Заседание № 340
О проекте федерального закона № 1061159-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за отдельные правонарушения в области связи и информации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 10-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за отдельные правонарушения в области связи и информации). Пожалуйста, Николай Гаврилович Брыкин. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект федерального закона направлен на пресечение нарушений, связанных с неисполнением требований по обеспечению устойчивого безопасного и целостного функционирования на территории России сети Интернет. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает Государственной Думе принять в третьем чтении данный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желание высказаться по мотивам? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления по мотивам голосования от фракций. Третье чтение, поэтому выступления только от фракций. Покажите список. Хинштейн Александр Евсеевич. Подготовиться Синельщикову. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, который сейчас предлагается принять в третьем чтении, является логичным и абсолютно понятным продолжением политики, направленной на защиту цифрового суверенитета страны. Пётр Олегович Толстой в начале нашего заседания подробно говорил о тех проблемах и вызовах, которые стоят перед нами, и я, предвосхищая выступление коллег от оппозиционной фракции, заведомо примерно понимая тезисы, которые будут звучать, хочу для всех сказать: законопроект, который сейчас нам предстоит принять, устанавливает ответственность за неисполнение уже существующих требований закона, в том числе этот закон вводит административную ответственность, синхронизирующуюся с ранее принятым нами законом о противодействии цензуре в Интернете. Многие в этом зале опасались того, что государство получит возможность блокировать или замедлять трафик крупных интернет-ресурсов, которые нарушают права и свободы наших граждан, средств массовой информации, и мы говорили тогда, представляя этот закон, о том, что блокировка является самой крайней мерой, схожей с атомным или, точнее, с ядерным ударом. А наиболее разумной мерой, на наш взгляд, является административная ответственность, когда крупные интернет-ресурсы, в том числе и заграничные, платят рублём за то, что не уважают наши законы и игнорируют нашу Конституцию. И законопроект, который сейчас предлагается принять в окончательном, третьем чтении, и устанавливает в том числе такую административную ответственность - не блокировать, не бороться жёсткими, репрессивными методами, а экономическим способом стимулировать к тому, чтобы соблюдать наши законы, уважать российское право. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект. И мы рассчитываем на поддержку и всех остальных фракций, для которых понятие суверенитета нашей страны не просто декларация, не просто пустой звук, а реальное понимание остроты сегодняшнего момента. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович, фракция КПРФ. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция не поддерживает законопроект. Сначала по форме. Ну, в финансово-экономическом обосновании говорится о том, что расходов не потребуется, но, как показали наши обсуждения, вносится пять новых статей, которые носят не только профилактический, но и правоприменительный характер, и увеличивается, конечно же, объём работы судов и Роскомнадзора. Далее. Во втором чтении две статьи дополнены примечанием, которое звучит так: "За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьёй, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица". Такая формулировка недопустима с точки зрения юридической техники: субъекты ответственности должны быть определены в диспозиции статьи, а не в примечании. Ну и по содержанию. Во втором чтении законопроект дополнен новой статьёй - "Неисполнение владельцем информационного ресурса, причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, предупреждения о необходимости прекращения противоправных действий". Новая статья меняет концепцию закона, она вводит неопределённое понятие - "нарушение основополагающих прав и свобод", устанавливает ответственность за причастность к нарушениям. Однако в соответствии со статьёй 2.1 Кодекса об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие либо бездействие лица, термин "причастность" является неопределённым и породит произвол в правоприменении. Указанная новая статья предусматривает непомерные санкции, в том числе на граждан - в размере от 50 до 100 тысяч рублей, а при повторном проступке - от 200 до 300 тысяч рублей. По-видимому, статья не была представлена в первом чтении для того, чтобы избежать её обсуждения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", третье чтение, 10-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 46 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 37 чел.8,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 339
О проекте федерального закона № 1061159-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за отдельные правонарушения в области связи и информации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Николай Гаврилович Брыкин, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона направлен на реализацию положений федерального закона от 1 мая 2019 года, принятого в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования на территории Российской Федерации сети Интернет и установления соответствующей административной ответственности. Государственная Дума приняла данный проект федерального закона 24 декабря 2020 года. Ко второму чтению поступило 11 поправок, которые рекомендуются комитетом к принятию. Проект федерального закона прошёл все необходимые процедуры, экспертизы, подготовлен ко второму чтению. Комитет по госстроительству и законодательству предлагает одобрить таблицу поправок и принять проект федерального закона во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 59 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 30 чел.6,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 26 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 59 чел.13,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона подготовлен к принятию в третьем чтении. Комитет просит поддержать и включить его в проект порядка работы на 10 февраля. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот здесь бы комитету по Регламенту посмотреть, потому что нарушен Регламент: во втором чтении внесена концептуальная статья, то есть поправка внесена во втором чтении, причём это влечёт серьёзное увеличение финансов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К третьему чтению у нас Правовое управление будет смотреть - пожалуйста, может и комитет по Регламенту, конечно. Коллеги, включаю в порядок работы на завтра.
Заседание № 334
О проекте федерального закона № 1061159-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за отдельные правонарушения в области связи и информации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный депутатами - членами комитета по информационной политике. Смысл его очень простой. Ранее мы с вами приняли и президент подписал федеральный закон, получивший в народе название "о суверенном Рунете". К сожалению, за период действия этого закона мы убедились в том, что далеко не все субъекты права стремятся чётко и неукоснительно соблюдать установленные законом требования. В этой связи мы предлагаем внести в Кодекс об административных правонарушениях норму об ответственности за неисполнение уже установленных сегодня законом соответствующих требований. В нашем понимании такая норма является необходимостью, для того чтобы действие закона действительно реализовывалось и к нему относились не как к пустой бумажке, а как к требованиям федерального законодательства. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич. Пожалуйста, содоклад Николая Гавриловича Брыкина. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект закона направлен на реализацию положений федерального закона от 1 мая 2019 года, принятого в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования на территории Российской Федерации сети Интернет. Данным федеральным законом определены обязанности, за нарушение которых предлагается установить административную ответственность, для чего вводятся соответствующие нормы - ну, Александр Евсеевич об этом сказал - в Кодекс об административных правонарушениях, это статьи 13.41, 13.42, 13.43, 13.44, а также части 3 и 4 статьи 19.7-10; рассмотрение данных правонарушений закрепляется за судами, а составление протоколов - за должностными лицами Роскомнадзора. Комитет отмечает, что установление административной ответственности за указанные правонарушения в соответствии со статьёй 1.3 кодекса прямо соответствует требованиям, установленным Федеральным законом "О связи", и принимаемым в его исполнение нормативным правовым актам правительства, Минкомсвязи России. Принимая во внимание необходимость административного обеспечения реализации законодательства о связи на практике, концепция представленного законопроекта комитетом поддерживается. Вместе с тем комитет обращает внимание, что Федеральным законом "О связи" за лицами, участвующими в централизованном управлении, не закреплена обязанность размещения на территории Российской Федерации центров мониторинга и управления сетью связи, при этом соответствующая ответственность в проектируемой части 2 статьи 13.43 установлена. Данный вопрос, соответственно, требует проработки ко второму чтению. В целом, как я сказал, комитет концептуально поддерживает, просит проголосовать и принять данный проект федерального закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, есть ли вопросы к докладчику, содокладчику? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. (Шум в зале.) Есть вопросы? Сейчас, подождите, пройдёт запись на выступления, вернёмся к вопросам. Покажите список. Уважаемые коллеги, учитывая, что Алексей Владимирович не успел заявить себя на вопросы, давайте мы предоставим ему такую возможность, а потом у нас будут выступления. Пожалуйста, включите микрофон. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня вопрос к Александру Евсеевичу. Александр Евсеевич, статистика: всё-таки сколько за прошедший год с небольшим выявилось таких нарушителей, которые, во-первых, не хотят устанавливать устройства на участках перехода - я так понял, трансграничного (или там какие-то сложности возникают), во-вторых, подключаются в обход устройства, я так понимаю, по другой системе, не кабельной, и там ведут интернет-трансляцию, а в-третьих, не предоставляют свои сетевые графики, информацию, адреса, когда сети находятся внутри, автономные? В общем, в процентах, и, может быть, в конкретных числах есть такая информация? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Александр Евсеевич Хинштейн. Александр Евсеевич, пройдите к себе. Ну, мы об этом уже неоднократно говорили. ХИНШТЕЙН А. Е. Прошу прощения. Уважаемый Алексей Владимирович, такая статистика есть, у меня в данную минуту её нет на руках. Могу сказать, что речь идёт о большом количестве таких нарушений - о неисполнении субъектами установленных законодательством обязанностей, норм, которые предписаны. Если вам это действительно интересно, мы готовы предоставить подробную информацию с данными и ссылками на Роскомнадзор - уполномоченный в этой части орган. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, присаживайтесь. Слово для выступления предоставляется Молякову Игорю Юрьевичу, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Подготовиться Иванову Сергею Владимировичу, фракция ЛДПР. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! У меня три вопроса возникло в связи с рассматриваемым законопроектом. Естественно, надо наводить порядок в этой сфере. Ну вот недавно Конгресс США слушал господ Дорси и Цукерберга, которые владеют крупнейшими интернет-ресурсами. Законодатели Америки выяснили, что они владеют не только "Твиттером", "Фейсбуком", но и базовыми электронными платформами, которые позволяют осуществлять деятельность уже более мелких электронных носителей. И выяснилось, что более 95 процентов этих базовых ресурсов на прошедших выборах работало на одного кандидата в депутаты, именно от демократов. Это первое. В связи с этим второй вопрос: когда у нас будут разработаны электронные базы, которые позволят создавать свой контент на их базе? Сейчас, насколько я понимаю, программное обеспечение могут сделать Россия, Америка - Соединённые Штаты, но всё железо предлагает Китай. И очень большой вопрос, когда, в какие сроки эта электронная база будет создана, потому что мы напрямую зависим сейчас от чужого технологического продукта. И третий вопрос. Вот фирма с труднопроизносимым на русском языке названием... Значит, она в газетах, в крупнейших газетах сейчас ведёт постоянную агитацию, китайцы - наши коллеги говорят: мы вам поставим всё, то есть мы поставим вам базовое оборудование, мы поставим вам оборудование, которое будет позволять создавать частные электронные носители и так далее. Вот каким образом это в рамках данного законопроекта будет осуществляться, в рамках норм закона, который мы принимаем? Ведь мы знаем, что китайская позиция достаточно агрессивна и, если китайцы хотят чего-то добиться, они будут добиваться этого очень упорно. А что касается второго вопроса, то каждый нормальный человек понимает: создание базового электронного контента потребует усилий не менее 200 предприятий... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. С места. ИВАНОВ С. В. Большое спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, я напомню, что не так давно Государственная Дума приняла закон, который, как сказал Александр Евсеевич, носит название "закон о суверенном Интернете" - ну, видимо, мы с ним принадлежим к разным народам, потому что мой народ называет этот закон законом о блокировке Интернета. Как вы помните, в соответствии с этим законом теперь все интернет-провайдеры обязаны устанавливать у себя какие-то мифические коробочки, которые будут только по одному известному этим коробочкам маршруту прогонять всю информацию, чтобы было очень удобно эту информацию отслеживать, а в случае чего и блокировать. Когда я выступал во время принятия того закона, то говорил, что ничего, кроме кабелей, у нас не производится, - ну, в отношении этого всего, - поэтому по белорусскому сценарию наши власти пока могут только, грубо говоря, отключать вышки сотовой связи с ретрансляторами либо тормозить прохождение трафика. И вот сейчас предлагается для тех организаций, которые не выполняют требования по предоставлению адресов, маршрутов и так далее, за всё это установить штраф до полумиллиона рублей. Поскольку мы голосовали против принятия основного вот этого закона, о блокировке Интернета, и уподобления нашего Интернета китайскому файрволу, разумеется, не рекомендуем голосовать и за нынешний законопроект. В конце концов, как бы вы ни пыжились, слава богу, прогресс не стоит на месте, и скоро мы будем получать информацию и в Интернет выходить через спутники. Надеюсь, мы с вами доживём до этого светлого будущего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Правительства? Нет. Заключительное слово докладчик просит. Пожалуйста, Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, я ещё раз обращаю ваше внимание на то, что некоторое время назад в силу вступил закон, названный в народе, в российском многонациональном народе - и это подчёркиваю для вас, товарищ Иванов, говорю специально - законом о суверенном Рунете, и обязанности, прописанные в этом законе, должны неукоснительно исполняться. Сегодня мы с вами спорим не о законе о суверенном Рунете, не о том, для чего он принимался и какие цели преследует, мы сегодня говорим совершенно о другом - о том, что суровость закона, компенсируемая его неисполнением, расхолаживает общество, влечёт правовую неграмотность, нарушение закона, что является недопустимым. Ровно поэтому мы сегодня, коллеги, предлагаем принять соответствующие поправки в КоАП, устанавливающие ответственность за неисполнение требований федерального закона, принятого Государственной Думой ранее и подписанного президентом. Если мы не научимся уважать своё законодательство и не будем относиться к нему с должным пиететом, мы никогда не сумеем добиться окончательного построения правового государства и не добьёмся уважения к себе, к своей стране, к нашему многонациональному, товарищ Иванов, народу со стороны других государств. Рассчитываю на поддержку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик хочет взять заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 7-й вопрос нашей повестки, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 19 мин. 38 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 76 чел.16,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.