Заседание № 367
О проекте федерального закона № 1070119-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об инвестиционной декларации и соглашении о создании объектов инфраструктуры морского порта).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Виктор Ефимович Дерябкин. Обращаю внимание, коллеги, у нас при рассмотрении законопроекта присутствует министр транспорта Савельев Виталий Геннадьевич. Пожалуйста. ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект был вчера принят Государственной Думой во втором чтении. Сегодня законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Мы смогли поправить в законопроекте нормы, которые вызывали озабоченность у бизнеса и государства, и постарались соблюсти интересы как бизнеса, так и государства. Этот закон необходим для государства. В последнее время возросло число инвестиционных проектов, реализация которых приостановлена инвесторами на неопределённый срок. Земельные участки, которые предоставлены инвесторам на Дальнем Востоке и в Азово-Черноморском бассейне, простаивают из-за отсутствия у инвесторов возможностей финансирования этих проектов. В случае принятия закона государство будет понимать, что, выделяя деньги из бюджета, предоставляя землю, оно гарантированно получит результат: будет создан объект инфраструктуры, на нём будет осуществляться перевалка грузов, эта деятельность будет осуществляться с соблюдением экологических требований. Если объект будет передан в аренду, то обязательства перед государством также будут выполнены. Этот закон будет полезен и бизнесу. Бизнес получает чёткие, открытые правила игры со стороны государства: он будет понимать, какие условия ему надо выполнить, если он хочет построить или реконструировать объект с привлечением средств федерального бюджета и ему требуются для этого находящиеся в собственности у государства земельные участки; он будет знать, какую ответственность понесёт, если нарушит взятые на себя обязательства; он будет понимать, что государство также будет нести ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств. Хочу особо подчеркнуть, что закон не будет распространяться на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу. Закон вступит в силу через полгода после опубликования, эти полгода даются правительству для принятия необходимой правовой базы и бизнесу для того, чтобы понять, как он будет работать в новых условиях. Всё это время закон будет находиться в зоне нашего пристального внимания, мы будем вести мониторинг подготовки подзаконных актов, оценивать их содержание как с точки зрения защиты интересов государства, так и с точки зрения защиты бизнеса, оперативно реагировать на все негативные сигналы. С учётом изложенного Комитет по транспорту и строительству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Уважаемые коллеги, прошу поддержать позицию комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Нет. Есть вопросы к Виталию Геннадьевичу? Нет. Виталий Геннадьевич, обращаем внимание, что законопроект из числа приоритетных законопроектов правительства. Мы обсуждали приоритетные законопроекты с председателем правительства, с руководителем аппарата правительства и договаривались, чтобы законопроекты приходили в Думу своевременно. Вот данный законопроект рассматривался вчера практически в авральном режиме, когда дополнения и, соответственно, поправки вносились в зале практически с голоса, всё это ведёт к снижению качества законотворчества. Министерство отвечает за политику в этой сфере. Поэтому нам хотелось бы, тем более что мы вас поддержали и эта поддержка была очень внушительной, чтобы в будущем мы строили отношения иначе и исходили из того, что все поправки, которые требуют рассмотрения, могли бы быть представлены и гражданам, и экспертному сообществу, и бизнес-сообществу заблаговременно, чтобы они могли их обсудить и высказать свою точку зрения. Давайте в будущем уйдём от этой штурмовщины, тем более когда речь идёт о сложных законах, поскольку в итоге может быть много ошибок и потом придётся их поправлять, мы с этим зачастую сталкиваемся. Пожалуйста. САВЕЛЬЕВ В. Г., министр транспорта Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Я прежде всего хочу поблагодарить вас за ту совместную работу, которую мы проделали в рамках весенней сессии, и за те законопроекты, которые мы приняли. Я принимаю все замечания, которые вы высказали. Я хочу вам сказать о том, почему законопроект так тяжело проходил и было так много поправок до последнего момента. Мы пытались найти сбалансированную позицию именно с бизнесом. У нас в России на сегодняшний день 67 портов, и мы собираемся в рамках комплексного плана модернизации инфраструктуры провести 41 мероприятие до 2030 года. Вот то, о чём сейчас говорил Виктор Ефимович, - это абсолютная правда: многие инвесторы просто как бы занимают участок как инвесторы и дальше всё на этом заканчивается. Таких примеров очень много. Именно поэтому мы просим вас поддержать этот законопроект. Мы бы хотели, чтобы бизнес со всей ответственностью относился к инвестициям со стороны государства. Ведь что ещё позволяет нам закон, Вячеслав Викторович? Если бизнес не попросил участия государства в виде денежных вложений - на углубление, на подпорную стенку, - то это остаётся в рамках инвестиционной декларации, она не перерастает в инвестиционное соглашение. Безусловно, через 180 дней, когда закон вступит в силу, у нас будет время, и мы до 1 марта 2022 года обязаны будем принять постановления, которые будут регламентировать и регулировать детали и нюансы этого закона. Я думаю, что мы с пониманием относимся вот к этой ситуации и будем искать реальные, нормальные, сбалансированные решения тех проблем, о которых нам рассказал бизнес, чтобы эти решения в большинстве своём удовлетворяли бизнес. Я просил бы поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут вопросы? Всё понятно. Сергей Владимирович, вы так смотрите... Я думаю, что мы сняли все вопросы, которые вчера у нас звучали. Ну и на будущее, коллеги, исходите из того, что мы участвуем в формировании правительства, утверждаем министров, и правильно было бы вопросы законодательства, законотворчества обсуждать более профессионально с нашими коллегами из правительства. А это улица с двусторонним движением: это и нас касается, и правительства касается. Министр недавно пришёл, в должности работает уже после утверждения нами в соответствии с новой нормой Конституции. Совершенно очевидно, там есть и свои приоритеты, но вопросы законотворчества требуют, чтобы внимание уделяло первое лицо. Ставится на голосование законопроект под пунктом 5 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 35 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято За - 408, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят единогласно. Виталий Геннадьевич, спасибо вам за участие. Обратите внимание на итог, когда министр лично занимается вопросами законотворчества и объясняет законодателям свою позицию, над чем дальше работать. (Аплодисменты.)
Заседание № 366
О проекте федерального закона № 1070119-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об инвестиционной декларации и о соглашении о создании объектов инфраструктуры морского порта).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Если вы не возражаете, давайте рассмотрим вопрос 51. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Виктор Ефимович Дерябкин. ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 27 января текущего года. К законопроекту поступила 81 поправка. Комитет рекомендует 55 поправок, которые включены в таблицу поправок № 1, принять, 26 поправок, которые включены в таблицу поправок № 2, отклонить. Уважаемые коллеги, из таблицы поправок № 1 я отзываю поправки 24 и 53, в связи с этим прошу рассмотреть таблицу поправок № 1 без этих поправок. Также мною внесена новая поправка, по которой прошу принять решение. Эта поправка представлена в электронной базе, в информационной системе Государственной Думы, в ней учитываются замечания Правительства Российской Федерации. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением вынесенных на отдельное голосование. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, о чём хочу сказать? Здесь повнимательнее, представитель правительства! Фактически в последний день работы Думы над законопроектами первого, второго чтений правильно было бы нам всем быть повнимательнее, потому что есть поправки, розданные в зале, есть поправки с голоса, есть поправки, которые отзываются, потом вновь предлагаются... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не красит! Знаете, вот я только что отвлёкся на поправку, которую в зале раздали. Она содержательно, в смысловом плане очень сложная - её правильно было бы комментировать, потому что мы с вами сейчас можем это принять, а потом будет стыдно за принятое решение. Давайте исходить из того, что сегодняшний день действительно ёмкий для всех нас, но когда вначале комитет предлагает принять, а потом с голоса берёт и сносит часть поправок, необходимо понимать, что в итоге-то будет. Гарри Владимирович, просьба к вам также обращать на это внимание. Понятно, что в итоге ответственность будет коллегиальная, но только за каждую поправку, за каждый поступок кто-то должен будет ответить. Итак, какие поправки вы предлагаете отозвать из таблицы поправок № 1? ДЕРЯБКИН В. Е. Поправки 24 и 53. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1 (в ней 55 поправок), за исключением поправок 24 и 53. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 18 мин. 16 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1, за исключением поправок 24 и 53. Пожалуйста, по поправке 24 какое предложение? ДЕРЯБКИН В. Е. Новую поправку, мною она сегодня внесена... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, подождите. По поправке 24 обоснуйте предложение, в чём оно заключается, Виктор Ефимович? Вот мы сейчас с вами из таблицы поправок № 1 изъяли поправки 24 и 53. Вы предлагаете нам эти поправки, насколько я понимаю, отклонить. Ваше обоснование: почему депутаты должны по поправкам, которые комитет ранее рекомендовал к принятию, пересмотреть свою позицию и их отклонить? ДЕРЯБКИН В. Е. Эта поправка предварительно была внесена мною. Она предусматривала обязательство инвестора осуществлять финансовое и организационное обеспечение перевалки грузов в объёме не менее указанного в соглашении с соблюдением требований по обеспечению защиты морской среды от загрязнений и экологических требований, возникающее при условии и с момента заключения грузоотправителем с перевозчиком долгосрочного договора об организации перевозок в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". После проведённых дополнительных консультаций с участием Правительства Российской Федерации, РЖД и бизнес-сообщества принято решение эту поправку отозвать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А у нас представитель правительства присутствует при рассмотрении проекта закона? Пожалуйста, представьтесь и прокомментируйте данную поправку. ЗВЕРЕВ Д. С., статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Зверев Дмитрий Станиславович, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. В предлагаемой поправке была сделана ссылка на статью 10 Устава железнодорожного транспорта, в которой идёт речь о заключении долгосрочного договора. В связи с тем что до настоящего времени концепция в части норм статьи 10 Устава железнодорожного транспорта, характеристик долгосрочных договоров не выработана, не подготовлена, в данном случае юридически не обосновано делать ссылку на эту статью именно сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 24 из таблицы поправок № 1. Автор предлагает её отклонить, и, насколько я понимаю, позиция комитета изменилась: комитет также предлагает её отклонить. Так? Так. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 21 мин. 41 сек.) Проголосовало за 12 чел.2,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 14 чел. Не голосовало 436 чел.96,9 % Результат: не принято Отклоняется поправка 24. Пожалуйста, по поправке 53 поясните свою позицию, Виктор Ефимович. ДЕРЯБКИН В. Е. Суть поправки заключалась в том, что настоящий закон вступает в силу с 1 марта 2022 года. Предлагается эту поправку отклонить. С комитетом согласовано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Причина какая? Объясните. Вы другую дату предлагаете? ДЕРЯБКИН В. Е. С момента опубликования данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте послушаем статс-секретаря - замминистра. Пожалуйста, ваша точка зрения. ЗВЕРЕВ Д. С. Предлагается вернуться к редакции, которая была внесена Правительством Российской Федерации и принята в первом чтении, в связи с тем что законопроект сам по себе не содержит обязательных требований, а обязательные требования, в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях..." предполагающиеся к вступлению либо с 1 марта, либо с 1 сентября, в рамках вот этих временных промежутков, будут касаться только подзаконных актов. Поэтому подзаконные акты действительно будут разработаны и вступят в силу с 1 марта, а для корректировки комплексного плана магистральной инфраструктуры необходимо принятие закона в той редакции, которую внесло правительство, в части срока вступления в силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, но у вас же законопроект об инвестиционной декларации и соглашении о создании объектов инфраструктуры морского порта. Не получится ли так, что законопроект вступит в силу немедленно, а те, кто уже находится на стадии либо подписания соглашений, либо их реализации, получат какие-то дополнительные обременения? Не возникнут ли у бизнеса проблемы? Эти вопросы комитет по идее должен обсуждать и с деловым сообществом, и с экспертами. ЗВЕРЕВ Д. С. После обсуждения с деловым сообществом первоначальная редакция была дополнена фразой: "не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу". Кроме общей нормы мы специально обозначили данную позицию вместе с бизнесом, чтобы те, кто подал на подписание инвестиционную декларацию или уже включён в инвестиционные декларации, но не подписал соглашения, могли использовать механизм, не сталкиваясь в рамках инвестпроекта с дополнительными ограничениями либо обременениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 53. Автор просит её не поддерживать, и комитет позицию также поменял: считает, что её надо отклонить. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 24 мин. 48 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 2 чел. Не голосовало 448 чел.99,6 % Результат: не принято Отклоняется поправка 53. Пожалуйста, ваш комментарий по таблице поправок № 2, там 26 поправок. ДЕРЯБКИН В. Е. В таблицу поправок № 2 включено 26 поправок, они рекомендуются к отклонению. Данные поправки рассмотрены комитетом, решение согласовано с бизнес-сообществом, со всеми, кто вносил данные поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Комитет предлагает их отклонить. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 25 мин. 51 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел.32,7 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Уважаемые коллеги, в зале роздана поправка коллеги Дерябкина. Пожалуйста, прокомментируйте её. ДЕРЯБКИН В. Е. Уважаемые коллеги, данная поправка учитывает замечания Правительства Российской Федерации по данному законопроекту. Суть её заключается в том, чтобы инвестор осуществлял полное финансовое и организационное обеспечение перевалки грузов в объёме, не менее указанного в соглашении, с соблюдением требований по обеспечению защиты морской среды от загрязнений, экологических требований. С момента введения объекта инфраструктуры морского порта в эксплуатацию объекты могут быть переданы третьим лицам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при условии их обременения обязательством по выполнению условия соглашения, определённого настоящим пунктом. Данная поправка согласована с Правительством Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы не случайно говорили ещё в начале работы, что нельзя в ходе заседания вносить поправки, фактически это внесение поправок с голоса, потому что это всё заканчивается, как правило, снижением в целом качества законопроекта. Граждане, бизнес-сообщество, те, кто завтра будет реализовывать нормы закона, не имеют возможности принять участие в обсуждении, высказаться, потому что эта поправка, если хотите, звучит здесь, в зале, в момент её рассмотрения и принятия, и повлиять не могут. Это может привести к последствиям, когда нам будет стыдно за принятое решение и придётся потом его менять. Такое тоже бывает. Пожалуйста, представитель министерства, статс-секретарь. ЗВЕРЕВ Д. С. Поправка вносится как раз в связи с отзывом 24-й поправки, из которой исключена ссылка на статью 10 Устава железнодорожного транспорта. Все остальные позиции, которые сейчас содержатся в предлагаемой поправке, бизнес-сообщество видело, они содержались, эти позиции, с точки зрения финансово-организационного обеспечения инвестиционной декларации и соглашения, и точно так же о правопреемстве в рамках объектов морских портов. Это было, только технически убирается ссылка на 10-ю статью, поэтому по Регламенту она внесена в новой редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Данная поправка с бизнесом обсуждалась? Участники рынка знакомы с вашими новеллами, которые сейчас через депутатов вносятся в законопроект второго чтения? Пожалуйста. ЗВЕРЕВ Д. С. В соответствии с письмом РСПП... мы рассматривали с ними неоднократно, и в рамках рабочей группы по "гильотине" текст, кроме ссылки на 10-ю статью, с бизнесом согласовывался, они видели это. И бизнес также поддержал внесение - по сравнению с текстом первого чтения - уточнения, что обеспечение носит не широкий характер, а ограничивается финансовыми и организационными полномочиями. Поэтому данная норма, наоборот, направлена на уточнение обязанностей бизнеса, соответственно, исключает дискретное толкование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А почему законопроект мы вынуждены рассматривать фактически с колёс? Этот законопроект приоритетный в перечне правительства? Евгений Сергеевич, а почему тогда у нас получается, что мы фактически его в ходе заседания правим? Пожалуйста, Москвичёву включите микрофон. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Он действительно приоритетный, он готовился... В самое последнее время пришла поправка правительственная, мы стали её готовить ко второму чтению, и в это время пришло более 45 поправок от бизнеса, мы их рассматривали комиссионно с бизнес-сообществом, с правительством. И когда во вторник утром, в 9 часов, комитетом был подготовлен ко второму чтению законопроект, то правительством он был снят, потому что были замечания Федеральной службы безопасности. И когда с ней работали во вторник и вчера, то вот эта поправка, которая снята, 24-я поправка, и внесена сегодня с голоса, эта поправка согласована с правительством и с Федеральной службой безопасности. Действительно, с этой поправкой убирается статья 10, и нигде в законопроекте не акцентируется в части морских портов именно железнодорожное сообщение. У нас кроме железнодорожного бывают и другие виды сообщения, и поэтому требования должны быть экологические, и всё. Действительно, это неправильно, что в последний день, но если бы законопроект был не в приоритете и не был подписан правительством, что надо принимать в весеннюю сессию, Вячеслав Викторович, мы его отложили бы на осень, потому что по нему в дальнейшем, я уверен, в течение года или полутора лет придётся работать по тем вопросам, которые ещё не отрегулированы с бизнес-сообществом. Они действительно есть, я вам честно говорю, и это вот первый этап, шаг, который надо сегодня делать и принимать. Поэтому комитет и вчера работал, и позавчера над этими, и рабочая группа работала и во главе с директором департамента правительства, и с Белоусовым мы этот вопрос обсуждали. Вот так сегодня получилось, что с голоса, иначе этот проект закона тогда сегодня нельзя было бы рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может, его лучше и не рассматривать? Ну это вот, коллеги, вы скажите: мы сами-то отдаём себе отчёт, что говорим? Мы его примем сейчас, но потом придётся нам его править. Но кому-то придётся жить по этому закону, пока не поправленному. Об этом речь идёт, об этом! Мы можем его принять во втором чтении и не принимать в третьем чтении. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка коллеги Дерябкина. Комитет просит её поддержать, правительство просит поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 18 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Поправка принимается. Ставится на голосование законопроект, 51-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 52 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ДЕРЯБКИН В. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, мы понимаем, что предстоит ещё очень много работы. Мы активно работаем с Ассоциацией морских торговых портов по всем вопросам, касающимся хода принятия этого закона, подготовки этого закона, да и по исполнению, наверное, будем работать. Сейчас подготовлены проекты нормативных актов Министерства транспорта, Правительства Российской Федерации по реализации данного закона - мы, то же самое, в ближайшее время все эти нормативные акты рассмотрим. По крайней мере, все риски, которые могут возникнуть при реализации этого закона, будем внимательно отслеживать и стараться оперативно реагировать. Комитет просит включить данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении в проект порядка работы Государственной Думы на 17 июня. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы так тяжело это всё произносите - знаете почему? Потому что вот сейчас приходит понимание, что там накрутили много чего. Так, Евгений Сергеевич? Коллеги, мы завтра, безусловно, если вы поддержите, рассмотрим этот вопрос. Но во-первых, просьба, чтобы пришли ответственные лица из правительства. Обратите внимание: выносились важные вопросы в плане изменений Налогового кодекса, Бюджетного кодекса - кто пришёл? Министр финансов. Убеждал, отвечал на вопросы. Если есть понимание, что здесь надо отвечать на вопросы - пожалуйста, пускай министр приходит, отвечает на эти вопросы и объясняет, почему этот законопроект вот так мы берём и пытаемся принять в последний день работы. Если законопроект был в перечне приоритетных проектов правительства, то в чём проблема, почему министерство не уделяло должного внимания? Поэтому, Евгений Сергеевич, тут не надо нам выстраиваться под план и галочки - они потом могут так сказаться... Об этом речь! Если только у вас есть понимание, что всё вы сделали так, как положено, тогда отстаивайте, а если нет... Одно дело, когда вы докладывали в отношении снятия всех этих бюрократических препон, требований, согласований устаревших в сфере строительных норм и правил, подчёркивая, что вчера было 130 этих всех процедур, а сейчас - 32, тогда всем всё было понятно... Кстати, надо отдать должное Хуснуллину: он, как только был назначен на должность заместителя председателя правительства, стал уделять приоритетное внимание именно вопросам законодательного обеспечения развития отрасли. Коллеги, как мы поступим? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте вот в течение сегодняшнего дня и завтра определимся. Обсуждайте этот вопрос, Евгений Сергеевич, с министром - наверное, об этом речь идёт, да? Если у него есть желание ответить на вопросы, которые наверняка появятся, как только вы сделаете публичными, скажем так, все решения, было бы хорошо, чтобы он пришёл и ответил на эти вопросы. Коллеги, как считаете? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нормально. Если есть понимание, что затянули, будет понимание, что не надо этого делать, а если такое произошло, надо приходить и отвечать на вопросы. Об этом речь идёт. Мы с вами во втором чтении приняли законопроект? Приняли. В третьем чтении наш коллега предлагает рассмотреть завтра - давайте тогда, если вы не возражаете, включим в повестку, но послушаем министра или того, кто вместе с ним придёт. Так, коллеги? Так. Принимается? Принимается. Спасибо. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Как вы говорите, для чистоты отношений: что мы будем делать с 50-м вопросом, материалы к которому, как вы говорите, ещё в базу даже не поступили? Ведь по Регламенту мы за три дня должны получать документы, чтобы готовиться к заседанию. Вот сейчас 50-й вопрос, это тоже законопроект второго чтения, там тоже много поправок - как мы будем обсуждать? Сейчас, может быть, загрузили уже, но надо же их прочитать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, по этой причине я и акцентирую внимание на этом (по этой причине!): чтобы председатели комитетов понимали, что надо более ответственно относиться к своим обязанностям; чтобы те, кто представляет правительство, понимали, что им надо было эти вопросы снимать вовремя, обсуждать с деловым сообществом, с экспертами, тем более если это правительственная инициатива, а не с голоса в предпоследний день работы Государственной Думы. Это хорошо, что зал полный.
Заседание № 338
О проекте федерального закона № 1070119-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об инвестиционной декларации и о соглашении о создании объектов инфраструктуры морского порта).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра транспорта Дмитрий Станиславович Зверев. Пожалуйста. ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № Пр-573. В последнее время в морских портах увеличилось число инвестиционных проектов, реализация которых приостановлена инвестором на неопределённый срок, в то же время земельные участки, предоставленные инвестору именно для этих целей, не используются. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые механизмы, закрепляющие обязанность инвесторов по созданию объектов инфраструктуры морского порта, а также по осуществлению инвестиций в установленные сроки и в заранее определённом объёме. Таким образом, целевая задача не выполняется. В связи с этим законопроектом предлагается ввести обязанность представления частным инвестором инвестиционной декларации при инициации нового проекта - этот механизм уже отработан на объектах "Росморпорта". Также предлагается после согласования такой декларации заключать инвестиционные соглашения, сторонами которых будут выступать инвестор, Росморречфлот как федеральный орган исполнительной власти и администрация субъекта Российской Федерации, на чьей территории планируется реализация объекта. Предметом данных соглашений предлагается признать обязательство по реализации проектов в запланированных параметрах и гарантию их выполнения. Эти изменения позволят установить чёткий порядок реализации инвестиционных проектов на территории Российской Федерации и обеспечить создание объектов инфраструктуры морских портов в соответствии с Комплексным планом развития магистральной инфраструктуры в Российской Федерации (это национальный проект). Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Станиславович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Виктор Ефимович Дерябкин. ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! О целях и основных положениях законопроекта вам доложил официальный представитель Правительства Российской Федерации. Позвольте обратить ваше внимание на следующее. Безусловно, государство, вкладываясь в развитие инфраструктуры, должно быть уверено в том, что инфраструктурный проект будет реализован, поэтому комитет концептуально поддерживает данный законопроект. Но, формулируя те обязательства, которые будут возложены на инвестора, надо исходить из необходимости соблюдения баланса и соразмерности: принятие закона не должно привести к тому, что на инвестора будут возложены обязанности, выполнение которых от него напрямую не зависит либо является избыточным. Так, инвестор не сможет повлиять на ввоз или вывоз грузов на территорию порта, если пропускная способность примыкающей к порту инфраструктуры, автодорожной или железнодорожной, ограниченна. Также, наверное, неправильно требовать от инвестора наличия деклараций и соглашений, когда он реконструирует объект на свои средства и не запрашивает у государства землю на его размещение. Результатом принятия закона должны быть чёткие, понятные и справедливые условия, которые не вызовут отторжения у инвестора. Комитет рекомендует, уважаемые коллеги, принять законопроект в первом чтении. В случае его принятия в первом чтении комитет проведёт детальное обсуждение всех положений законопроекта с его разработчиками, деловым сообществом, и, конечно, будут учтены все замечания и предложения, которые на сегодня поступили в комитет. Коллеги, прошу поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Ефимович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые Дмитрий Станиславович и Виктор Ефимович! Вот есть, скажем, искусственно созданные сегодня препятствия - насколько они вашим законом будут устранены? Ну, скажем, у Виктора Ефимовича есть обращение целой ассоциации из Азова. Завод не могут уже десять лет начать строить из-за того, что границу морского порта перенесли за Аксайский мост и теперь заставляют существующую много лет инфраструктуру в связи с переименованием, так скажем, речного порта в морской... ну, резко увеличивать инвестиции в принципе в уже существующее производство. Вот ваш законопроект каким-то образом упорядочит эти вопросы? Подчёркиваю, у них есть своя земля, есть разработанный проект, но теперь от них требуют дополнительных вложений в изменение проекта в связи с переименованием речного порта в морской. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Станиславович, пожалуйста. ЗВЕРЕВ Д. С. Спасибо за вопрос. Предметом проекта федерального закона являются всё-таки обязательства инвесторов по созданию либо реконструкции объектов именно морского порта, а различные вопросы, связанные с установлением границ морского порта и спорами с хозяйствующими субъектами, когда производство примыкает к морскому порту, решаются Федеральным законом "О морских портах..." - здесь никаких проблем нет. Если можно дополнительно проработать данный вопрос, не изменяя предмет данного проекта федерального закона, мы готовы проработать его с коллегой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. ДЕРЯБКИН В. Е. Уважаемый Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Ну, ваш вопрос не касается напрямую данного законопроекта. Действительно, в морских портах города Ростова-на-Дону и города Азова такая проблема имеет место. С объявлением их морскими портами появились определённые требования, связанные с Федеральным законом "О морских портах...". Это связано с реконструкцией, со всеми инвестициями и так далее, и тому подобное. На сегодня мы совместно с Министерством транспорта прорабатываем этот вопрос, и я думаю, что в ближайшие полгода все эти моменты, излишние проблемы, которые ложатся на порты, будут устранены. Такие намерения есть, у нас комиссия, группа такая подготовлена, работает совместно с руководством Азовского и Ростовского морских портов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Дмитрий Станиславович, не могли бы вы перечислить, привести примеры, названия тех морских портов, ситуация в которых побудила к разработке данного законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЗВЕРЕВ Д. С. Безусловно, Николай Иванович, спасибо за вопрос. Начнём, наверное, с Дальневосточного бассейна: это строительство угольного перегрузочного терминала Ванино; далее, это опять же производственный перегрузочный комплекс в порту Восточный; это строительство специализированного зернового терминала в морском порту Зарубино; это строительство морского терминала в заливе Восток для перевалки продукции комплекса нефтехимических производств; это реконструкция гидротехнических сооружений в том же порту Восточный; это терминал "А" - опять же порт Восточный. Это что касается Дальневосточного бассейна. Азово-Черноморский бассейн - строительство в Тамани сухогруза и комплекса по перевалке аммиака. Я хотел бы отметить, что это те позиции, которые сейчас зафиксированы. При этом вы знаете прекрасно новый национальный проект "Комплексный план развития магистральной инфраструктуры": с учётом раздела на федеральные проекты он предусматривает до 2024 года создание 30 объектов, чтобы мы вышли на прирост производственной мощности портов 327 миллионов тонн. Синхронно, одновременно с этим "РЖД" уже осуществляет либо подготовку документации, либо строительство соответствующих мощностей, и железнодорожная инфраструктура к этому же времени будет подготовлена. Поэтому целью законопроекта и было именно зафиксировать синхронные обязательства и государства в лице ОАО "РЖД", и соответственно частных инвесторов, вкладывающих в морские порты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Чиркова Ирина Александровна. ЧИРКОВА И. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Уважаемый Дмитрий Станиславович, не секрет, что владельцы многих портов не поддерживают эту инициативу, они обратились с письмом к правительству, ну, видимо, они пойдут на уловки либо заморозят свои проекты, которые подпадут под эту норму. Вот скажите, пожалуйста, как вы думаете, не получится ли обратный эффект от данного закона? Либо вы уже пришли к согласию с ними? ЗВЕРЕВ Д. С. Ирина Александровна, спасибо за вопрос. При подготовке концепции законопроекта мы обсуждали с деловым сообществом различные подходы к терминологии и к пониманию проекта синхронизации инвестиций. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, безусловно, мы закрепляем обязательства инвесторов, но в то же время стоит задача сохранить их как инвесторов и обеспечить ввод объектов в эксплуатацию в установленный срок и в установленных масштабах. Для нас приоритетно, чтобы инвестор не заморозил всё. Для него создаются соответствующие экономические механизмы, которые предусмотрены 254-м федеральным законом, различные льготы с точки зрения градостроительства, землеустроительства, льготное получение земельных участков. Уверены, что предлагаемый механизм позволит это сохранить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Дмитрий Станиславович, в пункте 4 пояснительной записки, где речь идёт об оценке регулирующего воздействия, у вас указано, что данный документ был размещён на сайте regulation.gov.ru, поступило одно замечание, оно будет учтено. А есть ли вообще оценка Минэкономразвития, оценка регулирующего воздействия? И вот по поводу пункта 5 тоже хочется каких-то пояснений. Указано в пояснительной записке, что принятие закона не приведёт к увеличению доходов федерального бюджета, - а к увеличению или уменьшению чьих доходов приведёт? ЗВЕРЕВ Д. С. Александр Сергеевич, спасибо за вопросы. Не приведёт к увеличению расходов федерального бюджета. Хотел бы сразу пояснить. Кроме предусмотренной Регламентом процедуры ОРВ, данный проект федерального закона прошёл ещё обсуждение в рабочих группах делового сообщества в рамках регуляторной гильотины. Дополнительно он будет прорабатываться, уверен, с участием делового сообщества, как это обычно бывает, на площадке Комитета по транспорту и строительству. Мы обсуждаем его в первую очередь с деловым сообществом и сохраняем те положительные инициативы и тех инвесторов, которые есть в транспортной отрасли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 18 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.