Заседание № 144

21.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1077217-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления предельного уровня роста цен (тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий, не превышающего прогнозируемый уровень инфляции".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3916 по 4346 из 5106
28-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный        
кодекс Российской Федерации в части установления предельного уровня роста цен   
(тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий, не превышающего    
прогнозируемый уровень инфляции". Доклад Валерия Карловича Гартунга.            
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Александр      
Дмитриевич, спасибо вам большое, вы фактически доложили мой законопроект, он,   
собственно, ровно об этом. Мы предлагаем естественным монополиям запретить      
поднимать цены выше прогнозируемого уровня инфляции - ну, по-моему, это         
справедливо, потому что на прогнозируемый уровень инфляции потребители этих     
естественных монополий получают индексацию, это, как вы понимаете, все          
бюджетники, все, кто получает поддержку, это все незащищённые слои населения,   
это пенсионеры и так далее. Бывает, что мы недоплачиваем им до этого            
прогнозируемого уровня инфляции, такое бывает, но чтобы больше платили - это    
очень, скажем так, редко бывает. А естественные монополии могут себе            
позволить повышать цены почему-то, понимаете?                                   
                                                                                
Вот интересная история, то есть они могут поднимать цены как хотят, при этом    
среди налогоплательщиков налога на сверхприбыль их не оказалось.                
                                                                                
Коллеги, на самом деле всё было сказано Александром Дмитриевичем, я хочу вам    
только цифры привести.                                                          
                                                                                
Выведите, пожалуйста, табличку*.                                                
                                                                                
Вот посмотрите, пожалуйста, сейчас я объясню. Тут на самом деле всё очень       
просто: статистика уровня бедности и роста тарифов естественных монополий       
говорит о корреляции этих двух графиков. Как только мы заморозили рост          
тарифов естественных монополий, уровень бедности пошёл вниз; как только мы      
этот мораторий сняли, уровень бедности пошёл вверх. Что-то надо ещё             
объяснять? Прямая зависимость! То есть если мы ограничим рост тарифов на        
услуги естественных монополий хотя бы уровнем инфляции, то мы остановим рост    
бедности граждан - точка. Если вы против этого, ну, тогда я уже вообще не       
знаю, что вам ещё говорить.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Галины Иннокентьевны Данчиковой.                                       
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и         
налогам очень внимательно рассмотрел данный законопроект. Авторы                
законопроекта предлагают внести изменения в Бюджетный кодекс и ограничить       
рост тарифов уровнем инфляции. По сути, регулирование уровня тарифов на         
товары, работы и услуги естественных монополий предлагается осуществлять в      
соответствии с Бюджетным кодексом, что, естественно, уважаемые коллеги, не      
соответствует предмету регулирования Бюджетного кодекса. Хочу вам, коллеги,     
напомнить, что сегодня Бюджетный кодекс - это тот закон, тот документ,          
который в основном регулирует все бюджетные процессы, основные принципы         
организации и управления в части межбюджетных отношений и, конечно же,          
правовое положение субъектов бюджетных правоотношений.                          
                                                                                
Сегодня авторы законопроекта предлагают вопрос предельного уровня инфляции      
отрегулировать через Бюджетный кодекс. Уважаемые коллеги, предлагаемые          
изменения по установлению законом о бюджете конкретных показателей роста        
регулируемых тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий не     
соответствуют сложившейся системе нормативно-правового регулирования в сфере    
тарифообразования и не учитывают особенностей регулирования в различных         
отраслях экономики. Вопросы регулирования цен на товары, работы и услуги        
естественных монополий регламентируются федеральными законами. Как вы,          
уважаемые коллеги, знаете, это законы о естественных монополиях, о              
теплоснабжении, об электроэнергетике, о водоснабжении и водоотведении. Хочу     
отметить, что по данному вопросу, который сегодня обозначили авторы             
законопроекта, следует принять, возможно, отдельный закон, но он не может       
быть погружён в Бюджетный кодекс.                                               
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам предлагает данный законопроект отклонить,          
проголосовать за отклонение этого законопроекта.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста.                                          
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И. Галина Иннокентьевна, вот такой вопрос. Российская Федерация     
добывает сама нефть, газ, есть источники, в Российской Федерации созданы        
системы генерации электроэнергии, причём атомные и гидроэлектростанции уже      
построены давно. Можете пояснить физическую либо экономическую сущность         
повышения тарифов в принципе? Мы всё сами добываем - и сами себе повышаем       
тарифы! Вот можете объяснить: физически или экономически чем это обосновано?    
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Спасибо за вопрос, уважаемый Евгений Иванович. Первое, хочу     
отметить, что это не имеет отношения к законопроекту, который внесли авторы.    
А по большому счёту, здесь вопрос заключается в следующем. Основной аргумент    
комитета по бюджету в том, что регулирование тарифов не предмет Бюджетного      
кодекса. Да, вопрос госрегулирования тарифов - это очень важный вопрос, и на    
сегодня, возможно, следует принимать отдельный тарифный закон, который будет    
определять и принципы, и методику, и подходы в госрегулировании тарифов. Мы с   
вами сегодня говорим о сдерживании в пределах уровня инфляции именно тарифов    
естественных монополий, но, как вы знаете, у нас есть и тарифы, которые         
работают на рынке, это только часть того, что сегодня есть. И повторю,          
основной аргумент - это не является предметом Бюджетного кодекса.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы в содокладе сказали, что необходим дополнительный закон,    
- его и предлагает Гартунг.                                                     
                                                                                
Ну вы ответьте, пожалуйста, почему у нас энергопроизводящие компании,           
экспортирующие электроэнергию, скажем, в Китай, в другие страны, продают её     
по ценам и тарифам ниже, чем продают нашим отечественным потребителям? Как      
это - не бюджет? Это же себестоимость, в любом серьёзном производстве           
энергетика составляет до 30 процентов себестоимости, а вы говорите, что это     
не влияет. Как это - не влияет? Или в бюджетном комитете есть какие-то другие   
методики определения себестоимости?                                             
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Во-первых, Николай Васильевич, я не говорила о том, что это     
не влияет. Я ещё раз хочу повторить: авторы законопроекта считают, что          
тарифное решение можно отрегулировать Бюджетным кодексом, но хочу вам           
напомнить, что Бюджетный кодекс регулирует другие правоотношения, это           
касается бюджетных отношений. Это первое.                                       
                                                                                
Второе. Уважаемые коллеги, вы, наверное, знаете, что сегодня в Российской       
Федерации принята концепция подготовки федерального тарифного закона, эта       
тарифная концепция есть, и она обозначает те основные положения, которые        
следует включать в данный законопроект. Я надеюсь, что на основании этой        
концепции такой закон будет Федеральной антимонопольной службой разработан.     
                                                                                
Кроме того, хочу вам сказать, что, да, и в зарубежных странах есть              
госрегулирование тарифов естественных монополий, но там чётко определено,       
какая структура этим занимается, и каким законом это регулируется, и какой      
объём, именно какой процент этого тарифного регулирования на какие отрасли      
распространяется.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Галина Иннокентьевна, ответьте мне на два вопроса.      
                                                                                
Первый: каким федеральным законом определяется прогнозный уровень роста цен     
на предстоящий год? Ну, я думаю, вы ответите легко.                             
                                                                                
Второй: вы говорите, что наше предложение нужно вносить не в Бюджетный          
кодекс, - в какой закон это нужно было вносить, по вашему мнению?               
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Спасибо за экзамен, Валерий Карлович.                           
                                                                                
Как вы знаете, когда мы с вами... Правительство Российской Федерации,           
разрабатывая бюджет, вносит проект бюджета в Государственную Думу, в этом       
пакете есть прогноз социально-экономического развития, и все показатели там     
обозначены. Спасибо, что вы меня проэкзаменовали.                               
                                                                                
Теперь ответ на ваш следующий вопрос. Валерий Карлович, я могу где-то с вами    
согласиться, но это не мнение комитета, а моё личное мнение - вы спрашиваете    
моё личное мнение. Да, сегодня, возможно, в связи с тем, что именно             
госрегулирование тарифов естественных монополий погружено в разные законы,      
для того чтобы соответствующие структуры, которые занимаются                    
госрегулированием, правильно обозначали и могли зафиксировать вот эти           
предельные уровни... Конечно, им сложно, потому что некоторые организации       
имеют несколько предметов внутри, есть такое. Поэтому в связи с тем, что        
Президент Российской Федерации поручил разработать концепцию о долгосрочных     
тарифах, о едином законе, концепция эта принята, я надеюсь, у нас будет         
принят единый тарифный закон.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я только что получил сообщение из средств массовой           
информации: тарифы на электроэнергию возросли в 136 раз. Я ещё не проверил,     
но такое сообщение получил.                                                     
                                                                                
Вот когда депутаты предлагают какие-то изменения в законодательство, нам        
всегда говорят, что ну категорически этого делать нельзя, ну категорически.     
Вот здесь, с этой трибуны, я однажды докладывал проект закон о прогрессивном    
налоге, и  меня убеждали в том, что законы, действующие задним числом,          
принимать нельзя, а сегодня мы приняли закон, который задним числом забирает    
доходы у предприятий. Одним можно, другим нельзя. Вот мы устанавливаем в        
бюджете предельный уровень инфляции - а какое имеет отношение инфляция к        
бюджету? Это тоже совершенно другая сфера, которая регулируется совершенно      
другими законами. Но это можно. Тогда почему нельзя устанавливать предельный    
рост тарифов для естественных монополий? Ведь мы вот с этой трибуны много раз   
обсуждали, спрашивали: а почему у нас коммунальные тарифы взлетают, должны      
расти на уровень инфляция плюс 1 процент, а взлетают на 12, на 15 процентов в   
разных регионах? Почему никто не регулирует? Там есть энергетические            
комиссии, куда же они смотрят? Почему одним можно, другим нельзя? И почему      
нельзя ограничить вот этот предел взлёта наших цен?                             
                                                                                
Вот Николай Васильевич совершенно правильно сказал: мы электроэнергию и по      
1,8 рубля отправляем за рубеж, и по 2,1 рубля отправляем за рубеж, а своим -    
5-7 рублей; и 8 рублей для сельского хозяйства - кушайте на здоровье! И потом   
удивляемся, почему у нас растут цены на продовольствие. Да потому, что          
энерготарифы почему-то для села особые: вместо того чтобы снизить, у нас,       
наоборот, их почему-то завышают. А всё, оказывается, в коммерции. Вот мы        
вчера приняли закон, и все за него проголосовали. Это правильный закон - о      
том, чтобы офшорные организации не имели права заключать концессионные          
соглашения внутри страны, ну, допустим, на то же самое коммунальное             
хозяйство. Но дело в том, что мы оставили незыблемыми те соглашения, которые    
уже заключены. То есть с офшорными компаниями, которые уже заключили договор    
концессии внутри страны, договор не расторгается. А вы знаете, что у нас        
Фридман завладел уже почти третью водопроводов? У него российские               
водопроводы. Тепловые сети тоже уже почти наполовину отданы в концессию, а      
там нужно будет обеспечить рост прибыли вот этим частникам, которые заключили   
договор. Вот поэтому у нас и такое сопротивление - мол, не надо ограничивать    
тарифы, потому что пришёл частный бизнес, а он должен получить прибыль.         
                                                                                
Мы будем голосовать за этот закон.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич.                                      
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Естественные монополии -     
это те же коммерческие организации, просто занимающие особое положение на       
рынке. Их особое положение на рынке заключается в том, что их услуги и          
продукция в любом случае нужны и они оказывают своими тарифами давление на      
тарифы всех участников, всех сегментов рынка. Поэтому вопрос: а какая           
эффективность естественных монополий? Для коммерческих организаций              
государство особо не стремится контролировать эффективность, а для              
естественных монополий... Если мы ограничим цены, то мы хотя бы фиксируем их    
эффективность на текущем уровне. Если мы такого инструмента не даём, то         
повышение тарифов, а следовательно, неэффективность вот этих естественных       
монополий может быть любой.                                                     
                                                                                
Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" поддерживает законопроект, будет голосовать за. Мы         
считаем, что все организации должны быть эффективными и все должны приносить    
одинаковую пользу.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Артамонова Валентина Николаевна.                          
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не   
поддерживает данный законопроект. Хочу дополнительно высказать аргументы, по    
которым фракция не поддерживает данный законопроект, о которых сегодня ещё не   
было сказано.                                                                   
                                                                                
Первое. Авторы законопроекта в своей пояснительной записке и                    
финансово-экономическом обосновании отмечают, что принятие данного              
законопроекта не повлечёт дополнительных расходов федерального бюджета. Вот с   
этим нельзя согласиться. Данный законопроект не проработан, потому что в        
соответствии с отраслевыми федеральными законами расходы бюджета субъекта       
Российской Федерации или местного бюджета, возникающие в результате             
компенсации недополученных доходов, связанных с осуществлением субъектами       
естественных монополий регулируемых видов деятельности, должны возмещаться за   
счёт соответствующего бюджета, и при принятии этого закона могут возникать      
дополнительные расходы и федерального бюджета, и бюджетов субъектов. В связи    
с этим предлагаемые законопроектом изменения не проработаны и могут повлечь     
дополнительные расходы.                                                         
                                                                                
Второе. Хочу ещё раз обратить внимание, что предлагаемые поправки в Бюджетный   
кодекс не являются вопросом регулирования Бюджетного кодекса. Бюджетный         
кодекс определяет основные принципы формирования бюджетной системы,             
бюджетного процесса, поэтому статьи, которые предлагается внести в Бюджетный    
кодекс законопроектом, не относятся к вопросам регулирования Бюджетного         
кодекса.                                                                        
                                                                                
В связи с этим, по этим причинам фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит данный    
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, заключительное слово и          
одновременно от фракции.                                                        
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Спасибо за     
обсуждение.                                                                     
                                                                                
Ну, Галина Иннокентьевна, ну конечно же, я не сомневался, что вы правильно      
ответите, никто вас не собирался экзаменовать. Мало того, когда задавал         
вопрос, я сказал, что уверен, что вы ответите на него. Почему я вам этот        
вопрос задал? Потому что я хотел, чтобы вы сами сказали, где, в каком           
документе это регулируется. И это ответ на ваш вопрос: а куда надо было бы      
вносить эти изменения? Именно в Бюджетный кодекс. Именно поэтому мы туда и      
внесли. Я ведь второй вопрос задал: а если не в Бюджетный кодекс, то куда? Вы   
говорите: в тот закон, который мы когда-то примем, - разумно. Закон о           
естественных монополиях, о контроле за формированием цен, затрат. Мы, наша      
фракция, такой закон вносили - он был отклонён, Галина Иннокентьевна. А там     
как раз всё было, мы такое предложение делали, но он был отклонён, и поэтому    
мы пошли по тому пути, что не будем изобретать колесо, а возьмём и внесём в     
действующее законодательство.                                                   
                                                                                
Теперь что касается вообще самого понятия контроля за тарифами естественных     
монополий. Ну, вообще-то, у нас уже есть решения правительства, они были,       
когда правительство замораживало рост тарифов естественных монополий своим      
постановлением - у правительства такие полномочия есть. Поэтому никаких         
проблем нет. Что мы пытаемся этим законом сделать? Мы пытаемся правительству    
запретить повышать тарифы выше прогнозного уровня инфляции. По-моему, это       
разумно. А дальше правительство своими полномочиями может либо ограничить по    
верхней планке, которую мы ему даём, либо вообще не поднимать. Я же приводил    
пример: в 2011-2012 годах замораживали рост тарифов естественных монополий -    
смотрите, как бедность пошла вниз. Постановлением правительства, никакого       
федерального закона не нужно было.                                              
                                                                                
Но почему появился наш федеральный закон? Если правительство это делало бы      
каждый год, наш закон не нужен был бы, но оно этого не делает. А сила закона    
выше, чем сила постановления Правительства Российской Федерации, мы своим       
законом обязываем правительство, мы, избранники народа, мы говорим              
правительству: вы не можете повышать тарифы на услуги естественных монополий    
выше прогнозного уровня инфляции.                                               
                                                                                
Нам тут сейчас говорят... Валентина Николаевна, представляя позицию "ЕДИНОЙ     
РОССИИ", говорит: вы знаете, а в субъектах же могут возникнуть выпадающие       
доходы, потому что, если вы ограничите рост цен, тарифов естественных           
монополий на уровень инфляции, а фактически их расходы будут больше, то тогда   
вы должны будете им из бюджета компенсацию... Подождите, если у них расходы     
больше, чем прогнозируемый уровень инфляции, то это вопрос к Федеральной        
антимонопольной службе, региональной энергетической комиссии: вы, вообще,       
проверьте, что там у них происходит! Я думаю, туда вообще надо                  
правоохранительные органы направлять. Почему-то вся экономика может уложиться   
в этот прогнозируемый уровень инфляции, а естественные монополии не могут -     
это как понять? Если они не могут, поменяйте руководство, назначьте тех, кто    
сможет это сделать, примените власть, а то, получается...                       
                                                                                
Ну, давайте не будем за буквы прятаться, давайте по сути. Ведь никто же не      
возразил-то по сути нашего законопроекта: нужно ограничивать рост тарифов на    
услуги естественных монополий хотя бы уровнем инфляции. По-хорошему, они        
вообще должны быть меньше, потому что, не забывайте, в тарифы у нас ещё         
инвестиционная составляющая везде вводится, а инвестиционная составляющая       
всегда сверх тарифа, сверх расходов выносится. Это значит, что, когда           
инвестиционная программа заканчивается, экономический эффект должен быть, - а   
где он? У них тарифы должны меньше расти. Почему-то в частном секторе они       
растут меньше, почему-то частные компании, борясь в конкурентной среде за       
свои заказы, снижают издержки, условно-постоянные расходы. Международная        
система организации труда фактически выталкивает с мировых рынков все           
компании, которые не могут бороться с издержками, а у нас внутри страны         
почему-то естественные монополии - это вот такая среда, где они не могут        
ничего. Слушайте, ну, не могут, так поставьте тех, кто может.                   
                                                                                
Ни одного аргумента, чтобы не принять наш законопроект, я не услышал.           
Полномочия мы вносим туда, куда надо, как мы считаем, а если вы считаете, что   
надо в другой закон, - пожалуйста, давайте мы сейчас ограничим Правительство    
Российской Федерации в возможности повышать тарифы выше уровня инфляции. Оно,   
кстати, в основном так и делает, иногда только бывает выше, когда приходят      
лоббисты и говорят: а вот нам сделайте повыше, - были такие истории, именно     
поэтому мы хотим их ограничить законодательно. А потом, если вы говорите,       
что... Вы же правильно сказали, это же разные отрасли, отраслевые законы        
есть, вы же понимаете, что везде это не пропишешь. Что, в каждый закон это      
вносить? Нереально. Должен быть один, базовый закон. Вот сейчас есть            
действующая норма, есть закон - в него вносим. Пожалуйста, берите, поднимайте   
нашу законодательную инициативу, вносите её сами, в конце концов, будьте        
авторами. Законопроект о естественных монополиях мы вносили, вы его отклонили   
тогда, ну не вы, а предыдущие созывы, там, созывы 2011-го года, 2008-го года    
и так далее.                                                                    
                                                                                
Коллеги, давайте голосовать за это, давайте принимать решение. Ну это же        
очевидная вещь, самые богатые компании в стране - это естественные монополии.   
Мы их должны ограничивать? Вы сейчас мне рассказываете: нам надо вводить        
налоги на сверхдоходы. И я вам отвечаю: а давайте мы создадим систему, при      
которой сверхдоходов не будет, будут только экономически обоснованные доходы,   
средние и так далее, и тогда не нужны будут вот эти кульбиты, мол, вот          
давайте мы сейчас что-то там изымем. Да если бы вы изымали у тех, у кого        
есть! Вы же изымаете не у тех. Я же приводил пример: у "КАМАЗа" чистая          
прибыль, рентабельность по чистой прибыли - 1,5 процента, он плательщик этого   
налога на сверхдоходы, на сверхприбыль, а компании, у которых вложения,         
допустим, 3 триллиона, - я про нефтегазовый сектор говорю - в разведку, в       
добычу, в транспортировку, а чистая прибыль 6 триллионов (я посчитал цифры),    
то есть рентабельность 200 процентов, не плательщики налога на сверхприбыль.    
Нормально? Ну как так?! А вы ещё мне говорите, что это справедливо.             
                                                                                
Коллеги, ну давайте примем вот это решение, и тогда таких решений, как          
предыдущие, не очень корректные, не придётся принимать.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик - заключительное слово.                       
                                                                                
Данчиковой включите микрофон.                                                   
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! С            
некоторыми доводами Валерия Карловича согласиться невозможно по той простой     
причине, что у нас с вами есть закон "О естественных монополиях", в законе      
"О естественных монополиях" очень чётко определены отрасли, которые туда        
входят. И связывать сегодня регулирование тарифов естественных монополий,       
ограничение их уровнем инфляции и регулирование тарифов, которые сегодня        
существуют на рынке, со снижением бедности, наверное, не очень верно. Это       
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Валерий Карлович, если даже такие изменения будут внесены в Бюджетный   
кодекс - вы считаете, что кодекс является именно тем законом, куда можно это    
вносить, - то вы не сможете в любом случае это отрегулировать только по той     
простой причине, что, как вы сами уже сказали, сегодня есть потребители и       
есть сегодня поставщики. И мы должны с вами понимать: если мы отрегулируем      
тарифы, то мы должны будем в любом случае из бюджетов выделять средства, для    
того чтобы эти организации могли сегодня сбалансировать свою политику. Вот      
только поэтому.                                                                 
                                                                                
Кроме того, у нас с вами сегодня действует законодательство в сфере тарифного   
регулирования и практически в каждом субъекте есть РЭК, которые именно по тем   
основным тарифам, по тем основным организациям естественных монополий это       
регулируют. Возьмите, пожалуйста, как пример тариф на электроэнергию для        
населения. В любом случае эти тарифы на коммунальные услуги регулируются. Да,   
есть вопросы к внутреннему содержанию этих тарифов, но я уже говорила, что на   
самом деле сегодня есть концепция, поручение президента, и, насколько я         
понимаю и имею такие сведения, сегодня Федеральная антимонопольная служба как   
раз работает над этим вопросом.                                                 
                                                                                
И ещё, вот я услышала о том, что в несколько раз поднимаются тарифы на          
электроэнергию, - наверное, всё-таки этот вопрос больше касается                
техприсоединения.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления          
предельного уровня роста цен (тарифов) на товары (работы, услуги)               
естественных монополий, не превышающего прогнозируемый уровень инфляции",       
пункт 28.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.17,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     78 чел.                                          
Не голосовало                 372 чел.82,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается проект закона.