Заседание № 336

20.01.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 667 по 717 из 4428
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте          
федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской            
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части         
совершенствования правового регулирования лесных отношений", третье чтение.     
Докладчик - Кузьмин Михаил Владимирович, правильно? Да.                         
                                                                                
КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона № 1054506-7 "О внесении изменений в     
Лесной кодекс Российской Федерации...". Он подготовлен в целях реализации       
перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по        
вопросам развития и декриминализации лесного комплекса от 29 сентября           
прошлого года. Законопроект содержит положения, направленные на обеспечение     
проведения в 2021 году в отдельных субъектах Российской Федерации               
эксперимента по осуществлению уполномоченным органом исполнительной власти      
федерального государственного лесного надзора. Законопроект мы приняли во       
втором чтении вчера, 19 января.                                                 
                                                                                
В рамках рассмотрения законопроекта в третьем чтении в связи с важностью        
этого законопроекта, в связи со сложностью этого законопроекта, в связи с       
необходимостью контроля за его исполнением предлагается принять                 
постановление, в котором установить необходимость информирования                
правительством раз в полгода Государственной Думы о ходе реализации закона.     
По представленному законопроекту замечаний правового, лингвистического,         
юридико-технического характера не имеется, все необходимые согласования         
получены.                                                                       
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить от фракций?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 3 нашей повестки, третье       
чтение.                                                                         
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 27 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              344 чел.76,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 335

19.01.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" (принят в первом чтении 15 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1602 по 1694 из 4202
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона "О         
внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные             
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового   
регулирования лесных отношений", второе чтение.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Николай Петрович Николаев.                                          
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен   
доработанный законопроект, он является базовым для реформы лесной отрасли,      
которая реализуется по поручению Президента Российской Федерации, данному по    
результатам совещания по декриминализации лесной отрасли.                       
                                                                                
Поступило довольно много поправок - 65 поправок, но на самом деле это           
поправки трёх авторов, и один из авторов - это правительство, которое           
детально расписало, дало такие развёрнутые уточнения по тем предложениям,       
которые у нас были в концепции законопроекта. Мы внимательно рассмотрели        
поправки, прежде всего они касаются порядка работы федеральной информационной   
системы лесного хозяйства, а также вопросов ведения федерального                
государственного надзора в сфере приёмки, перевозки, переработки и хранения     
древесины. Эти поправки соответствуют тем нормам, которые мы приняли в          
прошлом году в рамках работы над реформой контрольно-надзорной деятельности.    
Сформированы две таблицы: 22 поправки рекомендованы к принятию, 43 поправки -   
к отклонению.                                                                   
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания по таблице поправок № 1 (в ней    
22 поправки)? Нет.                                                              
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              362 чел.80,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
Есть замечания по таблице поправок № 2? Нет.                                    
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    307 чел.                                          
Не голосовало                 143 чел.31,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 2.                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты             
Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных   
отношений", 4-й вопрос нашей повестки, второе чтение.                           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.21,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект   
прошёл необходимые экспертизы, мы просим его рассмотреть в третьем чтении       
завтра, 20 января.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается ваше            
предложение, Николай Петрович.                                                  

Заседание № 330

15.12.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4933 по 5307 из 8142
Пункт 40, проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс      
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в    
части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины". Доклад      
Николая Петровича Николаева.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодняшнее   
выступление Олега Анатольевича напомнило, наверное, что все вопросы,            
связанные с лесом, в этом зале обсуждаются очень и очень остро и                
неравнодушно. Вы знаете, мы проводили под эгидой Государственной Думы           
Национальный лесной форум, мы проводили здесь не одно слушание, и каждый раз    
мы говорили об основной проблеме управления лесами - это отсутствие контроля,   
отсутствие прозрачности и отсутствие информации о наших лесах. Именно           
отсутствие информации и прозрачности приводило к большинству злоупотреблений,   
к большинству скандалов, громких уголовных дел, которые так или иначе связаны   
с лесным комплексом.                                                            
                                                                                
Недавно президент провёл совещание по декриминализации лесной отрасли,          
лесного комплекса, результатом стал перечень поручений, который дал старт       
настоящей реформе лесной отрасли. Первым шагом в этой реформе является          
законопроект, который я представляю вам и от лица авторов, и от лица            
комитета. Этот законопроект полностью посвящён как раз вопросам цифровизации,   
открытости и прозрачности лесной отрасли. Что подразумевает и предлагает этот   
законопроект?                                                                   
                                                                                
Прежде всего, создание единого открытого цифрового геоинформационного           
ресурса, единой информационной базы, в которой не просто будет содержаться      
информация, а будут формироваться все разрешительные, все сопроводительные      
документы, будут зарегистрированы все участники этой отрасли. Вся работа        
лесной отрасли будет абсолютно прозрачно осуществляться в этой единой базе.     
Что это позволит нам сделать? Это позволит блокировать любые трансакции,        
которые так или иначе не стыкуются в части информации по количеству или по      
качеству продукции и заготовленных лесов; это будет блокировка перевозок,       
сделок с древесиной в случае, если будет обнаружена недостоверная информация.   
                                                                                
Очень важно, что этим законопроектом предлагается создать и ввести в действие   
единую электронную форму сопроводительного документа. Не секрет, что сейчас     
вот эта бумажка с синей печатью, которая является сопроводительным              
документом, позволяет легализовать практически любой объём незаконно добытой    
древесины, потому что никто просто не может проконтролировать, откуда эта       
древесина, куда она едет и каково её происхождение.                             
                                                                                
Мы вводим обязательную регистрацию в этой базе всех лесных складов, объектов    
переработки, перегрузки, погрузки. Соответственно, все этапы будут              
зафиксированы: и трансакция, и перевозка, и переход древесины из одного         
пункта в другой - всё будет абсолютно прозрачно.                                
                                                                                
В этой же системе предлагается отражать заключение всех договоров, всех         
сделок, учёт древесины. Это также будет содействовать контролю за оборотом      
древесины. Более того, мы предлагаем расширить сферу надзора и определить,      
что сфера надзора - это в том числе перевозка древесины, выгрузка, погрузка,    
переработка, хранение, то есть надзор будет распространён на все этапы.         
                                                                                
Есть целый ряд норм, которые мы предлагаем непосредственно для борьбы с         
чёрными лесорубами. В частности, мы вводим запрет на пребывание в лесах лиц,    
которые не вправе использовать леса для заготовки древесины, с                  
соответствующими машинами и оборудованием. Ни у кого не будет возможности       
после этого сказать, что он прогуливается по лесу с харвестером или ещё с       
каким-нибудь оборудованием для заготовки древесины.                             
                                                                                
Есть норма, которую мы предлагаем принять для повышения эффективности           
использования лесных угодий и для повышения эффективности передачи лесных       
участков в аренду: установить запрет на предоставление лесных участков в        
субаренду, чтобы исключить бизнес лесных рантье.                                
                                                                                
Также есть норма, которую многие обсуждали, - это норма, направленная на        
повышение эффективности контроля и тушения лесных пожаров. В частности, мы      
предлагаем возложить на арендаторов лесных участков обязанность по тушению      
лесных пожаров.                                                                 
                                                                                
Я думаю, что социально-экономический эффект от введения таких норм абсолютно    
очевиден. Надо сказать, что это только первый шаг в этой глобальной реформе.    
Сейчас уже, насколько я знаю, правительство занимается подготовкой              
законопроекта о лесоустройстве, также будет принят целый ряд нормативных        
актов, в том числе обеспечивающих исполнение поручения президента о запрете     
вывоза круглого леса с 1 января 2022 года.                                      
                                                                                
На заседании комитета мы внимательно рассмотрели этот законопроект. Более       
того, мы проводили онлайн-слушания отдельно по Дальневосточному, Сибирскому,    
Уральскому, Приволжскому федеральным округам, сегодня были Центральный,         
Северо-Кавказский и Южный федеральные округа, и мы зафиксировали все            
пожелания. В частности, это более чёткое определение этапов введения этого      
законопроекта, чёткое определение работы тех элементов, которые должны быть     
отражены в нормативных документах. Мы получили положительное заключение         
правительства.                                                                  
                                                                                
Просим вас поддержать данный законопроект в первом чтении.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Николай Петрович, вот когда закон достойный для обсуждения,         
понимания и принятия, ну, я так и говорю. Поэтому вопросов немного.             
                                                                                
Скажите, а вот наше древнее историческое правило уплаты попенного налога не     
рассматривалось ли, вообще, и не рассматривается ли сейчас в качестве           
какого-то контрольного варианта, когда не просто дерево или, там, я не знаю,    
части дерева?.. Дерево же пилить можно, и там можно представить всё равно       
какую-то другую информацию, которая интересна заготовителю, а вот пенёк-то уж   
никуда не денешь - выкорчёвывать его себе дороже будет. Может быть, это         
всё-таки рассматривать в качестве ещё дополнительного контрольного              
инструмента, чтобы, грубо говоря, эти жулики не обманывали нас как раньше?      
Вот вы введёте эту систему, а она гарантирует стопроцентную уплату?..           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Олег Анатольевич, конечно, в рамках этого законопроекта          
никакие налоговые вопросы не решались и не рассматривались. Другое дело, что    
это большая реформа и нам в обязательном порядке, конечно, нужно будет          
обеспечить принятие не только этого законопроекта, но и законопроекта,          
который сейчас готовится правительством, - о лесоустройстве. В целом реформа    
нам предстоит огромная. Здесь присутствует Сергей Михайлович Аноприенко,        
заместитель министра природных ресурсов и экологии - руководитель Рослесхоза,   
- если Александр Дмитриевич потом даст ему слово или позволит ответить на       
этот вопрос, я думаю, у него можно спросить по поводу планов введения тех или   
иных налогов.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завальный Павел Николаевич.                               
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Николай Петрович, как вы знаете, лесопользованием занимаются не только те,      
кто заготавливает лес, древесину, вывозит, продаёт (и понятно, что закон        
направлен на то, чтобы не было воровства этой древесины), лесопользователи -    
это в то же время пользователи и для охотничьего хозяйства, и, самое главное,   
для недропользования, и там у нас очень много пересечений.                      
                                                                                
И есть вопрос: как скажется на недропользователях введение этого закона?        
Потому что с 1 января закон должен быть введён, это закон совместного           
ведения. Уже есть информация, что это серьёзно повлияет на недропользование,    
- надо внимательно его смотреть. Вы оценивали вот эту ситуацию, как это         
скажется на недропользователях?                                                 
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Да, спасибо большое. Я думаю, что в этом случае                  
недропользователи и все добросовестные лесопользователи будут чувствовать       
себя спокойнее, им не нужно будет ничего бояться, потому что им нечего будет    
скрывать. Вот это, мне кажется, самое главное.                                  
                                                                                
А что касается обсуждения поправок ко второму чтению, мы считаем, что           
недропользователи являются такими же лесопользователями. Объём                  
заготавливаемой древесины огромный, и поэтому контроль за этой древесиной       
должен быть в обязательном порядке, но я абсолютно соглашусь с тем, что (и мы   
много раз поднимали эти вопросы), к сожалению, реализация этой древесины -      
это большой вопрос. В настоящий момент он не определён, так что мы готовы       
работать над этим вопросом тоже.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич.                                    
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Николай Петрович, вы провели большую аналитическую работу,        
видимо, знакомились с опытом работы прежнего губернатора Иркутской области,     
сейчас он экс-губернатор, знакомились не в части статей, по которым он сейчас   
сидит, а я беру его лесную программу. Ознакомившись с теми мерами, которые он   
принимал на территории Иркутской области, и теми мерами, которые вчера были     
представлены в виде указов президента, я с удивлением заметил, что они          
практически совпадают.                                                          
                                                                                
В связи с этим вопрос: вот вы лично считаете, что меры по охране леса,          
которые он принимал и которые привели к кратному увеличению бюджета Иркутской   
области, были верными? И второе: не считаете ли вы, что кто-то, это моё         
предположение, приревновал?.. (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое за вопрос, я понял. Что касается ревности в      
отношении бывшего губернатора Иркутской области, мне сложно сказать что-либо    
по этому поводу.                                                                
                                                                                
А вот что касается сути вашего вопроса относительно тех мер, которые            
принимались в Иркутской области и которые в том числе пересекаются с            
предложениями этого законопроекта, я приблизительно понимаю, о чём вы           
говорите. Вы говорите в том числе о сопроводительных документах, которые        
вводились в качестве эксперимента в Иркутской области. Мы анализировали, и я    
не раз уже выступал по этой теме, обращал внимание, что в отдельно взятом       
регионе построить прозрачную систему контроля за лесом невозможно. Объясню      
почему. Дело в том, что, если вы вводите электронный документ, он должен        
обеспечивать не только контроль за перемещением внутри региона, он должен       
охватывать в том числе и другие регионы. Любой водитель, которого при           
проведении вот этого эксперимента задержали бы в Иркутской области, может       
спокойно сказать, что он везёт из Красноярска в Бурятию, - и всё, он уже вне    
каких-либо контрольных, вот таких локальных мер.                                
                                                                                
Поэтому я считаю, что здесь очень важен именно комплексный подход, не           
отдельно взятая мера, а то, о чём президент написал в поручении: нужно, чтобы   
контроль был начиная от места заготовки и заканчивая покупателем и чтобы ни в   
коем случае эта цепочка не прерывалась. Вот сейчас тоже ЛесЕГАИС есть, но там   
фиксируются только сделки, а что было до и что было после, никто не знает.      
Тогда и не нужно это было, это был первый этап, но сейчас-то уже время          
комплексно решать эту проблему.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боженов Сергей Андреевич.                                 
                                                                                
БОЖЕНОВ С. А. Вопрос Николаю Петровичу.                                         
                                                                                
Ну, прежде всего, я поддерживаю введение предлагаемых норм, мне кажется, это    
очень правильное решение. Вместе с тем проектом федерального закона             
предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2021 года, многие           
положения, как в тексте говорится, - с момента опубликования, а главные         
позиции пунктов 13 и 22 статьи 1 - с 1 января 2022 года. Мне всё-таки           
кажется, что сроки, поскольку мы затянули, вряд ли будут вообще к 1 января      
актуальны, но будут ли готовы технически хозяйствующие субъекты даже с 1        
января 2022 года, если этот срок останется, к исполнению?                       
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое, очень правильный вопрос. Мы обсуждали это с     
регионами, с участниками рынка и с региональными министерствами и               
договорились, что, конечно же, мы должны ко второму чтению прописать очень      
чётко, согласовать этапы вступления в силу этого закона. И конечно, мы          
обсуждали, в том числе и на заседании Совета прозвучало, что это законопроект   
совместного ведения, поэтому мы вернёмся к нему, вот сейчас будет месяц на      
внесение поправок, как только начнём работу в январе, и все эти этапы,          
конечно, также абсолютно широко с регионами обсудим, чтобы ни в коем случае     
реформа не превратилась в коллапс рынка.                                        
                                                                                
Более того, мы договорились, что совместно с правительством будем сейчас        
формировать рекомендации, связанные с нормативным регулированием, - это         
касается того, о чём нам говорят регионы. Действительно, мы понимаем, что       
мера, которая обусловлена поручением президента - с 1 января 2022 года          
прекратить экспорт круглой древесины, - затронет треть экспортного объёма,      
поэтому нам нужно и поддержать лесозаготовителей, и обеспечить наличие,         
создание перерабатывающих мощностей. Это всё в комплексе должно быть.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Петрович, насколько я помню, 15 лет          
создавали систему ЕГАИС, чтобы проследить процесс от разлития до продажи        
спиртосодержащих бутылок. Скажите, пожалуйста, есть ли техническая              
возможность?.. И вот на ту систему потратили 15 миллиардов из федерального      
бюджета - сколько денег необходимо для создания вашей системы контроля и        
насколько технологически это возможно осуществить с 1 января 2021 года? Вы не   
ответили на вопрос предыдущего коллеги.                                         
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Николай Васильевич, я старался как раз именно об этом и          
сказать: с 1 января 2021 года этот закон не будет работать. Ну мы же с вами в   
первом чтении его рассматриваем, я об этом и сказал, и мы вернёмся к нему во    
втором чтении, как только приступим к работе в январе. Вот за этот период мы    
должны определить и внести соответствующие поправки по этапам, реальным         
этапам вступления закона в силу.                                                
                                                                                
Что касается технической возможности, то надо сказать, что здесь мы не          
находимся на нулевом этапе, всё-таки ЛесЕГАИС работает. Да, я большой критик    
этой системы, но мы изучали её: там есть ещё невостребованные и неоткрытые      
возможности (я имею в виду, что неоткрытые с точки зрения доступа), и это       
всё-таки система взаимодействия, которая уже, ну, как-то апробирована.          
                                                                                
Что касается денег, на сегодняшний день в финансово-экономическом обосновании   
заложено более 7 миллиардов рублей на предстоящие три года.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Канаев Алексей Валерианович, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! По-моему, очень подробно в   
ходе дискуссии, в ходе ответов на вопросы всё было изложено - и основная идея   
законопроекта, и цели, и задачи, которые он решает, и даже механизмы, каким     
образом он решает.                                                              
                                                                                
Действительно, в этом законопроекте многое звучит впервые: впервые создаётся    
единая государственная информационная система, которая обеспечит полную,        
абсолютную прозрачность всех процессов, этапов работы с древесиной, начиная     
от лесорубов и заканчивая переработкой; впервые будет автоматизированный учёт   
всех сделок - если они, скажем так, не бьются, будут блокироваться; мы          
возвращаем и поднимаем тему передачи тушения лесных пожаров арендаторам - об    
этом говорили очень часто добросовестные лесопользователи; мы запрещаем         
деятельность так называемых лесных рантье, которые в былые годы получили        
большие наделы и сейчас, практически ничего не имея в своём распоряжении,       
просто передают это в субаренду и получают существенные доходы, сверхдоходы.    
Много вопросов решается впервые, и всё это не просто теоретизирование, это      
всё родилось в дискуссиях, в спорах, это всё появилось в том числе в рамках     
Национального лесного форума, который под эгидой Государственной Думы           
проходил на всех площадках несколько лет. Это всё назревшие решения, которые    
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович. С места.                         
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, мы также поддержим фракцией этот                
законопроект.                                                                   
                                                                                
Я же хочу сказать, что более чем пять лет назад мы принимали 415-й закон,       
который предусматривал контроль и использование каждого ценного дерева,         
каждой делянки, - каждое ценное дерево бралось под контроль этим законом,       
каждая делянка бралась под контроль, с сопроводительными документами, вплоть    
до конфискации всего и вся. То есть 415-й закон, который прописывал создание    
системы учёта и контроля, по существу, приказал долго жить - у меня нет         
никакой уверенности, что в существующей сегодня модели системы управления       
лесным хозяйством любая законодательная инициатива подобного плана снова не     
повиснет в воздухе.                                                             
                                                                                
Надо брать за основу решение глобальных экономических вопросов. Мы не раз       
говорили, что в первую очередь надо разобраться с ценообразованием: почему      
деньги за кубометр древесины оседают в карманах у владельцев, у арендаторов     
этих участков, приближённых к губернатору и к другим людям? Там суммы в 5-6     
раз, а иногда и в 10 раз больше, чем получает государство. Появились бы         
деньги соответствующие! Я не раз приводил примеры, что кубометр хвои на корню   
взять стоит 1,8 тысячи рублей, это платит тот, кому нужен этот кубометр, а      
арендатор, ничего не делая, кладёт 1,8 тысячи себе в карман, при этом           
государство получает максимум 120 рублей. Когда мы это закончим?                
                                                                                
Второе - это всё, что касается наших лесников и участковых лесничих.            
Посмотрите, что у нас с кадровым потенциалом, посмотрите на их зарплату,        
посмотрите на их количество, на каких объёмах сегодня один лесник существует.   
Как мы можем говорить о каких-то системах - о цифровых, о любых электронных?    
Они не будут работать, если мы не наведём элементарный порядок на               
жизнеутверждающих системах, апробированных практикой, практикой и в советское   
время, и в той же Белоруссии, и во многих других западных экономиках. Эта       
система хорошо понятна, она уничтожает и серые схемы, и чёрных лесорубов,       
наводит порядок в лесу. Вот здесь рядом, в Подмосковье, от президентской дачи   
3 километра в сторону - и можно элементарно заблудиться в буреломе в лесах.     
                                                                                
Поэтому считаю, что нам надо - а я это специально говорю для опытного           
хозяйственника, нового руководителя агентства лесного хозяйства, я давно знаю   
Сергея Михайловича, специально для него говорю, - чтобы вот эти важнейшие       
вещи взяли в системную работу, и в конце концов это действительно поможет       
изменить положение дел в лесу и с пожарами, и что касается экономики. Мы        
всегда занимали третье место по прибыли, и Александр Дмитриевич это знает, в    
стране большой объём леса, а сегодня мы несём убытки от лесного хозяйства.      
Ну, этот бардак надо завершать.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Представитель правительства? Нет.     
                                                                                
Сергей Михайлович, хотите что-то сказать?                                       
                                                                                
АНОПРИЕНКО С. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Конечно    
же, закон архиважный для цифровой трансформации всего лесного хозяйства.        
Последовательно коснусь тех вопросов, которые прозвучали. Конечно же, закон     
не затрагивает некую фискальную политику и некие налоговые поступления, он      
касается, повторю, цифровой трансформации и прослеживаемости древесины от       
места заготовки вплоть до вывоза, до экспорта. Эти вопросы отражены в           
поручениях президента, они разделены на два этапа: к первому относятся те, в    
отношении которых мы хотели бы, чтобы они вышли с 1 января, и второй этап - с   
1 мая. Прошу поддержать.                                                        
                                                                                
Владимир Иванович, я услышал замечания, критику в свой адрес.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные      
акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с      
оборотом древесины", 40-й пункт.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.