Заседание № 332
22.12.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1062979-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1918 по 2190 из 10196
Коллеги, переходим к рассмотрению блока "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 14-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Валерьевича Сазанова. Пожалуйста, Алексей Валерьевич. САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Представленным законопроектом предлагается ратифицировать протокол о внесении изменений в соглашение между Россией и Кипром об избежании двойного налогообложения. Протоколом предусмотрено увеличение до 15 процентов ставки налога у источника на доходы в виде дивидендов и процентов с некоторыми исключениями для институциональных инвесторов. Изменения направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов посредством использования схем, с помощью которых большая часть доходов российского происхождения, по сути, выплачивается российским бенефициарам через транзитную юрисдикцию с эффективной ставкой налога 2-3 процента. В результате этих изменений ставка будет повышена до 15 процентов. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по международным делам Юрия Павловича Олейникова. Пожалуйста, Юрий Павлович. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенное изменение в соглашение с Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения повышает ставку налога, как сказал представитель правительства, на доходы в виде дивидендов и процентов с 5 до 15 процентов. Это коснётся всех видов таких выплат, за исключением случаев, когда дивиденды направляются в инвестиции правительствами, центральными банками, пенсионными фондами и страховыми компаниями, а проценты выплачиваются публичным компаниям, отвечающим целому ряду параметров (они в соглашении тоже обозначены), - для них ставка налога остаётся прежней, 5 процентов. Это сохранит широкие возможности для инвестиций, но должно ограничить доходность дивидендов и прибыли по долговым обязательствам, попросту говоря, ограничить проедание прибыли нашими компаниями. При этом выплаты процентов по обязательствам правительств, центральных банков, пенсионных фондов и страховых компаний договаривающихся сторон совсем освобождаются от налога. Таким образом, мы как бы подталкиваем свободный капитал к определённым сегментам рынка. Само соглашение было заключено в 1998 году, а протокол был подписан совсем недавно, 8 сентября текущего года. На заседании нашего комитета мы активно обсуждали необходимость корректировки аналогичных договорённостей и с другими странами, которые сегодня дают убежище нашим капиталам. Коллеги из правительства заверили нас, что такая работа ведётся, и следующий вопрос повестки это подтверждает. Свобода движения капитала - это, конечно, обязательное условие функционирования рынка, вместе с тем мы понимаем, что нынешняя обстановка в мировой экономике требует большей концентрации капиталов в пределах национальных юрисдикций. Правительство России смогло убедить в этом Правительство Кипра. По информации МИД России, Республика Кипр выполнила все внутригосударственные процедуры для вступления протокола в силу. Комитет по международным делам считает, что данный протокол полностью отвечает интересам Российской Федерации, и рекомендует вам, уважаемые коллеги, ратифицировать законопроект. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня к представителю правительства вопрос. Ну, логика понятна: нужно поднимать ставку до 15 процентов. Непонятно мне, почему мы исключение из этой логики делаем для страховых компаний, пенсионных фондов и крупных акционерных обществ, у которых более 15 процентов уставного капитала обращается на рынке. Вот поясните, почему мы для крупного бизнеса делаем такое исключение и подпадают ли под это исключение госкомпании, которые открывают филиалы, зависимые общества в пределах офшорных юрисдикций? САЗАНОВ А. В. Валерий Карлович, спасибо за вопрос. Госкомпании не подпадают, потому что исключение касается только компаний, которые имеют реальное экономическое присутствие на Кипре и имеют фактическое право на доход. В части кредитов и выплат по облигациям исключение сделано для того, чтобы не было удорожания для российских компаний финансирования от розничных европейских инвесторов. Что касается публичных компаний, речь идёт исключительно о кипрских публичных компаниях, у которых много розничных инвесторов: чтобы для них не произошло ухудшение условий по сравнению с моментом, когда они инвестировали деньги в Россию, для них также сделано исключение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Валерьевич, предлагаемое повышение ставки до 15 процентов решает проблему офшоров - теперь нашим компаниям будет невыгодно уходить в офшоры - или просто несколько ухудшает положение этих компаний, но им всё равно будет экономически выгодно уходить в офшоры? САЗАНОВ А. В. Михаил Васильевич, спасибо за вопрос. Большое количество капитала, который заходит в Российскую Федерацию из Республики Кипр, имеет российское происхождение, и схемы с кипрскими транзитными компаниями использовались исключительно для того, чтобы минимизировать налоговое бремя при выплате из Российской Федерации. Как я уже отмечал, эффективная ставка налога составляла 2-3 процента, а сейчас мы повышаем ставку налога у источника до 15 процентов, поэтому, если это выплата российским физическим лицам, которые стоят за кипрскими компаниями, выгоднее будет уплатить ставку НДФЛ 13 процентов (либо 15, если будет прогрессивная шкала), а не создавать офшорные компании, в том числе на Кипре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич - фракция КПРФ. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Валерьевич, когда вы готовили этот законопроект, вы, вероятно, проанализировали, каковы потери России в связи с выводом капиталов в кипрские офшоры? САЗАНОВ А. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. За 2017-2019 годы в Республику Кипр из Российской Федерации в виде процентов и дивидендов было выведено, выплачено 3 триллиона рублей по эффективной ставке налога, как я уже говорил, 2-3 процента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Морозов Антон Юрьевич, Панина Елена Владимировна, Гартунг Валерий Карлович. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. С места. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР поддерживает системную работу по ограничению вывоза капитала из Российской Федерации, и эти два законопроекта о ратификации, которые мы сегодня рассматриваем, по Республике Кипр и Люксембургу, отвечают нашим подходам. Вместе с тем хотелось бы отметить следующее. Представляется важным, чтобы Министерство финансов сделало эту системную работу по ограничению вывоза капитала публичной (мы это подробно обсуждали на заседании комитета): сейчас помимо указанных государств существуют и другие - это и Швейцария, и Нидерланды, и ещё много государств, - в которые также можно вывозить капитал практически без уплаты налогов, поэтому необходимо сразу всё объявить, чтобы бизнес понимал, что вводятся определённые правила игры. Это первое. И второе. Безусловно, с вывозом капитала нужно бороться не только репрессивными методами: мы понимаем, что зачастую бизнес вынужден защищать свой капитал от каких-то посягательств со стороны недобросовестных участников рынка, поэтому здесь тоже необходимо принимать определённый комплекс мер для того, чтобы этот капитал не утекал. ЛДПР давно предлагала провести безусловную амнистию капитала и вернуть все деньги, которые были вывезены, из-за рубежа в российскую экономику, но вот до сих пор эта работа не доведена до конца, амнистия капитала была объявлена с рядом сдерживающих факторов. Мы выступаем за безусловную амнистию капитала, это сильно оздоровит нашу экономику и финансовый рынок. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Панина Елена Владимировна. Конечно, от фракции. Три минуты, у нас есть договорённость, что в любом случае три минуты. ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный законопроект о ратификации протокола принимается во исполнение поручения президента по итогам его обращения к населению 25 марта 2020 года. Здесь уже говорилось о долгой работе, которая проводилась с Республикой Кипр с целью достигнуть ратификации протокола о внесении изменений в соглашение. Необходимость внесения изменений в соглашение вызвана изменившимися условиями экономической деятельности как в России, так и в мире в целом вследствие коронавирусной инфекции. Ну и изменения направлены, конечно, в первую очередь на предотвращение уклонения от налогообложения, когда деньги российского происхождения уходили и выплачивались потом через кипрскую юрисдикцию российским бенефициарам. Здесь цифры приводились, я только хочу ещё одну цифру дать: чаще всего такие средства уходили в виде прямых инвестиций за рубежом; в 2019 году из всех зарубежных инвестиций России на Кипр пришлось 64,5 процента. Да, они потом частично возвращались, но очень частично, в виде инвестиций в экономику России. Поэтому этот закон очень важен. Необходимо ратифицировать эти изменения в соглашение об избежании двойного налогообложения, это позволит оставить в России капиталы, которые раньше уходили через Кипр. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию данного протокола и призывает поддержать этот федеральный закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает принятие закона о ратификации протокола об изменениях в это соглашение, мы понимаем, что это шаг в правильном направлении. Но мы считаем, что нужно будет подойти к этому вопросу ещё раз. Понятно, что отменять уже достигнутое соглашение не нужно, его нужно подписывать и ратифицировать, но нужно добиваться уменьшения возможностей для исключения из этого общего правила. Я вопрос об этом задавал, речь идёт об акционерных обществах, которые фактически получают возможность платить по ставке 5 процентов. Да, государственные облигации - мы согласны с этим - надо из-под этого выводить, потому что это фактически двойное налогообложение получается, но вот в дальнейшем изъятия из этого соглашения нужно будет, ну, как бы прикручивать, убирать эти лазейки: мы же понимаем, что основной объём инвестиций, которые идут на Кипр, осуществляют крупнейшие компании - и как раз они попадают в эти исключения. Поэтому, конечно же, это будет, видимо, вторым шагом. Ещё раз говорю: да, это хорошее предложение, мы его поддерживаем, это шаг вперёд, но это недостаточный шаг. И второе, на чём хотел бы заострить внимание. Перекрывая возможности для сокращения налоговой нагрузки через использование офшорных юрисдикций, мы фактически открываем свои внутренние офшоры - на Дальнем Востоке и в Калининграде. Вот эта тенденция очень опасная. Я напомню, что мы, имея сегодня серьёзную социальную нагрузку, многие социальные обязательства перед гражданами сокращаем, недавно в этом зале приняли решение, например, о замораживании обязательств государства по индексированию пенсий военных пенсионеров на 2 процента выше инфляции в год, и в то же время у нас остаются лазейки офшорные. Вот мне кажется, нужно идти в этом направлении - и внутренние офшоры тоже перекрывать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выступления прозвучали. Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово, Алексей Валерьевич? Нет. Юрий Павлович? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 14 нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 27 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Поздравляем!