Заседание № 205
О проекте федерального закона № 105336-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения перечня объектов государственной экологической экспертизы при строительстве, реконструкции хозяйственных объектов на Байкальской природной территории).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Михаил Викторович Щапов. ЩАПОВ М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на решение важной для жителей прибайкальских территорий проблемы, из-за которой ограничивается их доступ к государственным услугам. Короткая предыстория. Законопроектом устраняется ошибка, допущенная в 2014 году, когда было введено требование о прохождении обязательной экологической экспертизы при строительстве любых объектов, включая школы, детсады, ФАПы, жильё, на Байкальской природной территории. То, что это ошибка, было понятно сразу, против выступали и научное сообщество, и общественность, и власти Иркутской области и Республики Бурятия. С момента принятия решения в 75 процентах муниципалитетов обоих регионов была фактически парализована работа по строительству школ, детских садов, домов культуры, и до сих пор проблема полностью не решена. То, что режим экологической экспертизы на прибайкальской территории необходимо ослаблять, было признано и Президентом России: 14 августа 2017 года он дал поручение министерству природных ресурсов к 1 декабря 2017 года внести изменения в законодательство, направленные на ослабление режима экологической экспертизы в отношении объектов социального значения на Байкальской природной территории. Однако до сих пор правительственный вариант законопроекта не внесён в Государственную Думу. На данный момент представленный законопроект - единственный, решающий проблемы местных жителей, и единственный, направленный на исполнение поручения главы государства. Немного о сути вопроса. Байкалу, как объекту всемирного наследия, требуется максимальная защита, для этого территория вокруг озера разделена на ряд зон с разным уровнем режима экологической защиты, нас интересуют две из них. Первая - Байкальская природная территория, она включает в себя территорию, расположенную в пределах порядка 200 километров от озера Байкал. В частности, в Иркутской области, в границах Байкальской природной территории, находится почти 600 населённых пунктов, и в том числе сам город Иркутск, и проживает 58 процентов населения региона, порядка полутора миллионов человек. В Байкальскую природную территорию входит несколько зон, и центральная экологическая зона - это зона в пределах порядка 50 километров от озера, для которой установлены наиболее жёсткий природоохранный режим, и здесь проживает порядка 130 тысяч человек. В 2014 году были внесены поправки в закон "Об экологической экспертизе" и в закон "Об охране озера Байкал", в результате чего запрещается строительство новых хозяйственных объектов и реконструкция действующих без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации. Под действие норм подпадают объекты всех четырёх категорий опасности, установленных постановлением правительства № 1029. К первой и ко второй категориям относятся экологически опасные производства, предприятия по добыче руд, сбору и обработке сточных вод и так далее, а к третьей и четвёртой - остальные объекты, включая школы, детские сады, медицинские учреждения, жильё. Таким образом, на территории радиусом около 200 километров с населением полтора миллиона человек без заключения государственной экспертизы нельзя построить практические ничего крупнее сарая. Основная проблема заключается в том, что под требования подпадают объекты социального назначения на всей Байкальской природной территории: школы, детские сады, даже спортивные площадки должны проходить экологическую экспертизу. В центральной экологической зоне это более чем оправданно: защита Байкала требует крайне внимательного отношения к любому объекту, который может нанести вред озеру, но в 100, в 150, в 200 километрах от озера никакого влияния на экологию Байкала эти объекты не оказывают, и это подтверждено статистикой. Начиная с 2014 года, когда вступили в действия указанные положения, накоплена достаточная практика, чтобы оценить целесообразность применения экологической экспертизы на Байкальской природной территории. За первые два года экологическую экспертизу прошли 383 проекта, из которых 136 - это проектная документация объектов социальной сферы. По всем 136 проектам экспертная комиссия вынесла положительное заключение, то есть эксперты не усмотрели в школах и в детсадах опасности для экологии озера. Очевидно, что заложенная в нашем законопроекте идея сохранения Байкала, как ценнейшего ресурса чистой питьевой воды, никак не реализуется посредством столь жёстких требований по экологической экспертизе, зато это приводит к огромным бюджетным расходам и к снижению качества жизни местных жителей: сама экспертиза стоит порядка 200 тысяч рублей, но стоимость всего комплекса работ по её прохождению оценивается в сумме до полутора миллионов рублей, а срок экспертизы может составить до полугода. Простой пример, к чему это ведёт. В 2017 году в Иркутской области было запланировано строительство 15 ФАПов на Байкальской природной территории. На прохождение только экспертизы нужно было потратить 9 миллионов рублей, что примерно равно объёму затрат на ещё один ФАП, то есть в каком-то из посёлков люди не получили доступ к элементарным медицинским услугам только потому, что мы должны проверять влияние на экологию озера ФАПов, расположенных в 200 километрах от озера. Таким образом, мы просто расходуем бюджетные средства на длительную и бессмысленную процедуру, которая никак не защищает экологию озера, но снижает темпы обеспечения наших граждан необходимыми госуслугами. Внесённым мной на рассмотрение Государственной Думой пакетом поправок предлагается решение данной проблемы. Я предлагаю сохранить экологическую экспертизу в качестве обязательной для всех четырёх категорий объектов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, это на территории в радиусе порядка 50 километров от берега озера, и здесь должны оставаться самые жёсткие нормы. На остальной территории Байкальской природной территории, то есть в зоне от 50 до 200 километров, экспертизу должны проходить только объекты, несущие реальную угрозу экологии озера, - это объекты I и II категорий. Таким образом, идея сохранения первозданной чистоты Байкала остаётся для нас приоритетной, при этом предлагаемый законопроект позволяет устранить барьеры для развития социальной сферы, для строительства объектов социального, культурного и спортивного назначения. На законопроект получено полтора десятка положительных отзывов, включая отзыв правительства Иркутской области, отзывы Республики Бурятия, Забайкальского края, научных, общественных, экологических организаций. Вместе с тем на законопроект получен отрицательный отзыв правительства, он формальный и никак не оспаривает приведённые мною аргументы. В связи с изложенным прошу поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович, присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Владимирович Бурматов, председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды. БУРМАТОВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Михаил Викторович нам подробно рассказал о том, что он предлагает освободить от экологической экспертизы школы, детские сады, дома культуры, ФАПы, которые строятся в непосредственной близости от Байкала, в ряде зон, в том числе в буферной экологической зоне Байкала, в экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории. Но в законопроекте, который мы с вами сейчас рассматриваем, не говорится про школы, детские сады, дома культуры или ФАПы, там говорится о том, что предлагается освободить от экологической экспертизы объекты III и IV категорий опасности. Коллеги, я позволю себе перечислить, что такое объекты III и IV категорий опасности (чтобы вы понимали): производственные базы, фабрики, склады, объекты хранения и реализации сжиженного газа, каменного угля, нефтепродуктов, объекты подготовки нефтеналивных цистерн, объекты приёма и обработки лома чёрных металлов (это тоже объекты III и IV категорий опасности), я не говорю о торговых центрах и гостиницах, которые тоже являются объектами III и IV категорий опасности. Поэтому давайте для начала зафиксируем, что законопроект не про школы и не про ФАПы, он про все объекты, в том числе про те, которые я перечислил, и нам их предлагают строить рядом с Байкалом, а именно: в буферной экологической зоне Байкала и в экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории. Что означают эти две зоны? Это водосборная площадь озера Байкал, это зона 544 водотоков, которые ежегодно приносят в Байкал воду, то есть это, проще говоря, зона питания озера. Вы можете себе представить строительство нефтебазы в такой зоне? В буферной экологической зоне есть два заповедника - это горные и горно-таёжные заповедники, рядом с которыми нам предлагают разрешить строительство складов и нефтебаз без экологической экспертизы. Нам могут сказать: может, они там не будут появляться, может, там эти базы никому не нужны, там будут только школы и детские сады. Мы проанализировали, значит, в то время, в лихие 90-е, там их уже понастроили, мы нашли множество таких объектов: ООО "Восточно-Сибирский вторчермет", ООО "Иркутская нефтяная компания", ООО "Регион", ООО "Валэнси" и так далее; то же самое в Республике Бурятия; я уж не говорю про огромное количество многочисленных торговых центров. То есть в смутное время там уже понастроили чёрт-те что, и нам сейчас предлагают открыть, что называется, ворота и без экологической экспертизы продолжить пускать туда вот этих товарищей. То есть нам мало накопленного экологического вреда от деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, мало сотен гостиниц, которые построены вообще без всякой документации!.. Кстати, понятно, почему Иркутская область дала положительное заключение: там недавно был скандал с этими заводами, которые строят на берегу Байкала, чтобы в Китай воду продавать, - она на строительство заводов тоже дала положительное заключение, а теперь всё демонтировать приходится. Вообще без документов фактически их строили, как потом выяснилось, - коллеги, вот нам точно это надо? Я за то, чтобы строить больницы, школы, потому что мы без них прожить не сможем, и поручение президента дословно звучит так: уточнить перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории в целях упрощения строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Но в этом законопроекте говорится не про объекты социальной инфраструктуры, а про все объекты III и IV категорий опасности, поэтому я предлагаю сегодня этот проект закона отклонить. Наш комитет его не поддерживает, как не поддерживает его большинство регионов, не поддерживают его ГПУ и Правительство Российской Федерации. По нашей информации, Минприроды в правительство внесло свою версию законопроекта, в соответствии с которой разрешается строить именно школы, больницы, ФАПы и дома культуры, а не всякие там нефтеналивные базы и прочие торговые центры. И надо идти по пути исполнения поручения президента, а не играть в поддавки с теми коммерсантами, которые рады на Байкале построить ещё что-нибудь грязное. По данным, которые нам были представлены Правительством Российской Федерации и Минприроды, в ближайшее время правительственная версия должна поступить в Государственную Думу, и мы предлагаем вместе с фракцией КПРФ, вместе со всеми нашими коллегами по Государственной Думе поработать над версией исполнения поручения президента, а не над версией игры на коммерческие интересы определённых товарищей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить есть? Тоже нет. Заключительное слово будет, Михаил Викторович? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 28 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 90
О проекте федерального закона № 105336-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения перечня объектов государственной экологической экспертизы при строительстве, реконструкции хозяйственных объектов на Байкальской природной территории).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Прошу рассмотрение вопроса 38 перенести на более позднее время в связи с болезнью автора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенос.
Итак, коллега Коломейцев предложил рассмотрение вопроса 38 перенести с сегодняшнего заседания на более поздний срок. Нет возражений? Нет возражений. Принимается.