Заседание № 287
О проекте федерального закона № 1075768-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского" (в целях совершенствования правового регулирования деятельности организаций центра; принят в первом чтении 13 января 2017 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос повестки дня - блок законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к отклонению, - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского". Доклад Владимира Михайловича Кононова. Пожалуйста. Можно с места. Коллеги, вот совершенно понятно, что Геннадий Григорьевич понимал, что делает, и знает, как себя вести. Но вот Вера Анатольевна встала за трибуну: вначале руки по швам, а затем... и прибрала после тех, кто был. Поэтому давайте с места, у каждого есть рабочее место, сегодня можно так поработать, а затем будем исходить из целесообразности. Пожалуйста. КОНОНОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона № 1075768-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского" был принят в первом чтении 13 января 2017 года. Законопроектом предлагается предусмотреть следующее. Первое, организации, полномочия учредителя и собственника имущества которых от имени Российской Федерации осуществляет указанный центр, в случае принятия решения об их преобразовании вправе осуществлять предусмотренные их уставами виды деятельности на основании лицензий, свидетельств о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных преобразуемым организациям, до окончания срока действия указанных документов, при этом не требуется их переоформления. Второе, предоставить Правительству Российской Федерации право помимо утверждения устава НИЦ и назначения на должность и освобождения от должности председателя и членов наблюдательного совета этого центра, а также его генерального директора принимать иные решения в соответствии с базовым законом и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами. Позиция комитета на сегодняшний день. Первое, в части переоформления лицензий, комитет разделяет позицию Правового управления Аппарата Государственной Думы относительно того, что часть 2 проектируемой статьи 8 Федерального закона № 326-ФЗ "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского" нуждается в согласовании со статьёй 18 Федерального закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которой в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования ранее выданная лицензия подлежит переоформлению. Второе, в части наделения Правительства Российской Федерации принимать иные решения, комитет считает, что законодатель не вправе наделять Правительство Российской Федерации неопределёнными по объёму полномочиями, позволяющими реализовывать их произвольным образом, такую же позицию высказывает Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Поправок к законопроекту после его принятия в первом чтении в установленный срок не поступило. С учётом изложенного Комитет по образованию и науке считает, что законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского" утратил актуальность, и рекомендует Государственной Думе отклонить его. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского", 14-й вопрос. Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 57 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Законопроект отклоняется: за - 324, против - нет, воздержавшихся нет.
Заседание № 19
О проекте федерального закона № 1075768-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского" (в целях совершенствования правового регулирования деятельности организаций центра).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 5-го пункта повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н. Е. Жуковского". Доклад Владимира Михайловича Кононова. Пожалуйста. КОНОНОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопросам авиастроения и авиационной науки как в СССР, так и в современной России всегда уделялось большое внимание. С учётом необходимости перехода отечественного авиастроения на новый технологический уклад в ноябре 2014 года федеральным законом номер 326 был создан Национальный исследовательский центр "Институт имени Н. Е. Жуковского". Он объединил пять ведущих предприятий отрасли - федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы): Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Жуковского (ЦАГИ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова, Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина и федеральное казённое предприятие "Государственный казённый научно-испытательный полигон авиационных систем". Все основные направления работы центра связаны с созданием новых систем управления научно-техническим развитием в авиастроении. Сейчас подведомственные центру предприятия занимают ведущие позиции в области авиационной науки, активно участвуют в реализации гособоронзаказа и обладают уникальной экспериментальной и полигонной базой, позволяющей проводить передовые научные исследования по всем направлениям развития авиастроения. Все организации центра входят в перечень стратегических предприятий, утверждённый указом Президента России. Однако время вносит свои коррективы - в соответствии с новыми вызовами и интенсивным развитием науки и техники, в том числе авиационной, необходимо оперативно вносить изменения в систему управления этими процессами. В связи с этим авторы законопроекта, опираясь на поддержку экспертного сообщества, специалистов ведущих предприятий отрасли и, конечно, профильного министерства, выработали предложения по изменению ряда положений закона "О Национальном исследовательском центре...". Их немного, но они существенным образом влияют на эффективность работы центра. Назову два основных. Первое: предоставить Правительству Российской Федерации помимо права утверждения устава Национального исследовательского центра "Институт имени Н. Е. Жуковского" право назначать на должность и освобождать от должности председателя и членов наблюдательного совета этого центра, а также его генерального директора, принимать иные решения в соответствии с базовым законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента России. Второе: предусмотреть, что организации, полномочия учредителя и собственника имущества которых от имени Российской Федерации осуществляет указанный центр, в случае принятия решения об их преобразовании вправе осуществлять предусмотренные их уставами виды деятельности на основании лицензий, свидетельств о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных преобразуемым организациям, до окончания срока действия указанных документов, при этом не требуется переоформление лицензий, свидетельств о государственной аккредитации и иных разрешительных документов. Концепция законопроекта поддерживается Правительством Российской Федерации, более того, два месяца тому назад было принято специальное решение по этому поводу. При этом законопроект в полной мере соответствует положениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Я напомню, что в конце ноября Совет по науке и образованию при Президенте России рассмотрел эту стратегию, а 1 декабря Владимир Владимирович Путин её подписал. Национальный исследовательский центр - фактически первая в нашей стране организация, приступившая к системному управлению созданием новых технологий в интересах экономики и обороны страны. Хочу подчеркнуть, что управленческие методики и модели, внедряемые центром, - и это очень важно - могут быть адаптированы и для других отраслей. При этом необходимо отметить, что разработка новейших технологий базируется на традициях, имеющих глубокие исторические корни в развитии отечественной авиационной науки: в декабре 2018 года Центральному аэрогидродинамическому институту имени профессора Жуковского, который базируется, зарегистрирован в Подмосковье, в наукограде Жуковский, исполнится ровно сто лет. С учётом стратегической важности развития авиастроения для национальной экономики и обороны страны и просто для жизни людей, для безопасности полётов - я думаю, все понимают, о чём идёт речь, - прошу поддержать концепцию законопроекта и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Вячеслава Алексеевича Никонова. Пожалуйста. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Блестящая операция наших Воздушно-космических сил в Сирии в очередной раз напомнила нам, насколько надёжными, качественными являются наши авиационные системы, которым по многим параметрам нет равных. Ни для кого не секрет, что за этим стоит великая наука, работа огромных коллективов учёных, техников, конструкторов, работа, которая обеспечивает наше лидерство в аэрокосмической области. И те институты, о которых упоминал докладчик, - легендарный ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Николая Егоровича Жуковского), основанный ещё в 1918 году, легендарный ЦИАМ (Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова), который работает аж с 1930 года, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, лидирующий с 1946 года в сфере разработки комплексного авиационного бортового оборудования, Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина, который был основан в первый год Великой Отечественной войны, и Государственный казённый научно-испытательный полигон авиационных систем, созданный тогда же, - все они два года назад были объединены в Национальный исследовательский центр "Институт имени Н. Е. Жуковского", учредителем которого является Правительство Российской Федерации. Названные организации сейчас - это государственные унитарные предприятия. В настоящее время в связи с решением правительства они преобразуются в федеральные бюджетные учреждения, и это очень важный шаг в создании мощного вертикально интегрированного научно-производственного холдинга в авиастроении, который прокладывает дорогу возможности создания других таких научно-производственных холдингов в нашем оборонном комплексе. Но мы также прекрасно знаем, что любая реорганизация способна парализовать деятельность любой самой прославленной структуры, и именно для того, чтобы предотвратить паралич, и принимается этот закон. Вся работа, которая ведётся центром, сопряжена с оформлением очень сложной нормативной базы, большого количества разрешительной документации, лицензий, сертификатов, технических регламентов, необходимых для выпуска оборонной продукции. В случае реорганизации все эти документы в один момент перестают действовать, а это значит, что в течение длительного срока, пока они будут переоформляться, центр просто не сможет вести свою очень важную работу. Поэтому наше предназначение - спасти прославленные коллективы и позволить им успешно работать в ближайшее время, именно поэтому представители, подчеркиваю, всех фракций, входившие в состав комитета по науке в Думе шестого созыва, внесли настоящий законопроект. В случае его принятия центр имени Жуковского сможет спокойно продолжать свою важную работу без переоформления лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и другой разрешительной документации. Законопроект небезупречен, об этом сказано в заключении комитета, но все замечания, безусловно, будут учтены ко второму чтению. Законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации и профильным комитетом Совета Федерации. Вы знаете, проголосовав за этот законопроект, - а я уверен, что голосование будет единогласным, - мы заслужим благодарность не только коллективов прославленных научных институтов, но, думаю, и всех наших избирателей. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся на вопросы. Пожалуйста, Савицкая Светлана Евгеньевна. САВИЦКАЯ С. Е., фракция КПРФ. У меня вопрос к Вячеславу Алексеевичу, ну и к докладчику. Вы очень хорошо описали то, как будут спасаться четыре института и полигон в случае реорганизации, но вопрос стоит гораздо шире. Вот этот созданный НИЦ, по отзывам как раз вот тех прославленных ЦАГИ, ЦИАМ и так далее, с одной стороны, конечно, в чём-то способствует - финансирование, планирование и так далее... А с другой стороны, он начинает пытаться принимать на себя функции вот этого навязшего в зубах у всех в научных кругах ФАНО, то есть пытаться регулировать вопросы собственности, решать вопросы социальной структуры и даже научных исследований и так далее. Вот это и есть проблема, она существует, и на выборах, кстати говоря, они перед нами этот вопрос ставили. Так вот каким образом мы можем защитить институты от произвола порой непрофильных людей, которые сидят в руководстве вот этого нового мини-ФАНО?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон на трибуне. КОНОНОВ В. М. Уважаемая Светлана Евгеньевна, вы задаёте правильный вопрос, но я затрону в ответе два момента. Первое, что касается сути вопроса. Никто ни у кого отбирать полномочия не собирается, более того, роль государства с принятием этого закона усиливается. Вячеслав Алексеевич уже говорил, что в соответствии с программой управления федеральным имуществом ФГУПы должны превратиться в ФГУ, федеральные государственные учреждения, а это чисто бюджетное, государственное дело. (Шум в зале.) Я не закончил. Это первое. И второй момент, что касается компетентности. Я неоднократно бывал в ЦАГИ - и в ноябре, и в декабре, - в региональную неделю в конце января ещё раз туда поеду, я знаю коллектив: это высокопрофессиональные люди, поэтому говорить, что они некомпетентны, невозможно. И конечно, они отстаивают свои интересы, так же как и Андрей Владимирович Дутов, генеральный директор. Что касается ФАНО и РАН. В Думе шестого созыва, если вы помните - а вы помните, - я стоял на этой трибуне... то есть имею непосредственное отношение к принятию закона о реформе РАН. Могу вам сказать, что и тогда, и сейчас, работая в комитете под руководством Вячеслава Алексеевича, чётко отслеживаю, что происходит: критики всё меньше и меньше, её практически нет. Недавно проводил большой, расширенный экспертный совет по реализации Стратегии научно-технологического развития и хочу вам сказать: с одной стороны сидел академик Пальцев, а с другой - Медведев Алексей Михайлович, первый зам Котюкова, - вообще никаких разногласий! То есть академики довольны, ФАНО работает нормально и академия работает нормально, так же как будет работать и НИЦ "Институт имени Н. Е. Жуковского". (Аплодисменты.)
Коллеги, продолжаем обсуждение 5-го вопроса повестки дня. Слово для ответа предоставляется содокладчику Вячеславу Алексеевичу Никонову. Пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Спасибо большое. Светлана Евгеньевна поставила на самом деле очень правильный и очень важный вопрос. Действительно, когда объединяются несколько организаций в рамках одного холдинга, это всегда очень болезненный процесс, всегда возникает масса проблем, противоречий. Я хотел бы только подчеркнуть, что законопроект не об этом, не о том, как они объединяются, поскольку это объединение уже состоялось, законопроект о том, чтобы создать возможности для работы после того, как начнётся и пройдёт процесс перерегистрации. В этом вся загвоздка, именно для этого закон и нужен. Я также хотел бы обратить внимание, что представители фракции Компартии Российской Федерации также выступают в числе соавторов законопроекта, в том числе действующие депутаты. И поэтому при работе над законопроектом, к которой я приглашаю и вас, Светлана Евгеньевна, конечно, возможна редакция того, что представлено в первом чтении, именно в направлении того, чтобы более чётко определить функции Правительства Российской Федерации как учредителя центра имени Жуковского. На самом деле одно из замечаний, которое было сделано Комитетом по образованию и науке, касается именно этого положения, именно того, что там функции правительства как учредителя расписаны недостаточно чётко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующий вопрос. Пожалуйста, Корниенко Алексей Викторович. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Вопрос докладчику, Владимиру Михайловичу Кононову. Предложенная авторами законопроекта норма позволяет подведомственным центру предприятиям в случае преобразования осуществлять свою деятельность на основании ранее выданных разрешительных документов. В какой части это положение будет способствовать повышению эффективности деятельности центра? Это первый вопрос. И второй. В связи с чем возникла необходимость изменения организационно-правовой формы предприятий, подведомственных центру, с ФГУПов на федеральные государственные учреждения? КОНОНОВ В. М. Спасибо за вопросы, Алексей Викторович. Я, если можно, начну с ответа на второй. Есть постановление правительства, если не ошибаюсь, утверждённое в апреле 2014 года, в соответствии с которым до конца 2018 года все ФГУПы должны быть преобразованы в федеральные государственные учреждения. Вот, собственно, мы исполняем решение Правительства Российской Федерации. Что касается первого вопроса, среди депутатов много таких, которые были руководителями разных предприятий, в том числе оборонных. Они знают, что такое получить лицензию, и знают, что такое переоформить лицензию, особенно если это связано с выполнением госпрограммы или оборонзаказа. Лицензий десятки, на это порой уходит от года до двух, к сожалению. И эту тему, кстати, Вячеслав Алексеевич в своём содокладе осветил. Вот для того, чтобы предприятие работало, сотрудники трудились, получали зарплату, чтобы исполнялись госпрограммы, чтобы выполнялся, реализовывался оборонный заказ, мы и вводим данную позицию по сохранению действующих лицензий и разрешительных документов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Желающие выступить? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, список. Дегтярёв Михаил Владимирович, пожалуйста. Подготовиться Рыжаку. ДЕГТЯРЁВ М. В. Уважаемые коллеги, не успел сказать в пятиминутке: вчера был юбилей, 110 лет со дня рождения великого конструктора Сергея Павловича Королёва, и хотелось бы, чтобы побольше таких людей было, чтобы в наше время появлялись такого масштаба конструкторы, инженеры, учёные, как Королёв, Жуковский. Создание центра имени Жуковского полностью отвечает Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Главными вызовами согласно этой стратегии являются новые внешние угрозы национальной безопасности, в том числе военные, они обусловлены ростом международной конкуренции и конфликтности. Глобальная региональная нестабильность наблюдается в последние годы, и при всём при этом, конечно, крайне необходимо создание новых центров компетенции, которыми могут стать научно-технологические центры по примеру Института имени Жуковского. Я напомню, представители всех фракций выступили соавторами этого законопроекта, в прошлом созыве ответственным был Комитет по науке и наукоёмким технологиям, который в этом созыве объединён с Комитетом по образованию. От лица фракции ЛДПР хочу вам сообщить, что наша фракция поддержит законопроект и призывает всех депутатов сделать то же самое, не бояться объединения. Курчатовский институт прекрасно работает, он был предтечей создания подобных отраслевых центров компетенций, так же будет и с Институтом имени Жуковского. Всё будет хорошо. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мне по роду служебных обязанностей приходилось неоднократно бывать в учебных, научно-производственных комплексах, и я хотел бы вам доложить, что наше боевое изделие пятого поколения было создано ещё в советское время, потом наступили долгие годы забвения, и только после 2014 года, когда учредителем и основным собственником стало правительство, появилась возможность реализовать этот уникальный проект. Мы не в полной мере продемонстрировали его возможности в Сирии, но даже то, что было продемонстрировано, изумило американцев, умных людей из политических кругов заставило задуматься о реальных возможностях российского военно-промышленного комплекса. Мне кажется, это как раз тот случай, когда сказка о волшебном рае, о рыночном спасении, должна чётко корреспондироваться, быть в одном направлении... управляться с участием государственных структур. Это как раз показатель - я здесь солидарен с коллегами - Курчатовского института и вот этого центра. Я бы отметил ещё три очень принципиальных момента (я от фракции выступаю). Первое. Впервые с созданием этого центра появилась уникальная возможность создать систему управления развитием науки и основных отечественных отраслей, занятых в этой области. Второе. Центр разработал план деятельности, индикаторные показатели которого, количественные и качественные, рассчитаны до 2030 года. Это как раз то, о чём мы говорим. И третий момент. Впервые создана система, направленная на развитие как экономики, так и оборонно-промышленного комплекса, то есть мы соединили и науку, и важнейшие промышленные отрасли в едином центре, не говоря уже о том, что это чётко корреспондирует как со стратегией, с приоритетами развития государственной политики в области военно-промышленного комплекса, так и с основными экономическими показателями в целом. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всецело поддерживает этот законопроект. А относительно того, о чём Светлана Евгеньевна высказала сомнения, относительно хапуг, - так хапуги всегда были, и при феодальном строе, и при капиталистическом, и при социалистическом, и я думаю, что и дальше они будут существовать, но не они должны определять прогресс в развитии государства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 5 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 35 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.