Заседание № 353
О проекте федерального закона № 1065309-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части ограничений для отдельных категорий работников в связи с наличием у них гражданства иностранного государства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Мы с вами при обсуждении повестки приняли решение, что по 3-му и 4-му вопросам один доклад будет представлен. Поэтому зачитываю и 4-й вопрос: о проекте федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Доклад по двум вопросам, 3-му и 4-му, сделает Павел Владимирович Крашенинников. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К третьему чтению подготовлен очередной пакет законопроектов, внесённых во исполнение обновлённых положений Конституции Российской Федерации. В данном пакете предусматривается запрет на наличие иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для государственных, муниципальных служащих, военнослужащих и других категорий должностей. Уважаемые коллеги, нам всем нужно помнить, что государственная деятельность предполагает сочетание многих факторов: развитие сферы, в которой человек работает, обеспечение интересов граждан, государства и общества, в том числе национальной безопасности. Люди, которые выполняют по долгу службы особые государственные функции, имеют определённые полномочия, должны быть защищены от возможного негативного влияния извне, для этого и вводятся дополнительные ограничения, но они, конечно же, не лишают человека права выбора - принимать эти условия или не связывать себя с государственной деятельностью. Коллеги, вашему вниманию, как я уже сказал, представлен пакет законопроектов: первый - поправки в 26 федеральных законов и второй на ту же тему - поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации. Уважаемые коллеги, документы готовы, проведены правовая и лингвистическая экспертизы. Прошу вас поддержать данные законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, по мотивам по 3-му и 4-му вопросам есть желающие выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Алексей Владимирович, вы и по 3-му, и по 4-му? Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддержит оба законопроекта, но, на наш взгляд, вопрос национализации элит этими законопроектами не решается в полной мере, как того хотелось бы. Что такое национальные элиты? Безусловно, это не бизнес-элиты, потому что бизнес (или, по-старому, капитал) не имеет сегодня никаких особых патриотических привязок. По большому счёту, где прибыль, там у бизнеса и родина. Так что, говоря об элите, мы говорим о тех людях, которые управляют нашим государством, - это представители силовых органов, это губернаторы, это депутаты, это также те, кто возглавляет соответствующие государственные предприятия, которые выполняют важные функции. К большому сожалению, в результате принятия поправок представители, управленцы из этих государственных предприятий, в том числе "Росатома", я напомню, "Ростеха", "Роскосмоса", были выведены из-под действия данных требований, даже самых минимальных. Ну а для остальных, исключительно для самого чиновника, губернатора, депутата, какого-нибудь военного руководителя, ограничения возможности иметь, точнее, запрета иметь иностранное гражданство недостаточно, поскольку члены их семей - жена или муж, несовершеннолетние дети - такого права не лишены. Это первый момент. И второй момент - это недвижимость, о чём мы неоднократно говорили. Именно недвижимость сегодня держит эту самую нашу элиту. И фактически сегодня пятой колонной в нашей стране могут быть отнюдь не какие-то там иностранные агенты, с которыми мы здесь героически пытаемся бороться, не Навальный с его компанией, а именно вот эти люди, которые, имея запасной аэродром, имея за границей какое-нибудь имение, гостиницу, дом, фактически так или иначе зависят от Запада. И не зря в своё время известный американский политолог говорил: это ещё надо посмотреть, чья это элита, - вы имеете ядерное оружие, вы имеете возможность влиять, но ваша элита хранит 500 миллиардов долларов в наших банках. Я напомню, это сказал Збигнев Бжезинский, известный американский политолог. И сегодня, вместо того чтобы ввести вот это дополнительное ограничение, на наш взгляд абсолютно обоснованное, мы почему-то его исключаем, причём исключаем его категорически в рамках всех законопроектов, которые мы рассматриваем, все предложения фракции КПРФ не принимаются в этой части. На наш взгляд, в своё время советская власть, большевики, придя к власти, я напомню, в 1917 году, отнюдь не разрушили страну, а сохранили эту самую страну, сохранили и укрепили её по одной простой причине: это была национально ориентированная элита, это были те, кто не зависел от заграницы, не имел каких-либо запасных аэродромов в виде какой-то недвижимости (мы сегодня героически пытаемся это исключить, но не исключаем). В этих условиях, естественно, последние заявления одного из политиков России, который призывает наших граждан не ехать в Турцию, потому что это страна враждебная нам, и проявить патриотизм, звучат, ну, по крайней мере двусмысленно. Мол, мы, элита, и дальше будем иметь за границей недвижимость, и дальше будем ездить отдыхать в наши замки, в наши имения, и дальше будем хорошо проводить время там, а вы потерпите здесь, проявите патриотизм, отдохните как-нибудь на родине, съездите в Крым или на Черноморское побережье (где цены, кстати, сразу выросли в полтора-два раза). Это неправильный подход, естественно, фракция его не... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если вы по двум вопросам выступаете, добавим 30 секунд или минуту. 30 секунд? Хорошо. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, мы считаем, что те меры, которые приняты, крайне недостаточны для национализации наших элит, управленческих элит. И как нельзя быть немножко беременной, нельзя быть и патриотом, имея за рубежом недвижимость и фактически завися от тех стран, которые сегодня относятся к нам, скажем так, далеко не дружественно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Быков Олег Петрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемые для рассмотрения в третьем чтении проекты федеральных законов подготовлены во исполнение и в развитие новых норм Конституции Российской Федерации. Важно отметить, что в связи со вступившим в силу законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации отнесено установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. В соответствии с данными конституционными установлениями проектируемыми нормами законопроектов предусматривается закрепление соответствующих ограничений для отдельных категорий работников государственных органов и органов местного самоуправления, а также вносятся комплексные изменения в положения отдельных законодательных актов Российской Федерации в части регулирования вопросов прохождения военной службы, государственной гражданской, муниципальной службы, установления особенностей прохождения дипломатической службы, службы в органах внутренних дел и другое. С точки зрения процедурного порядка применения, практической исполнимости проектируемых норм законодательные новеллы содержат надлежащую и понятную регламентацию обязанности лиц, на которых распространяются соответствующие ограничения, по сообщению о прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо о получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уважаемые коллеги, необходимо учитывать, что специальное правовое регулирование в части установления указанных в законопроектах ограничений и возложение обязанностей на лиц, осуществляющих профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения соответствующих полномочий, предопределяется их особым правовым статусом, обуславливается характером выполняемой ими работы. Считаю необходимым указать, что предложения некоторых наших коллег о расширении или дополнении ограничений для лиц, замещающих, в частности, государственные или муниципальные должности, к примеру, запретами на владение недвижимостью за рубежом - это сейчас было отмечено в предыдущем выступлении - не соответствуют пределам указанных конкретных конституционных установлений и в связи с этим концептуально нецелесообразны. Они служили предметом дискуссий при рассмотрении других законопроектов по аналогичным темам, но поддержки также не нашли. Важно подчеркнуть, что, напротив, предлагаемые в рассматриваемых законопроектах изменения основаны на действующих положениях Конституции Российской Федерации, отражают конституционно-правовой смысл и соответствуют концептуальным нормативным векторам последующего развития законодательства. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит внесённые Президентом Российской Федерации законопроекты, будет голосовать за их принятие в третьем чтении в целях реализации общих конституционных задач по обеспечению безопасности и защиты интересов нашей страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович. Уважаемые коллеги, ну вот всё-таки для чистоты отношений. Алексей Владимирович, выступая, достаточно критично высказался: мы это решение принимаем, но вместе с тем оно не даст положительного эффекта. Алексей Владимирович, вы же всё-таки по образованию доктор, врач, и, делая такие заявления в области юриспруденции, вы, даже как врач, наверное, должны согласиться с тем, что... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну понятно, что у нас всех второе образование политическое, в основе лежит юридическое образование или иное. Коллеги, мы сегодня рассматриваем законопроект, который внёс президент нашей страны и в котором конец положен второму гражданству - в этом смысл закона - и для госслужащих, и для муниципальных служащих, и для военных, это очень важно, давайте это отметим. (Аплодисменты.) Что касается темы собственности, имущественных отношений. Вот мы с вами все будем избираться, губернаторы избираются, декларации подаются, и всё это в публичном поле. Да, правильно, чтобы и счета были только в российских банках, и активы только российских компаний. Мы сегодня это законодательно урегулировали. Что касается других вопросов, нам придётся их решать. В прошлый раз мы обсуждали вопросы, связанные с нашими помощниками, - пробел. Нам правильно будет внести изменения в закон о статусе депутата, и я обращаюсь к профильному комитету: давайте мы здесь проявим солидарность всех фракций, внесём такие поправки, которые введут такой запрет для помощников депутатов, как штатных, так и на общественных началах. У нас такое решение не принято - что же мы в отношении себя-то ничего не предлагаем? Давайте мы хотя бы действие закона, который принимается в отношении госслужащих, муниципальных служащих, распространим на наших помощников. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И на депутатов, Николай Васильевич, и на депутатов! Вот у вас было большинство в 90-е годы - что же вы этот закон-то не приняли? Ведь страну-то растащили в 90-е годы! Разъехались когда? А сейчас её собирают по крупицам. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да-да-да! Не надо! Мы по второму образованию политики, но и в политике надо всегда признавать: если бы не Путин, если бы он не внёс этот законопроект и в своё время не заявил жёсткую позицию, никто эти счета назад не вернул бы. И такие люди есть и в КПРФ, и в "ЕДИНОЙ РОССИИ", и в ЛДПР, и в "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Президент страны положил этому конец. Вы хотите дальше эти решения реализовать? Давайте обсуждать. Давайте обсуждать - никто не мешает! Вот здесь сказали о том, что после революции... После революции так занавесом всех обнесли, что дети и внуки генсеков туда сбежали, и они до сих пор там! Вот вам, пожалуйста, то, чего не должно быть. Надо создать условия... ИЗ ЗАЛА. А дочь Ельцина где? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Послушайте, я и говорю: все партийные функционеры того времени, поэтому... А Ельцин, он где был? Тоже был в ЦК КПСС, в Политбюро. Об этом речь идёт, Николай Васильевич. Из песни слова не выкинешь. Поэтому давайте, самое главное, честно говорить всё избирателям. Вот смотрите, Валентина Владимировна Терешкова: с нами, и дочка её здесь, с нами, она в "ЕДИНОЙ РОССИИ", она свой выбор сделала. А Станислав Сергеевич Говорухин, который ушёл из жизни? Тоже был в "ЕДИНОЙ РОССИИ", и сын его стране служил до последнего. Давайте не делить здесь на красных и белых, потому что и у одних, и у других есть ошибки, а страна одна - об этом речь идёт. Видите, вы воду стали пить. Правильно, это снимает напряжение. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А тут невозможно, потому как что ты тут ни делаешь, всё это моментально становится достоянием общественности. Вы оттуда кричите, я бы даже сказал, орёте, и непонятно, кто это делает, а здесь что ни скажи - вот мы, - всё только в микрофон. Коллеги, давайте признаем, что это решение судьбоносное для нашей страны, - надо его выполнить, развить в отношении наших депутатов. А что касается себя любимых, можно и пожёстче решение принять - давайте ограничим себя. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 3-й вопрос. Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 34 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Федеральный закон принят. За - 418, против - 1, воздержавшихся нет. Ставится на голосование... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, подвергают сомнению ваше волеизъявление, голосование. Не вы против? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы не можем за вами наблюдать, это противоречит... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Посмотрите, пожалуйста. Алексей Владимирович, ну вы опять взобрались... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот у нас есть наверху места, посмотрите - там, конечно, кислорода меньше, но зато вам будет всё видно. Есть выбор, можем похлопотать. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", 4-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Вот, другой разговор, смотрите, консолидация в зале наблюдается. Обратите внимание на грустное лицо Александра Юрьевича. Александр Юрьевич, у вас там нет имущества, недвижимости? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А почему тогда вы стали грустным? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 10 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Вот, за - 419, против нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят. Поздравляю, коллеги! (Аплодисменты.) Николай Васильевич, значит, Толстой был прав в отношении пипочки, которую вы могли... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё нормально? Хорошо. Это хорошо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Толстой, кстати, только что вернулся с заседания ПАСЕ, он принимал участие в работе в режиме видео-конференц-связи. Делегация, кстати, работает - вы видите, в зале отсутствует Слуцкий, - и очень серьёзный разговор идёт. Кстати, Председатель ПАСЕ, Парламентской ассамблеи Совета Европы, господин Дамс сегодня остановил хамство одного члена ПАСЕ в адрес Российской Федерации и удалил его из зала. (Аплодисменты.) Может, это случайность, а может, всё-таки что-то меняется в Европе, хотя сложно говорить об этом.
Заседание № 352
О проекте федерального закона № 1065309-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части ограничений для отдельных категорий работников в связи с наличием у них гражданства иностранного государства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 16-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект вытекает из предыдущего, он также внесён Президентом Российской Федерации 30 ноября 2020 года в целях реализации обновлённых положений Конституции Российской Федерации и предусматривает запрет на иностранное гражданство для лиц, занимающих определённые должности: для работников государственных органов и органов местного самоуправления, имеющих доступ к государственной тайне, которые работают по трудовому договору. В этих целях Трудовой кодекс дополняется новой статьёй, 349-6, "Особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления". Здесь по аналогии с предыдущим законопроектом устанавливается обязанность таких работников сообщать о прекращении российского гражданства для приобретения иностранного гражданства либо права на постоянное проживание. Эти ограничения устанавливаются в соответствии с перечнем должностей таких работников, который утверждается государственным органом или органом местного самоуправления. Законопроекты связанные, но, как вы знаете, у нас изменения в Трудовой кодекс рассматриваются всегда отдельно в соответствии с положениями Трудового кодекса. Ко второму чтению поступило восемь поправок: в таблице поправок № 1 четыре поправки, в таблице поправок № 2 тоже четыре поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания, вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет предлагает её принять. Пожалуйста, включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович помог. Это вообще нарушение закона о статусе депутата. Вот и проверим, как депутаты соблюдают закон. Спасибо, Сергей Владимирович, спасибо. Коллеги, давайте проведём проверку. Ольга Викторовна, что вы так?.. У вас тоже есть помощники на общественных началах с иностранным гражданством? Нет? Если нет, так проверяйте, а если есть, тогда самоотвод. Учитывая, что это нарушение федерального закона, а депутат должен знать о своём помощнике всё... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как откуда? Вы кого берёте, почему, зачем? Там другие вопросы могут возникнуть. Коллеги, здесь уточнение важное Иванов сделал. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "У него нет полномочий". Конечно, как Иванов, так полномочий нет, а как Коломейцев, так все полномочия. Молодцы, поделили всех на правых и более правых. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 35 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается единогласно. По таблице поправок № 2 есть замечания? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. Поправку 1 прошу вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, в ней четыре поправки, за исключением поправки 1, которую наш коллега предлагает вынести на отдельное голосование. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 32 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Принимается решение по таблице поправок № 2, за исключением поправки 1. По поправке 1 - Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Дискуссия плавно ушла от темы генералов, от темы ФСО, от темы депутатов и губернаторов к теме помощников. На мой взгляд, это неправильно, потому что мы говорим о системной проблеме, о системном противоречии, которое в нашем законодательстве осталось. Да, первый шаг сделан президентом, мы поддержали, в части гражданства, но, на наш взгляд, надо делать и второй шаг, быть последовательными. И в данном случае поправка касается тех лиц, работников государственных органов и органов местного самоуправления, которые имеют допуск к государственной тайне. Все списки нам известны, вот на этих лиц предлагается распространить не только запрет иметь второе гражданство, но и запрет иметь имущество за границей. На наш взгляд, лица, которые к государственной тайне допущены, должны быть полностью ограждены от любого возможного влияния, связанного с наличием виллы, скажем, в Испании, с наличием гостиницы в Латвии, с наличием какого-нибудь другого имущества за рубежом, потому что они находятся в этой части, мягко говоря, в весьма щекотливом и зависимом положении, когда на это их имущество могут быть наложены санкции (и такие случаи были) или не наложены - в зависимости от их поведения, когда на них возможны разного рода выходы. Государство должно обезопасить себя от этого, в том числе полностью запретив, исключив возможность иметь имущество за рубежом, ещё раз говорю, любое имущество, как бы оно ни приобреталось, от кого бы оно ни досталось, от родственников или ещё от кого-то, потому что в любом случае - вы видите, в каком положении находится сегодня Российская Федерация, - это может быть использовано против России, это может быть использовано против наших государственных секретов, это может быть использовано против чиновников, ну и, собственно, против суверенитета и государственности, если мы говорим об этом. Поправка абсолютно нормальная, предлагаем её принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уж извините, как говорится, старая песня всегда молода, да? Поправка противоречит Конституции, конечно, мы её не поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 1 из таблицы № 2. Комитет против её принятия. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 19 сек.) Проголосовало за 69 чел.15,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 70 чел. Не голосовало 380 чел.84,4 % Результат: не принято Отклоняется поправка 1 из таблицы № 2. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", второе чтение, 16-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 57 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно.
Заседание № 336
О проекте федерального закона № 1065309-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части ограничений для отдельных категорий работников в связи с наличием у них гражданства иностранного государства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части ограничений для замещения государственных, муниципальных должностей, иных должностей в связи с наличием гражданства иностранного государства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства). И, уважаемые коллеги, так как мы заранее обсуждали это, предлагается рассмотреть с одним докладом ещё и 5-й вопрос - такое предложение внёс Павел Владимирович Крашенинников, мы его поддержали на заседании Совета, - проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части ограничений для отдельных категорий работников в связи с наличием у них гражданства иностранного государства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства). Один доклад по 4-му и 5-му вопросам сделает Павел Владимирович Крашенинников. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Мы продолжаем работу по реализации конституционных изменений. Напомню, что во исполнение Конституции на сегодняшний день уже принят 21 закон. Сегодня мы рассматриваем очередной президентский пакет законопроектов, который был внесён главой государства 30 ноября 2020 года: проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Законопроектами предусмотрен запрет на иностранное гражданство или вид на жительство для определённых категорий должностей. Коллеги, этот запрет прямо установлен в Конституции для лиц, осуществляющих государственную деятельность, например для президента, членов правительства, депутатов, сенаторов, губернаторов, руководителей федеральных государственных органов, прокуроров, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В развитие этих положений мы уже приняли ряд законов, в том числе новый Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", были внесены изменения в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." и так далее. Сегодня мы эту работу продолжаем. Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается запрет на замещение государственных и муниципальных должностей государственной и муниципальной службы и иных должностей в связи с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право гражданина на постоянное проживание на территории иностранного государства. Коллеги, обращаю ваше внимание, изменения затрагивают 24 закона. Запрет в части наличия иностранного гражданства и вида на жительство распространяется: первое - на военную службу, в том числе в Вооружённых Силах Российской Федерации, в войсках национальной гвардии и так далее; второе - на государственную гражданскую службу, в том числе дипломатическую службу; третье - на правоохранительную службу; четвёртое - на муниципальную службу; далее - на государственные должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Счётной палаты; на должность председателя Центрального банка; на должности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченного при президенте по правам ребёнка, а также уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Федерации, уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей, а также соответствующих уполномоченных в субъектах Российской Федерации, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг; на иные государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности. Кроме того, здесь предусмотрены такие ограничения для членов региональных общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Также эти ограничения распространяются на должность капитана морского порта и должностных лиц службы капитана морского порта. Законопроектом предусматривается обязанность государственных и муниципальных служащих, военнослужащих уведомлять своё руководство о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства либо о получении вида на жительство за рубежом. Лица, подпадающие под действие данного закона на день его вступления в силу, должны сообщить об этом в течение десяти дней со дня вступления в силу данного федерального закона. По истечении шести месяцев лица, не представившие соответствующих документов, подлежат увольнению. Согласно статье 25 проекта в исключительных случаях по решению работодателя лицо может сохранить работу, которая не требует допуска к государственной тайне. Следующий проект, безусловно, связан с этим, вы знаете, мы приняли закон о том, что поправки в Трудовой кодекс должны рассматриваться отдельно. Так вот, проектом федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс..." предлагается установить запрет для работников государственных органов и органов местного самоуправления, имеющих допуск к государственной тайне и работающих по трудовому договору: ограничение в связи с наличием у них иностранного гражданства либо права проживания на территории иностранного государства. В этих целях Трудовой кодекс предлагается дополнить новой статьёй - статьёй 349-6 "Особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления". Мы в комитете очень подробно обсуждали, кто может быть отнесён к таким работникам, работающим по трудовому договору. Ну, например (это, естественно, не полный перечень), речь может идти об обеспечивающем персонале: о переводчиках, программистах, работниках инженерных служб, помощниках. Конкретный перечень таких должностей утверждается государственным органом или органом местного самоуправления. Уважаемые коллеги, предлагаемые законопроекты основаны на нормах Конституции и служат обеспечению национальной безопасности нашего государства, защите суверенитета нашей страны и защите прав и свобод наших граждан. Просьба поддержать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы есть, коллеги? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Павел Владимирович, несколько стандартных вопросов. Как быть с членами семей вот этих должностных лиц - они ведь могут иметь двойное гражданство, какое угодно? Это первое. Второе: как быть с имуществом, которое можно иметь? И не является ли это фактически, скажем так, возможностью иметь иностранного агента и влиять соответствующим странам на политику этого человека? Третий момент: как быть тем лицам, которые имеют двойное гражданство и которые должны быть призваны на срочную службу, - их будут призывать или не будут? И четвёртый момент: все ли страны сегодня представляют Российской Федерации открытую информацию на запросы о гражданстве либо о виде на жительство? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Четыре вопроса - хорошо. Можно на четыре вопроса отвечать? Да, спасибо. Коллеги, ну, во-первых, я сразу хочу сказать, что у нас есть конкретный предмет данного законопроекта, вернее, данных двух законопроектов. Здесь речь идёт о 25 законах, о работе конкретных граждан, которые несут службу государственную, муниципальную, о работе в общественных организациях, которые в местах лишения свободы смотрят за порядком, так я сказал бы, и также к этому предмету относятся вопросы, связанные с гражданством. У нас вопросы по поводу счетов, недвижимости и так далее в этом законопроекте не рассматриваются, я сразу хочу сказать. Рассматриваются ли они в других законах? Да, рассматриваются. Как? Давайте мы просто будем в ходе дискуссии, может быть не этой, рассматривать, потому что к предмету данных проектов это не относится, члены семьи к предмету данного законопроекта не относятся, имущество не относится. И был ещё какой-то вопрос, ещё о чём-то вы спрашивали?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. А, страны? Да, это вопрос хороший. Это относится не только к перечисленным категориям граждан, но это также относится и к тем, кто работает в федеральных органах исполнительной власти, и к тем, кто работает депутатом, сенатором и так далее. Поэтому здесь, как правило, при выявлении, конечно же, человек подлежит увольнению по этому закону, соответственно, по тем законам, которые мы с вами принимали, оставление должности также при подтверждении этих документов будет осуществляться. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. По призыву: здесь не рассматривается этот вопрос. Здесь есть моменты, связанные с военной службой, которая осуществляется по контракту и которая осуществляется по общим положениям. Срочников здесь вообще нет, это не предмет данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Грешневиков Анатолий Николаевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Владимирович, чтобы закон работал, а в этом мы все заинтересованы, нужно всё-таки иметь нормальный механизм его реализации. Чтобы установить, кто из депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации имеет вид на гражданство или двойное гражданство, вид на жительство или двойное гражданство, значит, можно обратиться в избирательную комиссию, вот как предполагается, но избирательная комиссия, значит, говорит: кандидат или, там, депутат уведомил, что нет у него ни вида на жительство, ни гражданства. Обращаешься в Министерство внутренних дел - там говорят: не наша компетенция. МИД тоже говорит: не наша компетенция. Скажите, пожалуйста, кто должен установить, после того как политик заявляет, уведомляет, что у него нет двойного гражданства, вот кто должен проверить, соответствует ли эта информация действительности? И каков механизм реализации данного закона? Спасибо. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вячеслав Викторович, я просто хочу сказать, что мы сейчас не рассматриваем поправки к закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы...". Мы эти законы уже рассматривали, более того, они уже вступили в силу, они работают. Я считаю, что есть разные каналы, в том числе дипломатические, - если ЦИК не обладает соответствующей информацией, то, как коллега Куринный сказал, можно делать соответствующий запрос. Если у вас есть конкретная информация про конкретных лиц, наверное, можно её проверять, можно подключить другие источники. Я считаю, что нам в данном случае данным законом нужно определить правила, которые связаны с защитой суверенитета, нацбезопасности и прав наших граждан. Вот эти правила мы определяем. Я с вами согласен, что должен быть механизм, но без определённых правил, без соответствующего нормативного регулирования это вообще невозможно делать. Можно сказать, что, ну, вот мы гипотетически про кого-то что-то знаем, а закон принимается, он всё равно работать не будет... Будет работать - нам надо правила установить и добиваться того, чтобы эти правила выполнялись! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Павел Владимирович, у нас для дипломатов установлено, что, если супруг или супруга имеет двойное гражданство или вид на жительство, он подлежит увольнению, а для остальных категорий не установлено. Вот объясните, пожалуйста, в чём в принципе опасность для безопасности государства, не знаю, для ещё чего-то, если человек, имеющий вид на жительство, работает где-нибудь в администрации сельского совета? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Здесь в соответствии с Конституцией устанавливается общее правило, в соответствии с которым это не является, ну, нарушением права на труд, человек вправе выбрать ту профессию, в которой он хочет себя реализовывать. При этом, выбирая ту или иную профессию, он должен соответствовать определённым требованиям. Вот в данном случае и в Конституции, и в соответствующем законодательстве устанавливаются требования, связанные с защитой суверенитета, национальной безопасности, то есть человек, занимающий конкретные должности и осуществляющий конкретные виды деятельности, не должен иметь иностранное гражданство либо вид на жительство, ну и иные какие-то вот такие моменты. Поэтому, мне кажется, мы, конечно, можем найти много таких конкретных историй, но в данном случае норма универсальная, соответственно, она устанавливается для всех. Здесь для таких лиц устанавливается переходный период - я уже о нём сказал, - в течение полугода человек должен определиться: если он хочет, чтобы у него оставалось двойное гражданство или вид на жительство, он обязан оставить соответствующую должность, если он становится предпринимателем - пожалуйста, никакого ограничения дееспособности нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Зайцев Максим Сергеевич. ЗАЙЦЕВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Павел Владимирович, а каким образом будет решаться вопрос о прекращении иностранного гражданства в отношении тех лиц, которые по объективным причинам не могут от него отказаться? Несколько лет назад - как пример - госслужащие, в том числе здесь, в Государственной Думе, не могли выйти из украинского гражданства, после этого мы приняли закон, и сейчас эта проблема устранена. А какие варианты решений, если такая же ситуация, допустим, будет с какой-то другой страной, которая будет отказывать людям в выходе из гражданства по их заявлениям? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы правы, именно по гражданству Украины мы предусмотрели специальную процедуру, специальный отказ. Почему? Просто у нас была статистика, когда соответствующие наши партнёры не отвечали, и повально нарушались права и свободы тех граждан, которые давно приехали в Российскую Федерацию, жили и трудились здесь. А в других случаях будет общий порядок: если граждане в течение полугода не смогли отказаться от гражданства, они будут увольняться с работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Павел Владимирович, это правильно, что мы идём в направлении уничтожения двойных стандартов и у нас здесь, внутри нашей страны, потому что крупный чиновник может быть большим патриотом, а за границей иметь большое количество имущества и быть иностранным гражданином, примеры этого мы видели. Теперь решение вопроса переходит на муниципальный уровень, где иное материальное обеспечение, и некоторые элементы красивой буржуазной жизни мы пытаемся отнять сейчас и у них. Не считаете ли вы, что это приведёт к определённому кризису при наборе людей на муниципальные должности, муниципальные посты? И ещё небольшой вопрос. Вы говорили о военнослужащих. Есть у нас небольшая категория граждан - сотрудников Службы внешней разведки, ФСБ и так далее, они, чтобы нормально работать, должны быть гражданами других государств... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопросы, Игорь Юрьевич. Вы такой пласт затронули!.. Вот в тех законах, которые мы принимали, была соответствующая оговорка, и когда мы рассматривали эти законы, то об этом говорили. Что касается муниципалитетов, я не думаю, что принятие данного закона вызовет кадровый кризис. Что, у нас в муниципалитетах все или треть тех, кто там работает, имеют двойное гражданство? Мне что-то сложно в это поверить, и я не думаю, что будут соответствующие проблемы. Мне кажется, для нас важно принятие этих универсальных норм и важно, чтобы мы понимали, что происходит не только на федеральном уровне, хотя, дай бог, на федеральном уровне нам бы разобраться, так ведь? Поскольку это требование, как я уже говорил, связано с безопасностью и защитой суверенитета, да и с защитой прав граждан, поэтому оно, конечно, должно быть универсальным. Даже если люди занимаются деятельностью конкретно в сфере управления и занимают пускай даже, на ваш взгляд или на чей-то взгляд, незначительные посты, тем не менее всё-таки это требование остаётся - если у них есть двойное гражданство или вид на жительство, они должны либо отказаться, либо уйти с данной работы. У них есть полгода для этого, как я уже сказал, переходный период здесь закреплён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто-то хотел бы выступить? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. Просьба к представителям фракции ЛДПР определиться, кто будет выступать. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, к сожалению, громкие слова о независимости государства, о национализации элит, о необходимости делать некие шаги в этом направлении не только не сопровождаются шагами... Вот полшага - это то, что мы с вами сегодня делаем: запрещаем иностранное гражданство, кстати, для многих из тех категорий, которые сегодня перечислены в данном законопроекте, оно уже запрещено давным-давно, но при этом оставляем совершенно открытым вопрос о возможности иметь иностранное гражданство для супруги, для несовершеннолетних детей. Подумайте, какая будет национализация элит, если дети являются гражданами другого государства, зачастую учатся на территории другого государства, там же проживает, например, жена, семья, а соответствующий чиновник, не имея формально иностранного гражданства или вида на жительство, фактически живёт на два дома? Это первое. Второй момент - имущество, про которое мы говорим, и Павел Владимирович пытается от этого вопроса всячески устраниться. Но если у чиновника, госслужащего, муниципального служащего, у человека, занимающего муниципальную или государственную должность, есть поместье в Англии, либо в Испании, либо в какой-нибудь другой стране, то какой он патриот после этого? Это потенциальный иностранный агент, что бы кто ни говорил! И самое главное, что норма о запрете на открытие счетов, на выполнение финансовых операций якобы будет выполняться, а по имуществу - ну, пусть имеют те, кто хочет. Но даже чтобы коммунальные услуги оплатить по этому иностранному имуществу, надо открыть счёт, надо этот счёт иметь. Мы сегодня сознательно идём на нарушение законодательства и провоцируем нарушение законодательства вот этими лицами, которые такое имущество имеют. Если ты патриот, если мы говорим о национализации элит, никакого имущества, никакой недвижимости за границей в принципе быть не должно! Если говорить о механизмах выявления сегодня вот этих, так сказать, двойных агентов иностранных: мы обратились в соответствующее иностранное государство, оно нам то ли ответило, то ли не ответило, не предоставило информацию, и вопрос остался подвисшим. То есть механизма проверки двойного гражданства, механизма проверки наличия вида на жительство, по сути, для многих стран не существует. Принимая сегодня этот строгий закон и грозя пальчиком, мы фактически оставляем возможность иметь имущество, оставляем возможность членам семьи, ближайшим родственникам быть гражданами иностранного государства и оставляем возможность фактически иметь там счета, если об этом никто случайно не узнает. А об этом, естественно, чаще всего никто ничего и не узнаёт: если в отношении имущества можно получить какие-то выписки, можно сделать какие-то запросы, можно всё это выявить, то в отношении гражданства и в отношении счетов с этим гораздо сложнее. В связи с этим мы, конечно, поддержим в первом чтении принятие законопроекта, но вновь будем настаивать и вносить поправки, которые, во-первых, запрещают членам семей всех перечисленных лиц иметь иностранное гражданство, во-вторых, запрещают иметь недвижимое имущество за границей, это будет правильно, ну и в-третьих, всё-таки необходимо прописать здесь механизм проверки соответствующих сведений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Шхагошев Адальби Люлевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Иванову Сергею Владимировичу. ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, откровенно говоря, у нас было очень много схожих по концепции, по содержанию законопроектов, что сегодня, что вчера. Конечно, речь идёт о суверенитете, и Павел Владимирович, когда докладывал о концепции, в самом конце сказал, к чему призывает, так сказать, этот законопроект. Вообще, конечно, очень легко рассуждать, когда уже наведён некий порядок в стране, когда государственность действительно укрепляется, легко говорить, дескать, почему именно сейчас мы занялись вот этими проблемами, которые связаны с иностранными агентами, с двойным гражданством, с иностранным гражданством, почему в спешке это делается и якобы вносится ни с того ни с сего. Нет, категорически с этим фракция не согласна, мы считаем, что это абсолютно системная работа. Я вам просто напомню одно очень важное высказывание из выступления нашего лидера - президента страны Путина в 2017 году на заседании клуба "Валдай". Вряд ли мы сегодня вообще обсуждали бы вопрос, связанный с иностранным гражданством, с двойным гражданством или с наличием вида на жительство, потому что зачем вообще кому-то надо было вербовать наших граждан за рубежом, когда они присутствовали здесь, у нас? В 2017 году были заключены два очень важных двусторонних договора с Соединёнными Штатами и с европейскими странами - знаете, какие договоры? Договоры, которые касались наших ядерных объектов. И вот президент привёл эти цифры и сказал, что это не секретно, но мало кто об этом знает: в 1992 году, после заключения в июне договора, представители десяти организаций Соединённых Штатов посетили наши ядерные объекты с инспекцией 630 раз, в 1993 году в феврале уже был заключён другой договор, и этот договор давал право ста инспекторам опять-таки из десяти организаций в любое время, без всякого предупреждения, посетить любое ядерное предприятие, где было секретнейшее ядерное оружие! Это продолжалось ровно десять лет. Мы исключили сегодня подобное отношение к нашей стране. Из современной истории мы видим, что сохранение суверенитета - это задача номер один не только для России, но и для многих стран, куда экспортировали демократию (в кавычках) Соединённые Штаты, и нам пора заняться действительно именно укреплением собственного государства. А это возможно сделать только тогда, когда страна к этому готова. И безусловно, такой точкой здесь становятся поправки к Конституции, в том числе этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР. ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Ну, ЛДПР поддержит данный законопроект, тем более что ровно два года назад мы внесли законопроект на данную тему. Ну, два года он спокойно лежал, причём мы не делали 17 законопроектов, где по каждому нужно что-то писать, а сделали просто: не имеет права работать на должностях, где есть доступ к секретным сведениям, лицо с двойным гражданством. Это в принципе правильно, это отвечает интересам национальной безопасности. А теперь скажите мне, кто-нибудь из вас видел пожарного, имеющего второе гражданство, например, Кипра, или прапорщика, имеющего гражданство Великобритании, или, например, я не знаю, там, сотрудника местной администрации, какого-нибудь сельсовета, у которого гражданство Мальты? Видели вы таких? Я не видел. Я знаю двух муниципальных депутатов, у которых есть двойное гражданство, кстати, все ваши, "единороссы": один в Курске, индус, второй - знаменитый Джефф Монсон, боец, у него много гражданств, и ДНР, и Абхазии, и прочее, прочее. Вот они, спрашивается, какой ущерб национальной безопасности нашей страны могут нанести? Какой? Я не знаю. Зато я знаю, что, если вы все возьмёте и ради интереса посмотрите список десятка - ну да, просто в списке "Форбс" - наших российских миллиардеров, которые владеют и средствами массовой информации, и стратегическим сырьём, и стратегическими предприятиями, там, слушайте, везде сплошное двойное гражданство или это не налоговый резидент страны. Вот это угроза национальной безопасности, это огромная угроза национальной безопасности! В этом законопроекте нет ничего о людях, которые работают в средствах массовой информации, но имеют родственников, имеющих гражданство другого государства, и они нам тут могут устроить какую угодно диверсию! По этому законопроекту (Павел Владимирович, может быть, не совсем корректно ответил) человек, имеющий двойное гражданство, может служить срочную солдатом, а вот выше прапорщика, то есть от сержанта и выше, уже не имеет права. Дипломат должен быть уволен, если у него жена или супруг имеют двойное гражданство. Все остальные этого избегают - пожалуйста! А вы знаете, сколько у нас сейчас сотрудников государственных медицинских организаций приехало, потому что своих врачей не хватает? Они туда тоже не попадают. Здесь безопасность, как, соблюдается, нет? Вот сюда не попали эти товарищи. Но самое интересное, коллеги, как этот законопроект будет работать. Вот задали вопрос - Павел Владимирович не сказал об этом. Я вам приведу простой пример из недавнего прошлого: в прошлом созыве в этом зале заседала депутат Максакова, а потом, когда она вышла замуж, ушла, уехала на Украину, вдруг выяснилось, что у неё было гражданство ФРГ. Знали об этом люди, не знали? Думаю, что знали. Вот в этом и опасность! То есть вот кого надо, того уволим, а кого не надо, тот пусть сидит, пусть у него будет хоть двадцать гражданств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Кто ещё хотел бы выступить? Пожалуйста, Гарри Владимирович, полномочный представитель президента. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Да, действительно, то, что сегодня обсуждается в рамках двух инициатив, которые представил Павел Владимирович, а внёс Президент Российской Федерации, ставит ряд вопросов, но у меня опять ощущение дежавю: выступает один коллега по теме, которая данным законопроектом не регулируется, выступает другой коллега и, опять же, рассказывает о тех рисках и опасностях, которые предметно данной законодательной инициативой не затрагиваются. Я понимаю, что год предвыборный, я понимаю, что все мы здесь - я говорю абсолютно искренне - озабочены тем, чтобы сделать и нашу власть, и нашу жизнь лучше, сделать власть эффективнее, а жизнь более благоприятной, более благополучной для всех. По поводу комментариев. Сергей Владимирович, ну какой прапорщик - перефразируем слова известной исторической личности - не мечтает стать генералом? Поэтому риски не в том, что с уровня прапорщика, как вы говорите, устанавливается запрет, а в том, что потенциально люди, которые служат в рядах Вооружённых Сил, естественно, имеют перспективу служебного и должностного роста, и мы их заранее предупреждаем: если вы хотите расти дальше, то, будьте любезны, разберитесь, какому государству вы служите. Слуга двух господ - персонаж известный, он немножко комедийный, но ему всё-таки тоже было непросто разобраться, кому он в данный момент должен оказывать соответствующие услуги и содействие. Конечно, если профессионально обсуждать вопрос, надо быть более корректным в формулировках. Двойное гражданство и два паспорта, два гражданства, - это абсолютно разные юридические категории. Двойных гражданств у нас, как вы знаете, а может быть, и не знаете, крайне мало, потому что должны быть соответствующие международные договоры, определяющие, где человек служит, где платит налоги, где голосует. Статус двойного гражданства - это не наличие двух, трёх и более паспортов в сейфе, под подушкой и так далее. Когда мы выступаем и о чём-то говорим, нам всё-таки надо быть более точными и более корректными. Данные законопроекты посвящены абсолютно конкретной проблематике, они опять же формально приводят текущее законодательство в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Поэтому не надо здесь придумывать какие-то ужасы про стратегические предприятия и организации, про имущество за рубежом - это всё предметы регулирования других законов. Прошу поддержать инициативу, внесённую президентом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Александр Юрьевич, есть желание выступить? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 4-й вопрос нашей повестки, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 51 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", 5-й вопрос нашей повестки, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 32 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Проект федерального закона в первом чтении принят единогласно. Поздравляю, коллеги. Уважаемые коллеги, мы приняли два законопроекта из пакета законодательных инициатив президента, которые рассматривали в рамках реализации принятых норм Конституции. Прозвучали конкретные предложения. Как правильно сказал полномочный представитель президента, это может быть предметом регулирования других законов, а данные законы принимаются в рамках реализации положений Конституции. Мы с вами можем обсуждать вопросы, связанные с запретом на второе гражданство для тех, кто возглавляет МУПы, ГУПы, федеральные государственные предприятия. Это может быть предметом регулирования других законов, никто не мешает внести эту инициативу и дальше её обсуждать. Те же предложения, которые звучали со стороны наших коллег, в отношении имущества, - пожалуйста, давайте будем обсуждать. Президент выступил инициатором формирования национально ориентированных элит, это было несколько лет назад, причём это был 2012 либо 2013 год, то есть это было достаточно давно. В рамках действующего законодательства это можно было сделать только в отношении министров, губернаторов, и это было сделано. Сейчас мы с вами, учитывая, что Конституция не позволяла принимать решения в отношении госслужащих и муниципальных служащих, только после изменения Конституции выходим на принятие законопроекта в первом чтении в отношении этих категорий. Так что, коллеги, давайте посмотрим: там, где эти вопросы мы можем решать, - инициируйте законопроекты, обсуждайте законопроекты, это уже ваше право, а что касается конкретных законопроектов, они имеют целеполагание, которое обозначено, речь идёт о государственных и муниципальных служащих. Это для того, чтобы мы обсуждали то, что действительно имеется, а не так вот, всю повестку... Так что давайте вносите, Алексей Владимирович, да. Ну и что касается депутатов - тема была в отношении депутатов, - здесь прозвучало мнение, что у кого-то есть второе гражданство. Все данные по названным фамилиям изучили, направили запросы в федеральные органы - это было поручено сделать комитету по безопасности, - и на сегодняшний день у нас нет данных из федеральных органов, что у депутатов есть второе гражданство. Если у вас есть материалы, дайте их, пожалуйста, но, коллеги, когда заявления делаются, а материалов нет... Вот Денис Андреевич Парфёнов инициативу эту внёс - дайте материалы, Денис Андреевич. Вы не пальцем показывайте на кнопочку, вы материалы дайте: вы один раз взяли фамилии назвали - так либо дайте материалы, либо за слова отвечайте! Слова-то вы просите, но вот ваши коллеги, которые здесь сидят, защищены законом, и никто не хочет, чтобы парламент в судах выяснял отношения, понимаете? Поэтому материалы - на стол, лучше в комитет! Есть в комитете от Парфёнова материалы, Василий Иванович? Пожалуйста, включите микрофон Пискарёву. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В комитете материалов от Парфёнова, кроме его обращения, не имеется, ни одного материала не имеется, подтверждающего доводы, заявления, вот эти яркие, сильные, изобличающие депутатов Госдумы заявления. Мы сделали запросы во все государственные структуры, в правоохранительные органы, которые могут этой информацией владеть, - в Министерство иностранных дел, в Службу внешней разведки, в ФСБ, в МВД, в прокуратуру, - и мы получили из этих органов официальные ответы за подписью руководителей органов, что информации о наличии у депутатов (список прилагается) второго гражданства не имеется. Поэтому мы сделали выводы, что информация, которую подписал, подал коллега Парфёнов, не соответствует действительности, о чём проинформировали руководителей фракций - всех фракций, там депутаты не одной только фракции, там депутаты других фракций тоже были указаны. Так что на сегодня у нас нет никаких данных о том, что депутаты Госдумы имеют второе гражданство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, это имеет отношение не только к депутатам, это в принципе тема достаточно серьёзная. Чтобы вот такие обвинения звучали, материалы в рабочем порядке передавайте, мы их изучим, направим в соответствующие федеральные структуры, и, если они найдут подтверждение, любой получит по заслугам. Сейчас закон говорит о том, что второе гражданство или вид на жительство несовместимы с полномочиями депутата. Но, вступая в полемику, мы должны понимать, что у тех, кого неправомерно называют имеющими второе гражданство, есть право обратиться в суд. Вот давайте не будем до этого доходить. Думская трибуна не для склок и выяснения отношений, а для обсуждения законов и решения вопросов в интересах наших граждан. И поэтому давайте материалы! Вот если бы вы дали материал, но ему не дали хода, а затем, значит, получив подтверждение, не настояли на решении в соответствии с законом, тогда мы вынесли бы это на думскую трибуну. Правильно? Правильно! А всё остальное... Коллеги, не делайте себя изгоями в этом зале. Нельзя так, нельзя! (Аплодисменты.)