Заседание № 344
О проекте федерального закона № 1070291-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части регулирования деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы дополнительного предпрофессионального, среднего профессионального, высшего образования в области искусств).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
2-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", третье чтение. Пожалуйста, Вячеслав Алексеевич Никонов. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Когда я представлял законопроект в первом чтении, я, напомню, сказал, что у нас есть очень большое преимущество перед любыми нашими геополитическими противниками, потому что Большой театр старше Соединённых Штатов Америки. Сегодня я добавлю, что Эрмитаж ещё старше, чем Большой театр. У нас, как у страны, как у народа, очень серьёзный культурный пласт. У нас хорошо воспитывают, Владимир Вольфович. Во всяком случае, ещё до того, как пойти в школу, я точно знал, кого и как надо пропускать, что вперёд надо пропускать женщин, что надо уважать старших. Я думаю, Андрея Константиновича тоже так воспитали. И я что-то не припомню такого случая в своей жизни, когда я пёр, как танк, - да и Андрей Константинович тоже - или кого-то не пропускал. Вы, наверное, меня с кем-то спутали и Андрея Константиновича тоже. Давайте поговорим о законопроекте, который позволит нам и дальше сохранять своё культурное превосходство, а оно у нас в генах. У нас до сих пор одна из лучших, а может быть, и лучшая в мире школа музыки, классического театра, живописи, у нас замечательные традиции народного творчества, у нас прекрасное цирковое искусство, и во многом это заложено детскими школами искусств, которые благодаря принимаемому нами сегодня в третьем чтении законопроекту действительно получат новый, более высокий статус и позволят нам и дальше поддерживать своё лидерство. Ведь в конечном счёте именно в детях залог будущего нашей высокой культуры, залог будущего нашего национального интеллекта, потому что интеллект - это развитие в самых разных направлениях: мозг растёт, развивается, когда пополняется самыми разными знаниями из самых различных областей и когда приобретает самые разные навыки, в том числе, конечно же, и навыки, связанные с художественным творчеством, с творчеством в целом. Это важно и для воспитания наших граждан. Воспитание гражданственности через высокое искусство, через высокую литературу, культуру - это тоже очень важно: дети, которые ходят в детские школы искусств, никогда не оказываются на пути преступности. Комитет Государственной Думы по образованию и науке поддерживает президентский законопроект с теми поправками, которые были внесены в него, и предлагает принять в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам от фракции кто хотел бы высказаться? Нет желающих. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 2-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 16 мин. 27 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 343
О проекте федерального закона № 1070291-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части регулирования деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы дополнительного предпрофессионального, среднего профессионального, высшего образования в области искусств).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Вячеслава Алексеевича Никонова. Пожалуйста, Вячеслав Алексеевич. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Это президентский законопроект, касающийся сферы культуры, искусства, детских школ искусств. Это важный законопроект, который предусматривает повышение статуса детских школ искусств, вводит возможность проведения творческих конкурсов при приёме в средние специальные учреждения образования, связанные с культурой, и даёт полномочия Министерству культуры устанавливать контрольные цифры приёма в высшие учебные заведения. Комитет рассмотрел законопроект и рекомендует его к принятию во втором чтении. В таблице поправок № 1, рекомендованных к принятию, пять поправок, две из которых носят юридико-технический характер. Одна поправка предложена к отклонению и включена в таблицу поправок № 2. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет предлагает поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 49 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается единогласно таблица поправок № 1. По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Комитет предлагает отклонить эти поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 21 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", 5-й вопрос нашей повестки. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 59 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается единогласно во втором чтении законопроект под пунктом 5. Включите, пожалуйста, микрофон на трибуне. НИКОНОВ В. А. Законопроект готов для принятия в третьем чтении. Просьба включить его в повестку заседания Государственной Думы на завтра, 10 марта сего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимается ваше предложение, Вячеслав Алексеевич, включаем в повестку дня на завтра.
Заседание № 336
О проекте федерального закона № 1070291-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части регулирования деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы дополнительного предпрофессионального, среднего профессионального, высшего образования в области искусств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", первое чтение. Доклад официального представителя Президента Российской Федерации министра культуры Российской Федерации Ольги Борисовны Любимовой. Пожалуйста. ЛЮБИМОВА О. Б., официальный представитель Президента Российской Федерации, министр культуры Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Представляю вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", внесённый Президентом Российской Федерации. 27 октября 2020 года на заседании Совета по культуре и искусству Президент Российской Федерации обратил внимание на недопустимость превращения детских школ искусств в кружки. Для нас сохранение уникального художественного образования, построенного на основе трёхуровневой системы подготовки - детские школы искусств, училища и вузы, - это абсолютный приоритет. Благодаря национальному проекту "Культура" растут и количество детских школ искусств, и численность обучающихся. За последние два года в 610 детских школах искусств закуплено 20 тысяч музыкальных инструментов, свыше 8 тысяч единиц оборудования, свыше 15 тысяч единиц учебной литературы. В 2020 году проведены капитальный ремонт и реконструкция 151 здания детских школ искусств в 36 субъектах Российской Федерации. В 2021 году эти цифры будут увеличены вдвое. Однако действующая нормативно-правовая база не в полной мере учитывает специфику образовательной деятельности в культуре, которая как раз отличает профессиональное образование в сфере искусства от любительских кружков. В связи с этим в законопроекте предлагается, первое, закрепить полномочия по организации деятельности детских школ искусств за региональными министерствами культуры. Органы исполнительной власти в сфере культуры смогут разрабатывать и устанавливать нормативы, базовые нормативы затрат, требования к оснащению, требования к кадровому составу, а также обеспечивать организационно-методическое сопровождение деятельности детских школ искусств. С этой целью при поступлении в училища на обучение по программам среднего профобразования творческий экзамен будет оцениваться не только по зачётной системе, но и по балльной. Одновременно будут учитываться индивидуальные достижения поступающих, результаты их участия в региональных, всероссийских, международных конкурсах в сфере искусства. Минкультуры России, и это четвёртое, наделяется правом устанавливать образовательным организациям в сфере культуры и искусства контрольные цифры приёма в порядке, утверждённом Правительством Российской Федерации. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Вячеслава Алексеевича Никонова. Пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! У нашей страны есть огромное конкурентное преимущество - геополитическое - перед теми, кто хочет вмешаться в наши внутренние дела: у нас Большой театр старше Соединённых Штатов Америки, наша страна стоит на могучем фундаменте нашей культуры и нашей цивилизации. Когда в любой точке земного шара произносят слово "театр", имеют в виду Станиславского, потому что система Станиславского известна везде. Когда произносят слово "драма", имеют в виду Чехова, поскольку он - квинтэссенция драмы. Когда говорят "великая музыка", вспоминают Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева. Когда говорят о великом балете, вспоминают Большой и Мариинку. Какую бы сферу большого искусства вы ни взяли - там мы, там наша великая культура. И основа этой великой культуры - это, конечно, детские школы искусств. Наша большая нынешняя культура, которая тоже задаёт высшие планки в современном мире, и она оттуда, из детских школ искусств. Они создают фундамент культуры, они формируют сознание детей. Как известно, развитие сознания должно идти во всех направлениях: должны развиваться и правое, и левое полушария, и рациональное полушарие, и отвечающее за воображение. Не случайно Ломоносов был прекрасным художником, Грибоедов был прекрасным музыкантом, Эйнштейн совершал свои открытия либо во время игры на скрипке, либо после того, как он играл на скрипке, а основатель компании "Apple", очень любимой нашими современными детьми, десять лет посвятил китайской каллиграфии, я имею в виду Стива Джобса. Кроме того, это средство воспитания: известно, что ни один ребёнок, который занимается в музыкальной школе, не состоит на учёте в детской комнате милиции, это известно всем. Это воспитывает, поскольку высокая культура действительно воспитывает и высокие чувства. Внесённый законопроект позволяет на новый уровень поднять всю работу, связанную со школами искусств. Законопроект устанавливает статус этих школ, и это очень важно. Он поднимает этот статус с муниципального уровня на уровень субъектовый, и, конечно, здесь возникает вопрос о том, что это вызовет дополнительную нагрузку на субъекты Федерации, но, я думаю, эта нагрузка с нашей помощью должна быть облегчена для субъектов. И сами они, я думаю, должны быть заинтересованы в том, чтобы нести эту нагрузку. Сейчас действительно очень часто можно слышать упрёки, в том числе в наш адрес, что образовательной организацией творческого профиля при приёме не учитываются, собственно, результаты творческих экзаменов, учитываются результаты экзаменов, которые сдавались в школе, ОГЭ, ЕГЭ, в то время как нужно учитывать творческие качества, которые могут оценить только преподаватели при вступительных испытаниях. И очень важно, что законопроектом устанавливается такая возможность в отношении средних профессиональных организаций, творческих, где результаты творческих конкурсов, участие в международных творческих конкурсах будет учитываться при поступлении. И наконец, президент предлагает Министерству культуры устанавливать контрольные цифры приёма для высших учебных заведений, это исключительно важно. Комитет рассмотрел законопроект, его, безусловно, поддерживает, считает его исключительно важным для сохранения нашего главного конкурентного преимущества: Большой театр старше Соединённых Штатов Америки, и так будет, заметьте, всегда. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Алексеевич, пожалуйста, вернитесь, вопросы могут быть. Коллеги, вопросы, пожалуйста. Включите режим записи. Покажите список. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к докладчице, к Ольге Владимировне... Извините, к Ольге Борисовне. Ольга Борисовна, означает ли принятие данного законопроекта, что те детские школы искусств, которые в настоящее время функционируют во множестве муниципалитетов, должны быть реорганизованы в обязательном порядке под конкретный профиль? И второй момент: на основании каких параметров или факторов Министерство культуры, которому придаются дополнительные полномочия этим законом, будет определять те самые контрольные цифры для приёма на обучение по соответствующим специальностям? Спасибо. ЛЮБИМОВА О. Б. Значит, по первому вопросу. Конечно же, никак не будет меняться, реструктуризироваться работа действующих детских школ искусств, это невозможно. Более того, в этом нет необходимости, мы и настаиваем на другом, мы другой курс и продвигаем. Наоборот, это наша работа, позволяющая в дальнейшем и поступать на основе творческих успехов, и развивать не только предпрофобразование, но и, разумеется, общеобразовательные наши направления, которые на данный момент существуют в детских школах искусств. Второй вопрос, по контрольным цифрам приёма. Он в первую очередь, конечно, будет связан с работой с нашим профессиональным сообществом, с работой с регионами, с учётом знания потребностей региона и состояния уровня подготовки самого вуза на данный момент. Эти цифры будут меняться год от года, и, конечно же, будет принято согласованное решение совместно, безусловно, с профессиональным сообществом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Зайцев Максим Сергеевич. ЗАЙЦЕВ М. С. У меня тоже вопрос к докладчику. Уважаемая Ольга Борисовна, согласно концепции законопроекта деятельность детских школ искусств будет регулироваться как на федеральном, так и на региональном уровне. В связи с этим вопрос: а каким образом Министерство культуры планирует осуществлять региональный контроль порядка ведения образовательной деятельности школами искусств? И как это будет происходить, если порядок будет определяться на федеральном уровне? Спасибо. ЛЮБИМОВА О. Б. Дело в том, что постоянно ведётся мониторинг статистики, он и сейчас ведётся. Мы понимаем прекрасно, что к нам присоединяются мои коллеги, региональные министры, и совместно эта работа, я так полагаю, наоборот, будет проводиться более оперативно, мы будем на постоянной связи, а не так, как при работе с каждым субъектом, что намного сложнее и дольше по времени. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бобрышев Юрий Иванович, пожалуйста. БОБРЫШЕВ Ю. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Ольге Борисовне. Скажите, пожалуйста, вы считаете, что муниципалитеты не справляются со своими функциями? Вы сегодня предлагаете забрать из их ведения школы искусств, завтра ещё что-то предложите - может, тогда и муниципалитеты ликвидировать? Мне кажется, это ошибка. Спасибо. ЛЮБИМОВА О. Б. Спасибо большое за вопрос. Нет. Дело в том, что контроль, безусловно, также остаётся на уровне муниципалитетов, но профильные министры смогут помочь нормативным сопровождением детским школам искусств, и это, скорее, в помощь, и в помощь тем же муниципалитетам. Я могу вам сказать, что Министерство культуры, не имея в своём ведении ни одного зоопарка, ни одного океанариума, ни одного дельфинария, фактически весь этот год занималось спасением этих учреждений, помогая им в работе с профессиональным сообществом именно с точки зрения нормативно-правовой базы. То же самое, по аналогии, я могу сказать и в отношении детских школ искусств. Это очень важно, это очень большая ответственность, которая ложится на региональных министров, которые в то же время будут работать в помощь детским школам искусств. Ради этого и вносятся изменения в федеральный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Ольга Борисовна, я хочу напомнить про указ Президента России от 7 мая 2012 года № 599. Согласно этому указу в 2020 году, то есть в прошлом году, половина всех детей должна получать дополнительное образование за счёт федерального, подчёркиваю, бюджета. Когда обсуждался бюджет, мы спрашивали коллег из Министерства просвещения: какое количество детей получает дополнительное образование в соответствии с указом президента? Ответа мы, к сожалению, не получили. Вопрос: во-первых, есть ли у вас информация, какое количество ребят получает художественное образование, в том числе в детских школах искусств, за счёт федерального бюджета, во-вторых, ожидаете ли вы, что в результате принятия закона мы хотя бы отчасти приблизимся к исполнению указа № 599 от 7 мая 2012? ЛЮБИМОВА О. Б. По цифрам оперативно могу ответить: 1,7 миллиона человек. Конечно, по запросу любую подробную информацию мы можем вам представить для вашей работы. Вы прекрасно понимаете, что мониторинг ведётся постоянно и все цифры в соответствующем нашем департаменте, профильном, курирующем этот вопрос, у нас есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ольга Борисовна, сначала разрешите передать вам слова благодарности от жителей города Екатеринбурга, в частности за поддержку обращения в компанию "Аэрофлот" о присвоении одному из воздушных судов имени Владислава Крапивина. А вопрос у меня немножко шире данного законопроекта, но тем не менее. Руководством страны была поставлена задача к 2025 году перевести все школы на одну смену. В ходе совещаний, когда мы встречаемся с руководством в том числе и дошкольных образовательных учреждений, и школ искусств, высказываются опасения, что может получиться так, что... Ну, на данный момент дети, которые учатся в первую смену, после обеда получают дополнительное образование, в том числе и в школах искусств, а те, которые учатся во вторую смену, имеют возможность до обеда посещать, и есть такое мнение, что в результате вот этого благого дела может получиться так, что неэффективно будут использоваться... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте десять секунд. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. ...использоваться данные помещения, так как будет малая заполняемость. Разделяете вы такую озабоченность? ЛЮБИМОВА О. Б. Ну, конечно, вы прекрасно понимаете, какое количество часов для получения дополнительного образования приходится в трудах проводить ученикам детских школ искусств, - мы говорим и о музыкантах, и о художниках, но в первую очередь, конечно, о музыкантах. Безусловно, эта проблема существует, и я думаю, что более точно и серьёзно заниматься ею надо уже будет непосредственно с нашими замечательными педагогами, принимать решения и так строить детский день, учебный и образовательный, чтобы те дети, которые учатся в детских школах искусств, смогли продолжить обучаться в дальнейшем, особенно это важно для предпрофобразования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пьяных Дмитрий Сергеевич. ПЬЯНЫХ Д. С., фракция ЛДПР. Уважаемая Ольга Борисовна, вопрос касается целевого обучения. В тексте законопроекта указано, что Министерство культуры для регионов теперь будет иметь право устанавливать контрольные цифры приёма, в том числе и по целевому обучению, и осталось в законопроекте преимущественное право целевиков на поступление в средние специальные учебные заведения в сфере культуры. Вот, наверное, для вас не секрет, да и ни для кого не секрет, что в регионах, особенно в сёлах, в частности в Саратовской области, работники сферы культуры на вес золота. Как проводится мониторинг возвращения целевиков на места работы, откуда их отправляли на обучение? Мы видим, что не всегда те люди, которые учились за счёт бюджета, по целевому направлению в учреждениях сферы культуры, возвращаются на то место работы, откуда их направляли. ЛЮБИМОВА О. Б. Абсолютно верно, эта проблема существует. Тут, конечно, нам помогает мониторинг, который мы проводим в связи с национальным проектом "Культура". Вы знаете, могу сказать, что в помощь нам всем, конечно же, в первую очередь вот такой непростой опыт работы онлайн, потому что мы увеличили и в рамках национального проекта, и в рамках наших других программ, которые при поддержке Министерства культуры существуют, долю образования и образовательных курсов в режиме онлайн. Это позволяет развиваться ребятам и молодым деятелям, которые начинают трудиться в регионах. Если говорить о кадровой проблеме, то эту проблему мы стараемся решить за счёт того, что регионы постоянно делятся друг с другом существующим, наработанным опытом, - мы говорим сейчас и о домах культуры, и о единых культурных центрах, которые строятся, реставрируются, реконструируются, в том числе не с точки зрения стен и качества выполненного ремонта, а с точки зрения того, что будет проходить в этих учреждениях культуры. Но мы с вами абсолютно согласны, что эта проблема существует: подчас целевики выезжают учиться в Москву или в Санкт-Петербург, а потом очень многие в регионах жалуются, что не так много уже отучившихся выпускников, получивших профильное образование и дипломы, возвращается в регион. Безусловно, это связано с проблемой заработной платы, мы это понимаем и часто обсуждаем эту проблему с руководителями регионов, которые, как правило, стараются сформировать предложения, чтобы профессионалы оставались на местах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шулепов Евгений Борисович. ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Я хотел бы вопрос задать, не успел нажать кнопочку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задавайте вопрос. ШУЛЕПОВ Е. Б. Вопрос очень важный. Ольга Борисовна, скажите, пожалуйста, значит ли это, что муниципальные учреждения будут переданы на региональный уровень, если да, то когда? И второе. Всё-таки я не услышал из вашего выступления, в чём же преимущество, что получат школы искусств при переводе с муниципального на региональный уровень. Хотя бы две-три конкретные причины назовите, пожалуйста. ЛЮБИМОВА О. Б. Я постараюсь сразу ответить. Дело в том, что только нормативно-правовое сопровождение передаётся моим коллегам - региональным министрам. Конечно же, всё, что касается и формирования штатной сетки, и формирования, скажем, общей повестки и методических рекомендаций, безусловно, закрепляется за региональными министерствами культуры. Нам кажется это очень важным, потому что мы еженедельно работаем с регионами, проводим ВКС и информируем по существующим проблемам, мониторим существующие проблемы. И конечно же, я повторю, нам представляется это необходимым в первую очередь потому, что это ускорит решение проблем, существующих в муниципалитетах, - мы не бросаем муниципалитеты, не оставляем их в одиночестве с их проблемами и не узнаём о проблемах случайно из СМИ, когда это поднимается на федеральный уровень, понимаете? Более того, это позволит нам контролировать, чтобы детские школы искусств не закрывались, чтобы сеть их не уменьшалась, в противном случае о сокращении количества детских школ искусств мы узнаем в середине следующего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Драпеко Елена Григорьевна. От фракции - три минуты. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает этот законопроект. Но я хочу вам напомнить, что на протяжении нескольких созывов Государственной Думы мы вели просто позиционную войну за то, чтобы такие нормы появились в нашем законодательстве. Я хочу напомнить, что, выступая ещё в начале 2000-х годов, Тихон Хренников, великий композитор, говорил нам, что искусство - это такая пирамида, в основе которой лежит широкая сеть организаций дополнительного образования детей, где мы находим те самые золотники, которые потом вырастают на вершине в наши достижения мировой культуры в области искусства, и исполнительского искусства, и театрального искусства, всякого. Но существовало и другое мнение, которое сегодня уже прозвучало в зале, его высказал Смолин, наш любимый депутат, который говорит: но ведь все дети должны получать образование, почему в музыкальные школы мы должны принимать, так сказать, ограниченное количество детей - всех за федеральные деньги учить. Конечно! Но суть того законопроекта, который мы сегодня рассматриваем, так же как и суть нашей многолетней борьбы - это убеждение в том, что существуют два направления: одно из них называется эстетическим развитием ребёнка, а второе - подготовкой профессионалов, предпрофессиональной подготовкой через музыкальные, художественные и прочие школы. На сегодняшний день у нас с вами ситуация складывается так, у меня есть данные на 2019 год (это данные, прозвучавшие на культурном форуме в Петербурге, там была специальная научно-практическая конференция по художественному образованию для детей): вот 4811 детских школ, в которых обучаются 1,7 миллиона детей, - это специализированные школы, где должны обучаться дети, у которых есть одарённость в этом направлении. Но при этом в системе нашего общего образования существует разветвлённая сеть детских организаций дополнительного образования, не считая уроков музыки и живописи, которые преподаются в самой средней школе, есть кружки, есть дополнительное образование другого уровня. Для нас важно отметить, что президент в своём законопроекте выделил вот эту систему, за которую мы бились, поэтому низкий поклон администрации президента, Президенту Российской Федерации, Министерству культуры, которое приложило гигантские усилия, чтобы этот законопроект состоялся. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я начну с уточнения. Я не поднимал вопрос о соотношении предпрофессионального и общеразвивающего дополнительного образования, мой вопрос был о совершенно другом: в какой мере федеральный бюджет помогает регионам давать детям это самое образование? Мы к этому вернёмся. А пока я считаю необходимым поддержать законопроект с учётом следующих основных соображений. Первое. Советское художественное образование, а это именно образование, сформировавшееся в советский период, без всякого квасного патриотизма, было уникальным и лучшим в мире. Если по поводу образования в целом проходят дискуссии, было оно одним из лучших или лучшим, то это образование действительно всегда было лучшим в мире. Поэтому нам очень важно сохранить эти традиции. Не случайно Юрий Визбор говорил, что и даже в области балета мы впереди планеты всей. Некоторые либералы считали, что это ёрничество, а на самом деле это был патриотизм, чуть-чуть прикрытый Визбором, как положено интеллигенту, иронией. Второе. Законопроект закрепляет практику большинства регионов, где детские школы искусств должны находиться в ведении органов управления культурой. Я знаю, что были другие тенденции. Я тесно общаюсь с музыкантами (в частности, как выпускник музыкальной школы, даже рассматривавший версию музыкальной карьеры одно время) и хорошо знаю, что профессионалы за то, чтобы культурой управляла именно культура, поскольку больше понимает в специфике, в частности, художественного образования. Законопроект это закрепляет, и это правильно. Третье. Правильная позиция состоит в том, что функции формирования контрольных цифр приёма в высшие учебные заведения по специальностям, связанным с культурой, передаются Министерству культуры. Это тоже правильно, коллеги, потому что при формальных подходах я, например, по моему родному городу Омску, где в своё время институт культуры был присоединён к классическому университету, сталкивался с проблемами, когда меня спрашивали коллеги из министерства образования и науки: "А зачем классическому университету контрольные цифры приёма в области культуры?" Надеюсь, законопроект эти проблемы поможет решить. Вместе с тем, на мой взгляд, у законопроекта есть две слабые стороны. Первая - это всё-таки его преимущественно рамочный характер. Не случайно Председатель Государственной Думы многократно говорил: "Давайте включать нормы прямого действия". Здесь их маловато - мы хотим, чтобы их стало больше. Кстати, пользуясь случаем, Ольга Борисовна, приведу ваш ответ при обсуждении законопроекта в комитете: Ольга Борисовна обещала рассмотреть в министерстве вопрос о том, чтобы все преподаватели художественных... детских школ искусств, короче говоря, получили ставку 18 часов, на чём давно настаивают наши коллеги. Второе. Законопроект не предусматривает выделения дополнительных средств из бюджетов, так написано в пояснительной записке. Мне кажется, это неправильно, я считаю, что указ президента от 7 мая 2012 года должен исполняться, в том числе надо помогать в реализации права на образование в детских школах искусств... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. СМОЛИН О. Н. Прошу поддержать законопроект, а мы будем стараться его конкретизировать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Ямпольская Елена Александровна, пожалуйста. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, конечно же, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" уполномочила меня сообщить вам о том, что фракция поддерживает президентский законопроект. Но я, как председатель комитета-соисполнителя, хочу всё-таки сказать, позвольте мне отдельно сказать о том, что наш комитет просто счастлив наконец добиться рассмотрения этого вопроса, мы счастливы, что этот законопроект появился. На протяжении последних нескольких лет мы вместе с педагогическим сообществом занимались защитой нашего традиционного художественного образования. Даже здесь, в зале, у меня есть письма педагогов из самых разных регионов нашей страны, которые били тревогу по поводу того, что происходит, в частности по поводу внедрения сертификатов так называемого персонифицированного финансирования дополнительного образования, которые ничтоже сумняшеся в ряде регионов стали применять к школам с предпрофессиональным образованием. Я горжусь тем, что те рекомендации, которые выносил наш комитет, полностью соответствуют тому, что есть в данном законопроекте. Мы просили об особом статусе для детских школ искусств; мы просили о приоритете предпрофессионального образования, настаивали на этом; мы говорили о том, что невозможно красивую формулу "деньги идут за ребёнком" использовать в предпрофессиональном образовании, потому что это слишком серьёзный вопрос - образование и воспитание. Кружковая деятельность, досуговая деятельность - это замечательная история, воспитывающая человека, но, когда мы говорим об одарённых детях, когда мы говорим о капитале страны, который растёт в этих школах, мы должны подходить к этому гораздо более серьёзно и ответственно. Я хочу с этой трибуны воздать должное педагогическому сообществу всей страны, которое стояло буквально насмерть: они боролись и бились с чиновничьим абсурдом, который в последние годы пытался превратить предпрофессиональное образование фактически в кружки. Точку в этой истории смог поставить президент, так часто бывает в нашей с вами жизни. Спасибо действительно за то, что он в очередной раз её поставил. Особо я хочу отметить роль Екатерины Васильевны Мечетиной, заслуженной артистки России, известного музыканта и замечательного педагога, в решении этого вопроса, чьё выступление в октябре минувшего года на заседании Совета при Президенте России по культуре и искусству, собственно, и стало последним, завершающим аккордом, после которого появился данный законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект, а значит, поддерживает традиционную, сложившуюся в нашем отечестве систему художественного образования, которая подарила миру огромное количество талантов и достижений, и теперь есть надежда, что будет дарить и впредь. Прошу вас поддержать законопроект. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Борисовна, у вас есть возможность выступить с заключительным словом, если есть такая необходимость. Пожалуйста. ЛЮБИМОВА О. Б. Я скажу несколько слов. Конечно, это слова благодарности за наш совместный труд, за работу сразу с двумя комитетами. Действительно, очень серьёзный труд, который вылился в эти изменения. Мы прекрасно понимаем, как этих решений ждут и профессиональное сообщество, и дети, и, конечно, родители тех музыкантов, которые в этом году, уходящем учебном году, предприняли невероятные усилия, чтобы сохранить вот этот уровень, несмотря на эпидемиологическую обстановку, несмотря на режим обучения онлайн, поэтому особенно хочется поддержать вот этим решением их в этом году. Спасибо вам большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Алексеевич, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 38 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.