Заседание № 196

27.02.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1061717-7 "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о запрете исключения из списков личного состава воинской части военнослужащего, находящегося на амбулаторном лечении).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4543 по 4667 из 5055
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 38 Федерального       
закона "О воинской обязанности и военной службе". Доклад Алексея                
Владимировича Куринного.                                                        
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, это достаточно простой законопроект. Я        
напомню, Трудовым кодексом Российской Федерации, статьёй 81, определено, что    
работодатель не может уволить своего работника в период его временной           
нетрудоспособности или в период пребывания в отпуске, но здесь речь идёт о      
гражданских специалистах и в принципе о гражданской службе. Для военных         
немножко другая формулировка, она как раз изложена в пункте 11 статьи 38        
закона "О воинской обязанности и военной службе": военнослужащий должен быть    
исключён из списков личного состава воинской части в день истечения срока его   
воинской службы, за исключением случаев, когда военнослужащий находится на      
стационарном лечении. Иными словами, случаи амбулаторного лечения, когда не     
требуется его госпитализация, когда он не находится в госпитале, не подпадают   
под этот вариант. В большинстве случаев, слава богу, командиры - разумные       
люди, они дают возможность военнослужащему долечиться и только после этого      
исключают его из списков и увольняют, но случаются и другие варианты, когда     
по ряду причин, самых разных, объективных и субъективных, принимается решение   
об увольнении военнослужащего до истечения срока его амбулаторного лечения.     
Ну, он лечится, например, от пневмонии, лечится ещё от какого-то заболевания,   
да, его жизни, может быть, ничто не угрожает, он делает это в амбулаторных      
условиях, но по факту... В день истечения военной службы его ставят перед       
фактом необходимости освобождения казённого жилья, сдачи казённого имущества,   
после этого требуется иногда уезжать из дальних гарнизонов, ну и вы сами        
представляете, как это сделать человеку, который недолечен, по большому         
счёту, который находится на амбулаторном лечении. Гражданским проще             
подтвердить этот факт: больничный лист, определение врача - и уволить           
человека нельзя. У военнослужащих выдача такого специального документа не       
предусмотрена, однако в любом случае даже в медицинских военных учреждениях     
есть лечащий доктор, который может определить, нуждается тот или иной           
пациент, в данном случае военнослужащий, в продолжении амбулаторного лечения    
или не нуждается, и тогда его можно, скажем так, уволить без каких-либо         
возможных последствий для его здоровья, ну и для всех прочих бытовых            
моментов, о которых мы говорили.                                                
                                                                                
В связи с этим мы предлагаем внести изменения, о которых мы говорили, и         
запретить увольнение, расторжение контракта с военнослужащим на период, когда   
он находится на стационарном либо на амбулаторном лечении. Вот, собственно, и   
весь смысл данного законопроекта. На наш взгляд, это правильно, это             
справедливо, это в определённой степени уравнивает наших гражданских, скажем    
так, служащих и военнослужащих. Ну и собственно, это единый принцип, который    
закреплён в главном документе - в Трудовом кодексе. Я думаю, он должен быть     
продублирован в том числе и в рамках специального военного закона.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Андрея Валериевича Картаполова.                                        
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по обороне,        
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну что можно сказать? По     
замыслу авторов этот проект направлен на защиту прав и интересов                
военнослужащих в период временной нетрудоспособности при их увольнении с        
военной службы и при исключении их из списков личного состава воинской части.   
На первый взгляд как бы да, но есть, как обычно, нюансы.                        
                                                                                
Мы, когда разбирали этот законопроект, пришли к такому выводу. Безусловно,      
медицинская помощь может оказываться в том числе амбулаторно, это в условиях,   
когда не требуется круглосуточное медицинское наблюдение, лечение. При этом в   
соответствии со статьёй 359 Устава внутренней службы военнослужащий             
направляется командиром в военно-медицинское учреждение и находится там под     
наблюдением, соответственно, он освобождается от исполнения обязанностей        
воинской службы. Справка о частичном или полном освобождении военнослужащего    
от исполнения должностных и специальных обязанностей... А военнослужащий,       
уважаемые друзья, вы все помните, - это не обычное гражданское лицо, на него    
ещё законом налагается ряд специальных обязанностей. Он может в связи с         
временной нетрудоспособностью получить справку об освобождении на срок до       
шести суток, а в частях, где должность врача не предусмотрена, фельдшер даёт    
справку на срок до трёх суток, при этом рекомендации врача или фельдшера о      
частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей    
подлежат обязательному выполнению должностными лицами.                          
                                                                                
При амбулаторном лечении в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 32      
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской            
Федерации" медицинская помощь оказывается амбулаторно в условиях, не            
предусматривающих круглосуточного медицинского лечения, и может оказываться     
на дому. То есть военнослужащий не освобождается от своих прямых                
функциональных и должностных обязанностей, а просто выполняет медицинские       
процедуры в соответствии с назначением врача. Поэтому Комитет по обороне        
полагает, что нахождение военнослужащего на амбулаторном лечении никоим         
образом не ущемляет его прав, тем более не предполагает его увольнения с        
военной службы и исключения из списков личного состава. Вы хорошо знаете, что   
сейчас у нас вообще увольнение с военной службы весьма-весьма осложнено.        
                                                                                
Есть вопросы к финансово-экономическому обоснованию, но я не буду на них        
останавливаться.                                                                
                                                                                
Ну и самое главное, коллеги. Специфика военной службы подразумевает не только   
ряд ограничений, но и достаточное количество преимущественных прав. Мы с вами   
более 90 законов здесь приняли, которые повышают социальную защищённость        
военнослужащих.                                                                 
                                                                                
Мы не видим необходимости в этих изменениях. Правительство Российской           
Федерации законопроект не поддерживает. Есть замечания у Правового управления   
Аппарата Государственной Думы. Исходя из всего изложенного Комитет по обороне   
рекомендует Государственной Думе указанный законопроект отклонить.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть ли желающие выступить? Представитель             
президента? Правительства? Нет.                                                 
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе",        
пункт 24.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 59 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              108 чел.24,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    108 чел.                                          
Не голосовало                 342 чел.76,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.