Заседание № 48

21.09.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 106468-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2398 по 3615 из 7940
4-й пункт повестки, о проекте федерального закона "Об исполнении федерального   
бюджета за 2011 год". Уважаемые коллеги, предлагается следующая процедура       
рассмотрения данного законопроекта: доклад представителя Правительства          
Российской Федерации - до пятнадцати минут, доклад представителя Счётной        
палаты - до десяти минут, содоклад Комитета по бюджету и налогам - до десяти    
минут; обсуждение докладов - задаётся по два вопроса от фракции любому из       
докладчиков, на формулирование вопроса - одна минута, на ответ - до двух        
минут, всего восемь минут; выступления представителей фракций - до семи         
минут. Предполагаемое время рассмотрения данного вопроса - около полутора       
часов. Есть ли замечания, возражения против предлагаемой процедуры?             
Голосовать не надо? Принимается, спасибо.                                       
                                                                                
Слово для доклада предоставляется Антону Германовичу Силуанову, министру        
финансов Российской Федерации.                                                  
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
министр финансов Российской Федерации.                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Исполнение федерального        
бюджета в 2011 году происходило на фоне нестабильности мировой экономики. В     
прошлом году стало окончательно очевидно, что мировой кризис не является        
обычным циклическим спадом производства, а явно приобрёл структурный затяжной   
характер. В этой ситуации многие страны мира в условиях низкого и даже          
отрицательного экономического роста перешли в фазу активной фискальной          
консолидации, то есть перешли к политике оптимизации сокращения расходов,       
расходных обязательств.                                                         
                                                                                
В 2011 году прирост мирового ВВП замедлился до 3,9 процента против 5,3          
процента в 2010 году. В развитых странах проблемы из финансового сектора        
перешли в реальный.                                                             
                                                                                
В прошлом году мировой рынок нефти характеризовался преимущественным ростом     
цен. Политическая нестабильность в ряде нефтедобывающих стран вызвала рост      
цен, в результате чего в апреле был превышен ценовой рубеж в 119 долларов за    
баррель. Средняя цена нефти марки "Брент" в 2011 году подскочила до 110,8       
доллара за баррель, увеличившись на тридцать с лишним долларов, то есть более   
чем на 38 процентов. В реальном выражении цена на нефть представляла собой      
максимальное значение за период с 1864 года, то есть, по сути дела, такой       
динамики, таких высоких цен на нефть не было за последние сто пятьдесят лет.    
                                                                                
Нефтяная нагрузка на мировую экономику, рассчитанная как соотношение            
номинальной стоимости нефти и номинального ВВП, в 2011 году составила 5,2       
процента, впервые с 1985 года превысив 5 процентов. Напомню, что именно после   
1985 года цена на нефть резко упала, что в конечном итоге послужило причиной    
кризиса советской экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями,          
поэтому предложение, которое мы сегодня рассматриваем, - предложение о          
введении бюджетного правила, по которому бюджет рассчитывался бы с учётом       
ограничений цены на нефть, - абсолютно правильная и абсолютно верная            
структурная мера, предложенная Правительством Российской Федерации.             
                                                                                
2011 год был восстановительным для российской экономики, годом выхода на        
докризисный уровень. В 2011 году прирост ВВП составил 4,3 процента.             
Наибольший вклад в прирост добавленной стоимости внесли обрабатывающие          
отрасли, торговля, сельское хозяйство. Продолжился рост потребительского        
спроса, который был одним из ключевых факторов развития экономики. Росту        
потребления способствовали и рост заработной платы (выросла на 4,2 процента в   
реальном выражении), и рост кредитования населения (почти на 36 процентов       
прирост), и уменьшение сбережений. В течение года улучшалась ситуация на        
рынке труда: уровень безработицы составил в целом 6,6 процента, сократившись    
против уровня безработицы в 2010 году, когда показатель безработицы составлял   
7,5 процента.                                                                   
                                                                                
При этом стало очевидно, что российской экономике не удастся выйти на уровень   
экономического роста, характерный для предкризисных лет. Объективные факторы    
- такие как слабость мировой экономики, съёживание рынков капитала -            
ограничили рост инвестиций в российскую экономику. Наконец, и сам рост          
зарплат без должного увеличения производительности труда негативно сказывался   
на конкурентоспособности несырьевого сектора нашей экономики. Так, средняя      
начисленная зарплата в России в 2011 году была в два с половиной раза выше,     
чем в Украине, промышленность которой работает примерно на той же               
технологической базе, что и российская. Результатом стало снижение              
конкурентоспособности нашей экономики и отток капитала в размере 80             
миллиардов долларов США.                                                        
                                                                                
Динамика экспорта и импорта товаров в 2011 году была выше, чем годом ранее.     
Основной вклад в объём экспорта внёс рост мировых цен на сырьевые ресурсы.      
                                                                                
В прошлом году продолжился рост международных резервов, который составил        
498,6 миллиарда долларов на начало 2012 года, то есть увеличился почти на 20    
миллиардов долларов.                                                            
                                                                                
Перехожу к основным параметрам исполнения бюджета.                              
                                                                                
Доходы составили 11,4 триллиона рублей, или 20,8 процента ВВП, или 102,2        
процента к уточнённому плану, расходы - 10,9 триллиона рублей, или 20           
процентов ВВП, или 98,2 процента к уточнённому плану. В прошлом году мы свели   
бюджет с профицитом в размере 442 миллиардов рублей, или 0,8 процента ВВП.      
Можно сказать, что основным результатом прошлого года стал выход показателей    
бюджетной системы страны на докризисный уровень и впервые в посткризисный       
период мы исполнили бюджет с профицитом.                                        
                                                                                
Благоприятная конъюнктура на внешнем рынке, то есть увеличение средней цены     
на нефть марки "Юралс" до 109 долларов за баррель, в 2011 году стала основным   
фактором, обеспечившим поступление в федеральный бюджет дополнительных          
доходов по сравнению с 2010 годом на 2,2 триллиона рублей. Также существенным   
фактором увеличения доходов явились рост объёмов ВВП на 4,3 процента в          
реальном выражении и рост объёмов импорта, который прирос в 2011 году на 30,2   
процента по сравнению с 2010 годом.                                             
                                                                                
Нефтегазовые доходы, дополнительно полученные за счёт высокой цены на нефть,    
не были потрачены на расходные статьи, а были направлены на увеличение          
Резервного фонда и на сокращение заимствований на внутреннем рынке. Резервный   
фонд был пополнен на 1 триллион 90 миллиардов рублей, а заимствования мы        
сократили на 549 миллиардов рублей. Таким образом, объём Резервного фонда на    
начало текущего года составил 1 триллион 863 миллиарда рублей, или 3,4          
процента ВВП. В докризисном году, напомню, объём Резервного фонда составлял     
9,8 процента ВВП.                                                               
                                                                                
В этих условиях объём государственного долга на 1 января 2012 года увеличился   
за год на 0,6 процента ВВП и составил 5 триллионов 343 миллиарда рублей, или    
9,8 процента ВВП. В структуре государственного долга большая часть - это        
государственный внутренний долг, а именно 7,7 процента ВВП, и 2,1 процента -    
это внешний долг.                                                               
                                                                                
В 2011 году объём расходов федерального бюджета составил 10 триллионов 925,6    
миллиарда рублей. Остатки бюджетных ассигнований, не использованные в 2011      
году, составили 200 миллиардов рублей, или всего 1,8 процента от плановых       
назначений, из которых в соответствии с Бюджетным кодексом 47,3 миллиарда       
подлежали использованию в 2012 году, а 47,1 миллиарда зарезервированы на        
случай увеличения дефицитов Пенсионного фонда и Фонда социального               
страхования. Следует отметить, что в 2011 году наблюдалось снижение остатков    
неиспользованных бюджетных средств на 15 процентов.                             
                                                                                
Кроме того, в прошлом году в целях обеспечения ликвидности банковской системы   
совместно с Банком России Министерство финансов осуществляло размещение         
средств на депозиты, и эти депозиты использовались коммерческими банками для    
кредитования экономики. Максимальная величина депозита в прошлом году           
составила 1,8 триллиона рублей. Начиная с 1 июня 2011 года уровень процентной   
ставки размещения средств устанавливался с использованием биржевых              
технологий, и только от таких операций мы заработали почти 19 миллиардов        
рублей. Такая практика продолжается и в текущем году, и мы ожидаем              
аналогичное поступление дополнительных доходов в бюджет.                        
                                                                                
В 2011 году осуществлялась реализация важнейших бюджетных реформ,               
определяемых программой повышения эффективности бюджетных расходов.             
Разработана и одобрена правительством концепция создания и развития             
государственной информационной системы "Электронный бюджет", которая позволит   
повысить прозрачность, понятность принимаемых решений по формированию проекта   
бюджета и всего бюджетного процесса.                                            
                                                                                
С 1 января 2011 года вступил в силу 83-й закон, который позволяет по-новому     
финансировать бюджетные организации - исходя не из сметного принципа, а из      
принципа государственных заданий. Произведено реформирование системы            
денежного довольствия, пенсионного обеспечения военнослужащих. Проводилась      
работа по сокращению численности работников федеральных органов                 
исполнительной власти - было принято решение в течение трёх лет осуществить     
сокращение на 20 процентов. Серьёзные структурные меры были реализованы в       
области межбюджетных отношений, создана система дорожных фондов, которая        
позволила увеличить объёмы ассигнований, направляемых на дорожное хозяйство.    
                                                                                
В 2011 году по большинству направлений удалось продвинуться вперёд. В целом,    
на наш взгляд, бюджетная политика позволила снизить инфляцию, а инфляция        
составила 6,1 процента, то есть беспрецедентно низкий уровень по сравнению со   
всеми последними годами. Удалось в 2011 году восстановить после кризиса         
ключевые макроэкономические показатели, заложить основу для стабильности        
финансовой системы государства.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, просим одобрить проект федерального закона "Об исполнении   
федерального бюджета за 2011 год".                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Германович, присаживайтесь.                
                                                                                
Сергей Вадимович Степашин, Председатель Счётной палаты Российской Федерации.    
                                                                                
СТЕПАШИН С. В., Председатель Счётной палаты Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Прежде    
всего хотел бы сказать, что Счётная палата подтверждает отчёт правительства     
об исполнении федерального бюджета за 2011 год - подтверждает, потому что то,   
что они написали, так оно и есть. Также хотел бы отметить конструктивный        
характер нашего взаимодействия с правительством как при организации и           
проведении контрольных мероприятий, так и, что самое главное, с точки зрения    
реализации наших рекомендаций.                                                  
                                                                                
По итогам исполнения бюджета 2010 года те замечания и предложения, которые      
были высказаны Счётной палатой в адрес Министерства финансов и правительства,   
учтены на 89 процентов. Кстати, это вот такой рекорд в хорошем смысле этого     
слова мы вместе с вами, я считаю, поставили.                                    
                                                                                
В своём выступлении, уважаемые коллеги, я хотел бы остановиться лишь на тех     
моментах, которые можно было бы учесть в дальнейшей работе по                   
совершенствованию бюджетного процесса, тем паче что к 1 октября мы с вами       
ждём от правительства бюджет на очередной трёхлетий цикл.                       
                                                                                
В прошлом году активно проходил процесс посткризисного восстановления           
экономики, и, давайте будем объективными, по ряду макроэкономических            
показателей, в частности по производительности труда и по реальным доходам      
населения, удалось даже превысить докризисный уровень. Темпы инфляции, как вы   
знаете, оказались самыми низкими за весь постсоветский период, ну, и всё это    
не в последнюю очередь в результате реализации антикризисных мер.               
Естественно, - и об этом министр финансов сегодня говорил - на характер         
исполнения бюджета в 2011 году наложило свой отпечаток во многом, увы,          
наверное, всё-таки неожиданное для его разработчиков резкое улучшение           
внешнеэкономической конъюнктуры. По итогам года цена на нефть составила 109     
долларов за баррель, что почти в 1,5 раза выше, чем изначально принятая при     
расчёте бюджета 2011 года. Можно сказать, что мы установили ещё один рекорд,    
вернее, на мой взгляд, антирекорд - мы с вами три раза пересматривали           
основные показатели бюджета 2011 года, в том числе макроэкономического          
характера. Этим, кстати, в значительной мере и объясняется достаточно           
парадоксальная ситуация, когда накопление значительных остатков на бюджетных    
счетах сопровождалось масштабными заимствованиями на внутреннем финансовом      
рынке. При этом степень зависимости российской экономики - вот это, уважаемые   
товарищи, очень важно - от внешнеэкономической конъюнктуры стала ещё больше:    
доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета            
увеличилась с 46 процентов до сорока девяти с лишним процентов, почти до        
пятидесяти, в этом году цифра будет уже "52". Посему так важно было, на наш     
взгляд, - и здесь мы приветствуем позицию Министерства финансов - ослабить      
зависимость бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры, для чего      
были приняты бюджетные правила, которые мы с вами недавно здесь также           
рассматривали.                                                                  
                                                                                
Несмотря на то что мировые цены на нефть и на сегодняшний день остаются на      
достаточно высоком уровне, как вы знаете, внешнеэкономические риски, которые    
связаны со второй волной глобального кризиса, о котором сегодня только          
ленивый не говорит, по-прежнему остаются весьма и весьма значительными. В       
данной ситуации представляется достаточно логичным использование пока ещё       
благоприятной конъюнктуры для осуществления внутренних заимствований и          
пополнения Резервного фонда, который, совершенно очевидно, в условиях кризиса   
станет основным источником финансирования дефицита бюджета. Как сказано по      
этому поводу в Бюджетном послании президента (я цитирую), "недостаточно         
реагировать на уже возникший кризис, нужно научиться его прогнозировать и       
предотвращать". Трудно с этим не согласиться. Однако обратной стороной медали   
является ускорение темпов наращивания госдолга и стоимости, что очень важно,    
его обслуживания. Так, по итогам прошлого года расходы на обслуживание          
госдолга составили ни много ни мало 263 миллиарда рублей, столько же            
примерно, сколько все расходы на ЖКХ - самую запущенную тему в нашей стране.    
И планируется, что в течение следующих трёх лет бюджетные расходы по этой       
статье составят уже больше 1,6 триллиона рублей.                                
                                                                                
Ещё одной дискуссионной темой является низкая доходность управления             
суверенными фондами (1,5-2 процента) - об этом говорили в бюджетном комитете    
на фоне достаточно высокой стоимости внутренних заимствований (7 процентов).    
Прежде всего, уважаемые коллеги, нужно учитывать неполную сопоставимость этих   
показателей с точки зрения валюты и срочности вложений. Кроме того,             
необходимо иметь в виду и разную специализацию Резервного фонда и Фонда         
национального благосостояния. Консервативная политика при управлении            
средствами Резервного фонда обусловлена - и с этим, наверное, можно             
согласиться с определёнными оговорками - необходимостью обеспечения высокой     
ликвидности его средств. В то же время, по мнению Счётной палаты, Фонд          
национального благосостояния создавался для решения долгосрочных задач, и       
прежде всего для обеспечения устойчивости пенсионной системы, поэтому даже с    
учётом имеющихся внешнеэкономических рисков, на наш взгляд, было бы             
целесообразно разработать для этого фонда менее консервативную стратегию        
управления. Я думаю, мы с вами об этом поговорим, когда будем рассматривать     
бюджет на следующий трёхлетний цикл.                                            
                                                                                
Кстати, мы также приветствуем - это была инициатива и депутатского корпуса, и   
Счётной палаты России - создание специального росфинагентства, которое          
занималось бы этой тематикой. Законопроект об этом, как вы знаете,              
правительство внесло в Государственную Думу.                                    
                                                                                
В связи с этим хотелось бы в очередной раз обратить внимание на необходимость   
ускорить реализацию мер по обеспечению мониторинга внешних заимствований        
компаний с госучастием - я уже лет шесть, по-моему, на эту тему говорю с        
трибуны Госдумы. На 1 июля текущего года объём корпоративного внешнего долга    
составил 532 миллиарда долларов, при этом наиболее значительные объёмы          
задолженности были у ОАО "Газпром", "Роснефть" и "РЖД" - далеко не частные      
компании, между нами говоря.                                                    
                                                                                
Другим важнейшим направлением ослабления зависимости бюджета от                 
внешнеэкономической конъюнктуры, на наш взгляд, могло бы стать повышение        
собираемости налогов. Как и в прошлые годы, наиболее острой проблемой           
остаётся предотвращение использования неправомерных схем при возмещении НДС.    
Приведу один пример по родному нам с Сергеем Решульским Дагестану (я, кстати,   
поздравляю его с днём рождения). Так вот, в ходе проверки по Дагестану мы       
столкнулись с ситуацией, когда на расчётные счета ряда налогоплательщиков       
было возвращено почти 2 миллиарда рублей, тогда как во все уровни бюджетной     
системы было направлено 80 миллионов. Основным инструментом реализации          
подобных схем является использование фирм-однодневок. Так, в 2011 году 46       
процентов участников внешнеэкономической деятельности провели только одну       
сделку. При этом на законодательном уровне - я обращаюсь к вам как к            
законодателям, уважаемые товарищи, - пока ещё не решена задача исключения       
возможной регистрации однодневок. Обращаюсь к вам с предложением рассмотреть    
соответствующие законодательные инициативы. Ещё одним весьма распространённым   
инструментом уклонения от уплаты налогов является неправомерное использование   
процедур банкротства. По данным на начало текущего года, в процедурах           
банкротства находилось более двадцати пяти тысяч организаций. Потери            
составили 308 миллиардов рублей, я уже не говорю о рейдерстве.                  
                                                                                
Ну и конечно, магистральным направлением преодоления зависимости бюджетной      
системы от экспорта сырья должно стать стимулирование положительных             
структурных изменений в российской экономике, о чём неоднократно говорили       
представители депутатского корпуса, и особенно актуальным это становится        
после вступления России в ВТО. Мы представляли вам свои предложения на этот     
счёт. Кстати, к сожалению, пока что действующая в нашей стране система          
господдержки экспорта по своим масштабам и по эффективности значительно         
уступает зарубежным аналогам. Например, в прошлом году для поддержки экспорта   
промышленной продукции было представлено госгарантий на сумму 227 миллионов     
долларов, или 8 процентов от запланированных объёмов.                           
                                                                                
По-прежнему сохраняются значительные резервы повышения эффективности            
бюджетных расходов. Эту задачу предполагается решить за счёт перехода к         
программному бюджету и федеральной контрактной системе. Кстати, нарушений       
финансовой дисциплины мы выявили в прошлом, 2011 году на 137 миллиардов         
рублей. По итогам, кстати, реализации ФЦП и ФАИП - этот вопрос активно          
обсуждался в бюджетном комитете - лишь на 67 процентов выполнены показатели     
этих программ. Вот я хочу одну цифру вам привести: из 2 тысяч 226 объектов,     
которые предусмотрены к вводу, завершено строительство лишь 500, то есть 23     
процентов. Соответственно, актуальным остаётся вопрос о персональной            
ответственности руководителей соответствующих министерств и ведомств. Кстати,   
хуже всего ситуация обстояла в минздраве, академии наук, минобразования и       
минпроме.                                                                       
                                                                                
К сожалению, законодательство в недостаточной степени обеспечивает защиту       
интересов государства и регионов, особенно регионов, в случаях, когда частный   
инвестор не выполняет своих обязательств. Пример - Калужская область, свежий    
пример - строительство стадиона в Сочи, хотел бы также обратить внимание в      
этом плане и на наш депутатский корпус.                                         
                                                                                
И последнее, товарищи. Переход к программному бюджету делает актуальным         
расширение роли парламента в организации контроля за исполнением бюджета, и     
мы полностью поддерживаем инициативу бюджетного комитета, которую одобрил       
Сергей Евгеньевич Нарышкин, о принятии трёх законов одним пакетом: о            
парламентском контроле, о дополнении раздела финансовом контроле в Бюджетном    
кодексе и новую редакцию закона "О Счётной палате...".                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Вадимович, присаживайтесь, пожалуйста.    
                                                                                
Надежда Сергеевна Максимова.                                                    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые приглашённые, уважаемые коллеги!         
Депутаты получили подробный отчёт Правительства Российской Федерации и          
развёрнутое заключение Счётной палаты, которое подтвердило достоверность        
отчёта правительства по исполнению федерального бюджета за 2011 год.            
Разрешите мне напомнить, что мы уже в третий раз рассматриваем отчёт об         
исполнении в таком ключе, то есть до внесения Правительством Российской         
Федерации законопроекта о федеральном бюджете на следующий очередной год и на   
плановый период, и, наверное, такая форма всех нас устраивает, потому что мы    
имеем возможность оценить те недостатки и те положительные позиции, которые     
имелись при исполнении бюджета, и соответственно учесть их при выработке        
положений на следующий год и плановый период. То есть, таким образом,           
значимость и практическая роль утверждения отчёта об исполнении бюджета за      
истекший период, безусловно, повышается, и, соответственно, растут и            
требования к рассмотрению этого отчёта.                                         
                                                                                
Коллеги, в своих выступлениях предыдущие ораторы осветили параметры             
исполнения бюджета за 2011 год, они нашли отражение и в заключении Комитета     
по бюджету и налогам. Мне хочется только обратить ваше внимание на то, что в    
качестве позитивных моментов Комитет по бюджету и налогам отметил, что меры,    
которые принимались правительством на протяжении 2009-2011 годов, в             
посткризисный период, всё-таки позволили решать те основные задачи, которые     
были поставлены в том числе в бюджетных посланиях Президента Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Исполнение федерального бюджета в 2011 году проходило в условиях                
продолжающегося восстановления темпов экономического роста. Наблюдалась         
позитивная динамика цен на основные товары российского экспорта, и уровень      
инфляции, как уже говорилось, составил 6,1 процента, что является самым         
низким показателем в постсоветской истории. Главным приоритетом бюджета в       
2011 году, естественно, была социальная направленность, и те обязательства,     
которые были приняты по повышению и индексации заработной платы, денежного      
довольствия, пенсий и пособий, были исполнены. В сложившейся                    
макроэкономической ситуации в 2011 году бюджет был исполнен с профицитом,       
хотя первоначально предусматривался дефицит, и доходы федерального бюджета      
превысили расходы на 442 миллиарда рублей.                                      
                                                                                
Здесь уже было сказано, что, к сожалению, доля нефтегазовых доходов             
повышалась. Она составила в 2010 году 46,1 процента, а в 2011 - уже 49,6        
процента и имеет тенденцию к дальнейшему повышению.                             
                                                                                
И мы отмечаем такое наращивание доходов за счёт нефтегазового фактора как       
тревожный симптом, поскольку все мы с вами понимаем, что важнейшим              
направлением в преодолении зависимости бюджетной системы от экспорта сырья      
должно стать развитие именно несырьевого сектора экономики, и особенно          
актуальным это становится после того, как Россия вступила во Всемирную          
торговую организацию.                                                           
                                                                                
Рассматривая недостатки при исполнении бюджета, депутаты отмечали их завидное   
(в кавычках) постоянство. Я не буду повторяться, Сергей Вадимович о многих из   
них сказал (это и то, что касается использования средств - остатков             
Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, заимствований и так       
далее), хочу обратить ваше внимание лишь на множественность корректировок       
принятого закона о федеральном бюджете. Не исключением был и 2011 год: трижды   
вносились поправки в закон, при этом дважды уточнялись макроэкономические       
показатели. И кроме того, мы дали большие права правительству по внесению       
изменений (без изменения закона о бюджете) в сводную бюджетную роспись. И       
сделали мы это для того, чтобы дать возможность эффективно и своевременно       
управлять ресурсами, которые в бюджете предусмотрены. Но что мы получили в      
результате? ГРБС - главные распорядители бюджетных средств активно              
воспользовались этой нормой и аж шесть тысяч раз вносили изменения в сводную    
бюджетную роспись. И по данным Счётной палаты, некоторые из них от общего       
объёма кассовых расходов таких изменений провели на 50 процентов, а то и на     
сто, а общая сумма изменений составила 1 триллион 801 миллиард рублей -         
огромная сумма!                                                                 
                                                                                
И несмотря на то что вот такие изменения были произведены в ходе исполнения     
бюджета, неравномерность бюджета сохранялась, и почти 20 процентов всех         
объёмов кассовых расходов были исполнены только в декабре 2011 года, что,       
кстати говоря, превысило аналогичный показатель за последние одиннадцать лет.   
Опять же, несмотря на все эти изменения, кассовые расходы полностью освоены     
не были и 195,7 миллиарда рублей остались в остатках (это 1,8 процента общего   
объёма показателей, утверждённых законом о бюджете). На 1 января 2012 года      
остатки средств выросли: без учёта остатков Резервного фонда и Фонда            
национального благосостояния они составили более 2 триллионов рублей, то есть   
выросли в 3,7 раза за один только 2011 год. Для этого есть причины, конечно,    
об этом, наверное, будут говорить при ответах на вопросы, тем не менее сумма    
впечатляющая, и она говорит о том, что всё-таки управление ресурсами,           
особенно со стороны главных распорядителей бюджетных средств, недостаточно      
эффективное.                                                                    
                                                                                
В частности, не освоены средства, которые выделялись на федеральные целевые     
программы, на федеральную адресную инвестиционную программу: соответственно     
на 23,8 процента не освоены средства по ФЦП и на 10 процентов - по ФАИП. На     
40,8 процента - вдумайтесь! - возросли объёмы незавершённого строительства.     
Сергей Вадимович говорил, что только пятьсот объектов были введены из двух с    
лишним тысяч, - о какой эффективности использования выделенных из бюджета       
средств можно в данном случае говорить?!                                        
                                                                                
И я хочу напомнить вам, что ответственность за нецелевое расходование средств   
федерального бюджета действующим законодательством предусмотрена, а вот за      
неэффективное расходование средств - нет, хотя, наверное, последствия в         
данных ситуациях примерно равные - отсутствие запланированных объектов ввода.   
                                                                                
Мы считаем, что Правительством Российской Федерации не был налажен              
действенный мониторинг федеральных целевых программ и ФАИП и не был обеспечен   
контроль за эффективным использованием выделенных средств. Со своей стороны,    
мы считаем, что и Государственная Дума должна усилить контроль за этими         
процессами и ввести порядок, при котором профильные комитеты Государственной    
Думы, рассматривая отчёт об исполнении бюджета и составляя свои заключения,     
обязательно заслушивали бы руководителей или представителей соответствующих     
отраслевых министерств и ведомств и аудиторов Счётной палаты - они, как         
правило, дают очень хорошую информацию, над которой нужно не только             
размышлять, руководствуясь ею, нужно предпринимать какие-то действия.           
                                                                                
Коллеги, мы считаем, что более внимательного отношения требует региональная     
политика. Очень настораживает ситуация постоянного наращивания                  
государственного долга бюджетами субъектов Российской Федерации. Уже к концу    
2011 года этот госдолг достиг 1 триллиона 171,8 миллиарда рублей, - огромная    
сумма! - то есть только за 2011 год этот госдолг вырос на 7 процентов. И        
несмотря на значительные заимствования, в 2011 году с дефицитом исполнили       
свои бюджеты пятьдесят семь субъектов Российской Федерации - на двести три с    
лишним миллиарда рублей.                                                        
                                                                                
По-прежнему высок уровень межрегиональных различий и по бюджетной               
обеспеченности регионов, и по темпам экономического развития, и по доходам      
населения, и по объёмам инвестиций в основной капитал. Поэтому, по мнению       
комитета, прежде всего нужно в целях социально-экономического развития          
субъектов Российской Федерации и снижения степени их дифференциации повысить    
роль межбюджетных трансфертов, которые имеют долговременный инвестиционный      
характер, с тем чтобы действительно произошли реальные сдвиги в региональной    
экономике и повысился её налоговый потенциал. И в этом же ключе мы обращаем     
внимание на необходимость повышения эффективности работы и ответственности      
налоговых администраторов - а это, как правило, федеральные структуры - за      
полноту поступлений региональных и местных налогов.                             
                                                                                
Коллеги, я хочу сказать, что сегодня критика звучит, и она звучит каждый год,   
но мы это делаем для того, чтобы она была направлена не в прошлое, а в          
настоящее и будущее. И депутаты, отмечая недостатки в работе правительства по   
исполнению бюджета 2011 года, предлагают и рекомендуют исполнительным органам   
власти учесть их в 2012 году (ещё время есть для того, чтобы принять            
необходимые меры в целях положительного исполнения бюджета), а главное,         
учесть их в проекте бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015        
годов.                                                                          
                                                                                
Комитет поддерживает предложение Сергея Вадимовича рассмотреть в связке три     
законопроекта, которые касаются финансового контроля: первый касается           
совершенствования парламентского контроля, второй - регулирования               
государственного и муниципального финансового контроля, третий - это            
законопроект о Счётной палате, они готовятся к внесению.                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, по результатам рассмотрения отчёта об исполнении             
федерального бюджета за 2011 год Комитет по бюджету и налогам рекомендует       
Государственной Думе утвердить его.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Переходим к вопросам.                                                           
                                                                                
Сергей Иванович Штогрин.                                                        
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
У меня по одному вопросу к министру финансов и к председателю Счётной палаты.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, мы приняли решение: по два вопроса от    
фракции. Если вы задаёте два вопроса, то вы лишаете вашего коллегу              
возможности задать вопрос. Один вопрос, пожалуйста, сформулируйте.              
                                                                                
ШТОГРИН С. И. У меня вопрос к Степашину Сергею Вадимовичу.                      
                                                                                
При анализе ситуации с вывозом капитала из страны у меня возникает такое        
ощущение, что первыми, кто вывозит капитал, являются Правительство Российской   
Федерации и Центральный банк. Вот Счётная палата анализировала эту ситуацию     
по всем направлениям: это и обслуживание внешнего долга, и инвестиции за        
рубежом, и размещение свободных денег за рубежом. Какую сумму в 2011 году       
вывезли Центральный банк и правительство?                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
У нас специальную проверку проводил аудитор Бесхмельницын Михаил Иванович.      
Вот мы ему сейчас с вашего позволения два слова дадим сказать. Хорошо?          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
БЕСХМЕЛЬНИЦЫН М. И., аудитор Счётной палаты Российской Федерации.               
                                                                                
Как такового вывоза Центральный банк, конечно же, не осуществляет, а            
правительство тем более.                                                        
                                                                                
Центральный банк Российской Федерации на 1 января 2012 года свои валютные       
активы инвестировал следующим образом: 84,9 процента, то есть 385,4 миллиарда   
долларов США, - в государственные ценные бумаги иностранных эмитентов; 0,8      
процента, 3,6 миллиарда, - в негосударственные ценные бумаги иностранных        
эмитентов; 12,8 процента, 58,1 миллиарда, - депозиты и остатки на               
корреспондентских счетах в иностранных банках; сделки РЕПО - 2,7 миллиарда;     
чистая позиция в МВФ - 4 миллиарда. Распределение по географии: на              
Соединённые Штаты приходилось 34,2 процента активов, на Францию - 26,7          
процента активов, на Германию - 19,7 процента активов, на Соединённое           
Королевство - 9,3 процента, на другие страны - 10 процентов. Номинация была     
следующая: в долларах США - 45,5 процента, в евро - 42,1 процента, в фунтах     
стерлингов - 9,2 процента, в японских иенах - 1,6 процента, в канадских         
долларах - 1,6 процента.                                                        
                                                                                
Проверка показала, что такое размещение и по географии, и по валютам дало       
возможность стабильной сохранности этих ресурсов, с одной стороны, а с другой   
стороны, ту доходность, которую... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виталий Сергеевич Золочевский.                                                  
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Уважаемый Сергей Вадимович, скажите, пожалуйста, как осваиваются средства,      
выделенные на развитие новейших технологий в "Сколково"?                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Вадимович, я прошу вас и ваших коллег, отвечая     
на вопросы, придерживаться регламента: на ответ даётся две минуты.              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Хорошо.                                                          
                                                                                
Пискунов меня слышит? Александр Александрович Пискунов, пожалуйста, ответьте.   
                                                                                
Мы решили активнее задействовать потенциал аудиторов, чтобы на них тоже         
посмотрели.                                                                     
                                                                                
ПИСКУНОВ А. А., аудитор Счётной палаты Российской Федерации.                    
                                                                                
Счётная палата активно наблюдает за эффективностью расходов на инновации. К     
сожалению, общие показатели за последние годы у нас падают с точки зрения       
оценки эффективности.                                                           
                                                                                
Что касается фонда "Сколково", то с понедельника начинается проверка. На        
сегодня кассовое исполнение по статье, касающейся субсидий фонду, составило     
15 миллиардов рублей, или 100 процентов установленных показателей бюджета.      
Субсидии были перечислены своевременно. Фондом произведены расходы в размере    
0,5 миллиарда рублей, что составляет 3,6 процента от субсидий, из которых       
расходы на оплату труда составили 137 миллионов рублей, или 25,5 процента.      
                                                                                
По состоянию на 1 января пятьсот семьдесят восемь организаций подали заявки     
на присвоение статуса участников проекта, получили статус тридцать три          
организации, гранты получили шестьдесят восемь организаций. Фактический объём   
финансирования грантов из средств фонда по состоянию на 1 января 2012 года      
составил 2,1 миллиарда рублей, это более 59 процентов фонда на обеспечение      
инновационных проектов, или лишь 8,3 процента от общего объёма представленных   
за 2010-2011 годы субсидий, составляющего 25,3 миллиарда.                       
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".       
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Если что, продлите мне на тридцать секунд, потому что вопрос довольно сложный   
и в то же время чрезвычайно важный.                                             
                                                                                
Мы утверждаем сегодня с вами отчёт об исполнении бюджета за 2011 год.           
Неиспользованных средств в общей сумме по этому отчёту более 5,5 триллиона      
рублей. В то время, когда мы принимали бюджет 2012 года, у нас не было          
отчёта, и мы его полностью, тот бюджет, сбалансировали за счёт поступающих      
доходов от хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и дали право,       
если не хватает этого, использовать кредиты, например, для того, чтобы          
покрыть дефицит, который планировали. Мы знаем, что это всё идёт сегодня с      
перевыполнением и бюджет будет перевыполнен. У меня... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продлите ещё на тридцать секунд.                          
                                                                                
Геннадий Васильевич, давайте укладываться в отведённое время.                   
                                                                                
КУЛИК Г. В. Ничего-ничего, пусть один раз министр нам объяснит: где эти         
деньги - 5,5 триллиона, на что они направлены? Если они ушли в Резервный фонд   
и Фонд национального благосостояния, то тогда у нас есть основания просить      
часть их использовать на развитие реального сектора экономики. Мы не            
планировали тогда такое дополнительное поступление в эти фонды. Или какие-то    
у вас другие?.. (Микрофон отключён.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос понятен, спасибо.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Антон Германович.                                                   
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, цифры, которые сейчас Геннадий Васильевич    
обозначал, связаны с остатками, которые направлены в Резервный фонд и           
накоплены за несколько лет. Действительно, у нас всего остатков 5 триллионов    
600 миллиардов рублей, в том числе нефтегазовые доходы, поступившие в 2011      
году в Резервный фонд, - это 1 триллион 90 миллиардов рублей, - а остальное     
было раньше накоплено в Резервном фонде. Поэтому вопрос о том, куда эти         
остатки деваются... Те средства, которые остаются у нас, они в течение          
месяца, следующего за отчётным годом, направляются в Резервный фонд. Такой у    
нас с вами установлен порядок.                                                  
                                                                                
Что касается использования этих средств на какие-то проекты, то, во-первых,     
такую норму надо предусмотреть в бюджете, а во-вторых, это противоречит         
выработанной вместе с вами логике, согласно которой нефтегазовые доходы и       
остатки, которые не использованы главными распорядителями бюджетных средств,    
за исключением средств, поступающих в дорожный фонд и в Инвестиционный фонд,    
направляются в Резервный фонд. Такая у нас с вами практика, она абсолютно       
правильная.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Вопрос Счётной палате.                                                          
                                                                                
В отчёте по 2011 году отмечено, что потрачено 1,5 миллиарда рублей из средств   
Инвестфонда на строительство Орловского тоннеля, при этом решения о             
строительстве Орловского тоннеля нет, и даже мало-мальской, маленькой ямки,     
не то что тоннеля - ямки не вырыто! Поэтому вопрос: каким образом, во что       
овеществлены эти деньги, эти 1,5 миллиарда рублей?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Вадимович.                                         
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Такое поручение нам было дано на заседании Бюджетного            
комитета, проверку мы уже начали.                                               
                                                                                
Сергей Рябухин, два слова, пожалуйста.                                          
                                                                                
РЯБУХИН С. Н., аудитор Счётной палаты Российской Федерации.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Проектно-сметная стоимость этого объекта - 47,7 миллиарда рублей. На самом      
деле потрачено в общей сложности не 1,5 миллиарда, а 3,9 миллиарда.             
Складываются расходы из средств федерального бюджета (Инвестиционный фонд -     
1,5 миллиарда), средств городского бюджета Санкт-Петербурга (1,5 миллиарда) и   
концессии (1,6 миллиарда). Вместе с Контрольно-счётной палатой                  
Санкт-Петербурга мы приступаем к проверке целевого закона об эффективном        
расходовании этих средств, по завершении доложим.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.                                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Антон Германович, постоянно растёт совокупный внешний долг Российской           
Федерации, это наблюдается на протяжении уже трёх-четырёх лет, в том числе и    
государственный долг, а наполнение бюджета в основном происходит за счёт        
нефтегазопоступлений. Какие меры, какие мероприятия планирует министерство,     
для того чтобы как-то приостановить растущий внешний долг? И каким образом вы   
планируете всё-таки перелить поступления в бюджет из реального сектора          
экономики, не останавливаться на нефтегазоносном, тем более что, как мы         
знаем, объёмы экспорта и нефти, и газа сокращаются?                             
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, государственный внешний долг у нас в         
последние годы сокращается в процентах к ВВП. Я приведу несколько цифр. На 1    
января 2009 года он составлял 2,9 процента ВВП, на 1 января 2011 года - 2,7,    
а на конец 2011 года - уже 2,1 процента ВВП.                                    
                                                                                
Что касается вопросов использования нефтегазовых доходов и объёма               
заимствований, то мы договорились в рамках введённого бюджетного правила все    
так называемые излишние нефтегазовые доходы направлять в Резервный фонд.        
Примерно то же самое мы делали в 2011 году, когда дополнительные нефтегазовые   
доходы направляли на увеличение Резервного фонда и на сокращение объёма         
заимствований, это очень важно. Если бы мы эти заимствования осуществили и      
направили на бюджетные расходы, то эти средства не сработали бы в экономике,    
на выдачу кредитов экономике, а были бы перераспределены через бюджет.          
Поэтому и в этом году, если у нас будут дополнительные доходы, мы будем в       
первую очередь стремиться направлять их на сокращение заимствований на          
внутреннем рынке, чтобы эти деньги работали в экономике, а не на                
финансирование бюджетных расходов.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Деньгин Вадим Евгеньевич.                                 
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Антон Германович, развитие военно-промышленного комплекса - наша      
стратегическая задача, тем более, мы знаем прекрасно, что туда уже вложили      
огромное количество бюджетных средств. Вот у меня к вам вопрос: не могли бы     
вы дать нам информацию о размещённом оборонном заказе и его практической        
реализации на конец августа (в процентах, если можно)?                          
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. На конец августа текущего года, я правильно понимаю, да?         
                                                                                
ДЕНЬГИН В. Е. Да, текущего.                                                     
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Насколько я понимаю, по информации Министерства обороны,         
контракты в рамках реализации государственного оборонного заказа в основной     
своей массе заключены. Эта проблема была в 2011 году и в прошлые годы,          
сегодня же законтрактованность Министерства обороны по гособоронзаказу          
находится на достаточно высоком уровне, и все схемы - кстати, мы используем в   
этом году и кредитные схемы для реализации гособоронзаказа - задействованы в    
полном объёме. Так что в этом году показатель исполнения гособоронзаказа        
будет значительно выше, поскольку исполнение пошло с начала года, а не в        
конце, как это было в прошлом году.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кармазина Раиса Васильевна.                               
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Антон Германович, у меня к вам вот какой вопрос. Из года в год мы заслушиваем   
отчёты, и постоянно отмечается Счётной палатой и вы в отчёте указали, что       
очень плохо исполняются у нас программы: 56 процентов. И как правило,           
исполнение плохое из-за того, что не готовы подзаконные акты. Три               
министерства были здесь отмечены Счётной палатой. Вот скажите, пожалуйста,      
кто ещё даже не приступил к исполнению этих программ, а бились, как на          
токовище, просили эти деньги? И какие меры вы сейчас принимаете, в силу того    
что мы будем утверждать бюджет? Поскольку в последующем мы будем переходить     
на программное исполнение бюджета, какие меры правительство принимает в этом    
направлении?                                                                    
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Вы знаете, вопрос действительно правильный. Мы в прошлом году    
неплохо сработали в части подготовки нормативных правовых актов к бюджету -     
это даже отмечалось в Государственной Думе - и в этом году уже приступили к     
разработке нормативных правовых актов по исполнению бюджета 2013-2015 годов,    
поэтому считаем, что ситуация в этой области будет улучшаться.                  
                                                                                
В 2011 году не была утверждена программа "Сохранность и реконструкция           
военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах", на реализацию которой было     
предусмотрено 500 миллионов рублей. Действительно, была правовая проблема, и    
программа до настоящего времени прорабатывается: уточняются основные            
показатели, уточняются мероприятия, поэтому не было утверждения в               
установленный срок.                                                             
                                                                                
Правительство работает над тем, чтобы реализация бюджета по программам, по      
тем решениям, которые должно принять правительство, начиналась буквально с 1    
января отчётного года, поэтому я думаю, что в следующем году ситуация будет     
лучше, чем в предыдущие годы, когда мы видели неисполнение программ и           
задержку с решениями Правительства Российской Федерации. Уверяю вас,            
правительство очень серьёзно к этому относится.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Антону Германовичу вопрос - вопрос о списании долгов нашим          
должникам.                                                                      
                                                                                
Вот только что мы узнали, получили информацию о том, что мы простили Северной   
Корее 10 миллиардов долларов. И до этого были прецеденты: Афганистану - 11      
миллиардов, сирийский долг - 10 миллиардов, иракская задолженность - 12         
миллиардов - тоже была забыта. В отчётном году были ли вот какие-то прощённые   
долги? И не считаете ли вы, что создаётся опасный такой прецедент, когда мы     
даже политических дивидендов никаких не получаем, ведь когда Россия             
обращалась по вопросу о признании, скажем, каких-то братских республик,         
реакции не последовало от этих перечисленных государств?                        
                                                                                
И последний, конкретный вопрос: 6,25 миллиарда из Фонда национального           
благосостояния, переданных ВЭБу, - куда и на каких условиях?                    
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, по вопросу списания долгов. На самом деле    
здесь вопрос, мне кажется, в большей степени именно политических дивидендов,    
которые мы получаем. Почему? Потому что Российская Федерация наряду с другими   
развитыми странами оказывает содействие странам, которые имеют развивающуюся    
экономику, которые не имеют серьёзных ресурсов для развития своей экономики,    
и списание долгов (а это долги, по сути дела, безнадёжные, как правило,         
давались в долг ещё в период существования Советского Союза) ставит Россию в    
ряд государств, которые оказывают поддержку таким странам. На самом деле это    
наша политика, и она, на наш взгляд, абсолютно правильная: мы позиционируем     
Россию в данном случае как донора, как государство, оказывающее поддержу        
африканским странам, странам, которые не имеют возможности самостоятельно       
погасить эти долги.                                                             
                                                                                
Я не могу согласиться с тем, что списание долгов не связано с какими-то         
экономическими и политическими решениями в Российской Федерации. Последнее,     
предположим, решение было по Киргизии: мы реструктурировали и списали часть     
долгов в обмен на продвижение наших интересов, в том числе и в энергетике, и    
в военной сфере. То же самое происходит и по другим аналогичным решениям. Что   
касается использования этого механизма в 2011 году, мы не списывали долги       
другим странам, в этом году было принято решение только по Киргизии, как я      
уже говорил.                                                                    
                                                                                
Что касается ВЭБа, переданных 6,25 миллиарда рублей, то эти средства пошли на   
продолжение реализации антикризисных мер, которые должны были быть              
осуществлены... (Микрофон отключён.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к выступлениям представителей фракций. До семи минут.                 
                                                                                
От фракции КПРФ - Штогрин Сергей Иванович.                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                    
                                                                                
Как вы, наверное, помните, наша фракция в позапрошлом году уже голосовала       
против принятия бюджета на 2011 год, считая его не отвечающим экономическим     
реалиям сегодняшнего дня, и фракция не будет поддерживать его исполнение,       
потому что, как мы слышали из докладов и из выступлений, очень много проблем    
с исполнением бюджета, исполнялся он с очень и очень большими недостатками. Я   
постараюсь это доказать.                                                        
                                                                                
Хочу начать с доходов, потому что мы много говорим о расходах, а о том, как     
исполняется правительством доходная часть, говорим немного. Вот смотрите:       
нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. С 2008 года доля ненефтегазовых доходов   
сократилась с 52,7 процента до 50,4 процента, ну в номинале, конечно,           
вырастает. Конечно, так сказать, влияние правительства на поступление           
нефтегазовых доходов минимально, тут всё дело в цене на нефть, а вот добиться   
того, чтобы другие источники были задействованы, те, которые не зависят от      
мировой конъюнктуры, - это, конечно, сложновато.                                
                                                                                
В целом доходы с 2008 года увеличились на 22 процента, но есть стабильный       
источник (я считаю это стабильным источником) - это акцизы на различные         
товары, в том числе на пиво, табак, водку, автомобили, поступления которых      
выросли в два раза, и здесь есть куда приложить силы Правительству Российской   
Федерации. Но здесь есть вот такой парадокс, или перегиб: акцизы на табак,      
которые поступают в федеральный бюджет, с 2008 года увеличились в 2,5 раза, а   
акцизы от алкоголя крепкого, прежде всего водки, увеличились всего где-то на    
10 процентов, то есть с 65 миллиардов до 71 миллиарда, даже 10 процентов нет,   
и если в 2008 году они составляли пятую часть всех акцизов, то в 2011 году -    
одну десятую, но пить-то меньше не стали! Так это что получается - если         
акцизы поступают в бюджеты субъектов Федерации, заниматься ими не надо, а       
если эти акцизы поступают в бюджет федеральный, то там, значит, надо            
приложить силы?! Поэтому я считаю, что акцизную политику, которую проводит      
Правительство Российской Федерации, надо менять и что вот такие источники       
должны быть у нас одними из основных для того, чтобы бюджет не зависел от       
мировой конъюнктуры.                                                            
                                                                                
Кроме того, большие резервы поступления доходов заложены и в деятельности       
Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы. Один пример:      
невозврат денег за непоставленные товары в прошлом году составил 465            
миллиардов рублей. Это чистый вывоз денег, бандитский причём: контракты         
левые, и денег нет. Кроме того, бюджет заплатил налогоплательщикам деньги за    
то, что ФТС и Федеральная налоговая служба несвоевременно налогоплательщикам    
осуществляют возврат излишне уплаченных средств. Если в 2008 году это было      
чуть больше 500 миллиардов рублей, то за 2011 год это уже почти триллион        
рублей - откуда и почему? Этого не должно быть.                                 
                                                                                
Кроме того, у нас вообще очень скромные доходы от собственности. Росимущество   
по состоянию на 1 января 2011 года владело имуществом стоимостью 135            
триллионов рублей (вдумайтесь: это в пять раз больше, чем ВВП), а по            
состоянию на 31 декабря 2011 года - стоимостью всего 92 триллиона рублей.       
Куда делось имущество?! Все доходы от имущества у нас составляют всего 382      
миллиарда рублей, из них только ЦБ заплатил половину - 153 миллиарда.           
Дивидендов - всего 70 миллиардов, не можем навести здесь порядок!               
                                                                                
Я хочу привести всего одну цитату, за неимением времени, из отчёта Счётной      
палаты, как управляют имуществом у нас в государстве: "Из 192 тысяч земельных   
участков, учтённых в реестре федерального имущества, отражена первоначальная    
стоимость только 7 тысяч, или 3,6 процента". Таким образом, из 443 миллионов    
гектаров, Геннадий Васильевич, учтена стоимость только 0,7 миллиона гектаров,   
или 2 процентов общей площади, поэтому денег-то и нет здесь.                    
                                                                                
А про новации вообще говорить не стоит. Учёт нематериальных активов, в том      
числе интеллектуальной собственности, надлежащим образом не ведётся, поэтому    
нельзя считать достоверным то, что у нас есть в количественном и качественном   
выражении. Вот вам и коррупция, и прочие, так сказать, дела!                    
                                                                                
За неимением времени коротко хотел бы сказать ещё об одной вещи. Я почему       
спросил вас, Сергей Вадимович, про вывоз капитала? Недавно читаю в              
"Ведомостях" информацию: ВЭБ решил вложить деньги в метро в Киеве. А нам что,   
метро в Новосибирске, Питере и Москве не нужно? ВЭБ - банк Российской           
Федерации, со стопроцентным российским капиталом.                               
                                                                                
И смотрите, что получается: доходы от размещения средств федерального           
бюджета, включая резервные фонды и всё остальное, составили 122 миллиарда       
рублей, я подсчитал, а обслуживание госдолга - 262 миллиарда, в два раза        
больше. Что это за перевёрнутая экономика: занимаем и вывозим деньги, а от      
своих размещений ничего не имеем?! Мы вот с такой позицией совершенно не        
согласны!                                                                       
                                                                                
Далее, по расходам. В последнюю неделю декабря 2011 года был освоен 1           
триллион рублей из федерального бюджета, или 10 процентов всех назначений.      
После многочисленных разговоров о патриотизме по целевой программе сохранения   
и реконструкции военно-мемориальных объектов 500 миллионов так и не освоено.    
То, что триллион тратится в последнюю неделю, - это просто расталкивание        
денег, а нам что, некуда их деть? В настоящее время обеспеченность местами в    
детских дошкольных учреждениях - 62 процента, на очереди стоят 1 миллион 839    
тысяч детей, уже анекдоты про это идут, но не буду рассказывать из-за           
неимения времени; у нас дети-сироты стоят в очереди на получение квартиры       
десятки лет, и нам что, некуда деньги деть?! Есть куда приложить деньги, и      
можно приложить их своевременно, и субъекты готовы в этом плане                 
взаимодействовать с федеральным бюджетом.                                       
                                                                                
И ещё одна проблема. Я считаю, что нам надо пересмотреть систему перечисления   
субсидий субъектам Федерации, у вас их очень много, и каждый год идёт возврат   
неиспользованных: в 2010 году - 27 миллиардов, в 2011-м - 30 миллиардов.        
Может быть, укрупнить их и дать возможность?.. (Микрофон отключён.)             
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Вячеславович Калашников.                                                 
                                                                                
КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране          
здоровья, фракция ЛДПР.                                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! А какой смысл голосовать        
против или за? Задайтесь вопросом: что произойдёт, если мы никак не             
проголосуем? Кстати, в истории Думы случаи, когда вопросы исполнения тех или    
иных бюджетов повисали на пять, на семь лет, были, причём не один и не два. Я   
не хочу никого обидеть, но то, что мы, та немногочисленная группа депутатов,    
которые присутствуют в зале, сейчас делаем, просто очень похоже на ритуальный   
танец, который не имеет никакого отношения к нашей сложной, богатой             
событиями, желаниями жизни. Дело в том, что мы рассматриваем кассовое           
исполнение, которое на сегодняшний день никакого влияния на нашу с вами жизнь   
не оказывает, потому что это прошлогодний снег, и каким он окажется -           
никакого значения не имеет. В то же время Государственная Дума, как и любой     
парламент, не может уйти от важнейшей своей функции - регулирования             
повседневной жизни страны, а единственный, не законотворческий, по отдельным    
законам, а именно единственный мощный рычаг любого парламента - это бюджет. И   
исполнение бюджета - это точно такая же важная часть, потому что здесь мы       
анализируем, где произошли ошибки в развитии нашей страны, в экономике и что    
мы должны учесть завтра, когда будем принимать новый бюджет.                    
                                                                                
Здесь с гордостью говорили: какое счастье, мы уже третий раз принимаем закон    
об исполнении бюджета перед тем, как примем новый! Но принимать закон об        
исполнении, когда уже принят новый, - это вообще полная бессмыслица!            
                                                                                
Коллеги, я без всякой политической окраски обращаюсь к вам со следующим. В      
общем-то, непростые времена в экономике грядут во всём мире. Наверное, это в    
той или иной степени коснётся и России, и здесь целенаправленная работа,        
содержательная работа, которую обеспечивает именно парламент, просто            
необходима. Почему именно парламент? У меня нет никаких претензий к Минфину,    
Минфин выполняет свою деятельность бухгалтера, бухгалтер - хорошая профессия,   
ничего против я не имею, но не может бухгалтер в фирме руководить фирмой, и в   
государстве Минфин не может руководить всей экономикой государства. Нам не      
нужно кассовое исполнение, да, это нужно посмотреть, но результатом анализа     
кассового исполнения должно быть понимание тех причин, которые приводят к тем   
или иным недостаткам или, наоборот, дают нам возможность прорыва.               
                                                                                
Коллеги, сейчас в Государственную Думу правительством внесён ряд                
законопроектов с поправками в Бюджетный кодекс, которые лишают не только        
Государственную Думу, но и другие представительные органы власти любого         
контроля за бюджетом, подменяют анализ по статьям, по направлениям, по          
бюджетной классификации целевыми программами, то есть мы не сможем даже         
корректировать бюджет, не говоря о том, что мы не сможем влиять на него. То     
есть те поправки, которые сейчас вносятся, низводят парламент вообще            
непонятно к какой роли в рамках бюджетного процесса, а проблемы, между          
прочим, очень серьёзные.                                                        
                                                                                
Вот я при обсуждении вопроса об исполнении бюджета хотел бы получить ответы     
на целый ряд, на мой взгляд, актуальных вопросов. Ну, например, почему в 2011   
году вывезено 85 миллиардов долларов, тогда как в 2010 году - только 34,4       
миллиарда (хотя это тоже не "только")? То есть что произошло - почему в 2011    
году в 2,3 раза вырос отток средств из страны? Ну почему, что за                
экономический коллапс такой?! Почему замедлились темпы роста промышленного      
производства? В 2011 году они составляют 104,7, а ещё в 2010 году они были      
108,2, а это, между прочим, послекризисный год. Коллеги, вот что нужно          
обсуждать, а не сколько и куда пошло.                                           
                                                                                
Внешний долг увеличился на 56,2 миллиарда.                                      
                                                                                
Мы хорошо знаем, что шкала отсчёта зависит от того, кто считает и как           
считает, и каждый считает так, как ему удобно. Я согласен с ответом Антона      
Германовича, если считать по ВВП, но, если считать в абсолютных цифрах, 50      
миллиардов долларов - это большие деньги, между нами говоря, и хотелось бы      
знать, почему так происходит. Нет совершенно здесь работы ведомств! Имеются     
многочисленные замечания Счётной палаты по конкретным ведомствам... время уже   
кончается, я не буду приводить эти цифры, но по каждому ведомству можно         
говорить, почему не сделали то или это, вплоть до простого головотяпства,       
когда 30 ноября вносятся поправки и по ним ничего нельзя сделать.               
                                                                                
Я хочу сказать два слова о Счётной палате. Коллеги, когда мы создавали          
Счётную палату - Сергей Вадимович, ну вы-то всё это помните, - совсем другая    
идея закладывалась. Многие разделы в отчёте Счётной палаты начинаются со        
слова "анализ", но нет там никакого анализа, там есть перепев того же           
кассового исполнения бюджета! А мы хотели бы от Счётной палаты действительно    
получить анализ - настоящий, глубокий, с соответствующими выводами и            
рекомендациями.                                                                 
                                                                                
Я в завершение скажу только одно: плохо работают, судя по этому бюджету,        
ведомства! Дума, по сути дела, статист при Минфине, между прочим, даже не при   
правительстве. Но есть одна больная тема - это межбюджетные отношения с         
регионами. Коллеги, ну что мы будем делать с теми, у кого задолженность по      
кредитам составила более 10 процентов? Это, например, Смоленская область. Но    
ведь надо решать эту проблему - долг растёт, а результатов нет!                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров.                                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поручила мне доложить позицию фракции.                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, сразу хочу сказать, что лучше, чем сказал Степашин, - а      
если ещё учесть это гениальное определение исполнения бюджета, то есть слова    
о том, что они подтверждают отчёт, потому что так оно и есть, - не скажешь.     
Строго говоря, на этом выступление можно было бы закончить, тут я готов         
согласиться с коллегами из ЛДПР. Я предлагаю задуматься над вопросом: давайте   
представим себе вот сейчас, что мы с вами проголосовали и не утвердили отчёт,   
- что произойдёт? Что предусматривает по этому поводу, скажем, Бюджетный        
кодекс, что он говорит? Ничего, ни одного слова! Вот давайте вдумаемся:         
оказывается, утверждение исполнения бюджета или неутверждение исполнения        
бюджета никакого значения вообще не имеет. Так вот эти крики о том, что         
Минфин - это бухгалтеры и так далее... Что, этот закон Минфин принимал? Этот    
закон мы с вами принимали, между прочим. Это наши с вами проблемы, и, мне       
кажется, только мы с вами можем эти проблемы решить.                            
                                                                                
Но для того чтобы эти проблемы решить, давайте посмотрим, что является, как     
говорится, обычными лозунгами, демонстрацией чего-либо, а что действительно     
является реальными проблемами, это, мне кажется, очень важно. Здесь звучали     
слова комитета: ответственность за неисполнение, за воровство, за нецелевое     
расходование средств есть, а за неэффективность расходования ответственности    
никакой. А последствия? Непостроенные дороги, непостроенные детские сады... А   
кто отвечает за эффективность? Мы что, не понимаем, что уже многие годы         
фраза, которая звучит с этой трибуны, о бюджетировании, ориентированном на      
результат, - это пустая формальность, нет такого бюджетирования. От кого это    
зависит? Мне кажется, в первую очередь это зависит от нас с вами. Это зависит   
от того, что мы сами понимаем под словом "эффективность". Мы говорим: давайте   
увеличивать эффективность, а что такое эффективность?                           
                                                                                
Вот часто говорят: не можем получить информацию... Всё можем! Когда мы          
рассматривали этот вопрос в бюджетном комитете, мы запросили информацию. Я      
тоже приведу вам данные, приводил уже часть Сергей Вадимович, я продолжу.       
Скажем, по ФАИП: 2 тысячи 226 строек предусмотрено в 2011 году - введено в      
эксплуатацию 500 объектов, или 22,2 процента, из них 75 объектов введено        
частично. Деньги все выделены, при чём здесь Минфин? Мы утвердили бюджет, он    
довёл деньги до министерств, дальше-то что?! Вот из отчёта правительства,       
который мы сегодня рассматриваем, мы не видим, что дальше. Вот что мы хотели    
бы увидеть!                                                                     
                                                                                
Давайте посмотрим следующие данные, которые мы получаем. У нас протяжённость    
введённых, новых железнодорожных линий в 2011 году сократилась в 1,2 раза,      
введение автомобильных дорог федерального значения сократилось с 375 в          
предыдущем году, уж совсем посткризисном, до 233. Могу продолжать, но времени   
мало, не буду дальше приводить данные. Это всё цифры, которые получил           
бюджетный комитет, нам Минфин ни в каких данных, цифрах не отказывает, мы всё   
это видим. Но ведь у нас с вами сейчас утверждение исполнения бюджета, и        
правильно сейчас говорила фракция ЛДПР, это кассовый отчёт - какие претензии    
к кассовому отчёту?!                                                            
                                                                                
Может быть, надо изменить порядок? Утверждение бюджета - это приход министров   
в профильные комитеты, не в бюджетный комитет, заметьте, а в профильные         
комитеты, в которых спросят: вам выделили деньги - на что вы их истратили?      
Вот Сергей Иванович спрашивал про триллион в последний год... Да послушайте,    
каждый год мы одно и то же говорим, разве что-то изменилось?! Хоть кто-то из    
наших профильных комитетов пришёл в бюджетный комитет, когда мы рассматривали   
этот вопрос, и сказал: "Мы считаем, что министерство недоработало"? Так,        
может быть, тогда имеет смысл с самих себя спросить?                            
                                                                                
На самом деле вопросов очень много, поверьте, и много цифр - времени мало.      
Вот я последний пример приведу. Мы запросили информацию о стоимости дорог,      
нам известно, сколько денег выделено, а мы запросили, сколько стоит километр    
дороги, получили данные - вы знаете, на самом деле фантастика! Вот смотрите,    
я беру только сопоставимые по величине, по условиям и так далее: Липецкая       
область - 143,38 (я говорю о миллионах рублей, это стоимость километра),        
Новосибирская область - уже 235,45, Челябинская область - уже 372,70,           
Хабаровск - Владивосток, кусочек трассы, - 385,49... Мы видим, что,             
оказывается, стоимость дорог на Севере различается в десятки раз! Я уже не      
говорю о второй очереди кольцевой автомобильной дороги вокруг                   
Санкт-Петербурга - там километр стоит 831,9 миллиона рублей!                    
                                                                                
Так вот, уважаемые коллеги, мне кажется, мы подходим с вами к самому главному   
- что мы с вами должны сделать. Вот Сергей Вадимович совершенно справедливо     
сказал, и это предложение бюджетного комитета, это предложение нашей фракции:   
мы должны подумать о том, что мы с вами можем сделать. А следовательно, закон   
о финансовом контроле, который лежит сегодня в Думе, вот та последняя глава     
Бюджетного кодекса, должен рассматриваться одновременно с законом о             
парламентском контроле и с законом о Счётной палате, который мы вместе          
готовили - Государственная Дума и Счётная палата.                               
                                                                                
Я глубоко убеждён, что это порочная точка зрения, что финансовый контроль -     
это не дело депутатов. Не может финансовый контроль проводиться только          
финансовыми методами. Если бы это можно было сделать, вот таких цифр не было    
бы. А главное, мы с вами не видим за этими цифрами того, что же происходит,     
как меняется жизнь людей. Хватит измерять бюджет и отчитываться по бюджету      
миллиардами рублей, давайте измерять его тем, как изменилось качество жизни     
людей, сколько построено больниц и какого они качества, какие лекарства пьют    
наши люди, в какие школы и детские сады ходят наши дети. Это наша задача -      
сегодня изменить закон, Бюджетный кодекс, и мне кажется, что та работа,         
которая сейчас предварительно проведена и с правительством, и с Министерством   
финансов, показывает, что у нас одинаковое понимание тех задач, которые перед   
нами стоят. Давайте никого не винить, давайте... (Микрофон отключён.)           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Оксана Генриховна Дмитриева.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, несколько замечаний.                         
                                                                                
Первое. Я не могу согласиться с Сергеем Вячеславовичем Калашниковым. Я          
полагаю, что Счётная палата - это тот орган, который нам каждый раз             
представляет чрезвычайно квалифицированный документ, где содержатся анализ и    
диагностика проблем, причём до того, когда все их начинают осознавать,          
поэтому ещё раз выражаю свою благодарность и благодарность от имени нашей       
фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" за качественную и квалифицированную работу        
Счётной палаты в соответствии с законом.                                        
                                                                                
Теперь по поводу того, что мы должны проверять и какова эффективность           
расходования бюджетных средств. Для начала я призываю всех хотя бы проверить    
деньги - это уже даст прекрасный материал о том, как живёт страна и почему в    
такой богатой стране у нас так бедно живут люди. И начинается эффективность     
расходования бюджетных средств, эффективность, ориентированная на результат,    
при составлении бюджета. И каждый раз ошибка при составлении бюджета и при      
его исполнении первые полгода или первые девять месяцев составляла триллионы    
рублей, а ведь эти триллионы рублей - это непостроенные детские сады, это       
непрофинансированные дороги, это непрофинансированные научные исследования,     
это нерешение других задач.                                                     
                                                                                
Посмотрим с этой точки зрения на бюджет 2011 года. Ошибка при утверждении       
бюджета по доходам составила 2,5 триллиона рублей. Это пять бюджетов на         
образование, ну примерно, и полтора бюджета на национальную оборону. Это вот    
чтобы вы поняли масштаб этих ошибок. При этом хочу отметить, что бюджет         
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ" (цвет этой брошюры так не нравился Макарову) по          
доходам, по расходам был составлен абсолютно точно. У меня возникает вопрос:    
если из года в год оппозиция в лице "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" предлагает            
абсолютно точный прогноз бюджета, абсолютно точные, сбалансированные и          
обеспеченные, как выясняется, будущими доходами проекты, программы, то почему   
из года в год это отвергается и даже не рассматривается, почему говорится о     
том, что мы потом бюджет будем корректировать, а потом каждый раз при           
рассмотрении отчёта об исполнении бюджета указывают на то, что бюджет           
корректировался три раза в год, четыре раза в год или ещё больше? Почему        
каждый раз говорят о том, что мы не будем рассматривать альтернативные          
характеристики, потому что это возврат в первое чтение и вернуться в первое     
чтение - это очень тяжело при рассмотрении бюджета, а потом очень легко его     
корректировать три-четыре раза?                                                 
                                                                                
Теперь что касается того, как это влияет на экономику, на эффективность, на     
школы, больницы, дороги и на всё остальное. Вчера я была на заседании           
правительства, и у нас состоялось... Слово дали, потому что пока ещё Дума       
хоть как-то на бюджет влияет. Если будут приняты изменения в Бюджетный          
кодекс, то вряд ли нам кто-нибудь когда-нибудь будет предоставлять слово -      
что с нами разговаривать, если мы вообще ни на что не влияем и ничего не        
определяем?! Ну а пока ещё слово дали, и мы пообсуждали результаты занижения    
доходов. Премьер-министр сказал: ничего, что доходы занижаются при              
проектировании бюджета, - если они вдруг появятся, мы их потом поделим. Так     
вот выясняется, что, во-первых, когда они появляются, их уже эффективно         
невозможно потратить, потому что нет ни проектно-сметной документации, ни       
целевых программ, то есть нет ничего, где их с эффективностью можно было бы     
потратить. Куда они в итоге направляются? Вот по итогам 2011 года из 2,5        
триллиона дополнительных доходов реально на расходы было потрачено 267          
миллиардов рублей. Причём какие это дополнительные расходы? Это не значит,      
что построены больницы, школы, дороги и так далее. Вот 62 миллиарда             
перечислено в фонд прямых инвестиций, это только перечислено - ни одного        
километра дорог, ни одного сантиметра школы или больницы не построено. Они      
затем перечислили деньги Московской межбанковской валютной бирже - всего 1,5    
миллиарда рублей, остальное собираются вложить в российско-китайский            
консорциум. И я вам скажу, что дальше будет с этими деньгами: в 2013 году уже   
консорциум с теми деньгами, которые мы туда вложили, будет покупать             
имущество, которое будет приватизировано в том же 2013 году. Так вот, цена      
неучёта денег в бюджете - это то, что вместо реальных расходов, которые могли   
бы быть исполнены с той или иной степенью эффективности, разрабатываются        
схемы, и деньги, которые в процессе исполнения бюджета появляются якобы         
неизвестно откуда, потом вкладываются в эти схемы, и у нас получается           
виртуальная экономика схем. И мы коррупцию закладываем здесь - когда            
недоучитываем доходы бюджета, а потом, при исполнении, вылезают различные вот   
такие проекты.                                                                  
                                                                                
Далее, куда были потрачены деньги, уже говорилось. Одновременно были            
осуществлены заимствования, чистые заимствования на 1,4 триллиона рублей и      
пополнение Резервного фонда на 1,1 триллиона рублей. При этом процент по        
заимствованиям - это, как мы слышали, данные Министерства финансов - составил   
7,63 процента, а доходность по вложениям Резервного фонда - от 1 до 2           
процентов. Ну что это за экономика?! Что это за экономика и вообще кто-нибудь   
логичность и целесообразность этой операции может объяснить?! А она             
повторяется из года в год! Поэтому мы не будем голосовать за такое исполнение   
бюджета и просим учесть уроки бюджета 2011 года при принятии бюджета на         
2013-й.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Антон Германович, вы будете выступать ещё раз? Пожалуйста.                      
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы полностью поддерживаем ваше предложение относительно     
того, что в период заслушивания отчёта об исполнении бюджета необходимо         
обращать внимание на эффективность расходов. Именно с этой целью мы             
подготовили поправки в бюджетное законодательство, которые предусматривают      
утверждение отчётности по бюджету с учётом исполнения государственных           
программ.                                                                       
                                                                                
Что такое государственная программа? Это то же самое распределение бюджетных    
ассигнований в соответствии с целями, мероприятиями и с определёнными           
конечными результатами реализации этих программ. Поэтому, как только мы         
сможем реализовать такой программный подход - а мы предполагаем реализовывать   
его начиная с бюджетного цикла 2014-2016 годов, - мы сможем чётко определить,   
достигнуты ли цели, поставленные при формировании программ, достигли ли цели    
те бюджетные ассигнования, которые были потрачены на те или иные мероприятия,   
и каков результат. В этом мы абсолютно солидарны с вами, с тем подходом,        
который был сегодня предложен, и поддерживаем все инициативы, предложенные в    
этом направлении.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Вадимович, пожалуйста.                                                   
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Я, честно говоря, признателен руководителям фракций - они как бы ответили       
Сергею Калашникову за меня. Я просто рекомендую ему внимательно читать те       
документы, которые мы представляем, а не только себя слушать. Это первое.       
                                                                                
И второе. Сергей, мы с тобой в правительстве вместе работали... ну, вы          
займитесь всё-таки своим делом - посмотрите наши документы, пригласите, как     
Андрей Макаров говорил, министра, послушайте его, спросите. А предела           
совершенству нет.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Сергеевна, вы будете выступать? Нет.                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Спасибо всем.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6363 по 6379 из 7940
4-й пункт повестки, о проекте федерального закона "Об исполнении федерального   
бюджета за 2011 год".                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.65,1 %                                    
Проголосовало против          143 чел.31,8 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    437 чел.                                          
Не голосовало                  13 чел.2,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.