Заседание № 51
О проекте федерального закона № 107527-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Максим Анатольевич Топилин. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые - правовую, юридико-техническую и лингвистическую - экспертизы. Имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Напомню, что законопроектом упрощаются, снижаются планки и требования к механизму офсетных сделок, что позволит тем проектам, которые не реализовывались в регионах до настоящего времени, реализоваться и привнести соответствующие инвестиции. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 57 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 40
О проекте федерального закона № 107527-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статьи 5 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статьи 5 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Алексей Михайлович Лавров. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект входит в пакет мер по повышению и обеспечению устойчивости экономики в условиях санкционного давления. Его основная цель - расширить для субъектов Федерации возможности использования так называемых контрактов со встречными инвестиционными обязательствами, или, по-другому, офсетных контрактов. Такие контракты предусматривают возможность для заказчика на срок до десяти лет определить фиксированный объём и условия закупок определённых товаров и услуг у инвестора-поставщика, а инвестор взамен обязуется организовать производство этих товаров и услуг с вложением определённого размера инвестиций. Для того чтобы достичь эту цель, законопроектом предложено три меры. Первое. Сейчас минимальный размер инвестиций - 1 миллиард рублей. Эта планка высока, и поэтому у нас сейчас очень мало офсетных контрактов, всего лишь шесть штук, из них пять в Москве. Законопроектом предлагается понизить эту планку до 100 миллионов рублей, то есть фактически допустить к офсетным контрактам значительно более широкий круг инвесторов. Второе. Сейчас инвестор должен находиться на территории субъекта Федерации - считаем, что это требование абсолютно избыточное для заключения офсетного контракта, где угодно может находиться производство. Также сейчас нет возможности нескольким субъектам заключить офсетный контракт с одним инвестором, что, конечно, тоже ограничивает возможности их использования. И вот для таких межрегиональных офсетов предлагается на постоянной основе планка - 400 миллионов рублей для инвестиций, но для тех офсетов, которые будут заключаться в ближайшие два года, с учётом особенностей текущего периода, предлагается снизить эту планку до 100 миллионов рублей. И третье. В качестве дополнительной гарантии инвестору предоставляется право до 30 процентов продукции реализовывать в режиме единственного поставщика для любого заказчика соответствующего субъекта Федерации. И при этом на ближайшие два года предлагается даже усилить эту норму и не применять это ограничение, с тем чтобы ещё более привлекательным сделать этот режим инвестиций. Кроме того, законопроект содержит две дополнительные поправки, или блок поправок. Одна из них, первая, позволяет принять дополнительные меры по ускорению, по упрощению закупок медицинских изделий и расходных материалов и лекарств, это приоритетные закупки в текущей ситуации. Вторая продлевает действие особого режима закупок на территориях Крыма и Севастополя, соответствующий базовый законопроект был принят вчера, здесь сопровождающие его поправки. Правительство просит поддержать в первом чтении предложенный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович, присаживайтесь. С содокладом выступает Максим Анатольевич Топилин, председатель Комитета по экономической политике. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алексей Михайлович Лавров подробно изложил суть подготовленного и рассматриваемого нами законопроекта. Хотел бы добавить, что законопроект относится к контрсанкционным, в том числе предусматривает механизм совершенствования офсетных сделок. Я напомню, что впервые механизм офсетных сделок был введён в законодательство о конкурсных процедурах в 2016 году, - к сожалению, те избыточные ограничения, как показала практика, не позволяют этот механизм применять так широко, как хотелось бы, хотя в принципе те гарантии и те преференции, которые получают инвесторы в связи с этим механизмом, достаточно очевидны. Практика показала, что для инвестиций 1 миллиард рублей - это слишком большой порог. На протяжении последних трёх лет субъекты Российской Федерации постоянно обращаются с просьбами снизить эту планку, на что законопроект даёт ответ: в 10 раз - с 1 миллиарда до 100 миллионов рублей - эта планка снижается. Это одно из главных преимуществ данного законопроекта. Мы исходим из того, что законопроект даст возможность большое количество офсетных контрактов, связанных контрактов реализовывать в ближайшее время. Прежде всего такой опыт имеют Москва и Московская область. Второе преимущество - субъекты могут осуществить некую кооперацию. Тоже практика показала, что у субъектов Российской Федерации такая потребность есть, и именно по их предложениям такое изменение в закон вносится. И ещё ключевой момент, который тоже связан с антикризисными мероприятиями, с антисанкционными, извините, мероприятиями. Мы совершенствуем в данном законопроекте принятые недавно нормы, связанные с закупкой лекарственных средств: даём право субъектам Российской Федерации увеличивать стоимость существующих контрактов по лекарственным средствам на 30 процентов без изменения цены, то есть увеличивать объём. Это позволит принять дополнительные меры на рынках субъектов Российской Федерации, дополнительные меры антисанкционного действия именно на лекарственных рынках для обеспечения населения лекарственными препаратами, после того как закон будет принят. Именно в связи с этим мы просим дать вот эти дни, которые будут региональными и отпускными, с тем чтобы быстро подготовить поправки, то есть не по обычной процедуре, и предложить рассмотреть во втором чтении этот проект, мы надеемся, уже сразу после майских праздников, чтобы закон быстрее вступил в силу. У нас в ходе обсуждения в комитете возник ряд вопросов - мы их также будем обсуждать с коллегами в ходе подготовки ко второму чтению. Ну, например, это вопросы в связи с ограничением, порогом в 100 миллионов рублей, как я сказал. Эта норма предлагается для введения только на два года, а дальше опять подъём планки - 400 миллионов рублей для совокупных контрактов по субъектам. Мы обсуждали с Алексеем Михайловичем, стоит ли сейчас, с одной стороны, снизить планку, с другой стороны, сразу же её и увеличить, хотя у нас пока практики наработанной нет. Будем с коллегами эти вопросы обсуждать. Обращайтесь к своим субъектам, во время региональных недель тоже посмотрите, пожалуйста, вот те предложения, которые регионы могут для улучшения ситуации внести, с тем чтобы эти проекты пошли, действительно пошли. Комитет по экономической политике поддерживает данный законопроект и просит, предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Спасибо, Иван Иванович. Алексей Михайлович, скажите, пожалуйста, почему данный законопроект не распространяется на закупки, государственный заказ, финансируемые из федерального бюджета? Это первое. Второе. Почему действие законопроекта не распространяется на индивидуальных предпринимателей, ограничение только по юридическим лицам, то есть распространяется, не распространяется на индивидуальных предпринимателей, как они здесь рассматриваются - как физические лица либо как юридические лица? И третье. Всё-таки объясните целесообразность введения ограничения в 30 процентов, вот того, что заказ со встречными инвестиционными обязательствами не должен покрывать более 30 процентов производственной программы по данному товару. Чем объясняется такое ограничение? ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Оксана Генриховна, уважаемые депутаты! На федеральном уровне мы можем реализовывать офсетные контракты в рамках 111-й статьи федерального закона, которая даёт право распоряжением правительства установить особенности контрактации и осуществления закупки по любому контракту. Таким образом, при возникновении инициативы офсетного контракта она может быть спокойно реализована без внесения каких-то дополнительных законодательных изменений. Но у субъекта Федерации такой возможности, конечно, нет, то есть им можно идти тоже по 111-й статье, но это длинная процедура с внесением специального распоряжения правительства. Таким образом, мы просто спрямляем путь для субъекта Федерации, позволяя ему своим решением применить этот контракт. Ну а что касается юридического лица, то это такая историческая, установленная ещё в 2016 году особенность. Мы исходим из того, что всё-таки здесь принимаются длинные обязательства - на срок, обращаю внимание, до десяти лет. Конечно, юридическое лицо обладает значительно большей устойчивостью, ответственностью, там требуется привлекать обеспечение. Для индивидуальных предпринимателей у нас и так действует большое количество льгот и преференций, которые как раз позволяют обойтись без такой значительно более сложной формы контрактации. По 30 процентам. Я напомню, что у нас есть такая льгота, привилегия в рамках специальных инвестиционных контрактов: гарантируется, что в рамках этих контрактов до 30 процентов общего объёма производства можно любому потребителю как у единственного поставщика закупать. И мы исходим из того, что условия должны быть примерно такими же, ведь самая главная льгота для офсетного контракта - это гарантированный объём выкупа, в идеале он на 100 процентов выкупается за весь срок - десять лет. Но если дополнительно появляются какие-то возможности, можно использовать и режим закупки у единственного поставщика, при этом, как я уже сказал, в ближайшие два года мы его предлагаем не применять, а дальше посмотрим. Потому что в целом едпоставщик - это, конечно, искажение условий конкуренции и монополизация рынка. Здесь есть такие риски, поэтому мы их предлагаем минимизировать в качестве общего правила. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Алексей Михайлович, не совсем понятно из текста законопроекта, может ли один инвестор заключать несколько офсетных контрактов с разными субъектами Российской Федерации на один объект инвестирования? Спасибо. ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Олег Юрьевич, уважаемые депутаты! Один инвестор может одновременно заключить контракт с несколькими субъектами Федерации, каждый из которых определит тот объём продукции, выкуп которого гарантируется. При этом, если есть желание, этот же инвестор может заключить ещё один офсетный контракт уже на другую продукцию с другими субъектами Федерации - никаких ограничений не существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Михайлович, уважаемый Максим Анатольевич! Вопрос тому, кто ответит. Эта система представляет собой фактически элемент плановой экономики в рынке, и я понимаю вопросы Оксаны Генриховны, направленные на то, чтобы её можно было расширить. Но у меня вопрос такой: насколько широко сегодня распространены офсетные контракты или это мёртвые нормы? И каков прогноз по их распространению, если этот закон принимается? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые депутаты! На данный момент заключено шесть офсетных контрактов, пять из них в Москве, один в Республике Башкортостан, один офсетный контракт находится в стадии подготовки в Санкт-Петербурге. Причиной этого является высокая планка инвестиций, соответственно, необходимость значительного объёма закупок, концентрированного, поэтому мы, правительство, и предлагаем снизить эту планку. Воспользуются ли этой возможностью субъекты Федерации? Ну, здесь мы можем сказать следующее: нам поступали обращения от субъектов, прежде всего Центрального федерального округа (которые ещё почти год назад выступили с инициативой такой реформы, она носит системный характер и должна быть реализована в любом случае), со словами, что в этих субъектах Федерации существует по крайней мере несколько находящихся в высокой степени готовности офсетных контрактов. Ну, если так, предположительно, мы рассчитываем, что за два года контрактов будет заключено, наверное, несколько десятков. Тем более, что сейчас они являются абсолютно востребованными с точки зрения замещения выпадающего производства и сейчас как раз есть потребность в относительно небольшой модернизации мощностей, с тем чтобы... Рынки вполне могут осваивать такие средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Алексей Михайлович, простите, может быть, я где-то просмотрел. А в законе № 223-ФЗ есть такая возможность? Потому что мы сейчас такие возможности закладываем в закон № 44-ФЗ, а мы же понимаем, что закупки, которые проводят госкомпании, госкорпорации, естественные монополии, значительно больше, чем госзакупки. Собственно говоря, если эта норма востребована, то, вполне возможно, в рамках того закона она была бы более продуктивной? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты! В отличие от 44-го федерального закона в 223-м законе можно всё, что написано в положении о закупках, именно поэтому специальные нормы вносить в закон не требуется. Нужно внести изменения, написать это в положении о закупках и производить закупку, как считает необходимым заказчик. Специального регулирования не требуется, но, посмотрев регулирование, которое сделано в законе № 44-ФЗ, мы считаем, что заказчики, если им нужен этот инструмент - подчеркну ещё раз, он достаточно сложный, требует прогнозирования цен, объёма закупок на длительный период, - спокойно могут это переписать в свои положения о закупках и пользоваться этой возможностью. Ни у кого никаких вопросов по этому поводу не возникнет - ни у ФАС, ни у других контрольных органов. Вносить в закон не надо ничего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Максим Анатольевич, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, в целом я, безусловно, законопроект поддерживаю и буду голосовать за. Однако мне кажется, всё-таки в целом при корректировке 44-го закона есть не совсем правильный посыл: все направления, связанные с расширением возможностей закупки у единственного поставщика, рассматриваются как исключение. Мне представляется, что это нужно рассматривать шире - как правило, потому что сейчас, в условиях восстановления, или воссоздания, или создания новых логистических цепочек, импортозамещения, замещения выпадающих ниш, нужно, безусловно, иметь стабильность и чёткость кооперационных связей, тендеры и конкурсы должны быть заменены долговременными контрактами, сбалансированными по ценам и срокам. Поэтому что в связи с этим, мне кажется, нужно дальше делать по офсетным контрактам? Первое. Нужно обязательно в законе чётко прописать по федеральному бюджету, поскольку прописаны все права по субъектам Федерации, а федеральный бюджет и закупки для федеральных государственных нужд остались как-то за кадром. И нужно упростить эту процедуру, потому что при отсылке каждый раз на распоряжение правительства у нас действительно будет пять-шесть офсетных контрактов за несколько лет, а они должны быть массовыми. Это первое. Второе. В законе вашем чётко написано "товары", но ведь закупаются не только товары, но и услуги, НИОКР те же самые, и фактически по товарам отсылка на закон "О промышленной политике...". Здесь тоже нужно расширить офсетные контракты на услуги и прежде всего на НИОКР. Следующее. Индивидуальные предприниматели, которые вообще в этом законе исключены, - ну, это неправильно. Особенно это важно для субъектов Федерации. Очень многие, ну, какие-то отдельные виды продукции сейчас выпали и не поступают по импорту - нужно, чтобы быстро наладили их производство, в том числе задействуя и малый бизнес, там очень многие субъекты представлены индивидуальными предпринимателями. И наконец, ограничение по 30 процентам. Мне кажется, что сейчас вопрос не развития конкуренции и чистоты конкуренции, а просто создания самого производства - вот пусть оно создаётся, и пусть они закрывают 30 процентов потребности рынка, 100 процентов потребности, всё, что нужно. Потому что не будет так, что мы должны и наладить производство, и одновременно думать о том, чтобы по новому виду продукции у нас ещё конкурентный рынок был, чтобы не одно производство было создано, а несколько, - нам бы одно создать на данный момент! Поэтому вот это ограничение тоже должно быть снято - создавайте, делайте, заполняйте хоть весь рынок по новым видам продукции. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает этот законопроект. Более того, мы готовы его поддержать вообще в том виде, в котором он есть, чтобы он как можно быстрее заработал. Вместе с тем есть замечания, предложения. Ну, первое, о том, что сказала Оксана Генриховна. Я всё-таки считаю, что перечень закупок у единственного поставщика должен быть закрытым, нельзя вот этот ящик Пандоры открывать, иначе мы никогда не поборем коррупционные издержки. Это первое. Второе. Оксана Генриховна сказала, что вот эти ограничения тридцатипроцентные нужно снять, - вполне возможно, вполне возможно, но надо посмотреть, какая будет практика. Алексей Михайлович, ещё просьба такая: промониторить... Вот почему я говорю, что можно прямо в таком виде, в котором есть сейчас, принимать? Ну вот пять-шесть контрактов - это мало, конечно, а если будет практика, тогда у нас будет и понимание, что тормозит, вообще, почему, в чём причина-то - сложные процедуры или слишком вход дорогой там? Вот вы сейчас предлагаете снизить с 1 миллиарда до 100 миллионов - этого достаточно или вы хотите?.. Посмотрим, сколько будет контрактов, может, что-то ещё пройти, потому что на самом деле, может быть, форма востребованная, на мой взгляд. Мы не знаем, будет она востребована или нет. И конечно, здесь я с Оксаной Генриховной соглашусь: сейчас нужно искать любые возможности, для того чтобы создать максимально комфортные условия для импортозамещения. Ну и что касается индивидуальных предпринимателей, наверное, это тоже можно будет рассмотреть, в круг субъектов их тоже включить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Михайлович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Максим Анатольевич, будете выступать с заключительным словом? Включите микрофон депутату Топилину. ТОПИЛИН М. А. Спасибо, Иван Иванович. Все аргументы прозвучали. Валерий Карлович правильно сказал, что законопроект в высокой степени готовности, но нам надо ещё обсудить некоторые технические вопросы, в том числе с ГПУ доработать его. И, как я уже сказал, мы его на ближайшее после перерыва заседание подготовим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование в первом чтении законопроект, пункт 27 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 20 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.