Заседание № 86

11.03.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 107122-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части изменения норм закона, касающихся принципов территориальной организации местного самоуправления, порядка формирования представительных органов местного самоуправления, а также вопросов местного значения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4843 по 4956 из 5553
Пункт 23, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской      
Федерации". Законодательная Дума Хабаровского края просит рассмотреть           
законопроект без участия своего представителя. Доложит председатель Комитета    
по вопросам местного самоуправления Владимир Семёнович Мокрый.                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон коллеге Мокрому.                                  
                                                                                
Владимир Семёнович, пожалуйста.                                                 
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Уважаемые коллеги, в законопроекте, внесенном Законодательной      
Думой Хабаровского края, предлагается внести ряд изменений в Федеральный        
закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации           
местного самоуправления...", в основном направленных на усиление роли органов   
государственной власти субъектов Российской Федерации в правовом                
регулировании вопросов организации местного самоуправления.                     
                                                                                
Так, пунктами 1 и 3 статьи 1 законопроекта предлагается изменить часть вторую   
статьи 1 и часть первую статьи 6 федерального закона введением нормы,           
создающей возможность правового регулирования законами субъектов Российской     
Федерации круга вопросов в сфере организации местного самоуправления в          
случаях, не установленных федеральными законами. Данное предложение             
противоречит статье 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой по    
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской       
Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними       
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.         
                                                                                
Пунктами 11, 15, 16, 17 и многими другими статьи 1 законопроекта предлагается   
закрепить соответствующие нормы, предоставляющие органам государственной        
власти субъектов Российской Федерации право осуществления правового             
регулирования таких вопросов организации местного самоуправления в субъектах    
Российской Федерации, как участие в назначении (увольнении) должностных лиц     
структурных подразделений органов местного самоуправления, определение          
порядка организации и осуществления территориального общественного              
самоуправления, условий и порядка выделения необходимых средств из местного     
бюджета, порядка организации и проведения публичных слушаний, порядка           
назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления местного         
самоуправления, опроса граждан, порядка формирования полномочий, срока          
полномочий, подотчетности, подконтрольности органов местного самоуправления и   
тому подобное.                                                                  
                                                                                
Предлагаемые изменения противоречат статьям 12 и 131 Конституции Российской     
Федерации, согласно которым местное самоуправление в Российской Федерации в     
пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не     
входят в систему органов государственной власти, а структура органов местного   
самоуправления определяется населением самостоятельно.                          
                                                                                
Подпунктом "б" пункта 5 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью    
11 федерального закона положением, устанавливающим, что города и сельские       
населенные пункты, являющиеся административными центрами муниципальных          
районов, могут не наделяться статусом городского, сельского поселения. Данное   
положение не только не согласуется со статьей 131 Конституции, но и             
противоречит статье 10 федерального закона, согласно которым местное            
самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в         
городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и      
внутригородских территориях городов федерального значения.                      
                                                                                
Законопроект предлагает исключить норму, согласно которой число депутатов       
представительного органа муниципального района, избираемых от одного            
поселения, не может превышать две пятые от установленной численности этого      
органа.                                                                         
                                                                                
Федеральный закон исходит из необходимости представительства в выборных         
коллегиальных органах муниципального района не только избирателей как           
отдельных лиц, но и муниципальных сообществ. Отмена данной нормы может          
привести к искажению представительства поселений в представительном органе      
муниципального района в случае значительного превышения численности населения   
в одном или нескольких поселениях, входящих в состав муниципального района.     
Могу только одно подчеркнуть, что уточнять эту норму, по двум пятым,            
необходимо. И в настоящее время в Государственной Думе находится несколько      
законопроектов, которые не исключают эту норму, а, наоборот, уточняют,          
сохранив самую главную, содержательную мысль данной нормы.                      
                                                                                
В законопроекте предлагается исключить положения, регулирующие порядок          
формирования представительного органа муниципального района посредством         
делегирования глав, а также депутатов представительных органов поселений,       
входящих в состав указанного муниципального района. Вместе с тем возможность    
использования рассматриваемого способа формирования представительного органа    
муниципального района составляет один из ключевых моментов федерального         
закона, позволяющий органам местного самоуправления гибко и многовариантно      
решать проблему обеспечения сбалансированного представительства поселений в     
представительном органе муниципального района.                                  
                                                                                
Есть еще ряд моментов, которые либо не соответствуют концептуальным             
положениям закона, либо вступают в противоречие с имеющимся, действующим        
федеральным законом. Также хотел бы отметить, что ряд предложений               
законопроекта уже учтены поправками, которые мы с вами приняли к закону "Об     
общих принципах организации местного самоуправления..." в декабре 2004 года.    
                                                                                
На основании изложенного Комитет по вопросам местного самоуправления            
предлагает отклонить данный законопроект. Могу сказать, что правительство       
также не поддерживает данный законопроект.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спросим правительство, а у нас Дума. Владимир             
Семёнович, спасибо.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы к содокладчику? Нет. Желающие выступить? Нет.   
Прошу определиться голосованием: кто за то, чтобы принять данный                
законопроект?                                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против           18 чел.4,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     18 чел.                                          
Не голосовало                 432 чел.96,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Непонятно, редкий случай, восьмисотое заседание... за - 0.