Заседание № 58
06.07.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 105805-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части снижения документационной нагрузки на педагогических работников).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2985 по 3215 из 5344
Переходим к рассмотрению 15-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", третье чтение. Доклад Ольги Михайловны Казаковой. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект о снижении документационной нагрузки на педагогов подготовлен к принятию в третьем чтении. Все необходимые процедуры по законопроекту проведены. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы высказаться по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи. Коллеги, конечно, в соответствии с Регламентом - по одному от фракции, по-другому и быть не может. Покажите список. Матвеев, Чернышов, Гулин, Казакова, Куринный Алексей Владимирович. Кто от фракции КПРФ? Куринный. Всё. Чернышов Борис Александрович, пожалуйста. Подготовиться Гулину Максиму Алексеевичу. Затем Казакова и Куринный Алексей Владимирович. ЧЕРНЫШОВ Б. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, это один из самых важных законопроектов, это законопроект, о котором говорили многие политические партии в своих программных позициях, это вопрос, связанный с дебюрократизацией образования. Да, те законодательные решения, которые есть в законопроекте, действительно значимые, но на самом деле по факту будет ли реализован данный закон? Будет ли директор отказываться от просьб к классным руководителям, учителям заполнить тот или иной отчёт? Будет ли меньше в школу приходить запросов из разных федеральных органов исполнительной власти, из региональных структур образования, из военкоматов, из ГИБДД? На одном из заседаний Государственной Думы я уже приводил пример: сейчас каждой школе приходится сдавать порядка 500 отчётов в год. Да, законопроектом мы решаем многие вопросы, однако кто будет решать задачи и реализовывать решения, которые так или иначе обозначаются для учителей? Ответ-то: никто! Они будут продолжать исполнять свои обязанности, будут реализовывать себя как бюрократы, а для процесса образования, к сожалению, решений не так уж и много. И самое важное из того, о чём мы говорим, - главное, чтобы всё это не переходило из бумажного вида в электронный и там навсегда не оставалось. В прошлом созыве мы с вами обсуждали законопроект о контингенте обучающихся - тогда Государственная Дума приняла закон, однако он не был подписан. Ведь когда создаётся любая электронная система, в которой фигурирует огромное количество персональных данных, не всегда связанных с системой обучения, которые не всегда помогают при реализации образовательного процесса, для многих родителей, да и для самих учеников всё это не всегда приемлемо. Безусловно, данный законопроект, данные решения фракция ЛДПР поддержит. Однако мы не должны останавливаться на этом, мы должны идти вперёд. Мы уже обсуждали возможность введения в школах должности педагога-организатора, в некоторых образовательных учреждениях это реализовано, особенно в крупных образовательных комплексах, однако не везде. Вместе с тем мы должны идти вперёд и дебюрократизировать обучение, дебюрократизировать образование. Быть учителем - это призвание, а не выполнение тех функций, которые, к сожалению, оставляет бюрократическая система в сфере школьного и дополнительного образования. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович. Пожалуйста, Гулин Максим Алексеевич, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Подготовиться Казаковой. ГУЛИН М. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом и во втором чтениях. Действительно, имеется уже многолетняя история решения этого вопроса, то есть к нему подступались, подступались... В рамках региональных недель я проводил "круглые столы" с педагогами, с директорами школ, с завучами - все, как один, конечно, всегда говорят про эту проблему, которая у нас существует. И здесь, конечно, надо отдать должное Министерству просвещения, Рособрнадзору: они сократили перечень до четырёх обязательных документов, которые школы, педагоги должны заполнять. Но этого всё равно недостаточно - учителя всё равно говорят, что проблема не ушла, никуда не исчезла. И мы этим законопроектом действительно подступаем сейчас к решению этой проблемы. Коллеги, хотел бы ещё отметить, что в первом чтении законопроект действительно вызвал такую бурную реакцию в зале, обсуждение, но дальше в комитет поправок поступило немного. Давайте, если мы здесь критикуем, в комитет тоже свои поправки предлагать по решению конкретно этой проблемы. Мы, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ", свои поправки предложили, они были учтены. Мы, конечно, этот законопроект поддерживаем. Этот закон ожидаем, видно, что учителя его ждут, но нам нужно продолжать над этим работу и в других комитетах, потому что снятие бюрократической нагрузки с учителей - это работа не только Комитета по просвещению, запросы поступают не только от Министерства просвещения и Рособрнадзора. Поэтому, коллеги, вас всех также приглашаю к этой работе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Казакова Ольга Михайловна. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В первую очередь хочу поблагодарить всех, кто голосовал за законопроект в первом и во втором чтениях, а это абсолютное большинство депутатов. Действительно, этот законопроект не такой простой и в исполнении, и в подходах к нему. Действительно, к этой теме шли долго: ещё в 2015 году наш президент поручил правительству решить этот вопрос, было много подходов к теме, были рекомендательные письма, шло обсуждение на общественных площадках, проводились профессиональные форумы, мы с вами это обсуждали во время нашей работы в регионах. Так почему вопрос не удавалось решить? Потому что на образовательных организациях лежит, безусловно, высочайшая ответственность - за образование, за воспитание, за безопасность наших детей, и понятно, что некоторые вопросы все боятся решить, отказавшись от какой-то документальной нагрузки. И, коллеги, все сегодня нарезают задачи учителю - от муниципальной и региональной власти до общественных организаций. Я вам, кстати, скажу, что наши учителя - добрые люди, они отвечают на запросы и общественных организаций, и это тоже плодит вал документов. И это даже не ежемесячный, не еженедельный отчёт на бумаге, иногда ежедневно на стол директору... утром у директора появляется до 50 документов, которые необходимо заполнить. Безусловно, это всё отвлекает от профильной работы! Также невозможно было решить эту проблему, пока не было ответственного за эту работу, - абсолютно согласна с нашими коллегами, которые поднимали этот вопрос. Сегодня, принимая этот закон, мы с вами как раз определяем ответственного за эту работу - это Министерство просвещения Российской Федерации, которое не просто свой перечень утверждает, но и контролирует, регулирует те перечни, которые будут создавать регионы, - если им необходимо что-то запросить у учителя, они теперь должны согласовывать это с Министерством просвещения. Уважаемые коллеги, сейчас предыдущие выступавшие сказали, что работа только начинается, - это действительно так: в законодательном поле мы вопрос решаем, а дальше встаёт вопрос депутатского контроля. Я всех приглашаю к этой работе с 1 сентября, и я очень прошу вас, коллеги, на региональных неделях включить мониторинг у себя в регионах. Мы в Комитете по просвещению возьмём это на себя, ведь особенно первый год важен, чтобы не получилось так, что сначала нагрузка снизится (а она, безусловно, снизится), а потом найдутся лазейки, найдутся желающие опять эту папку сделать такой же огромной, как в примерах, которые мы приводили в первом чтении. И это зависит от нас с вами: если мы возьмём это на чёткий депутатский контроль, то, я уверена, мы с этой задачей справимся. Сегодня мы даём педагогам надежду на то, что всё-таки этот вопрос будет решён, и эту надежду мы просто обязаны оправдать. Всех приглашаю к этой работе начиная уже с 1 сентября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Ну, я, наверное, продолжу выступление Ольги Михайловны в отношении надежды, которую мы действительно даём данным законом. Основная его цель - дать учителю больше времени, чтобы он занимался непосредственно своей деятельностью: учил, воспитывал (я напомню, сегодня одной из целей нашего образования является воспитание), ну и, естественно, меньше отвлекался на заполнение разного рода бумаг (эту проблему мы пытаемся решить законопроектом), на околополитические мероприятия, включая праймериз "ЕДИНОЙ РОССИИ" (я вчера предлагал запретить использовать для этого учителей), на аттестации, на аккредитации и на многочисленные другие чиновничьи сложные процедуры. А теперь, собственно, к вопросу о том, заработает закон или не заработает. Прежде всего, мы хотели остановиться на некоем перечне, который закрепляет Министерство просвещения, сверх которого нельзя будет ничего требовать с учителя, но на самом деле не получилось. Вчера была внесена поправка, если кто не заметил, что органы государственной власти, ответственные за образование в субъектах, имеют право дополнить этот список своими новыми положениями. Но самое главное даже не это, не этот список, который худо-бедно, может быть, кто-то создаст, а ответ на вопрос: что будет, если кто-то из чиновников, начиная с директора и заканчивая начальником управления или министром образования, захочет запросить больше? Вот министру пришло какое-нибудь очередное указание из федерального центра, и он сказал, что надо срочно собрать информацию, которая в списке не находится, это всё пошло учителям. Что будет министру, который издал такой приказ? Ну, вы можете сказать, что учителя могут отказаться и, может быть, им за это ничего не будет, хотя на самом деле, безусловно, что-то будет. Ответственность, которую я вчера предлагал ввести за попытку нагрузить учителей тем, что они делать не должны, к сожалению, палата отвергла. А без ответственности, без возможности привлечения к ответственности вот этих самых чиновников, естественно, этот законопроект во многом станет надеждой, о которой сказала Ольга Михайловна, он станет неким реверансом в пользу учителей, в пользу обозначения их сложностей, но не решением проблем, о которых мы говорим. Наша фракция проголосует за. Пускай это, на наш взгляд, неуверенный первый шажок, но, может быть, где-то на каких-то радивых, скажем так, управленцев он подействует. Хотя у меня есть большие сомнения в этой части, потому что, ещё раз скажу, сегодня есть огромное количество документов, огромное число задач, но, к сожалению, единственными исполнителями зачастую являются учителя, они являются тем последим звеном, куда все эти указания стекаются и откуда эта информация потом поднимается. И я очень сильно сомневаюсь, что кто-то из них сегодня начнёт сопротивляться, начнёт качать права, тем более что это не принято, к сожалению, пока в педагогическом сообществе - требовать к себе уважительного отношения. Но хотя бы какие-то, скажем так, правовые основания для этого мы с вами сегодня даём нашей педагогической общественности. И здесь поддержу Ольгу Михайловну в части того, что депутаты должны участвовать в контроле, должны участвовать в проверке, так это или не так, иначе этот закон просто не заработает. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект, 15-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 45 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 57
05.07.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 105805-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части снижения документационной нагрузки на педагогических работников).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4718 по 5002 из 10402
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Ольга Михайловна Казакова. КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 9 июня. К законопроекту поступило семь поправок, они сформированы в две таблицы: рекомендованных к принятию и к отклонению. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Правовое управление замечаний к данному законопроекту не высказали. Просим поддержать комитет и принять данные таблицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 57 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И Алимова? Ольга Николаевна, извините. Тогда включите режим записи на вопросы. Покажите список. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Я прошу поставить поправку 1 на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 1. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Поправка 3. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный - поправка 3. И Матвеев Михаил Николаевич... Нет, снял. Вы не автор, Михаил Николаевич, поэтому. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 1 и 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 11 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принимается. Поправка 1. Ольга Николаевна Алимова, пожалуйста. АЛИМОВА О. Н. Речь идёт о пункте 2, который я предлагаю исключить, ибо здесь написано: "Образовательная организация вправе применять в своей деятельности электронный документооборот... без дублирования на бумажном носителе". При этом речь идёт о том, что "при создании электронных документов применяются единые требования к составу и форматам электронных документов, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации". Почему всё-таки возникло доверие к хранению на бумаге? Потому что есть масса документов, которые сохраняются уже несколько сот лет, а вот на цифровых носителях - всего лишь, ну, несколько лет, ну пусть даже несколько десятков лет, и мы не можем знать, сохранятся ли они на какой-то длительный период, не говоря уже о столетнем периоде. Конечно, в обычной жизни и работе для обмена информацией мы пользуемся и сервисами обмена сообщениями, и электронной почтой, электронным документооборотом, но тем не менее важную информацию гарантированно и с уверенностью доверяем только бумаге. Проектом закона под предлогом снижения нагрузки педагогов фактически вводится запрет на бумажный журнал и бумажный дневник. Для некоторых может показаться: подумаешь, ну не будет дневника и журнала, в который проставляются оценки. Но всё-таки школьные учителя практически лишены способов дисциплинарно-воспитательного воздействия на учеников. Бумажный ученический дневник и учительский журнал в руках опытного педагога являются эффективными и в настоящее время практически единственными дисциплинарно-организующими инструментами для работы с детьми и с родителями. Авторы законопроекта под предлогом снижения документационной нагрузки предлагают уничтожить традиционное крепкое звено, которое может связывать и учителя, и ученика, и его родителей. Профессиональному сообществу очевидно, что вот эта отчётная нагрузка для педагогов создана контролирующим органом и создана искусственно. И у проблемы есть ещё другая сторона. Ведение электронного документооборота предполагает получение согласия на автоматизированную обработку персональных данных от всех участников образовательных отношений, и от обучающихся, и от родителей. И здесь вопрос должен решаться договорённостью, взаимопониманием, а не принуждением. Кроме того, у нас в Государственной Думе на рассмотрении находится правительственный законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты...", которым однозначно предполагается обязательная процедура создания электронных и материальных дубликатов документов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. КАЗАКОВА О. М. Уважаемая Ольга Николаевна, вы начали с того, что даётся право. Действительно, в нашем законопроекте даётся право, а никак не утверждается императивная норма об обязательном электронном документообороте. Наоборот, там, где есть электронный документооборот, он допускается, его не нужно исключать, как раз с целью снижения нагрузки даётся такое право, а там, где считают нужным на бумажном носителе - пожалуйста, на бумажном носителе. Но как раз электронный документооборот призван снизить эту нагрузку. И ещё раз хочу подчеркнуть: он не является обязательным. И то, что вы сейчас говорили о журналах и о дневниках, ну, конечно, это вообще не об этом. Ольга Николаевна, если вы зайдёте сегодня в любую школу, которая находится в вашем округе, и поговорите с педагогами - ну никто их не принуждает. Если есть электронный документооборот - пожалуйста, можете не вести журнал, а можете вести, если вам так удобно. Я вам точно гарантирую, что такого принуждения к этой форме нет, поэтому комитет не считает необходимым данную поправку поддержать - она в таблице поправок, рекомендованных к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 1. Комитет предлагает её не поддерживать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 33 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7 % Результат: не принято Не принимается поправка. По поправке 3 - Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, поправка состоит из двух частей. В первой части говорится о том, что наряду с недопущением возложения на педагогических работников заполнения документации, не предусмотренной специальными списками, которые будут утверждаться в специальном порядке, не допускается возложение на педагогических работников любой работы, связанной с участием в деятельности политических партий и избирательных кампаниях. Я сразу хочу сказать, что речь идёт не об учителях или педагогических работниках - членах комиссий, а именно о тех, кто не является членом комиссии, но кого заставляют так или иначе в этом участвовать. Ну, пример вам приведу: праймериз "ЕДИНОЙ РОССИИ" - классический пример. Если будете говорить, что учителя в этом не участвуют, я вам скажу, что это неправда: у меня есть огромное количество обращений, связанных с тем, что именно через учителей идёт информация, именно через учителей принуждают или просят прийти и проголосовать за того или иного кандидата "ЕДИНОЙ РОССИИ" на праймериз. Я уж не говорю про участие в самой избирательной кампании, в выборах, когда точно так же через эти каналы вышестоящие чиновники требуют привести, обеспечить явку родителей в том или ином классе. Ну, это первая часть, я думаю, она ни у кого сомнений не вызывает. Вторая часть более важная, здесь говорится о том, что должностные лица, которые принуждают учителя заполнять ненужные бумаги, представлять ненужные отчёты, участвовать в деятельности политических партий, - вот эти должностные лица несут соответствующую ответственность, которая должна быть предусмотрена административным кодексом. В противном случае, если ответственности не будет, весь этот законопроект будет таким вот, скажем так, пустым достаточно. Будет приказывать вышестоящий чиновник директору, директор учителю, учитель будет выполнять. А если ответственности нет, вы сами прекрасно представляете, что, естественно, и никакого порядка не будет, всё останется по-прежнему, хотя на бумаге будет закреплено, что учитель не должен что-то там заполнять, не должен в чём-то участвовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Алексей Владимирович, вы разложили свой вопрос на две части, я тогда отвечу, начиная с финальной, где об ответственности. Ответственность мы как раз закрепили, когда обязали Министерство просвещения Российской Федерации создать перечень - открытый, постоянный и обоснованный, а также наделили органы региональной власти полномочиями, чтобы создать такой перечень, определить этот перечень, согласовать с Министерством просвещения и чётко ему следовать. Это первое, то, что касается ответственности чиновников, о чём вы говорили. И к началу вашего вопроса. Прежде всего, по сути то, что вы предложили, при том, как вы это сформулировали, напоминает поражение людей в правах по профессиональному признаку. Как мы с вами вообще можем ответственно об этом говорить, зная, что, как только начинают поражать людей в правах по любому признаку (в данном случае вы предлагаете по профессиональному)... Кто-то это делал, какие-то государства начинали это делать по расовому, по национальному признаку - к чему это приводило? Ну вы что?! Как мы можем вообще говорить, что вот все имеют на это право, а педагоги теперь у нас не будут иметь на это права? Это просто однозначно недопустимо. А что касается формирования избирательных комиссий, правильно вы говорите, что каждая партия направляет туда своих представителей, - назовите мне хотя бы один регион или политическую партию, которые не направляют в избирательные комиссии учителей. Разве зависит от этого, от принадлежности к профессии? Потом, вы, предлагая свою поправку и задавая вопрос, разделяете педагогов на тех, кто участвует в деятельности избирательных комиссий, и тех, кто не участвует, но при этом в поправке вы никак это не определяете, там речь идёт о всех педагогах. Вот по этой норме тоже не проходит ваша поправка. И, возвращаясь к процедуре праймериз, раз уж вы привели это как пример, хочу сказать, что это вообще по сути абсолютно некорректно, потому что эта процедура является дополнительными выборами, и мы, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", даём выбор гражданскому обществу, а вы говорите, что теперь педагоги не смогут принимать участие в этой процедуре. Вообще недопустимо! Это первое. И второе. Знаете, чтобы говорить о процедуре праймериз, нужно хотя бы один раз её пройти. Вот мои коллеги, которые проходили эту процедуру, знают, какая это открытая процедура. И партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" осознанно на это идёт, давая людям самим выбрать и определить кандидата. Мы практически идём на двойные выборы - два раза выходим к людям со своими программами, с открытым лицом и рассказываем, почему нужно определить того или иного кандидата, а не кулуарно делаем это. Коллеги, это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 3. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 03 сек.) Проголосовало за 81 чел.18,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 81 чел. Не голосовало 369 чел.82,0 % Результат: не принято Поправка не принимается. Все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 27 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 13 чел.2,9 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, на трибуне включите микрофон. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект готов к принятию в третьем чтении. Мы просим внести его в повестку на завтра, на 6-е число. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Прошу учесть.