Российской Федерации определяется главой 6 Конституции Российской Федерации и что умаления функций Федерального Собрания, несомненно, не происходит. Я о международных договорах уже говорил, позвольте остановиться ещё на одном моменте, который был подчёркнут официальным представителем Правительства Российской Федерации. Речь идёт о вопросах формирования бюджета, бюджетной дисциплины: они также обсуждаются в рамках рассмотрения бюджета Государственной Думой, и в этой части умаления положения, статуса Федерального Собрания нет, тем более что практика "правительственных часов", а также введённая некоторое время назад, как вы знаете, практика ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации активно реализуется. Предлагаю одобрить проект федерального конституционного закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Законопроект выносим на "час голосования".
36-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 55 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято В первом чтении законопроект одобрен.