Заседание № 353
О проекте федерального закона № 1060657-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации; принят в первом чтении 24 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был принят 24 декабря 2020 года. Законопроектом предусматривается административная ответственность за неисполнение требований принятого нами в конце декабря прошлого года закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Мы все прекрасно понимаем, что если мы не установим ответственность, то грош цена этому принятому нами закону, закон должен работать эффективно. К законопроекту поступило семь поправок, все они комитетом рекомендуются к принятию. Поправки носят в основном юридико-технический характер. Комитет просит поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 15 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 39 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 41 чел.9,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, все необходимые экспертизы проведены, замечаний не имеется. Просьба поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 20 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 41 чел.9,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 334
О проекте федерального закона № 1060657-7 "О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации", первое чтение. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы уже принятым нами законом установили, с одной стороны, дополнительные гарантии, с другой стороны, отдельные дополнительные условия освещения журналистами массовых публичных мероприятий и работы журналистов на этих мероприятиях, в том числе уточнили понятие знака (признака) представителя СМИ и порядок утверждения единого образца этого знака. Данным законопроектом предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях ответственность для тех лиц, которые не являются журналистами, но пытаются под них мимикрировать с целью избежать ответственности, с целью, так сказать, где-то подпасть под отдельные, особые отношения. Такие случаи, к сожалению, бывали, и представители журналистского сообщества, в том числе на встрече, которая состоялась у нас 9 декабря, на это обращали особое внимание. Ответственность эта не для журналистов, ещё раз подчеркну, а для тех, кто пытается незаконно под них мимикрировать и, соответственно, незаконно пытается использовать знак, признак представителя средств массовой информации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, содоклад Зарифа Закировича Байгускарова. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Буквально вчера мы с вами приняли изменения в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в частности они направлены на совершенствование вопросов организации этой работы. Принятым законом вводится для журналистов обязанность носить отличительный знак, для того чтобы их могли опознать. Законопроектом, который сейчас предлагается вашему вниманию, вводится ответственность за то, что носят такой знак лица, которые не имеют права его носить, то есть это не касается журналистов. Наказание предлагается установить в виде штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей либо обязательных работ на срок до 50 часов. Рассматривать дела по данным правонарушениям будут исключительно судьи, протокол составляют органы внутренних дел. Комитет считает, что законопроект необходимо поддержать, поскольку если мы приняли закон, то он должен исполняться, а если мы не установим ответственность, то и закон останется просто пустым звуком, потому что не будет исполняться. В то же время комитет считает, что необходимо уточнить некоторые положения этого законопроекта ко второму чтению. В частности, Конституционный Суд Российской Федерации чётко обозначил свою позицию по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в его постановлении указано, что не могут быть применены обязательные работы в отношении тех правонарушителей, действиями которых не был причинён вред здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц. В данном случае возникают большие сомнения в том, что такой вред гражданам будет нанесён, поэтому мы считаем, что необходимо данный вопрос уточнить ко второму чтению. Учитывая изложенное, комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зариф Закирович, останьтесь на трибуне, вдруг вопросы будут. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Ющенко Александр Андреевич. ЮЩЕНКО А. А., фракция КПРФ. У меня вопрос к коллеге Вяткину. Я хотел уточнить ситуацию с журналистами, которые участвуют в тех или иных акциях: журналисты всегда имеют свою гражданскую позицию, а этим законом вы лишаете их возможности эту гражданскую позицию выражать, в том числе на митинге. Это первое. И второе. Как определять журналистов федеральных каналов, понятно, но мы, оппозиция, рассчитываем на освещение в том числе и мелкими средствами массовой информации, в том числе блогерами. Вот тут как вы будете определять? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Андреевич, данный законопроект не относится ни к чему из того, что вы сказали: ни к ограничению на высказывание гражданской позиции, ни к отделению одних журналистов от других журналистов. Этот законопроект вводит ответственность для тех, кто не является журналистом, но пытается мимикрировать, незаконно нося знак, используя отличительный признак представителя СМИ, - вот, собственно, и всё. Так что тут все ваши опасения беспочвенны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, всё-таки хотелось бы понять логику. Вот если человек придёт на митинг в форме, например, сотрудника МВД или сотрудника ФСБ, он получит штраф - 1-1,5 тысячи, а если он придёт со знаком журналиста, то он получит штраф в размере от 20 до 30 тысяч. Это что, с точки зрения соразмерности более опасный вариант, чем, например, носить форму сотрудников правоохранительных органов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Алексей Владимирович, вы очень правильно подметили ту ситуацию, в которой сейчас находится Кодекс об административных правонарушениях. Да, мы сейчас точечно вносим туда изменения. В настоящий момент действует межведомственная рабочая группа, которая готовит текст новой редакции кодекса, я также принимаю участие в этой работе. Поверьте, чтобы избежать подобных ситуаций, мы действительно прорабатываем с каждым ведомством, с экспертами, с научным сообществом, с представителями гражданского общества изменения как в общую, так и в особенную часть, для того чтобы схожие по степени общественного вреда правонарушения и наказывались одинаково. Слов нет - для того чтобы исправить подобные ситуации, надо принимать новую редакцию. Сейчас же мы действительно вынуждены действовать точечно, но это необходимо делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дополнить хотите? Пожалуйста, Зариф Закирович. БАЙГУСКАРОВ З. З. Александр Иванович, если вы считаете, что то правонарушение, о котором вы сейчас сказали, более тяжкое, внесите изменения в законопроект. Мы их рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Дмитрий Фёдорович, для того чтобы устанавливать ответственность, надо всё-таки понять, а какова технология получения вот этого знака. Она у нас где-то проработана, установлена? Я понимаю так, что МВД будет выдавать эти знаки, оно, видимо, будет их готовить. Это что, будет знак индивидуального характера, то есть для каждого средства массовой информации свой знак готовится, или для всех одинаковые будут изготовлены, как у нас, у всех депутатов значки одинаковые? Расскажите, пожалуйста, об этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Юрий Петрович, когда мы обсуждали основной закон на предыдущих заседаниях, я уже объяснял, что единый образец знака, или признака, представителей средств массовой информации будет устанавливаться, утверждаться Роскомнадзором по согласованию с Союзом журналистов общероссийским, МВД и Росгвардией. Соответственно, сами журналисты будут приходить к единому мнению, как он должен выглядеть, что это вообще должно быть, без их участия, конечно же, не обойтись, а потом это будет утверждено Роскомнадзором. Вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, всё-таки у нас даже посчитанный с медианной зарплаты МРОТ будет 12,7 тысячи рублей - я о соразмерности, вообще, наказания, - вы предлагаете установить размер штрафа от 20 до 30 тысяч. Вот чем обусловлена методика определения размера штрафа? Ну, если вы там часть вырвали из того, что разрабатывает какая-то группа, это понятно, но, вообще-то, если мы вносим законопроекты, которые требуют изменения и других законов, мы должны писать о том, что необходимо внесение изменений в закон о СМИ, - то, что вы объясняли по предыдущему вопросу, требует внесения изменений в закон о СМИ, в котором вы должны описать и знак: то, как он должен выглядеть и кем изготавливаться. А в данной ситуации, даже не определив предполагаемого нарушения, вы вводите такой драконовский штраф, и, поверьте мне, штраф сотрудники, не знающие закон, обязательно выпишут! ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, это не предмет регулирования закона о СМИ, никогда этого не было. Это положение, в том числе о знаке для представителей средств массовой информации, всегда регулируют законом о митингах, и мы, собственно говоря, туда изменения и вносим, причём достаточно в этой части несущественные: мы просто определяем, кто будет устанавливать единый образец этого знака. Что же касается размеров штрафов, они определяются исходя в том числе из размеров штрафов, которые действуют много лет, размеров штрафов по схожим правонарушениям. Обратите внимание на те штрафы, которые установлены по другим частям статьи 20.2, и вы увидите их схожесть по суммам, они одного порядка. Следовательно, и здесь по нарушениям - а это нарушение, по сути дела, порядка проведения митингов, шествий, манифестаций, пикетирования - сумма аналогичная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, для начала, Вячеслав Викторович, понимаете, все оценки носят субъективный характер, поэтому, когда депутату Вяткину был задан вопрос относительно приведения статистики, а он не обладал такой информацией, следующий вопрос по сути был таков: объясните, а в чём, собственно, актуальность принятия данного законопроекта? Я тоже, как и все, голосовал за принятие этой повестки дня. Я за то, чтобы обсудить этот вопрос, выразить своё мнение, хотя я категорически против него, конечно, но не давать человеку возможности ответить... Может быть, вам не нравится вопрос, но нет такого в Регламенте! Извините. Это первое. Второе. Коллеги, для чего всё это принимается? Основный закон был принят для того, чтобы на нас мировое сообщество не смотрело криво, когда особо рьяные, не в меру, сотрудники полиции отдубасят журналиста. Всем журналистам предписано иметь либо повязку, либо ещё что-то, либо жилет и так далее, это они типа сами определят. Но тут у этих товарищей, которых представляет Дмитрий Фёдорович, возникло сомнение: а что будет, если этим символом будут пользоваться другие люди? Кого же тогда бить этим не в меру рьяным защитникам демократии? И вот для этого всё это и введено, и вот поэтому сейчас, когда у нас 12 130 рублей составляет минимальный размер оплаты труда, вводится штраф в размере от 20 до 30 тысяч для гражданина. Вот основная причина принятия данного законопроекта, и никакой, извините, здесь подоплёки нет - испугались всего того, что творится в Белоруссии. Когда мы на заседании комитета рассматривали данный законопроект, я задавал этот свой вопрос. Ещё раз хочу отметить, что не так давно постановлением пленума Верховного Суда за гражданами России было признано право на самооборону любыми доступными средствами, - если человек, участвуя в массовом мероприятии, зная, что он может попасть под раздачу, потому что кому-то это не понравится, вытащит эту повязку или ещё что-то и попытается защитить свою жизнь, ему в этом случае выпишут вот этот штраф, понимаете? Всё, что сейчас делает Дмитрий Фёдорович, - это, конечно, просто песня! Сегодня утром мне знакомые собачники переслали запись, где он якобы посылает журналистов подальше. Я тут же звоню журналисту и говорю: "Ребята, вы что, это не его голос, ну реально не его". Они говорят: "Ну как же, звонили, спросили, мол, это Дмитрий Фёдорович?" Он говорит: "Да, я". И дальше пошло. В итоге они принесли извинения, я позвонил, сказал: "Ребята, разберитесь, на какой телефон звонили". Но по его закону, который вы вчера здесь поддержали, этой девушке уже два года грозит, - понимаете? - уже ей два года грозит! Слава богу, что закон ещё не одобрен Советом Федерации и не подписан президентом. Спасибо за "подарки". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Быков Олег Петрович. БЫКОВ О. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за использование в ходе публичного мероприятия отличительного признака представителя средства массовой информации лицом, не имеющим права на его использование. Хочу обратить внимание, что законопроект разработан во взаимосвязи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым устанавливаются дополнительные условия для обеспечения прав представителей средств массовой информации при освещении ими публичных мероприятий, в том числе обязанность по использованию журналистом, присутствующим на публичном мероприятии, явно видимого отличительного признака представителя средства массовой информации. Уважаемые коллеги, принятие данного законопроекта необходимо в целях предупреждения случаев использования отличительного признака представителя средства массовой информации лицами, не являющимися журналистами, и, как следствие, предотвращения возможных правонарушений в данной связи. Хочу подчеркнуть, что законопроект несёт как превентивную, так и охранительную функцию, создавая условия для обеспечения защиты прав представителей средств массовой информации, усиления их безопасности при выполнении ими профессиональных обязанностей. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. Вячеслав Викторович, у меня, скорее, реплика в рамках общей коннотации, не конкретно этой истории, она просто подсветила одну вещь, на которую нам, наверное, надо обратить внимание. Помните, у нас в своё время было принято решение о том, что блогеры, к которым на странички заходит более трёх тысяч человек в сутки, приравниваются к СМИ? И кстати, в этом зале очень много людей, к кому на их странички в "Фейсбуке" и прочих сетях такое число пользователей ежедневно заходит. Но, получается, у нас теперь есть некий разрыв: то есть, с одной стороны, мы их приравняли к СМИ, с другой стороны, эти люди у нас, получается, не могут воспользоваться теми преимуществами, которые даёт закон о статусе СМИ, ну и в частности о которых мы сейчас ведём речь. Очевидно, в этой части нам надо смотреть не только на репрессивную сторону, но и на ту сторону, которая позволит обеспечить... Ну, вопрос о соразмерности или несоразмерности штрафа - это, так сказать, отдельная история, здесь я соглашусь с коллегами, но надо обратить внимание на вопрос обеспечения баланса, потому что, если мы где-то вводим тождество, оно у нас должно проявляться по всей конструкции законодательства, а не выборочно. Вот о чём хотелось сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Есть желание у докладчика выступить с заключительным словом? У содокладчика? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации", 6-й вопрос нашей повестки, первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 06 мин. 37 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 76 чел.16,9 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.