Заседание № 52

23.06.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 107145-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и смежных прав).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1675 по 1707 из 6625
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".        
Доклад Сергея Викторовича Чиндяскина.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Викторович.                                                  
                                                                                
ЧИНДЯСКИН С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все       
необходимые экспертизы, замечаний нет, готов к принятию в третьем чтении.       
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступить от фракции по мотивам есть желающие? Нет.       
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 8 повестки дня.                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Коллеги, у нас на 13.00, на фиксированное время, стоят законопроекты под        
пунктами 25, 26 и 27, так что если мы рассмотрим...                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято.                                                             
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                

Заседание № 50

16.06.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 107145-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и смежных прав; принят в первом чтении 17 марта 2017 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4482 по 4531 из 8970
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".        
Доклад Марины Алексеевны Мукабеновой.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило    
восемь поправок, все они предлагаются комитетом к принятию. У Правового         
управления Аппарата Госдумы и у ГПУ президента замечаний не имеется. В связи    
с этим профильный комитет предлагает палате принять таблицу поправок № 1 и      
поддержать законопроект во втором чтении.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                
                                                                                
Выносится на голосование таблица поправок № 1.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 32

17.03.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 107145-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и смежных прав).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4391 по 4985 из 6944
42-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в    
некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения          
порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением         
авторских и смежных прав. Доклад официального представителя Правительства       
Российской Федерации заместителя министра связи и массовых коммуникаций         
Российской Федерации Алексея Константиновича Волина.                            
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Константинович.                                             
                                                                                
ВОЛИН А. К., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.        
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется законопроект,   
который направлен на дальнейшее наведение порядка в сфере защиты авторских      
прав. Мы очень благодарны Государственной Думе за ту работу, которая уже была   
проделана: как вы помните, несколько лет назад был принят закон, который        
позволяет блокировать пиратские сайты, сначала это были пиратские сайты в       
области кино, потом к ним добавились сайты с книгами и музыкой, и те меры,      
которые нами были приняты, уже дали свои результаты. Недавно были подведены     
итоги развития интернет-индустрии за предыдущий год: так вот, в 2016 году       
продажи видео в Интернете выросли на 20 процентов и составили 4,5 миллиарда     
рублей, продажи музыкального контента - на 12 процентов и составили 2,8         
миллиарда рублей, а продажи в Интернете книг, которые были включены буквально   
в прошлом году (тогда как раз в полной мере и заработал закон), увеличились     
на 43 процента и составили 2,3 миллиарда рублей. Это показывает, что            
принимаемые меры по блокировке пиратских сайтов приносят свои результаты и      
позитивно сказываются на рынке. Увеличилось и количество граждан Российской     
Федерации, которые приобретают легальный контент в Интернете: по оценкам        
Российской ассоциации электронных коммуникаций, в прошлом году количество       
россиян, которые за деньги приобретали легальный контент в Интернете,           
составило более 20 миллионов человек - это примерно четверть всех               
пользователей российского Интернета.                                            
                                                                                
Вместе с тем остаются вопросы, на решение которых, собственно говоря, и         
направлен данный законопроект. Главный вопрос, который сегодня стоит, главная   
проблема, с которой сталкивается индустрия, заключается в том, что очень        
часто после того, как выносится решение о блокировке пиратского сайта,          
которое довольно долго проходит юридические процедуры согласования, владельцы   
данного сайта создают сайты-близнецы, или так называемые зеркала, куда          
автоматически переносят весь пиратский контент, который у них был, и            
продолжают - с небольшими изменениями адреса сайта, его дизайна, а иногда       
даже и не изменяя дизайн - свою противоправную пиратскую деятельность. Это      
очень больно бьёт, особенно по премьерным показам кинофильмов, потому что       
срок проката киноленты в кинотеатрах составляет порядка двух недель, иногда     
чуть больше, иногда чуть меньше, но если использовать обычную процедуру         
блокировки пиратских сайтов, то мы потратим времени больше, чем эти две - две   
с половиной недели, чтобы было вынесено судебное решение о блокировке           
сайтов-зеркал.                                                                  
                                                                                
Для того чтобы этого избежать, и внесён данный законопроект, который позволит   
провести блокировку пиратских сайтов-зеркал в ускоренном порядке. Чтобы было    
понятно, сообщу: сегодня, по оценкам индустрии, ущерб от деятельности           
пиратских сайтов в области кино составляет примерно 5 миллиардов рублей, - я    
хотел бы напомнить, что это больше, чем Российская Федерация тратит на          
поддержку кинематографа, и столько же, сколько сегодня зарабатывает легальная   
индустрия за счёт продажи видеоконтента в Интернете. То есть таким образом      
легальные продажи можно повысить вдвое, увеличив на эту сумму поступления       
российского кинематографа.                                                      
                                                                                
В чём суть законопроекта? На основании решения о вечной блокировке, уже         
вынесенного Мосгорсудом, сайты-зеркала блокируются судебным приказом, а этот    
приказ выносится по обращению правообладателя, к которому прикладывается        
заключение Министерства связи и массовых коммуникаций о том, что тот или иной   
сайт является производным, то есть зеркальным сайтом от ранее                   
заблокированного пиратского сайта. Мы готовы создать у себя в министерстве      
комиссию, которая будет в течение нескольких часов рассматривать подобного      
рода обращения и выносить своё решение; заключение Министерства связи и         
массовых коммуникаций должно быть вынесено в порядке, определённом              
Правительством Российской Федерации. Судебный приказ по системе электронного    
взаимодействия направляется в Роскомнадзор, то есть моментально туда            
поступает, а Роскомнадзор ограничивает доступ к производному сайту, и снятие    
ограничений или снятие отмены доступа не допускается.                           
                                                                                
В законопроекте содержится один принципиально важный момент: впервые за всю     
нашу практику нам удалось включить норму о том, что операторы поисковых         
систем будут непосредственно взаимодействовать с Роскомнадзором, получать       
реестр пиратских сайтов и сайтов-зеркал, которые навечно заблокированы, и       
удалять их из поиска.                                                           
                                                                                
Вячеслав Викторович, как вы помните, мы очень долгое время с представителями    
интернет-индустрии бодались на эту тему, и наконец наши поисковики готовы к     
тому, чтобы осуществлять такое сотрудничество.                                  
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Константинович.                          
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется Леониду Леонидовичу Левину.                 
                                                                                
ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной       
политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".    
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Алексей Константинович        
довольно подробно обрисовал суть законопроекта. Комитет поддерживает в целом    
концепцию законопроекта, однако полагает необходимым обратить внимание на то,   
что некоторые его положения нуждаются в уточнении и юридико-технической         
корректировке.                                                                  
                                                                                
Поскольку рассматриваемый законопроект направлен на защиту авторских или        
смежных прав, полагаем целесообразным не вносить изменений в понятийный         
аппарат Федерального закона "Об информации...", а дать определение              
производного сайта в сети Интернет в проектируемой статье 15-6 Федерального     
закона "Об информации...". Предлагаемые в законопроекте изменения в статью      
10-3 Федерального закона "Об информации...", устанавливающие обязанности        
оператора поисковой системы прекращать выдачу сведений об указателях страниц    
сайта в сети Интернет, также целесообразно изложить в статье 15-6               
Федерального закона "Об информации...", поскольку возлагаемая на оператора      
поисковой системы обязанность не относится к предмету регулирования статьи      
10-3 федерального закона, в которой изложены обязанности оператора поисковой    
системы в отношении информации о гражданах. Кроме того, следует обратить        
внимание на необходимость более чёткого отражения в нормах законопроекта        
процедуры выдачи заключений Минкомсвязи в отношении производных сайтов.         
                                                                                
Комитет Государственной Думы по культуре и Комитет Государственной Думы по      
государственному строительству и законодательству, которые являются             
соисполнителями, в целом поддерживают концепцию законопроекта. На основании     
изложенного наш комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть.                 
                                                                                
Просьба включить режим записи на вопросы.                                       
                                                                                
Леонид Леонидович, вы бы остались на трибуне: вдруг к вам будут вопросы, вы     
же содокладчик. У докладчика есть в ложе микрофон, всё оборудовано.             
                                                                                
Пожалуйста, Свинцов Андрей Николаевич.                                          
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Алексей Константинович, вопрос такой. Вы сказали, что впервые удалось           
добиться от операторов наших поисковых систем согласия на то, что они тоже      
будут очищать поисковую выдачу от вот этих, скажем так, сайтов-пиратов. А как   
быть с поисковыми системами, которые не имеют российской юрисдикции, -          
"Google" и многими другими? Не получится ли здесь некой дискриминации, и        
трафик - за что, собственно, поисковые системы борются - просто уйдёт на        
другие, западные системы, которые будут зарабатывать деньги, а мы, к            
сожалению, тем самым будем собственный бизнес ущемлять? Не получится ли         
такого эффекта?                                                                 
                                                                                
ВОЛИН А. К. Консультации были в том числе и с представителями "Google",         
которые не возражают против выполнения законов Российской Федерации на          
российской территории. Более того, решения, выносимые на основании судов, ими   
принимаются. К тому же мы знаем, что на территории Соединённых Штатов Америки   
пиратские сайты в индексацию "Google" - если это пиратские сайты, которые       
вредят американской кинематографии, - не попадают, поэтому ничего               
принципиально нового для иностранных поисковых систем здесь не будет. Главные   
возражения операторов поисковых систем всегда сводились к тому, что они не      
готовы удалять поисковые запросы по требованию правообладателей, потому что     
не всегда знают, есть права или нет, но по решению российских государственных   
органов они данные поисковые ссылки удалять готовы.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Алексей Константинович, в своём докладе вы так ярко      
расписали, как вырос уровень правосознания россиян, которые стали больше        
покупать легальных книг, видеофильмов в Интернете и так далее, а есть ли у      
вас данные статистики о том, как много россиян пользуются услугами таких вот    
пиратских, зеркальных сайтов?                                                   
                                                                                
ВОЛИН А. К. Как вы понимаете, цифры как раз рассчитаны на основе                
исследований, которые делались аналитиками Интернета. Мы вывели, что сегодня    
индустрия недополучает 5 миллиардов рублей. Выводы сделаны на основе            
статистики и проведённых нами исследований. Мы можем сказать, что на            
сегодняшний день это около 20-25 миллионов человек.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкин Антон Вадимович, пожалуйста.                     
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Алексей Константинович, практика блокировки доменных имён уже         
привела к распространению программных средств для её обхода. Некоторые из       
этих средств даже не требуют от пользователя специальных действий, работают     
автоматически. Например, тот же плагин friGate для браузера Chrome проверяет,   
есть ли запрашиваемый ресурс в реестре Роскомнадзора, а затем, если он есть,    
отправляет через бесплатный прокси-сервер на нужный сайт. Есть информация,      
что с каждым днём количество пользователей, которые пользуются такими           
плагинами, растёт, причём значительно. В связи с этим вопрос: вы считаете,      
это будет реально эффективной мерой?                                            
                                                                                
ВОЛИН А. К. Да, мы считаем, что это будет реально эффективной мерой, потому     
что практика показывает - я приводил статистику, - что блокировка пиратских     
сайтов даёт хорошие, позитивные результаты. Если говорить о распространении     
анонимайзеров и разного рода технических средств, которые позволяют обойти      
блокировку, такие средства, конечно, есть, но они есть не только у нас: даже    
в Китайской Народной Республике, несмотря на наличие файрвола, некоторые        
совершенно спокойно его обходят.                                                
                                                                                
Я не соглашусь с вами в том, что это не требует никакой дополнительной          
квалификации или дополнительных усилий. Всё-таки для того, чтобы обойти         
блокировку и воспользоваться этими средствами, усилия и определённые            
технические знания нужны. А самое главное - мы не видим, чтобы такими вещами    
слишком большое количество людей пользовалось, тем более что зашифрованный      
трафик зачастую распространяется с куда меньшей скоростью, из-за                
анонимайзеров происходит определённое подтормаживание.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякин Александр Геннадьевич.                            
                                                                                
СИДЯКИН А. Г. У меня к Алексею Константиновичу вопросы.                         
                                                                                
Вы помните, в октябре мы обсуждали тему запрета сайтов, связанных с курением    
спайсов? Я вам предложил при блокировке сайта размещать там информацию,         
например, о вреде курения спайсов. Первый вопрос: подумали ли вы об этом,       
есть ли какие-то решения? Вот сейчас мы рассматриваем законопроект о            
блокировке зеркал. Может быть, в связи с этим вы подумаете заодно и об          
информации, которую можно размещать на месте таких зеркал? Может быть,          
размещать информацию о приговорах, вынесенных в Российской Федерации по таким   
делам, об осуждённых людях, к примеру?                                          
                                                                                
И ещё вопрос: как в законопроекте регулируется ответственность тех              
разработчиков браузеров, которые позволяют размещать у себя зеркала? Ведь они   
это делают тоже умышленно. Может быть, мы доработаем закон так, чтобы           
появились какие-то меры ответственности для разработчиков браузеров и зеркала   
не появлялись одно за другим?                                                   
                                                                                
ВОЛИН А. К. Ну, давайте начнём с разработчиков браузеров. Я, прошу прощения,    
не совсем понимаю ваш вопрос. У нас пользователи Интернета задействуют,         
собственно говоря, очень ограниченное количество браузеров. И когда человек     
размещает зеркала, он пользуется абсолютно легальным браузером, равно как и     
пользователь, который туда заходит. Если вы уточните, что вы имели в виду,      
говоря о браузерах, я смогу на ваш вопрос ответить.                             
                                                                                
Если говорить о той информации, которую следует размещать при блокировке        
сайта, я должен сказать, что есть предложение ряда правообладателей, похожее    
на ваше, только они предлагают размещать на заглушке, скажем так, при           
блокировке пиратских сайтов не информацию о тех, кого наказали за пиратство,    
а ссылки на легальные сайты, где можно приобрести, скачать легальную            
продукцию. Но здесь возникает вопрос, какую легальную продукцию надо будет в    
большей степени рекламировать, - если владельцы сайтов друг с другом            
договорятся, то мы с операторами над этим поработаем.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович.                               
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Алексей Константинович, у нас на ряде заседаний      
рабочей группы под руководством Яровой Ирины Анатольевны - это рабочая группа   
по вопросам противодействия в суицидальных войнах против наших детей -          
присутствовал представитель в ранге заместителя руководителя Роскомнадзора, и   
хочу сказать, что роль и отношение руководства Роскомнадзора к ситуациям,       
связанным с блокировкой сайтов, с закрытием сайтов, не очень-то удовлетворяют   
нас, депутатов, поэтому у меня такой вопрос: принятие этого закона позволит     
Роскомнадзору чётко выполнять тот функционал, который будет на него возложен?   
                                                                                
ВОЛИН А. К. Я хотел бы для начала вступиться за Роскомнадзор. Есть статистика   
количества заблокированных сайтов и принятых решений об удалении контента,      
связанного с теми же самыми суицидами, и я докладываю вам, что Роскомнадзором   
за последний год заблокировано свыше 5 тысяч сайтов, на которых                 
пропагандировались способы совершения самоубийства и были размещены призывы     
подростков к суициду. Что касается борьбы с пиратским контентом, то у нас       
есть следующая статистика: на сегодняшний день было вынесено более 6 тысяч,     
если быть точным, 6 тысяч 180 предупреждений о наличии нелегального             
пиратского контента на сайтах, в 90 процентах случаев владельцы сайтов после    
получения предупреждения добровольно этот контент удалили, около 600 сайтов,    
владельцы которых этот контент не удалили, были заблокированы, из этих          
шестисот двенадцать владельцев попытались оспорить вынесенные Роскомнадзором    
решения в суде - ни один из этих исков судом удовлетворён не был.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста.                     
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Андрей Константинович, я хотела бы конкретизировать вопрос, который   
попытался задать мой коллега. Нет вопросов к Роскомнадзору, совершенно          
справедливо идёт блокировка всего запрещённого контента, и мы за защиту         
экономических интересов, но нам видится странным, что вы сегодня не             
предлагаете аналогичный подход при блокировке зеркальных сайтов,                
распространяющих запрещённый контент, потому что самая большая проблема         
заключается в том, что через минуту после принятия Роскомнадзором               
справедливого решения создаётся аналогичный сайт, который содержит              
скопированную информацию и фактически полностью подпадает под определение,      
которое вы предлагаете в проекте закона с целью защиты только экономических     
интересов. Мне кажется, нужно защищать не только интересы собственника -        
нужно защищать интересы жизни и безопасности граждан, и мы предлагаем вам это   
учесть.                                                                         
                                                                                
ВОЛИН А. К. Мы за, но, я думаю, мы рассмотрим это в рамках другого              
законопроекта или ко второму чтению посмотрим, можно ли будет расширить         
данную норму, потому что та проблема, о которой вы сейчас сказали, вне          
всякого сомнения, существует, и мы, конечно же, готовы вместе с вами            
принимать все усилия для того, чтобы опасные для жизни и здоровья наших         
граждан, особенно детей, сайты подвергались незамедлительной блокировке.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Есть           
желающие.                                                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Спасибо, Леонид Леонидович, присаживайтесь.                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                  
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, мы сегодня рассматриваем законопроект очень     
важный с точки зрения понимания того, что наши общественные отношения,          
независимо от того, в какой сфере они выстраиваются, должны быть                
урегулированы законом, должны быть обеспечены защитой государства, то есть      
они должны быть правоотношениями. И сегодня министерство предлагает             
фактически построение новой системы правоотношений в сфере обычного             
взаимодействия между людьми.                                                    
                                                                                
В какой-то момент создалась иллюзия того, что есть некое виртуальное            
пространство, где могут не работать законы, но мы столкнулись с тем, что это    
стало сферой беспрепятственного совершения различных правонарушений и           
преступлений, причём не только экономических преступлений, хотя мы видим, что   
в первую очередь министерство проявило озабоченность и готовность к правовому   
урегулированию того, что связано с защитой интересов собственности и            
финансово-экономических интересов. Нам представляется, что этого сегодня        
недостаточно. Человечество и дальше будет идти вперёд, будут создаваться        
новые технологии и коммуникации - это правильно и это нормально, но для нас     
принципиально важно понимать, что это не означает, что они должны оставаться    
за пределами гарантий безопасности человека.                                    
                                                                                
Если обычно, вступая во взаимодействие, мы предполагаем знание о человеке, о    
субъекте, с которым мы выстраиваем контакт, о его репутации, о его              
законопослушности, наверное, вполне логично, что и в сфере Интернета должны     
существовать определённые правила и требования, которые предполагают            
репутационное знание и подтверждение добропорядочности.                         
                                                                                
Несомненно, нас очень беспокоит то, что Интернет стал зоной свободы для         
организованной преступности и криминала. Несомненно, нас очень беспокоит, что   
он фактически стал инструментом для дистанционного совершения убийства, для     
вовлечения в потребление наркотиков, для распространения детской порнографии,   
для совершения огромного множества преступлений, в которые вовлечены прежде     
всего несовершеннолетние. Восемь миллионов наркопотребителей! Сегодня           
фактически бесконтактно можно приобрести в Интернете любой наркотик и           
фактически никто не будет проводить проверку, потому что нет даже процедуры     
информирования о том, что есть такой запрещённый контент, его просто            
блокируют. Поэтому мы обращаемся к министерству: законопроект, разработанный    
депутатами и направленный на ограничение доступа детей к суицидальным сайтам,   
на их защиту от склонения к самоубийству, - это важный шаг, но он должен быть   
сделан вместе с министерством, а мы очень часто наблюдаем либеральную           
настроенность министерства, нежелание регулировать эти вопросы. Мы считаем,     
что у нас, как у государства, должна быть единая позиция: жизнь, ценность       
жизни ребёнка и взрослого в Российской Федерации должна быть на самом высоком   
уровне, - и законы, которые мы принимаем, должны это безусловно                 
гарантировать.                                                                  
                                                                                
Мы предлагаем ко второму чтению рассмотреть эти вопросы.                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Железняк Сергей Владимирович.                                                   
                                                                                
ЖЕЛЕЗНЯК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Полностью присоединяюсь к    
тому, что было сказано и Леонидом Левиным во время содоклада, и Ириной          
Анатольевной Яровой во время выступления. Хотел бы сразу отметить, что, когда   
мы говорим о поиске правового решения о запрете клонирования противоправной     
информации, было бы крайне странно делить противоправную информацию на          
какие-то разные виды. Если мы говорим, что не должно быть технологической       
возможности распространения в сети Интернет информации, которая запрещена       
законом и не является правомерной, то блокировка распространения такой          
информации должна действовать повсеместно. В конце концов, мы должны            
понимать, что мы блокируем не сайты и не ссылки - мы блокируем контент,         
который является неправомерным и опасным для нашего общества. Поэтому,          
конечно, необходимо ко второму чтению обязательно предусмотреть расширение      
сферы предмета рассмотрения данного законопроекта - юридически это вполне       
возможно, приглашаю коллег из всех фракций к этой работе присоединиться.        
                                                                                
Также хотел бы сказать, что необходимо обратить внимание ещё на один очень      
важный аспект, который в том числе влияет на деятельность нашу, политиков, и    
любых публичных людей, - это так называемые фейковые страницы в социальных      
сетях и различные аккаунты, которые не имеют никакого отношения к конкретному   
человеку. По сути, борьба с такими ложными страницами, псевдостраницами - это   
тоже борьба с зеркалами, потому что фейковые страницы множатся, и ухватить за   
хвост тех, кто фейковую информацию размещает, для отдельного человека           
довольно сложно. Если мы будем действовать в русле концепции, что мы            
запрещаем распространение противоправного контента вне зависимости от того,     
где он может появиться, это позволит полностью решить и этот вопрос. Он         
связан в том числе и с репутацией конкретных людей, и с репутацией              
российского сегмента сети Интернет, и с репутацией                              
информационно-коммуникационной отрасли, которая, напомню, весьма активно и      
успешно развивается в нашей стране. Призываю всех к этой работе                 
присоединиться! Законопроект действительно крайне значимый, и коллеги из        
прошлого созыва знают, что мы неоднократно подходили к решению этого вопроса,   
очень хорошо, что сейчас найдена формула, которая позволяет решить его в        
правовом пространстве Российской Федерации.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чиндяскин Сергей Викторович.                              
                                                                                
ЧИНДЯСКИН С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мне остаётся только          
сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела данный законопроект,           
поддерживает его концепцию и будет голосовать за него в первом чтении.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свинцов Андрей Николаевич.                                
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, конечно, тоже поддержит этот     
законопроект, но, если рассматривать вопрос системно, как всегда предлагает     
фракция ЛДПР, мы всё-таки считаем, что министерство опять-таки                  
недорабатывает. В своём выступлении представитель министерства сказал, что      
уже 5 миллиардов рублей, собственно, недосчиталась только кинематография, а     
мы понимаем, что это и компьютерные игры, и любое ПО. В принципе актуальны      
предложения, которые фракция ЛДПР делала ещё пять лет назад, - вы помните, в    
частности, выступление Владимира Жириновского по суицидам, которое он           
продемонстрировал недавно здесь на экране? - ещё пять лет назад он говорил,     
что этой проблеме надо уделять больше внимания, нужно больше решений и больше   
решимости, но министерство, к сожалению, даже в этом законопроекте данные       
вопросы оставляет открытыми, и фракция большинства об этом говорит открыто.     
Поэтому мы считаем, что правительство здесь недорабатывает, нужно больше        
внимания, может быть, новые какие-то специалисты должны прийти в                
министерство.                                                                   
                                                                                
Ещё раз хочу подчеркнуть, что даже те законопроекты, те изменения, которые      
сейчас предлагает министерство, всё равно, на наш взгляд, слишком длинные,      
долгие, ведь по сегодняшнему законодательству почти девять месяцев пройдёт с    
того момента, как правообладатель обратился в суд, и только через девять        
месяцев сайт будет заблокирован, и только через девять месяцев                  
правообладатель обратится в Роскомнадзор, в министерство, чтобы определить      
список этих зеркал, а за девять месяцев не то что ребёнок - тысяча других       
сайтов с другими названиями родится. Мы понимаем, что название, или доменное    
имя, бесконечно в своём разнообразии, то есть можно создавать бесконечное       
количество новых названий, бесконечное количество вариантов дизайна,            
бесконечное количество вообще каких-то вещей, можно даже сделать специального   
робота - я уверен, представитель министерства понимает, о чём я говорю, -       
который будет случайным образом подбирать форму сайта, его цвет, его шрифт и    
так далее. И комиссия в Роскомнадзоре, в министерстве, которая будет            
определять, является ли этот сайт зеркалом или это совершенно другой сайт, я    
думаю, просто сойдёт с ума, потому что такой объём информации будет очень       
сложно обрабатывать.                                                            
                                                                                
Мы считаем, что в любом случае надо вносить изменения и в уже действующий       
закон: девять месяцев от момента создания сайта до его вечной блокировки -      
это вечность, для Интернета это вечность! Одна-две секунды, пятнадцать минут    
- и, мы понимаем, практически весь мир увидит нечто новое, любой сайт, любую    
информацию, а вы говорите: девять месяцев, и только после этого Роскомнадзор,   
ваше министерство будут бороться с зеркалами, то есть с производными этого      
сайта. Поэтому мы считаем, что опять министерство запаздывает, хотя, конечно,   
этот законопроект фракция ЛДПР поддержит.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Деньгин Вадим Евгеньевич.                                 
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, уже многое сказано, но на самом деле хотелось бы немножко    
детализировать: я абсолютно согласен с тем, что сказала Ирина Анатольевна,      
но, если мы говорим о коммерческой составляющей процесса, если мы пытаемся      
убрать противоправный контент и такие инициативы правительства принять во       
всех чтениях, давайте посмотрим на финансовую составляющую. Ну вот, допустим,   
если это фильм - сколько будет стоить фильм, 300 рублей? Не думаю, что многие   
захотят его купить, когда в открытом доступе есть торренты, зеркала любых       
сайтов, которые позволяют скачать его бесплатно. Тем более сами пираты          
прекрасно понимают, что сейчас здесь существуют три доменные зоны, где как      
раз концентрируется основная масса противоправного контента, - AZ, KZ и UA,     
то есть Азербайджан, Казахстан и Украина. Это говорит о том, что нет            
трансграничности законодательства, то есть нет в этих странах таких же          
законов, как у нас, которые боролись бы с противоправным контентом. Тогда       
принятый подобный закон будет действовать только для России: зайдите в          
Интернет, наберите название любого фильма, сериала, и вы тут же его найдёте и   
скачаете в подобных доменных зонах, то есть мы боремся с торрентом, как с       
гидрой, один торрент убиваем - другой возрождается, и этот противоправный       
контент гуляет по всему пространству Интернета. Честно говоря, - Леонид Левин   
уже сказал об этом - я считаю, что оператор поисковой системы должен удалять    
ссылку на противоправный контент, чтобы она не появлялась в ранжировании, в     
ротации и чтобы мы не видели эту ссылку и по ней нельзя было спокойно пройти.   
                                                                                
Ну и вот заявили, что 20-25 миллионов граждан скачивают официально, легально,   
- честно вам скажу: поверьте, больше половины граждан в Российской Федерации    
скачивают бесплатно! Всю жизнь мы скачивали бесплатно, и вдруг ни с того ни с   
сего нас заставляют платить большие деньги - поймите правильно,                 
правообладатели должны понимать, что цена должна быть небольшая. Из 100         
процентов стоимости фильма, допустим, 70 процентов получает правообладатель,    
- 10 процентов уходит на транзакцию по банку, если мы говорим об                
интернет-операциях, 10 процентов уходит на какие-то технические детали и 10     
процентов на иные неотложные технические вещи - получается, что большую         
сумму получает именно правообладатель, но тогда он должен быть заинтересован    
в потреблении, заинтересован в спросе. Давайте над этим тоже думать!            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, докладчик.                                                          
                                                                                
ВОЛИН А. К. Во-первых, хотел бы поблагодарить всех за высказанные замечания и   
предложения. Во-вторых, сразу же хочу дать несколько комментариев по            
вопросам, которые прозвучали.                                                   
                                                                                
Для начала - Ирине Анатольевне: к нам в министерство, кстати, как и в другие    
ведомства, ваш законопроект поступил, и нами по нему подготовлено               
положительное заключение; мы знаем, что ряд других правительственных ведомств   
тоже дают положительное заключение, поэтому, надеюсь, здесь всё будет           
нормально.                                                                      
                                                                                
По тому, что было сказано Андреем Николаевичем Свинцовым в отношении девяти     
месяцев: он почему-то приписал мне, сказал, что я говорил про девять месяцев,   
- Андрей Николаевич, я про девять месяцев ничего не говорил, мы, наоборот,      
как раз говорили, что вся процедура, которая предлагается, вводится для того,   
чтобы не ждать долго, а сработать в течение нескольких часов. Долгая            
процедура - один раз определить пиратский сайт, дальше же все его производные   
будут блокироваться никакие не девять месяцев, а, совершенно правильно,         
быстро, моментально. По поводу вашей реплики, что министерство связи нужно      
усилить специалистами, которые лучше нас разбираются в Интернете, -             
приглашаем вас на работу, подходящую должность найдём.                          
                                                                                
Вадим Евгеньевич Деньгин говорил про географию - я хочу напомнить, что, когда   
принимается решение о блокировке, на территории Российской Федерации            
блокируется доступ ко всем сайтам вне зависимости от того, в какой доменной     
зоне они находятся: блокируются не только сайты с расширением .ru,              
блокируются в том числе сайты, которые находятся в других доменных зонах,       
более того, если посмотреть статистику, как в России блокируется доступ к       
сайтам, то мы увидим, что из почти 80 тысяч решений о необходимости             
блокировки или удаления нелегального контента на Россию, на российские сайты    
пришлось только 1 тысяча 450, на первом месте, кстати, не Украина и не          
Узбекистан (на Украине всего-навсего 2 тысячи 658), на первом месте             
Соединённые Штаты Америки - 57 тысяч сайтов, где был найден нелегальный         
контент, на втором Нидерланды - 18 тысяч и на третьем Германия - 12 тысяч       
900, так что география здесь не помеха. По поводу правообладателей:             
правообладатели прекрасно понимают, что чрезмерно большие деньги брать за       
скачивание нельзя, 300 рублей - это нереальная цена, 300 рублей стоит           
месячная подписка, это месячный абонемент, а не за разовое скачивание фильма.   
Ну и хотел бы внести небольшое уточнение: правообладатели никогда не получают   
70 процентов - ни в кино, ни в Интернете, - обычная доля правообладателя        
традиционно идёт от распределения доходов в кинотеатре, от бокс-офиса           
правообладатель всегда получает 50 процентов.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик, пожалуйста.                                                        
                                                                                
ЛЕВИН Л. Л. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич, спасибо за       
интересную дискуссию! Я хотел бы поддержать Алексея Константиновича в           
большинстве его ответов, тем не менее со своей стороны хочу дать пояснения      
коллегам, потому что всё-таки Интернет - активно развивающаяся сфера, и мы      
должны понимать, о чём мы говорим, это очень важно.                             
                                                                                
Не имеет значения, в какой доменной зоне находится тот или иной сайт, если      
речь идёт о блокировке, потому что действительно на территории Российской       
Федерации решением Роскомнадзора блокируется любая доменная зона, - с точки     
зрения защиты от противоправного контента это не имеет никакого значения.       
                                                                                
Теперь относительно того, кто и сколько будет платить: статистика говорит о     
том, что аудитория, выбирающая легальное и качественное видео, увеличивается    
с каждым днём, для людей качество и безопасность видео становятся               
приоритетом, поэтому главное, чтобы цены сохранялись на этом же уровне, не      
росли, и, думаю, всё больше пользователей будет двигаться в этом направлении.   
                                                                                
Теперь относительно вопросов, которые задавались, - пояснение по поводу того,   
насколько западные поисковые системы будут исполнять наши законы: в отношении   
соблюдения авторского права операторы наших поисковых систем даже отстают в     
плане исполнения законодательства - защита авторского права на Западе всегда    
являлась приоритетом, и, что касается решений суда по защите авторского         
контента, как раз здесь никаких проблем нет.                                    
                                                                                
Ну и наконец, важный момент, о котором стоит сказать, - это тема, которую       
подняла Ирина Анатольевна. Закон своевременный, закон необходимый и очень       
важный, но, когда мы говорим о технических вопросах, важно понимать, что если   
мы говорим о зеркалах сайтов в Интернете, размещающих музыку, видео,            
литературу и другой вид контента, то имеем в виду практически зеркальные        
ресурсы, а если мы говорим о ресурсах, нарушающих права детей, то в             
большинстве случаев имеем в виду не чисто зеркальные ресурсы - это всё-таки     
ресурсы, связанные с различным контентом, то есть текст, переписка не           
являются стопроцентными до степени смешения. И в большинстве случаев, когда     
мы говорим о нарушениях прав детей, речь идёт не о сайтах, а о страницах в      
социальных сетях, удаление которых выполняют модераторы, администраторы         
социальных сетей, которые в большинстве случаев и ведут такую работу.           
                                                                                
Не так давно, на этой неделе, я встречался в том числе с представителями        
западных социальных сетей - сюда приезжал вице-президент "Твиттера", который    
также подчеркнул, что вопрос защиты информации, противоправной в отношении      
детей, является приоритетом и они активно работают с Роскомнадзором по этому    
вопросу.                                                                        
                                                                                
Техническое решение, безусловно, должно быть найдено, и наш комитет со своей    
стороны тоже готов активно участвовать в этой работе.                           
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
некоторые законодательные акты Российской Федерации", пункт 42 повестки дня.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    417 чел.                                          
Не голосовало                  33 чел.7,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.