Заседание № 65
О проекте федерального закона № 106966-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о наделении таможенных органов полномочиями осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, связанных с выводом капитала за рубеж).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Ирина Александровна Панькина, пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, проведены все необходимые процедуры. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 36 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 23 чел.5,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 64
О проекте федерального закона № 106966-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о наделении таможенных органов полномочиями осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, связанных с выводом капитала за рубеж).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет подготовил законопроект ко второму чтению. Поправок не поступало. Просим поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, поправок нет. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 22 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просим поставить рассмотрение законопроекта в третьем чтении в повестку на завтра, 28 сентября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 50
О проекте федерального закона № 106966-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о наделении таможенных органов полномочиями осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, связанных с выводом капитала за рубеж).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который направлен на наделение таможенных органов полномочиями по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с выводом капитала за рубеж. В настоящий момент таможенные органы и органы валютного контроля, когда они видят в рамках выполнения своих функций, что есть признаки преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса и связанных с выводом капитала за рубеж, не имеют возможности осуществлять дознание, а могут только собрать первичную информацию и направить её в органы внутренних дел. Данный законопроект предлагает наделить таможенные органы полномочиями проведения дознания - не следствия, а именно дознания, - для того чтобы они могли прямо сразу, оперативно, на месте выяснить обстоятельства дела и передать в следственные органы уже более или менее подготовленный набор документов и показаний, а потом уже следственные органы смогут реализовать это в контексте конкретных следственных дел, если подозрения в преступлении подтверждаются. Законопроект повысит раскрываемость преступлений, связанных с выведением капитала за рубеж, и поэтому, считаю, является исключительно актуальным. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Тетердинко. Пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, действительно, дознание по таким сложным делам, как связанные с выводом капитала за рубеж, от следственных органов требует достаточно большого объёма времени и большого числа специалистов, а кроме того, отвлекает их от расследования других уголовных дел, которые к их компетенции относятся. Поэтому, конечно же, Комитет по государственному строительству и законодательству тоже считает целесообразным дать полномочия по дознанию по таким делам таможенным органам. Концептуально законопроект комитетом поддерживается, рекомендуем Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. У меня к Моисееву Алексею Владимировичу, как к специалисту, вопрос дилетанта. Скажите, пожалуйста, а вот если зарубежная компания продала акции российской компании внутри страны и российская заплатила деньги за эти акции, это может рассматриваться как преступление по статье 193-1, "Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте... с использованием подложных документов"? Вот мне интересно, есть ли такая практика? Я хотел вас спросить. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Валерий Карлович, здесь два аспекта. Первое, использование подложных документов, о чём вы сказали. Очевидно, что использование подложных документов само по себе является преступлением. Не важно, что вы делаете, подаёте заявление в ЖЭК или выводите деньги за рубеж, если документы подложные, это уголовное преступление как таковое. И на самом деле практика привлечения участников внешнеэкономической деятельности за подложные документы существует. Я сейчас количество таких дел не назову, сколько там дошло до суда, но такая практика действительно есть. В том числе за подобного рода действия преследуется один из бывших высокопоставленных чиновников правительства - не хочу с трибуны говорить, но это ровно вот такая была история, он находится под стражей. Второе, что касается операции вывода. Если предположить, что документы неподдельные, то она законом "О валютном регулировании и валютном контроле" не запрещена, но она запрещена указами президента № 79 и № 81, о временном порядке совершения валютных операций, принятыми в самом начале марта. Фактически такая операция сейчас разрешена при наличии разрешения подкомиссии правительства по осуществлению иностранных инвестиций, которая согласно указам президента является органом, дающим разрешения на такие операции, то есть они осуществляются в разрешительном порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, первое. Если вы проанализируете, у нас были, скажем так, системные посадки, целыми группами, таможенников, особенно в Калининградской области, в Приморском крае, они только недавно прекратились. Не повысит ли это коррупциоёмкость таможни как таковой? И есть ли у неё надлежащий следственный аппарат для проведения вот этих дел? И второй вопрос. Вот у нас на самом деле корпоративный внешний долг порядка 472 миллиардов долларов, если не ошибаюсь, на 24 февраля был. Вот расчёт по этому корпоративному внешнему долгу - это же и есть в том числе отток капитала. Скажите, пожалуйста, как и кого здесь будем привлекать? МОИСЕЕВ А. В. Да, Николай Васильевич, тоже три вопроса в вашем вопросе. Первое. Как вы сами сказали, посадки закончились - значит, видимо, зачистили ряды и сейчас работают честно. Второе, что касается коррупциогенности - нет, не думаю, потому что мы не предлагаем наделить таможенные органы именно полномочиями следствия, только дознания. То есть фактически, если они остановили фуру и видят, что по документам там завозится на 10 миллионов, а реально в фуре на 1 миллион, значит, 9 миллионов вывели, то, если у таможенника будут полномочия дознания, он сможет тут же эту фуру вскрыть, описать, что там находится, почему он это подозревает, опросить водителя и так далее, всё это сложить в папочку и отправить в следственные органы. То есть единственное, что у него появляется, - это, по сути, возможность проведения сбора первичной информации, которая потом ляжет или не ляжет, если не подтвердится, в основу следствия. То есть здесь ничего не меняется, следственные полномочия остаются у следственных органов. И по поводу корпоративного долга, третий вопрос. Данный вопрос очень тяжёлый, безусловно, у него есть несколько аспектов. Первый аспект. Конечно, мы понимаем, что выплаты перед иностранными держателями нашего долга - это вопрос такой неочевидный, с учётом того что многие из них присоединились к недружественным действиям. Но, второй аспект, большинство наших заёмщиков являются экспортёрами, а нам нужна валютная выручка от того, что они продают, или у них есть значительные активы за рубежом, заводы какие-то где-то, трубопроводы и так далее, и мы понимаем, что если не будем платить, то дадим шанс нашим врагам всё это отнять и не платить нам за поставленные им товары, в том числе энергоносители, чего мы, конечно, допустить не можем. В данной ситуации для нас важнее получать эту валюту и сохранять эту инфраструктуру. В целом подход, который сейчас правительством практикуется (в рамках комиссии, о которой я уже говорил), - это разрешать экспортёрам оплачивать внешний долг и не разрешать никому другому. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Алексей Владимирович, как мы знаем из сообщений в социальных сетях, у нас таможенные органы сейчас буквально перегружены тем, что они блокируют доставку в места боевых действий бронежилетов, коптеров и другого необходимого для спасения жизней наших военнослужащих имущества, которое покупают военнослужащие на свои деньги. Вы не опасаетесь, что передача дополнительных функций таможенным органам перегрузит их ещё сильнее? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Михаил Геннадьевич, я никак не могу прокомментировать этот факт. Я думаю, что в таком случае вам, наверное, имеет смысл запросить таможню непосредственно или пригласить их. Ну а что касается данного законопроекта, нет, не опасаюсь, потому что это разные направления. Всё-таки внешнеторговый оборот вот на тех границах, которые вы назвали, мы, как правило, не ведём. Речь идёт, конечно, в первую очередь об акцизных таможнях, о центрах декларирования и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Я от фракции, но буду краток. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы не можем поддержать этот законопроект по разным причинам. Вы знаете, мы можем идеальные законы здесь принимать, но правоприменительная практика нас так сильно поправляет, что потом даже страшно подумать, что же мы тут такое напринимали. Я приведу пример. Здесь же идёт речь о статьях 193 и 193-1, да? Я зачитаю ещё раз, я уже говорил в вопросе об этой статье: статья 193-1 "Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов". Ну правильно, как представитель правительства, Алексей Владимирович совершенно справедливо сказал, если подложный документ, то, конечно, это неправомерно сразу. А если это абсолютно законная сделка купли-продажи акций российского подразделения автомобильной компании "РОЛЬФ", которое было продано - оно работает в России, - а деньги за это подразделение были перечислены головной компании, которая продала это подразделение? Потом эта операция была признана подпадающей ну вот как раз под статью 193-1. Как мы знаем, скажем так, в судах это всё устояло и все эти деньги были взысканы. Ну вот такая правоприменительная практика. Честно говоря, когда мы сейчас таможенникам нашим честным... Как сказали, чистка проведена и там уже всё зачистили, всё теперь, там уже преступности нет, но я думаю, что многие в этом зале ухмыльнулись при этой фразе. Если мы в эти честные руки ещё и такой инструмент отдадим, я боюсь, у нас будет ещё много таких компаний, которые потом будут прекращать бизнес в Российской Федерации. Поэтому мы это поддержать не можем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Брыкин Николай Гаврилович, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, я просто хочу, как бы не обвиняя никого, призвать вас внимательно изучить вот ту законодательную инициативу, которая предложена, смотреть на её концепцию с точки зрения того, чем это в последующем должно помочь государству в части обеспечения экономической безопасности. А речь о каких-то там сделках - это как бы, ну, пустые разговоры, для того чтобы просто рассказать о том, что это нельзя. Сейчас орган дознания таможенной службы возбуждает уголовное дело, производит по нему в течение десяти суток неотложные следственные действия, направляет по подследственности в следственное подразделение органа МВД. Практика показывает, что, когда дело поступает в следственный орган МВД, где, как правило, своя определённая загрузка, это может иметь не совсем позитивный результат для расследования дела. Законопроектом право дознания даётся непосредственно таможенному органу, для того чтобы они более квалифицированно подходили к этому вопросу, устанавливали все обстоятельства, все следы и уже более полное дело передавали в следственные органы МВД. И ещё. Это нарушение валютного законодательства, государство в итоге недополучает некоторые средства - не просто некоторые, а большие, - к тому же расследование таких уголовных дел предусматривает большой объём работы, поскольку территория совершения преступления одна, а территория расследования - другая. Поэтому очень важно, что сегодня законодательной инициативой правительства таможенным органам, которые имеют право в соответствии с федеральным законом осуществлять валютный контроль, предлагается дать такую возможность, чтобы они полномасштабно, в полном объёме проводили и закрепляли все необходимые следственные действия на первом этапе, в течение десяти суток, чтобы то лицо, которое совершило противоправное деяние, не могло уйти от ответственности. Тем самым увеличиваются, так сказать, возможности государства по обеспечению его экономической безопасности. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает этот законопроект важным, нужным - просим вас проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, Николай Гаврилович! Начну с примера. Ко мне обратились казахские предприниматели, которые в ЕАЭС: их арестовала самарская таможня, а они везли товар в другую страну ЕАЭС, в Белоруссию, это случилось полтора года назад. Самарская прокуратура принимает к рассмотрению и считает их действия незаконными - дважды! Скажите, пожалуйста, кто будет арбитром, если таможня, ещё до наделения полномочием, уже не выполняет постановлений прокуратуры? Второй пример. Сегодня у нас (я уже, может, вам надоел, но вдумайтесь) вывозится 5 триллионов рублей в виде дивидендов. Они, вы думаете, в рублях, что ли, вывозятся? И кому? И за что? Там же акционеры фиктивные! Или просто для спасения "праведно заработанных" денег ЛТД-МТД организовали и теперь откачивают в офшоры, причём в первую очередь, причём суммы-то какие, подумайте: более 400 миллиардов только Сбер платит американцам, англичанам - тем, кто против нас организовал войну на Украине. То же самое "Газпром", то же самое "Роснефть". А это же государственные по своей сути корпорации! Скажите, пожалуйста, как этот закон остановит этот отток? Дальше. Вы говорите, что нам нужна валюта, - нам не нужна валюта, нам надо срочно переходить на клиринг или бартер! Ну, вам валюту перевели, и вот я так, по случаю узнал: в "Газпроме" в принципе вы ею не можете распорядиться, вы от SWIFT отсоединены - вы не можете оплатить ни одной сделки, не можете купить ни одной технологии, ни одного станка, ни одного крана (будем упрощать). Поэтому, с моей точки зрения, здесь от лукавого идёт, что мы якобы боремся... Посмотрите, что банки делают: вы продаёте валюту (да, ну вынуждены, некоторые, имеющие валюту, держали её на валютных счетах), вы продаёте по 55 рублей, а если вам надо купить, то вам продают по 100 рублей. А кому дивиденды? И кто налоги платит? Это не является, вообще-то, спекуляцией на искусственно созданном факторе? Ну и самое главное. Я удовлетворён вашим ответом по поводу того, что не надо платить корпоративный долг, - но мы же его платим! Ваш министр регулярно лоббирует, что всё-таки нам надо по обязательствам платить. Но если они нам не платят, заморозили наши деньги, зачем же нам платить? Мне кажется, что здесь надо более жёстко подходить, не наделением таможни правами заниматься, а ужесточением валютного регулирования. Вот одна СВО - и та уже, смотрите, на 33 процента увеличила доходную часть бюджета. А если мы ещё валютное регулирование усилим, то у нас деньги девать некуда будет в стране, если не начнём вкладывать в реальный сектор. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", пункт 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 15 мин. 40 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 23 чел.5,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.