Заседание № 367

17.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1070354-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о совершенствовании механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1097 по 1129 из 2369
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой         
кодекс Российской Федерации".                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Васильевич Тарасенко.                                        
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на     
приоритетное развитие и внедрение системы предупреждения производственного      
травматизма и профессиональной заболеваемости. Вчера он был принят во втором    
чтении, прошёл все необходимые процедуры и подготовлен к рассмотрению в         
третьем чтении. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов         
предлагает принять законопроект в третьем чтении.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие               
высказаться? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 3, третье чтение.              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   11 чел.2,4 %                                     
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                

Заседание № 366

16.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1070354-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о совершенствовании механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; принят в первом чтении 26 января 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3976 по 4065 из 8276
49-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой        
кодекс Российской Федерации".                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Васильевич Тарасенко.                                        
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!               
Законопроектом "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"    
фактически переписан раздел X этого документа, который называется "Охрана       
труда". Законопроект подготовлен правительством с учётом произошедших и         
происходящих изменений в вопросах безопасности труда.                           
                                                                                
В 2013 году был принят закон "О специальной оценке условий труда", который      
сделал критерии оценки вредных и опасных производственных факторов более        
гибкими, когда учитываются не только наименования профессий, но и результаты    
экспертизы условий труда, управления профессиональными рисками. И после         
принятия законопроекта в первом чтении комитетом была создана рабочая группа,   
куда вошли представители правительства, профсоюзов, работодателей и науки. В    
результате непростой дискуссии в конечном счёте нам удалось относительно        
текста законопроекта прийти к консенсусу, и это на заседании комитета при       
принятии законопроекта во втором чтении подтвердили представители всех сторон   
социального партнёрства.                                                        
                                                                                
По данному законопроекту в комитет поступило 229 поправок, из них 156           
поправок включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, 73        
поправки включены в таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению.         
                                                                                
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает утвердить    
таблицы поправок № 1 и № 2 и принять законопроект во втором чтении.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 будут          
замечания? Нет.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 12 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принята.                                                   
                                                                                
По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет.                                    
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 13 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    305 чел.                                          
Не голосовало                 145 чел.32,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 49, второе чтение.             
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 13 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              373 чел.82,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    9 чел.2,0 %                                     
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!               
Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Просьба               
предусмотреть его рассмотрение завтра, 17 июня.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается предложение.    
Спасибо.                                                                        

Заседание № 337

26.01.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1070354-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4534 по 4777 из 6149
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс    
Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения        
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости". Доклад        
официального представителя Правительства Российской Федерации первого           
заместителя министра труда и социальной защиты Алексея Витальевича Вовченко.    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОВЧЕНКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
первый заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию             
предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой        
кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов                
предупреждения производственного травматизма и профессиональной                 
заболеваемости".                                                                
                                                                                
Законопроектом предусматривается формирование в первую очередь                  
профилактической модели обеспечения безопасности работников на производстве,    
повышение уровня безопасности труда и предлагается новая редакция раздела X     
"Охрана труда" Трудового кодекса, целиком это достаточно объёмный материал.     
Законопроектом устанавливается два основных принципа обеспечения безопасности   
труда. Первый - это предупреждение и профилактика, а второй - минимизация       
повреждения здоровья работников. Добавляется совершенно новое направление       
государственной политики в области охраны труда - формирование основ для        
оценки и управления профессиональными рисками. Это основное, сутевое            
изменение и новое понятие, которое вводится данной редакцией. В итоге           
законопроектом предусматриваются три основных момента: внедрение управления     
профессиональными рисками; повышение уровня защиты права работников на труд в   
условиях, которые соответствуют требованиям охраны труда; изменение подхода к   
реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств      
индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии занятого на       
конкретном рабочем месте работника к обеспечению средствами индивидуальной      
защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных     
факторов.                                                                       
                                                                                
Также из новелл: создаётся возможность осуществления документооборота в         
электронном виде в сфере охраны труда, возможность использования в целях        
контроля за безопасным производством работ приборов и оборудования,             
обеспечивающих дистанционную видео- и фотофиксацию процессов производства       
работ. Этого мы законодательно раньше не устанавливали. Ну и по правам          
работников новое: работник может, имеет возможность отказаться от выполнения    
работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, а также        
может участвовать лично либо через своих представителей в рассмотрении          
вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем      
месте. Одна из новелл также предусматривает личное участие работников в         
обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах.                   
                                                                                
Работа над законопроектом осуществлялась в рамках нашего трёхстороннего         
партнёрства, в рамках Российской трёхсторонней комиссии по регулированию        
социально-трудовых отношений. Прошли все этапы регуляторной гильотины, очень    
много было предложений. Просим поддержать концепцию законопроекта.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Михаила Васильевича Тарасенко.                                         
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект,                
инициированный Правительством Российской Федерации, реализует новые методы      
управления в области охраны труда, заключающиеся в переходе от                  
преимущественно компенсационных принципов к системе управления                  
профессиональными рисками.                                                      
                                                                                
Начало реализации этой идеологии было заложено более семи лет назад с           
принятием закона "О специальной оценке условий труда". Сразу хочу               
подчеркнуть, что все компенсационные выплаты и льготы, связанные с вредными и   
опасными производственными факторами, сохраняются в полном объёме, но акцент    
в работе смещается на поощрение вложения средств в улучшение условий труда и    
на этой основе на снижение профессиональных рисков.                             
                                                                                
Как уже сказал представитель правительства Алексей Витальевич Вовченко, в       
Трудовом кодексе заново переписан раздел X "Охрана труда", предполагаемые       
изменения осовременивают применяемые понятия и закладывают новые подходы к      
обеспечению безопасности труда.                                                 
                                                                                
Вместе с тем в комитет поступают замечания по тексту законопроекта, которые     
будут проанализированы, и коллегиально будет обеспечена выработка позиции по    
спорным моментам в законопроекте. Это и понятие грубой неосторожности, и        
оценка создаваемой работодателем комиссии по рассмотрению несчастного случая,   
нарушения работником правил безопасности труда, которое может стать             
основанием для его увольнения. Также необходимо проанализировать новацию,       
касающуюся обязанности работника лично участвовать в обеспечении безопасности   
на своём рабочем месте. Сегодня это обязанность работодателя, а задача          
работника - выполнять правила техники безопасности. Все высказанные замечания   
могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.                
                                                                                
Результаты рассмотрения законопроекта органами государственной власти: из       
десяти субъектов получены положительные отзывы, мнение остальных является       
невыраженным; Правовое управление - с рядом замечаний - поддерживает            
концепцию законопроекта; комитет Совета Федерации также поддерживает; Счётная   
палата Российской Федерации не имеет замечаний. Стороны Российской              
трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,           
представляющие общероссийские объединения профсоюзов и работодателей, также     
сочли возможным поддержать концепцию законопроекта; федерация профсоюзов, то    
есть профсоюзная сторона, направила замечания уже по тексту, который вынесен    
на первое чтение.                                                               
                                                                                
Комитет принял решение о создании для подготовки законопроекта ко второму       
чтению рабочей группы, состоящей из депутатов комитета, представителей          
правительства, представителей сторон социального партнёрства - это              
представители объединений профсоюзов и работодателей, а также представителей    
науки и соответствующих правовых служб исполнительной власти.                   
                                                                                
С учётом изложенного комитет Государственной Думы по труду, социальной          
политике поддерживает концепцию проекта федерального закона.                    
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Михаил Васильевич, я хочу задать вам вопрос не столько как            
представителю комитета, сколько как лидеру межфракционной рабочей группы по     
взаимодействию с профсоюзным движением "Солидарность". Не секрет, что в         
современной России возможность выхода на досрочную пенсию во многом связана с   
оценкой условий труда, - есть ли экспертные оценки, как принятие закона         
сможет повлиять на право граждан выходить на досрочную пенсию?                  
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Да, я должен сказать, что вопрос задан по существу. В своём     
докладе Алексей Витальевич Вовченко сказал, что на сегодняшний день             
спецодежда выдаётся в соответствии с наименованием профессии, а в дальнейшем    
будет выдаваться в соответствии с условиями труда, то есть не название          
профессии будет играть роль, а то, в каких условиях трудится человек. В         
качестве примера: сталеварам положена суконная спецодежда, но есть сталевар     
мартеновской печи, а есть сталевар электрошлакового переплава, который          
работает вот с таким объёмом металла и работает в белом халате, а суконную      
одежду он получает; так вот я хочу сказать, что если условия труда сталевара    
будут улучшены так, что он будет работать в белом халате и на него не будет     
никакого воздействия вредных и опасных производственных факторов, то будет      
пересматриваться и пенсионное законодательство в этой части.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Алексей Витальевич, длительное время рассматривается вопрос о    
пересмотре коэффициентов по уплате сумм в Фонд социального страхования. Я       
напомню, что сегодня так называемые низкорисковые работодатели фактически       
несут ответственность, платят средства за тех, у кого высокий риск получения    
и профессиональных заболеваний, и травм. В этой части будет ли всё-таки         
пересмотр, обещанный нам уже, наверное, лет пять назад, хотя бы постепенный?    
                                                                                
ВОВЧЕНКО А. В. Спасибо за вопрос. Хочу сказать, что концепция представленного   
нами сейчас законопроекта в прямой постановке не затрагивает именно вопросы     
тарифной политики и коэффициентов, но вместе с тем намерение работать над       
этой тематикой у Минтруда, безусловно, есть; мы не зря пять лет обещали: в      
ближайшее время мы активизируем эту работу. Конечно, тут есть достаточное       
место для обсуждения именно вопросов тарифной политики в системе социального    
страхования, но данный законопроект, ещё раз повторяю, в прямой постановке не   
отхватывает это.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Витальевич, я всё-таки уточняю. Вот Михаил   
Васильевич сказал, что комитет создал рабочую группу. Михаил Васильевич в       
принципе человек, который во всей этой тематике - и в спецоценке, и в           
Трудовом кодексе, и тарифах - как рыба в воде. Может, мы всё-таки в рамках      
этой рабочей группы и спецоценку подкорректируем? Всё-таки уже прошло           
достаточное время, чтобы увидеть прорехи. С учётом того что это                 
фундаментальный вопрос, его, безусловно, надо решать, но, раз рабочая группа    
создана, раз вы, как министерство, будете глубоко в это погружены, может,       
стоит всё-таки вот эти три закона (125-й, о тарифах, вот этот и о спецоценке    
труда) в рамках рабочей группы рассмотреть, может быть, даже провести широкие   
парламентские слушания для уточнения и более глубокого понимания?               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Васильевич.                            
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Я хочу сказать, что эта рабочая группа комитета создавалась     
для решения конкретной задачи - переделки раздела X Трудового кодекса, а        
законопроект написан на 98 страницах. Уже сформировались позиции у социальных   
партнёров, мы готовы дискутировать по их позициям, по замечаниям, но они        
профессионалы в этой области, в области терминологии. Спецоценка - это более    
глубокий, более широкий и многоаспектный вопрос, и, безусловно, для него        
нужна другая рабочая группа.                                                    
                                                                                
Николай Васильевич, идея, безусловно, правильная, потому что определённый       
семилетний опыт работы есть, уже накопилось большое количество замечаний. А     
те изменения, которые мы вносим, и не обязательно в законы, но и в другие, в    
правительственные, нормативные акты, на сегодняшний день носят фрагментарный    
характер, поэтому я согласен с вашей постановкой вопроса, думаю, что и          
коллеги из министерства тоже поддержат.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Витальевич, добавите что-то?                      
                                                                                
ВОВЧЕНКО А. В. Безусловно, что касается парламентских слушаний, я считаю,       
здесь вообще вопросов нет. И обсуждать этот вопрос действительно нужно, что     
называется, назрело, поэтому мы поддерживаем и позицию Михаила Васильевича, и   
позицию Николая Васильевича.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.                                           
                                                                                
БОЕВА Н. Д. Алексей Витальевич, ну, тут вот нам представили и написали, что     
предложены механизмы стимулирования работодателя к улучшению условий труда. Я   
внимательно всё смотрела, но так и не нашла механизмы стимулирования            
работодателя - может, я что-то не увидела? Расскажите.                          
                                                                                
ВОВЧЕНКО А. В. Ну да, я повторю: да, тарифов здесь, конечно, нет. Мы            
подразумеваем, что механизмы - это и новые нормативы обеспечения спецодеждой,   
которые будут разработаны, это и новые условия проведения инструктажей, и,      
кстати, в части медосмотров тоже есть определённые коррективы. То есть          
мотивация связана со снижением издержек работодателей, прямых издержек,         
начиная с электронного документооборота - перехода с бумажного                  
документооборота - в сфере охраны труда и заканчивая самими мероприятиями и     
условиями проведения, их составом. Ну вот в этом, в прямой постановке,          
мотивация, конечно же, есть - это упрощение и снижение издержек.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич, спасибо.                                                     
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Не вижу. Тогда переходим к голосованию.            
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 26 порядка работы.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.