Заседание № 205
О проекте федерального закона № 105452-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (в части, касающейся имущественных прав на программу для электронных вычислительных машин и базу данных).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Рассматриваем пункт 3 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Докладчик - заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Юдин Владимир Иванович. Пожалуйста, Владимир Иванович, с места. Включите микрофон депутату Юдину. ЮДИН В. И., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Данный проект закона рассмотрен комитетом. Имеется заключение Правового управления, замечаний нет. Предлагается данный законопроект принять в третьем чтении. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Г. В. Боос ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. Выносим на "час голосования".
Коллеги, ставится на голосование пункт 3 повестки дня. Докладчиком был Владимир Иванович Юдин. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Ставлю на голосование. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 22 сек.) Проголосовало за 400 чел. 88,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел. 11,1% Результат: принято Принимается.
Заседание № 200
О проекте федерального закона № 105452-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (в части, касающейся имущественных прав на программу для электронных вычислительных машин и базу данных).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению пункта 4 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Доклад заместителя председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Юдина Владимира Ивановича. Пожалуйста, Владимир Иванович. ЮДИН В. И., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые депутаты, вашему вниманию от имени Комитета по экономической политике и предпринимательству предлагается проект федерального закона № 105452-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", внесен Правительством Российской Федерации. Целью законопроекта является приведение Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части, касающейся отнесения к ведению Российской Федерации правового регулирования интеллектуальной собственности, с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", с принятыми позднее нормативными актами, а также соблюдение требований соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности для выполнения обязательных условий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Речь идет о предоставлении государству прав на программы для электронных вычислительных машин и баз данных, созданных при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд и государственных нужд субъектов Российской Федерации. Законопроект возлагает функции агентства по правовой охране программ для ЭВМ и баз данных и топологии интегральных микросхем на федеральные органы исполнительной власти в области патентов и товарных знаков на Российское агентство по патентам и товарным знакам. Законопроектом предусмотрено включение в закон новой статьи, предусматривающей предоставление национального режима иностранным гражданам и юридическим лицам в соответствии с международными договорами Российской Федерации, что обеспечивает соответствие закона соглашению TRIPS и принципу взаимности. Ко второму чтению приняты поправки, носящие юридико-технический характер. Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендует принять законопроект во втором чтении, приняв таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, и таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Президента? Представитель Правительства? Есть ли замечания по таблице 1 поправок, рекомендуемых к принятию? Нет? Кто за то, чтобы принять таблицу 1 поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 09 сек.) Проголосовало за 332 чел. 73,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел. 26,2% Результат: принято Принимается. Переходим к рассмотрению таблицы 2 поправок. Есть ли замечания по таблице 2 поправок? Нет? Кто за то, чтобы принять таблицу 2 поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 53 сек.) Проголосовало за 330 чел. 73,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел. 26,7% Результат: принято Ставлю на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Кто за это предложение? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 28 сек.) Проголосовало за 369 чел. 82,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел. 18,0% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 139
О проекте федерального закона № 105452-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (в части, касающейся имущественных прав на программу для электронных вычислительных машин и базу данных).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГЛАЗЬЕВ С. Ю., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, вчера у нас в очередной раз остались не рассмотрены четыре законопроекта по интеллектуальной собственности, внесенные Правительством, и мы вчера договаривались с господином Аверченко, что они будут рассмотрены в первоочередном порядке сегодня, потому что они уже кочуют не первый день. Это важные законы, внесенные Правительством. Просьба поставить их сразу после отклоненных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Номера какие у них, скажите, пожалуйста, Сергей Юрьевич. ГЛАЗЬЕВ С. Ю. С 17-го по 20-й. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С 15-го? ГЛАЗЬЕВ С. Ю. С 17-го. Пункты 17, 18, 19, 20. До 20-го включительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С 17-го по 20-й - после отклоненных.
Пожалуйста, Сергей Юрьевич Глазьев. Предложение пункты с 17-го по 20-й рассмотреть сразу после отклоненных законов. Обоснуйте, пожалуйста, Сергей Юрьевич. ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Дело в том, что эти законы, внесенные Правительством, уже много дней кочуют из повестки в повестку, руководители ведомств сидят с утра до вечера. Вчера мы договаривались, что они будут сегодня рассмотрены в первоочередном порядке, поскольку мне не дали возможности выступить по ведению тогда и продлить срок рассмотрения законов. Поэтому у меня просьба рассмотреть их сегодня утром или в крайнем случае определить какое-то фиксированное время и четко его соблюсти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение работать до 15 часов, на один час только объявить перерыв и в этот час рассмотреть ваши законы. Не против? Вы принимаете мое предложение? Не принимаете. Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы рассмотреть пункты 17, 18, 19 и 20 по предложению депутата Глазьева до "правительственного часа"? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уже началось голосование... Остановите, пожалуйста, голосование. Пузановский, по мотивам. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г., депутатская группа "Народный депутат". И одновременно по ведению. Я поднимал по этому поводу руку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, Адриан Георгиевич, я не увидела. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы сегодня проводим дополнительное пленарное заседание. Для дополнительных пленарных заседаний нужен свой регламент. Раз мы собираемся дополнительно, нужно без обсуждения, без внесения изменений в повестку, сразу приступать к тому, что составлено. И второе, по мотивам голосования. Уважаемая Любовь Константиновна, в Конституции, в статье 104, нигде не записано о каких-то приоритетах в законодательной инициативе. Мы наделены равными правами в законодательной инициативе. В соответствии с этим порядок законов первого чтения должен прописываться в соответствии с датой внесения и тот закон, который раньше внесен, должен быть на более высокой позиции. И надо поломать эту устойчивую традицию по ломке повестки дня в силу каких-то непонятных правил и приоритетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Адриан Георгиевич, но мы не можем не поставить на голосование предложение депутата. По мотивам - Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я хочу напомнить, что представители Роспатента для выступления по четырем правительственным законопроектам, о которых сказал депутат Глазьев, уже три раза приезжали в Государственную Думу. Их законопроекты стояли в повестке, но не были рассмотрены. Всё руководство ведомства находилось здесь по нескольку часов в каждый из этих приездов в Государственную Думу. Мы всегда идем навстречу региональным законодателям, приспосабливаемся и ставим на фиксированное время рассмотрение внесенных ими законопроектов, поскольку понимаем, как сложно им добираться до Москвы, оставаться здесь лишние дни. Я прошу так же отнестись и к представителям, к руководству федеральных органов исполнительной власти, потому что, вы понимаете, это в известной степени осложняет работу этих органов. Мы убедительно просим вас поддержать наше предложение и поставить данные четыре законопроекта на 17.30. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, найден компромисс. Кто за предложение Глазьева, чтобы рассмотреть законопроекты из пунктов 17, 18, 19, 20 в 17.30, в фиксированное время? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 55 сек.) Проголосовало за 335 чел. 100,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 335 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Решение принимается.
Пункт 17 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя генерального директора Российского агентства по патентам и товарным знакам Николая Васильевича Богданова. Пожалуйста. БОГДАНОВ Н. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель генерального директора Российского агентства по патентам и товарным знакам. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я просил бы дать мне возможность в целях экономии времени сделать один доклад сразу по четырем законопроектам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, это ваше право. БОГДАНОВ Н. В. Спасибо. Правительство Российской Федерации предлагает к рассмотрению и принятию четыре проекта федеральных законов, направленных на внесение изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации, в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", в Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем" и в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Указанные законы действуют с 1992 года. За время их действия накоплен значительный опыт правоприменения. Изменилось за это время законодательство Российской Федерации, были приняты Гражданский кодекс и Конституция. Российская Федерация присоединилась ко многим международным соглашениям в этой области. И всё это потребовало внесения поправок в действующие законы. Поправки, направленные на приведение Патентного закона и Закона "О товарных знаках..." в соответствие с международными договорами и стандартами европейского патентного права и европейского права о товарных знаках, обеспечивают выполнение Россией взятых на себя международных обязательств и необходимых условий присоединения к Всемирной торговой организации. В частности, в поправках к Закону "О товарных знаках..." содержатся нормы о предоставлении дополнительной охраны товарного знака, об указании мест происхождения крепких спиртных напитков и вин, об установлении дополнительной меры защиты прав владельцев товарных знаков в виде требования об изъятии из хозяйственного оборота контрафактных товаров и ряд других норм. Всё это косвенно направлено на защиту потребителей. В Патентный закон вносятся поправки, касающиеся возможности продления срока действия патентов в области фармацевтики и агрохимии, чего, кстати, давно уже ждут соответствующие правообладатели. Другая группа поправок связана с исправлением обнаруженных неточностей формулировок и нерационального регулирования в законах ряда вопросов, а также с приведением закона в соответствие с действующим законодательством. В частности, одна из поправок к Патентному закону предусматривает возможность возобновления рассмотрения старых, поданных еще в Советском Союзе, заявок на изобретения. По этому вопросу в патентные ведомства постоянно поступают многочисленные обращения изобретателей. Еще одна группа поправок направлена на устранение пробелов в правовом регулировании, обнаруженных при правоприменении. К этой группе относятся два предлагаемых дополнения в Патентный закон, призванных обеспечить баланс интересов всех участников создания и использования объектов промышленной собственности, включая инвесторов, в том числе государство. Первое дополнение направлено на урегулирование вопроса о праве на объекты промышленной собственности, созданные работником с использованием опыта и средств работодателя. Вторая поправка направлена на урегулирование вопроса о правах на изобретение полезной модели, о правах на промышленные образцы, на топологии интегральных микросхем, программы и базы данных, созданные при выполнении работ по государственному контракту или иному договору, когда такой вопрос не урегулирован в самом этом контракте или договоре. В Патентный закон вводятся положения, устанавливающие последствия нарушения процедур и зарубежного патентования российских изобретений, а также положения, допускающие подачу в других странах заявок на неохраняемые в Российской Федерации объекты без предварительной подачи российских заявок. Последнюю группу поправок составляют поправки, направленные на дальнейшее развитие правового регулирования в данной области и на расширение прав и гарантий заявителей и патентообладателей. В Патентный закон и в Закон "О товарных знаках..." вводится процедура пересмотра патентным ведомством решений, вынесенных с нарушением установленного законом порядка, без необходимости предусмотренного сейчас обжалования таких решений. В Законе "О товарных знаках..." предусматривается возможность разделения регистрации товарных знаков по классам при оспаривании их и при образовании заявок и регистрации товарного знака и коллективного товарного знака. Это даст владельцам товарных знаков возможность поддержания стабильности знака на рынке. Важным представляется предусмотрение в Законе "О товарных знаках..." мер, направленных на борьбу со злоупотреблением исключительным правом и с недобросовестной конкуренцией в связи с товарными знаками. Для этих целей вводятся соответствующие дополнительные основания для оспаривания и признания недействительной регистрации товарных знаков. Патентным законом предлагается предусмотреть при определенных условиях полное освобождение авторов изобретений от уплаты патентных пошлин. Давно ожидаемым патентообладателями является также предусмотрение в законе возможности восстановления действия патентов, которые были утрачены в связи с неуплатой пошлин за их поддержание. К важнейшим ожидаемым результатам принятия и реализации законопроектов следует отнести более полное обеспечение гарантий соблюдения прав заявителей и правообладателей, повышение их заинтересованности в приобретении правовой охраны за счет упрощения процедур и повышения надежности правовой охраны. И второй результат - это сближение положений действующего законодательства с международными договорами Российской Федерации в этой сфере и с положениями соглашений о торговых аспектах в области прав на интеллектуальную собственность, что является необходимым условием присоединения России к Всемирной торговой организации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, прошу поддержать внесенные Правительством законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Иван Игнатьевич Никитчук. Пожалуйста. Включите микрофон. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Георгий Валентинович. Я хотел бы просто попросить докладчиков, учитывая то, что у нас уже время, так сказать, давно закончилось, укладываться хотя бы в пять минут. Мы все читали законы, представляем их содержание. Поэтому чего нас агитировать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо. Поскольку это сразу по всем четырем законопроектам был доклад, то мы извиним докладчика. А Сергея Юрьевича Глазьева тоже попросим сделать содоклад сразу по четырем законопроектам. Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по экономической политике и предпринимательству Сергею Юрьевичу Глазьеву. С места, пожалуйста. Включите микрофон. ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Спасибо, Георгий Валентинович. Уважаемые коллеги, комитет поддержал все эти законопроекты. Правда, далеко не все нормы, которые в них содержатся, бесспорны. Но мы сочли, что концепции этих законопроектов соответствуют задачам, которые мы ставим как законодатели и о которых было сказано в докладе. Главный вопрос, который предстоит окончательно решить во втором чтении, заключается в уточнении прав авторов и разработчиков программ, изобретений и интегральных схем на результаты интеллектуальной собственности, которые были получены при содействии государства в рамках выполнения государственных заказов или контрактов. Дело в том, что, если соответствующие права и обязанности четко определены в контрактах между государством и разработчиком, проблем не возникает, но если в контрактах ничего не сказано, возникает вопрос: все-таки кто же должен быть правообладателем? И наше сообщество изобретателей, программистов, разработчиков интегральных схем, ученых стоит в основном на такой точке зрения: в этом случае все-таки презумпция права собственности на объекты интеллектуальной собственности должна быть у разработчиков, если контрактом не оговорено иное. С точки зрения международной практики и экономической целесообразности эта позиция заслуживает внимательного рассмотрения, потому что, мы знаем, очень часто государство бесхозно относится к своей собственности, не только интеллектуальной, но и любой другой. Поэтому, когда собственником на то или иное изобретение, программу, интегральную схему оказывается государство, не вполне понятно, а в каком именно лице оно выступает - то ли это министерство, то ли это Правительство в целом. То есть все эти вопросы должны быть конкретизированы в соответствующих контрактах, соглашениях, заказах и других договорно-правовых документах. Мы планируем все эти тонкости обсудить и окончательно урегулировать во втором чтении исходя из интересов экономического развития при соблюдении, разумеется, прав государства и уважении интересов разработчиков. Вот с учетом этого замечания мы считаем возможным рекомендовать все эти законопроекты к принятию и доработать их ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Нет вопросов. Надо ли открывать прения? Не надо. Мы переходим к голосованию. Каждый в отдельности я буду ставить на голосование. Ставится на голосование пункт 17 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Комитет поддерживает данный законопроект. Включите режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 42 сек.) Проголосовало за 358 чел. 79,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел. Результат: принято Законопроект принимается. Пункт 18 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем". Мы с вами выслушали оба доклада. Есть ли вопросы? Нет. Надо ли открывать прения? Не надо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем". Позиция комитета - поддержать, комитет поддерживает данный законопроект. Включите режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 44 сек.) Проголосовало за 360 чел. 80,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел. Результат: принято Законопроект принимается.