Заседание № 85
О проекте федерального закона № 107486-4 "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (об установлении пропорциональной системы распределения депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 11, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемые коллеги, предлагая вашему вниманию данную законодательную инициативу, мы рассчитываем, что вы поддержите ее, потому что если мы начинаем нормальное строительство партийной системы в стране и переходим к тому, о чем мы говорили на протяжении десяти лет, - все-таки будем формировать следующую Государственную Думу по пропорциональной системе, - то должно быть какое-то единство принципов и системы. Мы должны то же самое делать и в субъектах Федерации, дабы исключить там те отрицательные вещи, которые мы исключили на федеральном уровне при выборах депутатов Государственной Думы, потому что субъект Федерации - это страна в миниатюре и никакой разницы между федеральным уровнем и региональным уровнем в этом плане нет. В первую очередь хочется сказать о том, что при выборах в законодательные собрания субъектов Федерации мы сталкиваемся - и многие из вас это знают, поскольку были депутатами регионального уровня, - в первую очередь с административным ресурсом, когда главы субъектов Федерации, имея определенные возможности, административные, силовые, через представителей правоохранительных органов на местах, решая также вопросы с местными средствами массовой информации, обеспечивают победу нужным им кандидатам, которые потом, придя в Законодательное Собрание, выполняют волю губернатора. Таким образом рушится сам принцип разделения властей. Получается, что депутаты на законодательном уровне обеспечивают только то, что выгодно губернатору, и совершенно не обеспечивают интересы избирателей, которые за них голосовали. Также очень важен вопрос финансового ресурса, который у всех кандидатов совершенно разный. Как правило, побеждают не те, кто достоин, а те, у кого больше денег, кто может скупить всё телевидение, все газеты, кто занимается завуалированным подкупом избирателей и таким образом попадает в Законодательное Собрание. Также не надо забывать, что в каждом субъекте Федерации есть определенные финансово-промышленные группы, которые заинтересованы в том, чтобы Законодательное Собрание субъекта проводило те законы, которые выгодны этому финансовому сообществу. Они просто покупают места для депутатов-одномандатников и проводят тех, кто представляет не интересы граждан, которые голосовали за них, а интересы исключительно финансово-промышленных групп. Еще хочется сказать о том, что очень много представителей криминального мира, криминальных сообществ попадают, проникают в законодательные собрания субъектов Федерации, потому что имеют огромные деньги, имеют связи в правоохранительных органах, связи с губернатором. Партии несут гораздо большую ответственность перед избирателями, партии работают на долгосрочной основе, на долгосрочную перспективу. Им важно, чтобы и на следующих выборах в субъектах за них голосовали, поэтому партии стараются не включать таких людей в свои списки или включают их просто в случае незнания тех или иных фактов. Также хочется сказать о том - об этом говорилось в комитете при обсуждении данной законодательной инициативы, - что выборы в одномандатных округах лучше, потому что голосуют за тех людей, кого знают. Я с этим не согласен, потому что именно партиям выгодно поставить во главу своего списка, в верхушку (сейчас мы делаем это на федеральном уровне, и нужно делать то же самое на уровне субъектов) тех людей, которых знают в том или ином субъекте, которых уважают и за которых будут голосовать, ведь очень редко голосуют за бренд. На выборах в субъектах голосуют именно за тех людей, которых знают, которые будут отстаивать интересы, решать проблемы регионального уровня, поэтому партии так или иначе поставят во главу своего списка на выборах в законодательные собрания тех людей, кого все знают. Это тоже важный момент. Следующее. В комитете, когда обсуждался этот вопрос, говорили, что мы сейчас не можем менять это, потому что мы только приняли новую систему выборов депутатов Государственной Думы и она еще не отработана. Но это не совсем так, вот посмотрите, что происходит и на федеральном, и на региональном уровнях. У нас избиралось двести двадцать пять человек по одномандатным округам. Где они, эти двести двадцать пять человек, где двести двадцать пять депутатов? Осталось только двадцать депутатов, не вошедших во фракции, все остальные так или иначе приходят во фракции, потому что депутат-одиночка ничего не в состоянии сделать ни в Государственной Думе, ни в законодательном органе субъекта Федерации. И там происходит то же самое: половина депутатов проходят по одномандатным округам, а попадая уже в парламент, входят в те или иные фракции. Единицы остаются независимыми, их можно пересчитать по пальцам. То есть это уже действует сейчас. Какой смысл?.. Потом не надо забывать о том, что мы строим новую партийную систему, и президент постоянно говорит о том, что необходимо усиливать роль партии. Мы действительно должны повышать роль партии, тем более сейчас, когда при новом принципе выборов глав субъектов Федерации роль парламентов субъектов Федерации значительно возрастает. Кто будет избирать тех руководителей, которых представляет президент? На наш взгляд, это должны делать политические партии, которые несут ответственность, могут отвечать за те поступки, те действия, которые они совершают, иначе они не получат нужного количества голосов на следующих выборах. Теперь хочется сказать немного о том, почему мы предлагаем зафиксировать уровень в 5 процентов. Потому что мы считаем: пытаясь заниматься политической деятельностью, не надо выводить людей на улицы, вынуждать их прибегать к каким-то экстремистским способам, нужно действовать в рамках закона. Сейчас во многих субъектах Федерации происходят попытки поднять этот уровень. Скажем, в Калмыкии, в Башкирии, в этих ханствах, по-другому их назвать нельзя, введен 10-процентный барьер. И что мы получаем? Мы получаем, что в Калмыкии люди на протяжении уже последних полутора лет постоянно выходят на улицы и протестуют против действующего режима, действующего президента. То же самое происходит и в Башкирии. У нас практически все без исключения партии заинтересованы в том, чтобы уровень был не больше 5 процентов, потому что иначе значимые в нашей стране партии не смогут принимать участие в выборах, потому что будут вынуждены остаться, так сказать, на улице и вести политическую борьбу другими, экстремистскими, методами. Я считаю, что если мы формируем определенную систему, то нужно формировать ее действительно на всех уровнях и не надо лукавить - в любом случае, рано или поздно, но мы к этому придем, даже если не придем сейчас. Вот десять лет смеялись над тем, что говорила ЛДПР о необходимости введения пропорциональной системы, а в итоге сейчас все говорят обратное: да, это очень нужно делать. Поэтому нужно быть честными и поддержать то, что мы предлагаем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Содоклад председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктора Ивановича Гришина. Пожалуйста. ГРИШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В представленном депутатом Островским законопроекте предлагаются изменения в пункт 4 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также в пункт 16 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым во всех субъектах Федерации законодательные (представительные) органы государственной власти будут формироваться исключительно на основе пропорциональной системы выборов. При этом законом субъекта Российской Федерации должен предусматриваться необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов, полученных списком кандидатов, выдвинутых избирательным объединением или избирательным блоком, минимальный процент голосов избирателей - не более 5 процентов. Это то, о чем сказал Алексей Владимирович. Наш комитет внимательно рассмотрел данный законопроект. При рассмотрении данного вопроса мы учитывали прежде всего правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 30 апреля 1997 года № 7-П, которая состоит в том, что, провозглашая принцип народовластия, Конституция Российской Федерации не закрепляет ни определенной избирательной системы, ни конкретных избирательных процедур применительно к выборам в субъектах Российской Федерации, это предмет их уставов либо избирательных законов. Такое регулирование в субъектах должно соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам организации представительных органов государственной власти, а также учитывать предусмотренные на федеральном уровне гарантии избирательных прав граждан. Из Конституции Российской Федерации следует, что представительные органы в субъектах Российской Федерации формируются на основе их собственных избирательных законов, что уполномоченные органы Российской Федерации и ее субъектов должны обеспечивать соответствие общих принципов формирования этих представительных органов федеральной Конституции, федеральным законам и что не могут нарушаться установленные субъектом Российской Федерации законные избирательные процедуры. Иное привело бы к ущемлению прав граждан периодически участвовать в свободных, демократических выборах. Это означает, что на законодателях субъектов Российской Федерации лежит конституционная обязанность своевременно осуществлять собственное правовое регулирование порядка формирования своих органов законодательной власти. Кроме того, действующая редакция федеральных законов и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти...", и "Об основных гарантиях избирательных прав..." допускает возможность устанавливать законами субъектов Российской Федерации пропорциональную систему выборов в каждом субъекте Российской Федерации, потому что это их право прежде всего. В случае принятия представленных поправок, на наш взгляд, будут нарушены системные связи в той части российского законодательства, которая устанавливает принципы и порядок формирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Внося изменения в названные федеральные законы, авторы не учли, в частности, их взаимосвязь с Федеральным законом "О политических партиях", который законопроектом не затрагивается. Согласно этому закону политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и согласно пункту 3 статьи 36 данного закона вправе вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями и иными избирательными объединениями. В соответствии со статьей 3 названного федерального закона политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. Следовательно, допускается, что в ряде субъектов Российской Федерации вообще могут отсутствовать региональные отделения политических партий. Согласно пункту 5 статьи 80 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." пропорциональная система выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вводится наряду с мажоритарной системой только в тех субъектах Российской Федерации, где зарегистрировано не менее трех региональных отделений политических партий. В случае принятия предложенного законопроекта новая редакция пункта 16 статьи 35 указанного федерального закона вступит в противоречие с той статьей, о которой я сказал. В связи с вышеизложенным рассматриваемый законопроект не может быть рекомендован Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике для принятия в первом чтении. Такое же заключение мы получили от Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству - соисполнителя по данному законопроекту. Законопроект не поддерживается Правительством Российской Федерации. Из пятидесяти двух отзывов, поступивших из субъектов Федерации, в тридцати одном отзыве законопроект не поддерживается, в восьми - поддерживается, в тринадцати - нет замечаний и предложений. Еще раз повторяю: видимо, закон преждевременный, потому что даже смешанная система, которую мы с вами ввели законом от июня 2003 года, - она введена только в двадцати пяти субъектах Федерации. Поэтому прошу вас поддержать предложение комитета об отклонении данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вопросы есть. Пожалуйста, Овсянников Владимир Анатольевич. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Спасибо. У меня вопрос к Виктору Ивановичу. Виктор Иванович, а вы не задавались вопросом, как председатель комитета, почему вообще такие негативные отзывы из субъектов идут - о неприятии вот этого законопроекта? И не задавались ли вы вопросом, почему все-таки местные власти во многом устраивает вот эта система, то есть откупная система, созданная еще во времена Бориса Николаевича Ельцина, вот этот винегрет региональный, на что похожи современные выборы, проходящие в регионах? Не задавались ли вы вопросом, зачем вообще это им надо и почему негативные отзывы идут? ГРИШИН В. И. Мы регулярно задаемся этими вопросами, и сегодня сказать, какая из систем лучше - мажоритарная, пропорциональная или смешанная, - достаточно сложно, даже на научном уровне. Другое дело, что в каждой стране есть свои политические особенности, та политическая обстановка, которая сложилась на сегодняшний день. И когда мы принимаем федеральный закон о том, что нам нужна пропорциональная система, мы увязываем это с тем, что нам действительно нужно стимулировать развитие таких институтов гражданского общества, каковыми являются политические партии. С тем, что это должно сразу, вот как Алексей Владимирович сказал, пройти по всем уровням, - с этим я не согласен, и не согласны, видимо, и субъекты Федерации, потому что не во всех субъектах Федерации сегодня есть как минимум три отделения всероссийских политических партий. И в этой части, я бы сказал, даже смешанная система Она сегодня внедрена у нас только в двадцати пяти субъектах Российской Федерации, поэтому и отзывы отрицательные. Давайте посмотрим, пройдет время, и мы увидим, наверное, что нам выгодно. Если выгодна эта система, давайте пойдем по этому пути. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Курьянович Николай Владимирович. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Ответьте, пожалуйста, на один простой вопрос: назовите хоть один субъект Федерации, где не было бы двух-трех региональных отделений общероссийских политических партий? ГРИШИН В. И. Если вас интересует, приходите, мы завтра с вами разберемся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Виктор Иванович, вот я ознакомился с документами к этому законопроекту. Скажите, пожалуйста, почему Правовое управление, которое написало, что замечаний правового характера по законопроекту не имеется, не заметило того, о чем говорили и вы, и представители правительства, - что всё это входит в противоречие с Конституцией, ущемляет права субъектов Федерации и прочее? Как вы это объясните? Спасибо. ГРИШИН В. И. Вопрос больше не ко мне, а к Правовому управлению. Я в своих доводах высказал, с чем это связано. Я рассказал о позиции Конституционного Суда, о том, что есть противоречия, действительно, с законами "О политических партиях" и "Об основных гарантиях...". Если есть здесь представитель нашего Правового управления, он, наверное, объяснит, почему они считают, что нет таких противоречий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лебедев Игорь Владимирович. Нет, всё уже. Снят вопрос? Нет больше желающих?.. Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. К содокладчику тоже вопрос. Виктор Иванович, мне очень импонирует ваша позиция, когда вы вспоминаете о конституционном праве каждого гражданина быть избранным, вспоминаете об институте народовластия, это действительно всё достойно внимания. Жалко только, что, когда мы обсуждали федеральный закон об отмене выборов по одномандатным округам, вы не отстаивали именно эту позицию. Это действительно миф, я не согласен с докладчиком, что члены партии у нас более ответственны, чем депутаты-одномандатники. Я вот пять раз был избран по одномандатному округу и могу заверить в обратном. Это миф, что у нас в списках партии выставляют на региональных уровнях людей ответственных. Известно, что это как раз приближенные к губернаторам люди или люди, которые проплачивают свое прохождение в выборный орган. Вот не кажется ли вам, что назрело время все-таки одуматься и вернуться к первоначальному нашему закону, сделать все-таки не пропорциональную систему, как вот... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Иванович. ГРИШИН В. И. Анатолий Николаевич, я уже высказал свое собственное мнение, что в определенные моменты, видимо, в обществе возникает определенный политический посыл. Я считаю, что он есть в российском обществе сегодня в части создания политических партий и в части создания таких стимулов, которые бы действительно давали возможность, призывали нас вступать в политические партии. Поэтому, если говорить о всероссийском уровне закона, который принят, я считаю, что он обоснован. Надо действительно формировать партии, надо действительно поработать над этим законом. Как это будет в дальнейшем - давайте посмотрим. А если говорить... Но, вы меня извините, не общий. Вот мы сегодня приняли на одном уровне, завтра возникнет такая ситуация, что мы сочтем с вами возможным перевести это на уровень ниже, и я думаю, что мы тогда сможем сформировать этот общий принцип. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Конев Юрий Михайлович, вопрос. Присаживайтесь, Виктор Иванович. КОНЕВ Ю. М., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. У меня вопрос к Алексею Владимировичу. Алексей Владимирович, вы сослались на какой-то принятый Думой закон о пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы, что якобы у нас закон такой принят, подписан президентом. Что-то я не помню, принят такой закон Думой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Островскому Алексею Владимировичу включите, пожалуйста, микрофон. ИЗ ЗАЛА. В третьем чтении будет сейчас принят. ОСТРОВСКИЙ А. В. Он будет принят в третьем чтении, но к той законодательной инициативе, которую мы предлагаем, никакого отношения он не имеет. Второе чтение уже этот законопроект прошел, и все поправки, которые могли бы быть внесены, уже внесены, поменять уже ничего нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто вношу уточнение, что второго чтения законопроекта, о котором сейчас шел разговор, еще не было. Процедуру вопросов мы прошли, теперь есть возможность выступить. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Что касается закона о выборах в Государственную Думу, концептуально он принят, в этом же и смысл его. Нельзя же предполагать, что во втором чтении концепция будет, так сказать, подправлена со знаком "наоборот". Депутат Грешневиков говорит, что хорошо, что одномандатные округа, - он исходит из своих собственных интересов. Двадцать лет страна нигде не может добиться успеха, ни в одной сфере, потому что решения принимают каждый раз люди совершенно разношерстные. И вам уже сказали, вот в нашем же парламенте где они, двести двадцать пять? Вы сами, депутат Грешневиков, что, всё время независимый депутат? Вы же сами всё время примыкаете к какой-то фракции. То же самое на местных выборах везде. Еще нет их, они одномандатники, а они обнаглели, они уже создали фракции партий, которые еще в выборах не принимали участие. Лучше об этом подумайте - о том, что во многих парламентах уже созданы фракции партий, а выборов по пропорциональной системе еще не было там никогда! Это одномандатники делают, потому что они видят перспективу, понимают. И здесь абсолютно правильная позиция депутата Островского. Мы всё время строим дом и хотим по кирпичику, фундамент есть - ну, еще этаж. Люди не видят дома в законченном виде. В этом смысле у нас и в экономике такая же проблема, и во внешней политике, и с нашим СНГ. Так и здесь: нужно сделать законченную систему. Во-первых, политические партии есть во всех регионах. Депутат Гришин говорит, что не может назвать, где нет, потому что нет такого региона в нашей стране, везде есть. Завтра объявите выборы - двадцать партий есть в каждом регионе. Вот в чем беда: откуда они взялись, эти двадцать партий? А две-три обязательно есть. Речь идет о том, чтобы через закон отрегулировать, чтобы в стране были ответственные политические силы, которые должны отвечать. Вот сегодня здесь критикуют все приватизацию. Кто отвечает? Что, один Чубайс, что ли, отвечает? Где та политическая сила, которая за это отвечает? Была бы партия "Демвыбор России", они бы здесь сидели, они бы слышали нашу критику. А мы за все проваленные кампании... Нет ни одной политической силы, только единицы: вот Ельцин виноват в чем-то, на Путина нападают, Горбачёва. Смешно! Что же, одиночки всё делают, получается? Что, перестройку только Горбачёв начал? Что, сто сорок членов ЦК сидели дремали и не понимали, что они делают? Отвечает коллектив, одиночка только формулирует, так сказать, все эти принципы и доводы. Поэтому, если мы хотим нормальную систему власти в стране, надо не только перейти на всех уровнях власти законодательной хотя бы к выборам по партийным спискам, но сделать эти выборы одновременными и допускать к выборам в местные парламенты только те партии, которые представлены в центральном парламенте. Вы говорите опять же, что якобы больше желающих по округам. Больше желающих местные партии создавать, которых никто не знает: "Тульская застава", "Сибирский край", "За родное Приангарье" и так далее. Ну, это вот что? Что же они не идут по одномандатным округам, а скорее ищут политические какие-то знамена, с тем чтобы затуманить, дезинформировать общественное мнение? В этом же смысл этого закона. Сегодня в каждом местном парламенте, где перешли к выборам по пропорциональной системе, есть обязательная местная партия. И мы дали губернаторам шанс: забирают округа одномандатные, допустим, в двадцати пяти субъектах - он быстренько лепит свою партию, свою родную, прикормленную, которая будет отстаивать его собственные интересы там, на месте. Мы здесь всё время говорим: как бороться с коррупцией? Вот через политические партии. Если выборы будут идти по партийным спискам, коррупционерам тяжело придется. Но губернаторы ушлые, они сегодня уже предлагают всем вставить своего человека в партийный список, тогда этот партийный список пройдет. Вот как они отработали схему на вас, одномандатниках. Они знают, кто должен пройти по одномандатным округам, и уже пытаются приноровиться, кого пропустить по партийным спискам. А потом мы начинаем нападать на прокурора и на министра внутренних дел. Это мы с вами виноваты! Вот вам борьба с коррупцией и борьба за улучшение положения в стране! Чтобы заработали местные парламенты, чтобы они не были под пятой у губернаторов, чтобы они не поддакивали им, как сегодня, когда единогласно выбирают новых губернаторов. Полный развал области - а сто процентов голосуют за нового губернатора! Это что, депутаты разве? Мы можем повлиять из Москвы на них? Там нет наших с вами фракций, наших депутатов. И вы, депутаты-одномандатники, полностью голосуете, сто процентов, за тех, кто наносит огромный ущерб нашей стране. Кроме Аяцкова, ни одного ведь нового не назначили, все остальные переназначены. А всё делает исполнительная власть, депутатский корпус, это исходный наш с вами продукт. Милиция, прокуратура и ФСБ, если мы плохо работаем, потом они этим занимаются. И они уже ничего не могут сделать, поэтому всё от нас зависит, мы с вами всё формируем. И в конечном итоге и президента будем избирать, к этому придем, к парламентской республике, к этому весь мир пришел. Всего пять-шесть государств, где прямые выборы президента. К этому надо еще идти и вводить обязательный количественный состав депутатского корпуса. Почему девятимиллионной Москве тридцати депутатов достаточно, а в трехмиллионной Башкирии их сто двадцать? Это для чего так делается? Почему за Уралом у нас чиновников столько же, сколько в европейской части, а населения там в пять раз меньше? Вот где деньги наши находятся! Вместо того чтобы дать милиции, мы их даем на депутатский корпус, на заместителей губернаторов, на десятки заместителей мэров. А всё делаем мы с вами, депутаты, вот такие вот законы принимаем. И когда делается попытка очистить наш депутатский корпус, создать стройную систему, находятся депутаты, которые говорят: не надо, мы хорошо сидим. И радуются. Уже в пятый раз депутат по одномандатному округу, это вот непонятно. Что за избиратель, если пятый раз голосует за одного и того же депутата? Непонятно. Политическим партиям дали отлуп, сидят практически все новые партии в парламенте, а тут депутат в пятый раз, другой - депутат уже в одиннадцатый раз. Это и говорит о коррупции, только так можно считать. Недовольное население вдруг будет двадцать лет голосовать за одного и того же человека - это наивно! Это как раз... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Нет, это не работа. Ничего не может сделать один человек. Трехмиллионная армия милиционеров, прокуроров ничего не может сделать с преступностью, а депутат-одномандатник всё может: и с преступностью бороться, и с коррупцией, и экономику развивать, образование, науку? Что он может сделать?! Чего вы нам здесь липу говорите, так сказать, что депутат двадцать лет что-то делает, а все остальные - страна - ничего не могут сделать? В тяжелейшем положении находится страна, а один депутат всё делает: и деньги он достал, и больницы построил, и с преступниками борется, и безработных нету, и проституции нету, и все заводы работают, и все коровы доятся день и ночь, так сказать, пьем ярославское молочко. Чушь несете! Именно они, одномандатники, всё и завалили, потому что они ни за что не отвечали никогда! И во всех странах, где есть нормальный порядок, существуют три-четыре партии, и они за всё отвечают. Взорвали электричку в Мадриде - и ушла Народная партия. Всё! Наказали всю партию, миллионы избирателей, потому что не смог их представитель - премьер-министр - обеспечить безопасность граждан Испании. А у нас кто уходит? Никто никуда не уходит. Поэтому мы должны обязательно подобную стройную систему сделать, чтобы в стране были ответственные политические силы, чтобы выборы проходили одновременно, было разумное количество депутатов и они представляли политические силы. Ради бога, идите в округ от имени партии, пусть партии за вас отвечают. Но не могут в России пять Смирновых или пять Ивановых что-то сделать, так сказать. Не могут. Не получается. Вот ничего не получается двадцать лет при наличии миллионов чиновников. Поэтому одиночки-депутаты - это большой вред законодательному процессу страны. И если уж задавать вопрос Виктору Ивановичу Гришину, то я ему задаю один вопрос и сам отвечаю: нет ни одной политико-правовой системы, где бы были независимые одномандатники, ни одной! Нет в самой дикой африканской стране! Только политические партии! Называйте мне парламент, где бы сидела половина так называемых депутатов-одномандатников. Называйте! Хоть один! Быстренько. Вот вас четыреста пятьдесят. Двести стран. Называйте страну! Нету! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну вот видите, это ваше заблуждение. Вы поняли, о чем я спрашиваю? А смешанная система - это когда выборы по партийным спискам и от имени партии в округе. Я говорю о том, что в Бундестаге нет ни одного независимого депутата. Все шестьсот пятьдесят представляют четыре партии: ХДС, Социал-демократическую партию Германии, Свободную демократическую партию и зеленых. Я об этом говорю! Все депутаты - партийные, и во всех парламентах мира, партийные уже шестьдесят лет, а мы до сих пор не можем к этому прийти. Потом мы удивляемся, что нет у нас порядка. Пока у нас не будет системной, логичной, демократической демократии, в экономике то же самое будет, ибо наши предприниматели не знают, кто их защищает, директора заводов не знают, фермеры не знают, колхозники не знают, никто же не знает, кто выражает их интересы, на что можно повлиять. Мы делаем это осторожно, потому что у нас с вами национальные регионы и желание определенных политических сил - не очень беспокоить местных начальников. Вот в чем причина, Виктор Иванович. Надо честно сказать: и так обострение из-за монетизации льгот, боимся еще, что губернаторы обозлившиеся и местные парламентарии с милиционерами, с врачами, все вместе... Вот это было бы правильно. Так давайте и скажем: пока просто не время, закон нужный, но ситуация в стране напряженная весной этого, 2005 года. Честно нужно говорить! В этом плане готовы согласиться с вами. Но эти постепенные шаги ни к чему хорошему не приведут, надо это было делать двадцать лет назад. Поэтому предлагаю поддержать этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кондратенко Николай Игнатович, пожалуйста. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я думаю, что пройдет года два и уважаемый Алексей Островский, я с уважением отношусь к этому депутату, будет говорить, что он допустил большую ошибку, и допустил ее по молодости. Даже сам мудрый Владимир Вольфович будет извиняться перед ним, скажет: тут я перегнул свою командную, как говорится, стезю и поднажал на тебя, вноси предложение это. Почему? Ну не получилось, друзья, партийное строительство в России, не получилось еще и потому, что его начали неправильно: начали объединять не единомышленников, а в Москве. Собирается небольшая кучка людей, как правило нерусских, объявляет себя партией, из Кремля идут поздравления, и они становятся политбюро. Затем вниз идут деньги, начинается подкуп тех, кто вчера был в КПСС, в "Нашем доме...", в "чужом доме", - они уже везде были. Ну, для порядка скажу, пусть Сергей Николаевич не обижается, он был моим куратором и следил за тем, чтобы я не свихнулся, я был секретарем по сельскому хозяйству... А сегодня у нас разные политические позиции. Ну что, что-нибудь завтра поменяется в этом партийном строительстве? Партия - это союз единомышленников, инициатива снизу, а у нас пошел диктат сверху. Нам пока - пока, повторяю, - удается одурачить на высших выборах, выборах высших эшелонов власти, но это пока. А вот внизу комитет, мне кажется, более дальновидный. Почему? Внизу будут смотреть на фамилии тех, кого мы выбираем. (Я на кубанский жаргон перехожу.) И вот если вы там подсунете то, что подсунули в список высшего эшелона, как тогда, когда кубанцы были в списках Коми или, наоборот, когда нам подсунули на Кубань людей, которых кубанцы вообще не знали, но избирали в высший эшелон власти, не разобравшись еще в партийной фразеологии, - вот там они, внизу, сразу раскусят. Ведь если не получилось партийное строительство, то уж давайте пойдем таким путем: партии, называйте своих кандидатов, называйте лучших людей и конкурируйте. На местах люди будут смотреть, как он жил с людьми, какие решения принимал, какие позиции занимал и вообще как с соседями обращался. Там на это будут обращать внимание. И один кандидат вам испоганит всю партию, ибо скажут: да Петра-прохвоста мы давно знаем, пошла вон она, такая вся партия, потому что по Петру будут судить о партии. Это не выборы высшего эшелона - это там, внизу, где крестьянство, где, как говорится, люди от земли, люди более приземленные. Поэтому считаю, что нельзя принимать такой нормативный акт. Владимир Вольфович идеализирует, выражая свое мнение: вот, мол, губернаторы такие-сякие. А лидеры партий что, святые? Они те же слабости, те же недостатки имеют, ту же склонность к диктату. Формирование списков... Сколько вот человек в Думе не ходят на заседания? В списках они есть, а на заседания не ходят. Потому что купили себе портфели думские. Так это всё было на уровне партийного строительства. Поэтому, я считаю, это неправедный путь, на каком бы фланге это ни было - на левом, на правом, на центристском. Нельзя народ вести этим путем! Ну а что касается того, что с "Единой Россией" сегодня произошло, то, братцы, я тут руководствуюсь принципом героя "Свадьбы в Малиновке" (про пана Грициана Таврического, помните?): "Я первый разбегусь, если золотого запаса у пана атамана не будет". И так это и будет, я вам уже не один раз это говорил. Поэтому тоже, пожалуйста, не идеализируйте. У меня много друзей в "Единой России". Вы бы знали их настроение! Там бывалые есть руководители, вы бы знали, что они говорят об этом "дружном" голосовании! Они прямо говорят: "Мы не выдержим так долго, мы рванем, мы всё видим". Зачем такое партийное строительство и партийное насилие? Нельзя, друзья, перед народом разыгрывать подобные карты! Мы должны быть честными и системы продумывать сверхчестные! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конев Юрий Михайлович, пожалуйста. КОНЕВ Ю. М. Вообще, пять лет я, как одномандатник, выслушиваю оскорбления от господина Жириновского. Оскорбления, именно оскорбления! Да, одномандатники не ездят по стране на поезде и не проводят с подножки поезда митинги, они стоят перед людьми в колхозных клубах, на заводах, на предприятиях и отвечают за всё, что мы здесь принимаем, перед людьми отвечают. Я не могу принять такие оскорбления и хотел бы, чтобы Владимир Вольфович прекратил это! Это первое. Второе. Я понимаю озабоченность ЛДПР, потому что в моей территории еще ни один выставленный ЛДПР кандидат по одномандатному округу не прошел и не пройдет, потому что людей, видимо, нет, которые могут пройти. Наконец, если вы так к нам относитесь, то скажу, что за пять лет ни одного закона не помню доброго, принципиального, предложенного ЛДПР, который бы прошел в Думе. Поэтому посмотрите сначала на себя, а потом судите о других! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я призываю вернуться в плоскость законодательной работы. Есть ли необходимость еще выступать от тех объединений, представители которых уже выступили? Выступили все представители. Настаивает кто-то на выступлении? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Аркадьевич, уже Николай Игнатович выступал. По ведению - Тюлькин Виктор Аркадьевич. Пожалуйста. ТЮЛЬКИН В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Только по ведению. Я просто хотел спросить Владимира Вольфовича, ну чего он так горячо переживает и в адрес Грешневикова говорит, что тот чушь несет? Мы Владимира Вольфовича уже сколько слушаем и спокойно, так сказать, переносим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Так вот и будем работать спокойно и слушать друг друга. Все депутаты имеют право высказаться. Уважаемые коллеги, я прошу депутатов Иванова и Курьяновича оставить свои выступления на следующий раз. Есть ли желание выступить у полномочного представителя президента? У полномочного представителя правительства? Вот единственное, что можно, - это предложить докладчику выступить с заключительным словом. Пожалуйста, Алексей Владимирович Островский. ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Я вкратце, потому что основные тезисы я уже высказал. Во-первых, хочется ответить уважаемому Николаю Игнатовичу Кондратенко, что это не только моя инициатива, а инициатива также депутатов Лебедева и Соломатина. И в нашей фракции в отличие, видимо, от вашей партии КПСС и КПРФ есть демократия и депутаты сами принимают решения, какие законодательные инициативы им вносить, а указания от руководства получают в редких случаях. Во-вторых, хочется ответить депутату Коневу. Вы правильно сказали, у нас мало одномандатников, но мало именно по тем причинам, о которых я и говорил: у нас нет миллионов долларов, чтобы платить за каждое место одномандатника, они в основном так проходят. ИЗ ЗАЛА. А вы их оплатили, вы им купили места по 5 миллионов долларов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, Владимир Вольфович!.. ИЗ ЗАЛА. И Конев, Грешневиков! Вы - коррупционеры и преступники, из-за вас бардак в стране, из-за вас! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, уважаемые коллеги... ИЗ ЗАЛА. Вы, вы всю страну нашу изуродовали - коммунисты и вот те!.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, спасибо, Владимир Вольфович... ИЗ ЗАЛА. Изуродовали всё! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, приступаем к самому демократичному принципу - принципу голосования. Ставится на голосование... ИЗ ЗАЛА. ...сколько вы давали денег! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович! Ставится на голосование проект федерального закона в соответствии с пунктом 11 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. Боитесь критики - тюлькины-мулькины! С 17-го года деньги воруете!.. У нас всё в порядке, это у вас пожар давно полыхает, вот и мучаетесь всё по больницам да по психушкам! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да что ж такое! Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 16 сек.) Проголосовало за 35 чел.7,8% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 72 чел. Не голосовало 378 чел.84,0% Результат: не принято Не принято.