Заседание № 349

06.04.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1075234-7 "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части преимущественного права зачисления в ведомственные вузы детей сотрудников органов внутренних дел и детей граждан, проходящих службу в войсках национальной гвардии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1972 по 2059 из 5418
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 71        
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".                    
                                                                                
Загребин Алексей Егорович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЗАГРЕБИН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый              
законопроект был принят в первом чтении 17 февраля 2021 года. Ко второму        
чтению к законопроекту поступило две поправки, они включены в таблицу           
поправок, рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по образованию и науке   
к принятию. Первая поправка носит юридико-технический характер. Второй          
поправкой предусматривается распространение на сотрудников органов внутренних   
дел Российской Федерации требования об общей продолжительности службы 20 лет    
и более, необходимой для предоставления преимущественного права зачисления их   
детей в ведомственные военные вузы, по аналогии с сотрудниками войск            
национальной гвардии Российской Федерации. Кроме того, формулировки оснований   
увольнения сотрудников из органов внутренних дел Российской Федерации           
приведены в соответствие с Федеральным законом "О службе в органах внутренних   
дел Российской Федерации...".                                                   
                                                                                
На законопроект ко второму чтению имеется заключение Правового управления       
Аппарата Государственной Думы (без замечаний).                                  
                                                                                
Комитет Государственной Думы по образованию и науке просит утвердить таблицу    
поправок и поддержать рассматриваемый законопроект во втором чтении.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.                              
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.67,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.32,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.24,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЗАГРЕБИН А. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прошу         
рассмотреть вопрос в третьем чтении сегодня.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Есть ли желающие            
выступить по мотивам? Нет.                                                      
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О          
внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об образовании в            
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              331 чел.73,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в третьем чтении.                                                        

Заседание № 342

17.02.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1075234-7 "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части преимущественного права зачисления в ведомственные вузы детей сотрудников органов внутренних дел и детей граждан, проходящих службу в войсках национальной гвардии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5071 по 5300 из 5859
27-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 71    
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает        
Александр Евсеевич Хинштейн.                                                    
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной    
политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".          
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный    
группой депутатов. Этот закон призван устранить существующие сегодня            
социальное неравенство и несправедливость, когда дети сотрудников органов       
внутренних дел и граждан, проходящих службу в войсках национальной гвардии,     
оказываются в неравном положении по отношению к детям военнослужащих. Это       
законопроект о преимущественном праве зачисления в вузы, находящиеся в          
ведении Росгвардии и МВД, детей сотрудников или ветеранов органов внутренних    
дел, граждан, проходящих службу или уволенных со службы в войсках               
национальной гвардии, которые имеют выслугу 20 лет и более.                     
                                                                                
Хочу отметить, что в печати и в социальной сфере, я видел, развернулась         
большая дискуссия вокруг нашего законопроекта, но, судя по всему, в основном    
комментарии шли от тех, кто его не читал и не понимает его содержания.          
Говорили, что депутаты предлагают ввести новую касту, что создаётся новое       
дворянство, особая, белая кость. Нет, коллеги, хочу обратить ваше внимание на   
то, что речь идёт именно о преимущественном праве. Это означает, что, если      
ребёнок из семьи сотрудника органов внутренних дел или гражданина,              
проходящего службу в войсках национальной гвардии, успешно сдаёт выпускные      
экзамены в школе и получает балл ЕГЭ, достаточный для поступления в вуз, а      
затем успешно сдаёт вступительные экзамены в вуз - подчёркиваю, речь идёт       
только о вузах, находящихся в ведении МВД и Росгвардии, - в ситуации, когда     
на одно место претендуют два абитуриента, имеющие одинаковый балл ЕГЭ и         
набравшие одинаковое количество баллов при сдаче вступительных экзаменов, по    
нашему законопроекту приоритет отдаётся ребёнку из семьи сотрудника органов     
внутренних дел, гражданина, проходящего службу в войсках национальной           
гвардии, или ветерана указанных органов, имеющего выслугу 20 лет и более.       
                                                                                
На сегодняшний день ровно такая же конструкция действует в отношении детей из   
семей военнослужащих. Когда ребёнок из семьи военнослужащего поступает в        
высшее учебное заведение военного профиля, точно так же, если у него            
вступительный балл будет равнозначным вступительному баллу ребёнка из           
гражданской семьи, приоритет отдадут ему. Понятно, чем это обусловлено: не      
только желанием, стремлением государства поддерживать офицерские династии, но   
ещё и тем, что в отличие от гражданских лиц люди в погонах вынужденно, не по    
своей воле очень часто меняют место жительства, что не может не сказываться     
на качестве подготовки их детей. Ну и наконец, очень важно, что у детей из      
этих семей, конечно же, очень высокая мотивация служить своему Отечеству,       
своей Родине: они видят конкретный пример в своих семьях, - и я полагаю, что    
это нужно только всячески поощрять.                                             
                                                                                
Я беседовал, дискутировал со многими коллегами из оппозиционных фракций. Вот,   
к сожалению, не вижу в зале Олега Николаевича Смолина, он, когда этот вопрос    
обсуждался на заседании комитета, сказал, что нужно такие же льготы             
установить и для детей из семей врачей. Я поддерживаю такой подход, и мы        
договорились с Олегом Николаевичем, что, если профильный комитет сумеет         
вместе с нами выработать такую конструкцию, мы совместно, без фракционного      
подхода, руководствуясь чувством справедливости и здравым смыслом, такую        
инициативу внесём.                                                              
                                                                                
Коллеги, при обсуждении этого законопроекта и голосовании по нему я очень       
прошу всех не сравнивать между собой детей из семей военнослужащих, детей из    
семей сотрудников указанных органов, детей из семей врачей, учителей и так      
далее. В завершение своего выступления скажу, что для тех, кто носит погоны,    
государство предусмотрело совершенно особый подход с точки зрения защиты их     
социальных прав и социальных гарантий. Мы, авторы этого законопроекта, очень    
рассчитываем на вашу поддержку, потому что социальная справедливость должна     
быть одна для всех и если для детей военнослужащих такие льготы есть, то они    
должны быть и для детей сотрудников полиции, которые точно так же несут         
службу, точно так же служат Родине.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич.                              
                                                                                
С докладом от Комитета по образованию и науке выступает Ольга Васильевна        
Пилипенко.                                                                      
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по     
образованию и науке рассмотрел данный законопроект и полностью поддерживает     
его концепцию, которую очень подробно сейчас изложил и пояснил Александр        
Евсеевич.                                                                       
                                                                                
Комитет в первую очередь, конечно, подчёркивает то, что данный законопроект     
унифицирует подходы в части преимущественного зачисления различных категорий    
абитуриентов именно в ведомственные и военные вузы. И мы очень надеемся, что    
с принятием данного закона будет устранено то правовое неравенство, которое     
сегодня существует в отношении абитуриентов из числа детей сотрудников          
органов внутренних дел и Росгвардии, они получат преимущественное право         
зачисления в военные образовательные организации высшего образования при        
условии прохождения вступительных экзаменов, то есть при прочих равных          
условиях. И конечно, этот законопроект направлен в том числе на формирование    
потомственных династий, которыми всегда так гордится Россия.                    
                                                                                
Данный законопроект прошёл официальную рассылку, к первому чтению поступили     
положительные отзывы из субъектов Российской Федерации. Имеются заключение      
Правового управления Аппарата Государственной Думы и официальный отзыв          
правительства, которое поддержало данный законопроект с отдельными              
замечаниями.                                                                    
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по образованию и науке рекомендует                 
Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Васильевна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопрос у Синельщикова. А, не только у           
Синельщикова.                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. У меня вопрос к докладчику.                                   
                                                                                
Александр Евсеевич, всё-таки вопрос-то этот непростой. Хорошо, когда это        
династия актёров, династия врачей, династия учителей, даже династия моряков,    
даже военных моряков, и плохо, когда это династия судей. Есть, кстати говоря,   
соответствующие исследования и публикации на этот счёт. Есть ли какие-то        
основательные расчёты, нужно ли нам создавать династии полицейских? Есть ли     
исследования? У нас что, просто вот так умозрительно: посмотрел и решил,        
увидел какую-то династию? Я вот династий полицейских не видел пока              
нормальных.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Евсеевичу Хинштейну включите микрофон,         
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Юрий Петрович, за вопрос. Зато я видел династию         
прокурорских работников - и вы её тоже, наверное, видели.                       
                                                                                
О законопроекте. Первое, никакого отношения к судьям он не имеет, и вы, как     
человек грамотный, отлично понимаете, что в отношении судей действуют другие    
правовые регламенты. Что касается династий полицейских, династий сотрудников    
Росгвардии, так же как и династий военнослужащих, такие династии есть, и        
очень хорошо, когда каждое поколение в семье считает своим долгом служить       
Родине на тех участках, на которых оно находится. Но я вновь обращаю внимание   
на то, что законопроект не о наделении кого-то какими-то дополнительными        
правами и введении новых династий, законопроект о том, что подходы должны       
быть едиными. И особенно это видно на примере Росгвардии, где одновременно      
сегодня проходят службу, Юрий Петрович, как сотрудники, имеющие специальные     
звания полиции, так и военнослужащие, они стоят в одном строю - только у        
одного ребёнок имеет право преимущественного зачисления, а у второго не         
имеет. Конечно же, так быть не должно.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пиляев Иван Сергеевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
ПИЛЯЕВ И. С., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Евсеевич, вопрос из двух частей. Как в будущем скажется     
принятие данного законопроекта на эффективности работы правоохранительных       
органов и качестве расследования преступлений? И вторая часть: в нашей          
стране, мы знаем, проводились реформы образования, обсуждались механизмы,       
направленные, наоборот, на то, чтобы уравнять шансы выпускников при             
поступлении в вузы, - к чему опять это разделение по крови?                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Хинштейну включите микрофон.                     
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Иван Сергеевич, отвечаю на ваш первый вопрос. Принятие           
законопроекта позитивно скажется на состоянии работы органов внутренних дел и   
органов войск национальной гвардии, приведёт к увеличению раскрываемости        
преступлений, к снижению количества нарушений общественного порядка и к         
усилению деятельности войск национальной гвардии по обеспечению возложенных     
на неё функций и задач.                                                         
                                                                                
Отвечаю на ваш второй вопрос. Вы, видимо, не услышали, а я, видимо, не очень    
внятно это разъяснил, поэтому делаю это в третий раз. На протяжении многих      
лет действует установленное законом преимущественное право детей из семей       
военнослужащих на поступление в военные вузы - предлагается аналогичное         
преимущественное право распространить и на детей из семей сотрудников полиции   
и войск национальной гвардии, поступающих в свои ведомственные вузы. Так что    
о реформе с точки зрения, как вы говорите, доступности речь не идёт. Тот, кто   
будет лучше учиться и лучше успевать, и будет иметь приоритет при               
поступлении.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Тогда вопрос Ольге Васильевне.                                     
                                                                                
Ольга Васильевна, вот нам уже говорили, что дети сотрудников МВД имеют          
подобное право, а вот дети сотрудников Росгвардии подобного права не имеют.     
Вот всё-таки объясните, пожалуйста. Я понимаю, что здесь, может быть, надо      
уравнять, но насколько это справедливо по отношению к обычному парню, который   
решил связать свою судьбу со службой в соответствующих органах, у которого      
нет таких родителей или вообще родителей нет, но который сдал экзамены и        
прошёл все испытания так же? Вот вам не кажется несправедливой сама             
постановка вопроса?                                                             
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В. Абсолютно не кажется. Ещё раз: мы говорим о том, что этим       
законопроектом унифицируются подходы, и ни в коем случае мы не говорим о том,   
что дети, которые не имеют родителей, не смогут воспользоваться своими          
правами как дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей. В то же время   
мы говорим о том, что приравниваем права детей, чьи родители служат в           
Росгвардии или в полиции, к статусу детей военнослужащих при поступлении        
именно в ведомственные вузы при прочих равных условиях, то есть когда           
одинаково сданы все экзамены, с одинаковыми баллами, когда все остальные        
документы на одном уровне. Важно предоставить преимущественное право, потому    
что не всегда дети, чьи родители служат в таких структурах, могут проходить     
обучение на одном месте, сотрудники разъезжают по всей стране, они выполняют    
свой долг, а семья следует за ними. И естественно, предоставить это право, мы   
считаем, правильно.                                                             
                                                                                
И самое главное, ещё раз говорю, унифицировать подход. Если у военных есть      
такое право, почему это право - в отношении именно ведомственных вузов - не     
должно быть предоставлено детям, чьи родители служат в Росгвардии или в         
полиции?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Васильевна. Присаживайтесь.                
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    356 чел.                                          
Не голосовало                  94 чел.20,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.