Заседание № 338
О проекте федерального закона № 1057390-7 "О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от уплаты государственной пошлины уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Галина Иннокентьевна Данчикова. ДАНЧИКОВА Г. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые процедуры. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие выступить от фракций по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 4 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 39 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 337
О проекте федерального закона № 1057390-7 "О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от уплаты государственной пошлины уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Галина Иннокентьевна Данчикова. ДАНЧИКОВА Г. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 19 января. К законопроекту поступила одна поправка, она рекомендуется комитетом к принятию. Прошу принять таблицу поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 13 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 37 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Депутату Данчиковой включите микрофон. ДАНЧИКОВА Г. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитетом по бюджету и налогам законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу включить его в проект порядка работы Госдумы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет возражений, коллеги? Нет. Принимается.
Заседание № 335
О проекте федерального закона № 1057390-7 "О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от уплаты государственной пошлины уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Сергея Анатольевича Гаврилова. А где докладчик у нас? Сергей Анатольевич, не отвлекайтесь. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет просит вас поддержать очень короткий, но очень значимый законопроект, которым мы, по сути дела, завершаем создание единой системы защиты прав человека в нашей стране. Напомню, что в 2020 году мы приняли закон о региональных уполномоченных по правам человека, тем самым закрепив равенство наших граждан на защиту их законных интересов и прав на всей территории Российской Федерации, вне зависимости от материальных возможностей субъектовых бюджетов. Напомню, что с 2016 года федеральным Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, в данном случае Татьяной Николаевной Москальковой успешно реализуется один из важнейших рычагов защиты прав наших граждан, а именно: подача обращения в суд в защиту прав конкретных наших граждан или неопределённого круга лиц. Я напомню, что мы освободили от уплаты госпошлины федерального уполномоченного. К сожалению, практика реализации закона о региональных уполномоченных показывает необходимость уравновесить права, потому что до сих пор уплата пошлин осуществляется из вполне скромных бюджетов региональных субъектов или из средств назначенных соответственно региональных уполномоченных. Таким образом, мы просим вас принять решение об освобождении региональных уполномоченных по правам человека от уплаты госпошлины при обращении в суд. На наш взгляд, это повысит эффективность их работы, сделает их деятельность более прозрачной и более ответственной, что тем самым повысит всесторонним образом систему защиты прав наших соотечественников на всей территории Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Галины Иннокентьевны Данчиковой. С места. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам внимательно рассмотрел представленный законопроект. Как уже отмечено, в марте 2020 года Государственной Думой принят Федеральный закон "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации". Данным законом установлены единые принципы организации деятельности уполномоченных по правам человека в регионах, а также правовые основы взаимодействия их с органами государственной власти и институтами гражданского общества. И одной из мер, принимаемых уполномоченным по правам человека, является судебная защита прав граждан, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного или муниципального органа, государственного или муниципального служащего, должностного лица, право уполномоченного участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законопроектом предлагается освободить от уплаты государственной пошлины уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации по аналогии с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Действующая редакция статьи 333-36 Налогового кодекса "Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям" в подпункте 16 пункта 1 дополняется новым положением об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации со ссылкой соответственно на их права, закреплённые в статье 11 федерального закона № 48-ФЗ. Таким образом, законопроект по своему содержанию не устанавливает каких-либо новых налоговых льгот, речь идёт только о том, что расширяется круг лиц, на которых будет распространяться уже действующая налоговая льгота. Законопроект рассмотрен Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, концептуальных замечаний правового характера у управления не имеется. Также по законопроекту нет замечаний у Счётной палаты. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Сергей Анатольевич, один вопрос: а вот сколько было исков со стороны региональных уполномоченных с марта, потому что мы этот инструмент им дали, но, по моим сведениям, они им практически не пользуются, хотя сейчас очередную льготу и просят? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гаврилову включите микрофон. ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо большое. Дорогие друзья, я просто хотел бы привести в качестве примера информацию о деятельности федерального уполномоченного по правам человека, у которого каждый год сотни исков по защите прав, прежде всего, конечно, трудовых прав, прав в области долевого строительства (это было в прошлом), в области образования, медицины. К сожалению, вы действительно правы, у нас региональные уполномоченные практически не подавали обращения в суд, и прежде всего потому, что раньше их статус был достаточно ограниченным и не предполагал таких возможностей. По сути дела, за эти полгода были единичные обращения, и прежде всего в крупных регионах, но часто одним из оснований для ограничения их деятельности является то, что, как они совершенно справедливо заявляют, особенно при ограниченности возможностей, каждый раз оплачивать пошлину достаточно затруднительно, и это является неким формальным ограничителем. Поэтому мы считаем возможным снять это ограничение - для кого-то оно формальное, для кого-то оно реальное, - чтобы наши коллеги в областных и региональных законодательных собраниях могли спрашивать с этих уполномоченных, насколько эффективно они защищают права наших соотечественников, наших сограждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас присутствует Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова. Она может, наверное, информацию дать по этому вопросу. Включите микрофон. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хочу в первую очередь поблагодарить за то, что вы поддержали инициативу разработки этого законопроекта, и ответить на поставленный вопрос. С марта по сегодняшний день было подано 20 административных исков в защиту прав человека. Одним из последних был подан иск Владимиром Васильевичем Репиным о признании незаконными действий администрации города Тамбова по вопросу выделения жилья для инвалида первой группы, и таким образом человек получил защиту с помощью уполномоченного по правам человека. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. С места. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Да, спасибо. Очень коротко. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Наш комитет по развитию гражданского общества очень плотно взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, и данный законопроект как раз направлен на защиту прав и свобод наших граждан. Безусловно, надо дать возможность нашим уполномоченным в субъектах без оплаты госпошлины подавать иски в защиту прав наших граждан. И то количество исков, поданных уполномоченными в субъектах Российской Федерации, которое сейчас имеется в судах, мы надеемся, с принятием этого законопроекта существенно увеличится. Всё, что направлено на защиту прав и свобод наших граждан, я считаю, надо поддерживать, и надо двигаться дальше в этом направлении, поэтому, ещё раз повторю, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ тоже поддержит данный законопроект, но хотелось бы обратить внимание вот на что. Почти год прошёл - 20 исков на 85 уполномоченных, то есть даже по одному или, там, по пол-иска на одного регионального уполномоченного не приходится. И если их бы останавливала исключительно госпошлина, но госпошлина порядка 300 рублей, ну, 1000 рублей. Даже учитывая соответствующие затраты на этих лиц - а затраты приличные: я напомню, что это лица, замещающие государственную должность, со своим аппаратом, с юристами, со всем остальным, - мне кажется, всё-таки надо, видимо, обратить внимание и федерального нашего уполномоченного на то, чтобы эффективность данных должностей или данных лиц, которые туда назначены, была оценена в том числе по количеству этих самых исков. Практика, к сожалению, на сегодня какая? Кто нарушает чаще всего права наших граждан? Чиновники, именно чиновники. Механизм назначения этих уполномоченных - через губернатора, руководителя этих чиновников. Естественно, он туда кого назначит? Ну не того человека, который ему будет трепать нервы, который будет подавать иски, который будет требовать, - он назначит удобного себе. К сожалению, такая практика имеет место вот в том регионе, который я представляю, я думаю, и в других то же самое. Посадил своего человечка на тёплое место - он сидит, делает заявления регулярные, ну а реальной помощи, по сути, кроме почтальонской работы и переправления соответствующих обращений в прокуратуру, в какие-то другие надзорные органы, от него нет. И вот этот механизм, который в марте появился, всё-таки, на мой взгляд, единственный системный, мощный механизм, который позволит уполномоченному как должностному лицу, которое занимает это место, вникать в эти процессы, подавать иски и даже если не выигрывать, то хотя бы привлекать дополнительное общественное внимание к тем проблемам, системным проблемам, которые существуют в Российской Федерации в каждом регионе. Так что, в качестве пожелания, ещё раз, предлагаем, чтобы одним из мерил эффективности, одним из критериев оценки эффективности уполномоченных как раз были иски. Сегодня мы снимаем для них как раз вот это формальное - абсолютно правильно здесь было сказано - ограничение: "У меня нет денег..." - 300 рублей, - "...поэтому я, имея зарплату 100 тысяч, не буду подавать никаких исков и ничего делать не буду". Посмотрим, что будет через год. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 52 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается единогласно.