Заседание № 342

17.02.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1059597-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении административной ответственности за отдельные правонарушения при проведении предвыборной агитации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1132 по 1329 из 5859
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской   
Федерации об административных правонарушениях". Доклад Николая Гавриловича      
Брыкина.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Проект федерального закона прошёл все           
необходимые экспертизы, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет    
по государственному строительству и законодательству просит принять данный      
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, фракция будет голосовать категорически против    
и этого законопроекта, поэтому я вынужден был выйти - чтобы объяснить           
причины.                                                                        
                                                                                
Распространение требований выборного законодательства, как Ольга Викторовна     
сказала, на все и вся отрасли, Интернет ли это, другое ли новомодное какое-то   
общение, я считаю, невозможно. Невозможно проконтролировать десятки, сотни      
миллионов единиц контента, по этой причине закон невыполним. Ну и с точки       
зрения моральной, ведь тогда, Ольга Викторовна, и письма, обычные письма        
граждан во время предвыборной кампании не должны содержать агитацию,            
пропаганду, так, что ли? Мы что, тогда будем и вскрывать почтовые сообщения     
граждан? А если какой-то активный гражданин захочет написать всем своим         
знакомым тысячу писем? И именно тот контент, который сегодня вы запрещаете      
без согласования с ТИКом по Интернету посылать, наверное, нельзя будет и в      
письмах посылать, нельзя по телефону будет общаться, потому что это тоже        
нарушение выборного законодательства? Давайте тогда это выборное                
законодательство параллельно с вашей инициативой тоже как-то подстраивать под   
интересы простых граждан и интересы тех, кто на этом зарабатывает.              
                                                                                
Моя позиция: кто на этом зарабатывает - в Интернете, не важно где, - вот тот    
пусть и соблюдает выборное законодательство. А простых граждан в очередь        
выстраивать к ТИКам - которых нет, нет этой системы и не будет! - вот это, я    
считаю, издевательство! Как говорил великий классик, вроде по форме             
правильно, а по сути - издевательство над людьми.                               
                                                                                
Ещё в чём издевательство, уважаемые коллеги? Ну хватит принимать вот эти        
штрафы, повышать их в десятки раз! Каждое заседание - штрафы, штрафы,           
штрафы... Давайте сначала ответим на вопрос: а где взять деньги на эти          
штрафы? Где потребительская корзина? Я хочу вам напомнить, вы её похерили 1     
января 2021 года вместе с вашим Топилиным, который 15 лет водил-водил... не     
по пустыне - по дну, по дну нищеты водил с потребительской корзиной, с МРОТ!    
А теперь пришёл другой и говорит: всё, мы не играем в этот футбол, будем        
играть в другое - в хоккей, с медианной и средней зарплатой и так далее.        
Деньги есть у людей в карманах? Каждый закон - штрафы, штрафы, штрафы!..        
                                                                                
А что делает сейчас господин Байден? Он говорит: не будем участвовать в гонке   
вооружений, будем объявлять гонку социальных достижений. МРОТ - 15 долларов в   
час, это 10 тысяч рублей в день, вот на что нужно отвечать сейчас! Прежде чем   
штраф предложить, дайте нормальный МРОТ, хотя бы 30 тысяч, дайте нормальную     
пенсию - потом штрафуйте и наказывайте граждан!                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович.                                
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, к сожалению, после вступления в силу ныне действующей,       
новой Конституции у нас валом пошли законопроекты, которые усиливают,           
ужесточают ответственность граждан в сфере и уголовно-правовой, и               
административно-правовой. Появляются новые составы, усиливается                 
ответственность там, где она была, так сказать, слабовата, штрафы               
увеличиваются, сроки административного ареста увеличиваются, а за некоторые     
составы ещё и вводится очень и очень сомнительная мера - так называемые         
обязательные работы.                                                            
                                                                                
Вот сегодняшний законопроект. За что увеличивается ответственность? Причём      
максимальная ответственность в отношении граждан увеличивается более чем в 10   
раз - за что? За агитацию вне агитационного периода и за агитацию в местах,     
где её проведение запрещено. Ну какой тут кошмар, какое тут такое               
чрезвычайное происшествие случается? Да ничего такого не случается! Все эти     
нарушения, если они есть, совершаются в результате ошибки гражданина, в         
результате, может быть, незнания, непонимания закона, в результате              
неосторожности. Это не хулиган, не вор, это не человек, который находится под   
административным надзором, это самый обычный гражданин, причём, как я знаю по   
практике, довольно часто не очень-то и грамотный гражданин. Ему достаточно      
предупреждения, штраф-то там не нужен даже.                                     
                                                                                
И я обращаю внимание на то, что даже правительство - правительство! -           
сомневается в том, что это надо делать. Посмотрите, что написано в              
официальном отзыве правительства: "Следует отметить, что в представленных к     
законопроекту материалах отсутствуют сведения, подтверждающие обоснованность    
кратного повышения размеров административного штрафа, в том числе с учётом      
требований соразмерности и индивидуализации ответственности, возможности        
исполнения наказаний лицами, в отношении которых предлагается усилить           
административную ответственность". Так что мы тут, конечно, прыгаем выше, чем   
правительство, мы задаём тон, правительство более лояльно относится к народу,   
чем депутаты Государственной Думы, которых народ избрал, - это очень            
печально.                                                                       
                                                                                
Я искренне надеюсь, что всё-таки, ну, как-то мы развернём этот законопроект.    
Если уж здесь проголосуем сегодня за - я понимаю, что во фракциях, во фракции   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" всё решено, - я обращаюсь к Совету Федерации, к президенту, с   
тем чтобы хотя бы они не пропускали этот закон. Это безобразие, так не          
годится!                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марданшин Рафаэль Мирхатимович.                           
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
будет поддерживать данный законопроект, разработанный в целях                   
совершенствования правового регулирования вопросов административной             
ответственности за нарушения в сфере предвыборной агитации.                     
                                                                                
Законопроектом предлагается существенно увеличить размеры административных      
штрафов за нарушение правил предвыборной агитации, агитации по вопросам         
референдума, то есть за агитацию вне агитационного периода либо в местах, где   
её проведение запрещено, а также за нарушение правил изготовления и             
распространения печатной агитационной продукции. Вот Юрий Петрович сказал,      
что зачастую эти правонарушения - результат ошибок и непонимания, но мы так     
не считаем: всё-таки данные правонарушения совершаются в основном умышленно и   
осознанно. Мы знаем, что при назначении административной ответственности        
необходимо учитывать требование адекватности в соотношении степени              
воздействия правовых средств на общественные отношения и той социально          
значимой цели, на достижение которой они направлены. Административный штраф     
является действенным и эффективным способом борьбы с административными          
правонарушениями, в том числе в области избирательного законодательства. В      
связи с этим вопрос об адекватности размера штрафов как административной        
санкции за нарушение избирательного законодательства имеет особую значимость.   
                                                                                
В связи с изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект   
и рекомендует Государственной Думе принять его в третьем чтении.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые граждане России, я намеренно обращаюсь от имени          
фракции ЛДПР к вам, поскольку не вижу смысла обращаться к сидящему в зале       
большинству - оно и так проголосует. Сегодня Государственная Дума в очередной   
раз пытается напугать вас и заставить заниматься в Интернете тем, что никак     
не влияет на их благосостояние и благополучие, - постить друг другу кошечек,    
собачек, рецепты приготовления тортиков и так далее. За вас всё уже решили. И   
для того, чтобы вы, не дай бог, не реагировали на политическую повестку дня,    
не чувствовали себя настоящими гражданами, каждому, кто в этом будет            
заподозрен, устанавливается штраф: физическому лицу - 20 тысяч рублей,          
должностному лицу - 50 тысяч, а юридическому лицу - 500 тысяч рублей. Это по    
статье 5.12 КоАП об изготовлении и распространении агитационных материалов.     
Заметьте, во всех других случаях эти штрафы в 10 раз меньше. Но это,            
уважаемые граждане России, ещё цветочки. Всё, что делает Государственная Дума   
в последнее время, страдает одним: Государственная Дума поступает нечестно.     
Представьте себе спортивный поединок, когда на ринг выходят два боксёра, но     
один весит 120 килограммов, а другой - 160, при этом говорят: это честно, тут   
равные весовые категории. После этого кто-нибудь из смотрящих поединок          
признает победителем того человека, который, заранее вооружившись доспехами,    
оружием, масками, законодательством - чем угодно, выходит и говорит: "Я         
победил"? Ничего подобного! Народ знает, что он не победил, что это нечестно.   
                                                                                
Кстати, господа, рекомендую вам посмотреть фильм "Убить дракона": вот то, что   
вы сейчас делаете, - то, что с вами потом будут делать, - очень хорошо в этом   
фильме описано, посмотрите внимательно.                                         
                                                                                
И гражданам России я тоже говорю: посмотрите внимательно этот фильм, чтобы не   
было потом выступлений, дескать, да, мы знали, что это всё неправильно. Дома    
знали - а на улице, везде говорили: да, всё хорошо, всё замечательно! За свою   
свободу надо бороться, и бороться везде, в том числе здесь, в зале              
Государственной Думы. Не надо сидеть дома и не ходить на выборы, не надо        
бояться! По этому закону может быть оштрафован абсолютно любой человек, если    
он не относится к партии власти. Когда я проводил выборы в Курске, у нас был    
такой депутат, Рязанский, он по всей Курской области распространил свои         
агитационные материалы - без всяких согласований, без всякой оплаты, - в        
каждом почтовом ящике лежало его обращение с просьбой проголосовать за него.    
Искали автора - признали, что это сделано неустановленным лицом. Но он от       
"ЕДИНОЙ РОССИИ". Так что, граждане, помните: для этого зала не важны законы,    
закон - это для вас, а для своих - всё, что угодно. Думайте, когда будете       
голосовать в следующий раз.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального      
закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об                   
административных правонарушениях", пункт 5.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              305 чел.67,8 %                                    
Проголосовало против          101 чел.22,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в третьем чтении.                                                        

Заседание № 341

16.02.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1059597-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении административной ответственности за отдельные правонарушения при проведении предвыборной агитации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 708 по 787 из 5718
РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прошу снять с рассмотрения законопроекты под пунктами 9    
и 10 порядка работы. Эти законопроекты создают возможность для тотальной        
буквально политической цензуры в Интернете: избиркомы получают право            
штрафовать и через Роскомнадзор блокировать агитацию, которая нарушает закон    
соответствующий. Простые граждане у себя на страницах в соцсетях будут лишены   
возможности высказывать свои политические предпочтения или мнения о партии      
либо о кандидате, это агитация. Как ЦИК будет отменять или устранять это        
недоразумение, в законе не прописано, вообще абсолютно непонятно, поэтому       
прошу снять с рассмотрения законопроекты под пунктами 9 и 10 порядка работы.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ольга Викторовна Савастьянова. По 9-му        
пункту ваши аргументы.                                                          
                                                                                
Крашенинникову подготовиться по 10-му пункту.                                   
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В., председатель Комитета Государственной Думы по контролю и    
Регламенту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                            
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! То, о чём говорит Валерий     
Фёдорович, - его представление о законопроекте, нормами данного законопроекта   
это не регламентируется, и данное представление в законопроекте отсутствует.    
Законопроект прошёл все необходимые процедуры, рассматривался с участием всех   
фракций в Государственной Думе и готов для рассмотрения во втором чтении.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Фёдорович, вы настаиваете на снятии данного       
вопроса? Настаиваете.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование предложение Рашкина: снять с рассмотрения 9-й вопрос    
повестки дня. Комитет против.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 05 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              106 чел.23,6 %                                    
Проголосовало против          225 чел.50,0 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается данное предложение.                                              
                                                                                
Пожалуйста, по 10-му вопросу - Крашенинников Павел Владимирович. С места.       
                                                                                
Включите Крашенинникову микрофон.                                               
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это пакетный законопроект,    
он вытекает из законопроекта под пунктом 9. То же самое могу сказать, что и     
Ольга Викторовна: здесь проведены все экспертизы, документ готов, поэтому       
просим его оставить в повестке дня и провести голосование.                      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Фёдорович, вы настаиваете? Настаиваете.           
                                                                                
Ставится на голосование предложение Рашкина Валерия Фёдоровича о снятии с       
повестки дня 10-го вопроса. Комитет против предложения.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 06 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              106 чел.23,6 %                                    
Проголосовало против          222 чел.49,3 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется предложение ваше, Валерий Фёдорович.                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2191 по 2381 из 5718
10-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений    
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад      
Николая Гавриловича Брыкина.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Николай Гаврилович.                                                 
                                                                                
БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проектом данного              
федерального закона предлагается усилить административную ответственность за    
проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, а также за          
распространение агитационных материалов с нарушением требований                 
законодательства о выборах и референдумах. В первом чтении мы его приняли 23    
декабря прошлого года.                                                          
                                                                                
В процессе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступило   
восемь поправок. Комитет предлагает данные поправки не поддерживать, так как    
они не согласуются с концепцией рассматриваемого законопроекта. Проект          
федерального закона подготовлен к рассмотрению во втором чтении.                
                                                                                
Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует        
Государственной Думе одобрить таблицу поправок, рекомендованных к отклонению,   
а также принять законопроект во втором чтении.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 2, в ней         
восемь поправок, есть замечания? Есть.                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 1 и 2.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица        
поправок № 2, за исключением поправок 1 и 2. Комитет просит поддержать          
решение по таблице поправок № 2, предложенных к отклонению.                     
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    309 чел.                                          
Не голосовало                 141 чел.31,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается решение по таблице поправок № 2, за исключением поправок 1 и 2.     
                                                                                
Пожалуйста, по поправке 1... Или вы по обеим будете докладывать? По поправке    
1. Пожалуйста, Алексей Владимирович.                                            
                                                                                
Куринный А. В. По поправке 1, которой предлагается изменить санкцию за          
нарушение положений статьи 5.10 административного кодекса. Речь идёт о          
размещении агитационных материалов в местах, где их размещение запрещено,       
причём штрафы предлагается увеличить в 20 раз - ну совершенно несопоставимо,    
несоизмеримо. Почему это происходит, мы, к сожалению, не смогли выяснить при    
рассмотрении законопроекта в первом чтении, поэтому во втором чтении я          
предлагаю вернуться к прежней редакции, или к существующей редакции, когда за   
размещение в неположенном месте, в том числе в Интернете, получается, штраф     
составляет для граждан от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей вместо 5-20 тысяч,      
которые предлагают авторы законопроекта. Ну совершенно несоразмерные штрафы,    
повторяю, в условиях, когда положения предыдущего законопроекта ещё             
неизвестно, как будут применяться. Фактически за размещение агитматериалов      
или за призыв голосовать за ту или иную партию, того или иного кандидата на     
своей личной странице можно будет получить не только блокировку (которую надо   
будет потом ещё снимать длительно, по специальному механизму), но ещё и штраф   
в размере от 5 тысяч до 20 тысяч.                                               
                                                                                
Это пока о первом штрафе, по поправке 1. По поправке 2 я отдельно ещё скажу.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Позиция комитета, пожалуйста.                             
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                      
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, поправки, которые вы внесли, мы рассматривали   
в комитете. Вы предлагаете установить штрафы, предусмотренные в действующей     
редакции статей 5.10 и 5.12 КоАП. Почему мы не поддерживаем? Потому что это     
не согласуется с концепцией рассматриваемого законопроекта, направленной        
именно на усиление штрафных санкций. Также отмечу, что одобрение данных         
поправок вообще делает бессмысленным принятие самого законопроекта.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1. Комитет против её     
принятия.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              106 чел.23,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    107 чел.                                          
Не голосовало                 343 чел.76,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 1.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, по поправке 2.                                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Поправка 2 касается статьи 5.12 Кодекса об административных      
правонарушениях. Речь идёт об изготовлении агитационного материала с            
нарушением требований избирательного законодательства. Надо, чтобы этот         
материал в соответствии с действующим избирательным законодательством был       
заказан кандидатом, был заказан специальной организацией, был оплачен           
предварительно из избирательного фонда, и только после этого, может быть, вы    
сможете его разместить на своей личной странице. Если же вы решили на своей     
личной странице разместить тот же призыв, интервью, какое-нибудь мнение,        
касающееся политической партии, когда выражается явное предпочтение             
какому-либо кандидату, либо, не дай бог, ещё перепостили туда материал,         
который точно так же изготовлен с нарушением соответствующего                   
законодательства, то, кроме того что вам заблокируют страницу, кроме того что   
вы заплатите за размещение в незаконном месте 5-20 тысяч рублей, вам ещё        
можно будет вменить штраф от 5 тысяч до 20 тысяч за то, что вы разместили       
материал, изготовленный с нарушением избирательного законодательства. Вот       
такой набор мер, скажем так, репрессивных предлагается применить к нашим        
гражданам, которые просто захотят участвовать в политике, захотят участвовать   
в избирательном процессе как граждане, как физические лица, выражая своё        
мнение.                                                                         
                                                                                
Предлагается вернуться к прежней редакции закона. Те меры, которые сегодня      
существуют, на наш взгляд, вполне достаточные и даже излишние в случае с        
Интернетом.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Гаврилович.                           
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                      
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, ну, уважая вас, так сказать, и как человека,    
и как политика, я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Когда мы        
рассматривали в первом чтении концепцию данного законопроекта, наверное, эти    
вещи нужно было готовить. Мы сегодня рассматриваем увеличение размеров          
штрафов в КоАП, поэтому снижение их абсолютно не вписывается в концепцию того   
законопроекта, который мы приняли. То, что вы сегодня делаете заявление, -      
чтобы вас услышали с трибуны Государственной Думы, в зале, - не говорит о       
том, что вы, значит, абсолютным образом ратуете за то... ну, что, что кого-то   
кто-то где-то ограничит... Нужно внимательно читать концепцию, потом уже не     
делать заявления, которые не согласуются с концепцией законопроекта, во         
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Комитет не поддерживает поправку, считает это обоснованным.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2. Комитет против её     
принятия.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за               99 чел.22,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    100 чел.                                          
Не голосовало                 350 чел.77,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 2.                                                         
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных            
правонарушениях", 10-й вопрос.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0 %                                    
Проголосовало против          102 чел.22,7 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный проект    
федерального закона подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу          
включить его в порядок работы на завтра, 17 февраля.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет. Принимается       
решение о включении законопроекта под пунктом 10 в повестку дня завтрашнего     
заседания.                                                                      

Заседание № 333

23.12.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1059597-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении административной ответственности за отдельные правонарушения при проведении предвыборной агитации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4891 по 5708 из 8789
Коллеги, 39-й и 40-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом, и по 40-му      
вопросу будет содоклад Николая Гавриловича Брыкина.                             
                                                                                
39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в            
референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об информации,   
информационных технологиях и о защите информации", и 40-й вопрос, проект        
федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об      
административных правонарушениях". По первому законопроекту доклад и содоклад   
сделает Ольга Викторовна Савастьянова, она же сделает доклад по второму         
законопроекту.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, надо было при обсуждении порядка работы такое     
замечание сделать, а поскольку мы приняли этот порядок работы, где это уже      
обозначено, мы так и работаем. Такое решение принял Совет Государственной       
Думы, но мы депутатов не ограничиваем: кто по законопроектам захочет задать     
вопросы или, может, два депутата от фракции захотят выступить по этим           
законопроектам - такая возможность будет.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Викторовна.                                                   
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным           
законопроектом вносятся в Федеральный закон "Об основных гарантиях              
избирательных прав... и Федеральный закон "Об информации, информационных        
технологиях и о защите информации" изменения, касающиеся подготовки,            
размещения и распространения агитационных материалов.                           
                                                                                
Мне хотелось бы, учитывая, что достаточно большая дискуссия идёт и Алексей      
Владимирович вот даже сегодня сказал, что кто хочет заблокировать, тот          
заблокирует, подчеркнуть следующее. Данным законопроектом никаких               
дополнительных ограничений, новых требований в части подготовки агитационных    
материалов не предусмотрено. Речь идёт о том, чтобы создать единый подход и     
единые правила для всех информационных ресурсов. На сегодняшний день всё, что   
касается сети Интернет, не регулируется федеральным законом, здесь такая        
законодательная пустота, и мы, конечно, должны отработать, восполнить пробел,   
поэтому предлагается выработать такой единый подход.                            
                                                                                
Данным законопроектом не вводятся дополнительные требования, но вводятся        
инструменты, которые позволяют именно в случае нарушения при подготовке,        
размещении, распространении агитационных материалов избирательной комиссии      
принять соответствующие меры, которые сегодня уже есть, предусмотрены в         
отношении традиционных средств массовой информации. И в данном законопроекте    
пошагово прописывается процедура, когда Центральная избирательная комиссия,     
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации могут выйти на            
Роскомнадздор, а тот соответственно на провайдера либо оператора сотовой        
связи, и в зависимости от того, как работает та или иная информационная         
единица, принимается решение либо о временном ограничении доступа к             
материалам и информации, либо об ограничении доступа к информационному          
ресурсу, либо об удалении этих материалов. Прописывается также достаточно       
чётко, что в случае, когда все эти нарушения устраняются, принимается решение   
и открывается доступ к информации, к материалам, к данному информационному      
ресурсу.                                                                        
                                                                                
Законопроектом предусматривается, что дополнительно принимается соглашение      
между Центральной избирательной комиссией и Роскомнадзором, и в рамках этого    
соглашения могут быть проработаны дополнительные нормы, обеспечивающие          
реализацию этого закона.                                                        
                                                                                
Законопроект под пунктом 40, "О внесении изменений в Кодекс Российской          
Федерации об административных правонарушениях", непосредственно связан с        
предыдущим законопроектом, потому что им вводятся нормы ответственности в       
случае нарушения федерального законодательства. В данном законопроекте две      
основные новации: первая - это установление ответственности за нарушения при    
изготовлении, размещении и распространении агитационных материалов в сети       
Интернет; вторая - это то, что вырабатывается единый для всех подход к          
ответственности за нарушения при подготовке агитационных материалов, то есть    
и для традиционных средств массовой информации, и для нетрадиционных.           
                                                                                
Все необходимые процедуры проведены. У нас есть отзывы 47 субъектов             
Российской Федерации, где поддерживается базовый законопроект.                  
                                                                                
Прошу вас также поддержать законопроекты.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна. Присаживайтесь.                
                                                                                
С содокладом по 40-му вопросу выступает Николай Гаврилович Брыкин.              
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проектом               
федерального закона предполагается существенное повышение размеров              
административных штрафов за отдельные нарушения при проведении предвыборной     
агитации.                                                                       
                                                                                
Комитет по государственному строительству и законодательству обращает           
внимание на отсутствие данных правоприменительной практики, свидетельствующих   
о неэффективности применения действующих санкций, которые сегодня содержатся    
в КоАП. Кроме того, предлагаемые размеры штрафов существенно отличаются от      
предусмотренных за совершение аналогичных административных правонарушений,      
посягающих в целом на избирательные права граждан.                              
                                                                                
В то же время осуществление предвыборной агитации имеет особую значимость для   
проведения свободных и справедливых выборов и, безусловно, является одной из    
ведущих стадий избирательного процесса. Ведь в отсутствие достоверной и         
объективной информации о кандидатах свободное и ответственное голосование на    
выборах - думаю, вы согласитесь - невозможно. При этом административный штраф   
является действенным и эффективным способом борьбы с административными          
правонарушениями, конечно, при условии адекватности санкции конкретному         
нарушению.                                                                      
                                                                                
С учётом изложенного концепция, идея законопроекта об усилении                  
административной ответственности комитетом поддерживается, но при этом          
уровень санкций целесообразно дополнительно проработать при подготовке          
проекта федерального закона ко второму чтению.                                  
                                                                                
Комитет просит Государственную Думу проголосовать за принятие законопроекта в   
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Вопросы можно задавать и докладчику, и содокладчику. Пожалуйста.                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Гаврилович, вы, вероятно, знаете, что у      
нас губернаторы, главы и в Москве, и в Подмосковье в принципе уже открыли       
свои каналы, где регулярно занимаются как пропагандой того, что сделано, так    
и откровенным самопиаром. По их примеру, безусловно, это распространяется на    
всю Россию. Кто и каким образом будет инициировать привлечение к                
ответственности, штрафовать их, а через них и партию на 500 тысяч рублей за     
косвенное участие в формировании положительного образа?                         
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Николай Васильевич, ну, я не буду отвечать на этот вопрос,         
потому что это не относится к содокладу по проекту под пунктом 40. Я говорю о   
КоАП, о санкциях, а вы ставите вопрос: кто будет? Ну, наверное, авторам нужно   
задать этот вопрос.                                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Я уже сказал вам, когда докладывал, что ко второму чтению нужно    
проработать. Комитет считает, что санкции, которые в сегодняшнем проекте        
закона предлагаются, не неэффективны - они не исследованы до конца, и их        
нужно ко второму чтению доработать.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Вопрос докладчику.                                                 
                                                                                
Уважаемая Ольга Викторовна, вот насколько я помню (может быть, я, конечно, и    
ошибаюсь), перед тем как начнётся агитационная кампания в средствах массовой    
информации, эти самые средства массовой информации должны заявить о желании     
предоставить свои площади, эфирное время в соответствующую избирательную        
комиссию. Вот я не очень понимаю - что, все, у кого есть сайты в Интернете,     
должны точно так же писать заявления в избирательную комиссию, чтобы их учли    
в качестве возможных рекламодателей... рекламораспространителей? Ну вот,        
допустим, не знаю, сайт или форум любителей собак, у которого несколько тысяч   
просмотров, - если там будет размещена информация, а они до этого не заявили    
в избирательную комиссию о возможности предоставить свою площадь в Интернете    
для размещения рекламы, то это всё будет незаконно?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Ольге Викторовне Савастьяновой.         
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Сергей Владимирович, вы действительно правы:       
перед тем, как начинается избирательная кампания, средства массовой             
информации должны проинформировать о своём намерении участвовать в этом.        
                                                                                
Что касается непосредственно сети Интернет. Во-первых, всё, что касается        
агитационных материалов, на сегодняшний день очень чётко прописано в 67-м       
федеральном законе, здесь мы никаких изменений не вносим. Во-вторых, что        
касается агитации, мы должны непосредственно её организовать и проплатить из    
избирательного фонда, и у нас с вами есть обязанность уведомить об этом         
соответствующую избирательную комиссию; также у каждого из нас есть право на    
проведение агитации, которая не требует дополнительных расходов и привлечения   
третьих лиц. И плюс данным законопроектом предусматривается, что Центральная    
избирательная комиссия может установить особенности подготовки и                
распространения данных материалов.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Ольге Викторовне.                                               
                                                                                
Уважаемая Ольга Викторовна, в представленном законопроекте вы предлагаете       
наделить дополнительными полномочиями Центральную избирательную комиссию и      
комиссии субъектов и так далее. Но чем будет руководствоваться Центральная      
избирательная комиссия или комиссия субъекта Российской Федерации при           
определении, что некие материалы изготовлены и распространены с нарушением      
требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах?      
                                                                                
И в продолжение предыдущего вопроса ещё один: так что, получается, если,        
допустим, КПРФ имеет целый ряд сайтов - от центрального до региональных и       
местных, - они все должны регистрироваться перед началом избирательной          
кампании?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Савастьяновой включите микрофон.                 
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Николай Иванович, спасибо за вопрос. Я как раз     
хочу обратить внимание на то, что никаких дополнительных полномочий ни          
Центральная избирательная комиссия, ни комиссии субъектов не получают, они      
сегодня активно эту работу проводят, занимаются этим. Единственно - то, что я   
сказала, - могут быть дополнительно установлены особенности изготовления        
размещения и распространения этих материалов.                                   
                                                                                
На сегодняшний день применяется уведомительный принцип, в соответствии с        
уведомительным принципом рассматриваются эти материалы: если в саму             
избирательную комиссию со стороны граждан или других участников процесса        
поступят заявления о появлении таких материалов, изготовленных с нарушением     
закона, то соответственно избирательная комиссия будет принимать решение. У     
неё и сегодня для этого достаточно полномочий в соответствии с 67-м             
федеральным законом. Этот закон будет регулировать не урегулированную сейчас    
нишу - в сети Интернет, - а полномочия те же самые.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Вопрос Ольге Викторовне.                                          
                                                                                
В продолжение предыдущего вопроса. Я имею в виду не сайты и средства массовой   
информации, здесь всё ясно. Мы в бюджете на будущий год предусмотрели для       
"Первого канала" 6 миллиардов рублей (потом плакались, что не хватает денег     
на лекарства детям), на предыдущий было предусмотрено 3,8 миллиарда рублей -    
ясно, на чьей стороне они будут. Но вот вопрос: у человека даже не сайт, у      
него "Живой журнал", вот он один, началась избирательная кампания, человек      
представляет ту или иную партию - он что, должен идти и говорить, что все,      
кто хочет, подают, значит, заявку и в его "Живой журнал", что ли,               
вмешиваются? Это первое.                                                        
                                                                                
И второе. А при чём здесь Роскомнадзор? Меня интересуют временные               
промежутки, когда Роскомнадзор может предъявить свои претензии. Он может их     
предъявить за три дня до... (Микрофон отключён.)                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольге Викторовне включите микрофон, пожалуйста.           
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемые коллеги, данным законопроектом не регулируются     
вопросы, о которых вы говорите. Речь идёт о деятельности Центральной            
избирательной комиссии, Роскомнадзора только в случае, когда совершаются        
противоправные действия и уже с нарушением федерального законодательства        
изготовляются эти материалы.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Из предшествующих объяснений четвёртая часть зала ничего не          
поняла, а три четверти зала, я думаю, здесь любые объяснения устроят.           
                                                                                
Объясните всё-таки, пожалуйста, такую вещь. У нас десятки миллионов             
пользователей социальных сетей. Люди могут у себя на примитивном оборудовании   
спокойно изготовить любой ролик, и даже собственная речь человека - это уже     
некий ролик, который может быть размещён в рамках "Инстаграма", или             
"ТикТока", или любого другого соответствующего ресурса. Вы что, предлагаете     
всем предварительно, прежде чем высказать своё мнение по поводу в первую        
очередь ваших кандидатов на выборах, подавать информацию в избирательную        
комиссию, согласовывать это всё, вы так себе это представляете? Или здесь       
всё-таки что-то другое имеется в виду? Объясните, пожалуйста.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольге Викторовне включите микрофон, пожалуйста.           
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Извините, я ещё на предыдущий вопрос не ответила, по         
Роскомнадзору. В законопроекте прописано, что, когда избирательная комиссия     
выявляет, что есть такое нарушение, она обращается в Роскомнадзор, который      
должен незамедлительно отреагировать и принять меры, связавшись с провайдером   
или оператором связи, по выявлению владельца и, соответственно, либо удалению   
материала, либо временному ограничению доступа к нему.                          
                                                                                
Что касается вашего вопроса, скажу ещё раз, что в данном законопроекте норм,    
которые обязывают вас это делать, нет.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Ольга Викторовна, я тоже запутался, если честно. Вот смотрите,   
классическая ситуация: в сети "YouTube" (будем смотреть на простых примерах)    
размещён ролик, который избирательная комиссия соответствующего уровня          
признаёт агитационным. Соответственно, размещение его как на сайтах, так и на   
страницах социальных сетей является незаконным с точки зрения нашего            
законодательства. Избирательная комиссия даёт соответствующую санкцию           
Роскомнадзору, тот начинает блокировать сети, страницы и тому подобное. Вот     
как сделать так, чтобы мою личную страницу, где я хочу разместить тот           
материал, который мне нравится, в том числе с агитацией за ту партию, которая   
мне нравится, не заблокировали? Я должен заявиться, я должен иметь договор с    
этой партией о том, что я размещаю материалы, безвозмездно в том числе? Каким   
образом будет урегулирована ситуация в отношении действительно миллионов        
пользователей социальных сетей? С сайтами более-менее понятно, они              
зарегистрируются хотя бы.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Савастьяновой включите микрофон.                 
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Здесь есть два      
требования, два условия: первое - что является непосредственно агитационным     
материалом, это чётко прописано в 67-м законе, и мы здесь никаких изменений     
не вносим; второе - это ваше уведомление о размещении данного материала. Всё.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. На конкретном примере, Ольга Викторовна. Некий гражданин снял       
предвыборную речь кандидата, программную речь кандидата и хочет разместить на   
своих страницах в соцсетях. Каковы его действия, чтобы не подпасть под          
действие данного закона?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольге Викторовне включите микрофон, пожалуйста.           
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уведомить соответствующую избирательную комиссию. (Шум в     
зале.)                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Коллеги, извините, конечно, но я вот слушаю, какие вопросы         
задаются... Я не хочу никого из вас обидеть, но всё-таки: почитайте             
внимательно проект федерального закона! Вопросы, которые вы задаёте             
уважаемому депутату Савастьяновой, абсолютно не относятся к этим нормам. Вот    
вы спрашиваете: что, разместил там - надо уведомлять?.. Для этого есть          
правоприменитель в лице избирательной комиссии (скажу, пусть это не касается    
моего содоклада), он будет всё прекрасно видеть, и обращения будут              
соответствующим образом рассматриваться, и тогда уже будут приниматься          
соответствующие меры. Если что-то не соответствует, всё будет направлено в то   
либо иное ведомство, которое назначит административный штраф, либо в            
Роскомнадзор... Мы сейчас превращаем высший законодательный орган в некий...    
начинаем говорить о частных вещах, которые фактически не могут иметь места.     
Это моя позиция как депутата, вы уж извините, но я был вынужден сказать об      
этом.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Гаврилович, присаживайтесь.                       
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
У меня просьба к фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" определиться: у вас три          
человека записалось. Коллеги, два законопроекта, поэтому могут выступить два    
депутата - по три минуты.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Пьяных Дмитрий Сергеевич.                                           
                                                                                
ПЬЯНЫХ Д. С., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, сейчас, слушая вопросы, я понимаю, что, наверное, не все     
до конца поняли суть законопроекта, который внесла Ольга Викторовна             
Савастьянова с коллегами-депутатами. Я, наверное, вчера на заседании комитета   
просто немножко больше в него погрузился, я вам сейчас постараюсь объяснить,    
собственно, в чём суть этого законопроекта и в чём угроза. А угроза есть для    
всех, для каждого из здесь сидящих, потому что каждый из вас, если захочет      
идти на выборы в Госдуму в следующем году, может подпасть под действие этого    
закона.                                                                         
                                                                                
В чём его суть? Вы, как кандидат, изготавливаете агитационную продукцию.        
Раньше вы выпускали календари, газеты, буклеты, ещё что-то, всё это             
согласовывали с избирательной комиссией соответствующего уровня,                
территориальной избирательной комиссией, комиссией субъекта, и, если у вас      
находили незарегистрированную агитпродукцию, у вас этот тираж изымали. Теперь   
то же самое распространяется, в общем-то, на агитационные материалы, которые    
будут изготавливаться и распространяться с помощью аккаунтов в соцсетях,        
ваших сайтов, ещё чего-то. И вот заковырка этого законопроекта в том, что       
если вы не согласовали этот агитационный материал с избиркомом и кто-то         
написал заявление, обращение, жалобу на вас, что вы разместили на своих         
страницах в соцсетях незарегистрированный агитационный материал, то избирком    
будет обязан направить представление в Роскомнадзор с просьбой принять меры     
по временному ограничению доступа к этой информации, к этому материалу или к    
этому ресурсу.                                                                  
                                                                                
В общем-то, всё логично, всё укладывается в канву того, что делается с          
печатными материалами. Но если мы почитаем дальше законопроект, то увидим,      
что у Роскомнадзора по этому законопроекту нет никаких других вариантов,        
кроме как незамедлительно (я подчёркиваю, так и написано: незамедлительно)      
направить требование провайдеру или владельцу хостинга с указанием доменного    
имени о временном ограничении - вслушайтесь! - доступа к информационному        
ресурсу, на котором размещён тот или иной агитационный материал, подпадающий    
под действие федерального закона. То есть если вы разместили неправильный или   
незарегистрированный агитационный ролик, то Роскомнадзор будет вынужден         
направить представление провайдеру, чтобы у вас блокировали весь сайт, на       
котором размещён этот агитационный материал. Это ключевое отличие.              
                                                                                
Нам вчера говорили на заседании комитета, что должны быть равные права у тех,   
кто изготавливает продукцию печатную, и у тех, кто изготавливает продукцию в    
соцсетях или в Интернете, - я согласен, но, если мы сделали тираж               
неправильных буклетов, у нас не забирают всю агитационную продукцию. Здесь      
же, если мы неправильно изготовили или не согласовали один агитационный         
ролик, то имеют возможность заблокировать полностью весь сайт, ну, точнее,      
ограничить доступ к нему, временно ограничить доступ к нему, но пока вы         
будете доказывать свою правоту, уже закончится избирательная кампания.          
                                                                                
В связи с этим, коллеги, я предлагаю всё-таки ко второму чтению законопроект    
доработать - я почему-то не сомневаюсь, что он сегодня будет принят, -          
доработать, чтобы исключить такие возможности по ограничению.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, чтобы была ясность, скажу, что на заседании Совета Думы этот вопрос    
возникал: поскольку мы обсуждаем два законопроекта одновременно, есть           
возможность выступить двум представителям от каждой фракции.                    
                                                                                
Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. В соответствии с действующим законодательством агитацией             
признаются: призывы голосовать за кандидата либо список кандидатов, выражение   
просто предпочтения и симпатии какой-то политической партии или человеку;       
описание возможных последствий по итогам выборов, в том числе если люди не      
придут на выборы, - человек пишет, мол, смотрите, вы не придёте и будут         
такие-то выводы из этого; распространение информации, связанной с               
деятельностью кандидатов; деятельность, способствующая созданию позитивного     
либо негативного образа. Вот это всё агитация.                                  
                                                                                
Теперь о том, что мы услышали здесь от докладчика. Вы слышали, что если         
обычный человек где-то у себя на страничке в "Одноклассниках", в "ВКонтакте",   
"Инстаграме", "ТикТоке", "Фейсбуке" или где-нибудь ещё разместит, репостит      
предвыборный ролик или просто напишет, что нельзя голосовать за всем            
известную политическую партию либо, наоборот, надо за неё голосовать из         
принципа садомазохизма, то в таком случае это однозначно подпадает под          
понятие агитации, он должен предварительно об этом уведомить избирательную      
комиссию, а если он этого не сделает, то включаются запретительные меры.        
Кстати, это, естественно, распространяется на случаи, когда человек просто      
сделал некий комментарий в любой социальной сети либо в рамках публикации в     
газете. У нас не Министерство иностранных дел, поэтому цитировать Лаврова я     
не могу и не буду, и меня учили, видимо, как бы немножко по-другому, чем вот    
этих уважаемых людей, но я думаю, что мы все прекрасно понимаем, что тот        
законопроект, который сейчас предлагается, - это абсолютный театр, мир          
сюрреализма!                                                                    
                                                                                
Интернет отличается от газеты тем, что это диалог, это разговор, и данные       
нормы - это то же самое, что попытка запретить людям беседовать между собой     
около собственного дома: больше трёх не собираться. Кстати, такой закон тоже    
сегодня был принят - о том, что если граждане встали около собственного         
подъезда и ведут дискуссию, то они препятствуют движению пешеходов, а за это    
дело полагается уголовное наказание. Вот эти вещи вы предлагаете.               
                                                                                
Хочу сказать как дипломированный историк, автор книг. Много было абсолютного    
абсурда, вплоть до распутинщины, в той России, которую мы, слава богу,          
потеряли, поскольку там никаких перспектив у обычного человека не было          
никогда, но вот до такого ценза в тот период Государственная дума не            
доходила. Суть, повторю ещё раз, заключается в том, что любой человек,          
который просто намерен выказать симпатию тому или иному кандидату на выборах,   
вплоть до выборов в сельсовет, у себя на страничке, в комментарии, в своём      
личном ролике в рамках видеозаписи, должен пойти в Роскомнадзор, точнее, в      
избирательную комиссию, предварительно с ними это согласовать. И вот здесь,     
конечно, хочется процитировать Лаврова, но мы делать этого не станем - мы же    
парламент, культурное учреждение.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция не будет   
голосовать за представленный законопроект, который действительно напоминает     
театр одного актёра, помните Аркадия Исааковича Райкина, который вопрошал:      
"Кто шил костюм?" Вот коллега предложил нам отправиться в ЦИК, для того чтобы   
получить ответ на вопрос, важнейший вопрос: как зарегистрировать, как быть      
законопослушным гражданином? Нам говорят: нет-нет, это не к нам, это в ЦИК -    
вот приведите сюда ЦИК, пусть ответит на все вопросы! ЦИК не отвечает на        
вопросы, не может ЦИК ответить на вопрос, как миллионам пользователей Сети      
зарегистрировать свой контент, это невозможно! Поэтому что мы обсуждаем,        
коллеги? Вы уже априори всех пользователей Сети делаете нарушителями вот        
этого принимаемого вами закона, потому что такого механизма нет, его            
невозможно создать для миллионов пользователей.                                 
                                                                                
Ну и дальше. Вот я хотел бы сказать в комплексе, по пакету этих законов -       
вчерашних, сегодняшних, завтрашних, вот трёх дней. Может быть, было бы          
правильнее объяснить нашим избирателям так: сказать, мол, уважаемые граждане    
России, это законы военного времени? Да, только этим можно объяснить и именно   
с этим связать ущемление конституционных прав и свобод граждан. Давайте это     
напишем, хватит уже говорить об этом! Давайте обозначим срок действия этих      
временных, экспериментальных во многом законопроектов. Давайте тогда дальше     
говорить, что, если эта война превратится из гибридной, такой холодной и        
санкционной в более жёсткую войну, выборов вообще не будет. И не надо таких     
выборов, потому что вот те результаты, которые принесут эти поправки... Ну, я   
не знаю, что лучше: либо такие результаты пожинать нам по осени, либо вообще    
сказать, мол, всё, хватит выбирать, давайте генерал-губернаторов ставить,       
назначать. Но вместе с отъёмом права свободно собираться, свободно              
объясняться в Интернете, где угодно давайте тогда вспомним про законы           
военного времени. Мне вот кивают, говорят: "Да, законы военного времени". А     
жёсткую военную ответственность по законам военного времени - к стенке          
ставить казнокрадов, коррупционеров - не хотите ли? Давайте в комплексе         
ужесточать законодательство, для всех! И тогда давайте всем паёк фронтовой,     
без каких-то дивидендов, без каких-то миллиардов с убытков нашим банкирам и     
топ-менеджерам. Давайте вот так подходить к законодательству, если уж вы        
согласны с тем, что это законы предвоенного или военного времени.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста.                                     
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотел бы          
выступить по 40-му вопросу повестки нашего заседания, а именно по внесению      
изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Данный законопроект     
разработан в целях совершенствования правового регулирования вопросов           
административной ответственности за правонарушения в сфере предвыборной         
агитации, агитации по вопросам референдума. Законопроектом предлагается         
усилить административную ответственность за проведение предвыборной агитации,   
а именно за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в      
местах, где её проведение запрещено законодательством, а также за               
распространение или размещение агитационных материалов с нарушением             
требований законодательства о выборах.                                          
                                                                                
Как уже до этого докладчики говорили, данный законопроект никаких               
дополнительных санкций не вводит, никаких новых статей не вводит, а только      
увеличивает сами суммы штрафов. И здесь, конечно, возникает вопрос об           
адекватности размеров этих штрафов. Конечно, те штрафы, которые в данный        
момент действуют (1-1,5 тысячи рублей для граждан), не являются сдерживающим    
фактором для нарушителей предвыборной агитации в соответствующий период. Но в   
то же время те штрафы, которые предложены в этом законопроекте, конечно,        
требуют дополнительного рассмотрения, так как повышение значительное. Мы        
считаем, что всё-таки административный штраф, в данном случае его размер,       
должен являться на самом деле действенным, эффективным способом борьбы с        
правонарушениями в области избирательного законодательства.                     
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и рекомендует          
Государственной Думе принять его в первом чтении.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
Следующим будет выступать Свинцов Андрей Николаевич.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект, который опять внесён     
от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", от конкретных депутатов, по непонятному механизму   
- почему-то от фракции КПРФ законопроекты не проходят, а от фракции "ЕДИНАЯ     
РОССИЯ" пролетают со свистом, причём некоторые даже в сутки укладываются, -     
направлен исключительно на одно: превратить выборный процесс в откровенный      
фарс. Он и сегодня, мягко говоря, не совсем справедлив и не совсем, скажем      
так, одинаков для всех участников выборного процесса. Посмотрите на средства    
массовой информации, как электронные, так и печатные: в чьих они руках, в       
чьих интересах и какую информацию они публикуют? Ну, естественно, не            
информацию об оппозиционных партиях - безусловно, вы это прекрасно понимаете.   
Колоссальные деньги, которые в непростой, кризисный год вкладываются в СМИ,     
миллиарды рублей, десятки миллиардов рублей - это опять показатель того, на     
кого будут работать эти средства массовой информации. Это первое.               
                                                                                
Второй этап, второй эшелон - административный ресурс, пресловутый               
административный ресурс, когда все администрации, все чиновники, может быть     
за очень малым исключением, будут работать в интересах только одной             
политической партии: сгонять, заставлять, пугать, увольнять, если               
потребуется, и тому подобное. Не будет этого? Будет, и к этому готовятся. Вот   
два абсолютно подконтрольных механизма влияния на выборы.                       
                                                                                
Третий механизм, который был, - это распространение агитаций, работа как раз    
через Интернет, пространство Интернета, где у всех политических партий,         
давайте скажем честно, на сегодня приблизительно равные возможности: создаём    
сайты, размещаем информацию, создаём страницы, доносим свою программу. Но и     
сюда костлявая рука "ЕДИНОЙ РОССИИ" протянулась, для того чтобы и этот          
механизм обратить в свою сторону, в любом случае обратить в свою сторону, -     
как это будет сделано, нам сегодня с трудом пытаются объяснить, но всё-таки.    
Любую информацию, вот Олег Васильевич уже сказал об этом, можно признать        
агитационной: чуть больше там про КПРФ написали, сказали о лидере, создали      
положительный образ, рассказали о последствиях, которые могут быть.             
Соответственно, любой ролик, размещённый в любых сетях, может быть признан      
избирательной комиссией агитационным. Мы прекрасно понимаем, что, конечно,      
такой механизм массово, по всем выборам, в том числе в органы местного          
самоуправления, работать не будет: это слишком громоздко, так дёргать           
Роскомнадзор не будут, он сам запутается, - а будет это работать                
исключительно на выборах в Государственную Думу, когда это ещё как-то можно     
проконтролировать и обеспечить.                                                 
                                                                                
И вот по этому механизму избирательная комиссия признаёт незаконным некое,      
скажем так, изображение, некий контент, некий видеоролик и требует,             
естественно, его удалить, а чтобы ролик появился, я напомню, он должен быть     
изготовлен за счёт средств соответствующего кандидата или политической          
партии, размещён за счёт средств партии...                                      
                                                                                
Я прошу продлить.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты добавьте.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. ...размещён, повторяю, за счёт средств с наличием                
соответствующего договора. И мы получаем очень интересную картину: миллионы     
пользователей взяли ролик с сайта, захотели распространить, а им говорят,       
мол, нет, ребята, это незаконно, с какой стати вы распространяете               
агитационные материалы? Вы, господин Иванов, Петров, Сидоров, давайте-ка        
договор по каждой странице, давайте договор с КПРФ о том, что вы                
распространяете их контент, пускай безвозмездно, но в любом случае давайте      
показывайте, а если не показываете, то мы вашу страницу можем заблокировать в   
принципе. Я, конечно, сомневаюсь, что технически это можно будет осуществить,   
но, если захотеть, наиболее, скажем так, выдающихся распространителей           
(блогеров, как мы их называем) можно будет легко подрезать, зарезать. Нет у     
вас такого договора? Ну тогда Роскомнадзор вас в течение суток заблокирует, а   
потом, если вы удалите, мы, может быть, ваш ресурс включим (после выборов       
чаще всего это происходит, потому что ещё будут задержки, накладки и тому       
подобное). Вот такие "честные" правила! А если, не дай бог, вы это не           
удалите, мы вас оштрафуем. Сейчас, кстати, повысили штрафы в 10 раз: вот        
разместило незаконно физическое лицо - пожалуйста, 50 тысяч, вернее, от 5 до    
20 тысяч рублей для первого раза, должностное лицо - от 30 до 50 тысяч,         
юридическое - от 100 до 500 тысяч рублей. Пожалуйста, хотите - размещайте, и    
вы будете оштрафованы. Я абсолютно убеждён, что до этого может дойти.           
                                                                                
Что будет с теми сетями, с теми каналами, с теми СМИ, которые будут размещать   
вашу информацию, если они не подчинятся? Ну, для этого есть соответствующий     
закон, который мы с вами тоже сегодня приняли, под пунктом 21: для них будет    
соответствующий штраф - на первый раз для юридического лица от 1 до             
4 миллионов рублей, ну а на второй уже до 8 миллионов рублей, то же самое       
касается физических лиц, то же самое касается должностных лиц.                  
                                                                                
Ну, то есть, что бы ты ни сделал, любым способом коснулся вот этой              
избирательной кампании, прикоснулся к этому контенту - получи предупреждение    
от избирательной комиссии, будь добр, а потом и соответствующий штраф.          
Понятно, что это опять будет применяться избирательно, потому что всех не       
оштрафуешь, да это и вызовет массовое недовольство, если вы начнёте             
штрафовать миллионы пользователей сетей, которые распространяют контент, но     
по наиболее активным, наиболее принципиальным, с наибольшим числом              
подписчиков планомерно будут отрабатывать. Ну а многие просто будут             
остерегаться под угрозой подобных штрафов, повторяю, миллионных штрафов         
что-либо размещать в информационной сети Интернет.                              
                                                                                
Вот пытаются взять под полный контроль сеть Интернет - единственную свободную   
сеть, которая позволяет сегодня обмениваться информацией, которая позволяет     
гражданам делать выбор, которой граждане доверяют в отличие от официальных      
СМИ и официальных каналов, в том числе телеканалов, популярность которых        
падает, и поэтому надо запретить, надо ограничить, надо наказать,               
оштрафовать! Ну хорошо ещё, что уголовную ответственность не вводят, но есть    
ещё несколько дней до Нового года, и, учитывая практику, в принципе у           
господина Вяткина может быть вот такой лайфхак: ввести уголовную                
ответственность за распространение в сети Интернет информации, которая          
нарушает избирательное законодательство.                                        
                                                                                
Мы будем голосовать категорически против обоих законопроектов.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Свинцов Андрей Николаевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
Подготовиться Сергею Михайловичу Боярскому.                                     
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Уважаемые коллеги, да, оба законопроекта - это путь в обратном    
направлении. Мы с утра принимали законы якобы в защиту свободы слова, свободы   
информации, а то, что мы принимаем сейчас, - мы, ЛДПР, также будем голосовать   
категорически против - это, конечно, обратное движение, в том числе и на        
машине времени, то есть сейчас, как в начале - середине той самой предвоенной   
обстановки, когда за всё можно было понести наказание, в том числе уголовное,   
а некоторых даже расстреливали. Это вот движение в таком направлении.           
                                                                                
Вот представьте, Владимир Вольфович Жириновский - лидер нашей партии уже 31     
год, и за это время, за 31 год, наверное, точно есть миллиард упоминаний в      
Сети о партии, о лидере, и в основном это положительные упоминания, за ЛДПР,    
то есть если за ЛДПР - это уже всё, это уже агитация. Миллиард сообщений в      
Сети! Я думаю, что 90 процентов населения нашей страны в любом случае где-то,   
на каком-то своём ресурсе что-то размещали об ЛДПР, и это всё в принципе        
агитация. Это всё агитация: за ЛДПР - агитация, если кто-то сфотографировался   
с Жириновским - это агитация, потому что он кандидат в президенты, кандидат в   
депутаты, возглавляет список, если кто-то сфотографировался когда-то в майке,   
где написано "Голосуй за Жириновского" или "Голосуй за ЛДПР", - это уже         
агитация. И все социальные сети у всех наших граждан по всей стране наполнены   
этим контентом - мы что, заблокируем всё? Это невозможно! А если кто-то         
действительно по доброте душевной снимает на свой телефон на митинге, на        
встрече со своим любимым кандидатом видео и размещает его у себя в прямом       
эфире в сториз в "Инстаграме" или в "Фейсбуке", а там, допустим, кандидат в     
депутаты говорит: "Я призываю голосовать за ЛДПР", - получается, этот человек   
по вашему закону уже преступил закон и его можно оштрафовать. А если аккаунт,   
я так понимаю, или сайт оформлен на юридическое лицо, то будет штраф в          
размере до 500 тысяч рублей. То есть человек просто из добрых побуждений        
снимает митинг, фотографируется, делает селфи, размещает какие-то посты, он,    
может быть, вообще далёк от политики, ему просто понравилось выступление того   
или иного депутата, а это выступление, естественно, проходит в рамках           
предвыборной кампании, оно активное, оно может, так сказать, иметь разный       
смысл - и человек, обычный гражданин даже не знает, агитационный это ролик      
или это просто выступление с трибуны!                                           
                                                                                
Вот все наши выступления с трибуны Государственной Думы - это всё агитация,     
призыв голосовать за ЛДПР, и мы этого не скрываем, и если кто-то в нашей        
стране или за рубежом разместит наши выступления, выступление любого из наших   
депутатов, от ЛДПР, - это всё уже незаконно. Как вы будете всё это              
блокировать?                                                                    
                                                                                
Мы будем голосовать категорически против.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боярский Сергей Михайлович, пожалуйста.                                         
                                                                                
БОЯРСКИЙ С. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень                
эмоциональное обсуждение. Вы все здесь опытные люди, понимаете, что впереди у   
нас трудный электоральный цикл, и я задаюсь вопросом: у нас нет вообще          
никаких правил игры в Интернете в части агитации - они нам нужны или нет,       
каждому из вас? Нам что, нужна борьба фейков, компроматов, высосанных из        
пальцев оскорблений в пабликах, в мессенджерах, в социальных сетях? Мы          
прекрасно понимаем, как туда эта информация попадает. Вы сейчас говорите о      
миллионах восторженных граждан, которые будут размещать фотографии с            
кандидатами, - о чём вы говорите?! А я сейчас говорю о ботах, а я сейчас        
говорю о группах, которые будут продавать своё место там для контрагитации      
или агитации.                                                                   
                                                                                
Теперь по поводу издержек. Вы напечатали тираж, избирком признал его            
незаконным - что будет с тиражом? Он весь будет изъят, не одна газета, не       
две, а весь - и вы потратили деньги впустую. Здесь вас никто не будет сразу     
штрафовать или блокировать - устраните замечания, уберите, пожалуйста, только   
то, что избирательная комиссия посчитает неправомочным, и вопрос снят.          
                                                                                
Мы вчера подробнейшим образом и с ЦИК, и с Роскомнадзором, и с                  
представителями фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", ЛДПР обсуждали этот вопрос.      
Вот, к примеру, спросили: как вы заблокируете "Инстаграм"? Я привёл             
контраргумент: попробуйте сейчас выложить в "Инстаграм" любой ролик с           
популярной музыкой - заблокируют в течение нескольких минут, уберут доступ      
только к этому контенту. Почему? Потому что это их правила. От нас социальные   
сети - и "Твиттер", и "Фейсбук" - ждут правил игры про наши выборы, а их до     
сих пор нет. Ну это абсурд! Мы огромная страна, пронизанная Интернетом, и мы    
до сих пор не объявили, какие у нас правила игры про выборы. Они их примут,     
поверьте мне, никто не будет ждать никаких блокировок и санкций!                
                                                                                
Я согласен, что, наверное, нужно будет разъяснять и пользователям, и нашим      
сторонникам, и нашим противникам, как это всё будет работать. И вот сейчас      
текст, естественно, не может быть финальным и идеальным, но я уверен, что       
самое время принимать этот законопроект в первом чтении, и всех приглашаю к     
его доработке ко второму чтению.                                                
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая хочет честных, прозрачных выборов,             
одинаковых правил игры и в офлайне, и в онлайне для всех партий, для всех       
кандидатов, будет поддерживать этот законопроект в первом чтении.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, прежде чем предоставить слово для заключительного выступления, нам     
нужно определиться с нашим порядком работы на сегодня. Нам сегодня нужно        
рассмотреть как минимум законопроекты по 53-й пункт включительно и проект       
постановления, с тем чтобы завтра мы могли завершить работу до 13 часов, я      
так сказал бы, в противном случае у нас завтра будут большие проблемы. Нет      
возражений, коллеги? Хорошо, договорились.                                      
                                                                                
Заключительное слово - Ольга Викторовна Савастьянова.                           
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Позвольте по     
итогам дискуссии, во-первых, всех поблагодарить за те предложения, которые      
были высказаны, и, во-вторых, отметить несколько моментов.                      
                                                                                
Первое. Данный законопроект был в рассылке 30 дней, и ни одного предложения     
со стороны фракций, представители которых сегодня выступали, мы по данному      
законопроекту не получили. То есть спешки никакой не было, данный               
законопроект был внесён в соответствии с Регламентом, и его можно было          
отработать.                                                                     
                                                                                
Второе. Вчера мы с вами ездили на одних машинах, сегодня ездим на других, у     
которых существенным образом поменялись технические характеристики, - давайте   
ставить вопрос, что они не будут подчиняться общим правилам дорожного           
движения? Или у нас есть государственные медицинские учреждения, сейчас         
появились частные, которые во многом отличаются, - давайте позволим им          
работать не в соответствии с федеральным законодательством? Коллеги, ну мы не   
можем в ситуации проведения избирательной кампании допускать, чтобы часть       
страны жила по одним правилам, а вторая часть - почему-то совершенно по         
другим! Мы поэтому и говорим: единый подход, единые требования с учётом         
особенностей и специфики того, как эта работа выстроена в Интернете.            
                                                                                
Третье. Коллеги, где вы всё, что здесь сказали, в данном законе увидели? Я      
сказала две ключевые фразы. Во-первых, он никаким образом не меняет 67-й        
федеральный закон, который касается непосредственно порядка подготовки          
агитационных материалов и их размещения. И во-вторых, вот, Алексей              
Владимирович, вы говорите "я" - хорошо, давайте будем разбираться, в каком      
качестве "я". Но ведь эти требования, которые установлены, они касаются кого?   
Кандидатов избирательных объединений. При чём здесь всё, чем вы так сегодня     
пугаете?                                                                        
                                                                                
Коллеги, предложение: давайте внимательно посмотрим этот закон, замечания и     
предложения будем высказывать по этому закону, по тем нормам, которые там       
прописаны, а не говорить о том, что нам кажется. И если вы считаете, что в      
этом есть необходимость, мы ждём ваши поправки, потому что, ещё раз обращаю     
внимание, сегодня речь идёт о концепции законопроекта.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Гаврилович, будете выступать? Нет.                                      
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию.                         
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных     
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и           
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите         
информации", 39-й вопрос.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7 %                                    
Проголосовало против           79 чел.17,6 %                                    
Воздержалось                    5 чел.1,1 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в    
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 40-й          
вопрос.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.67,1 %                                    
Проголосовало против           92 чел.20,4 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.