Заседание № 171

12.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1057404-6 "О внесении изменения в статью 8-1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в части признания граждан жертвами политических репрессий в случае невозможности проведения проверки материалов уголовных и административных дел; принят в первом чтении 10 апреля 2018 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1813 по 1873 из 5574
Рассматривается 18-й вопрос - законопроект, принятый в первом чтении и          
предлагаемый к отклонению. О проекте федерального закона "О внесении            
изменения в статью 8-1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв        
политических репрессий". Докладывает Михаил Борисович Терентьев.                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект       
федерального закона был принят Государственной Думой в первом чтении 10         
апреля 2018 года. В законопроекте предлагается новый механизм проверки          
материалов уголовных и административных дел для признания лиц подвергшимися     
политическим репрессиям и подлежащими реабилитации: органы прокуратуры          
наделяются полномочиями по организации внесудебной процедуры признания          
достоверности документов заявителей с привлечением по их поручению органов      
государственной безопасности и органов внутренних дел в случае утраты           
документов или неполучения документов от соответствующих органов иностранных    
государств.                                                                     
                                                                                
После принятия законопроекта в первом чтении была создана рабочая группа под    
руководством заместителя Председателя Государственной Думы Тимофеевой Ольги     
Викторовны для обсуждения поправок депутатов и особого мнения прокуратуры. В    
состав данной рабочей группы также вошли представители МВД, ФСБ и Минюста.      
Рабочая группа пришла к выводу, что появление данного законопроекта было        
связано с массовым поступлением обращений от жителей Крыма по вопросам          
реабилитации после воссоединения с Россией, что привело к нарушению сроков      
рассмотрения обращений. На заседании рабочей группы была представлена           
дополнительная информация, согласно которой сократилось в несколько раз в       
2017 году по сравнению с периодом 2014-2016 годов число обращений по вопросам   
реабилитации жертв политических репрессий. В настоящее время органы             
прокуратуры и внутренних дел рассматривают поступающие обращения по вопросам    
реабилитации жертв политических репрессий в основном в установленные сроки;     
МВД России в рамках межгосударственных соглашений отлажен механизм              
взаимодействия с уполномоченными органами стран СНГ по вопросам                 
предоставления необходимых документов. В то же время в соответствии со          
статьями 7 и 8 действующей редакции закона предполагается и обжалование в       
суд, конечно же.                                                                
                                                                                
В связи с этим комитет пришёл к выводу, что законопроект утратил свою           
актуальность, и рекомендует Государственной Думе отклонить принятый в первом    
чтении законопроект. Просим поддержать.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Борисович.                                
                                                                                
Полномочные представители президента и правительства? Нет. По мотивам от        
фракций есть желающие выступить? Нет.                                           
                                                                                
Ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона?   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.71,6 %                                    
Проголосовало против           18 чел.4,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    341 чел.                                          
Не голосовало                 109 чел.24,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Проект федерального закона отклоняется.                                         

Заседание № 109

10.04.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1057404-6 "О внесении изменения в статью 8-1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в части установления порядка признания граждан жертвами политических репрессий в случае невозможности проведения проверки материалов уголовных и административных дел).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4412 по 4437 из 8224
 32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8-1     
Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".      
Докладывает Виктор Петрович Водолацкий.                                         
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагается рассмотреть проект     
федерального закона "О внесении изменения в статью 8-1 Закона Российской        
Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", который разработан в   
связи с возникающими сложностями при принятии решений о признании лиц           
подвергшимися политическим репрессиям.                                          
                                                                                
 В настоящее время такие решения должны приниматься на основании проверки       
материалов уголовных и административных дел. Вместе с тем участились случаи,    
когда при необходимости получения информации из зарубежных государств           
уполномоченные органы этих государств представляют материалы в сроки, не        
позволяющие соблюсти требования... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
 Председательствующий. Виктор Петрович, присядьте на своё рабочее место и       
продолжите доклад с места.                                                      
                                                                                
 Я прошу техников посмотреть, что происходит.                                   
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемые коллеги...                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Петрович, подождите.                               
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4522 по 4851 из 8224
Продолжаем рассмотрение 32-го вопроса. Насколько я знаю, докладчик Виктор       
Петрович Водолацкий не смог реализовать своё право - техника забарахлила.       
                                                                                
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8-1      
Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".      
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Петрович.                                                    
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Буду         
говорить тише, чтобы аппаратура работала нормально. Проект федерального         
закона "О внесении изменения в статью 8-1 Закона Российской Федерации "О        
реабилитации жертв политических репрессий" разработан в связи с возникающими    
сложностями при принятии решений о признании лиц подвергшимися политическим     
репрессиям. В настоящее время такие решения должны приниматься на основании     
проверки материалов уголовных и административных дел. Вместе с тем участились   
случаи, когда при необходимости получения информации из зарубежных государств   
уполномоченные органы этих государств представляют материалы в сроки, не        
позволяющие соблюсти требования законодательства Российской Федерации, либо     
не представляют вовсе.                                                          
                                                                                
В связи с этим проектом федерального закона предлагается установить, что в      
случае невозможности получения материалов уголовных и административных дел в    
связи с их утратой либо в случае неполучения в течение шести месяцев            
необходимых сведений от уполномоченных органов иностранного государства         
заинтересованные лица или общественные организации могут обратиться в органы    
прокуратуры с заявлением о признании подвергшимися политическим репрессиям и    
подлежащими реабилитации детей, находившихся вместе с репрессированными по      
политическим мотивам родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке,    
на спецпоселении, а также о признании пострадавшими от политических репрессий   
детей, супругов, родителей репрессированных лиц, расстрелянных или умерших в    
местах лишения свободы и реабилитированных посмертно, и самостоятельно          
представить подтверждающие материалы. Органы прокуратуры с привлечением по их   
поручению органов государственной безопасности и органов внутренних дел         
проверяют представленные материалы, составляют заключения и выдают справки о    
признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими               
реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий.                      
                                                                                
Данное регулирование, с одной стороны, предоставит гражданам дополнительный     
механизм реализации своих прав в рамках закона, с другой стороны, позволит      
избежать злоупотребления правом, равно как и необоснованной широты дискреции    
уполномоченных органов.                                                         
                                                                                
Правительство Российской Федерации данный проект закона поддерживает. Комитет   
по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает. На заседании      
профильного комитета было принято решение о создании рабочей группы, чтобы ко   
второму чтению были учтены все замечания по данному законопроекту.              
                                                                                
Прошу поддержать проект федерального закона в первом чтении.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Михаила Борисовича Терентьева.                                         
                                                                                
Включите микрофон Михаилу Борисовичу.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов      
внимательно рассмотрел данный проект федерального закона, состоялось            
продолжительное и содержательное обсуждение. Основные возражения были от        
представителей Генеральной прокуратуры, потому что порядок работы с             
материалами, необходимыми для признания лиц подвергшимися политическим          
репрессиям, и распределение обязанностей в связи с такой работой будут          
определяться генеральным прокурором, при этом распределение обязанностей        
генеральным прокурором не относится к предмету регулирования данного закона и   
требует дальнейшей доработки.                                                   
                                                                                
Также следует отметить, что предлагаемое законопроектом понятие                 
представленных материалов имеет неопределённый характер. Следует также          
обратить внимание на противоречие предлагаемой законопроектом новой части       
статьи 8-1 части первой данной статьи и статьям 7, 8 в части компетенции        
органов МВД и прокуратуры.                                                      
                                                                                
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация закона не потребует    
дополнительных расходов из федерального бюджета. При этом от Генеральной        
прокуратуры поступило отрицательное заключение: по оценкам Генеральной          
прокуратуры, только центральному аппарату потребуется увеличение штатной        
численности прокуроров до 150 единиц, кроме того, по их мнению, возложение на   
органы прокуратуры дополнительных полномочий приведёт к увеличению объёма       
работы, так как у граждан, которым ранее был отказано в выдаче справок о        
реабилитации, возникнут основания для повторного обращения за справками о       
реабилитации в органы прокуратуры.                                              
                                                                                
Правительство Российской Федерации концепцию законопроекта поддерживает. У      
Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не имеется.        
Концепцию законопроекта поддерживает и Комитет Совета Федерации по социальной   
политике.                                                                       
                                                                                
В связи с актуальностью данного законопроекта и его поддержкой разными          
сторонами законотворческого процесса комитет рекомендует Государственной Думе   
принять указанный законопроект в первом чтении. Однако, поскольку мы видим      
серьёзные замечания Генеральной прокуратуры, в случае принятия законопроекта    
в предложенной редакции в целях доработки его ко второму чтению необходимо      
создать рабочую группу под руководством одного из заместителей Председателя     
Государственной Думы для дальнейшей проработки поправок, которые поступят.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы задать вопросы? Есть желающие.      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Я сам непосредственно работаю в госархивах, как дипломированный историк,        
стараюсь поддерживать тонус, и у меня вопрос к Виктору Петровичу.               
                                                                                
Виктор Петрович, вот эти все проблемы во многом связаны с закрытостью самих     
фондов, самих архивов. Большая часть материалов по событиям, которые были       
90-100 лет назад, по-прежнему находится в фондах ФСБ, уже не составляя          
никакой особой государственной тайны, поскольку события давно перешли в чисто   
историческую плоскость. Не находите ли вы, что рациональнее было бы             
(принимая, безусловно, этот законопроект, он правильный с точки зрения          
содержания), может быть, с тем чтобы не перегружать Генеральную прокуратуру,    
все фонды по репрессированным лицам передать из архивов ФСБ в обычные           
государственные архивы, в том числе специализированные, профильные архивы, и    
сделать их по истечении некоего срока давности - 50, 60, 70 лет - доступными?   
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Олег Васильевич, вопрос правильный. Федеральная      
служба безопасности постоянно передаёт в архивы материалы, которые утратили     
гриф "ДСП" или по истечении сроков давности. При подготовке ко второму чтению   
мы ваше предложение учтём, но в большей степени это связано с материалами,      
которые находятся в иностранных государствах, и именно на это направлен         
данный законопроект, ну и естественно, на помощь тем лицам, которые по тем      
или иным причинам не могут получить справку о реабилитации.                     
                                                                                
Спасибо за предложение.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович.                    
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Вопрос депутату Терентьеву.                                                     
                                                                                
Михаил Борисович, я так понял, вы наиболее осведомлённый по этой проблеме       
человек. Скажите, пожалуйста, как же всё-таки будут решаться вопросы            
финансирования прокуратуры, увеличения штатной численности? Вот Генеральная     
прокуратура говорит, что им необходимо ни много ни мало 323 миллиона рублей     
для центрального аппарата, чтобы увеличить штат, а ведь такие же                
подразделения существовали и в прокуратурах субъектов Федерации, там тоже       
понадобятся большие деньги. Как решается этот вопрос и будет ли он вообще       
решён?                                                                          
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. При рассмотрении данного законопроекта мы опирались прежде      
всего на отзыв правительства. Правительство концепцию данного законопроекта     
поддержало, а правительство очень предметно изучило дополнительные ресурсы,     
которые потребуются для реализации данного закона. Повторю, при рассмотрении    
законопроекта мы опирались прежде всего на поддержку органов исполнительной     
власти.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Петрович.                                 
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.                                 
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Бальбек Руслан Исмаилович.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАЛЬБЕК Р. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Дело в том, что уже через     
месяц после воссоединения Крыма с Российской Федерацией, 21 апреля 2014 года,   
был издан указ президента о мерах по реабилитации репрессированных народов,     
указ долгожданный: репрессированные народы Крыма ждали его долгие 70 лет. И у   
нас уже сложилась хорошая традиция: 21 апреля мы будем праздновать День         
возрождения реабилитированных народов Крыма.                                    
                                                                                
Хочу отметить, что основным критерием возможности реализации права на           
реабилитацию является как раз получение справки о реабилитации. И на запросы    
МВД России для подтверждения проживания, нахождения граждан в местах ссылки,    
высылки и на спецпоселении ответы от иностранных государств либо не приходят,   
либо приходят с нарушением сроков. По этой причине возникла проблема в          
правоприменительной практике, когда органы внутренних дел не могут получить     
информацию по административным делам. В рамках обсуждения двух альтернативных   
законопроектов у нас возникла дискуссия, и мы с коллегами приняли решение в     
процессе дискуссии отозвать свой законопроект.                                  
                                                                                
Хочу поблагодарить наш профильный комитет за мудрое, я считаю, решение          
создать рабочую группу. Я уверен, что все разногласия мы в рамках рабочей       
группы разрешим, и наши предложения, замечания, нормы, которые были отражены    
в нашем законопроекте, надеюсь, найдут отражение уже в итоговом документе.      
Хотелось бы обратиться к профильному комитету, чтобы участие в работе группы    
приняли также и представители общественных объединений Республики Крым,         
которые так или иначе занимаются вопросами реабилитации репрессированных        
народов Крыма.                                                                  
                                                                                
Заранее благодарен, надеюсь на поддержку, потому что проблема актуальная. Мы    
ничего нового не придумываем, никаких затрат для МВД, прокуратуры не            
потребуется (я в этом уверен и буду доводить это до сведения в рамках           
деятельности рабочей группы), так как МВД и прокуратура уже этим занимаются.    
Мы просто говорим о том, чтобы узаконить возможность представления              
документов, которые находятся у заявителей и свидетельствуют о незаконном       
применении репрессий.                                                           
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает      
данный законопроект и будет голосовать за его принятие.                         
                                                                                
Спасибо за внимание, коллеги.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Я с места.                                                           
                                                                                
Мы, безусловно, поддержим данный законопроект. Этот законопроект на самом       
деле только во вторую очередь о льготах в отношении родственников тех, кто      
был репрессирован, и тех, кто оказался сослан в Сибирь, в Центральную Азию в    
маленьком возрасте. В первую очередь этот законопроект о восстановлении         
памяти, исторической справедливости в отношении предков тех людей, которые      
сегодня, живые, хотят снять нечестное, чёрное клеймо с имён своих               
родственников.                                                                  
                                                                                
Как это можно сделать технически? Любое дело в отношении человека, который      
признан преступником, признан репрессированным, в отношении которого            
соответствующий приговор до сих пор не отменён, может быть доступно, открыто    
только для родственников. Возникает сразу первый вопрос: как технически можно   
доказать родственные связи, если речь идёт о событиях, которые были, скажем,    
в 1919 году, в 1937 году? Многие ли могут восстановить всю эту цепочку по       
документационной базе? Очевидно, что это является искусственным препятствием.   
Очевидно, что этот пласт документации давно уже не содержит никакой             
государственной тайны и никаких государственных устоев он не подорвёт. Я не     
случайно задал свой вопрос: по истечении некоего периода (а 70 лет - это        
более чем значительный период, с той поры уже сменилось три поколения) можно    
было бы передать эти материалы от нашей Федеральной службы безопасности         
обычным государственным архивам, чтобы документы могли стать предметом          
исследования обычных историков, обычных людей, которые восстанавливают своё     
родовое древо, биографии своих родственников. И тогда у нас на самом деле       
будет восстановлена историческая правда, а правды никогда не надо стесняться,   
правда никого не может оскорбить, тем более если учесть нашу великую историю.   
И тогда в том числе будет снято клеймо преступников с людей, которые на самом   
деле ничего не преступили, которые просто оказались в силу своей политической   
позиции или в силу того, что кому-то перешли дорогу, в зоне необоснованных      
репрессий.                                                                      
                                                                                
Мне кажется, ко второму чтению было бы очень правильно более содержательно      
подойти к смыслу данного проекта закона, не только распространить его           
действие на зарубежные запросы, но и определить порядок рассекречивания         
документации в нашей собственной стране.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович, фракция КПРФ.      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, мы поддержим законопроект, но надо         
сказать, что основная часть работы по реабилитации завершилась ещё в 2004       
году и основная нагрузка легла именно на органы прокуратуры; суды, МВД, ФСБ     
рассматривали незначительное число таких жалоб, заявлений. После 2004 года,     
конечно, какие-то отдельные жалобы и заявления продолжали поступать, по ним     
также принимались решения о реабилитации. Всего с 1992 года по сегодняшний      
день реабилитированных насчитывается порядка 700 тысяч человек, ну а объём      
дел, конечно, намного больше.                                                   
                                                                                
Должен сказать, что в прокуратуре Москвы было специальное большое               
подразделение, самое большое подразделение в конце 1990-х - начале 2000         
годов, которое занималось именно этой работой. Отдел реабилитации насчитывал    
порядка 40 человек, там в основном были люди, которые вышли на пенсию, на       
время на эту работу призвали пенсионеров - генералов, полковников, людей с      
большим опытом работы. С утра секретари им приносили полуметровую кипу дел, и   
к концу дня они должны были её рассмотреть, иногда сидели до полуночи.          
                                                                                
Я должен отметить, что не все жалобы, конечно же, удовлетворялись, по Москве    
порядка половины жалоб не удовлетворялось по двум причинам. Во-первых,          
потому, что некоторые, вернее, многие решения были признаны законными и         
обоснованными. А во-вторых, потому, что в значительном числе случаев            
просто-напросто не было материалов, о чём мы сегодня и говорим. Так вот эта     
часть, конечно, будет вновь пересматриваться.                                   
                                                                                
Однако законопроект, разумеется, не обязывает и не может обязывать              
реабилитировать автоматически тех лиц, на кого нет материалов, но очевидно,     
что подходы теперь уже будут другие и, конечно, часть этих лиц будет            
реабилитирована. Но независимо от того, какое решение состоится, эти отделы     
надо вновь создавать. Вот здесь уже отмечали, что якобы вся эта работа          
налажена и известно, как её вести. Как вести её - известно, но людей-то уже     
этих нет, эти подразделения ликвидированы повсеместно. В Генеральной            
прокуратуре тоже было подразделение численностью порядка 100 человек, может     
быть больше, и там сейчас, по моим сведениям, всего два или три человека        
занимаются этой работой, причём эпизодически, поэтому всё это надо              
воссоздавать, заново создавать.                                                 
                                                                                
Пойдёт большой поток жалоб и заявлений, по моим личным оценкам, примерно        
четверть того, что уже когда-то прошло, пойдёт повторно. И правительство        
здесь, конечно, дало осечку, не разобралось с тем, что надо делать...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции - добавьте время, пожалуйста.      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. ...полагаю, что эта работа может растянуться на два-три       
года, поэтому хотя бы временно такие подразделения надо будет восстановить и    
вести эту работу.                                                               
                                                                                
Фракция поддерживает, ещё раз повторяю.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, полномочный представитель президента? Правительства? Нет.           
Докладчик, Виктор Петрович Водолацкий, есть желание выступить? Нет.             
Содокладчик, Михаил Борисович? Нет.                                             
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 8-1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических       
репрессий", 32-й вопрос повестки дня.                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.86,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.