Заседание № 333
О проекте федерального закона № 1058353-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 13-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Пожалуйста, Максим Георгиевич Кудрявцев. КУДРЯВЦЕВ М. Г. Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Законопроект к рассмотрению в третьем чтении подготовлен, все экспертизы проведены. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие по мотивам выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 13 нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 40 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 332
О проекте федерального закона № 1058353-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи; принят в первом чтении 9 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
30-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Докладывает Максим Георгиевич Кудрявцев. Пожалуйста. КУДРЯВЦЕВ М. Г. Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Законопроект подготовлен комитетом для работы во втором чтении. К законопроекту поступило восемь поправок, все они рекомендованы комитетом к принятию и отражают те замечания, которые были высказаны в заключении комитета при подготовке законопроекта для рассмотрения в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 59 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 22 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. КУДРЯВЦЕВ М. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу включить рассмотрение данного законопроекта в третьем чтении в проект порядка работы на завтра, на среду, 23 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 329
О проекте федерального закона № 1058353-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 40, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи". Максим Георгиевич Кудрявцев, пожалуйста. КУДРЯВЦЕВ М. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Автором данного законопроекта является ваш покорный слуга. Изменения предлагаются сразу в несколько статей Федерального закона "О связи". Кратко расскажу, в чём их суть. Во-первых, законопроектом уточняется порядок заключения, внесения изменений и прекращения договора об оказании услуг связи. В этом году мы все столкнулись с событием, которое бывает раз в сто лет, речь идёт о пандемии, и очень важно на этом этапе, чтобы у граждан России была возможность дистанционно заключать договоры об оказании услуг связи и лишний раз не ходить в офис. Что предлагается сделать? На портале государственных услуг, который многие используют, необходимо пройти процедуру идентификации и аутентификации: внести свои персональные данные, получить доступ, потом сходить в удостоверяющий центр (это либо многофункциональный центр, либо структура МВД) и получить простую электронно-цифровую подпись либо квалифицированную электронно-цифровую подпись. Наличие этой подписи позволит, в случае принятия закона, заключать договоры дистанционно. Есть одна технологическая особенность: если у вас простая электронно-цифровая подпись, то нужна ещё одна степень аутентификации - биометрия, то есть оператор должен будет сличить ваши персональные биометрические данные. Сегодня технологически это можно сделать двумя способами: с помощью Face ID, по чертам лица, либо по голосу, хотя вообще технологически это можно делать ещё по сетчатке глаза и по отпечаткам пальцев, то есть много таких параметров. И когда оператор связи установит, что вы - это вы, он эти действия может произвести: заключить договор, внести в него изменения либо прекратить его действие. Как пример могу привести работу с eSIM-картой. В стандартных телефонах стоит SIM-карта - это микросхема, напылённая на подложку, а в современных мобильных устройствах эта карта уже встроена. Так вот, если у вас eSIM-карта, то в случае принятия закона вы сможете, не выходя из дома, сменить мобильного оператора с сохранением номера. Второй блок вопросов законопроекта касается идентификатора пользовательского оборудования. Когда на заводе изготавливается мобильное устройство, будь то мобильный телефон, либо планшет, либо какое-то иное устройство, в его микросхеме прошивается индивидуальный номер - в международной классификации он называется "IMEI", в законопроекте я, как автор, предлагаю термин "идентификатор пользовательского оборудования", - и, когда вы разговариваете по сотовому телефону, коммутатор мобильного оператора видит, что в этот момент вещает именно телефон с таким номером, с такой SIM-картой и с таким IMEI. На портале государственных услуг указываются ваши персональные данные: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, прописка, данные об автомобиле - это, по сути, цифровой электронный паспорт гражданина, только он содержит больше информации, чем обыкновенный паспорт. Я, как автор, предлагаю добавить ещё одно поле (номер телефона там уже есть) - код IMEI. В случае потери телефона либо его утраты гражданин будет иметь право обратиться к регулятору, Роскомнадзору, с требованием заблокировать телефон. В случае принятия данного закона, по моему мнению, в краже телефонов не будет никакого смысла: как только телефон появится в сети, оператор мобильной связи по каналам связи передаст информацию Роскомнадзору, и будет чётко видно, в какой базовой станции он в это время работает. И третий блок вопросов, которые я предлагаю вашему вниманию, касается использования серых SIM-карт. Мы по сей день сталкиваемся с ситуациями, когда в местах массового скопления людей, в переходах метро, на рынках, в торговых центрах, карты всех операторов раздаются абсолютно бесплатно. К чему это может привести - предельно понятно: с таких номеров производят звонки о ложном минировании, ну, наверное, каждый из сидящих в этом зале в той или иной степени сталкивался с мошенничеством, связанным с банковскими картами, именно по таким схемам распространяются наркотические средства, идут террористические угрозы и так далее. Как правило, этим грешат, виноваты в использовании серых SIM-карт юридические лица и индивидуальные предприниматели. Как это происходит? Небольшая компания берёт диапазон, скажем, в тысячу номеров, а реально там десять сотрудников, и потом эти номера спокойно растворяются на чёрном, сером рынке. В связи с этим в законопроекте предусматривается установление процедуры идентификации пользователей корпоративной мобильной связи. Как это будет работать? Если юридическое лицо впервые подключается, заключает договор об оказании услуг мобильной связи, то на портале государственных услуг в разделе "Юридические лица" необходимо будет ввести диапазон необходимых номеров согласно правилам оказания услуг связи, после этого оператор проверяет соответствие внесённых данных о пользователях и заключается договор. А тем компаниям, которые уже давно работают на рынке... Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его опубликования, и ещё 180 дней будет предоставлено для того, чтобы в соответствии с правилами оказания услуг эти юридические лица внесли данные. И с вашего позволения, поскольку я являюсь представителем комитета, также скажу по заключению комитета. Комитет законопроект поддерживает, но есть замечания, несколько замечаний приведу. Что касается термина "идентификатор пользовательского оборудования" - есть вопросы по терминологии, надо привести её в соответствие с действующим законодательством, в частности с Федеральным законом "О связи". В законопроекте также указывается оконечное оборудование, когда у юридического лица на том конце провода не человек, а какое-то техническое устройство - автоматический шлагбаум или камера ГИБДД. Этот момент тоже надо более подробно проработать. И по простой электронно-цифровой подписи. Если у вас простая электронно-цифровая подпись и вы хотите заключить договор с оператором, то потребуется второй уровень защиты - как я уже обозначил, это биометрия. То есть оператор мобильной связи обязан сличить ваши биометрические данные с биометрическими данными, которые находятся в государственной базе. Так вот на сегодняшний день у операторов мобильной связи такого права нет. Это будет предметом работы ко второму чтению в случае принятия законопроекта в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы есть? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 17 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принимается единогласно.