Заседание № 357
О проекте федерального закона № 1075528-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, а сейчас приступаем к законопроектам, рассматриваемым в третьем чтении. 2-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Названный законопроект подготовлен комитетом для рассмотрения в третьем чтении. Обращаю ваше внимание на то, что после встречи лидеров фракций с президентом были даны соответствующие поручения, одно из поручений касалось пенсионеров-селян, и в данном тексте данный вопрос решается. Таким образом, те пенсионеры, которые получают повышенную фиксированную выплату в связи с тем, что они проработали более 30 лет в сельской местности, занимаясь сельским хозяйством, в случае переезда из сельской местности будут получать такую же повышенную фиксированную выплату, то есть та процедура, которая действует сейчас, когда пенсия уменьшается, после принятия закона больше работать не будет. Комитет просит поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам голосования есть желающие высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание: мы ранее в связи с пандемией принимали решение, договаривались, что выступления по мотивам в третьем чтении, понятно, у нас в любом случае от фракций, а что касается, допустим, первого чтения, мы договаривались, что от фракций выступления по три минуты и по одному выступающему. Давайте вернёмся к этим форматам, потому что происходящее, рост заболевших, должно нас тоже насторожить, мы должны принять такие решения. Пожалуйста, покажите список. Исаев Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Принимаемый нами законопроект, безусловно, очень важен. Он был подготовлен и внесён фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и решает несколько важных задач. Первая - одна из наиболее существенных, об этом говорил президент. Мы привыкли к практике, когда, если человеку положена какая-то выплата, он должен собрать справки, прийти в соответствующее подразделение, в орган государственной власти, написать заявление и только после этого ему такая выплата назначается. Законопроект меняет ситуацию, и мы начинаем это с тех, кому в наибольшей степени нужно эту ситуацию изменить, - с инвалидов. В соответствии с законопроектом пенсии по инвалидности предлагается назначать автоматически. Не надо приходить писать заявление. Реестр инвалидов сообщил в Пенсионный фонд о том, что человеку установлена инвалидность, - пенсия назначается. Вторая важная новация данного законопроекта - презумпция согласия. Если человеку положена более высокая выплата, предположим доплата до прожиточного минимума к пенсии, или он получал одну пенсию, предположим по потере кормильца, а заработал другую, более высокую, страховую пенсию, не надо писать заявление: "Установите мне более высокую выплату". Если появляется право на более высокую выплату, она также устанавливается автоматически. Третье. Данный законопроект делает людей более заинтересованными в том, чтобы получать белую зарплату и заботиться о своей будущей пенсии. Предполагается, что женщинам с 40 лет, а мужчинам с 45 лет раз в три года Пенсионный фонд будет направлять в электронном виде уведомления, рассказывающие о том, как формируется их пенсия, и страховая, и накопительная. Крайне важные инициативы. И ряд коллег, представляющих разные фракции, в том числе мы, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", внесли в этот законопроект поправку, о которой сказал Ярослав Евгеньевич Нилов, - поправку, которая закрепляет право на получение доплаты к пенсии для селян, отработавших 30 лет на селе. Не только в связи с переездом раньше возникала эта проблема - деревня вдруг оказывалась переименована в городской округ, и человек лишался этой доплаты. Вопрос ставился всеми фракциями - данным законопроектом этот вопрос решён. В высшей степени социально значимый законопроект, уверен, что мы все его поддержим. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, все изменения, которые вносятся, по сути, носят косметический характер, может быть, за исключением селян, для которых действительно наконец закончится практика изменения размера пенсии при переезде в другое место. Эти изменения, безусловно, давно назрели. Современная информатизация позволяет, я абсолютно уверен, уже вдвое сократить, например, количество сотрудников Пенсионного фонда, закрыть или передать на более, скажем так, соответствующие нужды пенсионные дворцы, выстроенные во многих регионах на средства тех же пенсионеров. Но мы хотим поговорить о стратегических целях, которые в преддверии избирательной кампании опять ставят перед нами наши избиратели. Совершенно очевидно, что пенсионная реформа, проведённая в этом зале в том числе, абсолютно провалилась, не достигла ни одной из целей, которые перед собой ставила. Начнём с первой части пенсионной реформы - с отмены индексации пенсий работающих пенсионеров. На всех встречах наши избиратели требуют это вернуть. Я был уверен, что хотя бы ради выборов, хотя бы ради того, чтобы восстановить каким-то образом авторитет органов государственной власти и авторитет президента, этот небольшой шаг будет сделан, цена его невелика - 350-400 миллиардов рублей, но пока мы не видим соответствующего законопроекта. Ну, есть ещё время. Второй момент связан с самой пенсионной реформой, с изменением пенсионного возраста. Я напомню вам, под каким соусом подавалась эта реформа. Вначале была ратифицирована конвенция МОТ о том, что теперь коэффициент замещения будет составлять 40 процентов средней заработной платы. За время реализации реформы коэффициент замещения с 34 процентов упал до 32 процентов, это через два года, и это официальные данные Пенсионного фонда. Надо констатировать, что сейчас на трудовую страховую пенсию пенсионер в Российской Федерации может только существовать, влачить полунищенское существование, потому что жить на эти деньги невозможно. И, несмотря на красивые призывы, красивые картины, которые нам рисовали с этой трибуны, резкого увеличения пенсий, роста благосостояния наших пенсионеров не произошло. У нас ещё есть шанс исправить ошибку, которую мы совершили, есть шанс вернуть всё на круги своя, в том числе преодолеть раскол, возникший в обществе из-за неприятия этой пенсионной реформы. У нас есть вот этот месяц, и я предлагаю всё-таки вернуться к рассмотрению вопроса о возвращении прежнего пенсионного возраста и обо всех связанных с этим изменениях в пенсионное законодательство. Эти небольшие, повторяю, косметические изменения, которые сегодня вносятся законопроектом, наша фракция поддержит, но стратегически, кардинально ситуацию в стране они не изменят, точно так же как и не вернут утраченного доверия к органам государственной власти и в том числе к президенту. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект, 2-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 14 мин. 15 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 338
О проекте федерального закона № 1075528-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь". Докладывает Михаил Борисович Терентьев. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона подготовлен в целях совершенствования механизма назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям с учётом развития современных информационных технологий, а также организации инициативного информирования о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Остановлюсь на основных новеллах проекта закона. В настоящее время граждане обращаются с заявлениями в Пенсионный фонд в целях реализации права на страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и пенсии, назначенные по предложению органов службы занятости. Конечно, есть ряд случаев установления пенсии без подачи заявления, когда от гражданина не требуется представление юридически значимой информации. В данном законопроекте мы, учитывая презумпцию согласия гражданина на назначение пенсии и изменение её размера исходя из того, что это выгодно гражданину, предлагаем осуществлять назначение в беззаявительном порядке следующих пенсий: это досрочные пенсии, назначаемые по предложению органов службы занятости, страховые и социальные пенсии по инвалидности. Пенсии по предложению органов службы занятости предлагается назначать при согласии безработного гражданина на досрочное назначение со дня выдачи указанного предложения. Страховые и социальные пенсии по инвалидности предусматривается назначать со дня признания лица инвалидом, в том числе на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов. Решение о назначении будет вынесено в сокращённые сроки: не позднее пяти рабочих дней, в течение трёх рабочих дней человек получает извещение. Помимо этого в проекте федерального закона предлагается: назначение в беззаявительном порядке страховых пенсий по старости лицу, достигшему возраста 80 лет и являющемуся получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, в случае если это, конечно, выгодно пенсионеру; возобновление выплаты страховой или накопительной пенсии в беззаявительном порядке в случае подтверждения устранения некоторых юридических обстоятельств. Предлагаем установить право органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, оказывать содействие гражданину в истребовании документов, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории иностранного государства, с которым у Российской Федерации заключён международный договор. Сегодня закон предусматривает общее правило, по которому выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации, включая её доставку, производится за текущий месяц, однако в целях оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации предлагается установить норму о досрочной доставке пенсий в условиях введения чрезвычайных ситуаций. В проекте федерального закона предусмотрены также положения, направленные на организацию инициативного информирования застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Согласно предлагаемым изменениям такая обязанность возлагается на Пенсионный фонд Российской Федерации. Информирование предлагается осуществлять в автоматическом режиме с периодичностью один раз в три года начиная с года достижения застрахованным лицом возраста 45 лет, до 31 декабря соответствующего года. Указанные временной период и периодичность информирования позволят гражданину оценить имеющиеся пенсионные права и при необходимости скорректировать собственную модель поведения в части приобретения дополнительных прав. Ещё одно предложение. Как правило, за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии граждане обращаются одновременно с обращением за назначением пенсии. Назначение гражданину пенсии является одним из необходимых условий для приобретения права на социальную доплату. Предлагается делать это тоже в беззаявительном порядке, в том числе на основании сведений из Единой государственной информационной системы социального обеспечения. В заключение мы предлагаем введение механизма беззаявительного назначения страховой пенсии и социальной пенсии по инвалидности начать с 1 января 2022 года, вступление в силу положения законопроекта в части процедуры назначения досрочной пенсии безработным гражданам по предложению органов службы занятости - с 1 апреля 2021 года, введение в действие беззаявительного порядка, регулирующего установление социальных доплат к пенсии, также с 1 апреля. Данный законопроект был поддержан на социальном форуме партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в декабре и очень тесно обсуждался с Правительством Российской Федерации. Просим поддержать наш законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Борисович. С содокладом выступает Ярослав Евгеньевич Нилов. С места. Включите микрофон. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представитель авторского коллектива достаточно подробно раскрыл концепцию предлагаемых законодательных изменений. Комитет рассмотрел законопроект и в целом концептуально его поддерживает. Считаем, абсолютно правильно вводить беззаявительный порядок для назначения социальных и страховых пенсий по инвалидности, а также для назначения досрочной пенсии через органы службы занятости. Отдельные замечания, которые были высказаны, отражены в заключении комитета. Ну и норма, в соответствии с которой предлагается заранее информировать граждан о предполагаемом размере страховой пенсии, также носит позитивный характер. Комитет изложенные замечания ко второму чтению учтёт и просит концептуально, при рассмотрении в первом чтении поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к Михаилу Борисовичу Терентьеву. Михаил Борисович, уважаемый, скажите, пожалуйста, беззаявительный порядок, о котором вы по целому ряду позиций сообщили и который нашёл отражение в законопроекте, распространяется и на инициативное информирование застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Терентьеву включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Это две разные темы: беззаявительный порядок назначения пенсии и инициативное информирование. Информирование будет работать на основании той информации, которая есть по каждому застрахованному лицу в Пенсионном фонде, поэтому инициативное информирование будет происходить в автоматическом режиме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Михаил Борисович, я хотел бы понять, есть ли экспертные оценки того, какое количество граждан сможет выйти на пенсию досрочно по предложению службы занятости и каких бюджетных расходов это потребует? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Терентьеву включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Вы знаете, что в соответствии с действующим законодательством у человека есть право за два года до наступления пенсионного возраста досрочно выйти на пенсию на основании того, что он является безработным. Таких оценок на данный момент у меня нет, но в процессе реализации, конечно, появятся какие-то числа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Для начала отвечу на последний вопрос, по которому Михаил Борисович сказал, что данных нет. На самом деле нет такого правила, что, если человек является безработным, у него есть право выйти на пенсию досрочно, за два года. Правило другое: во-первых, человек должен иметь трудовой стаж протяжённостью 35 лет (на моей памяти), то есть очень приличный трудовой стаж; во-вторых, при этом человек должен быть уволен по причине сокращения штата либо ликвидации организации; в-третьих, профессия, по которой он ранее работал, не должна иметь вакансий на рынке труда. То есть фактически через это прокрустово ложе никто не может пройти, и случаев, когда люди в возрасте на два года меньше, чем возраст выхода на пенсию, имеют возможность воспользоваться этой нормой закона, ну, крайне мало, очень немного, так что это практически неработающие нормы. К сожалению, поправка фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", лично моя, всё время отклонялась, была отклонена коллегами из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", включая коллегу Терентьева, кстати. По сути закона. Мы приветствуем данное решение, мы видим, что Минтруд Российской Федерации действительно за последний год провёл очень большую работу, связанную с цифровизацией отношений. Люди не должны мучиться - ходить и собирать справки. Люди должны заранее понимать, какие у них есть права. Люди должны заранее понимать, что минимальная пенсия в России порядка 6 тысяч рублей и за страховой год при зарплате и минималке они получают ещё 100 рублей. И когда они это будут понимать, когда начиная с возраста 45 лет они будут получать об этом официальную бумагу и видеть своё будущее, ну, наверное, это повысит их заинтересованность в том, чтобы ходить на выборы, заниматься своей страной и менять правила, чтобы получать иную пенсию за свой достойный труд, благодаря которому, кстати, мы все в этом зале и находимся. Рабочий класс в России в рамках современных отношений, бесспорно, обречён на небольшие пенсионные выплаты, 70 процентов российских работников получают зарплату, не позволяющую обеспечить даже минимальную пенсию, и идут эти доплаты за счёт федеральных трансфертов. Что касается самого законопроекта - это техничный, хороший, правильный законопроект. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" его приветствует и солидарно проголосует за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исаев Андрей Константинович, пожалуйста. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект, как вы понимаете, не имеет отношения к тому, когда возникают права на досрочную, предположим, пенсию, это регулируется другим законодательством. Данный законопроект о трёх принципиальных вещах. Первая принципиальная вещь, к которой мы пришли во многом в результате пандемии ковида. У нас ещё с советских времён сложилась практика: тебе положена какая-то выплата - значит, ты должен походить, собрать справки, прийти и написать заявление. А зачем это делать в нынешних условиях, когда государственные органы могут просто обменяться информацией? Зачем инвалиду брать справку в МСЭК о том, что у него инвалидность, идти оформлять в Пенсионном фонде пенсию, если Пенсионный фонд автоматически может получить эту информацию в реестре инвалидов? Мы избавляем граждан от необходимости хождения. Это первое. Второе. Мы вводим данным законопроектом - это очень важно! - презумпцию согласия. До сих пор мы требовали написать заявление, когда человеку назначалось что-то дополнительно и этим улучшалось его положение. Например, человеку положена доплата к пенсии, потому что пенсия не дотягивает до прожиточного минимума, - напиши заявление на эту доплату. Зачем? Если человеку улучшают положение, если ему назначают более высокую пенсию, если ему назначают дополнительную выплату, то мы теперь благодаря этому законопроекту, внесённому фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", будем исходить из презумпции согласия: человек всегда согласен с улучшением его положения. Писать заявление для этого не надо. И наконец, третье. Данный законопроект позволяет людям заранее узнавать, какая пенсия у них формируется: по достижении возраста 45 лет раз в три года человек в автоматическом режиме будет получать информацию о том, каков размер его как страховой, так и накопительной пенсии. Это чрезвычайно важно, потому что, вы знаете, многие люди получают серую заработную плату, за них не отчисляются взносы, а потом они приходят и говорят: а почему нам назначили такую маленькую пенсию? Вот у людей будет возможность и предъявить претензии своему работодателю, и подумать, и загодя (у мужчин - за 20 лет) как-то скорректировать своё поведение, для того чтобы заработать более высокую пенсию. Три важные задачи решает законопроект, предложенный фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и мы вас, коллеги, благодарим за то, что вы его поддерживаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Михаил Борисович, заключительное слово? Нет. Ярослав Евгеньевич? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 17 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.