Заседание № 25
О проекте федерального закона № 1073440-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" (в целях совершенствования правового регулирования общественных отношений в связи с реализацией физическими и юридическими лицами права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожара).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране". Пожалуйста, Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, все необходимые заключения получены, замечаний нет. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране", пункт 5 нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 27 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Федеральный закон принят.
МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, по 5-му вопросу порядка работы я голосовала за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Учтите в стенограмме.
Заседание № 22
О проекте федерального закона № 1073440-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" (в целях совершенствования правового регулирования общественных отношений в связи с реализацией физическими и юридическими лицами права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожара).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к 5-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране". Пожалуйста, Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило пятнадцать поправок. Комитет рекомендует четырнадцать поправок принять, а одну поправку отклонить. Поправки включены в две таблицы - таблицу № 1 и таблицу № 2. Предлагается утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 16 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 42 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 06 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 3
О проекте федерального закона № 1073440-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" (в целях совершенствования правового регулирования общественных отношений в связи с реализацией физическими и юридическими лицами права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожара).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 11, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Сергеевича Артамонова. Пожалуйста. АРТАМОНОВ В. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования создания и деятельности объединений добровольной пожарной охраны, а также приведения в соответствие отдельных положений Федерального закона "О добровольной пожарной охране" с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законопроектом уточняется понятийный аппарат, в том числе понятия "добровольная пожарная дружина" и "добровольная пожарная команда", а также их задачи и функции. Задачи по участию в профилактике пожаров возлагаются на добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды, дополнительно на добровольные пожарные команды возлагаются задачи по участию в проведении аварийно-спасательных работ. Законопроект наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления правом устанавливать систему мер правовой и социальной защиты не только добровольных пожарных, но и работников общественных объединений пожарной охраны. Законопроект упрощает процедуру создания общественных объединений пожарной охраны, исключая требование статьи 6 Федерального закона "О добровольной пожарной охране" об их обязательной государственной регистрации. При этом за ними остаётся право пройти при необходимости государственную регистрацию и получить статус юридического лица в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Законопроектом снимается ограничение деятельности общественных учреждений пожарной охраны территорий городских и сельских поселений, межселенных территорий или организаций, что позволяет регистрировать в органах юстиции общественные учреждения, действующие на территории всего субъекта Российской Федерации. Кроме того, законопроектом предусматривается, что участниками территориальных добровольных пожарных команд или добровольных пожарных дружин могут быть добровольные пожарные не только проживающие, но и пребывающие на территориях городских и сельских поселений в районе их обслуживания. Данные изменения позволят становиться добровольными пожарными территориальных подразделений добровольной пожарной охраны не только жителям населённых пунктов, но и, в частности, членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Принятие закона позволит упростить создание и деятельность общественных объединений пожарной охраны, активизировать их работу, дополнительно стимулировать граждан к участию в добровольной пожарной охране. Законопроект согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, получены положительные заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Минюста России, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнеста Абдуловича Валеева. Пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Содержание законопроекта изложил в докладе Артамонов Владимир Сергеевич. Законопроект направлен на повышение эффективности правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности общественных объединений добровольной пожарной охраны, при профилактике и тушении пожаров. Законопроект был рассмотрен на заседании комитета. В комитет поступили отзывы из шестидесяти субъектов Российской Федерации, пятьдесят девять субъектов законопроект поддерживают. Комитет, учитывая эти обстоятельства, предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Что касается позиции фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". С учётом того, что законопроект упрощает порядок привлечения общественных организаций к профилактике тушения пожаров, а обеспечение безопасности жизнедеятельности без привлечения общественности абсолютно малоэффективно, с учётом того, что законопроектом предлагается повысить социальную защищённость лиц, которые участвуют в этих общественных объединениях, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект также поддерживает. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы к докладчику, содокладчику? Пожалуйста, включите режим записи. Пожалуйста, покажите список. Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста. Подготовиться Тетерину. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Действительно, вопрос этот требовалось уже давно урегулировать. И мы, конечно, прекрасно понимаем, что сейчас дополнительно на региональные, на муниципальные бюджеты лягут расходы по обеспечению тех служб добровольной пожарной охраны, которые мы сейчас предлагаем поддержать, но у нас в стране есть самое важное - это части федеральной противопожарной службы, и сегодня во многих регионах складывается интересная ситуация, когда на четвёртый квартал не у всех частей есть достаточно средств на выплату заработной платы, на оплату коммунальных услуг. И у меня, Владимир Сергеевич, вопрос: есть ли какое-то взаимопонимание с Минфином по поводу выделения дополнительных ассигнований именно частям федеральной противопожарной службы, в чьи прямые обязанности входит тушение пожаров? АРТАМОНОВ В. С. Спасибо за вопрос, Владимир Владимирович. Только что, буквально несколько дней назад, Минфином выделены дополнительные средства на погашение кредиторской задолженности по коммунальным платежам в объёме около 700 миллионов рублей, по договорённости с Минфином такая работа была проведена. Что касается денежного довольствия, заработной платы сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, то наши потребности до конца 2016 года максимально учтены МЧС России путём внесения изменений, корректировки в бюджетную роспись за счёт текущих расходов. Поэтому у нас есть уверенность в том, что все вопросы в 2016 году будут решены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Тетерин Иван Михайлович. Подготовиться Брыкину. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Владимир Сергеевич, я просил бы уточнить, в какой части вы полагаете уточнение прав и обязанностей вот по тому, что вы представили? Ну, о компенсациях и льготах здесь уже вопрос поднимался. Основная нагрузка будет на субъекты или нет? Прошу пояснить. АРТАМОНОВ В. С. Да, спасибо, Иван Михайлович. Дело в том, что в соответствии с проектом федерального закона субъектам Российской Федерации муниципальным образованиям дано право внедрять систему социальных льгот и гарантий добровольным пожарным, поэтому всё зависит от доходной и расходной части соответствующих бюджетов. Там более или менее ясно, вернее, не то что более или менее ясно, а там ясно прописана возможность предоставления льгот в виде дополнительных десяти дней неоплачиваемого отпуска либо трёх дней оплачиваемого отпуска тем, кто принимает участие в качестве добровольного пожарного. Вот эти социальные льготы прописаны в проекте федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Брыкин Николай Гаврилович. Подготовиться Николаеву. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я просто, наверное, не понял: законопроектом предлагается установить дополнительные компенсации и льготы, а вот представитель МЧС сказал, что дополнительных средств не понадобится в будущем, - как это? Можно как-то пояснить вот этот пункт? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. АРТАМОНОВ В. С. Да, Николай Гаврилович, спасибо за вопрос. Дело в том, что мы говорим: дополнительных средств из федерального бюджета не потребуется. Вместе с тем, как я уже докладывал, этим законопроектом предоставляется возможность как субъектам Российской Федерации, так и муниципальным образованиям создать систему льгот и социальных гарантий, но, как я уже доложил, всё зависит от возможностей соответствующих бюджетов. Поэтому мы сегодня говорим о возможной нагрузке на бюджеты либо субъектов Федерации, либо муниципальных образований, но это решение они будут принимать самостоятельно - такое право им дано законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Николаев Николай Петрович. Подготовиться Синельщикову. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Владимир Сергеевич, я хотел бы поблагодарить за инициативу по внесению такого законопроекта. Он важен прежде всего для тех наших сограждан, которые проживают в зонах лесных пожаров, в частности для жителей Иркутской области. Два вопроса. Первый: на кого возложены обязанности по координации действий и по мобилизации добровольных дружин? И второе: часто добровольные дружины прибывают на места тушения пожаров, особенно лесных пожаров, значительно раньше, чем штатные подразделения, - почему в законопроекте для пожарных дружин исключены функции руководства тушением лесных пожаров, а оставлена только координация действий? АРТАМОНОВ В. С. Спасибо за вопрос. В соответствии с изменениями, внесёнными не так давно в 69-й закон, "О пожарной безопасности", координация всех видов пожарной охраны возложена на федеральную противопожарную службу. У нас урегулировано такое понятие, как пожарно-спасательный гарнизон, руководителем которого является начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Что касается второй части вопроса, я приведу некоторые данные. В настоящее время зарегистрировано более 12,5 тысячи добровольных пожарных команд и более 27,5 тысячи пожарных дружин, которые самостоятельно только в 2016 году потушили полторы тысячи пожаров и приняли участие в тушении около десяти тысяч пожаров, поэтому в данном проекте федерального закона прописана возможность возложения функции руководителя тушения пожара на руководителя добровольной пожарной охраны, если они первыми прибыли к месту тушения пожара, до прибытия на место тушения пожара руководителя тушения пожара от федеральной противопожарной службы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович. Подготовиться Луговому. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Владимир Сергеевич, скажите, пожалуйста, в законе и в законопроекте предусмотрено два вида подразделений пожарной охраны: пожарная дружина и пожарная команда, и разница между ними состоит только в том, что у одних подразделений может быть автомобиль, а у других - нет. Вопрос: нужна ли вот эта самая дифференциация и какое правовое значение имеет это деление? АРТАМОНОВ В. С. Спасибо, Юрий Петрович. Действительно, и в федеральном законе № 100-ФЗ было предусмотрено два вида общественных объединений: добровольная пожарная дружина и добровольная пожарная команда. Добровольная пожарная дружина имеет право принимать участие в профилактике пожара и имеет на вооружении только мотопомпы, что же касается добровольной пожарной команды, она имеет право принимать участие как в профилактике пожаров, так и в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Это влечёт за собой различные требования к состоянию здоровья членов добровольных пожарных дружин и добровольных пожарных команд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Луговой Андрей Константинович. Подготовиться Водолацкому. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Владимир Сергеевич, закон "О добровольной пожарной охране" действует с 2011 года. Как вы оцениваете эффективность его действия? И второй немаловажный вопрос - о подготовке добровольных пожарных дружин, команд: как обстоит дело с этим и кто за это платит? АРТАМОНОВ В. С. Спасибо, Андрей Константинович. Мы понимаем, что этот закон достаточно серьёзный и важный. Действительно, закон был принят в 2011 году, в то время он во многом носил рамочный характер, поэтому его реализация продвигалась с большим трудом, и сегодняшние предложения - это результат, скажем так, практического применения этого закона. В настоящее время в добровольных пожарных дружинах и добровольных пожарных командах работают более ста шестидесяти тысяч человек, это достаточно серьёзная армия, при этом они работают в основном в сельской местности, где федеральной противопожарной службе или пожарной охране субъектов Российской Федерации достаточно сложно прикрывать особенно отдалённые малонаселённые пункты, поэтому мы оцениваем этот законопроект как одну из важных составляющих в обеспечении пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Что касается обеспечения добровольных пожарных дружин и добровольных пожарных команд. Есть механизмы передачи техники по линии федеральной противопожарной службы, эта система работает в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Обучение добровольных пожарных ведётся в наших образовательных учреждениях либо в учебных центрах, но, как я уже докладывал ранее, здесь нужно проводить дифференциацию: к состоянию здоровья работников добровольных пожарных команд предъявляются более серьёзные требования, соответственно, они проходят обучение в наших учебных центрах; работники добровольных пожарных дружин занимаются в основном вопросами профилактики, и здесь, скажем так, более упрощённая процедура подготовки, но она тоже может проходить и проходит через федеральную противопожарную службу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Владимир Сергеевич, действительно, важный и необходимый законопроект, потому что сегодня тысячи граждан России оказывают помощь, участвуют в профилактике и тушении пожаров, но, мне кажется, этим законопроектом вы перекладываете ответственность на субъекты Федерации, на муниципальные образования - большинство из них имеют дотационные бюджеты, а значит, те благие начинания, которые есть в этом законопроекте, останутся несбыточными. Я занимался формированием добровольных дружин, принимал от вас технику, но чтобы техника работала, её нужно заправлять, необходимы регламентные работы - а это деньги, деньги и ещё раз деньги. Поэтому я считаю, что нам необходимо ко второму чтению законопроект доработать. Если мы передаём полномочия субъектам, то нужно передавать и деньги, а то это опять будет закон, который никому не нужен. Это первое. И второе. Как можно даже в профилактике участвовать добровольным пожарным без предъявления справки о состоянии здоровья? АРТАМОНОВ В. С. Спасибо, Виктор Петрович. По второму вопросу. Участие в профилактике не предполагает особых требований к состоянию здоровья, достаточно обычной диспансеризации, которую может пройти любой гражданин Российской Федерации. Что касается передачи полномочий. Полномочия МЧС России как федерального органа исполнительный власти, формирующего политику в области пожарной безопасности, ни на кого не перекладываются. В соответствии с 69-м Федеральным законом "О пожарной безопасности" существует несколько видов пожарной охраны: федеральная противопожарная служба, пожарная охрана субъектов Российской Федерации, ведомственная, добровольная и частная пожарная охрана. Добровольная пожарная охрана, как вид пожарной охраны, может создаваться и прикрывать определённые населённые пункты, как я уже докладывал, отдалённые, но малонаселённые пункты, и в зависимости от состояния обеспечения пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации эти подразделения могут создаваться в дополнение к подразделениям федеральной противопожарной службы или пожарной охраны субъекта Российской Федерации. Полномочия не перекладываются, добровольная пожарная охрана создаётся как дополнительный инструмент обеспечения пожарной безопасности в субъекте Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Просьба включить режим записи на выступление. Покажите список. Пожалуйста, Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М. Уважаемые коллеги, я прошу поддержать эти изменения, которые вносятся в закон, потому что они достаточно продуманы, а те предложения, которые прозвучали, ко второму чтению будут прорабатываться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Луговой Андрей Константинович. ЛУГОВОЙ А. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР поддерживает указанный законопроект, при этом мы считаем важным подчеркнуть две вещи. Во-первых, наконец-то органы местного самоуправления получат право за счёт средств из своих бюджетов финансировать деятельность добровольных команд, дружин. Мы прежде не раз сталкивались с проблемами, когда люди, которые участвовали в тушении пожаров, не могли получить компенсацию, потому что там не могли разобраться, кто и сколько должен компенсировать. В этом случае частенько проявлялись случаи коррупции: на бумаге было одно количество волонтёров, соответственно выделялись деньги, и не могли разобраться, кто же в этом виноват, - органы местного самоуправления или органы МЧС. И второй принципиальный момент. Принимая эти изменения, мы ещё раз подчёркиваем заботу о людях, о добровольных пожарных, которые, безусловно, рискуют своими жизнями и должны иметь за это компенсацию в зависимости от их участия. Просим законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Считаю, что данный законопроект является важным, особенно для территорий с большой площадью и протяжённостью, например на Дальнем Востоке. Так, в Хабаровском крае три общественных объединения, 120 подразделений и порядка 700 человек в добровольной пожарной охране. Мы давно ждали этих изменений в федеральное законодательство, и, безусловно, данный законопроект является важным и его необходимо поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления полномочных представителей? Нет. Заключительное слово докладчика? Содокладчика? Тоже нет. Коллеги, законопроект выносится на "час голосования".
Переходим к голосованию по 11-му пункту, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране". Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 00 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.