Заседание № 67
О проекте федерального закона № 1065006-7 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части регулирования стоимости платных образовательных услуг; внесён депутатом Государственной Думы Е. В. Марковым, а также М. С. Зайцевым, А. Б. Курдюмовым, Е. В. Строковой, С. В. Натаровым, Н. В. Березиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Сейчас мы рассмотрим два альтернативных законопроекта, пункты 24.1 и 24.2, но поскольку у нас по пункту 24.1 отсутствует докладчик - он просил рассмотреть без его участия, - то мы сразу же дадим слово докладчику по пункту 24.2, и потом будет содоклад от комитета. Пункт 24.1, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". И альтернативный законопроект, пункт 24.2 - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части регулирования стоимости платных образовательных услуг". Доклад Олега Анатольевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был подготовлен нами более года назад, когда, понятно, ковидная ситуация вынудила многих, многие вузы переходить на удалёнку, ну и в связи с этим возникало большое количество вопросов, претензий от студентов, прежде всего обучающихся на платной основе, платников, которые фактически оказывались в положении студентов-заочников, а плату с них взимали как со студентов-очников. Сегодня в соответствии с действующей редакцией части 5 статьи 54 Федерального закона "Об образовании..." исключительное право определения, ну, уменьшения стоимости образовательных услуг имеет организация, оказывающая эти самые образовательные услуги. Министерство науки и высшего образования может лишь, ну, давать рекомендации, не обязательные для исполнения, что и было сделано, в том числе по многочисленным обращениям и студентов, и депутатов. Во время пандемии министерство выпустило такую рекомендацию, но на неё никто не обратил внимания. Вот поэтому мы предлагаем в этом простом законопроекте предоставить Министерству науки и высшего образования право определять порядок снижения стоимости платных образовательных услуг вот в подобных случаях. К сожалению, и пандемия у нас не заканчивается, и многие другие чрезвычайные ситуации не исключены, поэтому, ну, вот такой простой технический, можно сказать, вопрос: мы предлагаем наделить министерство правом в подобных случаях предпринимать более решительные действия, а не отделываться только рекомендациями. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по двум законопроектам Ольги Васильевны Пилипенко. Пожалуйста. ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по науке и высшему образованию рассмотрел два законопроекта. Законопроекты вынесены как альтернативные, в связи с тем что они содержат одинаковую норму по снижению стоимости платных образовательных услуг, но подходы к определению этой стоимости разные. Наши коллеги из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" предлагают, чтобы решение о снижении стоимости образовательных услуг принимал федеральный уполномоченный орган, то есть министерство, а коллеги из фракции ЛДПР предлагают, чтобы норма являлась императивом и это было функцией самой образовательной организации. Комитет не поддерживает данные законопроекты, так как не может согласиться с мотивами авторов, которые говорят о том, что при переходе организации исключительно на электронные образовательные ресурсы или дистанционные технологии существенно снижается качество образования. Мы с этим не согласны, у нас есть для этого аргументы. Комитет проводил запрос сведений о снижении качества и проводил мониторинговые исследования стоимости: там, где стоимость существенно превышает нормативы, которые установлены теми же внутренними документами Министерства науки и высшего образования, мы отслеживали более чётко, как это отражается на качестве образования. Вместе с тем отмечаем, что, действительно, во время перехода на электронное и дистанционное обучение существенно увеличивалась нагрузка на образовательные организации - как на наших преподавателей, на учёных, так и на студентов, а также на инфраструктурные организации в части закупок различных медикаментов, масок, средств и так далее, причём не только в образовательных организациях, но и в общежитиях, обеспечение Интернетом, закупка электронных ресурсов, дополнительных платформ тоже требовали существенных вложений. Кроме того, мы считаем, что нормы, которые предлагаются сегодня, являются избыточными, поскольку в действующем законодательстве, в части 5 статьи 54 Федерального закона "Об образовании...", уже предусмотрена возможность снижения стоимости обучения образовательной организацией и установления стоимости с учётом покрытия недостающих расходов. Повторю, эта норма является избыточной. Это первое. Во-вторых, в соответствии с законом мы всё-таки рассматриваем определённую автономию деятельности образовательной организации. Когда мы передаём законопроектом функцию установления стоимости министерству, это ограничивает такую автономию и самостоятельность в финансовой, образовательной, научной, административной деятельности. В-третьих, не существует сегодня перечня образовательных программ высшего образования, которые рекомендуются для выполнения только с использованием дистанционных технологий, поэтому та норма, которая закладывается в законопроект, тоже не является реализуемой. Ну и, в-четвёртых, нормативными документами министерства определено, что стоимость платных образовательных услуг не может быть ниже той, которая сегодня установлена в соответствии с нормативными затратами, а те мероприятия, которые предложены, нарушают и это. Кроме того, нецелесообразно установление единого порядка, потому что мы учитываем и различия регионов, и различия организаций - гуманитарный профиль, различные специальности или местонахождение, - специфику, особенности регионов. Наконец, в действующем законодательстве об образовании предусмотрен весь механизм по защите прав обучающихся. И если они полагают, что образование выдано, так сказать, некачественно, они могут обратиться в соответствующие правоохранительные органы, в суды, для того чтобы предъявить претензию к образовательной организации и защитить свои права. На рассматриваемые законопроекты имеются заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы с концептуальными замечаниями и отрицательные отзывы Правительства Российской Федерации и Счётной палаты. Комитет Государственной Думы не поддерживает данные законопроекты и просит депутатов поддержать наше решение - решение комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, сначала вопросы, если есть. Есть ли вопросы, коллеги? Нет вопросов? Есть. Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ольга Васильевна, ну, похоже, позиция вашего комитета всё-таки не совпадает ни с позицией ректорского сообщества, ни с позицией родительского сообщества, ни с позицией самих студентов. В кои-то веки мы проводили здесь большие парламентские слушания о реформировании системы высшей школы, вы принимали в них, конечно, участие и наверняка слышали о снижении качества образования и средней школы, и высшей школы. Более того, каждый второй ректор говорил, что на первом курсе студентов приходится доучивать и они получают школьное образование. Но при этом ваши отсылки к существующей норме закона "Об образовании...", к статье 54, части 5... они ведь не позволили студентам в период пандемии, собственно, воспользоваться этой нормой и своим правом на снижение платы за обучение, когда это обучение непрерывно в течение не двух недель, а нескольких месяцев проходило в дистанционном формате. Вы советуете обращаться в суд, но далеко не каждый студент может позволить себе обратиться в суд, нанять адвоката и так далее. Но при этом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос, это не выступление. Пожалуйста. ПИЛИПЕНКО О. В. Ну, во-первых, мне хотелось бы отметить то, что парадигма и концепция развития системы образования, о которой вы говорите и которая рассматривалась в том числе на парламентских слушаниях, никак не связана с данными законопроектами. Если мы говорим о снижении качества, мы должны в первую очередь заложить, что такое качество. На сегодняшний момент качество и результаты обучения оцениваются как оценками, которые выставляются по итогам защиты, по итогам государственной аттестации каждому студенту, так и теми компетенциями, которые им предоставлены, так же сюда относится и система ЕГЭ в общем образовании. Если мы говорим о переходе на дистанционное, электронное образование, то мы говорили именно о том, что это чрезвычайная мера, которая была принята или в условиях повышенной готовности, или в условиях чрезвычайной ситуации. Когда в связи с этим документы необходимо принять, принимаются нормативные документы министерств и ведомств, необязательно эту норму вводить в федеральный закон, она прописана уже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит эти законопроекты, невзирая на то, что они альтернативные: их внесли наши коллеги из фракции ЛДПР и из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". К сожалению, система высшей школы показала полную неготовность работать в чрезвычайных условиях начиная с 2020 года. И каждый из нас, когда приезжал в свой регион, сталкивался, наверное, с жалобами и преподавателей, и студентов на то, что и с точки зрения материально-технического состояния высших учебных заведений студентам, которые живут отдалённо и не имеют возможности жить в общежитии, было невозможно получать качественное образование, участвовать и в лекционных, и в семинарских занятиях, осуществлять контроль за своими знаниями. Поэтому, к великому сожалению, мне кажется, что то, что было у нас в Государственной Думе, и то, что звучало из уст ректоров, имеет прямое отношение к этому законопроекту. Понимаете, рекомендовать каждому студенту, начиная с первокурсника, обращаться в суд, наверное, это неправильно. Мы должны защитить наших студентов. И в этой части рекомендательная норма, которая содержится в законе "Об образовании...", не даёт возможности министерству действительно в полной мере всё-таки защитить тех же самых студентов, а не только преподавателей и не только студентов коммерческих вузов. Поэтому нам представляется, что эта норма не будет избыточной. Более того, нам представляется, что ваша отсылка к мониторингу вузов... При этом вы не назвали ни одного вуза, о котором можно было бы сказать, что качество образования, полученное в этом вузе, не ухудшилось. Даже ректор МГУ Садовничий говорил об этом. И поэтому на какие вузы вы сейчас ссылаетесь, говоря о качестве знаний? Если можно, пожалуйста, в заключительном слове назовите высшее учебное заведение, число студентов и число преподавателей. И те критерии, которые вы сейчас назвали, - с одной стороны, полученные компетенции, непонятный, размытый термин, с другой стороны, это оценки, которые они получили по результатам экзаменов... Если вы считаете, что это главный критерий, то нам кажется, что главный критерий - это возможность применить эти знания на практике, умение учиться дальше. И вот в этой части как раз ректорское сообщество задалось вопросом к самим себе: если и дальше у нас в школе останется ЕГЭ и в школе и в вузе останется дистант, то, конечно, тогда никакие мониторинги придуманные нам не помогут. Поэтому мы за законопроект, который защищает права наших детей, нашей молодёжи, студентов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик будет выступать? Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, ну, очень жаль, что потрачено столько времени (я сказал, что год, больше, наверное), и в результате мы наблюдаем картину: наш комитет говорит, мол, да нет смысла вносить поправки в закон, нет смысла даже наделять полномочиями министерство... ну, власть употребить. Пусть министерство уговаривает, пусть наш комитет уговаривает в случае каких-то чрезвычайных ситуаций, там, контртеррористических операций, пандемии, не дай бог, и ещё более страшных ситуаций не взимать со студентов плату как за очное обучение, если они будут в связи с этими обстоятельствами находиться дома и, таким образом, станут заочниками. Давайте тогда внесём в закон поправку, чтобы в обязательном порядке в случае таких-то, таких-то и таких-то ситуаций плата взималась иная, ведь на 50, не знаю, на сколько процентов, но очники платят больше, чем заочники. Вот нужно тогда это делать! Мы предлагали самую простую, самую лёгкую поправку: пусть министерство всё-таки определяет. Вы не согласны с тем, чтобы министерству дать эти права, тогда надо прописывать в законе, тогда вы должны это прописать в законе. Или будете ждать, пока мы не напишем поправку и через год мы её не рассмотрим? Вот молодцы какие, спасибо вам за такие внимание и заботу о студентах! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, пожалуйста. ПИЛИПЕНКО О. В. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", как и наш комитет, не поддерживает данные законопроекты. Ещё раз повторю: они являются избыточными, потому что закон "Об образовании...", действующий, 273-й, предусматривает все возможности для образовательной организации устанавливать стоимость обучения. Что касается вузов, в которых мы оценивали качество дистанционного, электронного обучения. На сайте комитета - тогда ещё общего, по образованию, - есть экспертные советы и выложены протоколы заседаний экспертных советов, на которых представители вузов из всех регионов (начиная с Томска, с Дальнего Востока), например моего родного Орловского государственного университета, аграрного университета (Центральный федеральный округ, Воронеж), МГУ, рассказывали об этом, Высшая школа экономики представляла материалы мониторинга, шло обсуждение с ректорами, с экспертным сообществом по поводу качества образования во время дистанционного обучения. Поверьте мне, усилия, которые были приложены ректорским сообществом, преподавательским сообществом вузов и Министерством науки и высшего образования, позволили ни на минуту, ни на один день не прекращать учебный процесс, обеспечивая его и при очном, и при заочном обучении в том числе с помощью дистанционных технологий. Ни один иностранец не уехал в то время, по крайней мере из моего региона, вуза, потому что всё было сделано для того, чтобы ребята учились, в общежития даже доставлялись продукты, так как они сидели на карантине и не могли выходить. Что касается качества обучения, я доверяю нашим коллегам: любая экзаменационная комиссия, по приёму той же итоговой аттестации, включает в себя в настоящее время работодателей и представителей серьёзных профессиональных сообществ из разных сфер экономики, они также оценивают дипломные работы и компетенцию выпускников. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данные законопроекты и просит депутатов присоединиться к нашему решению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", пункт 24.1. Напоминаю, что голосование альтернативное. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части регулирования стоимости платных образовательных услуг", пункт 24.2. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Теперь покажите результаты голосования по пункту 24.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 46 сек.) Проголосовало за 109 чел.24,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 111 чел. Не голосовало 339 чел.75,3 % За - 109. Покажите результаты голосования по пункту 24.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 38 мин. 18 сек.) Проголосовало за 88 чел.19,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4 % За - 88. Законопроект под пунктом 24.1 набрал больше голосов. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", пункт 24.1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 06 сек.) Проголосовало за 105 чел.23,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7 % Результат: не принято Отклоняется. Таким образом, оба законопроекта отклонены.
Заседание № 63
О проекте федерального закона № 1065006-7 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части регулирования стоимости платных образовательных услуг; внесён депутатом Государственной Думы Е. В. Марковым, а также М. С. Зайцевым, А. Б. Курдюмовым, Е. В. Строковой, С. В. Натаровым, Н. В. Березиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, вопрос повестки под пунктом 16.1 прошу снять с рассмотрения в связи с официальным отзывом авторами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается. Мне подсказывают, что там было два альтернативных законопроекта, но, учитывая, что один снят, остаётся второй. Так? Ну, это их право. Давайте мы подойдём к рассмотрению этого вопроса и ещё раз к этому вернёмся.