Заседание № 62
О проекте федерального закона № 107234-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся местного самоуправления и разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; принят в первом чтении 14 ноября 2008 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ШУБА В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Сегодня в повестке дня под номером 8 стоит законопроект о внесении изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе предлагается внести серьёзные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Я считаю, что комитет по местному самоуправлению резко отступил от концепции законопроекта, который был принят в первом чтении, а ведь серьёзно были переписаны восемь статей Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с тем что сегодня мы в первом чтении рассматриваем законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, просьба отложить рассмотрение законопроекта под номером 8 повестки дня и перенести всё то, что касается Бюджетного кодекса, как поправки в редакцию законопроекта, который будет рассматриваться сегодня, о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Виталий Борисович Шуба просил снять пункт 8. Пожалуйста, Тимченко Вячеслав Степанович. Включите микрофон. ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Предложение депутата Шубы имеется в тексте, подготовленном ко второму чтению, оно находится в таблице поправок, рекомендуемых к принятию. Мы готовы рассмотреть данное предложение об исключении позиции, касающейся Бюджетного кодекса, из текста законопроекта в процессе обсуждения таблиц поправок. Поэтому переноса рассмотрения данного законопроекта на более позднее время не требуется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виталий Борисович Шуба, снимаете своё предложение о переносе законопроекта? Его в зале нет. А, вы здесь. Снимаете, да? Снимает.
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Тимченко Вячеслава Степановича. Пожалуйста. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитетом по вопросам местного самоуправления подготовлен к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В первом чтении он был принят 14 ноября. В комитет за это время поступило сто десять поправок, пятьдесят девять из них рекомендуется к принятию, пятьдесят одна - к отклонению. Были учтены многие пожелания представителей субъектов Российской Федерации, муниципального сообщества, депутатов Государственной Думы. В частности, после принятия законопроекта в первом чтении он дополняется нормой о праве совершения нотариальных действий на межселенных территориях. Комитетом также рекомендуется принять поправку об исключении из законопроекта положения, согласно которому жилые помещения, освобождаемые военнослужащими, в дальнейшем предоставляются не военнослужащим, а иным категориям граждан. Это положение, содержащееся в законопроекте первого чтения, исключается. Поправка 8 содержит изменения в Бюджетный кодекс. Учитывая заявление Виталия Борисовича Шубы, мы готовы обсудить при рассмотрении таблицы поправок целесообразность нахождения этой поправки в данном тексте, а не в тексте закона, исправляющего Бюджетный или Налоговый кодекс. В первом чтении принято положение, касающееся упорядоченного содержания скотомогильников (биотермических ям). Эта позиция сохраняется в данном законопроекте, однако переносится в другую статью другого закона. Кроме того, принимается ряд поправок об общих принципах организации местного самоуправления, это поправки 17-38. Устанавливается, что при упразднении муниципального образования необходим учёт мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района. Скорректирована статья о порядке создания вновь образованных поселений на межселенных территориях. Органам местного самоуправления предоставляется право на создание условий для развития туризма на территориях муниципальных образований. Законопроектом в первом чтении предлагалось установить, что представительные органы муниципальных образований обладают правами юридических лиц не в соответствии со 131-м федеральным законом, а только в случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Ко второму чтению эта позиция исправлена. Сегодня остаётся позиция, сохраняющая наличие прав юридических лиц у представительных органов муниципальных районов, городских округов и городских поселений, что же касается сельских поселений и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, это будет регулироваться уставами этих образований. Кроме того, с учётом сегодняшних реалий и социально-экономического кризиса корректируются поправки по вопросам физической культуры, спорта, содержания и учреждения высших учебных заведений, а также вносятся положения, в соответствии с которыми Федеральной тарифной службе необходимо установить предельный уровень тарифов на электрическую, тепловую энергию для населения с учётом региональных особенностей. Также усиливается ответственность регулирующих органов за несоблюдение предельных уровней тарифов. Все эти поправки отражены в таблицах 1 и 2. Уважаемые коллеги, сегодня муниципальное сообщество с нетерпением ждёт принятия данного законопроекта, поэтому я обращаюсь к вам с просьбой, проведя сейчас обсуждение, принять законопроект во втором чтении. Мы готовы будем сегодня же доработать и скорректировать, если поступят какие-то корректирующие поправки. Готовы также подготовить законопроект к третьему чтению и предложить депутатам рассмотреть его в третьем чтении сегодня после большого перерыва с учётом того, что Совет Федерации планирует провести рассмотрение этого законопроекта 22 декабря этого года. Таким образом, принятие закона и вступление его в действие в полном объёме с 1 января 2009 года позволит перенести сроки разграничения имущества, а также описание границ на три года и тем самым выведет муниципальное сообщество из неправового поля. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович. Коллеги, таблица поправок 1 содержит пятьдесят девять поправок. Есть ли замечания по данной таблице? Логинов Андрей Викторович, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Мы просим вынести на отдельное голосование поправку 8 из таблицы принятых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять таблицу 1, за исключением поправки 8? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 34 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принято. Пожалуйста, по поправке 8 обоснование, Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, это пространная поправка, которая занимает несколько страниц, она вносит изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Понимая необходимость внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, мы предполагаем сделать это отдельным законодательным актом в начале весенней сессии, пройдя процедуры первого и второго чтений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Степанович, ваш комментарий. ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Комитет не будет настаивать на включении данной поправки в таблицу принятых с учётом того, что мы и с Министерством финансов Российской Федерации, и с правительством об этом договорились. Эта поправка относится к тем поправкам - мы об этом говорили в первом чтении, - которые касаются передачи части налогов с федерального уровня и уровня субъектов на муниципальный уровень. Мы будем рассматривать их как в весенний период, так и частично сейчас в первом чтении будут рассматриваться такие изменения в Бюджетный кодекс. Поэтому я думаю, что вполне логично, чтобы часть поправок, внесённых ко второму чтению, содержалась не в 131-м законе и в законе, связанном с ним, а в Бюджетном кодексе. Изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы будут готовить профильные комитеты, поэтому комитет не будет возражать против исключения данной поправки из таблицы принятых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но тем не менее я ставлю её на голосование. Вы должны будете проголосовать в соответствии с комментариями, оценками. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 8? Правительство и комитет не возражают против её исключения. Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 26 сек.) Проголосовало за 36 чел.8,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 37 чел. Не голосовало 413 чел.91,8% Результат: не принято Не принято, поправка 8 исключается из таблицы принятых. Таблица поправок 2 состоит из пятидесяти одной поправки. Есть ли вопросы, замечания, желание вынести на отдельное голосование? Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. Микрофон включите депутату Локотю. ЛОКОТЬ А. Е. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 13. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, прошу проголосовать за таблицу поправок, рекомендованных к отклонению, за исключением поправки 13. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 22 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4% Результат: принято Принято. Анатолий Евгеньевич Локоть, обоснуйте поправку 13 из таблицы отклонённых. ЛОКОТЬ А. Е. Данная поправка касается развития общественного самоуправления. Общественное самоуправление предусмотрено в российском законодательстве, продекларировано это право. Практика говорит о том, что территориальное общественное самоуправление занимается сегодня очень важными вопросами - вопросами коммунального обустройства, досуга. Но самое главное, та функция, которую решает территориальное общественное самоуправление на сегодняшний день, - это обеспечение контакта жителей, населения, избирателей конкретно с властью. Понимая, что существует эта очень важная функция и территориальное общественное самоуправление её эффективно выполняет, власти на местах поступают избирательно при регистрации уставов территориального общественного самоуправления: если данное образование, данное территориальное общественное управление окажется, так сказать, удобным, то регистрируют его устав, дают возможность ему работать и даже находят возможности финансового поощрения, то есть позволяют развивать это самоуправление, а если оно окажется по каким-то причинам неудобным, если окажется, что его возглавляют люди со взглядами, не вполне соответствующими взглядам власти на местах, то отказывают в регистрации. То есть идёт вот такая манипуляция, применяются двойные стандарты. Поэтому предлагается данная поправка. Если законодательство на местах, на данной территории не предусматривает какой-то специальной процедуры регистрации устава, то предполагается, что в течение месяца, тридцати дней, после того как в соответствии с законом проведено собрание, зарегистрировано всё, документы поданы, регистрируется устав данного территориального общественного самоуправления. Комитет со мной не согласен. Комитет считает, что сегодня для работы территориального общественного самоуправления достаточно того, что есть в законодательстве. Я обращаюсь к здравому смыслу и к опыту наших депутатов. Представьте себе какую-нибудь организацию, имеет ли эта организация возможности вообще для реальной работы, для осуществления своих замыслов, если устав её не зарегистрирован? Конечно же нет. Поэтому я предлагаю проголосовать за данную поправку. Она будет способствовать развитию территориального общественного самоуправления, позволит демократизировать те принципы, которые существуют у нас в обществе. И безусловно, это будет существенным подспорьем для развития местного самоуправления. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Степанович, ваше мнение. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Конечно, настойчивости депутата Локотя, нашего коллеги по комитету, можно позавидовать: он неоднократно поднимал и поднимает эти вопросы, вносил отдельную законодательную инициативу и совершенно справедливо заметил, что поддержки у коллег по комитету она не нашла. Если кратко сказать, суть поправки такова: закон нужно исполнять. Уважаемые коллеги, контроль за исполнением закона не регулируется другими законодательными актами, есть соответствующие надзорные органы. По этой мотивации комитет предлагает не поддерживать данную поправку. Более того, с учётом настойчивости Анатолия Евгеньевича мы приняли решение включить в план работы нашего комитета на весну следующего года парламентские слушания о развитии органов территориальных общественных самоуправлений. Я надеюсь, что по результатам парламентских слушаний, если потребуется, мы какие-то дополнения и коррективы внесём, а сейчас предлагаем не поддерживать данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 13 из таблицы отклонённых? Прошу проголосовать. Мнение комитета - против. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 38 сек.) Проголосовало за 61 чел.13,6% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 66 чел. Не голосовало 384 чел.85,3% Результат: не принято Не принято. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 07 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2% Проголосовало против 53 чел.11,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0% Результат: принято Принято. Спасибо, Вячеслав Степанович, присаживайтесь. Мы договорились, что вы подготовите и внесёте потом его для третьего чтения.
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, нам в двадцать минут четвёртого раздали законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и предлагают принять его сегодня в третьем чтении, семьдесят страниц. Я это в большей степени говорю, наверное, для стенограммы, чтобы все знали, как мы принимаем законы. Неправильно это. Спасибо.
Коллеги, у меня есть информация, что готов к рассмотрению в третьем чтении законопроект, который мы сегодня с вами приняли во втором чтении, - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вячеслав Степанович Тимченко готов доложить сейчас. Пожалуйста. ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемые коллеги, спасибо за поддержку. Законопроект прошёл лингвистическую и юридико-техническую экспертизы, замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Комитет по вопросам местного самоуправления предлагает принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания и вопросы? В рамках "часа голосования" прошу проголосовать данный законопроект в третьем чтении. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 57 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2% Проголосовало против 42 чел.9,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 55
О проекте федерального закона № 107234-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся местного самоуправления и разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, продолжаем рассмотрение законопроектов в первом чтении. Пункт 15. О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Вячеслава Степановича Тимченко. Пожалуйста. ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Как известно, 1 января 2009 года завершается переходный период в реализации Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и закон вступает в полную силу. За прошедший со дня его принятия период в закон уже внесены изменения, дополнения, которые корректируют различные его нормы. В частности, расширен перечень вопросов местного значения, уточнены организационные и территориальные основы осуществления местного самоуправления, некоторые переходные положения. Тем не менее анализ правоприменительной практики, поступившие от органов местного самоуправления, федеральных органов государственной власти замечания и предложения требуют дальнейшей корректировки 131-го закона, а также некоторых иных федеральных законов. В связи с этим группой депутатов Государственной Думы внесён рассматриваемый сегодня законопроект. Он направлен на дальнейшее совершенствование федерального законодательства о местном самоуправлении, конкретизацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, законопроектом предлагается расширить возможности региональных органов государственной власти по наделению органов местного самоуправления полномочиями, переданными федеральными законами органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон № 131-ФЗ дополняется статьёй, предусматривающей порядок создания новых муниципальных образований на межселенных территориях. Также уточняется порядок определения структуры органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях. К вопросам местного значения городских округов относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора. Продлевается срок описания и утверждения границ муниципальных образований в соответствии с требованиями Градостроительного и Земельного кодексов до 1 января 2012 года. О необходимости такого шага неоднократно говорилось представителями регионов. Органам местного самоуправления муниципальных районов предоставляется право осуществления нотариальных действий на межселенных территориях с зачислением государственной пошлины в бюджеты муниципальных районов. Субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать порядок взаимодействия с советами муниципальных образований. Законопроектом вносится изменение и в порядок разграничения имущества, которое распространяет этот порядок на муниципальные образования, созданные до вступления в силу главы 12 131-го закона. На необходимость урегулирования данного вопроса указывали как региональные органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. Авторы законопроекта полагают, что следует предусмотреть возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями в сфере социальной поддержки, переданными с федерального уровня на региональный уровень. Такой подход позволит обеспечить большую оперативность в решении этих вопросов. В частности, мы предлагаем установить это в федеральных законах "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Я уверен, что ко второму чтению данный законопроект может быть дополнен целым рядом новаций, и работа в этом направлении уже ведётся. Уважаемые коллеги, авторы законопроекта просят вас поддержать данный законопроект в первом чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович. Пожалуйста, присаживайтесь. Я приглашаю для содоклада члена Комитета по вопросам местного самоуправления Виктора Васильевича Якимова. Пожалуйста, Виктор Васильевич. ЯКИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Основные положения законопроекта, представленного Вячеславом Степановичем, уже изложены, и поэтому я повторяться не буду. Комитет рассмотрел законопроект и считает, что внесение в федеральные законы предлагаемых изменений и дополнений является обоснованным и актуальным. У нас имеются определённые замечания. В частности, положение, регулирующее право органов местного самоуправления муниципальных районов на осуществление некоторых нотариальных действий, нуждается в согласовании с рядом положений Основ законодательства о нотариате. Полагаем необходимым дополнить законопроект положением о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, избранного из состава представительного органа муниципального образования. Для этого требуется предусмотреть механизм принятия такого решения. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о предоставлении органам государственной власти субъектов Российской Федерации права на наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по оказанию мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и ряд других. Высказаны также замечания Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Комитет вместе с тем считает, что наши замечания, замечания Правового управления могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. В целом же законопроект мы поддерживаем и рекомендуем Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Васильевич. Уважаемые депутаты, первое чтение. Есть вопросы, я вижу. Депутаты Рябов, Федоткин, Останина, Коломейцев. Я никого не забыл? Ещё Волков, помечу, чтобы не забыть. Итак, Рябов, Федоткин, Останина, Коломейцев, Волков. Пожалуйста, Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Олег Викторович. Я вообще, не по теме. (Оживление в зале, смех.) Нет, не смейтесь. Я имею в виду, что не по теме законопроекта, а по нашей работе, депутатов. Закончились конституционные вопросы, и, честно говоря, что два докладчика сейчас говорили, я практически не слышал. Невозможно сосредоточиться. Я прошу: может быть, давайте сделаем перерыв до 16 часов, вы отдохнёте и побалагурите, а потом перейдём к повестке дня? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович, да, это по ведению. Я согласен с депутатом Рябовым и обращаюсь к моим коллегам в зале. Друзья мои, те, кто находится в зале, я прошу вас участвовать в нашей работе. Ну, если уж у вас есть такое желание обсудить только что закончившиеся темы, - пожалуйста, у нас в холле есть для этого все возможности. Депутат Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, Санкт-Петербург и Москва - это не Россия, а надо посмотреть на данный законопроект через призму России нашей традиционной. У нас до половины сельских районов имеют собственные доходы на финансирование 20-30 процентов полномочий, они даже треть не могут профинансировать ныне им предписанных полномочий. Если брать муниципальные образования, там вообще практически нет денег. ЦФО девятнадцать полномочий в этом году передали, только одно - благоустройство - финансируется, больше ничего. Вам не кажется, что данный законопроект нас уводит в сторону? Надо говорить не о передаче дополнительных полномочий, а хотя бы о финансировании того, что мы им дали прежними законами, иначе, если район и так не тянет, а мы ему ещё полномочия дадим, он всё равно их не потянет, и ситуация только усугубится. По-моему, в законопроекте вопрос нужно по-другому ставить: о финансировании тех полномочий, которые имеют сегодня районные города. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Степанович Тимченко готов ответить на этот вопрос. ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемые коллеги, безусловно, проблема, касающаяся финансирования полномочий, является одной из ключевых в местном самоуправлении. Однако данный законопроект частично решает эту проблему, в том числе и передавая полномочия вместе с финансированием. Коллеге Федоткину я предлагаю принять участие в обсуждении данного законопроекта, ко второму чтению он может внести свои поправки и тем самым исправить положение, которое сегодня существует. Однако, если он ставит вопрос о финансировании, это тема совершенно другого законопроекта, и никто не возбраняет ему выступить с такой законодательной инициативой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна Останина, пожалуйста, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Мой вопрос к Вячеславу Степановичу Тимченко. Я тоже разделяю позицию моего коллеги Федоткина по поводу содержания этого законопроекта. Фактически речь идёт не о разграничении полномочий, а о дополнительных обязательствах местных бюджетов. И в этой связи вызывает большой вопрос такое обязательство, как выплата льгот пострадавшим от семипалатинских взрывов. Речь идёт о небольшом количестве граждан, с каждым годом их становится меньше, но в любом случае до сего момента, до появления этого законопроекта данное обязательство относилось к федеральному центру. У меня вопрос в связи с тем, что это перекладывается на плечи местных бюджетов. Скажите, пожалуйста, сколько стоит это финансовое обязательство? Сколько оно стоит на сегодняшний день? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос к Вячеславу Степановичу, да? Пожалуйста, Вячеслав Степанович. ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемая Нина Александровна, мы новаций никаких не вводим. Дело в том, что по существующему законодательству данные полномочия с федерального уровня передаются вместе с деньгами на субъектовый уровень. Мы предлагаем передать с уровня субъекта, региона на уровень муниципальных образований с теми же деньгами, которые выделяются из федерального центра. Но, единственное, хотел заметить, что вы правы, действительно, в нашем законопроекте учитывались только пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Мы уже сами заметили, что в нём не хватает и Семипалатинска, не хватает и "Маяка", не хватает и ряда других чрезвычайных ситуаций, в результате которых пострадали наши граждане, и обязательно внесём эти поправки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Вячеслав Степанович, почему столь же оперативно вы не среагировали на пожелание президента в послании о том, чтобы выборы в органы местного самоуправления сделать и по партийным спискам, и по одномандатным округам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Может быть, я невнимательно слушал, честно говоря, я что-то не помню, чтобы президент говорил о том, чтобы выборы в органы местного самоуправления проводились по партийным спискам. О другом говорилось - о повышении роли представительных органов, о контроле за исполнительной властью, это да. Но ещё раз говорю, что здесь в данном случае вполне возможно внесение таких поправок ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Волков Алексей Николаевич, пожалуйста, вопрос. ВОЛКОВ А. Н. Спасибо, Олег Викторович. Вопрос к докладчику. К сожалению, придётся повториться, но тем не менее. Вот по 131-му закону действительно практически нечем наполнять бюджеты местного самоуправления, имеются в виду в первую очередь бюджеты районного звена, поселенческого. Вот у меня лежат обращения руководителей нескольких муниципальных образований. Пока я им отвечаю, что была встреча руководителей поселенческих и муниципальных образований с президентом, предыдущим президентом, он выслушал внимательно и даже дал команду правительству, Думе и администрации проработать вопрос о наполнении бюджетов. Просто кричат... Вот выполняется ли в профильном комитете это поручение президента и действительно будет ли внесён... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Вячеслав Степанович Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо большое за вопрос. Действительно, я ещё раз повторяю, отвечая на вопрос, что проблема, касающаяся наполнения муниципальных бюджетов, - это сегодня одна из главных проблем в деятельности местного самоуправления. Тем не менее сейчас в этом направлении предпринимаются конкретные шаги, и не только нашим комитетом, а в первую очередь Комитетом по бюджету и налогам, так как он является профильным в данном направлении - определении и наполнении бюджетов местных муниципальных образованиях. Более того, сегодня я не буду анонсировать, но согласован ряд позиций, в том числе налоговых позиций, которые возможно передать федеральным законодательством для наполнения местных бюджетов. И если эта работа целиком и полностью не будет завершена данным законопроектом, то от имени комитета я могу сказать, что мы эти вопросы обязательно внесём в феврале - марте следующего года, те вопросы, которые не успеем чисто технически согласовать, обязательно внесём в феврале - марте для того, чтобы это вступило в действие с 1 января 2010 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У меня горит три кнопки по ведению. Может быть, люди просто не успели записаться. Депутат Корниенко, вы хотите вопрос задать? КОРНИЕНКО А. В. Уважаемый Олег Викторович, получил распечатку голосований. По 13-му вопросу у меня получилось так... напечатано, что я не голосовал. Хочу заявить, что я голосовал за указанный законопроект. Поэтому прошу принять к сведению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Депутат Залиханов, это вопрос или какая-то другая... По ведению - депутат Залиханов. ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Депутат Зеленский по карточке Залиханова. Олег Викторович, по 12-му вопросу, о проекте закона о поправке к Конституции Российской Федерации, депутат Залиханов проголосовал за, но система не сработала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вот и он идёт в зал. ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Да. Я прошу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он подтверждает. Депутат Залиханов голосовал за. ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Да, он подтверждает. Система не сработала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению. Депутат Гончар. Тоже что-то с голосованием? Пожалуйста, Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Нет, не с голосованием, а по обсуждаемому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите выступить? Я дам вам слово, если хотите выступить. ГОНЧАР Н. Н. Вообще я хотел вопрос задать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, вопрос. Ну, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Профильный комитет подтвердил информацию о сложном положении бюджетов органов местного самоуправления. Есть ли у него информация о том, как устанавливается ими земельный налог? И не возникает ли ситуации, когда, с одной стороны, орган местного самоуправления жалуется по поводу состояния бюджета, а с другой стороны, он по нижней вилке устанавливает земельный налог и делает это достаточно селективно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вячеслав Степанович Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемый Николай Николаевич, действительно, один из главных налогов, который служит сегодня для наполнения местных бюджетов, - это земельный налог. И проблема здесь даже не столько в том, что к этому селективно подходят, это в первую очередь предмет контроля со стороны представительных органов муниципальных образований, о чём говорил Президент Российской Федерации. Проблема в другом - в том, что федеральными законами введено очень много льгот по земельному налогу и сегодня потери муниципальных образований от этих льгот колоссальные, исчисляющиеся несколькими миллиардами рублей. Над этой темой мы работаем. Говоря о том, что мы будем вносить поправки, касающиеся наполнения муниципальных бюджетов, я как раз имел в виду в том числе и исключение льгот по земельному налогу, о чём, кстати, говорил предыдущий президент, а ныне премьер-министр нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Что-то у нас с регламентом, потому что ещё одна кнопка у меня горит "по ведению". Иванов Сергей Владимирович, по этому вопросу? Пожалуйста, включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Я прошу прощения, Олег Викторович, просто учитывая, что коллеги воспользовались... Тоже не сработала кнопка у Рожкова Игоря Анатольевича, по 12-му вопросу он голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он голосовал за, принимаем к сведению. Коллеги, у нас вопросы заданы по обсуждаемому 15-му пункту повестки дня. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Локоть. Больше... И депутат Гончар, да? Я никого не забыл? Чтобы потом не было ко мне претензий. Нет. Подводим черту. Депутат Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, не секрет, что последние несколько лет уже работает 131-й закон и наше местное самоуправление живёт по этому закону. Надо сказать, что практика применения этого закона выявила очень много его недостатков. И данный законопроект, данная законодательная инициатива - это первая серьёзная попытка постараться учесть все те замечания, которые продиктованы сегодня жизнью. Я должен сказать, что законопроект рождался в муках. Сегодня там шестнадцать новелл осталось, вообще говоря, в первоначальном варианте было в два раза больше. Было проведено несколько "круглых столов", на которые приезжали представители местного самоуправления Российской Федерации. Я участвовал в этих "круглых столах", наш город Новосибирск очень активно участвовал. Было очень много предложений. Я хочу сказать, что это первая серьёзная попытка постараться как-то внести продиктованные жизнью изменения в 131-й закон. Хочу сказать по полномочиям: надо вносить изменения, надо давать полномочия местному самоуправлению. Жалуются сегодня руководители на местном уровне: есть возможность помочь, финансово поддержать те или иные социальные слои, в частности "чернобыльцев", - нет полномочий, прокурор вмешивается и при любой попытке оказать помощь бьёт по голове и говорит, что это нецелевое использование. И я знаю, что сегодня просто волна уголовных дел о нецелевом использовании средств в отношении руководителей местного самоуправления. Я думаю, что ко второму чтению надо сформулировать, есть возможность сформулировать ещё несколько поправок, в том числе и в Бюджетный кодекс, с тем чтобы постараться наполнить местные бюджеты. Ну, в частности, я хочу обратить внимание на такую серьёзную проблему. У нас крупные города, мегаполисы, которые являются тоже муниципалитетами, сегодня никак не влияют на промышленную политику, они не заинтересованы в этом, поскольку все налоги, связанные с промышленным предприятием, с производством, уходят в субъект Федерации и в федеральный карман, а местному самоуправлению - ничего. Ну хотя бы 2, хотя бы 1,5 процента оставляли, говорят, чтобы была заинтересованность развивать производство на месте. Такая проблема существует. Есть другие очень интересные предложения, в частности предложения, касающиеся наболевшей проблемы, которая ударит нас 1 января 2009 года, - это приватизация муниципальной собственности. Ну необходимо эту проблему разрешать! Она до сих пор не разрешена, а это очень серьёзная проблема. В целом, я считаю, надо поддержать концепцию данного законопроекта. И всех депутатов призываю поактивней поработать ко второму чтению, потому что очень много хороших, серьёзных предложений с мест. Эта работа зависит уже от нас с вами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. Пожалуйста, Николай Николаевич Гончар. Включите микрофон. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, несмотря на идеологему поддерживать местное самоуправление - оно всегда право, - я не могу не сказать, что 131-й закон к вопросу, который я поднимал, не имеет отношения: к полномочиям органов не исполнительной, а представительной власти, местного самоуправления относится сформулированный в данной главе Налогового кодекса земельный налог. И там, если мне память не изменяет, в статье 394 сказано, что базой для определения этого налога является кадастровая стоимость земли, а в вилке, от и до, ну например между 0,5 процента и 1,5 процента, осуществляет выбор именно орган представительной власти, местного самоуправления. Так вот именно этот орган, и никто другой, устанавливает иногда пониженную ставку и выбирает, какие льготы ввести. Федеральным законодательством никаких специальных льгот по этому налогу не вводилось, поэтому очень важно было бы, если уж мы будем думать о том, чтобы помогать бюджетам местного самоуправления, сделать оговорку: только в тех случаях, когда земельный налог установлен по верхнему пределу, а если эта возможность органом местного самоуправления не реализована, ни о какой помощи речи быть не может. Я далёк от мысли делить по коррупционности органы исполнительной и представительной власти. Увы, есть и там и там. И повторяю, нам очень важно к следующему обсуждению этого вопроса иметь на руках информацию о том, какой процент органов местного самоуправления вышел по земельному налогу на верхнюю границу вилки, а какой - на нижнюю, и вообще разобраться с этим вопросом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Я обращаюсь к представителю президента: хотели бы вы что-то добавить? Нет. Представитель правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста, Тимченко, заключительное слово - и будем голосовать. ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемые коллеги, большое спасибо за тот интерес, который вы проявили к обсуждению данного законопроекта. Я уверен, что наряду с сегодня принятыми в первом чтении законопроектами данный законопроект позволит развивать наше государство в демократическом русле. Вместе с тем не могу не откликнуться на замечания, которые прозвучали из уст Николая Николаевича Гончара по поводу того, что никаких льгот нет. Эти льготы, по информации Министерства регионального развития, в год составляют порядка 24 миллиардов рублей. А что касается ставок, верхнего и нижнего предела... Уважаемый Николай Николаевич, вы работали в представительном органе и знаете, что такие вопросы рассматриваются по представлению исполнительной власти. Поэтому, когда я говорил о том, что необходимо усиливать роль представительных органов, я как раз и имел в виду не то, какой закон принимается, а то, какой вносится. Я уверен, что те замечания, которые сегодня высказаны, и те поправки, которые ещё будут внесены ко второму чтению, позволят улучшить положение с решением вопросов местного самоуправления на всех уровнях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение законопроекта, пункт 15. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Позицию комитета и автора вы слышали. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 27 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3% Результат: принято Принято.