Заседание № 357

18.05.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1076089-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1024 по 1055 из 7203
3-й вопрос рассматривается, о проекте федерального закона "О внесении           
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Доклад   
Татьяны Викторовны Касаевой.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Викторовна.                                                 
                                                                                
КАСАЕВА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект,                 
совершенствующий профессиональные образовательные стандарты, прошёл все         
необходимые экспертизы. Комитет просит его поддержать в третьем,                
окончательном чтении.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли выступления по мотивам? Нет.                                  
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки.                
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 15 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              374 чел.83,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 344

10.03.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1076089-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1997 по 2290 из 5703
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования         
регулирования применения профессиональных стандартов в сфере                    
профессионального образования". Докладывает официальный представитель           
правительства заместитель министра науки и высшего образования Пётр             
Александрович Кучеренко.                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУЧЕРЕНКО П. А., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, заместитель министра науки и высшего образования Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!               
Законопроект подготовлен во исполнение ряда поручений Президента Российской     
Федерации и направлен на совершенствование федеральных государственных          
образовательных стандартов (ФГОС) профессионального образования. В настоящее    
время требования ФГОС профессионального образования к результатам освоения      
основных образовательных программ профессионального образования в части         
профессиональной компетенции исполняются на основе соответствующих              
профстандартов при их наличии. Профстандарты описывают требования к             
квалификации, необходимые для выполнения конкретного вида профессиональной      
деятельности. Динамичность рынка труда требует постоянного внесения изменений   
в действующие профстандарты, утверждения новых, признания старых утратившими    
силу, что в свою очередь влечёт изменения в перечне профстандартов. Вместе с    
тем складывающаяся правоприменительная практика формирования требований ФГОС    
профессионального образования на основе профстандартов показывает, что данное   
законодательное положение порой неэффективно, так как процедура внесения        
изменений во ФГОС профессионального образования длится порядка полугода, что    
не отвечает потребностям оперативного учёта многочисленных изменений            
профстандартов во ФГОС.                                                         
                                                                                
Предлагаемым законопроектом предусматривается возможность изменения             
действующих механизмов формирования ФГОС профессионального образования и        
устанавливается, что ФГОС могут разрабатываться не только по профессиям и       
специальностям, но и по укрупнённым группам: по областям профессиональной       
деятельности, по соответствующему уровню профессионального образования, а       
также по уровням образования.                                                   
                                                                                
Вводится также новая норма, согласно которой основные профессиональные          
образовательные программы в части профессиональных компетенций                  
разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность,    
на основе профстандартов, и они могут включать в себя компетенции, отнесённые   
к одной или к нескольким профессиям, специальностям и направлениям              
подготовки. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность            
получения обучающимися нескольких квалификаций в рамках освоения ими основных   
профессиональных образовательных программ.                                      
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом от Комитета по образованию и науке выступает Татьяна Викторовна    
Касаева.                                                                        
                                                                                
КАСАЕВА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по     
образованию и науке поддерживает концепцию проекта федерального закона "О       
внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской             
Федерации"...". К аргументированному докладу Петра Александровича можно         
добавить, что нормы законопроекта действительно продиктованы современными       
реалиями и потребностями образовательной среды. Если позволите, подробно на     
положениях законопроекта останавливаться не буду, докладчик их обозначил.       
                                                                                
Добавлю лишь, что отзывы, поступившие от субъектов, все положительные, 34       
субъекта в целом высказались за принятие законопроекта.                         
                                                                                
Комитет просит его поддержать.                                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Викторовна.                              
                                                                                
Вопросы есть.                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к представителю министерства.                                     
                                                                                
Я понимаю, что вы уделяете внимание развитию профессиональных стандартов, но    
сегодня, изучая образовательные программы по ряду профессий, мы видим, что вы   
отдали на откуп вузам принятие таких важных для подготовки, например, юристов   
решений, как изучение семейного права, криминологии. Возникает серьёзный        
вопрос: как вообще можно подготовить юриста, который не изучает данные          
дисциплины в обязательном порядке?                                              
                                                                                
Кроме того, сегодня мною направлено министру письмо о том, чтобы общие          
программы изучения истории включали изучение приговора Нюрнбергского            
трибунала, потому что знание своей страны и итогов Второй мировой войны тоже    
не включается.                                                                  
                                                                                
Предполагается, что профессиональная подготовка не содержит широкого            
кругозора и знания таких базовых, фундаментальных вещей. Почему?                
                                                                                
КУЧЕРЕНКО П. А. Ирина Анатольевна, большое спасибо за вопрос.                   
                                                                                
Конечно, качество юридического образования - это та тема, которая вызывает и    
у министерства, и вообще у юридического сообщества очень много вопросов.        
Буквально сегодня в МГУ заседает совет по юридическому образованию, и я         
думаю, что те предложения, которые вы изложили в письме министру, не просто     
будут изучены, они будут оперативно приняты как указание к действию для         
реализации в рамках образовательных программ.                                   
                                                                                
По поводу того, что вы сейчас сказали об изучении наследия Нюрнбергского        
трибунала. По всей вероятности, это потребует расширения материала в учебных    
пособиях и в учебных планах, которые есть в рамках курса истории государства    
и права в действующих вузах. Со своей стороны готов оказать максимальное        
содействие и уверен, что министерство тоже это сделает.                         
                                                                                
Спасибо вам огромное за это важное напоминание.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
КАСАЕВА Т. В. Уважаемые коллеги, конечно, с тезисами Ирины Анатольевны нельзя   
не согласиться. Я добавила бы, что не только семейное, но и гражданское         
право, и трудовое и не только юристам хотелось бы видеть как обязательную       
часть в стандартах. Комитет по образованию и науке обязательно эти              
предложения ко второму чтению проработает и особое внимание им уделит, с ними   
нельзя не согласиться.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович. Вопрос докладчику.                                      
                                                                                
Уважаемый Пётр Александрович, законопроектом предусматривается возможность      
получения обучающимися нескольких квалификаций в рамках усвоения ими основных   
профессиональных образовательных программ. Каков механизм реализации данного    
подхода: в рамках одного бюджетного места или это приведёт к увеличению         
стоимости обучения учащихся и сокращению бюджетных мест?                        
                                                                                
КУЧЕРЕНКО П. А. Разумеется, в рамках одного бюджетного места.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к представителю министерства.                                     
                                                                                
Уважаемый Пётр Александрович, как вы считаете, достаточно ли отрегулирован на   
сегодняшний день в законодательстве вопрос периодичности пересмотра,            
переработки федеральных государственных образовательных стандартов? Насколько   
часто, на ваш взгляд, они должны перерабатываться? И чем это должно быть        
обосновано объективно?                                                          
                                                                                
КУЧЕРЕНКО П. А. Это должно быть обосновано той реальностью, в которой мы        
живём. Вот как справедливо отметила сейчас Ирина Анатольевна, например,         
какое-то время назад никому не пришло бы в голову подвергать сомнению выводы    
Нюрнбергского трибунала, и не нужно было настаивать на том, чтобы эти           
положения нашли своё отражение в образовательных программах, однако сегодня     
реалии таковы, что это действительно нужно. Поэтому требование к изменению      
ФГОС - это должно быть достаточно оперативно. Вот, собственно, и всё.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Зайцев Максим Сергеевич.                                                        
                                                                                
ЗАЙЦЕВ М. С., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Пётр Александрович, у меня вопрос к вам. Современный мир достаточно   
динамичен, и для системы высшего образования крайне важно, чтобы за             
четыре-пять лет обучения не происходило устаревание получаемых знаний.          
Предусмотрен ли какой-то обмен или взаимодействие между реальными               
работодателями, крупными компаниями и вузами при формировании ФГОС              
министерством по укрупнённым группам профессий и специальностей, чтобы          
выпускники реально обладали теми компетенциями и знаниями, которые              
работодатель требует от них на практике?                                        
                                                                                
КУЧЕРЕНКО П. А. Спасибо большое за вопрос.                                      
                                                                                
Да, конечно, при принятии ФГОС проходят общественную экспертизу, экспертизу     
сообщества, этот процесс как раз и занимает достаточно долгое время, совет по   
профессиональным компетенциям рассматривает и утверждает ФГОС.                  
                                                                                
Я вам приведу пример. С 2016 года, после принятия закона "Об образовании...",   
и до сегодняшнего дня более 400 ФГОС должно быть принято, и темпы были, мягко   
сказать, не блестящие. Например, за 2019 год было принято всего два ФГОС,       
такими темпами нам пришлось бы их принимать 200 лет. Однако за прошлый год мы   
вышли на другой показатель - около 200 ФГОС было принято.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Татьяна Викторовна, спасибо. Присаживайтесь.                                    
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Митина Елена Анатольевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - пожалуйста.                
                                                                                
МИТИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе солидарна с   
позицией Комитета Государственной Думы по образованию и науке и поддерживает    
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об        
образовании..." в части совершенствования регулирования применения              
профессиональных стандартов в сфере профессионального образования".             
                                                                                
Данный законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений Президента      
Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума    
Госсовета и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и               
образованию. Также на встрече со студентами по случаю Дня российского           
студенчества президент Владимир Путин уделил особое внимание данному            
законопроекту, проинформировал студентов о том, что в Государственную Думу      
внесён такой законопроект и он позволит значительно расширить автономию вузов   
в формировании образовательных программ. После его принятия студенты смогут     
получать несколько квалификаций, после второго курса менять профиль обучения,   
переходить в своём вузе на другие факультеты и программы. Уверены, что в        
таком быстро меняющемся мире, в котором мы живём, студенты ждут таких           
решений, потому что это позволит им потом найти себе достойную работу.          
                                                                                
Фракция будет голосовать за его принятие в первом чтении.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, фракция КПРФ.                                           
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я предлагаю поддержать этот         
законопроект, и вот по каким соображениям.                                      
                                                                                
Напоминаю, сейчас в нашей стране параллельно действуют две группы стандартов    
- это федеральные государственные образовательные стандарты (а в них есть       
третья часть - требования к уровню подготовки выпускников) и соответственно     
профессиональные стандарты, определяющие требования к уровню подготовки         
специалистов. В идеале, конечно, третья часть ФГОС, федерального                
государственного образовательного стандарта, и профстандарта должны             
совпадать. К сожалению, это сейчас не так, но тем не менее законопроект, на     
мой взгляд, делает правильный шаг в направлении сближения тех и других          
стандартов. Вузам разрешается руководствоваться профессиональными стандартами   
при определении уровня подготовки выпускников, требования должны сблизиться,    
количество бюрократии или бюрократических процедур должно уменьшиться. Плюс,    
я хотел бы, в частности, заметить, что возможность получения нескольких         
квалификаций позволяет реализовать известную модель, когда начиная с младших    
курсов ребята готовятся по программам подготовки рабочих кадров, специалистов   
среднего звена и затем соответственно специалистов с высшим образованием.       
                                                                                
Конечно, мы хотели бы, чтобы сущности не удваивались, чтобы соблюдался          
принцип Оккама - не удваивайте без нужды число сущностей, - но, повторяю,       
этот законопроект представляет собой шаг в правильном направлении, и            
предлагаю его поддержать.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Заключительное слово докладчика, если есть необходимость. Пожалуйста.           
                                                                                
КУЧЕРЕНКО П. А. Я хотел бы только поблагодарить членов комитета за очень        
серьёзную, содержательную работу над этим законопроектом. Без вас, коллеги,     
мы не справились бы. Спасибо вам огромное!                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Татьяна Викторовна, есть необходимость выступать? Нет.                          
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект, пункт 12 порядка работы,           
ставится на голосование в первом чтении.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.