Заседание № 301

20.05.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1055875-6 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся сроков внесения и рассмотрения в 2016 году проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2471 по 2488 из 8979
6-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных    
положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в        
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Андрей        
Михайлович Макаров.                                                             
                                                                                
Приготовиться Леониду Яковлевичу Симановскому.                                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к      
третьему чтению, прошёл все необходимые процедуры. Комитет предлагает его       
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам будут выступления? Будут.                      
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7225 по 7358 из 8979
6-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных    
положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в        
отдельные законодательные акты Российской Федерации". По мотивам есть           
выступления.                                                                    
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я уже          
говорил при рассмотрении этого законопроекта в первом чтении, что он в первую   
очередь связан с тем, что мы с вами не просчитали последствия переноса          
выборов с декабря на сентябрь, именно это понуждает, в общем-то, и              
правительство, и Думу принимать решение о том, чтобы сделать управление         
страной ещё более ручным. Главный смысл этого закона заключается в том, чтобы   
создать комиссию из семи человек, которая в принципе может предложить собрать   
Государственную Думу, но на самом деле все права, которые Дума так и не         
получила за пять лет, будут отданы правительству: оно получает право менять     
бюджетную роспись.                                                              
                                                                                
Мы считаем, что ручное управление - это не лучший способ управления, и три      
кризиса за последние пятнадцать лет это подтверждают. Вообще, всё надо делать   
своевременно, в том числе и выборы проводить лучше в декабре, когда уже всё     
посеяно, убрано и люди имеют возможность спокойно идти на избирательные         
участки, изучив перед этим предвыборные программы кандидатов.                   
                                                                                
Ну и конечно же, с нашей точки зрения, мы с вами, к сожалению, бюджетом не      
стимулируем выход из кризиса, а с учётом того, что правительство у нас          
подвержено лоббистским влияниям, опять могут быть перекосы и опять бюджетные    
деньги могут попасть не на те направления, которые способны стать локомотивом   
возрождения нашей страны.                                                       
                                                                                
Мы не будем голосовать за эти изменения.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Коллеги, когда мы получили этот законопроект, мы, понимая      
прагматизм его содержания, не могли не отметить, что в нём содержится, с        
одной стороны, большой подарок правительству - возможность внести проект        
бюджета на следующий год не к 1 октября, а к 1 ноября, то есть у                
правительства появляется дополнительный месяц. С другой стороны, это не         
только подарок правительству, но и сжатие возможностей депутатского корпуса:    
теперь депутатский корпус будет рассматривать бюджет следующего года в крайне   
жёсткие сроки, имея в распоряжении не до трёх месяцев, а до двух. Мы можем      
сказать, что этот созыв мог сделать эту работу. Сможет ли следующий созыв       
сделать эту работу - не знаю, мы можем только надеяться, мы будем на них        
смотреть, будем переживать, как следующий созыв будет работать над проектом     
бюджета на следующий год; получится - молодцы, не получится - значит,           
вспомнят наш опыт, опыт Государственной Думы шестого созыва, как она умело      
это делала в прошлом году. И она могла бы это сделать и в отношении             
следующего года, но жизнь такова, что на наше место придут другие люди, более   
талантливые и более опытные.                                                    
                                                                                
Вот такое противоречивое отношение было к этому законопроекту, но во втором     
чтении добавилась ещё одна беда, о которой начал говорить Николай Васильевич    
Коломейцев, - речь идёт о том, что, к сожалению, нам показалось в апреле,       
месяц назад, что правительству не нужно внесение изменений в бюджет в этом      
году, что нет надобности в изменениях, но оказалось, что мы недослышали, а      
полная фраза звучит так: "Нет надобности в Госдуме и нет надобности в работе    
Счётной палаты", а это уже шаг назад! Выступая после отчёта председателя        
Счётной палаты в среду, я говорил, что я всё-таки неисправимый оптимист, я      
уверен, что, сделав шаг назад, потом мы сделаем три шага вперёд, так что те     
люди, которые войдут в комиссию, кто бы это ни был, отработают по полной        
программе и, думаю, ситуация выправится.                                        
                                                                                
В заключение я хотел бы сказать по поводу заявлений насчёт того, что, мол,      
этот законопроект - подарок ко Дню парламентаризма. Так вот, меньше             
подозрительности: никакой это не подарок ко Дню парламентаризма, День           
парламентаризма - 27 апреля, а этот законопроект был внесён 26 апреля, то       
есть на день раньше, это разные даты, и не надо одно с другим смешивать. Я      
всё равно верю, что... (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров.                                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, давайте попробуем не делать вид, что           
бюджетной росписи не существует. 217-я статья Бюджетного кодекса прямо          
предусматривает случаи, когда правительство может это делать.                   
                                                                                
Что же предлагается в этом законопроекте? В нём предлагается поставить          
бюджетную роспись под контроль парламента. Напомню, что, когда год тому назад   
мы предлагали этот же вариант, он был принят и все фракции голосовали           
единогласно, но тогда законопроект был отклонён, как вы помните, Советом        
Федерации. Я подчёркиваю: все фракции голосовали за эту самую поправку          
единогласно! После отклонения Советом Федерации законопроект лежал, мы его не   
трогали. Что изменилось с тех пор? На год ближе стали выборы. И когда           
Александр Георгиевич Тарнавский выражает надежду, что пришедшие сюда            
парламентарии будут не глупее нас, я хочу поддержать его и сказать: они будут   
умнее нас, они будут лучше нас, а главное - это будут те люди, которым народ    
доверит работу над законами.                                                    
                                                                                
Этот же законопроект направлен на то, чтобы напомнить нам, что до тех пор,      
пока новые депутаты не будут избраны, до тех пор, пока они не сядут после       
выборов вот в этом зале, мы с вами остаёмся депутатами и мы с вами должны не    
только заниматься избирательной кампанией, но и осуществлять парламентский      
контроль и работать не на себя, любимых, а на своих избирателей, - вот чему     
посвящён этот законопроект!                                                     
                                                                                
Мне, конечно, очень жаль, что год тому назад весь этот зал, все фракции         
понимали это одинаково, а теперь... Ну что ж, я глубоко убеждён, что выборы     
на самом деле должны объединять, а не разъединять людей, и, как сказал          
Александр Георгиевич Тарнавский, те, кто придёт сюда, сделают шаг вперёд.       
                                                                                
Это не подарок ко Дню парламентаризма и это не в ущерб парламентаризму - это    
выполнение функции парламентского контроля, который удалось создать нашей       
Государственной Думе. Государственная Дума состоялась, и состоялась именно      
потому, что мы смогли создать механизм парламентского контроля, так почему же   
сейчас ради дешёвого популизма мы стараемся сделать вид, что не готовы правом   
парламентского контроля пользоваться?!                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект,    
потому что мы чувствуем свою ответственность перед избирателями, и эта          
ответственность будет лежать на нас до тех пор, пока здесь не займут места      
те, кто придёт нам с вами на смену! (Аплодисменты. Шум в зале.)                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против           53 чел.11,8 %                                    
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.34,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 300

18.05.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1055875-6 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся сроков внесения и рассмотрения в 2016 году проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов; принят в первом чтении 11 мая 2016 года с наименованием "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2163 по 2566 из 7547
4-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных    
положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в        
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Андрей        
Михайлович Макаров.                                                             
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич!                             
                                                                                
Хочу напомнить, что данный законопроект был внесён для того, чтобы создать      
оптимальные условия как для подготовки проекта бюджета на следующую             
трёхлетку, на 2017-2019 годы, так и для его рассмотрения в Государственной      
Думе уже седьмого созыва.                                                       
                                                                                
В ходе работы по подготовке законопроекта ко второму чтению мы всё              
согласовали как с правительством, так и со Счётной палатой, потому что          
важнейшим элементом здесь является строжайший парламентский контроль.           
Осуществление контроля осложняется тем, что начинается предвыборная кампания    
и в это время не будет пленарных заседаний Государственной Думы. Именно         
поэтому наряду с поправками, необходимыми для качественного функционирования    
правительства и исполнения бюджета в 2016 году, для подготовки поправок к       
бюджету на 2016 год и, как я уже сказал, для подготовки проекта бюджета на      
следующую трёхлетку, - наряду с этими необходимыми законодательными мерами и    
предложениями по внесению изменений в Бюджетный кодекс предлагается механизм    
парламентского контроля. Я напомню: один раз мы уже предлагали такой механизм   
в законе, который внесли два спикера парламента, о создании специальной         
комиссии Федерального Собрания. К сожалению, тогда это предложение не было      
поддержано, мы не смогли его согласовать, и такая комиссия не была создана.     
Сейчас внесена поправка, которой вновь предлагается ввести этот механизм.       
                                                                                
Хотел бы также обратить внимание, что все эти механизмы предлагается ввести     
на четыре с половиной месяца - а то уже стали говорить, мол, это будет          
постоянный механизм и так далее, - до внесения проекта закона о новом           
бюджете, то есть до 1 ноября, и все эти поправки будут действовать только до    
1 ноября. И я повторяю: данные изменения взвешенны, сбалансированны и,          
безусловно, отвечают всем требованиям парламентского контроля за действиями,    
которые в это время будут осуществляться.                                       
                                                                                
Предлагаю перейти к таблицам поправок.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли замечания по таблице № 1? Есть.                                         
                                                                                
Включите микрофон Антону Анатольевичу Ищенко.                                   
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, прошу вынести на отдельное            
голосование поправки 2, 3, 4 и 6 из таблицы поправок, рекомендуемых к           
принятию.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу № 1 без поправок 2, 3, 4, 6.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              235 чел.52,2 %                                    
Проголосовало против           31 чел.6,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    266 чел.                                          
Не голосовало                 184 чел.40,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 1 принимается.                                                        
                                                                                
Антон Анатольевич Ищенко по поправке 2.                                         
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, на самом деле суть предлагаемых поправок        
сводится к тому, чтобы лишить Государственную Думу в 2016 году возможности      
влиять на принятие решений об изменении бюджета на 2016 год. Несмотря на то     
что председатель правительства и лидер партии большинства господин Медведев     
уже неоднократно заявлял, что бюджет на 2016 год править в весеннюю сессию      
нет необходимости, нам сегодня предлагается путём внесения изменений уже в      
Бюджетный кодекс создать механизм, который позволяет фактически дать все        
полномочия именно правительству вносить любые изменения в бюджет уже в этом,    
текущем году, даже в весеннюю сессию.                                           
                                                                                
Теперь о том, что касается поправки 2. Предусматривается возможность заменить   
внешние займы, которые заложены в бюджете на 2016 год, внутренними займами.     
Казалось бы, элементарный вопрос, достаточно простой в решении: правительству   
даётся возможность привлекать средства на внутреннем рынке, но это может        
очень серьёзно повлиять на всю нашу экономику. Мы таким образом даём            
возможность изымать из оборота излишнюю ликвидность, а этой излишней            
ликвидности в России нет. И мы опять даём возможность финансовым                
организациям, которым мы недавно оказали поддержку в виде 1 триллиона рублей,   
размещать свои средства в том числе в облигации федерального займа уже в        
стране, это приведёт к изъятию из оборота достаточно большого количества        
средств, здесь установлена рамка до 3 миллиардов долларов.                      
                                                                                
Поэтому мы категорически против такого подхода, мы будем голосовать против      
самой поправки, позволяющей заместить внешние займы внутренними, и будем        
голосовать против предложения о расширении полномочий правительства, которое    
вносится скоропалительно, без обсуждения, во втором чтении и кардинально        
меняет первоначальную концепцию законопроекта, внесённого в первом чтении.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович Макаров.                                
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич.                             
                                                                                
Поскольку депутат Иванов напомнил мне, что я не врач, я в этот раз никаких      
диагнозов ставить не буду, перейду сразу ко 2-й поправке.                       
                                                                                
Итак, поправка 2. Поскольку тут было сказано, что это изменение даёт какие-то   
неограниченные полномочия правительству, скажу, о чём поправка 2. Существует    
предел государственного долга, который установлен Бюджетным кодексом, и никто   
не предлагает за этот предел заходить. Но у нас была заложена норма, что, для   
того чтобы иметь деньги на расходы, государство может заимствовать за           
границей, привлекать внешние кредиты в размере 3 миллиардов долларов. Я         
думаю, нет необходимости ни ставить диагнозы, ни рассказывать, что сейчас       
привлекать такие кредиты просто невыгодно, но средства на выполнение            
обязательств бюджета, в том числе социальных обязательств, могут                
понадобиться. Кстати, они могут и не понадобиться, именно поэтому возникает     
вопрос: что, тупо в невыгодных условиях идти на внешний рынок и заимствовать    
3 миллиарда?! Такая возможность может появиться - вдруг резко в какой-то        
момент доллар упадёт (мы видим, какие колебания происходят на рынке, как это    
происходит), в этот момент можно войти на рынок, осуществить заимствование,     
это будет выгодно для бюджета, это будет выгодно для страны, - но такая         
ситуация может и не возникнуть. И мы говорим правительству, что оно в           
пределах вот этих самых лимитов, которые мы установили в законе о бюджете,      
может гибко подойти к этой проблеме и решить её, то есть, если завтра такая     
необходимость возникнет, правительство сможет это сделать.                      
                                                                                
Это на самом деле соображения здравого смысла, полностью основанные на законе   
о бюджете, который нами принимался. Кстати, за него голосовала фракция ЛДПР -   
спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
Комитет предлагает поправку принять.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование поправку 2.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              244 чел.54,2 %                                    
Проголосовало против           87 чел.19,3 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
Антон Анатольевич Ищенко. Поправка 3.                                           
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, мы видим ущербность нашего обсуждения, ведь     
ни один депутат не может задать вопросы представителю комитета, который         
защищает эти поправки, - вот, наверное, поэтому мы и голосуем против. Если бы   
это было обсуждение бюджета, конечно же, и фракции подключились бы к            
обсуждению, и депутаты Государственной Думы смогли бы задать вопросы, но        
сейчас всё происходит вот в таком формате: Андрей Михайлович представляет, а    
я ему оппонирую только потому, что я вынес эти поправки на отдельное            
голосование, - и ваше мнение, к сожалению, сейчас уже никто не спрашивает.      
                                                                                
Что касается поправки 3. Она предусматривает возможность предоставить           
правительству дополнительные полномочия в плане увеличения антикризисного       
фонда с возможностью перераспределения средств фактически на абсолютно любые    
цели, то есть, прогнав средства через антикризисный фонд, правительство         
сможет увеличить или снизить расходы по всем статьям, которые есть в бюджете.   
                                                                                
Да, Андрей Михайлович сказал, что будет создана какая-то комиссия из семи       
человек, которые будут контролировать, как бы согласовывать распределение       
этих средств. Но опять же в эту комиссию не будут входить простые депутаты,     
которые могли бы подключиться к обсуждению правильности тех или иных принятых   
решений, поэтому мы считаем такой подход категорически неправильным и           
предлагаем отклонить эту поправку. И кстати, в этой поправке речь идёт не       
только об антикризисном фонде, там и возможность увеличения финансирования на   
"ГЛОНАСС" - может быть, это и нужно, но снова вопрос: в каком объёме, в какие   
сроки, какие цели мы преследуем, кто ответственный опять же?                    
                                                                                
Мы прекрасно понимаем, что сейчас вроде бы и деньги есть, но, когда эти         
деньги не осваиваются, мы не находим ответственных, и это, наверное, основная   
проблема. Потом ищем "Роснано", ищем другие компании, которые получают эти      
деньги, с бюджетными деньгами через офшорные компании просто убегают из         
страны, сидят в Майами, в тёплых странах и фактически показывают нам язык.      
                                                                                
Андрей Михайлович, я предлагаю всё-таки действовать по тому порядку, который    
предусмотрен законодательством Российской Федерации, Бюджетным кодексом, -      
вносить изменения в бюджет текущего года через нормальную процедуру, так, как   
это было всегда, и тогда будет по-настоящему полноценный парламентский          
контроль.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович Макаров.                                
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, первое - поправка очень подробно               
рассматривалась на заседании комитета, где, насколько я помню, Антон            
Анатольевич присутствовал, было это не далее как позавчера; второе - когда      
говорят, что не спрашивают мнения депутатов, это достаточно странно, потому     
что именно мнение депутатов выражается, насколько я понимаю, голосованием на    
пленарном заседании; третье - нам говорят "на всё" - я назову, на что "на       
всё". Итак, первый вопрос - система "ГЛОНАСС" (мы знаем, для чего она           
существует и какие проблемы решает): появляется возможность перераспределения   
средств исходя из эффективности расходов. Второй вопрос - Крым. Третий вопрос   
- дать ГРБС, главным распределителям бюджетных средств, возможность             
направлять деньги на уплату налогов, а также связанные с этим деньги на         
выплату социальных пособий, то есть решаются проблемы граждан; если вдруг       
где-то не хватило денег, надо немедленно их добавить.                           
                                                                                
Совершенно справедливо Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что мы можем не     
вносить поправки в бюджет, но дать возможность оперативно реагировать на        
ситуацию мы должны или не должны? Вот этим руководствуется комитет.             
                                                                                
Что же касается комиссии, которую назвали какой-то, мол, туда не будут          
допущены простые депутаты, - я напомню, что в эту комиссию в прошлый раз        
фракция ЛДПР делегировала и Дума утвердила Сергея Михайловича Катасонова. Я     
так понимаю, Антон Анатольевич не доверяет коллеге, но это внутренние           
проблемы фракции, я о них говорить не буду.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование поправку 3.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против           48 чел.10,7 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    286 чел.                                          
Не голосовало                 164 чел.36,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
Антон Анатольевич Ищенко. Поправка 4. Или две сразу, Антон Анатольевич?         
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Ну давайте две сразу.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 4 и 6. Пожалуйста.                               
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. По поправке 4, возвращаясь к этой комиссии, - вопрос,              
собственно, Андрею Михайловичу; наверное, он ответит, но хотелось бы всё-таки   
пообсуждать это в более комфортном режиме. Андрей Михайлович, поправка,         
которая представлена в вашей таблице, содержит указание: "пункт 1 части 1       
статьи 7 настоящего федерального закона". Вот если бы вы мне показали, где в    
вашем законопроекте пункт 1 части 1 статьи 7, - в первоначальном тексте         
законопроекта всего три статьи, и в какую из них вы вносите поправку, очень     
сложно депутатам разобраться. Наверное, если бы был нормальный режим            
обсуждения или если бы это было первое чтение, то мы бы поняли, куда            
привязать эту статью 7, но, к сожалению, в такой редакции невозможно это        
сделать.                                                                        
                                                                                
Что касается поправки 6. Предполагается предоставить возможность                
Правительству Российской Федерации в индивидуальном порядке отказывать в        
казначейском сопровождении договоров тем организациям, которым оно сочтёт       
нужным.                                                                         
                                                                                
Сегодня мы поддержали предложение, которое предусматривает, что сопровождение   
государственных контрактов предприятий оборонно-промышленного комплекса         
должно осуществляться через Федеральное казначейство, а вот эта поправка        
предполагает, что кому-то будет отдано предпочтение, а у кого-то привилегий     
не будет. Вот это такая очень скользкая, как мне кажется, дорожка, которая      
может привести к проявлениям недобросовестной конкуренции, а дальше -           
коррупция, поэтому вот такой подход, когда в индивидуальном порядке             
предоставляются льготы, как мне кажется, сам по себе ущербный.                  
                                                                                
Кроме того, сегодня председатель Счётной палаты говорила про индивидуальные     
сметные нормативы, которые были применены на Дальнем Востоке, в результате      
там сейчас по линии Минстроя проводятся следственные мероприятия - так вот      
здесь приблизительно такой же механизм заложен, поэтому, как мне кажется, эту   
поправку уж точно поддерживать не надо.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович Макаров.                                
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо. Попробую быть предельно краток.                          
                                                                                
Что касается нумерации статей, юристы обязательно ещё раз посмотрят, и, если    
вдруг там допущена какая-то ошибка, безусловно, это будет устранено к           
третьему чтению.                                                                
                                                                                
Что касается второго вопроса - я обращаю ваше внимание: поправка 6 как раз о    
том, что должно быть казначейское сопровождение всех средств, которые           
выделяются из бюджета, то есть это то, о чём мы сегодня говорили. Но на         
заседании комитета Татьяна Алексеевна Голикова обратила наше внимание на        
следующее обстоятельство: далеко не все на сегодняшний день технически готовы   
перейти на казначейское сопровождение. Так что, нам из-за того, что кто-то не   
готов, отказываться от общего принципа казначейского сопровождения, а значит,   
контроля за деньгами? Нет! Именно поэтому мы и сказали: казначейское            
сопровождение будет абсолютно общим правилом, но в исключительных случаях не    
министерство, не ведомство, не кто-то другой, а только правительство сможет     
разрешить не переходить на это - вот в чём смысл этой поправки, речь идёт об    
усилении контроля, а не о каких-то льготах или коррупции.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование поправку 4.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                 211 чел.46,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
Ставлю на голосование поправку 6.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              234 чел.52,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    234 чел.                                          
Не голосовало                 216 чел.48,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка 6 также принимается.                                                   
                                                                                
Есть ли замечания по таблице № 2?                                               
                                                                                
Антон Анатольевич Ищенко, пожалуйста.                                           
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Сергей Евгеньевич, убедительная просьба вынести единственную       
поправку из этой таблицы на отдельное голосование.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комментируйте сразу, пожалуйста.                          
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, ну вот вы увидели, что даже с голоса мы         
находим ошибки, которые были сделаны при внесении этих поправок в Бюджетный     
кодекс, и Андрей Михайлович подтвердил, что надо более детально изучать то,     
что вносится.                                                                   
                                                                                
Данную поправку члены Комитета по бюджету и налогам увидели в момент            
голосования, то есть до заседания комитета она не была представлена никому      
абсолютно. Именно поэтому, наверное, у нас возникают такие вот корявые          
законы, которые затем мы каждую неделю вынуждены править. Мы шестьдесят раз в   
году правим Налоговый кодекс, теперь столько же будем править Бюджетный         
кодекс, и всё из-за того, что просто до конца не проработали, депутаты не       
имели возможности ознакомиться с поправками, внести предложения и обсудить на   
пленарном заседании.                                                            
                                                                                
Что касается поправки, которая вынесена на отдельное голосование, из таблицы    
поправок, рекомендованных к отклонению, она предполагает изменение срока        
внесения проекта закона "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период    
2018 и 2019 годов" в 2016 году: не до 1 ноября, как это предлагало              
правительство, а чуть раньше, всего лишь на одиннадцать дней, до 19 октября.    
Это связано с тем, что Дума седьмого созыва приступит к работе с 18 октября,    
после 19 сентября в течение тридцати дней должны собраться, то есть 18          
октября уже будет проведено первое пленарное заседание и депутаты уже смогут    
приступить к обсуждению, к рассмотрению проекта закона о бюджете на 2017 год,   
который внесёт правительство. Мне кажется, что терять вот эти одиннадцать       
дней непонятно по каким основаниям абсолютно неприемлемо.                       
                                                                                
С учётом того что рассмотрение бюджета в Государственной Думе занимает          
полтора месяца, мы, изменив срок, дадим дополнительное время, одиннадцать       
дней, субъектам Российской Федерации, которые смогут свои бюджеты привязать к   
федеральному финансированию, к принятому уже закону о бюджете, всем ГРБС,       
которые будут понимать, на что рассчитывать в 2017 году.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров.                                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Предельно кратко, коллеги.                                        
                                                                                
Антон Анатольевич предлагает лишить парламент права парламентского контроля.    
Как вы помните, дата 1 ноября установлена, чтобы сразу после начала работы      
депутаты Думы седьмого созыва могли рассмотреть основные направления            
налоговой политики, основные направления бюджетной, таможенно-тарифной          
политики, отчёт об исполнении бюджета 2015 года вместе с государственными       
программами, а также поправки к бюджету 2016 года. Для этого, естественно,      
нужен минимальный срок, именно поэтому в проекте закона предлагался срок 1      
ноября. Главное, чтобы правительство смогло учесть в проекте бюджета, который   
будет внесён, наши рекомендации.                                                
                                                                                
Антон Анатольевич предлагает депутатов Думы седьмого созыва этого права         
лишить.                                                                         
                                                                                
Комитет против. Мы рекомендовали эту поправку отклонить.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку, предложенную профильным   
комитетом к отклонению.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за               55 чел.12,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     55 чел.                                          
Не голосовало                 395 чел.87,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклонена.                                                             
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6083 по 6100 из 7547
4-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных    
положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в        
отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против           52 чел.11,6 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    292 чел.                                          
Не голосовало                 158 чел.35,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 297

11.05.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1055875-6 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся сроков внесения и рассмотрения в 2016 году проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1504 по 2060 из 6320
6-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных    
положений Бюджетного кодекса Российской Федерации", первое чтение.              
Докладывает Андрей Михайлович Макаров.                                          
                                                                                
Андрей Михайлович, да, вижу, что бежите. Я уж думал, вы чашечку кофе решили     
выпить после предыдущего законопроекта. Пожалуйста.                             
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию   
предлагаются поправки в Бюджетный кодекс. На самом деле мы уже начали об этом   
сегодня говорить, это поправки, связанные с организацией бюджетного процесса    
как с точки зрения формирования бюджета, так и с точки зрения процесса его      
рассмотрения депутатами Государственной Думы седьмого созыва. По существу, в    
своём выступлении сегодня утром я рассказал, что предстоит сделать депутатам.   
Напомню, что все эти вопросы - рассмотрение основных направлений налоговой,     
бюджетной, таможенно-тарифной политики - это прерогатива депутатов в рамках     
парламентского контроля, в результате мы даём свои рекомендации                 
правительству, а правительство учитывает их при подготовке проекта бюджета.     
                                                                                
Предлагаемая сдвижка по срокам - это не какая-то уступка правительству, это     
не попытка сократить бюджетный процесс, это на самом деле предложение           
полностью реализовать полномочия парламентского контроля. Кто-то предложит:     
может быть, стоит сегодня рассмотреть все эти документы? Понимаете, все         
документы, которые лягут в основу бюджета, я повторяю, того финансового         
плана, что должен обеспечить новую модель экономического развития, должна       
рассматривать Дума, которая будет рассматривать новый трёхлетний бюджет,        
Дума, которая будет рассматривать государственные программы (у неё есть и       
право рассмотреть все государственные программы, которые сегодня, напомню, у    
нас приостановлены, - правительство их только готовит). Таким образом,          
перенос рассмотрения бюджета на один месяц обеспечит работу важнейшего          
механизма, позволит Государственной Думе всё это сделать так, чтобы это не      
превратилось в пустую формальность. Если мы сохраним срок внесения проекта      
бюджета 1 октября, то рекомендации нового парламента просто физически нельзя    
учесть в том проекте бюджета, который будет вноситься, а это бюджет-трёхлетка   
на 2017-2019 годы. Таким образом, данный законопроект направлен в первую        
очередь не просто на сохранение действенного парламентского контроля, а на      
то, чтобы этот механизм начал действовать с первых дней работы                  
Государственной Думы седьмого созыва.                                           
                                                                                
Наконец, не могу не сказать ещё о двух обстоятельствах. Первое - отчёт об       
исполнении бюджета 2015 года. Напомню, что до сих пор в соответствии с          
Бюджетным кодексом мы рассматривали отчёт о кассовом исполнении бюджета, а      
кассовое исполнение - это цифры, просто цифры. Мы принимали закон об            
исполнении бюджета, потому что, строго говоря, обсуждать кассовый отчёт         
бессмысленно. Мы внесли изменения в закон, и теперь одновременно с вопросом     
кассового исполнения бюджета будут рассматриваться результаты выполнения        
государственных программ - и это тоже важнейшее полномочие, которое должна      
реализовать Дума седьмого созыва, не говоря уже о тех поправках к бюджету       
2016 года, которые предстоит рассматривать в октябре. Таким образом, данный     
законопроект обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие парламента с      
правительством на стадии формирования бюджета и его рассмотрения                
Государственной Думой. Комитет по бюджету предлагает поддержать данный          
законопроект.                                                                   
                                                                                
Второе обстоятельство, которое тоже является чрезвычайно важным. Сегодня мы     
столкнулись с тем, что очень много спекуляций относительно сроков, того,        
успеет ли Государственная Дума рассмотреть бюджет. Напомню, что мы с вами       
рассматривали бюджет в этом году и на все три чтения у нас ушло сорок три       
дня. Думаю, что относительно бюджетного процесса как такового у нас есть        
только одно ограничение: бюджет должен вступать в силу примерно до 20           
декабря, то есть десять дней надо оставлять на то, чтобы правительство,         
Министерство финансов могло осуществить бюджетную роспись, чтобы необходимые    
средства были направлены в регионы. Безусловно, Государственная Дума в силах    
выполнить эту работу абсолютно качественно, так, как мы всегда работаем над     
бюджетом, и абсолютно в те сроки, которые устанавливаются.                      
                                                                                
В данном случае комитет по бюджету предлагает не просто рассмотреть этот        
законопроект и поддержать его в первом чтении, но и сделать так, чтобы он был   
рассмотрен до конца мая в целом. Мы предлагаем установить срок представления    
поправок до 18 часов воскресенья и готовы выслушать предложения депутатов       
всех фракций, направленные на улучшение этого процесса. Мне кажется, на самом   
деле в этом действительно заинтересованы депутаты всех фракций.                 
                                                                                
Комитет по бюджету предлагает поддержать данный законопроект.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, вопросы. Прошу записаться.                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Андрей Михайлович, правильно ли я понимаю, что внесение этого         
законопроекта как раз связано с переносом срока выборов и мы сегодня на самом   
деле лишаем Думу возможности вообще нормально знакомиться со всеми бюджетными   
проектировками?                                                                 
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Вы неправильно понимаете, Николай Васильевич. Я хотел бы          
повторить слова, которые уже произнёс в этом зале, и, судя по всему, эти        
слова правильно было бы повторить не только для депутатов, но и для             
избирателей: мы являемся депутатами Государственной Думы до того момента,       
пока депутаты нового созыва Государственной Думы не сядут в этом зале вместо    
нас, поэтому функцию парламентского контроля, обязанность принимать участие     
как в подготовке проекта бюджета, так и в его рассмотрении никто с нас не       
снимал. А если вам придётся уделять этому время, отрываясь от избирательной     
кампании, - ну что ж, избиратели, я уверен, обязательно поймут и оценят, что    
вы в ущерб собственной избирательной кампании работаете в их интересах, а не    
собственных. Это первое.                                                        
                                                                                
Второе, что хотел бы сказать. Вот вы говорите, что нет возможности              
ознакомиться с проектировками, - мы можем ознакомиться со всеми                 
проектировками, со всеми материалами, с кассовым исполнением бюджета, мы        
получаем данные практически в ежедневном режиме, и этот материал доступен       
каждому депутату. На самом деле никогда не было такой открытости бюджетного     
процесса и всех экономических инициатив, которые предлагаются,                  
законопроектов, которые вносятся, и это установили мы с вами в рамках           
созданного механизма парламентского контроля. По всем этим вопросам мы          
получаем заключения Счётной палаты, и на вопросы, которые вы задаёте сейчас,    
вы можете получить ответы 18-го числа в отчёте Татьяны Алексеевны Голиковой.    
                                                                                
Что касается связи этого законопроекта с выборами, то здесь связи нет. Связь    
только одна - он лишний раз доказывает, что мы приняли абсолютно правильное     
решение, когда сказали, что на рассмотрение бюджета Государственной Думой -     
два месяца. Если вы помните, раньше выборы были в декабре, в начале декабря,    
и двухмесячный процесс избирательной кампании у нас совпадал с бюджетным        
процессом - во-первых, это привело бы к тому, что в этом зале сидело бы ещё     
меньше народу, чем сидит сейчас, а во-вторых, обсуждение проекта бюджета        
превратилось бы в парад популизма вместо обсуждения проблем избирателей.        
                                                                                
В данном случае, к моему глубочайшему сожалению, я вынужден констатировать      
тот редкий случай, когда вы неправильно понимаете.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Уважаемый Андрей Михайлович, мне кажется, одной из самых сильных сторон         
настоящего законопроекта является то, что он действительно позволяет в этом     
году реализовать полномочия парламентского контроля и сохранить его             
действенность. Но у моих коллег всё-таки возникали вопросы: вот эта модель,     
которая предлагается в особых условиях, всё-таки предлагается исключительно     
для этого года? В следующем году она не может появиться, если как-то            
по-другому сложится процесс принятия тех законопроектов, которые дают           
возможность действительно реализовать одну из наших главных функций -           
парламентский контроль?                                                         
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, спасибо за вопрос и, кстати, спасибо за оценку           
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Я хотел бы ещё раз сказать: это связано только с данным, конкретным случаем.    
Безусловно, это не может быть общим режимом, и я думаю, что вы, Александр       
Георгиевич, как никто, знаете, что такое вместо шестидесяти дней,               
предусмотренных Бюджетным кодексом, рассматривать проект бюджета за сорок три   
дня без потери качества рассмотрения. Естественно, это конкретное решение       
предлагается для выполнения конкретных задач.                                   
                                                                                
Я повторяю, коллеги, очень важно, чтобы депутаты нового созыва                  
Государственной Думы могли определять экономическую политику государства,       
могли определять, каким образом финансово обеспечить переход на новую модель    
экономического развития, - о необходимости этого говорят все депутаты всех      
фракций, - и мы должны вооружить их теми инструментами, которые позволят им     
это эффективно сделать. В данном случае данный законопроект, безусловно,        
принимается для рассмотрения проекта бюджета 2017-2019 годов осенью этого       
года и общего значения не имеет.                                                
                                                                                
Более того, сразу хочу сказать, что поступали предложения от коллег: не надо    
ли нам предусмотреть какие-то дополнительные механизмы, чтобы не возникало      
проблем при исполнении бюджета, - ко второму чтению обязательно все эти         
предложения рассмотрим. Ещё раз говорю: если у кого-то есть какие-то            
опасения, давайте рассмотрим всё это в рамках поправок ко второму чтению.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы все заданы. Кто хотел бы выступить, коллеги, прошу записаться.          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, мы постоянно говорим, что закон о           
федеральном бюджете на следующий год - это главный закон, принимаемый Думой в   
течение года, поэтому мы должны к нему относиться с особым вниманием, с         
особым пиететом, с особым подходом. И мне кажется, что Андрей Михайлович и в    
своём утреннем выступлении, и сейчас в докладе достаточно резонно и точно       
изложил аргументы, доказывающие, что в этом законопроекте есть своя логика,     
есть, если хотите, свой технократический, прагматический подход, и, в общем,    
если следовать этой логике, то он заслуживает принятия. Особенно это касается   
парламентского контроля, и я признателен Андрею Михайловичу за то, что он       
подтвердил, что мы в значительной мере делаем это ради того, чтобы и в этом     
году парламентский контроль был.                                                
                                                                                
И вроде бы этого достаточно для принятия законопроекта, однако не хотел бы      
сейчас ставить точку, прекращать дискуссию, потому что на любой документ        
всегда можно смотреть разными глазами, в том числе другими глазами могут        
смотреть на этот документ оппозиционные парламентские фракции. Часто, когда     
иду выступать, я, будучи членом фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", думаю, какие     
тезисы привести и как отнестись к тому или иному явлению, вспоминаю             
выступление нашего президента - я думаю, неоднократно это в зале упоминалось    
- о том, что оппозиция как раз нужна и к ней всегда будут прислушиваться,       
если она содержательно критикует те или иные действия или бездействие власти,   
причём на любом уровне; такой диалог, такое партнёрство всегда полезно, а не    
просто необходимо любой стране, в том числе и нашей. Всегда был с этим          
согласен, этим в своей жизни буду руководствоваться. Но когда я говорю о        
критике, когда мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", критикуем, то мы и            
предлагаем. Мы не просто говорим: это плохо - мы говорим, что надо сделать      
по-другому, как сделать лучше. Вот сейчас я не готов сказать, как сделать       
по-другому, но не могу не поделиться с вами своей болью, своими переживаниями   
по поводу тех рисков, которые могут возникнуть в случае принятия настоящего     
закона.                                                                         
                                                                                
Ну, во-первых, всё это очень похоже на то, что было в сентябре прошлого года    
(я этой ночью посмотрел стенограммы наших заседаний 18 и 25 сентября): 18       
сентября выступает министр Силуанов, 25 сентября, говоря словами коллеги        
Кашина, "как рояль в кустах", появляется председатель Счётной палаты            
Голикова, и министр Силуанов... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - добавьте время.                              
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Мы принимаем поправки, принимаем законопроект во втором и в    
третьем чтениях, принимаем в итоге ряд решений, в том числе и по вопросу о      
возможности переноса срока внесения правительством проекта бюджета на           
двадцать пять дней, - много аргументов приводилось... Они актуальны и сейчас,   
но есть и некоторые различия.                                                   
                                                                                
Вот сейчас Андрей Михайлович нам сказал, что времени для рассмотрения бюджета   
хватит, мы должны поработать. Но различие заключается в том, что нам,           
депутатам этого созыва, этого времени, пожалуй, хватило бы, хотя это далось     
бы непросто, через здоровье, через сидение днями и ночами, в течение            
упомянутых сорока трёх дней, но Дума-то следующей осенью будет другая. Андрей   
Михайлович сейчас сказал, что депутаты седьмого созыва будут делать то же       
самое, - вот не знаю...                                                         
                                                                                
В газете "Известия" за 27 апреля в статье «"ЕДИНАЯ РОССИЯ" готовится к          
значительному обновлению думской фракции» приводятся слова Сергея Неверова о    
том, что - к сожалению моему - не менее половины членов фракции "ЕДИНАЯ         
РОССИЯ" будут новыми, другими. Заменят ли новые тех, кого я вижу перед собой?   
Вот я считаю, что не заменят.                                                   
                                                                                
Можно быть прекрасным учителем арабского языка или прекрасным специалистом в    
области геодезии и, придя сюда осенью, начать что-то принимать в течение        
сорока трёх дней, но, знаете, из этого всё-таки может получиться простой        
обычный одобрямс. Здесь же речь идёт не о том, кто быстрее руку поднимет,       
здесь речь идёт о том, что проект бюджета - закон номер один и мы должны        
внимательно, вдумчиво к этому относится.                                        
                                                                                
Депутаты седьмого созыва, депутаты, которые придут после нас, наверное, будут   
умнее, будут талантливее, но кое-чему им надо будет научиться. Я уверен, что    
они научатся за два-три года, за четыре года, но есть риск, риск того, что      
практически в следующей Думе не обсудят по-настоящему, как мы это умеем, как    
это делается в нашем бюджетном комитете, проект бюджета на 2017 год. Это        
первый риск.                                                                    
                                                                                
Второй риск понятен. Сейчас Андрей Михайлович сказал, что на наше место         
придут новые коллеги, наши преемники, а я могу сказать вам, что ведь и Андрей   
Михайлович тоже человек: допустим, завтра, в следующем созыве он может          
согласиться стать вице-спикером, завтра его дипломатические таланты могут       
быть использованы на дипломатической работе, в сфере депутатской, но по линии   
международных экономических организаций, наконец, как, мы знаем, было в этом    
году, его может настичь хворь, и при отсутствии боевого председателя, при       
отсутствии коллег-депутатов, ядра бюджетного комитета, мы можем получить, к     
сожалению, проблему. Я это говорю, конечно же, с болью. И как эту проблему      
решить? Давайте всё-таки вместе думать, чтобы одобрямса не получилось.          
                                                                                
В заключение не могу не сказать, что, конечно, этот законопроект - подарок      
правительству. А вот воспользуется ли правительство этим подарком и если да,    
то как - не знаю. Времени не хватает, но напутствие, которое дал Андрей         
Макаров правительству, чтобы они в течение месяца занимались делом, а не        
пикировались со СМИ, я думаю, остаётся актуальным.                              
                                                                                
Вот что я хотел до вас донести от имени фракции. Спасибо.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ищенко Антон Анатольевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, поражаешься мастерству ораторского искусства докладчика:     
мы сегодня с вами стали свидетелями такой постановки вопроса... Да, на          
проблему можно посмотреть с разных сторон.                                      
                                                                                
Андрей Михайлович говорит, что законопроект, который предлагают сегодня         
Правительство Российской Федерации и сам Андрей Михайлович, абсолютно           
увязывается с бюджетным процессом, очень гармонично вписывается в               
законодательство, даёт Государственной Думе седьмого созыва возможность         
поучаствовать в разработке бюджета на 2017-й и плановый период 2018-2019        
годов. Но в предыдущие годы мы работали абсолютно в другом порядке: мы каждый   
год самостоятельно вносили предложения в бюджет на следующий год в              
соответствии с тем порядком, который предусмотрен Бюджетным кодексом. И когда   
на заседании комитета мы задали вопрос Андрею Михайловичу, можем ли мы          
считать, что депутаты уже седьмого созыва с доверием отнесутся к тому, что      
кто-то из депутатов шестого созыва отстаивал основные характеристики и          
параметры бюджета на 2017 год при взаимодействии с правительством в 2016        
году, Андрей Михайлович сказал, что да, конечно, депутаты имеют право           
взаимодействовать с правительством и отстаивать свою позицию при формировании   
этого бюджета. Но, таким образом, получается, что, не доверяя всем депутатам    
шестого созыва участвовать в разработке этого бюджета... мы создаём ситуацию,   
при которой будущие депутаты будут его рассматривать фактически в режиме        
цейтнота, буквально за несколько дней, практически не вникая в суть вопроса,    
доверяясь тем депутатам, которые в шестом созыве участвовали в формировании     
его основных параметров. Изменить в этом бюджете уже будет ничего нельзя, мы    
все это прекрасно понимаем, никаких поправок серьёзных внести уже не            
получится, потому что не будет отработана ни налоговая политика, ни             
таможенная политика, денежно-кредитная политика толком не будет увязана с       
параметрами этого бюджета.                                                      
                                                                                
Поэтому ни о каком парламентском контроле тут говорить не нужно. Мы с вами      
стали свидетелями фактически еженедельного изменения налогового                 
законодательства, а теперь и бюджетного законодательства. В этом году в         
очередной раз отменили рассмотрение государственных программ. Изменён закон     
"О стратегическом планировании...", и мы говорим, что не нужно теперь           
создавать эти программы стратегического планирования, по крайней мере в         
ближайшей перспективе. Так о каком парламентском контроле можно говорить?       
                                                                                
И когда мы читаем отчёт Счётной палаты, мы можем констатировать единственное    
- ничего у нас не бьётся: государственные программы не бьются с исполнением     
бюджета, нет у нас стратегии, соответственно, и никаких целевых показателей     
нет... (Микрофон отключён.)                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. ...к которым можно было бы привязать вопросы исполнения бюджета.   
Поэтому говорить о повышении эффективности парламентского контроля - как        
минимум это не соответствует действительности, давайте называть вещи своими     
именами.                                                                        
                                                                                
Вот если бы прислушались к мнению оппозиции, если бы подумали о том, что        
необходимо всё-таки нормализовать процессы и бюджетного законодательства, и     
налогового законодательства, не надо было бы ежегодно изменять нормы            
Бюджетного кодекса, перенося разрешённые сроки изменения налогового             
законодательства перед рассмотрением бюджета. Надо было делать день единого     
голосования весной, как мы вам и предлагали, скажем 25 апреля, и не было бы     
вот этой постоянной чехарды с предложениями об изменении и бюджетного, и        
налогового законодательства. Надо оставить единую норму об изменении            
налогового законодательства - раз в год, и, как это прописано в Бюджетном       
кодексе, до 1 сентября все нормы налогового законодательства должны быть уже    
приняты. И надо вернуть в первоначальный вид закон "О стратегическом            
планировании...", государственные программы надо обсуждать здесь, и налоговую   
политику надо обсуждать депутатам шестого созыва, для того чтобы мы с вами      
смогли выработать основу для депутатов седьмого созыва, чтобы они уже могли     
оценить те предложения, которые вносит правительство. Я уверен, что, если бы    
всё-таки парламентское большинство прислушалось к нашим предложениям, мы не     
получили бы вот такого негатива со стороны предпринимателей и населения.        
                                                                                
Мы говорили сегодня про повышение акцизов, что эти деньги пойдут на             
строительство дорог и так далее, но вот президент поставил задачу к 2022 году   
увеличить в 2 раза количество дорог, увеличить темпы строительства дорог. Ну    
разве мы выполним его поручение? Не выполним, потому что налоги повышаются,     
несмотря на то что по налоговой политике у нас не было повышения акцизов в      
2016 году на 2 рубля и на 1 рубль, а дороги не строятся, только разрушаются и   
никаких мер в связи с этим не принимается.                                      
                                                                                
Вот в том постановлении, которое сегодня Государственная Дума будет             
принимать, о законе об изменении пропорций зачисления акцизов в бюджеты,        
первоначально были слова о том, чтобы дать поручение правительству мониторить   
вопрос собираемости этих акцизов и решить вопрос с созданием механизмов         
сдерживания увеличения задолженности субъектов Российской Федерации, дать       
возможные дополнительные источники пополнения бюджетов регионов Российской      
Федерации. К сожалению, вчера при рассмотрении постановления комитетом эти      
слова были вычеркнуты, почему-то думское большинство, которое представлено в    
комитете, проголосовало против. Мне кажется, это абсолютно неправильный         
подход, и те задачи, которые ставит президент, надо не просто на словах с       
трибуны декларировать, а надо решать на деле. В том виде мы, может быть, и      
поддержали бы... может быть, даже и поддержим этот закон, но только при том     
условии, что правительство возьмёт на себя весь груз ответственности за те      
решения, которые принимаются на самом высоком уровне: это и строительство       
дорог, это неизменение налогового законодательства в четырёхлетний период и     
это всё-таки реальное решение вопросов в социальной сфере без залезания в       
карман наших налогоплательщиков.                                                
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, на самом   
деле Андрей Михайлович - он даже заулыбался - прекрасно понимает, что           
внесение этого законопроекта связано прежде всего с изменением даты выборов,    
и это является главной причиной.                                                
                                                                                
Второе. Мы с вами должны понимать, когда мы тут пафосно обосновываем            
несуразицы, а это здесь, в этом зале, могут делать одинаково успешно, и         
охаять, и восхвалить, несколько человек, и Андрей Михайлович - в первой         
тройке... Но я хотел бы, Андрей Михайлович, вам напомнить, что у нас за это     
время произошло, каковы наши "достижения". У нас государственный долг вырос в   
2 раза, на обслуживание государственного долга мы с вами сегодня тратим         
больше, чем на образование и ЖКХ, вместе взятые, и эта сумма увеличивается; у   
нас долги субъектов Федерации на 1 марта составляли 2 триллиона 407             
миллиардов; у нас заморожено 9 тысяч строек на 2 триллиона; у нас долги         
сельского хозяйства - ещё 2 триллиона. Если и дальше продолжать эту печальную   
традицию... Я вам хочу сказать, что МЭРТ в своих опусах обозначил, что объём    
пенсионных выплат в этом году надо снизить на 4,8 триллиона, это при том,       
что, по данным министерства труда, у нас на данный момент 20 миллионов          
человек официально находятся ниже черты бедности, и их число за год             
увеличилось на 3 миллиона. У нас идёт реальное падение денежных доходов. Это    
всё наши с вами "достижения"! Посмотрите, что делают советники наши и           
"друзья", - они ведь во все кризисы увеличивают бюджетные расходы и снижают     
процентные ставки, чего не делает ни Центробанк, ни Минфин, мы же продолжаем    
следовать их советам по таргетированию, сжатию денежной массы и инфляции,       
искусственно убивая то, что ещё шевелится!                                      
                                                                                
Таким образом бюджетный процесс - это дело серьёзное, и сокращение сроков       
рассмотрения бюджетного процесса неизбежно приведёт к снижению качества         
бюджетного проектирования. Об этом вам даже сказали на саммите председателей    
центробанков и министров финансов в Шанхае, где указали, что бюджет на один     
год принимать могут вообще только слабо развитые страны и надо рассматривать    
хотя бы на три года. Вот мы с вами сейчас пытаемся вернуться к трёхлетнему      
бюджетированию, но, с учётом того что мы бюджет пересматриваем по пять-восемь   
раз в год, у нас получается чисто ручное управление. МЭРТ вот здесь предложил   
- и вы согласовали - перенесение введения в действие закона "О стратегическом   
планировании..." до 2019 года. Поэтому пафос, он, может, и уместен, но,         
конечно, не в этой ситуации, когда мы находимся в жесточайшем кризисе.          
                                                                                
Если вы ещё посмотрите структуру ВВП за прошедшие пять лет, как она             
изменилась и в какую сторону что полезло, то увидите: основной растущий         
показатель в структуре ВВП - это финансовая деятельность и услуги, а не         
обрабатывающие отрасли, не сельское хозяйство. Доля сельского хозяйства в 4     
раза меньше дали финансовой деятельности и услуг, и, хотя мы тут трубим о       
том, что сельское хозяйство у нас локомотив, денег ему не даём.                 
                                                                                
Разговоры о снижении налоговых нагрузок. У нас, вообще-то, кроме добывающих     
отраслей... обрабатывающие отрасли находятся в сверхжёстких налоговых           
условиях, поборы сверхзавышенные: до 57 процентов нагрузка на обрабатывающие    
предприятия! Да, у нас "Газпром", у нас "Роснефть", у нас есть другие           
сырьевые компании, и для них нагрузка значительно ниже, она соответствует       
европейским налоговым нагрузкам, но как же мы можем восстановить                
конкурентоспособность при обозначаемой в течение пятнадцати лет модернизации,   
желании модернизации, если мы налоги не снижаем?! И вообще, уже и в послании    
шла речь о том, чтобы ввести лет на пять мораторий на изменение налоговой       
политики. Я уверен, что ни один предприниматель, ни один руководитель на        
Западе не смог бы работать в наших условиях, когда мы берём и даже в течение    
года меняем налоги, да ещё налоговая служба меняет внутренние документы и       
потом задним числом начинает изымать и без того скудные ресурсы у предприятий   
и организаций.                                                                  
                                                                                
Так что пафос здесь неуместен. Мы считаем, что в данной ситуации неизбежно      
рассмотрение бюджета, потому что кто бы тут чего ни говорил, какие бы тут       
сверххорошие депутаты ни пришли, но любой депутат - на себя посмотрите -        
первые полгода будет адаптироваться к климату, и то если ходит регулярно, а     
если человек не ходит регулярно, то он может и год не понять, куда он попал.    
Почему? Потому что одновременно надо и читать, и слушать, и разговаривать, и    
ещё слышать соседа. Первый год, конечно, депутаты будут входить в курс дела.    
Любому руководителю, который приходит на новое место, нужен примерно год,       
чтобы понять, куда он попал и какие рычаги реально у него есть.                 
                                                                                
В данной ситуации мы, конечно же, опять идём на поводу у правительства,         
которое... Вы тут рассказываете о парламентском контроле, а мы с вами даже не   
можем проверить госкорпорации, которые наделали долгов, а распоряжаются         
ресурсами большими, чем федеральный бюджет! Мы с вами не можем ограничить       
аппетиты топ-менеджеров госкорпораций. К чему я это говорю? Это как раз         
дополнительные доходы, которые можно изыскать для федерального бюджета. Я вам   
могу сейчас дать топ-100 госкорпораций и акционерных обществ с госучастием -    
вы только посмотрите, какие там заработные платы! Только так можно в бюджет     
серьёзные деньги привлечь. А если вы посмотрите, как и под что берутся          
кредиты и как на депозитах ещё повышают дивиденды, то увидите, что это вообще   
дурдом "Ромашка"!                                                               
                                                                                
Мы не будем голосовать за этот законопроект, потому что убеждены, что в         
данной ситуации депутаты никакого парламентского контроля не осуществляют, а    
просто выполняют волю правительства, которое навязывает нам её постоянно. Мы    
сегодня марионетки у правительства, и именно поэтому мы не выполняем            
поручений президента в законодательном плане.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Михайлович, прошу вас.                                                   
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Извините, шёл     
медленно, потому что не успевал всё записать за Николаем Васильевичем.          
                                                                                
Естественно, обращу ваше внимание на то, что Николай Васильевич пошёл на        
признание, которое редко услышишь в период избирательного процесса, - он        
сказал, что является марионеткой у правительства. Я должен сразу сказать, что   
я марионеткой...                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Нет, вы сказали: "Мы... марионетки у правительства". Я не знаю,   
имели вы в виду себя или свою фракцию, но я знаю, что мы не марионетки у        
правительства! Это я говорю от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая будет     
поддерживать данный законопроект.                                               
                                                                                
Следующий вопрос, который на самом деле тоже очень важный. Сейчас прозвучало    
- мы все слышали, - что всё плохо. Это Николай Васильевич следует давней        
традиции. Была такая замечательная книжка "Физики шутят", вот сосед Николая     
Васильевича наверняка её читал и очень любит. Там как раз говорится, что        
диссертация может быть ограничена только размером всего того, что до сих пор    
написал диссертант. Вот Николай Васильевич, выступая по любому вопросу,         
обычно излагает всё, что до сих пор говорил, даже не относящееся к этому        
вопросу. Сегодня Николай Васильевич говорил, что в Государственной Думе не      
много людей, которые блестяще выступают пафосно, а я хотел бы сказать, что в    
Государственной Думе много людей, которые пафосно выступают по существу, а      
количество людей, которые выступают пафосно не по существу, действительно       
ограниченно. Николай Васильевич, вы претендуете на первенство!                  
                                                                                
Так вот, уважаемые коллеги, давайте вернёмся к законопроекту. Какие проблемы    
в экономике, в этом зале звучало. Говорят, что у нас нет парламентского         
контроля - посмотрите, пожалуйста, отчёты Счётной палаты по каждому вопросу,    
в том числе и по госкорпорациям (если вы ими не пользуетесь, так это,           
простите, ваша проблема, а не проблема того, что нет парламентского             
контроля!), и посмотрите любое заключение комитета по бюджету - эти два         
документа, простите, составят экономическую основу вашей партии неизмеримо      
более критическую, зато более реалистическую, чем то, что там сейчас            
написано!                                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, хотел бы обратить ваше внимание: речь идёт о том, как        
организовать бюджетный процесс седьмой Государственной Думы, - это то, что мы   
должны сделать для своих преемников. Мы так считаем, в отличие от коллег,       
которые здесь выступали, - и Николая Васильевича, и Александра Георгиевича,     
который, к сожалению, тоже сказал, что не очень верит в тех, кто сюда придёт.   
Но знаете, получается, что мы не верим избирателям, к которым сегодня           
обращаемся и просим, чтобы они нас поддержали! Коллеги, давайте всё-таки        
договоримся, что тех, кто придёт в этот зал, будем определять не мы с вами, а   
избиратели, а для тех, кого они изберут, мы должны создать оптимальный режим,   
чтобы они могли нормально работать.                                             
                                                                                
Николай Васильевич произнёс ещё одну гениальную фразу - вот, записал за ним:    
"Первые полгода они будут привыкать к климату". Николай Васильевич, а вы,       
когда пойдёте к избирателям, скажите им, что первые полгода те, кого они        
изберут и пошлют сюда, будут привыкать к климату, а потом добавьте через        
паузу, как вы сделали это сегодня: "а то и целый год". Вот тогда посмотрим,     
что по этому поводу скажут избиратели!                                          
                                                                                
А теперь к сути законопроекта. Уважаемые коллеги, на самом деле цель этого      
законопроекта - обеспечить рациональное рассмотрение и формирование бюджета.    
Наши коллеги, перед тем как рассматривать бюджет, должны рассмотреть все те     
документы, о которых мы говорили, должны войти в курс дела. Нам говорят, что    
основные направления налоговой политики должна рассматривать Дума шестого       
созыва, но мы их рассматривали четыре раза, и все они на три года, поэтому на   
самом деле наши мысли по поводу того, какой должна быть налоговая политика,     
какой должна быть бюджетная политика, мы с вами уже высказали. Сейчас очень     
важно обеспечить, чтобы те, кто будет рассматривать трёхлетний бюджет -         
заметьте, трёхлетний и однолетний бюджеты, - могли не просто ознакомиться с     
этими материалами, но и высказать мысли и соображения, которыми с ними          
поделятся избиратели на выборах. И предлагать лишить их этого права - значит    
лишить избирателей права быть услышанными в этом зале, в Думе седьмого          
созыва. Государственная Дума должна принять этот закон - вот это                
ответственная позиция!                                                          
                                                                                
Когда говорят о том, что всё плохо... Я понимаю, для кого-то надежды на         
выборах связаны с тем, чтобы заморочить людям головы и рассказать, как всё      
сейчас плохо. Мы рассказываем людям, что можно сделать для того, чтобы их       
жизнь становилась лучше, - и обеспечиваем это. Вот то, что предлагает           
Государственная Дума, то, что предлагает фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", то, что мы    
сегодня рассматриваем, - это вопрос о том, как сделать жизнь избирателей        
лучше, и на самом деле это единственно возможная ответственная позиция. А       
пафос... Вы знаете, у кого пафос, а у кого болтовня - оценят избиратели, и      
те, кто придёт сюда осенью, тоже смогут это оценить.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5226 по 5242 из 6320
6-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных    
положений Бюджетного кодекса Российской Федерации", первое чтение.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.64,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    292 чел.                                          
Не голосовало                 158 чел.35,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.