Заседание № 18
О проекте федерального закона № 1077387-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях установления ответственности за нарушение правил использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Александр Павлович Тетердинко, пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроектом, напомню, предполагается введение административной ответственности за нарушение правил установки и использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований. К законопроекту было подано шесть поправок, все они направлены на то, чтобы учесть замечания Правового управления и Комитета по государственному строительству и законодательству, все включены в таблицу № 1. Комитет рекомендует Госдуме одобрить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 41 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 06 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Просьба поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении на 16 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Нет. Принимается.
Заседание № 346
О проекте федерального закона № 1077387-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях установления ответственности за нарушение правил использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 28, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Натальи Васильевны Костенко. Пожалуйста. КОСТЕНКО Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемые изменения в Кодекс об административных правонарушениях разработаны как дополнения к принятому нами в 2020 году закону о регулировании сбора благотворительных средств с использованием ящиков для пожертвований. Напомню, что сбор благотворительных средств через ящики для пожертвований - это, с одной стороны, один из популярных инструментов сбора благотворительной помощи, но, с другой стороны, наиболее непрозрачный, потому что деньги фактически никак не учитываются. Напомню, что в 2020 году мы ограничили количество НКО, которые могут заниматься таким сбором пожертвований в виде наличных денег, только теми организациями, которые в уставах декларируют такой вид деятельности. Мы определили также особый режим установки таких ящиков - стационарным и передвижным образом - и установили обязанность уведомления органов власти в случае, если сбор происходит в ходе публичных мероприятий и просто на улицах населённых пунктов. Также мы определили порядок выемки благотворительных средств из ящиков, сделали его прозрачным и установили сроки размещения изъятых денег на счетах НКО. Также мы ввели обязанность размещения информации о точках размещения ящиков на сайтах организаций, а на самих сайтах - полной информации об организации, проводящей сбор, и целях, на которые деньги собираются. Данные изменения были инициированы по просьбе самого благотворительного сообщества в России - как крупных фондов, так и маленьких, которые работают в регионах. Они были обеспокоены увеличением числа мошенников, которые под прикрытием благих намерений, в том числе помощи больным детям, с использованием символики известных фондов и вводя в заблуждение волонтёров выводят по факту безнаказанно деньги из сферы благотворительности, тем самым в целом снижают доверие к сфере благотворительных организаций. Как я уже сказала, закон действует с апреля 2020 года, но для того, чтобы он действительно заработал, нужны меры административного воздействия на тех, кто его нарушает. Законопроектом мы предлагаем дополнить КоАП новой статьёй - статьёй 6.34 "Нарушение правил установки и использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований". Предполагается введение дифференцированной ответственности в зависимости от субъекта нарушения: более мягкую ответственность мы предусмотрели для тех случаев, когда нарушение установленных законом правил использования ящиков для пожертвований допущено юридическим, физическим или должностным лицом, имеющим право на использование такого ящика, и более жёсткую ответственность - для лиц, которые осуществляют сбор средств, не имея на то законных оснований. Именно она, как мы предполагаем, будет действовать для мошенников в сфере благотворительности. В зависимости от этого обстоятельства предлагается как раз-таки дифференцировать меры административной ответственности. Прошу поддержать, коллеги. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, про законопроект докладчик подробно рассказала. Я хотел бы добавить, что данным законопроектом Кодекс об административных правонарушениях дополняется новой статьёй - статьёй 6.34, устанавливающей административную ответственность за нарушение правил установки и использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований. Комитет в целом поддерживает этот законопроект, так как в настоящее время правила установлены, а ответственность за их нарушение не предусмотрена. В то же время по законопроекту есть определённые замечания. Такой вид наказания, как предупреждение, в данной редакции предусматривается только в отношении юридических лиц, но это не соответствует принципу равенства лиц, совершивших административное правонарушение, перед законом. Не учтено, что согласно Кодексу об административных правонарушениях субъектом административной ответственности являются граждане, а не физические лица. Нужно изменить нумерацию проектной статьи, так как статья 6.34 в данном кодексе уже имеется. Санкции проектируемой статьи 6.34 нуждаются в определённой редакционной доработке, так как в соответствии с правилами юридической техники и со сложившейся законодательной практикой санкции статей кодекса об административной ответственности следует устанавливать в другой последовательности: в отношении граждан, потом в отношении должностных лиц, а дальше уже в отношении юридических лиц. И необходимо ещё внести поправку, скорректировать законопроект в соответствии с замечанием правительства. В целом правительственный отзыв положительный, проект поддерживается, но предлагается исключить определение "от имени некоммерческой организации", так как это будет сужать круг наказуемых деяний. С учётом этих замечаний в целом законопроект комитетом поддерживается. И Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает Государственной Думе данный законопроект принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. У меня к обоим докладчикам вопросы. Первое, что касается формулировки об использовании ящика для сбора благотворительных пожертвований от имени НКО лицом, которое не имеет права это делать. То есть если не от имени НКО, то, получается, ответственность не предусмотрена в соответствии с проектируемой статьёй? Второй момент, в части конкуренции с нормами в том числе уголовного законодательства - речь идёт о мошенничестве, речь идёт о незаконном предпринимательстве. То есть кто-то собирает деньги, не собирается их использовать на цели благотворительности, а за это получает административный штраф - как это будет сочетаться опять же? МАРДАНШИН Р. М. Ну, я уже говорил, что есть определённые замечания и у Правительства Российской Федерации: в их отзыве сказано как раз, что термин, что определение "от имени некоммерческой организации" нужно будет подправить, иначе круг наказуемых деяний будет сужаться. На самом деле законопроектом предусматривается ответственность и для организаций (в данном случае это пока некоммерческие организации), которые имеют право собирать благотворительные взносы и средства, но делают это с нарушением, и отдельно для тех, кто не имеет права данные взносы собирать, и для них предусматривается более строгая административная ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Спасибо. У меня вопрос к Наталье Васильевне. Наталья Васильевна, поясните, пожалуйста, каким образом будет определяться субъект нарушения, если нарушитель будет в маске либо в капюшоне? Как в таком случае определить степень ответственности за преступление? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Костенко включите микрофон. КОСТЕНКО Н. В. А какое это имеет отношение, его физиогномические особенности и возможность их определения?.. Я не очень поняла вопрос, если честно. Механизм выявления нарушений, если вы об этом, предполагается простой: МВД проводит мониторинг ситуации на улицах в рамках своих обязанностей. Есть у нас общественники, неравнодушные люди, те же благотворительные организации, которые на уровне саморегулирования уже много лет борются с этими мошенниками, в МВД будут поступать жалобы на несанкционированный сбор средств, будет проводиться проверка и будут выявляться субъекты нарушений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. У меня к коллегам вопросы. Сколько примерно фиксируется таких нарушений в год, насколько часты эти факты? Это первое. И второе. Это техническое нарушение, когда ящик для сбора средств поставили не там, или всё-таки речь о нарушении, когда деньги не туда пошли, то есть собрали средства как бы для одного, а направили не туда? Это понятное нарушение. Или же предусмотрено наказание за техническое нарушение, когда ящик без разрешения где-то поставили? То есть разделяется это как-то или нет? МАРДАНШИН Р. М. Этот порядок будет определяться Правительством Российской Федерации, а вот этим законом будет вводиться административная ответственность за нарушение порядка сбора средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Березин Никита Владимирович. БЕРЕЗИН Н. В. У меня вопрос к обоим докладчикам. Вот запрос, как было сказано в выступлении, пошёл от фондов. Как будет определяться, ложный это ящик, как Наталья Васильевна сказала в своём выступлении, или он принадлежит фонду? Мы вводим штраф, но не видно механизма, нормы, каким образом будет определяться нарушение. И сколько на это потребуется дополнительного времени сотрудникам МВД? МАРДАНШИН Р. М. Я думаю, времени много не потребуется. Законопроектом прописывается ответственность для организаций, которые имеют право это делать, у которых имеются соответствующие разрешительные документы, и отдельно предусмотрена ответственность для тех, кто делает это незаконно. Если гражданина задержали, выяснили, что у него нет разрешительных документов на осуществление данной деятельности, это и будет как раз основанием, так и можно будет определить, законно или незаконно они это делают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Байгускаров Зариф Закирович, пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать, и вот почему. Как говорила автор законопроекта, в 2020 году мы приняли изменения в закон "О благотворительной деятельности...", чётко прописали правила работы: где устанавливать, кто имеет право собирать деньги, куда должны деньги идти, какая должна быть отчётность. При этом не была установлена ответственность за неисполнение принятого нами закона. Вы сами понимаете, что, если мы приняли закон, он должен быть исполнен, а сегодня он в полной мере не исполняется, виновные лица никакой ответственности не несут. Поэтому рассматриваемым сегодня законопроектом вводится ответственность за неисполнение принятого нами закона. Следующее. Конечно, вызывает недоверие граждан, когда на каждом углу собираются средства, люди, думая, что необходимо помочь, помогают, и в то же время средства уходят неизвестно куда, то есть не на те цели, которые были указаны. Это тоже ненормальное явление - данный законопроект поможет навести порядок в этой сфере. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции же одно выступление у нас. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По Регламенту, Сергей Алексеевич. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не могу. При всём уважении, но не могу Регламент нарушать. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 28. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 28 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.