Заседание № 74
О проекте федерального закона № 105401-6 "О внесении изменения в статью 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (об использовании стационарных ящиков для голосования из полупрозрачного материала).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" докладывает депутат Вадим Георгиевич Соловьёв. Пожалуйста. СОЛОВЬЁВ В. Г., фракция КПРФ. Уважаемый господин председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект закона "О внесении изменения в статью 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Мы предлагаем внести в пункт 10 статьи 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях..." изменение, изложив его первое предложение в следующей редакции: "В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, которые изготавливаются из прозрачного материала". В связи с чем появился этот законопроект? Дело в том, что на выборах различного уровня наблюдателями от КПРФ и других партий неоднократно фиксировались факты массового вброса бюллетеней в избирательные урны. При этом фальсификаторы не считали нужным даже разъединять бюллетени и вбрасывали их целыми пачками. Такие случаи мы фиксировали в Орловской, Ростовской, Саратовской, Тверской областях, в Ставропольском крае, в республиках Мордовия и Марий Эл и в целом ряде других регионов. Так, например, на выборах депутатов Тверской городской Думы 14 октября я сам лично был свидетелем массового голосования и вброса пачек бюллетеней со стороны привезённых на специальных автобусах жителей города Ржева, не имеющих никакого отношения к выборам в городе Твери. Часть нарушений удалось пресечь, и сегодня Следственный комитет рассматривает эти вопросы на предмет возбуждения уголовного дела. Уважаемые коллеги, предлагаемый законопроект вводит дополнительную гарантию повышения доверия граждан к процедуре голосования и выборов в целом посредством размещения в помещениях для голосования стационарных ящиков для голосования, изготовленных из прозрачного материала. Практика применения прозрачных стационарных ящиков для голосования получает всё большее распространение в зарубежных городах и странах, например в Армении, Молдавии, Узбекистане, Туркмении, в городе Днепропетровске и так далее. Переоборудование ящиков для голосования, которые будут использоваться в дальнейшем во всех избирательных кампаниях, можно произвести без дополнительных расходов, за счёт перераспределения средств, выделенных на информирование граждан о выборах, так как применение прозрачных ящиков для голосования само по себе будет способствовать значительному повышению интереса и доверия к выборам со стороны избирателей. В связи с изложенным прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать наш законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя комитета по конституционному законодательству Дмитрия Фёдоровича Вяткина. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллега Поневежский доложит. Пожалуйста. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Законопроектом предлагается дополнить статью 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положением об использовании в помещении для голосования стационарных ящиков для голосования, изготовленных из прозрачного материала. Как уже отмечалось, вопрос, связанный с изготовлением стационарных ящиков для голосования, в настоящее время уже получил своё правовое регулирование. В настоящее время действуют правила, в соответствии с которыми стенки стационарного ящика для голосования изготавливаются из лёгкого прозрачного материала или полупрозрачного материала. Стенки переносного ящика для голосования изготавливаются из лёгкого полупрозрачного материала светопропускаемостью не менее 25 процентов и не более 40 процентов. Кроме того, в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится президентский законопроект, в соответствии с которым в помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждёнными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В качестве стационарных ящиков для голосования могут использоваться также технические средства подсчёта голосов, в том числе программно-технические комплексы для обработки избирательных бюллетеней. Ко всему прочему, рассматриваемый законопроект не содержит нормы, определяющие источники и порядок финансирования расходных обязательств. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" точно так же рекомендует его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Обухов Сергей Павлович. ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ. У меня вопрос к представителю комитета. У нас, в общем-то, этот комитет всегда считался высокопрофессиональным, но вот мы сейчас заслушали его заключение, и... Первое: он ссылается на то, что существует ведомственный нормативный акт Центральной избирательной комиссии. С каких пор у нас наличие ведомственного акта является аргументом в пользу того, что не нужна норма закона? По-моему, норма закона всегда выше ведомственного акта. И второе. Ну, это уже вообще смех, мы, наверное, это будем рассказывать всем студентам юридического факультета МГУ: оказывается, наш законопроект отвергается на том основании, что в Государственной Думе есть ещё какой-то законопроект (замечу в скобках: который наверняка скоро будет отозван президентом, так как будет внесён другой)! Ну и кроме того, норма о прозрачных ящиках предполагает, вообще-то, более широкое применение, не только на выборах в Государственную Думу. У меня вопрос... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос-то? Комитету, наверное, да? Поневежскому включите микрофон. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Вопрос о чём? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Какой вопрос, непонятно, но по-моему, всё ясно было изложено. Действительно было сказано о том, что есть действующая норма и находится на рассмотрении ещё один законопроект - и что? Что особенного? Какие противоречия? Никаких противоречий нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Депутат Романов от фракции КПРФ. Пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я коротко. Естественно, наша фракция поддерживает проект закона. Законодатель должен думать, как усовершенствовать технологии проведения выборов, чтобы было меньше сомнений в их честности, чтобы не было возможности жульничать, надо эту линию проводить, но поразительно, что комитет, который должен бы быть профессионально этим озабочен... Что, забыли уроки прошлого года, забыли, какая волна протеста поднялась по России?! Забыли уже массовые митинги?! Когда мы будем делать простейшие выводы из этих явлений? Уважаемые депутаты из "ЕДИНОЙ РОССИИ", ну, вы вспомните, что вчера происходило, - за восемь минут вы три раза поменяли свою позицию: сначала вы поддержали предложение рассмотреть вопрос о неприкосновенности президента в обычном режиме, то есть спокойно, здраво, - у вас же всё равно большинство, - потом вы колеблетесь, потом вы противоположно голосуете. Если так будем подходить к технологиям выборов, от этой чехарды никакого улучшения ситуации в стране не будет! Недоверие к выборам нарастать будет, доверие к власти будет ещё более ускоренно размываться! Я думаю, что надо поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ещё желающие выступить? Больше нет желающих. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик желает выступить с заключительным словом? Пожалуйста, депутату Соловьёву включите микрофон. СОЛОВЬЁВ В. Г. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что этот законопроект появился не из воздуха и не просто так, он появился в результате анализа того огромного количества нарушений, которые были зафиксированы наблюдателями от КПРФ, от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", от ЛДПР и от других партий на выборах в Государственную Думу шестого созыва, и этот анализ говорит о том, что нарушений была масса, и сейчас мы на своём сайте в Интернете уже вывесили более пяти тысяч конкретных фактов и продолжаем постоянно увеличивать их количество. Анализ практики говорит о том, что избирательное законодательство, по которому мы проводим выборы, нуждается в серьёзной доработке. Мы предложили уже семнадцать законопроектов, в том числе и данный законопроект, направленный именно на то, чтобы сделать выборы более прозрачными, повысить доверие наших избирателей к выборам. Введение таких урн, с нашей точки зрения, как раз во многом могло бы способствовать тому, что доверие к выборам увеличится. Если бы такие факты, когда люди вбрасывают бюллетени, причём не боятся даже пачками вбрасывать, или когда эти пачки появляются в урнах ещё до того, как начинается голосование, мы могли исключить, то и прозрачность выборов, и доверие к результатам значительно увеличились бы. К сожалению, позиция и комитета, и представителей партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" как раз говорит о том, что именно эта партия не заинтересована сегодня ни в объективных, ни в честных выборах, поэтому постоянно даже самые здравые, самые разумные предложения, которые вносятся для того, чтобы повысить доверие к выборам, этой партией отвергаются. Значит, мы делаем вывод, что они заинтересованы не в честных, не в объективных результатах выборов, а именно в таких результатах, которые заранее прогнозируются, точнее, планируется из определённого штаба. В этой ситуации я вынужден напомнить о том, что КПРФ не признала результаты выборов в Государственную Думу шестого созыва. Мы считаем эти выборы нечестными, несправедливыми и не соответствующими международным демократическим стандартам. Или мы вносим свой вклад и совершенствуем технологии выборов, всё, что связано с их организацией, или постоянно в нашей стране будут наблюдаться вот такие массовые выступления граждан, которые захлестнули нашу страну в течение этого года. К сожалению, в фальсификацию втягиваются десятки, сотни, тысячи людей, и скрыть эту ситуацию невозможно, она становится достоянием гласности. Я ещё раз призываю вас более внимательно отнестись к нашим предложениям. Они никак не подрывают основы существующей избирательной системы, наоборот, они направлены на её совершенствование и на повышение доверия. Я прошу поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 33 мин. 09 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел.55,3 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 66
О проекте федерального закона № 105401-6 "О внесении изменения в статью 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (об использовании стационарных ящиков для голосования из полупрозрачного материала).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Просьба перенести 58-й вопрос в связи с болезнью докладчика: Соловьёва сегодня не будет.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич, коллеги подсказывают, что пункты 58 и 57 связаны между собой. Перенести оба? Итак, предложение перенести пункты 57 и 58 - нет возражений? Нет.
Заседание № 63
О проекте федерального закона № 105401-6 "О внесении изменения в статью 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (об использовании стационарных ящиков для голосования из полупрозрачного материала).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В связи с просьбой докладчика депутата Белякова Антона Владимировича просим перенести рассмотрение вопроса 49 повестки дня на 14 декабря. Вопрос 50 повестки дня касается аналогичной темы, поэтому его тоже просим перенести на 14 декабря. Спасибо.
Коллега Плигин предложил перенести 49-й и 50-й пункты повестки дня на 14 декабря. Нет возражений? Переносим.