Заседание № 342
17.02.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части налогообложения цифровой валюты).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1868 по 2412 из 5859
Переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра финансов Алексея Валерьевича Сазанова. Пожалуйста. САЗАНОВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом определяется механизм налогообложения, декларирования цифровых валют, что позволит значительно повысить прозрачность данного сегмента. Предусматривается признание цифровой валюты имуществом в целях налогообложения, декларирование сведений об операциях с цифровой валютой, если годовой оборот по ним превышает 600 тысяч рублей, установление порядка определения рыночной цены на цифровую валюту. Также предусматривается порядок истребования налоговыми органами у банков справок по счетам физических лиц при операциях с цифровыми валютами, представление налогоплательщиками в электронной форме информации о получении права распоряжаться цифровыми валютами, отчётов об операциях с цифровыми валютами и об их остатках, введение налоговой ответственности за непредставление в налоговые органы соответствующей информации и за неуплату налогов по операциям с цифровыми валютами. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Андрея Михайловича Макарова. Андрей Михайлович, ну покажите нам хотя бы биткоин или какую-нибудь цифровую валюту. (Оживление в зале.) МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вот Александр Дмитриевич попросил меня, когда я вышел сюда, показать биткоин... Я помню, как года два тому назад на рязанском рынке биткоинами торговали, брали недорого, кстати. Вы знаете, коллеги, законопроект хороший, законопроект важный, причём, я бы сказал, важность законопроекта даже превалирует над тем, насколько он хорош. Совершенно очевидно, что сегодня в мире цифровизации мы попали в ситуацию, когда очень многие вещи - я даже не говорю о каких-то противоправных вещах - можно финансировать такими инструментами, которые государство вообще не контролирует. Возьмём вопросы использования цифровой валюты в качестве средства платежа: вы посмотрите, где-то выпускает государство, где-то выпускают частные компании - вот что это?.. Понимаете, в чём дело? Это реально необходимо контролировать, понимать вообще, что же это такое, кто в чём что получает... Кстати, я напомню, что Аль Капоне в своё время сел в тюрьму не за то, что он делал, не за то, что убивал, а за то, что он не платил налоги. В данном случае Налоговый кодекс - это очень важный инструмент для решения обсуждаемой проблемы, и в связи с этим концепцию проекта закона, безусловно, следует поддержать. Её и поддержали все, но возник целый ряд вопросов. В частности, цифровую валюту отнесли, как обозначено, к имуществу, а мы прекрасно понимаем, что это тема, строго говоря, не Налогового кодекса, это тема Гражданского кодекса. Ну, есть базовый закон, как бы такой паллиативчик - ни нашим ни вашим: мы вот напишем, и пускай в других законах напишут что-то своё. А некорректность формулировки, её непроработанность может создать риск, что такой важный закон не сможет работать в полной мере. Поэтому, поддерживая идею контроля, необходимости декларирования, ответственности за отсутствие декларирования (мы сейчас на этом сосредоточим работу), мы полностью поддерживаем и заключения Совета при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и комитета-соисполнителя, комитета Павла Владимировича Крашенинникова (им на самом деле блестящий анализ сделан): помимо работы над законопроектом предстоит серьёзная работа над понятийным аппаратом базового закона и рассмотрение вопроса о том, есть ли необходимость регулировать данные вопросы через Гражданский кодекс, - без этого не полетит. В то же время мы ещё раз подчёркиваем важность темы и готовы предложить механизмы: каким образом вот этот контроль осуществлять, используя чисто налоговые инструменты. Налоговый кодекс действительно может решить поставленную в данном законопроекте задачу. Комитет предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. У нас очень подробное заключение, если кто-то хочет ознакомиться с этой темой, найдёт там действительно очень интересную информацию. В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении, мы считаем, должна быть проведена совместная работа с комитетом по законодательству для решения дополнительных вопросов, о которых я уже сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. У меня к Алексею Валерьевичу вопрос. Скажите, а вот технически какие есть способы, ну, что называется, выведения на чистую воду нарушителей, скажем так, предложенного законопроекта? Если не задекларировал, у вас тут предлагается наказывать - и, наверное, правильно - в пропорции от незадекларированного объёма этой валюты. А как определять, какая служба, какие технические приёмы, существуют они? Тогда почему у нас есть некоторые фигуранты, которые получают такие посылки из-за рубежа? Они неизвестны? Если они известны, почему это не пресекается, не опубликовываются данные? Вот технический вопрос: есть ли такие механизмы контроля, нахождения, пресечения, может быть, остановки незаконных потоков вот в такой валюте? САЗАНОВ А. В. Олег Анатольевич, спасибо за вопрос. Дело в том, что ранее вопрос об обороте цифровых валют и понятие цифровой валюты не были урегулированы Налоговым кодексом. Сейчас мы этот вопрос урегулируем, и после этого возникнет обязанность по уплате налогов и по информированию налоговых органов об операциях с цифровыми валютами. В любом случае цифровая валюта имеет денежный эквивалент, и оплата цифровой валютой или списание денег в пользу каких-то криптобирж осуществляется со счетов налогоплательщиков. Соответственно, при запросах в банках информации о списаниях денег в пользу различных криптобирж, в отношении платы по операциям с криптовалютами, можно будет отследить эти операции и осуществлять контроль со стороны налоговых органов. Таким образом, контроль будет осуществляться посредством запроса информации у банков, не в рамках налоговых проверок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня к Алексею Валерьевичу вопрос. А чем вы руководствовались, когда устанавливали размер ежегодного оборота - всего 600 тысяч рублей? Насколько я понимаю, у нас сделки попадают под контроль, если разовая сделка на 600 тысяч рублей, а тут оборот за год в объёме 600 тысяч рублей уже будет контролироваться. Получается, контролироваться практически всё будет. В чём смысл этого? Может быть, ввести норму, аналогичную норме о контроле по сделкам в российской валюте, - 600 тысяч по разовой сделке? САЗАНОВ А. В. Валерий Карлович, спасибо за вопрос. По трансфертным ценам контроль осуществляется, в зависимости от вида сделки, по лимиту от 60 миллионов до 1 миллиарда рублей. Но если у вас есть предложения по лимиту 600 тысяч, по его снижению, мы готовы будем рассмотреть ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Алексей Валерьевич, конечно, очень сложно понять, почему деньги - а криптовалюта всё-таки является, скорее всего, деньгами - отнесены к имуществу. И я не припомню случая, чтобы с террористами или с кем-то ещё рассчитывались таким образом, хотя у вас в пояснительной записке указывается, что криптовалюта используется в целях уклонения от уплаты налогов, для легализации средств, добытых преступным путём, и финансирования противоправной деятельности. Не могли бы вы привести подобные примеры? И почему в связи с этим те, кто 183 дня проживает за границами России, освобождены от этого? Вот они как раз имеют возможность использовать подобные вещи, а для основной массы населения, мне кажется, это вообще неизвестная сфера. САЗАНОВ А. В. Сергей Владимирович, спасибо за вопросы. Отвечаю на вопрос, почему цифровая валюта в целях Налогового кодекса была отнесена к имуществу, а не к средствам платежа. Дело в том, что цифровая валюта не подкреплена институтом центральных банков, то есть она не подкреплена каким-то официальным государственным органом, который выпускает эту валюту, кроме того, волатильность цифровых валют чрезвычайно высока по сравнению с традиционными валютами. Соответственно, для целей Налогового кодекса цифровая валюта была признана имуществом. Что касается... Простите, какой был второй вопрос?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте дальше пойдём. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В. Алексей Валерьевич, вопрос такой. Вот у нас обычные налоги с обычных денег собираются где-то на уровне 70-80 процентов. А как же вы собираетесь собирать налоги с криптовалюты, которая спрятана, не проходит через ФНС России? Мало того, есть возможность эту валюту вообще проводить через банковскую систему других государств и не проводить её через российские финансовые органы. Как вы собираетесь всё-таки собирать эти налоги, если лазеек, способов ухода от них достаточно много? САЗАНОВ А. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Возвращаясь к предыдущему вопросу: все граждане Российской Федерации, которые имеют паспорт, должны будут декларировать свои операции с цифровыми валютами, а также те лица, которые проводят на территории Российской Федерации больше чем 182 дня, будут обязаны декларировать свои операции в цифровых валютах. В данном случае под налогообложение попадут те цифровые валюты, операции по которым проводятся через российские банки. Любая операция с цифровой валютой связана с переводом денежных средств в той или иной форме, поскольку есть денежный эквивалент цифровой валюты, и в этом основная ценность цифровой валюты, - таким образом, при операциях через российские банки мы будем определять размер налоговой базы и определять налоговые обязательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня всё-таки вопрос тоже к представителю правительства. А каким образом вы собираетесь облагать налогами данную цифровую валюту? Это будет налог на имущество, налог на прибыль, на доходы? Какие-нибудь есть на сегодня намётки хотя бы? САЗАНОВ А. В. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Мы признаём цифровую валюту имуществом, поэтому налоговые последствия будут такие же, как по операциям с куплей-продажей имущества, то есть будет возникать обязанность по уплате либо НДФЛ, либо налога на прибыль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Валерьевич, хочу попросить ответить на два вопроса. Скажите, пожалуйста, будет ли предусмотрена какая-либо амнистия в отношении уже имеющейся цифровой валюты? И каким образом будут рассчитываться штрафы - есть ли официально установленный курс криптовалют? САЗАНОВ А. В. Михаил Сергеевич, спасибо за вопросы. Официально установленного курса криптовалют нет, будет разработана методика определения рыночных цен на криптовалюты, она будет утверждена ФНС России. А амнистии как таковой не предполагается, под налогообложение попадут операции с цифровыми валютами по купле-продаже начиная с налогового периода 2021 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, пожалуйста. Микрофон на трибуне включите. МАКАРОВ А. М. Хотел бы добавить. Вот наконец прозвучал первый вопрос по существу: будет ли амнистия для тех, у кого сегодня есть цифровая валюта? Теперь хоть понятно, кого что волнует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Валерьевич, вот в Эрмитаже хранится крупнейшее собрание монет - сначала были ракушки, камешки, потом медные деньги, серебряные, золотые. Вопрос: а что будет положено в витрину этой выставки, этого собрания денег под надписью "Цифровая валюта", где её материальный носитель? И потом, о народе. Ну, мы все прекрасно знаем: пожилые женщины, идя на рынок, денежки прячут в платок и известно куда дальше, - а что теперь будет, с цифровой валютой, сможет ли простая крестьянская женщина что-то завернуть себе в платочек, когда ей предложат оперировать цифровой валютой? САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Ещё раз подчёркиваю: мы не рассматриваем в рамках Налогового кодекса цифровую валюту как средство платежа, мы это рассматриваем как имущество, соответственно, мы не предполагаем, что она может быть использована для расчётов на рынках. В части вопроса, что собой представляет цифровая валюта физически, - физически цифровая валюта представляет собой набор цифр, она не имеет материального воплощения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. МАКАРОВ А. М. А мне кажется, депутат Моляков как раз обнаружил сейчас серьёзную недоработку в законопроекте, и правительство напрасно уходит от важности вопроса: куда женщине прятать, если не в чулок? Мне кажется, этот вопрос заслуживает серьёзной проработки, удивлён, почему правительство с ЦБ это не проработали предварительно. Мы обязательно займёмся этим во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, по ведению? Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, у меня просьба дать возможность... представителю правительства всё-таки замечание сделать: надо отвечать на вопрос. Я задаю вопрос: почему свыше 600 тысяч теперь нужно будет отчитываться? Он мне говорит, что такой цифры нет. Ещё раз прочитал все документы - есть такие цифры. Ответа на вопрос, почему именно с этой цифры, не получил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович. Потому что, по нашим расчётам, это та цифра, которая позволяет не возлагать дополнительную административную нагрузку на граждан, на бизнес при незначительных операциях. Если у депутатов есть предложения по снижению этого порога, мы готовы будем их рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, честно говоря, не понимаю как бы такого тона обсуждения.... Здесь так легко к этому относятся - на самом деле чрезвычайно важный вопрос, и, мне кажется, мы большую ошибку совершаем, когда именно в таком виде принимаем закон, который возлагает дополнительные обязанности на граждан. Ведь что такое криптовалюты? Криптовалюты - это, ну, скажем так, средства платежа, которые не регулируются ни одним государством. Каким образом вы собираетесь контролировать использование криптовалют, которые не имеют границ, юрисдикций? Ну, честно сказать, мне слабо представляется, как это будет работать. То, что любого гражданина, который каким-то образом был связан с криптовалютами и провёл операции на сумму свыше 600 тысяч рублей за год... Ну а что такое 600 тысяч рублей при курсе биткоина - сколько там уже - 50 тысяч долларов? Получается, это фактически один биткоин, и всё. То есть мне кажется, ну, как-то вот не тот путь здесь мы выбираем: мы пытаемся запретить то, что запретить невозможно, - использование криптовалют. Было бы правильнее нам легализовать использование криптовалют и, скажем, создавать условия для того, чтобы в нашей юрисдикции эта система, новая система, развивалась, - весь мир идёт в этом направлении. Закручивая гайки и вводя отчётность при совершении операций на сумму свыше 600 тысяч рублей в год - в год, подчёркиваю, не разовой сделки, а в год... Ещё раз я хочу сказать замминистра финансов, что я не предлагаю снижать этот порог, я, наоборот, предлагаю такой низкий порог не устанавливать, потому что это невозможно проконтролировать будет, понимаете? Мы столько дополнительных обязанностей возлагаем на граждан, что им проще никак не показывать и не декларировать. Мы фактически просто выдавливаем из правового поля граждан, которые будут использовать этот инструмент, - вот, собственно говоря, практическая цель этого законопроекта, это то, чего мы добьёмся. Да, если такую цель ставить - запретить нашим гражданам легально использовать криптовалюты, - то этим законом мы этой цели добьёмся. Ну, я не понимаю, может быть, это и есть цель? Но если цель в том, чтобы люди декларировали, тогда нужно совсем другое. Налоги мы точно не соберём, а запретить использовать криптовалюту на территории Российской Федерации мы не сможем, ну, мне кажется, это просто глупое действие. Поэтому мы этот закон не поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щапов Михаил Викторович, пожалуйста. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленным законопроектом предлагается признать цифровые валюты, криптовалюты, имуществом, с которого нужно платить налоги. У нас не возникает вопросов о необходимости отрегулировать налогообложение сделок с цифровыми валютами - чем быстрее мы введём их в правовое поле, чем быстрее государство начнёт получать доход от таких операций, тем понятнее будет позиция госорганов относительно развития этого рынка и его перспектив. Вместе с тем хочу обозначить ряд проблем, связанных с этим законопроектом. Они связаны с недостаточно определённым статусом цифровых валют в нашем законодательстве, на что совершенно верно указывают комитет по госстроительству и эксперты. На наш взгляд, из-за правовых неопределённостей на практике облагать налогом будут только тех, кто проводит операции с цифровой валютой в открытую, например благотворительные организации, которые получают пожертвования в биткоинах, наследников и так далее, держатели же крупных активов по-прежнему будут оставаться в тени. У налоговых органов как отсутствовала информация об открытых российскими юридическими лицами и гражданами РФ криптовалютных кошельков и об осуществляемых операциях по ним, так, скорее всего, и будет отсутствовать. Таким образом, цель законопроекта - борьба с уклоняющимися от уплаты налогов и с теми, кто использует криптовалюту для легализации средств, добытых преступным путём, и для финансирования противоправной деятельности, - достигнута, скорее всего, не будет. Теперь коротко о наших замечаниях по законопроекту, которые мы предлагаем урегулировать во втором чтении. Отнесение цифровой валюты к имуществу несёт в себе риск, что облагаться будет вся сумма от продажи этого имущества, без учёта затрат на его приобретение, так как документов, подтверждающих затраты, в большинстве случаев не будет, а электронные записи не могут быть приняты. Немалая доля рынка цифровой валюты связана с физическими лицами, поэтому стоит предусмотреть упрощённую форму подачи ими сведений. Рынок цифровой валюты связан с другими валютными рынками, поэтому стоит в законопроекте предусмотреть правила, по которым будет рассчитана предельная сумма в рублях, после которой нужно подавать отчёт, с учётом котировок цифровой валюты или иного метода определения цены на дату приобретения или дату продажи. С учётом размытости определения цифровой валюты в базовом законе есть риск, что под действие положений представленного нам законопроекта попадут и такие платёжные системы, как "Яндекс.Деньги", платёжные единицы в сети "ВКонтакте" и другое. Эти и другие вопросы, в том числе от профессиональных участников рынка, есть смысл урегулировать при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. В целом наша фракция поддерживает законопроект с оговорками, о которых я сказал выше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР будет поддерживать в первом чтении данный законопроект, мы поддержим концепцию. Сегодня и бюджетный комитет в своём заключении дал целый шлейф вопросов - и по понятийному аппарату, и по порядку, - фракции говорили о замечаниях, но давайте скажем честно: цифровая валюта уже стала средством платежа, средством взаимодействия юридических, физических лиц, и мы не можем закрывать на это глаза. Нужно сделать этот шаг. Конечно, во многом этот шаг такой, наверное, экспериментальный, и мы должны признать, что это коснётся в основном добросовестных налогоплательщиков, потому что фактически возможностей отследить вот эти операции сегодня нет ни у кого. Но я хочу вам напомнить, что ровно так мы поступили три-четыре года назад, когда подходили к закону о самозанятых: тогда мы тоже не знали... Но мы понимали, что вопрос о выходе из тени - это вопрос выбора для каждого: хочет он работать и жить честно в правовом поле, спать спокойно, помогать своему муниципалитету, городу, бюджету или всё-таки хочет уклоняться? И посмотрите, результат-то всё-таки есть: буквально за три года... Два года назад мы с вами здесь говорили, что появилось 150 тысяч самозанятых, Татарстан докладывал об успехах, сегодня это число уже к полутора миллионам, то есть это живёт. Поэтому фракция ЛДПР поддержит концепцию. Но вопросы - то, о чём вот сегодня коллеги говорили, - всё же есть. Алексей Валерьевич, вы говорили, что всё понятно по налогообложению. На мой взгляд, признавая это имуществом, мы всё-таки должны были, наверное, прописать порядок, то есть, например, если это физлица, то, наверное, порядок такой же, как при обложении в отношении акций. Остался вопрос, будут учитываться затраты или нет. Того, что вы написали, - приравнять к имуществу, - на мой взгляд, недостаточно. Фракция ЛДПР будет настаивать на том, чтобы ко второму чтению всё-таки был прописан алгоритм: НДФЛ - для физлиц, налог на прибыль - для юрлиц, это необходимо прописать, потому что непонятно из текста. Понятно, что мы даём инструмент налоговым органам, право делать запрос в случае подозрения на наличие таких операций, но почему мы функции рыночной оценки вот этой валюты оставляем за ФНС? Тоже вопрос. И конечно, без внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях тоже это не полетит. Но ещё раз говорю, сейчас мы, по-видимому, идём так же, как пошли при решении вопроса с самозанятыми: мы открываем, даём возможность - это первый этап, а дальше доработаем. Фракция поддержит законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Крашенинников Павел Владимирович, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. Андрей Михайлович, вы блестяще доложили, я просто даже не знаю, что добавить. Но хотел бы Валерию Карловичу всё-таки ответить, что не все так легко отнеслись к этому законопроекту: законопроект правда чрезвычайно важный, и я думаю, что он нас будет тревожить ещё достаточно длительное время. И в отличие от Андрея Михайловича я хочу сказать, что закон правильный, но не хороший. Уважаемые коллеги, мы должны уже признать, что цифровая валюта, цифровые права активно участвуют в современном обороте. Мы не должны закрывать глаза на то, что уже существует в обществе, в экономике, и, конечно же, это должно регулироваться нормативными актами. Во многих странах цифровая валюта уже признаётся объектом гражданских прав, признаётся имуществом на уровне закона, например в дружественных нам Сербии и Китае. В Сербии это называется "виртуальная валюта". С 1 января вступил в силу китайский Гражданский кодекс, там есть статья 127, если мне память не изменяет, где говорится о виртуальном имуществе (да, там говорится о том, что особенности предусматриваются отдельными законодательными актами, это правда). У нас на данный момент действует только один закон, в котором говорится о такой валюте, - это закон "О цифровых финансовых активах...". Определение, которое в нём дано, наши коллеги сегодня назвали размытым, сказали, что это размытое определение. Конечно, оно вызывает огромное количество вопросов: оно не отражает экономической, технической, информационной действительности и не создаёт правового регулирования, а скорее запутывает нас всех. При этом в Гражданском кодексе, в гражданском законодательстве упоминаний о цифровой валюте просто нет, об этом Андрей Михайлович сказал. Мы полагаем, что цифровая валюта с ограничениями, но должна быть в обороте. С учётом этих ограничений она сможет и попадать в конкурсную массу, и подлежать взысканию по исполнительным документам, и передаваться в порядке наследования, и включаться в общее имущество супругов, и облагаться налогом и так далее, это достаточно большая история, она гораздо шире, чем налогообложение. С этой точки зрения мы поддерживаем идею, что обращение цифровой валюты должно регламентироваться законом. Отмечаем, что нужно учесть особенности этого объекта: он должен быть, конечно же, ограниченно дееспособен, должен быть, конечно, отражён не только в Налоговом кодексе, но и в первую очередь в ГК и должен быть подкорректирован в законе "О цифровых финансовых активах...". Благодарим правительство за то, что эту тему подняли. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, но только пока в первом чтении, предстоит просто колоссальная работа. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик - завершающее слово? Содокладчик? Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Коллеги, буквально минута. Налоговый кодекс разделяет имущество и имущественные права. Если мы говорим о цифровых активах, что это - имущество или имущественное право? Скорее всё-таки право, и в связи с этим возникают другие вопросы регулирования, поэтому прав абсолютно Павел Владимирович: вот этот вопрос необходимо... Очень тяжёлая предстоит работа, над этим, наверное, имеет смысл работать целым научным коллективом, без этого вот это определение точно дать не получится. Но есть один очень важный момент, который говорит нам о том, что этот законопроект надо принимать. Вот мы сейчас слышали позицию: что такое 600 тысяч в год, если один биткоин больше 50 тысяч долларов сейчас стоит, что это такое, мы что, заставим людей бегать?.. Ну, насчёт того, что мы людей заставим куда-то бегать, не знаю, у меня такое ощущение, что мы все время меряем на себя, - и тогда вопрос, будет ли амнистия для тех, у кого есть биткоины, становится актуальным. Но я предлагаю вам задуматься вот над чем. Перевод кому угодно сюда одного биткоина, то есть более чем 50 тысяч долларов, должен влечь за собой последствия? Это доход или не доход? И когда мы говорим, что мы заставим кого-то бегать... Вот один биткоин - это 50 тысяч долларов, которые присылают бесконтрольно! И вот этот законопроект - попытка установить контроль над колоссальными нелегальными денежными потоками, и очень здорово, что эта попытка делается именно через налоговое законодательство, это, если хотите, цивилизованный подход. Вот концепция законопроекта. Нет сомнений в том, что, строго говоря, любой доход, любые переводы, любые инструменты требуют регулирования. Правительство говорит о 600 тысячах - действительно, нужно убрать какую-то мелочовку: мы же видим, что помимо биткоина появляются уже не десятки, а сотни различных частных инструментов. Коллеги, я всё-таки призываю задуматься: мы хотим контролировать эти средства, мы хотим, чтобы с этих средств платили налоги, мы хотим знать, кто и на что их получает? Именно это мы и предлагаем сделать во втором чтении законопроекта, в этом смысл законопроекта. Но я повторяю, если будут проблемы с регулированием, нам придётся выйти с предложениями по Налоговому кодексу, чтобы создать инструмент, который позволит это сделать даже без решения вопроса о том, имущество это, или имущественное право, или что-то другое, - инструмент этот нужен государству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 15. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 21 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 13 чел.2,9 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.