Заседание № 164

02.11.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1075801-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения статуса педагогических работников".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3782 по 4369 из 4631
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения статуса          
педагогических работников". Доклад Олега Николаевича Смолина.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Вот теперь      
поговорим про педагогов. В последнее время развернулась дискуссия между нами,   
средствами массовой информации и нашими коллегами из правительства о том,       
есть ли у нас дефицит педагогических кадров. Причём, к сожалению, наши          
коллеги из правительства довольно нервно реагируют на данные, которые мы        
приводим, хотя это не наши данные. Почему нервно реагируют? Я поясню:           
понятно, что деньги в Минфине, а не в социальном блоке, а вопросы               
предлагается решать коллегам из социального блока.                              
                                                                                
Так вот, есть ли у нас дефицит педагогических кадров в Российской Федерации?    
Я напомню, что, по официальным данным, у нас в стране 1 миллион 250 тысяч       
учителей и не хватает всего 11 тысяч, то есть менее 1 процента. Всё             
замечательно - вот только учителя об этом не знают. Всё зависит от того, как    
считать, коллеги. Я вам напоминаю, что когда принимался указ президента № 597   
от 7 мая 2012 года, то, как мне не раз говорили наши коллеги из администрации   
президента, имелось в виду как раз то, что предусмотрено нашим                  
законопроектом, а именно: заработная плата учителей, других педагогов,          
работающих с детьми, должна быть не ниже средней по региону при работе на 1     
ставку. Сейчас учитель в среднем работает на 1,8 ставки в Российской            
Федерации. Вот если бы все учителя работали на 1 ставку, нам не хватало бы      
примерно 1 миллиона учителей. Если же заставить учителей работать на 2,5        
ставки, то можно ещё примерно 0,5 миллиона учителей уволить.                    
                                                                                
Повторяю, я никогда не ссылаюсь на данные оппозиции, я ссылаюсь на данные       
независимых экспертов или провластных организаций. В частности, по данным       
Общероссийского народного фронта (правда, это данные уже нескольколетней        
давности), в 75 регионах Российской Федерации из 85 тогда указ президента №     
597 так и не был исполнен.                                                      
                                                                                
Добавлю к этому, что согласно нашему законопроекту мы предлагаем приравнивать   
заработную плату педагогического работника за 1 ставку не только к средней по   
региону, но и к средней по Российской Федерации. Для чего - сегодня я уже       
пытался это объяснять. Если верить данным, которые привели коллеги,             
готовившие материалы к Госсовету по образованию, то разница в оплате            
учительского труда в Российской Федерации достигла 7 раз. У нас были            
официальные данные, где эта разница была 4,5. Разницу в 7 раз ни подтвердить,   
ни опровергнуть не могу, но, повторяю, эти данные были названы на коллегии      
Министерства просвещения Российской Федерации.                                  
                                                                                
Вообще, коллеги, чтобы вы понимали, самая высокая реальная заработная плата     
учителей, педагогов вообще, в пересчёте на нагрузку была в 2012 году, когда и   
был принят знаменитый указ № 597. А вот данные Высшей школы экономики...        
коллеги, я не поклонник Высшей школы экономики, я с ними регулярно, скажем      
так, в состоянии творческой дискуссии. Так вот, что утверждает Высшая школа     
экономики, или сокращённо "Вышка"? Она говорит, что 80 процентов учителей       
получают заработную плату (два года назад) в размере ниже 40 тысяч рублей,      
при этом, естественно, это гораздо ниже средней по стране; более 40 процентам   
учителей приходится ограничивать себя в любых тратах, кроме расходов на еду.    
Понимаете, что это такое? По любой серьёзной методике, кроме нашей              
отечественной, это прямая бедность, 40 процентов учителей - бедные.             
                                                                                
В советское время, когда я работал учителем, мы поругивали власть и говорили,   
что в Советском Союзе, чтобы мало получать, надо долго учиться. Но напомню      
ещё раз, что, когда я пришёл на работу учителем в вечернюю школу, моя           
зарплата была на уровне двух прожиточных минимумов за 1 ставку. Мне дали 1,5    
ставки, работать было не очень просто, но это 1,5 ставки, а не 1,8. Напомню     
вам, уважаемые коллеги, популярную среди российских педагогов шутку (правда,    
уже устаревшую): работаем на 1,5 ставки, потому что на 1 ставку есть нечего,    
а на 2 ставки есть некогда. Теперь уже 1,8, то есть ближе к 2 ставкам - есть    
становиться некогда.                                                            
                                                                                
Коллеги, как вообще работает учитель в таких условиях, кто-нибудь               
задумывался? Я напоминаю вам, что в советский период были произведены расчёты   
нагрузки российского учителя. Оказалось, что если вы ведёте 22-23 часа, тогда   
это было нормой, то есть 1,25 ставки, то вам приходится тратить: например,      
учителю истории - порядка 48 рабочих часов в неделю, потому что вы должны       
готовиться к урокам, работать с детьми и вообще приходить на работу не          
измученным, мечтающим о том, как дожить не до понедельника, а до воскресенья,   
а нормальным человеком, свежим человеком, который готов отдавать свою           
личность детям. Ведь в этом и заключается главное в образовании, собственно,    
образование есть воздействие личности на личность. Если вы учитель              
литературы, при нагрузке 22-24 часа вам приходилось бы работать около 60        
часов в неделю, почему, кстати, тогда и были введены пенсии за выслугу лет,     
теперь это называется досрочной пенсией для педагогических работников.          
                                                                                
Что у меня со временем? Не слышно было, Иван Иванович.                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу, чтобы вы понимали ситуацию. Конечно, можно           
заставить учителя работать и на 2,5 ставки, но в этом случае качество           
образования будет неизбежно падать, и говорить о воспитании, о влиянии          
личности на личность просто не приходится. Я напомню вам высказывание...        
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Буквально 15 секунд.                                               
                                                                                
Я напомню вам высказывание Дистервега: никакая книга не заменит духа учителя.   
Компьютер тем более. Давайте поддержим наших учителей - не ради них, а ради     
наших детей и внуков.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Алёны Игоревны Аршиновой.                                              
                                                                                
АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, уважаемый Олег Николаевич!   
Всегда с огромным пиететом отношусь ко всем инициативам, соавторы которых       
Олег Николаевич, Геннадий Андреевич. Конечно, комитет в целом поддерживает      
инициативы, которые направлены на повышение статуса педагогических              
работников, на расширение социальных гарантий педагогов, однако законопроект    
содержит ряд положений, которые или уже регламентированы, прописаны, описаны    
в нашем законодательстве, или требуют финансово-экономического обоснования.     
Сейчас у меня есть около четырёх минут, чтобы это объяснить, я, конечно, не     
имею возможности достаточно подробно, полно это сделать, но скажу о некоторых   
положениях, которые не требуют повторного правового регулирования. Комитет      
подготовил заключение - предлагаю вам его посмотреть.                           
                                                                                
Законопроектом устанавливается право педработников на выбор учебников,          
учебных пособий, материалов и иных средств обучения, воспитания - такая норма   
уже закреплена частью 3 статьи 47 Федерального закона "Об образовании...",      
есть право на выбор учебников, учебных пособий, материалов, других средств      
обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в           
порядке, который установлен, право на творческую инициативу, разработку и       
применение авторских программ в рамках учебных предметов, курсов, дисциплин     
(модулей) и так далее.                                                          
                                                                                
Далее. Сокращённая продолжительность рабочего времени для педагогических        
работников, не более 36 часов в неделю, - это уже установлено частью первой     
статьи 333 Трудового кодекса для педагогических работников.                     
                                                                                
Выплата единовременного пособия в размере 1 миллиона рублей при переезде в      
сельские населённые пункты, либо в рабочие посёлки, либо в посёлки городского   
типа и так далее с населением до 50 тысяч человек. Скажу, что указанное         
предложение уже реализуется в рамках программы "Земский учитель", которая       
входит в утверждённую Правительством России госпрограмму "Развитие              
образования" и касается педагогов школ. Для расширения программы не требуется   
изменения федерального закона, то есть необходимо внесение изменений в само     
постановление правительства, если это нужно доработать.                         
                                                                                
Продолжительность учебной (преподавательской) работы за ставку зарплаты -       
положениями статьи 333 Трудового кодекса уже установлено, что в зависимости     
от должности или специальности педработников с учётом особенностей их труда     
продолжительность рабочего времени (нормы часов педработы за ставку             
зарплаты), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом       
договоре, и основания её изменения, случаи установления верхнего предела        
учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти,        
который, собственно, вырабатывает политику в этой сфере. Приказом Минобрнауки   
конкретизирована продолжительность рабочего времени, установлен порядок         
определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре.                
                                                                                
Для реализации положений законопроекта по остальным показателям, которые        
звучат для нашего уха хорошо, которые в наших душах откликаются, нужно          
финансово-экономическое обоснование - статья 83 Бюджетного кодекса обязывает    
нас, как депутатов, устанавливать источники и порядок финансирования. Я бы      
тоже хотела выйти на трибуну и уверенно призвать коллег-депутатов внести эти    
положения и проголосовать за них единогласно. Я думаю, расхождений не будет,    
вопрос только в источниках финансирования. Поэтому я предлагаю продолжать       
настаивать на определённых положениях, которые нас объединяют вне зависимости   
от фракционной принадлежности, и вместе с правительством, с Министерством       
финансов, вместе с администрацией президента продолжать поднимать вопросы и     
искать источники финансирования.                                                
                                                                                
И уж тем более, Олег Николаевич, мы с вами знаем, что пилот по заработным       
платам в нескольких регионах (а потом и на всю страну) готовился в 2021 году.   
Должно было выйти постановление, под него были зарезервированы определённые     
средства, но, к сожалению, время, геополитика, международные отношения,         
санкции расставили точки над "и", внесли изменения, корректировки, мы были      
вынуждены защищаться, обороняться и начать СВО, на что тоже уходят серьёзные    
средства.                                                                       
                                                                                
Комитет по просвещению в текущий момент рекомендует отклонить данный            
законопроект. Правительство его не поддержало.                                  
                                                                                
Предлагается отклонить в первом чтении данный проект закона.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста.                                          
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Алёна Игоревна, вот вы в Комитете по просвещению вроде должны смотреть с        
научной точки зрения. Научно-технический прогресс высвобождает людей из сферы   
производства, и так получается, что в результате ваших законов в какие сферы    
перетекает занятость? Бездельники, тунеядцы. Охранников у нас 8 миллионов - 8   
миллионов! А на просвещение у нас не хватает денег. У нас ресурсов в стране     
достаточно, чтобы образование было на высшем уровне, а у нас оно по             
остаточному принципу финансируется. Вот почему так происходит?                  
                                                                                
Почему я говорю - тунеядцы? Потому, что у нас основные средства получают        
акционеры, которые палец о палец не ударили, ничего не сделали, но в своё       
время получили акции, и золотая... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Уважаемый Евгений Иванович, спасибо вам за вопрос. Я не          
поняла, о каких тунеядцах вы говорите. Среди моих избирателей тунеядцев нет -   
все работают, все работают на общие задачи, и такое сложное время объединяет    
всех, все трудятся, все стараются. Что касается выпускников, например, хочу     
вам сказать, что более 70 процентов выпускников педвузов сейчас идут в школы,   
работают. Мы дали право работать старшекурсникам. И законы эти не только наши   
- вот вы сказали "ваши" - они наши общие. И есть законы, за которые мы с вами   
консолидированно голосовали, неважно - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", КПРФ и так далее.       
Хочу сказать, что в этом году было 385 тысяч заявлений в педвузы                
Минпросвещения - это на 100 тысяч больше. Соответственно, те усилия, которые    
мы сегодня предпринимаем, позволяют нам говорить о том, что мы движемся в       
правильном направлении.                                                         
                                                                                
Сфера образования, конечно, очень большая, но расходы на образование у нас за   
несколько лет выросли в 3 раза: с 0,5 триллиона рублей до 1,5 триллиона         
рублей. Мы фактически встали рядом с теми муниципалитетами, которые             
испытывали трудности, которые не могли себе позволить ремонтировать             
инфраструктуру и так далее.                                                     
                                                                                
Минфин... прежде принятые решения мы не обсуждаем, скорее всего, наши мнения    
здесь сойдутся. Скажу следующее. Да, это региональные полномочия, но мы с       
вами вместе принимаем здесь решения о том, чтобы капитально ремонтировались     
школы, чтобы строились школы, чтобы строились детские сады. Мы с вами за        
несколько лет построили более 7 тысяч детских садов - это неимоверное,          
вообще, количество! Собственно, вы тут и не приведёте советские цифры по        
поводу школ, по поводу капитального ремонта, поскольку это действительно        
беспрецедентные меры. И мы с вами благодаря инициативе президента Владимира     
Путина, надеюсь, со следующего года - мы вместе с вами проголосуем за бюджет,   
примем эти поправки - инициируем программу капитального ремонта детских         
садов, колледжей.                                                               
                                                                                
Мы с вами решаем проблемы инфраструктурные, мы с вами решаем проблемы           
содержательные, мы запускаем хорошие проекты. У нас теперь единое               
образовательное пространство, у нас единые федеральные учебники, и мы с вами    
тоже консолидированно принимали эти решения. Мы с вами вместе, в унисон         
смотрим на историю, мы с вами вместе проводим общественные проекты в наших      
школах - "Парта героя", "Лица героев", мы рассказываем о наших героях СВО,      
Великой Отечественной войны. У нас с вами есть линейка, флаг, гимн. Я считаю,   
мы с вами делаем очень многое в том числе для того, чтобы люди были             
гражданами и чтобы никаких тунеядцев среди них не было.                         
                                                                                
Спасибо большое вам за ваш вопрос.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Алёна Игоревна, с взаимным и глубоким пиететом. Я        
знаю, что вы представляете Чувашию и хочу спросить: сколько составляет          
базовый оклад учителя без категории в Чувашии, сколько составляет средняя       
заработная плата учителя в Чувашии и сколько составляет средняя заработная      
плата по Республике Чувашия за прошедшие полгода?                               
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Благодарю вас за вопрос.                                         
                                                                                
У меня перед глазами сейчас нет цифр. У нас есть таблица показателей, которые   
мы отслеживаем, по росту или падению базовых окладов. Была ситуация в           
Чувашии, в которую я лично вмешивалась и восстанавливала справедливость,        
права педагогов, с подобной ситуацией столкнулись мы сейчас и в                 
Санкт-Петербурге, мы вмешались в эту ситуацию.                                  
                                                                                
Олег Николаевич, ещё раз скажу, мы с вами вместе двигаемся в этом               
направлении, работаем ради отстаивания прав и в том числе повышения             
заработных плат. Осталось только найти источники, средства, которые мы могли    
бы направить на повышение базовых окладов и в целом зарплат педагогов.          
                                                                                
Президент несколько лет назад принял решение помочь и софинансировать           
фактически зарплаты из федерального центра. И вы знаете о том, что регулярно    
из федерального бюджета поступают федеральные трансферты в наши регионы, для    
того чтобы регионы могли справиться с этой нагрузкой. И многие губернаторы, в   
том числе и ваши губернаторы, которые представляют партию КПРФ, регулярно       
отчитываются перед избирателями, говоря о том, что они увеличили свои           
региональные бюджеты. Региональные бюджеты увеличиваются за счёт наших с вами   
решений здесь, в том числе мы софинансируем зарплаты, мы софинансируем          
инфраструктуру, мы софинансируем оборудование и так далее.                      
                                                                                
Я предлагаю следить сейчас за нашими возможностями. Я точно знаю, что           
буквально... Во-первых, мы с вами отслеживаем по указам президента. Если что,   
мы подключаем Генеральную прокуратуру, чтобы зарплаты были не ниже              
показателей указов, мы помним, какие показатели в указах, если мы сейчас        
говорим о школе, или о дополнительном образовании, или о СПО, или о вузах и     
так далее. Но смысл заключается в следующем: регионы сегодня используют свои    
региональные возможности. И такие регионы, как, например, Чувашская             
Республика, которую представляю я и другие мои коллеги, которые сейчас тоже     
находятся в зале, несмотря на то что они дотационные, несмотря на то что нет    
таких возможностей, как у регионов-доноров или регионов со средним              
достатком... Например, в ноябре 2022 года Кабинет Министров Чувашской           
Республики увеличил оклад в 1,5 раза. То есть такое происходит. Да, к           
сожалению, пока это за счёт регионов, но опять же, коллеги, это приоритеты,     
это то, о чём мы с вами говорим, это народный бюджет, он должен быть общим,     
прозрачным, понятным. И конечно, странные статьи, которые касаются закупок,     
должны чиститься, должны обосновываться, и деньги должны направляться в         
первую очередь на педагогов.                                                    
                                                                                
Я уже не раз подчёркивала, что наше отношение к педагогам должно быть таким,    
как к армии. Армия - оборонительно-наступательная, а педагоги - это наша        
образовательная армия.                                                          
                                                                                
Спасибо за вопрос.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу?                        
                                                                                
Автор, понятно, в конце с заключительным словом.                                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Олег Николаевич, у вас будет возможность выступить с заключительным словом      
как у докладчика. Если надо, мы вам время добавим.                              
                                                                                
Смолину включите микрофон.                                                      
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Если другого претендента от фракции не будет, я готов выступать.   
Тогда добавьте мне время, положенное от фракции.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы вам добавим время.                                     
                                                                                
Ещё от фракции ЛДПР у нас Чернышов есть.                                        
                                                                                
Чернышов Борис Александрович.                                                   
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А. Большое спасибо, Александр Дмитриевич.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, безусловно, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, он   
сегодня не первый на эту тему. Я бы не стал, наверное, выступать, если бы не    
смешалось в ответах всё: линейки, армия и наступление прежде всего.             
                                                                                
Так вот, действительно, тема крайне актуальная затронута Олегом Николаевичем.   
Сколько бы мы ни говорили лозунгами и ни обсуждали комсомольский порыв ряда     
наших коллег, связанный с увеличением финансирования системы образования,       
пока мы сами себе не будем признаваться, как я уже говорил, в том, на что       
тратится... Когда мы говорим о том, что на образование тратится теперь в 3      
раза больше... Безусловно, это инфраструктурные проекты, безусловно, это        
программа капитального ремонта, строительства, особенно в новых субъектах       
Российской Федерации, школ, системы среднего профессионального образования -    
это всё так, но при этом общее количество школ в России год за годом            
уменьшается. Вот если всё так хорошо, почему тогда уменьшается количество       
школ в Российской Федерации? Вот этот вопрос, к сожалению, не был отражён в     
содокладе. И если увеличивается количество денег, условно, на систему           
образования, то почему количество педагогов-предметников всё больше и больше    
падает, откуда дефицит? Я надеюсь, что на эти вопросы (я не стал их задавать)   
мы получим ответ в рамках обсуждения данного вопроса, потому что это ключевые   
темы, без которых ни система образования, ни все региональные вопросы не        
будут развиваться. Ряд коллег часто упоминают и про регионы, особенно           
ресурсодобывающие, но мы должны понимать, какое количество денег остаётся в     
этих регионах после направления средств в соответствии с нашим                  
законодательством в федеральный бюджет, - их не всегда хватает, для того        
чтобы полностью обеспечить те программы, проекты развития, которые они          
закладывают внутри себя. Безусловно, есть ряд субъектов - лидеров в данном      
вопросе, вопросе оплаты учителей: это Москва, Московская область,               
Санкт-Петербург, Ленинградская область, ХМАО и так далее, - но это, что         
называется, к сожалению, лишь исключения из того правила, которое есть.         
                                                                                
Долго задерживать не буду и докладывать те тезисы, которые я в принципе уже     
докладывал, второй раз не собираюсь, поэтому хотел бы поблагодарить за          
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет.              
                                                                                
Докладчик, пожалуйста.                                                          
                                                                                
Смолину включите микрофон.                                                      
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Фракция         
предложила мне продолжить дискуссию, и я позволю себе отреагировать на          
некоторые замечания уважаемой Алёны Игоревны. Ну, начнём с того, что            
правительство великодушно установило продолжительность рабочего времени для     
учителя. Только вы знаете, сколько должна быть, вообще-то, продолжительность    
рабочего времени при работе на 1,8 ставки? Это 32 урока в неделю, кто не        
понимает. И считалось, что как минимум мы должны на один урок тратить           
примерно в полтора раза больше, как я вам уже рассказывал, чем продолжается     
собственно сам урок. Таким образом, рабочая неделя учителя должна при такой     
нагрузке составить порядка 80 часов в неделю - понятно, что либо ты не          
живёшь, либо ты не отдаёшь детям то, что тебе положено им отдавать. Я           
напомню, что правительство недавно великодушно установило продолжительность     
рабочей недели для таксистов 40 часов. Видимо, учителя у нас в меньшем          
почёте, потому что формально у них рабочая неделя 36 часов, а сколько           
фактически, я вам рассказывал.                                                  
                                                                                
Как учителя выходят из положения? Увы, не хотел бы этого говорить. Недавно в    
хорошей сельской школе я спросил директора, как вообще люди работают в таких    
ненормальных условиях? Ответ: сейчас с помощью Интернета можно подготовиться    
к урокам за полчаса. Я понятно говорю, коллеги? Вообще, у меня, как у           
учителя, основное время уходило на подготовку к урокам. Если вы выдёргиваете    
из Интернета готовый материал, его как-то выкладываете, то уж точно вы его      
через себя не пропускаете. Это совершенно другие отношения. Качество            
образования неизбежно будет падать при такой ситуации. Это первое.              
                                                                                
Второе, что касается источника. Совершенно очевидно, что без поддержки          
федерального бюджета российские регионы решить вопрос не могут. Я вам           
напомню, что произошло. В 2012 году федеральный бюджет помог регионам, и        
поэтому реальная заработная плата учителей в 2012 году в пересчёте на           
нагрузку была самая высокая, а дальше помощь сокращалась. И как решали          
регионы эту проблему? Очень просто - увеличивая нагрузку учителя. Не думайте,   
что это касается только регионов с дефицитными бюджетами, это касается даже     
Москвы. Недавно Общественная палата специально обсуждала проблему молодых       
учителей в городе Москве - я был удивлён, прочитав эти материалы. Ну,           
во-первых, даже в Москве нагрузка увеличилась до 26 уроков в неделю, ещё        
недавно была 22-23, то есть почти до полутора ставок. А во-вторых,              
Общественная палата установила, что многие молодые учителя приходят, получают   
положенные молодым надбавки, а затем уходят, может быть, даже на более низкую   
заработную плату, но с меньшими затратами труда и нервной энергии.              
                                                                                
Повторю ещё раз, советская власть довольно гуманно относилась к своим           
гражданам, но даром никому ничего не давала. Когда установили пенсии за         
выслугу лет при 25-летнем стаже, исходили из того, что у учителя одна из        
самых напряжённых работ в стране, поэтому, соответственно, чтобы избежать       
эмоционального выгорания, ему дали возможность работать меньше, сохранив свой   
уровень жизни.                                                                  
                                                                                
Что касается цены вопроса, коллеги. По оценкам Министерства просвещения         
Российской Федерации, цена вопроса, связанного с постановлением                 
Государственной Думы от 23 июля 2019 года, которое я не устану цитировать,      
потому что все за него голосовали, составляет порядка 400 миллиардов рублей.    
Много это или мало, коллеги? У нас сейчас дефицит федерального бюджета около    
1 процента. Даже если мы не будем принимать тех решений, про которые            
постоянно говорит, скажем, Николай Васильевич Коломейцев или Валерий Карлович   
Гартунг, даже если мы не будем принимать этих решений, 400 миллиардов рублей    
(причём мы предлагаем повышать заработную плату поэтапно, не за раз, чтобы      
люди понимали, что их ждёт) - это не проблема для нашего бюджета. Я не          
экономист, но я регулярно слушаю крупнейших российских экономистов в рамках     
Вольного экономического общества, все говорят одно и то же: дефицит бюджета     
до 3 процентов не опасен. Не буду повторять то, о чём сегодня уже говорил, а    
именно: Минфин считает возможным использовать в рублях те деньги, которые мы    
благодаря тому же Минфину и Центробанку потеряли у наших заклятых партнёров.    
                                                                                
Теперь что касается, уважаемые коллеги, строительства и нестроительства. Да,    
мы построили 7 тысяч детских садиков - замечательно, только, Алёна Игоревна,    
после советского времени мы их потеряли около 40 тысяч. Цитирую по памяти       
(возможно, чуть ошибусь, но не сильно): было около 88 тысяч, осталось около     
48; построили 7, потеряли 40 - хорошо? Строим школы - замечательно, только      
потеряли мы за это время более 30 тысяч школ. Было 69,7 тысячи школ, сейчас     
примерно 39,5 тысячи школ в Российской Федерации.                               
                                                                                
Кстати, хочу напомнить, что Президент Российской Федерации в 2014 году          
выступил с инициативой, с программой, если хотите, ликвидировать вторые смены   
в начальной и старшей школе к 2020 году и ликвидировать вторые смены в          
основной школе к 2025 году. С тех пор про это все забыли, хотя правительство    
принимало в 2015 году специальный график, специальное распоряжение о            
погодовом финансировании реализации этого предложения президента,               
поддержанного парламентом. Сейчас говорят только про третьи смены или про те    
регионы, где сверхперегруженные школы.                                          
                                                                                
Ну и наконец, уважаемые коллеги, бюджет 2024 года, который мы скоро будем       
принимать во втором чтении... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Извините, коллеги, у меня два регламента: от фракции и три         
минуты для заключительного слова, поэтому я спокойно закончу.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Пожалуйста, мы вас не прерываем.                  
                                                                                
Добавьте время.                                                                 
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Итак, уважаемые коллеги, что мы имеем в бюджете на следующий       
год? Заработная плата педагогических работников федеральных учреждений с 1      
января увеличится на 9,8 процента - мы рады. Коллеги, поверьте, мы не           
придерживаемся принципа "чем хуже, тем лучше", вот только официальная           
инфляция за этот год уже, по последним прогнозам, будет 13 процентов, то есть   
педагоги высшей школы и других организаций на федеральном бюджете станут        
слегка беднее. Что касается педагогов в школах, то на всю интеллигенцию, на     
всех работников бюджетной сферы в очередной раз выделяется в бюджете плюс       
100 миллиардов рублей. По-моему, эта цифра не менялась с 2018 года, хотя с      
тех пор заработная плата, в соответствии с которой должна индексироваться       
заработная плата работников бюджетной сферы, увеличилась почти в 1,5 раза.      
Так что пока мы не приближаемся к реализации указа президента - мы от него      
отдаляемся.                                                                     
                                                                                
Коллеги, я прошу вас поддержать этот законопроект в первом чтении. Мы готовы    
на рассрочку, на любые реально исполнимые решения, но надо двигаться вперёд,    
а не назад!                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу вам напомнить в заключение строки одного              
московского учителя и одновременно поэта: "Пусть будет меньше праздников, чем   
буден, / Но тот, кто стал учителем, поймёт: / Какое счастье быть полезным       
людям, / Учить Его Величество народ!"                                           
                                                                                
Давайте помогать, а не мешать.                                                  
                                                                                
Спасибо. (Аплодисменты.)                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик - Аршинова Алёна Игоревна, пожалуйста.                              
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Уважаемый Олег Николаевич, мне очень хотелось бы, чтобы нас      
кроме многих лет работы в Государственной Думе и в одном комитете, по           
образованию и науке, объединяло ещё кое-что: главный принцип людей-стратегов    
- позитивный взгляд в будущее, оптимизм и взгляд вперёд.                        
                                                                                
Вы упоминали количество закрытых детских садов и построенных. Но дело в чём?    
В том, что конкретно посчитали количество мест, необходимых в детских садах,    
сколько их было нужно, и за несколько лет построили. На текущий момент          
ситуация во многих регионах, в которых я бываю, - и вы летаете, вы знаете -     
такова, что уже даже освобождаются помещения детских садов. Сейчас опять        
демографическая кривая привела нас к упадку, то есть, собственно, у нас опять   
не хватает детей в детских садах, которые были построены. Конечно, на самом     
деле пусть используются эти площади так, как посчитает нужным администрация,    
но смысл в том, что мы не отдаём эти детские сады, сами здания, из сферы        
образования, как это делалось когда-то.                                         
                                                                                
Вы знаете эту проблему очень хорошо, просто вы умеете красиво, ярко             
выступить, и я вынуждена пояснять какие-то вещи коллегам, в том числе то, что   
многие детские сады, которые были выведены в 90-е (кстати, когда                
парламентское большинство было никак не у "ЕДИНОЙ РОССИИ", а у КПРФ), вообще    
были выведены из системы образования, они попали куда угодно, в том числе в     
любые органы власти, в коммерцию, в фирмы и так далее. И когда "ЕДИНАЯ          
РОССИЯ" начала собирать это всё, мы увидели, что оно всё в таком состоянии,     
что просто даром не надо, и были вынуждены, да, что-то ремонтировать, а         
что-то строить заново. И я рада, что мы с вами эту программу реализовали.       
                                                                                
Дальше, тоже важно поднять проблему на флаг, признаться, посмотреть правде в    
глаза - и проблемы нет. Мы с вами здесь работаем одинаково, каждому из нас      
нужно заслуживать доверие своего избирателя, каждому в конце созыва хочется     
сказать избирателю - как и каждому человеку перед Богом - самые главные         
слова: я сделал для вас всё что мог, это, это, это, ещё хотел сделать это,      
например, - если доверите, я пойду дальше. Но только надо быть честным с        
избирателем и вносить законопроекты так, чтобы финансово-экономическое          
обоснование не просто было, а было безупречным!                                 
                                                                                
А до этого я постараюсь, чтобы не только мои избиратели, но и ваши избиратели   
знали, что предварительно нужно согласовать эту работу и согласовать мнения.    
Не просто выйти и выступить здесь, а согласовать с бюджетным комитетом,         
посоветоваться, на какие источники мы можем рассчитывать, какие статьи мы       
можем указать, посоветоваться в администрации президента, заручиться            
поддержкой профильного вице-премьера, а не ставить в позу здесь партию          
большинства. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" старается делать всё возможное и заручается,       
кстати, вашей поддержкой, взаимодействует. У нас же с вами, Олег Николаевич,    
это получается - сколько у нас с вами совместных инициатив? Буквально на днях   
мы с вами вместе внесли законопроект о статусе педагогического работника, о     
котором вы сейчас выступаете с трибуны. И кстати, педагогические работники      
поддерживают эти инициативы, а внесли мы с вами это в поддержку поручения       
президента Владимира Владимировича Путина. И мы с вами до этого отработали      
ещё одно такое поручение: мы изъяли из нашего федерального закона 273-го        
образовательные услуги как понятие, теперь они больше не существуют, и мы с     
вами - соавторы этой инициативы. Мы с вами ещё внесли закон о                   
дебюрократизации учительского труда, и мы пользуемся своей функцией             
парламентского контроля и следим, как реализуется этот закон.                   
                                                                                
Я уже высказала своё мнение, я отношусь к учителю как к апостолу. Как я уже     
говорила, я и в школе работала учителем обществознания и истории, и сейчас      
являюсь вузовским работником, и я вместе с вами с фонарём буду искать           
источники на данные инициативы в федеральном бюджете. Давайте только делать     
это честно - и совместная работа у нас получится.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Бессарабов Даниил Владимирович.                                    
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Александр Дмитриевич, я не по этому вопросу.                                    
                                                                                
Просил бы коллег законопроект под пунктом 30 сегодняшней повестки рассмотреть   
в упрощённом порядке, в соответствии с частью седьмой статьи 118 Регламента.    
Согласие авторов имеется.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет.                        
                                                                                
Так, коллеги, мы закончили обсуждение 20-го вопроса.                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения        
статуса педагогических работников".                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              107 чел.23,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    107 чел.                                          
Не голосовало                 343 чел.76,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.