Заседание № 132
О проекте федерального закона № 1076003-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части установления льготного порядка выдачи вида на жительство в Российской Федерации для иностранных граждан - ветеранов Великой Отечественной войны, которые имели гражданство СССР и проживают на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к 30-му вопросу. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", первое чтение. Докладывает Владимир Владимирович Сысоев. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается расширить перечень категорий граждан, имеющих право на упрощённый порядок получения вида на жительство. ЛДПР считает возможным предоставлять вид на жительство в упрощённом порядке ветеранам Великой Отечественной войны, имевшим гражданство бывшего СССР и проживающим на территории Российской Федерации. Утром эту тему уже поднимали и приводили конкретный пример женщины - ветерана Великой Отечественной войны, которая переехала в Российскую Федерацию. Действующий закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливает порядок получения вида на жительство иностранным гражданином, при этом, по общему правилу, до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации (подчёркиваю) не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Исключения из общего правила получения вида на жительство установлены только для высококвалифицированных специалистов и членов их семей, иностранных граждан, признанных в установленным законом порядке носителями русского языка, а также для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке и признанных беженцами или ставших участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В связи со сложившейся политической обстановкой многие иностранные граждане из бывших республик СССР, в том числе пожилого возраста, приезжают на постоянное место жительства в Российскую Федерацию к своим родственникам и детям. Для того чтобы в том числе получать пенсию в России, им необходимо иметь вид на жительство. Общее правило, устанавливающее обязательный годичный срок проживания на территории России для получения вида на жительство, ведёт к тому, что пожилые люди остаются без средств к существованию. Учитывая, что ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации, в упрощённом порядке принимаются в гражданство Российской Федерации, законопроектом предлагается установить льготный порядок для данной категории граждан и в отношении получения вида на жительство. Ветераны войны, граждане бывшего СССР, - это люди, которые внесли большой вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне. Прожив практически всю свою трудовую жизнь в СССР, они имеют полное и моральное, и экономическое право на получение пенсии на территории Российской Федерации в установленном законом порядке. Обращаю внимание на то, что законопроект был внесён ещё в предыдущем созыве и, конечно, в тексте не учтены последние изменения, которые мы с вами принимали, поэтому, принимая сегодня этот законопроект, мы принимаем прежде всего концепцию, его основную идею, а основная идея заключается в том, чтобы обеспечить достойную жизнь, гарантировать достойное социальное и пенсионное обеспечение людям, благодаря которым СССР одержал победу над фашизмом. Что касается финансового обоснования к законопроекту, приведу такую статистику. В 2016 году численность всех участников Великой Отечественной войны составляла более 2 миллионов человек, в 2017 году их количество сократилось до 1,8 миллиона человек. Что касается бывших союзных республик, то в 2016 году численность ветеранов Великой Отечественной войны составляла чуть более 61 тысячи человек. Все мы понимаем, что с каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше, самым молодым ветеранам уже больше 90 лет и их число с каждым годом уменьшается. Поэтому предусмотренных сегодня в федеральном бюджете средств на социальные и пенсионные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны будет достаточно даже при условии, что все ветераны из всех бывших союзных республик одновременно приедут для постоянного проживания в Россию, в реальности же число таких граждан незначительно. Необходимо предоставить ветеранам возможность получения пенсий и других, установленных законодательством для данной категории лиц, социальных льгот путём установления упрощённого порядка выдачи вида на жительство иностранным гражданам - ветеранам Великой Отечественной войны, имевшим гражданство СССР и проживающим на территории Российской Федерации. Тем более впереди, через два года, 75-летие со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Мы внимательно изучили отзыв Правительства Российской Федерации. Конечно, они выражают озабоченность этим вопросом, отмечают, что данная категория граждан и данный законопроект заслуживают внимания, в остальном же мы не согласны с отрицательным заключением правительства, аргументы, как обычно, заключаются в одном - денег нет. Но я уже пояснил, что деньги есть и много денег не потребуется. Мы с вами должны проявить человечность и поддержать данный законопроект. Уважаемые коллеги, учитывая содержание и направленность рассматриваемого законопроекта, прошу поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Рамзил Рафаилович Ишсарин. ИШСАРИН Р. Р. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сама идея законопроекта о социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны при переезде в Российскую Федерацию является важной, и комитет всегда с особым вниманием относится к подобным инициативам. В то же время принятие законопроекта неизбежно приведёт к возникновению или перераспределению бюджетных обязательств. При внесении подобных законопроектов в соответствии со статьёй 104 Конституции Российской Федерации необходимо получить заключение Правительства Российской Федерации, чего не было сделано при внесении данного законопроекта. Это отмечается в том числе в отзыве Правительства Российской Федерации и в заключении комитета-соисполнителя. Кроме того, хочу ещё раз сказать о том (докладчик об этом вскользь упомянул), что Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрен максимально упрощённый порядок приёма в гражданство ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство СССР и проживающих на территории Российской Федерации: после получения разрешения на временное проживание им, в отличие от других граждан, вместо соблюдения пяти условий достаточно только дать письменное обязательство соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. И в этом случае не имеется никаких ограничений по срокам, что, как указано в пояснительной записке, является основной проблемой для ветеранов при получении вида на жительство, - необходимо прожить в России не менее одного года для его получения, заявление же о приёме в гражданство можно подавать уже на следующий день. Кроме того, законопроектом не предусмотрен срок, на который выдаётся вид на жительство - это уже относится к техническим моментам - для указанной категории иностранных граждан, что может привести к правовой неопределённости. Законом устанавливается общий срок действия вида на жительство - пять лет с возможностью продления, при этом есть отдельные категории граждан, для которых законом устанавливаются другие сроки, эти сроки прямо указываются в законе. В данном случае авторы законопроекта выделили ветеранов как раз в отдельную категорию, но конкретные сроки не указали. На основании изложенного комитет не считает возможным поддержать законопроект в представленной редакции, а также при отсутствии заключения Правительства Российской Федерации и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Владимир Владимирович, несомненно, ветераны Великой Отечественной войны сделали очень многое для нашей страны, и мы должны сделать всё возможное для них, в том числе для тех ветеранов, которые проживают в бывших республиках Советского Союза в силу исторических причин, всем нам известных. Но не считаете ли вы необходимым распространить подобную льготу на тружеников тыла и детей войны, проживавших во время войны на территории СССР и трудившихся, вкладывавших всё возможное в нашу победу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сысоеву включите микрофон. СЫСОЕВ В. В. Дмитрий Иванович, конечно, мы должны по-человечески и с уважением относиться ко всем людям, которые внесли вклад в победу СССР, всего советского народа в Великой Отечественной войне, но сейчас мы видим реальный пример, когда Правительство Российской Федерации фактически даже не хочет поддержать ту категорию граждан, которая имеет прямое отношение к победе, к великой Победе над фашистской Германией, - ветеранов Великой Отечественной войны. Я ещё раз подчеркну, что количество этих людей не так велико, год назад их было всего 60 тысяч, и с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Если законопроект будет поддержан в первом чтении, наверное, стоит подумать и о возможности распространения этих льгот в том числе и на тружеников тыла, и на детей войны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Владимир Владимирович, в вашем изложении звучит как-то не очень понятно для меня: победу одержал Советский Союз - Правительство Российской Федерации обязано всем ветеранам этой войны обеспечить полный набор льгот и так далее. Понятно, что это пенсии, ускоренное получение гражданства, - здесь сомнений нет, вы правы, - а вот другие льготы, прежде всего получение квартиры, входят в этот обязательный пакет? И не считаете ли вы, что и другие республики, из которых могут приехать ветераны, также должны соответствующую работу вести со своими ветеранами? И есть ли зеркальное отображение, может быть, есть примеры таких законов в других республиках, и ветераны из России могут приехать туда и получить полный соцпакет, с квартирой, пенсией и гражданством? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сысоеву включите микрофон. СЫСОЕВ В. В. Олег Анатольевич, конечно, если рассматривать политическую ситуацию во многих странах бывшего СССР, то мы увидим, что многие граждане этих государств в предыдущие годы активно переезжали именно на территорию Российской Федерации, и у них на территории иностранных государств, фактически ближнего зарубежья, остались родственники - дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки, и многие из них являются ветеранами Великой Отечественной войны. Сейчас многие перебираются к своим детям, которые сюда переехали. И годами - вот сегодня утром был пример - ветераны не могут здесь получить пенсию: там их пенсии лишают, а здесь они её получить не могут. Я считаю, учитывая, что Россия - великая держава, конечно, мы должны проявить гуманизм и человечность к этим людям, в том числе путём оказания им такой же социальной поддержки, какую мы оказываем гражданам России - ветеранам Великой Отечественной войны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Владимиру Владимировичу. Владимир Владимирович, в принципе труженики тыла - это одна из категорий ветеранов войны, которых в соответствии с российским законодательством несколько: это и непосредственно участники Великой Отечественной войны, и жители блокадного Ленинграда, и несовершеннолетние узники фашизма - очень много категорий. Вот как будут соотноситься категории ветеранов, приезжающих из других стран, где такого законодательства нет, с категориями, которые существуют у нас? Кто будет определять, ветеран это или не ветеран, если нормы законодательства не коррелируют? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сысоеву включите микрофон. СЫСОЕВ В. В. В нашем законодательстве определено, кто у нас является ветераном Великой Отечественной войны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Рамзил Рафаилович, вы в своём выступлении сказали, что нет отзыва правительства, но в то же время отметили, что правительство против. Поясните, пожалуйста, вы о такой позиции из отзыва правительства узнали или она была как-то по-другому выражена? Это первое. И второе. Что касается финансов, была заявлена позиция депутатом Сысоевым, и сложно с ней не согласиться, но скажите, ну, просто понятийный вопрос (конечно, кощунственно так говорить, но всё-таки): тысяча человек умирает, а на них, соответственно, были заложены деньги, приезжает другая тысяча человек - требует ли это всё бюджетных поправок, внесения изменений в бюджет? На мой взгляд, не требует. Мы прекрасно понимаем, как мало на самом деле у нас осталось ветеранов, - думаю, и вы это прекрасно понимаете. Какие поправки здесь могут быть, когда больше ветеранов у нас не становится, их становится только меньше? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон. ИШСАРИН Р. Р. Спасибо за вопрос, Андрей Валерьевич. Я не говорил, что нет отзыва, как раз отзыв правительства есть, но в заключении комитета говорится о необходимости получения при внесении таких законопроектов, согласно нашей Конституции, заключения правительства - вот заключения правительства нет. И мы с вами, уважаемые коллеги, как законотворцы, прежде всего должны следовать букве закона, в особенности если это основной закон, и, конечно же, даже благородные цели, наверное, не повод для того, чтобы вольно трактовать Конституцию. Что же касается того, что остаются средства, заложенные на другие цели, и требуется как бы их перераспределение, то это наша с вами задача, в течение года мы занимаемся бюджетом, но в данном случае в заключении нашего комитета как раз говорится о том, что необходимо, чтобы правительство представило заключение в части финансовых возможностей и затрат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Докладчик будет выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 32 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 60 чел. Не голосовало 390 чел.86,7 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 1076003-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части установления льготного порядка выдачи вида на жительство в Российской Федерации для иностранных граждан - ветеранов Великой Отечественной войны, которые имели гражданство СССР и проживают на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу 14-й вопрос, по возможности, перенести на завтрашнее заседание по просьбе автора. Вопрос 29 прошу перенести на следующую неделю в связи с командировкой докладчика. Также в связи с командировкой докладчика прошу перенести на следующую неделю рассмотрение вопросов 33, 39, 40 и 41.
Коллега Деньгин предлагает 14-й вопрос перенести на завтра. Нет возражений? Пожалуйста, Гаврилов Сергей Анатольевич. Включите микрофон Гаврилову. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья! Уважаемый Вадим Евгеньевич, я просто хотел бы в связи с 14-м вопросом попросить фракцию вот о чём. Это законопроект, внесённый в шестом созыве, сегодня мы в 25-й раз ставим его в повестку дня. Один раз он уже переносился тоже по просьбе авторов, так вот чтобы он совсем у нас не потерялся и не было вопросов в связи с тем, что этот вопрос мы переносим бесконечно, просьба, первое, к авторам: если переносим на завтра, всё-таки быть завтра, чтобы доложить палате; и, второе, тоже поставить, если возможно, где-то вначале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте тогда мы примем решение рассмотреть данный вопрос первым среди законопроектов первого чтения и фиксируем на завтрашний день, учитывая, что его переносили многократно. С одной стороны, это даст нам возможность точно его рассмотреть, а с другой стороны, дисциплинирует в том числе авторов, которые раньше говорили о том, что мы откладываем эти инициативы, не рассматриваем, а сейчас почему-то постоянно отсутствуют. Пожалуйста, Вадим Евгеньевич. Деньгину Вадиму Евгеньевичу включите микрофон. ДЕНЬГИН В. Е. Вячеслав Викторович, ещё хотел бы для протокола: докладчик не собирался сегодня отсутствовать, у него сегодня приём на Моховой именно в первой половине дня и, может быть, во второй, то есть по серьёзной причине мы переносим на следующий день, поэтому здесь всё в порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вадим Евгеньевич, вы провоцируете дискуссию по данному вопросу, учитывая, что пошли такие предложения. Итак, коллеги, 14-й вопрос по предложению председателя комитета Гаврилова Сергея Анатольевича мы с вами фиксируем завтра первым среди законопроектов первого чтения. Принимаем решение? Принимаем решение. Принято решение рассмотреть завтра.
Заседание № 117
О проекте федерального закона № 1076003-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части установления льготного порядка выдачи вида на жительство в Российской Федерации для иностранных граждан - ветеранов Великой Отечественной войны, которые имели гражданство СССР и проживают на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ИШСАРИН Р. Р. Ну, Вячеслав Викторович, ещё раз: просьба перенести рассмотрение законопроекта под пунктом 33 на 7 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос 33 - на 7 июня. Хорошо.
Ишсарин предложил вопрос 33 перенести на 7 июня. Нет возражений? Нет, принимается.