Заседание № 135
О проекте федерального закона № 1060080-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании". Доклад члена Комитета по финансовому рынку Дмитрия Станиславовича Скриванова. Пожалуйста. СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект готов к третьему чтению, проведены все необходимые экспертизы. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 19 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 134
О проекте федерального закона № 1060080-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании". Дмитрий Станиславович Скриванов докладывает. СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 3 апреля 2018 года, к законопроекту поступило пять поправок, комитет рекомендует все их принять. По большому счёту, законопроект решает три задачи, как мне кажется, очень важные задачи, мы говорили об этом при обсуждении законопроекта в первом чтении. Первое - мы считаем, что законопроект поможет решить проблему так называемых немотивированных переходов граждан, когда граждане теряют инвестиционный доход от своей накопительной части пенсии. Второе - это межведомственная координация. И третье - мы переходим на личные кабинеты на едином портале госуслуг. На мой взгляд, это позволит решить проблему: при досрочном переходе человек должен будет, зайдя в свой личный кабинет либо лично присутствуя в Пенсионном фонде России, отказаться от того инвестиционного дохода, который у него уже накоплен, и только после этого Пенсионный фонд России осуществляет межведомственную координацию и проходит переход - вот, собственно говоря, и всё. Предлагается принять пять поправок. Хочу сказать большое спасибо Минфину, Центробанку, Минтруду за взаимодействие. Готов ответить на вопросы, если будут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 51 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 14 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. СКРИВАНОВ Д. С. Уважаемые коллеги, поскольку законопроект готов к третьему чтению, просьба поставить его для рассмотрения в третьем чтении на завтра, на 19-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Прошу учесть.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 1060080-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании". Доклад члена Совета Федерации Николая Андреевича Журавлёва. Пожалуйста. ЖУРАВЛЁВ Н. А., член Совета Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект предполагает внесение изменений в ряд федеральных законов, касающихся деятельности негосударственных пенсионных фондов, введение процедуры информирования граждан о возможной потере доходов от инвестирования пенсионных накоплений при досрочной смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Напомню, что сейчас согласно действующему законодательству гражданин может менять страховщика без потери доходов от инвестирования пенсионных накоплений один раз в пять лет, при досрочном же переходе в другой негосударственный пенсионный фонд застрахованное лицо теряет доход от инвестирования. Непонимание гражданами принципов перевода пенсионных накоплений, недостаточное информирование граждан, а зачастую сознательное введение в заблуждение приводят к значительным финансовым потерям для них. Так, по данным Счётной палаты, в целом по итогам переходных кампаний 2015-2016 годов при досрочном переходе граждане потеряли более 48 миллиардов рублей. По предварительным данным Пенсионного фонда России, только в 2017 году 2,2 миллиона граждан потеряли около 34 миллиардов рублей. Так что налицо проблема недостаточности информирования, кроме того, бывают случаи злоупотреблений со стороны негосударственных пенсионных фондов. В рассматриваемом законопроекте предлагается передавать застрахованному лицу через Пенсионный фонд России наряду с информацией о переданных накоплениях, результате их инвестирования и размере назначенной выплаты также информацию об убытке, полученном при инвестировании, и о потенциальной потере доходов при досрочном переходе в другой фонд. Законопроектом также предусматривается введение периода охлаждения - 20 дней, - в течение которого гражданин может отказаться от договора с новым фондом. При этом предлагается ввести институт административной платформы Банка России, с помощью которой новый НПФ будет уведомлять Центральный банк, Пенсионный фонд России и текущий негосударственный пенсионный фонд о вновь заключённом договоре об обязательном пенсионном страховании. Участие Банка России или другого уполномоченного государственного органа в данном процессе - это вопрос для рассмотрения во втором чтении. Данный законопроект, а также предложения о его возможной доработке ко второму чтению обсуждались совместно с участниками рабочей группы по законодательному обеспечению развития пенсионной системы при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку под руководством Скриванова Дмитрия Станиславовича. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по финансовому рынку Дмитрия Станиславовича Скриванова. Пожалуйста. СКРИВАНОВ Д. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Действительно, очень важный вопрос, и Николай Андреевич довольно детально изложил суть законопроекта. Он направлен на разрешение одной из острейших проблем индустрии обязательного пенсионного страхования - проблемы переходов. Об этом очень много говорил наш социальный комитет, конкретно Нилов Ярослав Евгеньевич об этом много говорил, и мы это рассматривали тогда, когда рассматривали введение режима фидуциарной ответственности и management fee, если вы помните. Действующий порядок подачи заявления о переходе не ставит правильных, объективных барьеров в деятельности НПФ и их агентов, использующих агрессивный маркетинг и порой незаконные действия, что приводит к массовым потерям инвестиционного дохода застрахованными лицами, не позволяет застрахованному лицу мотивированно реализовать своё волеизъявление о переходе в выбранный негосударственный пенсионный фонд. Поскольку фонд, который привлекает застрахованное лицо, не заинтересован в предоставлении объективной информации для принятия мотивированного решения застрахованным лицом, да и просто не имеет доступа к этой индивидуальной информации, 99,8 процента переходов в 2017 году были досрочными, по информации Пенсионного фонда, следовательно, застрахованные лица потеряли свой накопленный инвестиционный доход; и только 2015 год был годом, когда определённое количество застрахованных лиц зафиксировало свой инвестиционный доход. Правительство Российской Федерации в официальном отзыве поддерживает законопроект, отмечая вместе с тем необходимость его доработки ко второму чтению. В частности, необходимо изменить сроки предоставления НПФ в Пенсионный фонд России информации о размере дохода от инвестирования пенсионных накоплений, не подлежащего передаче, либо об убытках, учитываемых при смене страховщика. Сейчас Пенсионный фонд обладает информацией по состоянию только на 31 декабря прошлого года. Кроме того, необходимо пересмотреть идею централизации на базе Банка России информационного обмена между участниками рынка обязательного пенсионного страхования. С учётом изложенных обстоятельств Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку 28 марта 2018 года было принято решение рекомендовать Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Со своей стороны, могу сказать, что законопроект действительно является крайне важным, уже подготовлены и доработаны поправки, которые будут внесены ко второму чтению. И если нам удастся решить проблему переходов таким образом, чтобы наши граждане не теряли инвестиционный доход, и если тот агрессивный маркетинг, который сегодня есть на рынке, не будет создавать условий для немотивированных переходов, то граждане получат дополнительные средства к своим пенсионным накоплениям (ну, Николаем Андреевичем по прошлым годам только что было сказано, какую сумму инвестиционного дохода потеряли граждане). Прошу принять данный законопроект в первом чтении с учётом того, что он будет доработан ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, я напоминаю, что у нас сегодня 27 законопроектов для рассмотрения в первом чтении, которые ещё предстоит рассматривать. Есть ли вопросы по данному законопроекту? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Николай Андреевич, действительно актуальный законопроект. Негосударственные пенсионные фонды сегодня в борьбе за вкладчиков нанимают целые армии страховых агентов, которые дурачат людей, даже предлагают деньги - от 500 рублей до полутора тысяч - за переход из одного фонда в другой; я, как лидер объединения профсоюзов, это знаю. Получается, ваш законопроект нацелен на защиту интересов в том числе и негосударственных пенсионных фондов, потому что они же рассчитывают на эти деньги, на длинные, а некоторые люди меняют по два-три фонда за год, тем самым они подставляют своих инвесторов, которые вложили деньги. Правильно я понимаю, что это нацелено в первую очередь на защиту НПФ? ЖУРАВЛЁВ Н. А. Уважаемый Сергей Алексеевич, как раз наоборот: мой законопроект нацелен на то, чтобы защитить гражданина, чтобы он на сто процентов был проинформирован о том, сколько он потеряет, если досрочно, в течение первых пяти лет перейдёт из одного негосударственного фонда в другой. И как раз ко второму чтению, о чём и Дмитрий Станиславович сегодня говорил, мы планируем усилить нормы, связанные с переходными процедурами, в том числе чётко прописать, каким образом гражданин может переходить из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, чтобы минимизировать те злоупотребления, о которых вы сегодня сказали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Николай Андреевич, я хотел уточнить: распространяется ли действие законопроекта только на негосударственные пенсионные фонды? Это во-первых. Во-вторых, какие негосударственные пенсионные фонды, если есть данные, более всего выиграли от того, что граждане потеряли более 80 миллиардов рублей? В-третьих, можно ли предусмотреть в законопроекте положение о том, что если гражданин не был уведомлен о потерях, то и потери он нести не должен? Спасибо. ЖУРАВЛЁВ Н. А. Спасибо, Олег Николаевич, за вопрос. Начну с последнего. К этому законопроекту есть законопроект-спутник, который уже был принят в первом чтении, касающийся внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях, которым как раз предусматривается ответственность негосударственных пенсионных фондов за несвоевременное или неточное уведомление гражданина о досрочном переходе. Что касается статистики. Я думаю, что, скажем так, бенефициарами этих переходных кампаний, о которых мы с вами говорили, и злоупотреблений в равной степени является большинство негосударственных пенсионных фондов, но о статистике я сегодня, наверное, не смогу говорить, этот вопрос лучше адресовать Центральному банку, мы можем совместно сделать письменный запрос и получить статистику к рассмотрению во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. В продолжение вопроса, Николай Андреевич. Если граждане потеряли эти деньги, почти 80 миллиардов рублей, значит, их кто-то приобрёл. Приобрели их, надо полагать, предыдущие владельцы, предыдущие негосударственные пенсионные фонды. Почему нельзя ввести механизм, скажем так, регулярных выплат по итогам года, а не пяти лет, предусмотреть такой вариант, а не искусственно, как сегодня, удерживать в старых пенсионных фондах, заставлять воздерживаться от перехода в новые? ЖУРАВЛЁВ Н. А. На сегодняшний момент действуют нормы, согласно которым, если в течение пяти лет гражданин переходит из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, он теряет свой доход. Естественно, таким образом негосударственный пенсионный фонд, заработав на этих деньгах, оставляет инвестиционный доход у себя. Конечно же, есть некая справедливость в том, что в определённой части этот доход должен оставаться у негосударственного пенсионного фонда, поскольку он, получив пенсионные накопления гражданина на определённый срок, рассчитывал соответственно и вложения, то есть им инвестиции были сделаны тоже на определённый срок, поэтому, по аналогии с досрочным востребованием банковского вклада, гражданин теряет накопленный инвестиционный доход. Но, как уже было сказано, основная цель этого законопроекта - предусмотреть, что гражданин должен на сто процентов быть информирован об этом под роспись в нескольких местах, и только тогда мы будем считать, что он сделал осознанный выбор нового негосударственного пенсионного фонда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 23 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.