Заседание № 57
10.11.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 107313-4 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 990 по 1341 из 6765
Второй вопрос - это блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации": о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Валерия Васильевича Лощинина. Пожалуйста. ЛОЩИНИН В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации вносит предложение о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года. Документ предусматривает освобождение на взаимной основе от регистрации по месту пребывания граждан государства одной стороны, временно пребывающих на территории государства другой стороны, если срок такого пребывания не превышает девяноста дней с момента въезда, а также определяет механизм изменения перечней документов, удостоверяющих личность, действительных для пересечения российско-украинской границы. Протокол устанавливает правила иные, нежели предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", и в этой связи подлежит ратификации. Прошу поддержать законопроект о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан наших стран. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Васильевич, присаживайтесь. Вопросы потом. Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Андрею Афанасьевичу Кокошину. КОКОШИН А. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года". Предложение Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками: принять данный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Афанасьевич, тоже присаживайтесь. Уважаемые депутаты, будут ли вопросы по данному проекту федерального закона? Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Пожалуйста, Кибирев Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к первому докладчику. Уважаемый Валерий Васильевич, видит Бог, я очень люблю Украину, и свою любовь я подогрел тем, что вот буквально на днях был в Киеве, где в качестве представителя Государственной Думы наблюдал за ходом выборов. 30 октября Виктор Степанович Черномырдин, принимая депутатов Госдумы в посольстве в Украине, проинформировал нас о "горячем" протоколе, который он буквально, так сказать, за минуту до этого подписал, и мы там этот протокол горячо одобрили. А вопрос мой такой. Вот полностью одобряя действия по отношению к украинским гражданам, не создаем ли мы дискриминацию в отношении российских граждан? Вот казак из Краснодара в Москве должен зарегистрироваться, а наш брат украинец может находиться в Москве, прибыв из Киева... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Валерий Васильевич. ЛОЩИНИН В. В. Такой вопрос, мне кажется, вполне естественен. Но нужно иметь в виду, что в отношении российских граждан, которые прибывают на территорию Украины, такой порядок регистрации - девяносто дней - уже действует, и в этом смысле мы работаем как бы на паритете. Что касается порядка регистрации российских граждан собственно в России, то у нас имеется закон, который был принят в 2002 году здесь же, в Государственной Думе, и если есть необходимость рассмотреть вопрос как-то по-иному, - ну что же, своя рука владыка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Валерий Васильевич, безусловно, это важный документ, его надо принимать тут без подогреваний, как сказал мой товарищ. Мои корни там, на Украине, и, как человек оттуда, я хочу спросить: а с кем из других республик, я имею в виду страны СНГ, у нас действует подобная норма? И каково положение с решением подобных вопросов с Белоруссией? Мы должны укреплять связи, безусловно, идти к созданию Союзного государства, объединяющего все страны, бывшие в составе Советского Союза. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Васильевич. ЛОЩИНИН В. В. Я должен сказать, Анатолий Евгеньевич, что такой порядок - девяносто дней и даже больше, собственно, неограниченный по срокам - действует только в отношении Белоруссии, поскольку мы имеем специальное соглашение с этим государством. Во всех других случаях действует тот порядок, который зафиксирован в законе от 2002 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Валерий Васильевич, я тоже был наблюдателем на выборах в Украине. И первый вопрос, который задают российским представителям люди, избиратели, просто рядовые граждане: до каких пор в России, когда мы приезжаем на работу, мы будем прятаться, как неграждане и прочие, и в связи с этим терпеть, естественно, экономические ущемления? Я хотел спросить: достаточно ли такого протокола для того, чтобы снять вот эти ограничения, которые действуют в отношении, как сейчас говорят, гастарбайтеров из Украины? ЛОЩИНИН В. В. Да, как раз такое решение, протокол, который был подписан и сейчас представлен вам на ратификацию, по идее, должно снять все эти вопросы, потому что в течение девяноста дней прибывающие сюда, в том числе и на работу, граждане Украины имеют возможность не только зарегистрироваться, но и определиться со своей работой, подписать соответствующий договор и находиться на территории России не менее одного года, если они этого пожелают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Никитин Владимир Петрович. НИКИТИН В. П., фракция "Родина". Спасибо. Уважаемый Валерий Васильевич, все-таки я хотел бы уточнить: предполагает ли правительство внесение в порядке законодательной инициативы предложений по изменению порядка регистрации российских граждан, в частности для того, чтобы в городе Москве не возникало много конфликтных ситуаций? И в связи с этим не получится ли так, что мы принимаем многочисленные меры по борьбе с терроризмом, ужесточаем некие нормы, а здесь мы идем в другую сторону? Вот как это всё правительство думает согласовать? Спасибо. ЛОЩИНИН В. В. Ну, я еще раз готов подтвердить, что проблема, касающаяся необходимости рассмотрения вопроса о сроках регистрации российских граждан в России, действительно существует и стоит на повестке дня. Что касается борьбы с терроризмом, то должен сказать, что в конечном счете введение этой нормы, девяносто дней, мы надеемся, никак не ухудшит обстановку в этом плане. Дело в том, что пересечение границы так или иначе будет контролироваться. Оно контролируется за счет иммиграционных карт, в которых зафиксирована дата въезда, и соответственно будет фиксироваться и дата выезда. Это та самая ситуация, которая существует сегодня. Кроме того, сейчас мы продолжаем консультации с Украиной относительно серьезного ограничения количества документов, необходимых для пересечения границ. Сейчас их семнадцать, а будет пять. Причем сейчас это справки, в которых невозможно поставить никакой отметки о прибытии, выезде и так далее. Поэтому мы считаем, что это никак не повлияет на решение нашей общей задачи - борьбы с терроризмом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рогозин Дмитрий Олегович, пожалуйста. РОГОЗИН Д. О., руководитель фракции "Родина". Уважаемый Валерий Васильевич, вопрос вам. Ну, на самом деле я действительно хотел бы согласиться с мнением некоторых наших коллег по Государственной Думе, которые считают, что сначала надо создать приемлемые условия для нахождения на территории Российской Федерации собственных граждан, а потом уже думать о гражданах иностранных. При всей нашей любви к Украине мы понимаем, что всё равно речь идет об иностранном государстве и об иностранных гражданах. А вопрос следующий. Не кажется ли вам, что все-таки данное соглашение носит вполне конъюнктурный характер и подогнано к выборам? И что будет, если вдруг Президентом Украины станет господин Ющенко Виктор Андреевич: не будем ли мы, находясь в этом зале Государственной Думы, вновь пересматривать, в обратную сторону, данное соглашение, поскольку конъюнктура на Украине поменяется? ЛОЩИНИН В. В. Уважаемый Дмитрий Олегович, я могу сказать одну простую вещь: с момента принятия этого закона в 2002 году как раз и возникли, буквально с первых же дней, проблемы, связанные со сроками регистрации. Эта ситуация создавала большие проблемы вообще для иностранцев, но в значительной степени и прежде всего для граждан стран СНГ. Нам казалось, что внесение такой нормы относительно Украины - это как бы первый этап. Мы считаем, что, например, в перспективе можно было бы рассматривать аналогичную норму и для стран, которые входят в единое экономическое пространство, но повторяю, что это перспективный вопрос, сегодня мы делаем первый шаг в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Я вижу руки депутатов Гришукова и Жириновского, есть двое желающих выступить. Пожалуйста, депутат Гришуков Владимир Витальевич. ГРИШУКОВ В. В. Спасибо. Я бы здесь сказал следующее. Действительно, это первый шаг, но, я надеюсь, не последний. Ну а главное - это, вообще-то, последствия того, что произошло, - разрушения великого союзного государства. Сегодня мы получаем отголоски этого, той трагедии. Напомню, что 17 марта 1991 года большинство граждан Советского Союза сказали: быть Союзу, но через полгода, 8 декабря, в Беловежской Пуще Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали известные документы и перечеркнули волю народа. Так вот сегодня это всё как раз и сказывается. Безусловно, скажу, что я за то, чтобы упразднили границы между нашими государствами, прежде всего славянскими. Украина, Белоруссия и Россия должны быть вместе, сегодня другого просто не дано. Весь мир сегодня прекрасно понимает, что в единстве сила будет, по отдельности нам намного труднее развиваться и в экономическом, и в социальном плане. Поэтому в перспективе, на мой взгляд, нам нужно подумать о воссоздании единого союзного государства, о признании... Кстати, мы первый шаг сделали: денонсировали беловежские соглашения, сейчас нужно идти дальше по этому пути, признать, что то, что произошло 8 декабря, - это преступление перед гражданами Советского Союза, перед гражданами Российской Федерации и те, кто это сделал, должны понести заслуженное наказание. Поэтому это не просто, скажем, социальный шаг, экономический, но и политический шаг, и в перспективе вижу единое союзное государство, мощное, сильное, которое будет безусловно. Для этого нужно проявить волю не только депутатам Государственной Думы, но и всей государственной власти - России, Украины и других государств, стран СНГ, как сейчас их называют. В связи с этим я поддерживаю это, но есть ряд моментов, которые нам нужно сегодня услышать, может быть, в заключительном слове представителя правительства. А как будет после того, когда Украину втянут в НАТО, если это произойдет? Я бы лично против этого выступал. И хотел бы услышать комментарии правительства по поводу того, как дальше мы будем действовать, как мы будем влиять на ситуацию после того, как ратифицируем это соглашение с Украиной, есть ли у нас реальные рычаги влияния на это. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы полностью поддержим ратификацию данного договора, и, конечно, удивляет позиция депутатов именно из тех фракций, которые очень активно участвовали в расчленении страны и сегодня вдруг ссылаются на эти плохие последствия 1991 года. Но они как раз, из этой большой партии КПСС, этим и занимались тогда! И сегодня, когда мы подправляем ситуацию, они же и говорят: а может быть, не надо, а может быть, подождем, а как с другими странами, а может быть, это конъюнктура? Ну какая может быть конъюнктура, когда мы хотя бы приводим в соответствие права наших граждан, которые находятся на Украине? У них есть возможность девяносто дней находиться без регистрации. Мы просто доводим до этого уровня права граждан Украины на территории нашей страны. Идеальный вариант - идти дальше и вообще отменить регистрацию для граждан Украины, как мы сделали это для граждан Белоруссии, а не выражать здесь сомнения, так сказать, или увязывать с выборами. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Конечно, с выборами, Дмитрий Олегович! Жест доброй воли. А вы все для чего здесь сидите? Тоже, наверное, для выборов. Если выборы отменим, что вам здесь делать? Сидеть в Думе, портить настроение себе и всем остальным? Все политические партии работают на выборы, на то, чтобы доказать избирателям, что они чем-то лучше. Поэтому не очень приятно слышать выступления тех депутатов, которые сами и повинны, так сказать, или их политические структуры. Коммунисты все были в одной партии, а теперь они выбросили ложные знамена - демократов, так сказать, патриотов и прочее, прочее. Это я к сведению Виктору Ивановичу Илюхину... Когда вот запускают специальные мульки нам про будущих президентов... Он же прекрасно знает, что Президентом России станет тот, о котором никто сегодня ничего не знает, и вообще неизвестно, будет ли этот пост в 2008 году. Но вот этими сплетнями мы живем с 17-го года. Нам в виде сплетни пообещали коммунизм - мы верили. Потом наобещал Илюхин возбудить уголовное дело против Горбачёва - мы обрадовались, а он нас обманул. Поэтому не хотелось бы, конечно, чтобы кто-то сомневался в нужности, целесообразности, своевременности этого. Надо дальше идти. Вот мы должны перейти к двойному гражданству. Пускай у людей будет два гражданства, вот тогда мы потихонечку, может быть, придем к какому-то европейскому варианту общего гражданства, при этом не пугая людей тем, что будет ликвидировано национальное гражданство. Пусть они живут, как они хотят. Всё должно быть постепенно, как в Европе сегодня. Вот они пятьдесят лет боролись, и наконец у них появилась конституция, а мы свои запрещаем каждые двадцать лет, у нас уже шестая Конституция за сто лет. Пятнадцать лет - и снова их запрещаем, останавливаем. Вот сегодня у нас очередное постановление о памяти жертв. У нас всё жертвы, так сказать! Кто-то запрещает Конституцию, кто-то за нее борется, и потом мы всех хороним и увековечиваем память, так сказать, ставим памятники. Вот такая вот ложная посылка не годится, конечно. Поэтому - обязательно поддержать. Это наш жест доброй воли, от имени всего парламента. Это нужно принять радостно, чтобы жители Украины сегодня узнали, что и парламент поддержал тот протокол, который подписали должностные лица. И дальше поручить комитету по делам СНГ больше внимания уделять СНГ, чтобы это был самый профильный комитет Государственной Думы, заниматься теми территориями, которые для нас имеют огромное значение и где проживают и чисто русские, и граждане, предпочитающие русский язык или имеющие российское гражданство. В этом смысле можно было бы просить комитет по делам СНГ усилить... И увеличить количество наших поездок туда, так сказать, поменьше ездить в другие страны, а больше в Киев, в Минск, может быть, там в столицу Казахстана, в Ташкент. Вот на это обратить внимание больше. И приятно, когда МИД вносит на ратификацию подобные соглашения - которые улучшают отношения между нашими гражданами. И это всем нам должно только в плюс идти, и любые вопросы, сомнения - а что будет, если Украина вступит в НАТО? а что, если Китай начнет там какие-то действия на Дальнем Востоке? а что, если Кавказ задымит? - вот такие вопросы, конечно, не совсем понятны. Что будет? Да ничего не будет! Как только Прибалтика вступила в НАТО, жизненный уровень там ухудшился. Нам только лучше: чем они быстрее вступят во все организации... Как наш советский колхоз рухнул за три дня в 91-м году, так и Евросоюз вместе с НАТО рухнет в каком-нибудь 2010-м или 2015 году за три дня. Поэтому надо только радоваться, когда они вступают в НАТО и Евросоюз, в ВТО, подписывают Киотский протокол. Это удавка на все страны. Поэтому надо не поднимать эти вопросы, а потихонечку ждать, когда наши потенциальные противники все утонут в новом европейском колхозе. Они наш опыт не учли - мы, мол, заражаем всех дурным опытом... Ну, вот, может быть, наша специфика в этом: показывать образцы революций, войн и плохого опыта. Поддержать полностью и поблагодарить МИД за своевременное внесение на ратификацию данного договора! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. По ведению, пожалуйста, Тюлькин Виктор Аркадьевич. По ведению. ТЮЛЬКИН В. А. Борис Вячеславович, у меня к вам вопрос. Вы так внимательно слушали Владимира Вольфовича... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я и вас внимательно слушаю всегда. ТЮЛЬКИН В. А. Спасибо, поэтому я и спрашиваю. Вот Владимир Вольфович сказал, что следующим президентом будет тот, кого никто не знает. Правильно ли мы поняли, что Жириновский президентом никогда не будет? (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению выступление состоялось. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю Президента Российской Федерации? Нет. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? Нет. Обсуждение состоялось. Принимаем решение о вынесении этого законопроекта на "час голосования" и объявляем "час голосования". Прошу депутатов определиться. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 12 сек.) Проголосовало за 430 чел.95,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4% Результат: принято Принимается.