Заседание № 169
О проекте федерального закона № 106121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части установления дополнительного основания для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. У меня два вопроса. Во-первых, я хотел бы предложить палате вместе с 11-м вопросом повестки дня рассмотреть 74-й вопрос, потому что оба эти вопроса касаются порядка формирования Совета Федерации. Но наш, фракции ЛДПР, законопроект, под пунктом 74, внесён уже год как и постоянно кочует из повестки в повестку, а законопроект под пунктом 11 не успел появиться - и уже на рассмотрении.
Коллега Иванов Сергей Владимирович несколько вопросов поднял. Во-первых, предложил рассмотреть 11-й и 74-й вопросы вместе. Сергей Владимирович, вы предложили последовательность поменять, то есть 11-й, а затем 74-й, правильно? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, Павел Владимирович, не будет возражений? Ольга Викторовна, ваш комитет профильный, да? Законопроект, Ольга Викторовна, ваш? Пожалуйста, прокомментируйте: вы не возражаете, если данные законопроекты будут последовательно рассмотрены в порядке, предложенном Сергеем Владимировичем Ивановым? Включите микрофон депутату Савастьяновой. Пожалуйста. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, комитетом этот законопроект внесён, подготовлен к рассмотрению. Я просто хочу обратить внимание на то, что в соответствии с Регламентом есть приоритетность и очерёдность рассмотрения вопросов. Данный законопроект предложен к отклонению - это первое, второе - они не являются альтернативными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Викторовна, речь не идёт об альтернативности - речь идёт о последовательном рассмотрении, мы исходим из предложения, которое прозвучало. Что касается приоритетности, понятно, что мы не всё можем уложить в нормы Регламента. По логике, если законопроекты об одном и том же, их, конечно, лучше ставить для рассмотрения вместе, а если они признаются альтернативными, значит, рассматривать альтернативно. Нет возражений против того, чтобы после 11-го вопроса рассмотреть 74-й, коллеги? Нет. Принимается предложение.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рассматривается 74-й вопрос повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", первое чтение. Доклад Сергея Владимировича Иванова. Пожалуйста, Сергей Владимирович. (Шум в зале.) ИВАНОВ С. В. Ну что, коллеги, судьбу своего коллеги решили, теперь можно разбежаться? Рабочий день ещё не закончен! Итак, уважаемые коллеги, учитывая, что все торопятся куда-то уехать и так далее, я коротко изложу суть данного законопроекта. Мы постоянно идём навстречу Совету Федерации, принимаем различные казуистические изменения, которые позволяют то одного направить туда, то другого, то третьего, но исходя из логики самого закона "О порядке формирования Совета Федерации..." туда должны приходить люди избранные, не важно, на каком уровне: это может быть местное самоуправление, это могут быть органы государственной власти, - но избранные. Если это кандидаты от исполнительного органа государственной власти, то они также проходят через выборы: кандидат на должность главы региона, идя на выборы, представляет в избирательную комиссию тройку своих кандидатов, один из которых, в случае избрания главы, будет наделён полномочиями члена Совета Федерации. Вместе с тем, уважаемые коллеги, члены Совета Федерации - представители от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - не несут никакой ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Мы с вами прекрасно знаем, что депутат должен поддерживать связь с избирателями, должен работать в палате, а если депутат, извините за выражение, филонит, то по прошествии некоторого времени его просто-напросто лишают полномочий, и это абсолютно правильно: мы сюда пришли работать, а не получать соответствующие преференции. Что касается Совета Федерации, то тут ситуация диаметрально противоположная: член Совета Федерации не несёт никакой ответственности за то, что он не встречается с избирателями, не ведёт приём или вообще никоим образом, так скажем, не участвует в жизни региона. Данным законопроектом фракция ЛДПР предлагает уравнять нас в правах, так скажем, или в обязанностях с членами Совета Федерации. Мы предлагаем предоставить органу, который назначил члена Совета Федерации, право отозвать этого члена Совета Федерации за то, что тот не ведёт приём избирателей, не отчитывается перед ними, никоим образом не работает в этой палате. Я считаю, это справедливо, тем более что, как я говорил, у нас с ними абсолютно одинаковые права - можете закон о статусе почитать, а вот с обязанностями это никак не вяжется. Предлагаю поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Дмитрия Викторовича Ламейкина. Пожалуйста. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по контролю и Регламенту рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и отмечает следующее. Проектом федерального закона предлагается внести изменения в федеральные законы, распространив обязанность поддерживать связь с избирателями (рассматривать обращения избирателей, лично вести приём граждан, проводить встречи с избирателями и осуществлять предусмотренные федеральным законодательством иные меры, обеспечивающие связь с избирателями), установленную в отношении депутатов Государственной Думы, на членов Совета Федерации. Проектом закона предусматривается также ответственность члена Совета Федерации за недобросовестное исполнение этой обязанности, а именно досрочное прекращение полномочий. В силу статьи 95 Конституции Российской Федерации и положений Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, в отличие от нас, коллеги, не избирается гражданами, а является представителем от субъекта Российской Федерации - от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации - и наделяется полномочиями решением соответствующего органа государственной власти субъекта. Не более 10 процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов могут быть назначены Президентом Российской Федерации. Исходя из действующего порядка формирования Совета Федерации, исключающего непосредственное участие избирателей в наделении полномочиями члена Совета Федерации, комитет не поддерживает предложение об установлении обязанности члена Совета Федерации по осуществлению взаимодействия с избирателями. Комитет также отмечает, что законопроект не решает вопрос определения территории для поддержания связи с избирателями в отношении членов Совета Федерации, назначенных Президентом Российской Федерации; в силу части 2 статьи 95 Конституции такие члены Совета Федерации являются представителями Российской Федерации. Кроме того, предусматривая ответственность члена Совета Федерации за недобросовестное исполнение обязанности по поддержанию связи с избирателями, законопроект не определяет процессуальный порядок реализации соответствующих законодательных установлений. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. На законопроект поступил 61 отзыв органов государственной власти субъектов Российской Федерации, большинство отзывов отрицательные. В связи с изложенным комитет не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, пожалуйста, заключительное слово. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, ну, я понимаю, что все устали и это уже не обсуждение, а просто-напросто дежурное голосование. Единственное, что я хотел бы сказать тем, кто в зале остался, в том числе содокладчику. Когда вы говорите, что они не избираются, то, извините, пожалуйста, надо хотя бы сослаться на что-то и доказать, что они действительно не избираются. Ещё раз говорю, они все избираются населением, и часть 2 статьи 1 закона "О порядке формирования Совета Федерации..." гласит, что они все избираются, наделяются полномочиями на основе волеизъявления избирателей, проживающих в данном субъекте, именно поэтому они точно так же должны работать с избирателями. Что касается территорий и прочего. Извините, они представляют субъект - вот их территория! На кой, спрашивается, тогда им семь помощников, что они делают?! Уважаемые коллеги, жаль, что не получилось нормального, хорошего обсуждения этого вопроса, жаль, что ушли представители Совета Федерации. Я, когда в начале заседания просил этот пункт поднять, думал, что господа из Совета Федерации останутся и тоже, может быть, поучаствуют в этой дискуссии, но так случилось, к сожалению, что не судьба, как говорится. Тем не менее ещё раз говорю: уважаемые коллеги, вот всё, что сейчас происходит, происходит не потому, что мы такие нерасторопные, и не потому, что законопроект столько времени лежал и палата его не рассматривала, а потому, что нам просто-напросто не дали разрешения, я уже много раз вам об этом говорил. Вот было бы дано разрешение - и тут же поддержали бы наш законопроект! Вот в отношении предыдущего законопроекта по Совету Федерации было указание - и за месяц его рассмотрели, к Новому году он будет принят, тем самым будут легитимизированы вот эти незаконные назначения вновь избранных, так сказать, сенаторов, извините за выражение (у нас сенаторов-то нет!). Уважаемые коллеги, пожалуйста, кто может, поддержите данный законопроект, по крайней мере вам будет что сказать потом своим избирателям. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 12 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7 % Результат: не принято Не принимается.