Заседание № 53
05.07.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 107057-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в целях совершенствования системы государственного учёта жилищного фонда).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9316 по 9605 из 10511
38-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрея Владимировича Чибиса. Пожалуйста. ЧИБИС А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Во внесённом правительством законопроекте предусматривается совершенствование системы государственного учёта жилищного фонда, в связи с чем предлагаются следующие принципы. По каждому многоквартирному дому и индивидуальному жилищному дому должен составляться электронный паспорт, отражающий технические характеристики, а также техническое состояние строения. Данная информация должна направляться в единую государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства и отображаться в ней. Кроме того, в законопроекте субъектам Российской Федерации предлагается предоставить полномочия проводить технические обследования, а Правительству Российской Федерации - определять их порядок. Необходимость принятия закона связана с тем, что при переходе от технического к кадастровому учёту жилищного фонда в рамках принятого в 2007 году федерального закона выявилось, что данные о технических характеристиках многоквартирных и индивидуальных жилищных домов недостаточны. В законопроекте предусматриваются устранение этого пробела и запуск современной системы наблюдения за многоквартирными и индивидуальными жилыми домами. Проект со всеми коллегами из федеральных органов согласован, прошу его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Геннадьевича Сидякина. Пожалуйста. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Андрей Владимирович довольно подробно остановился на вопросе, зачем нужен этот законопроект. Действительно, запуск ГИС ЖКХ на территории всей страны в полноформатном режиме не за горами, а один из главных её элементов - электронный паспорт многоквартирного дома. На сегодняшний день нет никаких обязательных условий для того, чтобы органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления заказывали паспорта технического учёта, хотя система технического учёта в России возникла ещё в 1927 году, в 2007 году её изменили благодаря инициированной реформе. Предлагаемыми к принятию нормами закона субъектам Федерации будет дано право установить систему технического учёта, и благодаря этому мы получим чёткое представление обо всех перепланировках, которые были в многоквартирном доме проведены, об изменениях, которые были в жилых помещениях осуществлены гражданами или юридическими лицами, если это нежилые помещения. И это позволит нам иметь актуальную, достоверную и объективную информацию о том, что собой представляют все помещения в многоквартирном доме. Дело в том, что существующая и пришедшая на смену техучёту система кадастрового учёта на самом деле позволяет нам только установить, где расположен многоквартирный дом и какова его общая площадь, а что внутри, мы сейчас не представляем, ни один орган власти сейчас не может понять, как изменились площадь или стены в конкретном доме. Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считает законопроект актуальным, мы его поддерживаем. У нас, конечно, есть ряд замечаний к нему: надо учесть специализированные жилые помещения, надо предусмотреть, что система оценки должна стать обязательной, но формат этой обязательности будет установлен каждым конкретным субъектом Российской Федерации по тем лекалам, по которым сейчас действуют органы БТИ (в каждом субъекте они называются по-разному). Предлагаем поддержать и считаем законопроект актуальным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. У меня вопрос к заместителю министра. Государственный учёт жилищного фонда осуществляется посредством размещения информации, как написано, "органами местного самоуправления и иными лицами". Андрей Владимирович, кто определяет понятие "иные лица" и в каком документе это будет прописано? ЧИБИС А. В. Виктор Петрович, иные лица - это лица, которые отвечают за обслуживание многоквартирных жилых домов. Это будет прописано как в соответствующем акте правительства, так и в совместном приказе Минстроя и Минсвязи, которые регулируют порядок поставки информации в государственную информационную систему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. В законопроекте предлагается наделить субъекты Российской Федерации правом, а не обязанностью. Тем не менее законопроект направлен на реализацию поручений Правительства и Президента Российской Федерации. Но если, насколько я понимаю из текста законопроекта, это не обязанность, а просто право и если тот или иной дотационный субъект Российской Федерации, предположим, не будет собирать эту информацию, мы можем всё-таки надеяться на реализацию этих поручений, на то, что информация будет достоверной по Российской Федерации в целом? Дело в том, что если один, или два, или несколько субъектов не будут этого делать, то информация не будет соответствовать реалиям. Для чего тогда мы данный законопроект разрабатываем? Может быть, есть смысл проработать этот вопрос, дотационным регионам выделять деньги, чтобы мы на самом деле создали единую... (Микрофон отключён.) ЧИБИС А. В. Андрей Геннадьевич, это важно, я попробую акцентировать. Обязанность лиц, которые занимаются обслуживанием многоквартирных домов, и обязанность органов местного самоуправления в части индивидуальных жилых домов предусмотрена в отношении всех без исключения многоквартирных и индивидуальных домов на территории всех субъектов Федерации. Дополнительные полномочия субъектов Российской Федерации на проведение технического обследования просто дают субъектам право провести сплошное техническое обследование, перепроверив любую информацию, в случае если субъект считает это необходимым. Безусловно, в государственной информационной системе будет вся информация, по всем домам - и многоквартирным, и индивидуальным, - а дополнительное полномочие субъекта просто позволяет провести сплошное техническое обследование в порядке, установленном правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. СИДЯКИН А. Г. Раньше существовала система технического учёта, при которой каждые пять лет мы обязаны были обновлять технические паспорта, и органы местного самоуправления заказывали для пятой части домов, для 20 процентов, на территории муниципального образования обновление техпаспортов. Существующие нормы закона дают субъекту право самому определить, по какому количеству домов каждый год будут актуализироваться данные. Здесь речь не идёт об одномоментном проведении этого технического учёта в отношении всех многоквартирных домов, поэтому и постановка вопроса о том, что нужно выделять какие-то дополнительные субвенции и субсидии, неактуальна в этой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Андрей Владимирович, хотел бы спросить: как эта система будет влиять на кадастровую оценку квартир, которые занимают жильцы, и, соответственно, на налог на недвижимость? Есть ли какая-то зависимость или в принципе всё остаётся без изменений? ЧИБИС А. В. Валентин Сергеевич, данные системы государственного учёта технических характеристик дома не влияют на кадастровую стоимость, по крайней мере в рамках предлагаемых правительством изменений. Если депутаты считают необходимым это взаимоувязать, можно эти вопросы обсуждать в рамках подготовки поправок ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. СИДЯКИН А. Г. Могу дополнить ответ на вопрос коллеги Шурчанова. Многие, точнее, по-моему, двадцать БТИ, ГУПы и МУПы, преобразованы регионами в бюро кадастровой оценки, то есть эти вещи вполне совместимы и, как показывают региональные практики, могут быть взаимоувязаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Андрей Владимирович, вам вопрос, я его частично уже в комитете задавал. Сейчас вы говорите о сплошной инвентаризации, о сплошном техническом обследовании как о праве субъекта - понятно, что за деньги субъекта. Сможет ли субъект применить это право в других ситуациях? У нас чаще всего возникает вопрос об актуализации региональных программ капитального ремонта, когда данные, которые содержатся в этой программе, не соответствуют реальной картине (степень износа коммуникаций и так далее), а это влияет на очерёдность. Поступает огромное количество жалоб от граждан, которые требуют провести повторные исследования, переосвидетельствование, перенести их дом в очереди вперёд или назад. Вот регион может воспользоваться этим правом в индивидуальном порядке или речь идёт только о сплошной программной инвентаризации? И какова приблизительно стоимость такой инвентаризации в среднем для одного дома, если решение будет принято? ЧИБИС А. В. Алексей Владимирович. безусловно, в случае необходимости субъект Российской Федерации в любой момент может провести техническое обследование, не обязательно сплошное. Что касается определения стоимости для дома, в случае если у собственников возникает вопрос об очерёдности его в программе капитального ремонта, она различается с учётом специфики регионов, расстояний в регионах и налаженности этой системы. Мы даже изучали, анализировали этот вопрос и при необходимости готовы представить депутатам подробную информацию о стоимости, которая устанавливалась как раз при подготовке программ капитального ремонта, потому что при формировании программ капитального ремонта подавляющее большинство субъектов такое техническое обследование проводило. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. Я буду лаконичен. Наша фракция поддерживает данный законопроект, это тот случай, когда мы можем только приветствовать позицию правительства. Очевидно, что восстановление системы оценки технического состояния многоквартирных жилых домов необходимо и для самих собственников в первую очередь, и для актуализации программы капитального ремонта, которая писалась довольно импровизированно в 2014 году в ряде регионов. По истечении нескольких лет к ней можно подойти более осмысленно, исходя из состояния в первую очередь несущих конструкций. Тогда, в 2014 году, не было возможности за шесть месяцев сделать это более технично. Безусловно, это влияет и на стоимость квартир: покупатель квартиры может лучше оценить реальное состояние не только самой квартиры, но и дома, в котором она расположена. Конечно, это будет влиять на стоимость квартир и впоследствии в том числе на кадастровую оценку опосредованным путём. Таким образом, этот закон приведёт нас к большей ясности, поэтому мы, наша фракция, можем его принятие только приветствовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, в продолжение сказанного предыдущим докладчиком отмечу, что этот закон приведёт нас к той ясности, от которой мы ушли в 2007 году, разбомбив систему БТИ, разбомбив систему технического учёта. Что может случиться даже за пять лет, которые были между обследованиями? Что угодно может с домом случиться! Так получилось, что программы капитального ремонта - думаю, не скажу ни для кого ничего неожиданного - писались на коленке и максимально быстро, причём отнюдь не силами каких-то великих специалистов. В управляющие компании поступила разнарядка: срочно на сто-двести домов представить технические паспорта, заполнив их. Ну как они заполнялись? Я разговаривал с несколькими инженерами, которые заполняли эти самые паспорта. По большому счёту заполняли по принципу кому что в голову придёт: от приблизительно такого года до приблизительно такого - приблизительно такие? - да, приблизительно такие. Поэтому говорить о том, что мы имеем полную картину по программе капитального ремонта, не приходится. Не скажу, что так было во всех регионах, но предполагаю, что в большинстве. И то, что мы пытаемся восстановить хотя бы право субъектов, скажем так, на возможность проведения этого обследования, - это здорово, это хорошо! Сейчас, повторяю, мы исправляем ошибку, совершённую фактически десять лет назад. Фракция КПРФ поддерживает этот законопроект, и мы всё-таки выступаем с предложением к правительству не просто принять этот закон, не просто создать декларацию, возможность, а в том числе предусмотреть нормативы, модельные варианты, которые должны быть приняты на уровне регионов в части внесения изменений в программу капитального ремонта в связи с изменением как раз технических параметров домов по результатам самого разного рода обследований. Пока регионы сами изобретают, придумывают эти постановления, они совершают много ошибок. Единого подхода - государственного, централизованного подхода, на уровне Российской Федерации - нет. Нам кажется, что профильное министерство должно подготовить для всех регионов Российской Федерации такое модельное постановление, касающееся методики изменения очерёдности в программах капитального ремонта регионов, как раз исходя из технического состояния домов. Ещё раз подчёркиваю: фракция поддерживает восстановление прежнего, государственного, как мы всё-таки считаем, контроля за жилищным фондом, без этого идти дальше нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, докладчик. ЧИБИС А. В. Алексей Владимирович сейчас затронул тему капитального ремонта, и я хотел бы обратить внимание на то, что в полномочиях субъектов Российской Федерации действительно определять очерёдность проведения капитального ремонта, эти региональные акты подготовлены на основании методического документа Минстроя. Алексей Владимирович, если есть в каких-то субъектах документы, которые, по вашему мнению, не отражают реальную возможность собственников повлиять, то мы готовы оперативно с субъектами поработать и настоятельно попросить их скорректировать такой подход. В целом был и есть модельный акт, и субъекты принимали свои акты на основании данного документа. Конечно, где-то они, может быть, действительно не сработали или не работают, и мы готовы оперативно с этим разобраться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 36 мин. 18 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается.