Заседание № 55
О проекте федерального закона № 105337-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части исключения понятия "образовательная услуга").
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Виктора Владимировича Смирнова. СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по просвещению представляет для рассмотрения в третьем чтении проект федерального закона, суть которого состоит в исключении правового термина "государственная (муниципальная) услуга в сфере образования" и закреплении понятий "объём финансового обеспечения реализации образовательной программы" и "объём финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания". Правовые, юридико-технические и лингвистические замечания по проекту отсутствуют. Комитет по просвещению предлагает принять федеральный закон. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Так, Казакова Ольга Михайловна, Смолин Олег Николаевич, Чернышов Борис Александрович. Пожалуйста, Ольга Михайловна. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Цитирую: "Очень странно, когда про нашу работу говорят "услуга". На мой взгляд и взгляд моих коллег, это неправильно", - сказала учительница истории и обществознания из Ярославля Жанна Торхова на встрече с нашим президентом. И дальше мы с этой учительницей, Жанной Вячеславовной, продолжили разговор на нашей партийной площадке, когда готовили текст законопроекта. Вы знаете, у Жанны Вячеславовны грудной ребёнок, но, несмотря на это, когда я предложила не приезжать в таких сложных обстоятельствах, она сказала: "Нет, я приеду, потому что для нас это настоящая борьба и я должна сделать всё и перед своими коллегами, и перед самой собой, чтобы этот вопрос, эту проблему решить". И конечно, коллеги, вот это является весомым основанием для обращения огромного количества учителей к нам по этому вопросу. Сегодня мы часто слышим такую фразу: мир поменялся навсегда и никогда не будет прежним. И что совершенно точно, коллеги, так это то, что в нашей стране заканчивается, а возможно, уже закончился тот период, когда общественное сознание определялось исключительно размером потребления, когда цена или бренд телефона в коллективе школьников определяли, кто успешен, а кто неудачник. К большому нашему счастью, такое время заканчивается. Абсолютно точно, что определение вклада учителя как услуги - это производное от навязанной нам торгово-коммерческой модели. Такая модель сегодня каждый день стремительно теряет свои позиции, своё влияние, и это фиксируют все - социологи, политологи, это фиксируем мы, когда общаемся с нашими избирателями в регионах. Во многом поэтому, коллеги, актуализировалась дискуссия о том, займут ли достойное место представители социальных профессий в нашем обществе, в нашей жизни. Вот накануне прошли у нас здесь, в этом зале, большие парламентские слушания по теме развития высшего образования. И с этой трибуны не раз звучали вопросы, связанные с отменой понятия услуги в сфере образования. Более того, когда наш коллега Александр Мажуга сказал, что мы уже приняли в первом чтении такой законопроект, касающийся системы образования, ректор медицинского вуза обратился к нашему председателю с предложением, что хорошо было бы нам и в области медицины принять такую же норму, потому что там тоже не услуга - помощь. Коллеги, это ещё больше подчёркивает важность вопроса, который мы сегодня поднимаем. Отменяя понятие услуги применительно к труду наших педагогов, мы абсолютно точно решаем невероятно важную задачу, и социальную, и политическую, подчёркивая роль нашего учителя в обществе и в нашей жизни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. Подготовиться Чернышову Борису Александровичу. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Мы, безусловно, поддержим этот законопроект, несмотря на его явное несовершенство. Поддержим, потому что концепция так называемых услуг является частью системы мёртвого образования, где главное - отчёты, бумаги, деньги, а дети на последнем месте. Мы сторонники образования живого. И хорошо, что хотя бы государство теперь нам услуг оказывать не будет. Однако, коллеги, мы говорили и повторим, что этот закон делает вперёд полшага и немножко боком. Теперь всё, что бесплатное, будет образованием, всё, что за плату, остаётся услугой. Например, дореволюционные церковно-приходские школы - образование, а, Вячеслав Викторович, дореволюционные университеты - услуги, Менделеев был обслуживающим персоналом, а не педагогом. Кстати, и сейчас 60 процентов студентов в России учатся за плату, и, как только у профессора появляются платные студенты, он тоже переходит в разряд обслуживающего персонала согласно концепции этого законопроекта. Многие студенты так и рассуждают: мы вам заплатили, что вы ещё хотите - обслуживайте нас, выдавайте диплом. Понятно, что теория услуг вымывает духовно-нравственное содержание образования. И я, человек нерелигиозный, даже позволю себе процитировать сегодня Евангелие от Матфея. Как говорил Иисус: "...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Вот где услуги, там, соответственно, и мёртвая система образования. Мы неоднократно предлагали законопроекты о полном изгнании услуг из образовательного законодательства: 2011 год - законопроект "О народном образовании", 2017 год - "Об образовании для всех", специальный законопроект об изгнании услуг. И ещё один наш законопроект рассматривается в комитете (к сожалению, получил отрицательное заключение): мы придумали поправку, которая позволила бы достичь компромисса - убрать услуги из закона "Об образовании...". К сожалению, пока всё отклонено. В заключение, коллеги, я позволю себе процитировать вам Президента Российской Федерации: "Давайте подумаем о том, чтобы проработать вопрос корректировки законодательства, чтобы это слово [услуги] никак не было связано с высоким званием учителя и использовалось только в бюджетно-финансовых документах". Закон "Об образовании..." не бюджетно-финансовый документ. Этот законопроект делает шаг вперёд, но поручение президента не выполнено. Мы будем, коллеги, продолжать борьбу за изгнание глубоко порочной концепции образовательных услуг из нашего законодательства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Чернышов Борис Александрович, фракция ЛДПР. ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, принятие данного закона - это реализация поручения Президента Российской Федерации. Фракция ЛДПР поддержит это решение. Помимо всего того, что уже было сказано, вы знаете: безусловно, тема образования для ЛДПР - ключевая тема, ей очень активно занимался Владимир Вольфович Жириновский, активно занимается Леонид Эдуардович Слуцкий. Когда мы говорим про услугу, отменяем само понятие - мы отменяем слова, а смыслы, которые есть в основе деятельности учителей, они-то остаются. Ну а как ещё можно сказать по-другому? Мы как-то должны выравнивать, наоборот, говорить, что учитель - это такая замечательная профессия и вся страна помогает... Страна-то помогает, но вот давайте просто определимся с цифрами. Центральный федеральный округ, рядовой учитель, одна ставка - 18 часов. Так вот, он получает оклад 15 тысяч рублей, плюс 10 процентов, то есть 1,5 тысячи рублей, - за инновационные методы в обучении, плюс 10 процентов - за проверку тетрадей, плюс 10 процентов - это небольшие стимулирующие из местного бюджета, когда речь идёт о молодых учителях, три года они такие деньги получают, плюс 5 тысяч за классное руководство, ну и в некоторых случаях 5 тысяч за напряжённый труд. Давайте всё сплюсуем - такие ли серьёзные деньги он получает? И может ли он ориентироваться на то, что при отмене определённых понятий в законе он начнёт жить по-другому? Да нет. На самом деле это ключевая тема, по которой, может быть, стоит провести парламентские слушания. Помнится, в прошлом созыве министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева, отвечая на вопрос об обеспечении учителей, действительно очень много говорила о серьёзности ситуации, но изменений в их положении не произошло. Сегодня, безусловно, чтобы профессия учителя развивалась, недостаточно дополнительных бюджетных мест в педагогических вузах. Когда молодой человек или девушка - учителя ориентируются на то, куда пойти на первое место работы, где работать, они, безусловно, изучают предложения на рынке труда, и если работа в школе не является приоритетной, не является интересной, то ребята задумаются. Наша главная задача, помимо того чтобы обозначить, что профессия учителя - это призвание, это служение великим ценностям и так далее, ещё и обеспечить этих ребят, чтобы они понимали, что, приходя в школу, они приходят в место, где нужны, где их труд будет оценён всеми участниками образовательного процесса, ну и государством. Именно поэтому нужно поступательно идти дальше, это очень важно для современной школы. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию. Законопроект, вопрос 12, ставится на голосование в третьем чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 49 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 54
О проекте федерального закона № 105337-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части исключения понятия "образовательная услуга").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Виктора Владимировича Смирнова. СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был принят 7 июня. К законопроекту поступило десять поправок: две поправки включены комитетом в таблицу поправок № 1, предлагаемых к принятию, они носят уточняющий, юридико-технический характер; восемь поправок комитетом внесены в таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению, - по мнению большинства членов комитета, предложенные поправки противоречат концепции законопроекта, принятого в первом чтении. Напомню, суть концепции сводится к исключению понятия государственной и муниципальной услуги в сфере образования с сохранением возможности оказания образовательными организациями платных образовательных услуг за рамками реализации федеральных государственных образовательных стандартов, а в негосударственных образовательных организациях - и в рамках исполнения ФГОС. У Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, у Министерства просвещения России, у Правового управления Аппарата Государственной Думы по подготовленному ко второму чтению законопроекту замечаний не имеется. Прошу вас, коллеги, поддержать решение по таблицам поправок и проголосовать за принятие законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 57 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по второй таблице? Есть. Включите режим записи. Это запись на вопросы, пока ещё не голосуем. Покажите список. Я видел, Смолин Олег Николаевич руку поднимал, да? Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я прошу вынести на отдельное голосование всю таблицу поправок № 2 с просьбой разделить её рассмотрение - для сокращения времени - на три блока: поправка 1, поправки 2-4 и поправки 5-8. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, ну, поскольку все поправки на отдельное голосование вынесли, нам пока нечего голосовать. Пожалуйста, по поправке 1 мотивируйте. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить, что мы поддержали законопроект в первом чтении и намерены поддерживать его дальше, но при этом была договорённость, во-первых, что наш законопроект, ранее внесённый, будет рассматриваться как альтернативный, а во-вторых, что мы постараемся ко второму чтению доработать данный законопроект. К сожалению, обе эти договорённости соблюдены не были. В итоге этот законопроект делает, я так сказал бы, полшага вперёд и немножко боком. Напомню, в чём заключается концепция законопроекта, который мы сегодня принимаем: всё в образовании, что бесплатно, за счёт бюджета, - всё это не услуги, это образование; всё в образовании, что за деньги, - это соответственно услуги. Я хотел бы в связи с этим напомнить, что все аргументы, которые мы выдвигаем против образования как услуги, равно относятся и к платному, и к бесплатному образованию. Первый аргумент, образование не есть сфера услуг, это есть сфера производства, причём самая главная - воспроизводства самого человека. Второе, образовательные отношения качественно отличаются от отношений обслуживания, поскольку здесь результат зависит не от одной стороны, как в обслуживании, а от обеих сторон. Как говорят, если вам давали хорошее образование, это ещё не значит, что вы его получили. И третье, концепция образовательных услуг равно унижает труд педагога независимо от того, работает он в бюджетном учреждении или в частной организации. Поправкой 1 мы предлагаем некий компромиссный вариант. Я сейчас даже, пожалуй, прочитаю этот текст. Мы предлагаем дополнить статью закона "Об образовании..." пунктом 36, в котором было бы записано: "образование на возмездной основе - осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счёт средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании на возмездной основе (применительно к гражданским правоотношениям - договорам об оказании платных образовательных услуг)". То есть мы сохраняем возможность работы Гражданского кодекса и законодательства о бюджете и налогах, где употребляется понятие платных образовательных услуг, для того чтобы из закона "Об образовании..." в полном объёме исключить понятие образовательных услуг. Таким образом, наша поправка позволяет, что называется, сохранить и волков, и овец. Мы просим поддержать это предложение в качестве компромиссного, в этом суть поправки 1. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет. Включите микрофон на трибуне. СМИРНОВ В. В. Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет не считает возможным поддержать поправку 1, поскольку она увязана со всеми остальными поправками, это первое. Второе, в иерархии юридических законодательных актов кодексы имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы, поэтому мы не считаем возможным вносить в федеральный закон "Об образовании..." поправки, которые противоречили бы терминологии Гражданского кодекса Российской Федерации, так мы ещё больше ситуацию запутаем. Третье, в сфере образования оказываются услуги, связанные с присмотром, уходом за детьми, и ряд других услуг, которые не связаны с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов. Вот с учётом всех изложенных доводов комитет не счёл возможным поддержать поправку 1 и просит, коллеги, её не поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 26 мин. 08 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6 % Результат: не принято Отклоняется. По поправкам 2-4, пожалуйста, Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. По поправкам 2-4. Уважаемые коллеги, прежде всего я хочу сказать, что Конституция Российской Федерации не знает никакого ранжирования федеральных законов. У нас есть Конституция, есть законы о поправках к Конституции, есть федеральные конституционные законы и есть федеральные законы. Все федеральные законы имеют равный статус. Это я хотел бы напомнить уважаемому Виктору Владимировичу, как юристу, хотя сам я не юрист. Тем из нас, кто думает, что кодексы имеют более высокий статус, я позволю себе напомнить: за время работы прошедшей Думы в закон "Об образовании..." было внесено 50 изменений (что, конечно, очень много и говорит о несовершенстве этого закона и о том, что мы были правы, когда голосовали против него), в Гражданский кодекс - 45, в Налоговый - 192. Так что думать, что кодексы более устойчивы, чем другие законы, мягко говоря, несерьёзно. Теперь по сути дела, уважаемые коллеги. Я вам хочу напомнить, что означает концепция принимаемого сегодня закона на практике. Вот представьте себе государственный детский сад - там дают образование, там воспитанники; в частном детском саду образование не дают - там оказывают услуги, хотя, между прочим, родители получают компенсацию за воспитание детей в частном детском саду. Дальше, государственная школа - там в основном дают образование, в частной школе оказывают услуги; коллеги, кто был в частной школе, прекрасно понимает, что отношение абсолютно аналогичное. Дальше, если в государственной школе появляются секции, кружки и так далее на платной основе - там тоже не дают образование, а оказывают услуги. В музыкальных школах - услуги, образования там нет. Техникумы, колледжи одних ребят учат и воспитывают, других обслуживают, хотя они могут быть в одних и тех же группах. Где логика? Профессор в университете, приходя на лекцию, студентов, которые на бюджете, учит и воспитывает, остальных - обслуживает, то же самое в аспирантуре. Где логика? Я, кстати, напомню, что в Российской Федерации в вузах только 40 процентов учатся за бюджетные деньги, а 60 процентов - за внебюджетные. В частных высших учебных заведениях, если выделяются бюджетные места, там образование, в остальных случаях - обслуживание. Где логика, коллеги? Ну и наконец, у нас сейчас политические элиты очень любят досоветские системы и говорят, что вот в досоветский период всё было замечательно, - я вам тогда напомню, что согласно этой концепции закона настоящее образование было, например, в ЦПШ - в церковно-приходских школах, - поскольку оно было бесплатным, а вот в университетах было обслуживание, образования там не было. Менделеев, например, который говорил, что обучение без воспитания - меч в руках сумасшедшего... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СМОЛИН О. Н. А что, три минуты прошло, да? Ещё раз повторю, Менделеев, например, который утверждал, что обучение без воспитания - меч в руках сумасшедшего, оказывается, никого не учил и не воспитывал, он только оказывал эти самые услуги. Не надо впадать в юридический фетишизм, прежде всего нужно исходить из здравого смысла. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. Пожалуйста. СМИРНОВ В. В. Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые коллеги! Наш комитет ни в коем случае не предлагает впадать в фетишизм, тем более юридический. Но помимо Конституции Российской Федерации есть ещё теория права и государства, на основе которой и законодательное творчество в том числе осуществляется. Что касается конкретных поправок, с учётом отклонения поправки 1 все они утрачивают смысл, поскольку в каждой из них используется понятие, предложенное в поправке 1, поэтому поправки 2, 3 и 4 прошу вас, коллеги, отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 2 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 30 мин. 55 сек.) Проголосовало за 81 чел.18,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 82 чел. Не голосовало 368 чел.81,8 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 3 из той же таблицы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 21 сек.) Проголосовало за 80 чел.17,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 80 чел. Не голосовало 370 чел.82,2 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 4 из той же таблицы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 47 сек.) Проголосовало за 81 чел.18,0 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6 % Результат: не принято Отклоняется. Теперь по поправкам 5-8. Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, а теперь о Гражданском кодексе. У нас очень часто юристы вступают в союз писателей и толкователей законов, но не всегда в союз читателей. Поскольку я не юрист, то я законы периодически читаю. Начну с того, уважаемые коллеги, что статья 779 Гражданского кодекса не знает образовательных услуг. Читаю: "По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги..." - и так далее. Во второй части мы видим: "Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских..." - и так далее, - "...услуг по обучению". Никаких образовательных услуг в Гражданском кодексе нет. Это ещё не всё. Давайте откроем 782-ю статью Гражданского кодекса, часть первую, и прочитаем: "Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов". Перевожу на русский язык: если следовать этой части Гражданского кодекса, то при отчислении студента из частного вуза или с внебюджета в государственном вузе вы обязаны вернуть ему все полученные деньги. Вот к чему приводит, мягко говоря, странная трактовка концепции платных образовательных услуг в законе "Об образовании...". Уважаемые коллеги, мы убеждены, что нам необходимо продолжать работу над законом, для того чтобы в конце концов концепция так называемых образовательных услуг из образовательного законодательства ушла полностью. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. СМИРНОВ В. В. Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые коллеги! На заседании комитета, где обсуждались те поправки, по которым сейчас идёт дискуссия, как раз и был поставлен вопрос, в том числе рассмотрено и моё предложение о необходимости продолжения работы над Федеральным законом "Об образовании...", в том числе в части уточнения положений, где используется договор об образовании. Что касается, Олег Николаевич, цитирования Гражданского кодекса, 779-й и 782-й статей Гражданского кодекса, то я прошу обратить внимание, что там речь идёт о договоре об обучении, а обучение - это иной термин, который самостоятельно закреплён в понятийном аппарате Федерального закона "Об образовании...". И ещё раз обращаю внимание: с учётом отклонения поправки 1 обсуждаемые поправки не имеют смысла, поскольку там используется терминология, предусмотренная в поправке 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 5 из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 13 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 85 чел. Не голосовало 365 чел.81,1 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 36 сек.) Проголосовало за 79 чел.17,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 79 чел. Не голосовало 371 чел.82,4 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 59 сек.) Проголосовало за 79 чел.17,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 79 чел. Не голосовало 371 чел.82,4 % Результат: не принято Ставится на голосование поправка 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 36 мин. 22 сек.) Проголосовало за 82 чел.18,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 82 чел. Не голосовало 368 чел.81,8 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", пункт 36. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 36 мин. 54 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принят единогласно во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. СМИРНОВ В. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые юридические процедуры, поэтому мы просим поставить его для рассмотрения в третьем чтении на завтра. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завтра, да? Не будет возражений, коллеги? Нет. Включаем в завтрашнюю повестку.
Заседание № 47
О проекте федерального закона № 105337-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части исключения понятия "образовательная услуга").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 43, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Алёны Игоревны Аршиновой. АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, хочу подчеркнуть, что данный законопроект находится в некоторой степени под контролем нашего президента Владимира Владимировича Путина, потому что именно по его поручению мы, по сути, подготовили этот проект. 24 сентября 2021 года была встреча президента с педагогами, где учителя сказали, что понятие "образовательная услуга" не прибавляет авторитета в образовательной среде и в среде родителей, и очень попросили убрать эту формулировку. Я подчеркну, весьма точно подметил секретарь Генсовета нашей партии Андрей Анатольевич Турчак, который является соавтором законопроекта, что сама концепция образования как услуги ошибочна, не соответствует нашим национальным традициям, ведь учитель не оказывает услугу. Данный законопроект является межфракционным, в числе авторов представители всех парламентских фракций, поэтому я думаю, что эта инициатива будет поддержана и что это станет, наверное, таким важным вкладом в повышение престижа труда учителя. Мы понимаем и, когда рассматривали в комитете, говорили, что, наверное, таких инициатив, по повышению престижа и авторитета учителя, у нас много, но мы намерены принимать все эти инициативы одну за другой, тем более в таком работающем созыве, в таком хорошем составе комитета, особенно тогда, когда наше правительство стало особенно подвижным, и особенно потому, что мы сейчас делаем акцент на национальных приоритетах в системе образования, будь то среднее образование или высшее. Я хочу подчеркнуть, что у законопроекта есть техническая сторона. Предваряя какие-то вопросы, хочу просто подчеркнуть, что у нас понятие "платные образовательные услуги" используется в правоотношениях, которые возникают в рамках гражданского законодательства. В связи с этим исключение указанного термина из федерального закона не представляется возможным - мы консультировались с юристами, - но суть в том, что, когда мы говорим о государственной и муниципальной услуге, вот это понятие уже исключается. Мы вносим изменения в федеральный закон, направленные на исключение термина "государственная и муниципальная услуга", и вводим такие понятия, как "реализация образовательной программы", "объём финансового обеспечения реализации образовательной программы" и "объём финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания", с отсылкой, конечно, на бюджетное законодательство. Коллеги, очень прошу единогласно поддержать этот законопроект. Будем рады ответить на ваши вопросы. Спасибо за внимание. И приглашаю сюда выступить с содокладом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Виктора Владимировича Смирнова. СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет, рассмотрев обсуждаемый законопроект, отмечает, что авторы законопроекта, выполняя поручение президента, исключают понятие "образовательная услуга". Коллеги, но я акцентирую ваше внимание, что в поручении президента - и авторы законопроекта этой логике следуют - речь идёт об исключении понятия "образовательная услуга" не в целом из законодательства Российской Федерации, а только из законодательства об образовании. С учётом того что понятие образовательной услуги из законодательства об образовании исключается, авторы предложили альтернативную замену, которая, на наш взгляд, в полной мере отражает те конституционные механизмы гарантий прав граждан на получение образования, которые существуют на сегодняшний день, ничем не ухудшая положение наших юных сограждан и их родителей. Более того, в понимании комитета, мы не должны вообще отказываться от услуг, оказываемых образовательными организациями гражданам по их желанию. Речь идёт не о реализации основных образовательных программ, которые финансируются за счёт бюджета, а о тех дополнительных возможностях, которые образовательные организации могут предоставить для развития ребёнка, - это факультативные занятия, это кружки и иные формы организации досуговой деятельности детей, осуществляемые на базе наших образовательных организаций. И ещё один немалосущественный момент, уважаемые коллеги. Авторы законопроекта исходили из того, что принятием закона мы не должны создавать коллизию с Гражданским кодексом, и комитет их в этом поддерживает. Как уже отметил докладчик, у нас в Гражданском кодексе среди оказания возмездных услуг предусмотрены отдельно услуги по обучению. И в связи с этим, уважаемые коллеги, нам кажется, в предлагаемом законопроекте найдена оптимальная правовая конструкция, которая позволяет, с одной стороны, изъять понятие "образовательная услуга" в той части, в какой ею интерпретировалась деятельность по реализации образовательных программ, а с другой стороны, сохранить все возможности для участия наших детей - обучающихся, не только детей, речь и о студентах может идти, безусловно, - в реализации тех дополнительных программ, которые образовательная организация может предоставить за рамками программ, финансируемых из соответствующего бюджета. Коллеги, с учётом того что среди авторов законопроекта - представители всех фракций в Государственной Думе, мы выражаем надежду на его единодушную поддержку. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Романенко Роман Юрьевич, пожалуйста. РОМАНЕНКО Р. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Алёне Игоревне. Если мы уберём понятие "услуга", не отразится ли это на объёме прав родителей? В частности, останется ли у них право требовать качественного образования для своих детей-школьников? АРШИНОВА А. И. Уважаемый Роман Юрьевич, спасибо большое за вопрос. Вы правильно делаете на этом акцент, потому что все заинтересованы в том, чтобы убрать это понятие, но при этом все хотят остаться равноправными участниками образовательного процесса. Родители согласно закону № 273-ФЗ "Об образовании..." продолжают оставаться равноправными участниками образовательного процесса, и они будут влиять в том числе на защиту своих детей, это их право. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. У меня вопрос к обоим уважаемым докладчикам. Уважаемые коллеги, 31 августа, через шесть дней после заседания Госсовета, на котором президент об этом говорил, группой депутатов - Геннадием Зюгановым, Мельниковым и Смолиным - был внесён законопроект о том самом исключении из образовательного законодательства понятия образовательных услуг. Скажу больше, этот законопроект гораздо более соответствует поручению президента, чем тот, который мы принимаем сейчас. Цитирую: "...проработать вопрос корректировки законодательства, чтобы это слово никак не было связано с высоким званием учителя и использовалось бы только в бюджетно-финансовых документах". Подчёркиваю, в бюджетно-финансовых документах, а закон "Об образовании..." не является бюджетно-финансовым документом, как всем нам прекрасно известно. Коллеги, сразу говорю, я буду убеждать фракции поддержать законопроект, который сегодня вынесен на рассмотрение. Но у меня вопрос: почему грубо нарушен Регламент Государственной Думы и почему законопроект, внесённый значительно раньше... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аршиновой включите микрофон. АРШИНОВА А. И. Уважаемый Олег Николаевич, Регламент никак не мог быть нарушен, потому что прерогатива принимать решение об альтернативности дана комитету. Комитет очень внимательно рассмотрел этот вопрос и принял решение, что эти законопроекты не являются альтернативными, у них совершенно разные концептуальные подходы. Законопроект, о котором вы говорите, исключает из законодательства понятие "платные образовательные услуги", причём вносит изменения аж в семь федеральных законов. А законопроект, который мы сейчас обсуждаем, сохраняет этот термин, так как это требование гражданского законодательства, и вносит изменение лишь в один федеральный закон. Кроме того, авторы того законопроекта не пришли на заседание комитета для рассмотрения по существу инициативы, поэтому она была отложена. И ещё немаловажный фактор, почему мы не можем затягивать рассмотрение этого важного законопроекта: учителя, все педагоги ждут его вступления в силу до начала учебного года. И кстати, вы являетесь соавтором принимаемого законопроекта, что я считаю плюсом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харченко Екатерина Владимировна. ХАРЧЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алёна Игоревна практически ответила на мой вопрос, он состоял в следующем: когда планируется принять в третьем чтении? Потому что к новому учебному году и учителя, и родительское сообщество, безусловно, ждут это решение, чтобы было понимание того, что не услуги оказывают, а занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Александр Дмитриевич, вот с учётом того, может быть, что утром было принято решение о создании рабочей группы... Всё-таки это такой, знаете, концептуальный вопрос - об образовании, вносим поправки в закон "Об образовании...", а с учётом отказа от Болонской системы и так далее, я так понимаю, этот вопрос будет прорабатываться. Вот мнение-то моё: нужно ли сейчас как-то точечно?.. Безусловно, правильный подход, всё мы поддержим, проголосуем сейчас, но концептуально-то мы не рассмотрим, то есть вот сейчас как бы блох вылавливаем... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, это уже выступление, а не вопрос. По ведению - Олег Николаевич Смолин. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Я хотел, чтобы мне дали возможность завершить вопрос, но вопрос докладчиком уже был понят. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Прошу поставить время - я от фракции. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Сразу говорю, у меня хорошая память, и я помню, что подписал и этот законопроект, и от этого не отказываюсь. Я буду убеждать фракции поддержать этот законопроект, хотя, с моей точки зрения, коллеги из Комитета по просвещению вели себя, мягко скажем, не очень прилично. Что значит "разные концептуальные подходы"? Альтернативные законопроекты отличаются не одним концептуальным подходом, они отличаются тем, что предмет один, в данном случае это исключение услуг. Совершенно очевидно, что поручение президента одно, и совершенно очевидно, повторяю, что законопроект, который был подготовлен нами, ближе к поручению президента, чем тот, который мы сегодня рассматриваем. Это первое. Второе. Чем различаются законопроекты? Они различаются вот чем, коллеги. Наши коллеги (и я вместе с ними) пошли на уступки финансовым органам, которым неудобно менять собственные документы, подзаконные акты, поэтому сохранили в полном объёме понятие платных образовательных услуг. Дело в том, что, вообще, услуга (или не услуга) не зависит от того, кто платит - государство или гражданин. Если это услуга, то услуга. Но может быть, не менее важно и другое. Коллеги, возникает довольно абсурдная ситуация: я, как профессор университета, прихожу читать лекцию на курс, где половина студентов учится на бесплатной основе, а половина - на платной, и, оказывается, одним я даю образование, а другим оказываю эти самые услуги. Между прочим, в России на бюджетной основе учится 40 процентов студентов, а на внебюджетной основе учится 60 процентов студентов. Так что мы, естественно, будем давать поправки ко второму чтению, уважаемые коллеги, для того чтобы постараться улучшить ситуацию. Теперь о том, почему, несмотря на всё это, я призываю депутатов поддержать законопроект? Коллеги, по одной простой причине: он делает пусть небольшой, пусть, на мой взгляд, немножко кривой, но всё-таки шаг вперёд в отношении изгнания этого понятия "услуги". И существует несколько очень серьёзных аргументов за это исключение - не только потому, что учителя недовольны понятием "услуги", есть и другие аргументы. Вот вам, по крайней мере, два. Аргумент первый. Все современные серьёзные экономисты говорят, что образование не относится к сфере услуг. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время - выступление от фракции. СМОЛИН О. Н. Повторяю, все серьёзные экономисты говорят, что образование не относится к сфере услуг. Есть по этому поводу разные мнения, есть даже мнение, что образование сейчас занимает то место, которое когда-то занимало тяжёлое машиностроение: производство средств производства для производства средств производства, потому что оно формирует человеческий потенциал, который потом превращается в человеческий капитал со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я всегда говорю моим коллегам-педагогам: вы не сфера услуг, вы сфера производства, причём самая важная - сфера воспроизводства самого человека. Аргумент второй, коллеги. Мне довелось присутствовать при дискуссии представителя госвуза - Высшей школы экономики Ирины Абанкиной и ректора частного вуза Татьяны Ивановны Козловой, которая, кстати, была преподавателем права у Дмитрия Анатольевича Медведева. Так вот, представитель частного вуза объясняла представителю госвуза, почему образование - это не услуга. А знаете почему? Да потому, что здесь совершенно другие отношения, не такие, как при обслуживании: вы пришли в парикмахерскую, подставили голову - результат от вас не зависит. В системе образования результат зависит от обеих сторон, это субъект-субъектные отношения. Не зря наш знаменитый педагог Михаил Щетинин, когда я впервые пришёл к нему в лицей, на вопрос о том, сколько у вас преподавателей, ответил мне: "350". "А сколько у вас учеников?" - "350". Действительно, не только мы учим наших учеников и студентов, но и они учат нас, или, как сказал ругаемый ныне, но от того не поглупевший Маркс, дети должны учить своих родителей. Это два главных аргумента. Ну и к идеологическому аргументу добавлю ещё вот что, коллеги. Тут заботятся о правах родителей, а я думаю вот о чём: когда старшеклассники или студенты понимают, что к ним пришёл человек оказывать услуги, они к нему относятся как к слуге, как к обслуживающему персоналу, а когда они понимают, что образование - это не услуга, у них другое отношение. Уважаемые коллеги, мы просим вас, несмотря ни на что, поддержать этот законопроект. И надеюсь, что злоупотребление правом... да, право комитета - определять, альтернативные или неальтернативные законопроекты, неплохо только было бы правом не злоупотреблять. Мы просим поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ивенских Ирина Валентиновна, пожалуйста. С места. ИВЕНСКИХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Очевидно, что использование понятия "образовательная услуга" в законодательстве об образовании сводит деятельность педагога к количественным, больше экономическим, статистическим показателям взамен показателей качества образования, его воспитательного воздействия, искажает важность и многогранность профессии учителя. Знаю это не понаслышке, работала долгое время в школе, знаю, как чувствительны учителя к термину "образовательная услуга". Предлагаемые изменения позволят исключить неоднозначность толкования законодательства Российской Федерации в части использования понятия "государственная и муниципальная услуга в сфере образования", а также выстроить гармоничные взаимоотношения между участниками образовательных правоотношений, в том числе в части роли педагога в осуществлении важнейшей социально значимой задачи по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" с особым вниманием относится ко всему, что связано со школой и образованием, понимая, что в этих вопросах нет мелочей. А в таком вопросе, как уважительное отношение к профессии учителя и бережное отношение к формированию ценностной среды школы, важна каждая формулировка. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чернышов Борис Александрович. ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего, разрешите мне не согласиться с оценкой работы Комитета по просвещению. На самом деле при всех спорах, которые бывают в комитете, достаточно слаженно команда сегодня работает, достаточно чётко отражает перспективные направления в общем образовании и достаточно чётко работает по тем законопроектам, которые находятся в портфеле Государственной Думы. Когда мы говорим об образовательной услуге, конечно же, мы должны немного глубже смотреть. Знаете, у нас очень сейчас всё легко вписывается в общую канву Болонской системы. Я думаю, что, отменяя Болонскую систему, мы так скоро придём и к законопроектам, связанным с нефтяной отраслью, перекинемся куда-нибудь на межгосударственные отношения. Вот хорошо, что мы нашли такую болевую точку, это правда, в самом деле. В системе образования, когда мы говорим про образовательную услугу, мы тоже можем говорить, что именно из-за этого понятия у нас всё складывается так, как у нас иногда складывается: где-то несправедливо, где-то весьма спорно. Но это не так - мы должны, когда говорим про систему общего образования, смотреть в корень. А в корне этой проблемы очень много явлений, и это прежде всего вопрос базового оклада для учителей. Конечно же, когда люди, относящиеся к святой профессии - школьный учитель, получают абсолютно разную зарплату в разных субъектах, это ведёт к очень простому явлению: некоторые учителя уезжают в другие регионы. По сути, крупные субъекты Российской Федерации с большой бюджетной комплектацией пылесосят (конечно, в кавычках) замечательные педагогические кадры, и мы с этой проблемой сталкиваемся. Нагрузка на учителей и уважение к профессии - это тоже вопросы, которые сводятся к качеству. Мы ведь систему, связанную с образовательной услугой, сводим к одному простому вопросу - вопросу качества образования. А когда мы говорим про логику услуги в отношении единого государственного экзамена, то, конечно же, здесь всегда мы будем сталкиваться с понятием "услуга". Если учитель качественно выполнял свои профессиональные обязанности, ну, тогда родители говорят: "Да, ребёнок сдал хорошо единый госэкзамен, он всё хорошо делал". Но всё это опять же сводится не совсем к тем понятиям, которые мы сегодня обсуждаем. Если можно, я одну минуту дополнительно возьму. Выступление от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЧЕРНЫШОВ Б. А. И конечно, когда мы говорим про дополнительное образование, про кружки, про платное образование, когда главный, как модно говорить, KPI в системе дополнительного образования - это количество внебюджетных средств, привлечённых в общеобразовательную организацию, то есть сколько тот или иной учитель дополнительно школьников затянул в тот или иной кружок, за который они платят, - это тоже система, связанная с этой услугой. Да, мы уберём понятие из закона, но логика-то останется, поэтому комплексно нужно решать эту проблему. Между тем фракция ЛДПР, безусловно, поддержит данный законопроект. Мы очень благодарны авторам данного законопроекта, потому что действительно ключевые вопросы и позиции, которые ставились и в поручении Президента Российской Федерации, и на самом деле многими нашими избирателями, сегодня учтены. ЛДПР голосует за, и, конечно же, ЛДПР сегодня голосует за качественное, хорошее и на самом деле лучшее образование - за российское образование. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Просто хотел дать одно терминологическое пояснение. Услуга - это когда мы делаем для человека то, чего он сам хочет. Но в образовании ни ученики, ни даже их родители в принципе не могут знать, что именно им нужно, чему их надо научить. Правда, в законе остаётся понятие платной образовательной услуги для тех случаев, когда учащиеся или их родители сами, так сказать, заказывают музыку и сами её оплачивают, но именно общее образование - это не услуга, потому, что просто учат не тому, чего ученики хотят, а тому, что им может в дальнейшем понадобиться. Кстати, к медицине понятие услуга тоже относится в тех же пределах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик? Аршиновой включите микрофон. АРШИНОВА А. И. Уважаемые коллеги, ещё раз тоже хочу подчеркнуть, что на самом деле исключение платных образовательных услуг просто нецелесообразно и даже невозможно, потому что договор об оказании платных образовательных услуг по своей правовой природе является гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг, объектом гражданских прав по которому согласно статьям 128 и 779 Гражданского кодекса являются платные образовательные услуги. Ещё, кстати, хотела добавить, что не согласна с мнением Олега Николаевича. У нас ни одна процедура не нарушена, и прискорбно, что у Олега Николаевича есть претензии к приличию. У нас комитет действительно очень дружный, как подчеркнул Борис Александрович Чернышов, мы всегда стараемся очень внимательно относиться ко всем инициативам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Пожалуйста, Смирнов. СМИРНОВ В. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, комитет, безусловно, внимательно рассмотрит все поправки, но я ещё раз акцентирую внимание: мы исходили из той логики, что, принимая изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", мы не должны создавать коллизию с Гражданским кодексом Российской Федерации, внося сумятицу в образовательное поле. И второй момент, крайне важный. Глубокоуважаемый Олег Николаевич, когда профессор на кафедру поднимается - я не профессор, но так же, как и вы, на кафедру перед студентами поднимаюсь, - он реализует соответствующую образовательную программу. Я в этом глубоко убеждён. И точно, если соответствующим образом преподаватель себя ведёт, ни один студент не воспринимает его как слугу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", пункт 43. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 31 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.